Борода
Один из главных признаков иконографии ликов святых мужей в зрелом возрасте. По различию форм Б. в иконописных подлинниках названия их форм определяются сравнением с Б. особо чтимых святых, начиная с праведников и заканчивая преподобными. Например, «брада доле Захарии пророка», могут быть такие дополнения как «… узка, концы маленько подвоилися» или «брада Павла апостола», «брада Николина» – свт. Николая Мир Ликийских, «брада аки Сергиева» – св. прп. Сергия Радонежского, «брада аки Антипина» – епископа Пергамского, много ссылок на Б. Космы и Дамиана, напр., у Иоанна Златоуста: «… брада аки Козмина, кудрявата», и т.п. Персонально описываются особенности Б. только у некоторых Святителей, а именно у Иоанна Златоуста – «браду… малу и зело ретку, размесну велию», у Макария Александрийского «брада по колени долга, а от колен двумя космами повилась до земли»

(сведения по Б. см.: «Иконописный подлинник» С. Большакова, М., 1903). Седая Б. всегда считалась символом мудрости и почетной старости.
