Роберт Тафт (католик, архимандрит)

Источник

Об авторе. Роберт Френсис Тафт

Биография

Роберт Ф. Тафт родился 9 января 1932 г. в г. Провиденс, штат Род-Айленд, в католической семье среднего класса. Глава семьи юрист Джеймс Л. Тафт происходил из известного американского рода, к которому принадлежали президент Уильям Говард Тафт (1857–1930) и сенатор Роберт Альфонсо Тафт (1889–1953). Мать Кэтрин МакГраз была учительницей из семьи ирландо-американцев. По воскресеньям и праздникам вся семья обязательно присутствовала на мессе.

Роберт поступил в старшую школу Академия Ла-Саль (LaSalle) в Провиденсе, которая содержалась орденом Братьев христианских школ (Freres des ecoles chretiennes). 14 августа 1949 г., получив аттестат зрелости, он подал прошение в новициат (послушничество) Общества Иисуса провинции Новая Англия в г. Шадоубруке, штат Массачусетс. Один из наставников сообщил послушникам, что в Нью-Йорк из Китая прибыла община иезуитов русско-славянского обряда1250 во главе с о. Фредериком Уилкоком SJ (1905–1985). Ранее эти иезуиты содержали интернат для детей русских эмигрантов в Шанхае, но когда после революции 1949 г. оттуда началось бегство белых эмигрантов, опасавшихся принудительной репатриации в СССР, иезуиты нашли себе новое пристанище в США. В Фордамском университете Нью-Йорка они основали русский центр, которому дали имя Владимира Соловьёва. Гостями центра часто были известные православные богословы Г. Флоровский, И. Шаховской, А. Шмеман, И. Мейендорф, читавшие там популярные лекции. В Уэстонском колледже Роберт Тафт прошёл программу изучения русского языка и написал магистерскую работу о мировоззрении Владимира Соловьёва, после чего прослушал курс лекций по русской истории в Бостонском колледже.

По окончании курса философских наук Роберт был причислен к ближневосточной миссии и в 1956 г. пассажирским теплоходом отправлен вместе с группой иезуитов в Ирак. Через 2 недели плавания они прибыли в Бейрут, далее автомобилем добрались до Дамаска, а затем тракторным караваном достигли Багдада. Вскоре начался Суэцкий кризис, приведший к ухудшению положения иностранцев в арабских странах. Летом 1957 г. Тафт приехал в Ливан, где познакомился с исследователем восточных литургий Хуаном Матеосом SJ (1917–2003), занимавшимся изучением древних сирийских рукописей. Матеос рекомендовал Тафту специализироваться в литургике и указал на необходимость прочесть труды отцов западной литургиологии Антона Баумштарка и Йозефа Юнгманна. Тафт наряду со штудированием академических монографий, самостоятельно провёл несколько полевых исследований и записал литургические обычаи различных восточных христиан в Ираке. В 1957 г. в журнале «Иезуитские миссии» появилась его первая статья «От Детройта до Захо», где он описал епископскую хиротонию халдейского иерарха Каса Тумы Раиса.

В 1958 г. Роберт Тафт вернулся в США и подал заявление о переходе в византийский обряд. 6 декабря 1959 г. он был посвящён в сан диакона, а в 1963 г. хиротонисан в сан Пресвитера русинским греко-католическим епископом Николаем Елько.

После рукоположения о. Роберт отправился в Папский Восточный институт и поселился в Русской коллегии св. Терезы Младенца Иисуса (Руссикуме). В 1965–1970 гг. он прослушал курс литургики, написал ряд статей и докторскую работу «Великий вход» под руководством профессора Хуана Матеоса, который тем временем решил перейти в библеистику, передав замысел написания исчерпывающих работ о византийском богослужении ученикам: Р. Тафту, М. Арранцу, С. Ханерасу и др. После защиты доктората и утверждения в звании профессора в 1970 г. Роберт Тафт отправился в Бельгию для углублённого изучения восточных языков в Лувенском университете. С 1973 г. он начал постоянное преподавание и научное руководство в качестве ординарного профессора литургики Папского Восточного института. Кроме того, с 1974 г. он ежегодно проводил семинары и руководил диссертациями в Университете НотрДам (США) наряду с чтением лекций во многих академических учреждениях мира по истории литургии.

В 1975 г. вышел его труд «Великий вход», ставший бестселлером в своём классе и выдержавший 4 издания. В 1986 г. книга «Литургия часов на Востоке и Западе» Ассоциацией католической печати США признана лучшим богословским изданием года. В 2007 г. согласно статутам Восточного института Роберт Тафт оставил должность профессора по возрасту, но продолжил активную научную деятельность. Он является автором около 900 публикаций, в том числе многих статей для «Оксфордского словаря по византинистике» (1991 г.).

Титулы и награды

– Почётный профессор Папского Восточного института

– Вице-ректор Папского Восточного института

– Консультант Конгрегации Восточных церквей

– Член наблюдательного совета Школы религиозных исследований Католического университета Америки.

– Делегат по русским делам Генерального настоятеля Общества Иисуса, 1989–1990 гг.

– Член комитета Епископской конференции США по экуменическому диалогу с Восточными Православными Церквами, 1978–1994 гг.

– Главный редактор монографической серии «Orientalia Christiana Analecta» (Рим)

– Почётная степень Колледжа Св. Креста в Вустере, 1990 г.

– Медаль Йоханнеса Квастена за отличие в исследованиях и лидерство в религиозных науках от Католического университета Америки, 1990 г.

– Доктор восточных церковных наук

– Трижды почётный доктор теологии

– Титулярный архимандрит с правом ношения двух крестов

– Член Британской Академии

– Почётный президент Института литургических исследований Украинского Католического университета (Львов)

– Член международного учёного совета Центра славяно-византийских исследований им. Ивана Дуйчева при Университете им. св. Климента Охридского (София)

– Член и бывший президент Международного литургического общества

– Член-основатель Североамериканской академии литургии

– Основатель и бывший президент Общества восточной литургики

– Член Национального комитета США по византийским исследованиям

– Почётный член Петербургского общества византийских исследований

– Член Всемирной Академии русинской культуры

– Основатель и главный редактор серии «Восточные анафоры»

– Член издательского совета журналов «Worship», «Logos», «Eucharistia» и пр.

– Член попечительского совета Свято-Филаретовского института (Москва)

Основная библиография

Монографии

1. The Great Entrance. А History of the Transfer of Gifts and other Preanaphoral Rites of the Liturgy of St. John Chrysostom

1-e издание: OCA. Rome: PIO, 1975. № 200. xl + 485 p.

2-e издание, пересмотренное: Rome, 1978. XLII + 490 p. = A History of the Liturgy of St. John Chrysostom. Vol. II: The Great Entrance. A History of the Transfer of Gifts and Other Preanaphoral Rites of the Liturgy of St. John Chrysostom;

3-e издание, стереотипное: Rome, 1994;

4-e издание, пересмотренное: Rome, 2004.

Русский перевод: История Литургии свт. Иоанна Златоуста. Т. 2. Великий вход: История перенесения даров и других преданафоральных чинов. Омск, 2010. XLIV + 464 с.

2. The Liturgy of the Hours in the Christian East: Origins, Meaning, Place in the Life of the Church [Литургия часов на христианском Востоке: происхождение, значение, место в церковной жизни]. Ernakulam: Cochin КСМ Press, 1984. XI + 303 р.

3. Beyond East and West. Problems in Liturgical Understanding [Между Востоком и Западом. Проблемы в литургическом понимании] // NPM Studies in Church Music and Liturgy. Washington, DC: The Pastoral Press, 1984. X + 203 p.

2-е пересмотренное и расширенное издание: Rome: ЕОС, 1997. Репринт: 2001. 318 р.

Итальянский перевод: Oltre l’oriente е l’occidente. Per una tradizione liturgica viva. Pubblicazione del Centro Aletti. № 21. Rome: Lipa, 1999. 355 p.

Чешский перевод: Život z liturgie. Tradice Východu i Západu. Olomouc: Centrum Aletti, 2008. 431 s.

4. The Liturgy of the Hours in East and West. The Origins of the Divine Office and its Meaning for Today [Литургия часов на Востоке и Западе. Происхождение богослужений суточного круга и их значение в настоящее время]. Collegeville: The Liturgical Press, 1986. XV + 410 p.

2-e пересмотренное издание: Collegeville: The Liturgical Press, 1993. XIX + 421 pp.

Итальянский перевод: La Liturgia delle Ore in Oriente e in Occidente. Le origin! dell’Ufficio divino e il suo significato oggi // Testi di teologia. Milano, 1988. № 4. 544 p.;

Французский перевод: La Liturgie des Heures en Orient et en Occident. Origine et sens de l’Office divin // Mysteria. Turnhout: Brepols, 1991. № 2. 390 p.

5. A History of the Liturgy of St. John Chrysostom, vol. IV: The Diptychs [Диптихи] // OCA. Rome: PIO, 1991. № 238. XXXIV+214 p.

Румынский перевод: О Istorie a Liturghiei Sfântului Ioan Cura de Aur, vol. IV: Dipticele. Cluj-Nepoca: Editure Renasterea, 2008.

6. Taft R.F., Farrugia E. S.J., Теология на литургията и теология на символа [Богословие литургии и богословие символа]. София, Нов Български университет – Rome: PIO, 1992. С. 11–95: Византийското Богослужение. Кратка история.

7. The Byzantine Rite. А Short History // American Essays in Liturgy. Collegeville: The Liturgical Press, 1993. 84 p.

Французский перевод: Le rite byzantin. Bref historique // Liturgie. Collection de recherche du Centre national de pastorale liturgique. Paris: Éditions du Cerf, 1996. № 8.

Итальянский перевод: Storia sintetica del rito bizantino // Collana di pastorale liturgica. Vatican: Libreria Editrice Vaticana, 1999. № 20.

Русский перевод: Византийский церковный обряд. Краткий очерк / Чекалова А.А. (пер.) // Серия «Византийская библиотека». СПб: Алетейя, 2000.160 с.

Венгерский перевод: А Bizanci Ritus. Rovid Tortenete // Varia Byzantina – Bizanc Dilaga. X. Budapest: Bizantinologiai Intezti Alapitvany, 2005.

Румынский перевод: Ritul Bizantin, scurta istorie //Logos si simbol. Alba lulia: Editura Reîntregirea, 2008. № 10. 118 c.

Чешский перевод: Strucne dejiny byzantske liturgie. Praha, 2008.

8. Liturgy in Byzantium and Beyond // VCSS CS494. Aldershot/Brookfield: Ashgate-Variorum, 1995. XIV + 352 pp.

9. (Соавтор), Congregazione per le Chiese Orientali, Il grande Giubileo del Duemila e le Chiese orientali cattoliche. Sussidio pastorale. Vatican: Libreria Editrice Vaticana, 1999. 137 pp.

10. Il Sanctus nell’anafora. Un riesame della questione [Санктус в анафоре. Пересмотр вопроса]. Rome: EOC, 1999. 73 pp.

11. A History of the Liturgy of St. John Chrysostom. Vol. V: The Precommunion Rites [Предпричастные чины] // OCA. Rome: PIO, 2000. № 261. 573 pp.

12. Divine Liturgies – Human Problems in Byzantium, Armenia, Syria and Palestine [Божественная литургия – социальные проблемы в Византии, Армении, Сирии и Палестине] // NCSS CS716. Aldershot / Brookfield: Ashgate-Variorum, 2001.

13. А partire dalla liturgia. Perché è la liturgia che fa la Chiesa [Постепенно через литургию. Как литургия созидает Церковь] // Pubblicazioni del Centro Aletti. Rome: Lipa, 2004. 443 p.

14. Through Their Own Eyes. Liturgy as the Byzantines Saw It [Своими собственными глазами. Литургия глазами византийцев]. Patriarch Athenagoras Orthodox Institute – The Paul G. Manolis Distinguished Lectures, 2005. Berkeley: InterOrthodox Press, 2006.172 p.

15. А History of the Liturgy of St. John Chrysostom. Vol. VI: The Communion, Thanksgiving, and Concluding Rites [Причащение, благодарение и заключительные чины] // ОСА. Rome: PIO, 2008. № 281. 857 рр.

16. Liturgy: Model of Prayer – Icon of Life. An Orthodox-Catholic Liturgical Retreat [Литургия: способ молитвы – икона жизни. Православно-католические духовные размышления]. Fairfax VA: Eastern Christian Publications, 2008. 176 p.

Итальянский перевод: Liturgia: Modello di preghiera, icona di vita // Betel–brevi saggi spirituali. Rome: Lipa, 2008. № 27. 215 p.

17. Stručné dějiny byzantské liturgie [Краткая история византийской литургии]. Praha, 2008. 87 pp.

18. Как растут литургии // Развитие византийской Литургии. Серия «Lex orandi». Киев: Quo vadis, 2009. С. 77–118.

Редактирование

19. (Соредактор), Christianity among the Slavs [Христианство среди славян]. The Heritage of Saints Cyril and Methodius. Acts of the International Congress Held on the Eleventh Centenary of the Death of St. Methodius, Rome, October 8–11, 1985, under the direction of the Pontifical Oriental Institute. Edited by Edward C. Farrugia, S.J., Robert F. Taft, S.J., Gino K. Piovesana, S.J. // OCA. Rome: PIO, 1988. № 231. IX + 409 pp.

22. (Соредактор), Il 75° anniversario del Pontificio Istituto Orientale [75-й юбилей Папского Восточного института]. Atti delle celebrazioni giubilari, 15–17 ottobre 1992, a cura di Robert F. Taft, S.J., e James Lee Dugan, S.J. // OCA. Rome: PIO 1994. № 244. 318 pp.

23. (Редактор), The Christian East. Its Institutions & Its Thought. A Critical Reflection [Христианский Восток. Его установления и мысль. Критическое размышление]. Papers of the International Scholarly Congress for the 75th Anniversary of the Pontifical Oriental Institute, Rome, 30 May –5 June 1993, edited by Robert F. Taft, S.J. // OCA. Rome: PIO, 1996. № 251.

24. (Редактор), The Armenian Christian Tradition [Армянская христианская традиция]. Scholarly Symposium in Honor of the Visit to the Pontifical Oriental Institute, Rome, of His Holiness Karekin I, Supreme Patriarch and Catholicos of All Armenians, December 12,1996, edited by Robert F. Taft, S.J. // OCA. Rome: PIO, 1997. No 254.197 p.

25. (Соредактор), Crossroad of Cultures [Перекрёсток культур]. Studies in Liturgy and Patristics in Honor of Gabriele Winkler, edited by Hans-Jürgen Feulner, Elena Velkovska, and Robert F. Taft, S.J. // OCA. Rome: PIO, 2000. № 260. 744 pp.

26. (Соредактор), Acts of the International Congress Comparative Liturgy Fifty Years after Anton Baumstark [Акты Международного конгресса сравнительной литургики «50 лет спустя после Антона Баумштарка»] (1872–1948), Rome, 25–29 September 1998, edited by Robert F. Taft, S.J. and Gabriele Winkler //OCA. Rome: PIO, 2001. № 265.

27. (Редактор), The Formation of a Millennial Tradition: 1700 Years of Armenian Christian Witness [Образование тысячелетней традиции: 1700 лет армянского христианского свидетельства] (301–2001). In Honor of the Visit to the Pontifical Oriental Institute, Rome, of His Holiness Karekin II, Supreme Patriarch and Catholicos of All Armenians, November 11, 2000 // OCA. Rome: PIO, 2004. № 271.

28. (Редактор), The Armenian Surb Patarag or Holy Sacrifice of the Eucharist [Армянский Сурб-Патараг, или Святая Жертва Евхаристии]. Выходит из печати в 2011 г.

* * *

Докторские диссертации под руководством проф. Роберта Тафта

Диссертации были защищены в Папском Восточном институте, если не указано иначе. В круглых скобках приведена дата публичной защиты; если дата не указана, то диссертация не была завершена.

1. John Moolan [Джон МУЛАН] The Period of Annunciation-Nativity in the East-Syrian Calendar: Its Background and Place in the Liturgical Year [Период Благовещения-Рождества в восточно-сирийском литургическом году] (15 июня 1984 г.).

2. Laurence Daniel Huculak, OSBM [Лаврентий Даниил ГУЦУЛЯК] The Divine Liturgy of St. John Chrysostom in the Kievan Metropolitan Province during the Period of Union with Rome [Божественная литургия свт. Иоанна Златоуста в Киевской митрополии в период Унии с Римом] (1596–1809) (18 ноября 1985 г.).

3. Paul Meyendorff [Павел МЕЙЕНДОРФ] The Liturgical Reforms of Nikon [Литургические реформы Никона] (Университет Нотр-Дам, 5 ноября 1986 г.).

4. Habtemichael Kidane OFMCap, [Хабтмикаэль КИДАНЕ] L’Ufficio Divino della Chiesa Etiopica, con riferimento particolare alle due ore principal! [Богослужение Эфиопской церкви с особым вниманием к двум главным часам] (23 февраля 1990 г.).

5. Pauly Kannookadan [Паули КАННОКАДАН] The East Syrian Lectionary: An Historico-Liturgical Study [Восточно-сирийский лекционарий: историко-литургическое исследование] (29 мая 1991 г.).

6. Abraham-Andreas Thiermeyer [Абрахам-Андреас ТИР-МАЙЕР] Das Euchologion Ottoboni Gr. 434 (Palästina 1174/75) (1 апреля 1992 г.).

7. Joseph Weiss, SJ [Джозеф ВАЙС] The Jesuits and the Liturgy of the Hours: The Tradition, its Roots, Classical Exponents, and Criticism in the Perspective of Today [Иезуиты и литургия часов: традиция, её корни, классический тип, критика и современная перспектива] (Университет Нотр-Дам, 12 ноября 1992 г.).

8. Elena Velkovska [Елена ВЕЛКОВСКА], Il Praxapostolos A.b.V (XI secolo) della Biblioteca di Grottaferrata (28 июня 1994 г.).

9. Paulose Maniyattu [Паулосе МАНИЯТТУ], The Salvific Significance of Spacetime in the East Syrian Qurbana. The Liturgical Symbolism of the East Syrian Qurbana: Text and Commentaries [Спасительное значение пространства-времени в восточно-сирийской Курбане. Литургический символизм восточно-сирийской Курбаны: текст и комментарии] (диссертация была начата под руководством проф. Эдварда Килмартина, SJ, († 16 июня 1994 г.) и затем передана под руководство проф. Тафта; 29 мая 1995 г.).

10. John Klentos [Джон КЛЕНТОС], Monastic Liturgy in Twelfth Century Constantinople. The Studite Rite according to the Typikon of Evergetis [Монашеская литургия в Константинополе XII века. Студийский обряд по Эвергетидскому типикону] (Codex Athens Ethnike Bibliotheke 788) (Университет Нотр-Дам, ноябрь 1995 г.).

11. Claudio Gugerotti [Клаудио ГУДЖЕРОТТИ], I riti di ordinazione e la Cilicia armena [Чины хиротонии и Армянская Киликия] (28 июня 1996 г.).

12. Gheorghi Minchev [Георгий МИНЧЕВ], I Nuovi Fogli Slavi del Sinai (un frammento glagolitico del X sec.). Origin!, classificazione e rapporti con l’Euchologium Sinaiticum ed i Fogli di KrylovUspenskij [Новые Синайские славянские листы (глаголический фрагмент X в). Происхождение, классификация и сопоставление с Синайским евхологием и Листами Крылова-Успенского] (диссертация подготовлена под руководством проф. Тафта в Папском Восточном институте, но без уведомления была защищена в Яггелонском университете Кракова в октябре 1996 г.)

13. Daniel Michael Findikyan [Даниел Микаел ФИНДИКЯН], The Commentary on the Armenian Daily Office by Bishop Step’anos Siwnec’i († 735): Edition and Translation of the Long and Short Versions with Textual and Liturgical Study [Комментарий на армянские богослужения суточного круга епископа Степаноса Сюнеци († 735): издание и перевод пространной и краткой версий с текстуальным и литургическим исследованием] (23 июня 1997 г.).

14. Stephen Hawkes-Teeples [Стивен ХОуКС-ТИПЛЗ], SJ, Praise of God in the Twilight of the Empire: The Divine Liturgy in the Works of St. Symeon of Thessalonika [Прославление Бога на закате империи: Божественная литургия в творениях св. Симеона Солунского] (17 июня 1997 г.).

15. Thomas Pott [Томас ПОТТ], OSB, La réforme liturgique byzantine. Étude du phénomène de l’evolution non-spontanée de la liturgie byzantine [Византийская литургическая реформа. Исследование феномена неспонтанного развития византийской литургии ] (22 апреля 1999 г.).

16. Gregorios А. Ioannides [Грегориос А. ИОАННИДИС], Il manoscritto Barberini greco 390: edizione e commento liturgico (13 ноября 2000 г.).

17. Antoine Gebran [Антуан ДЖЕБРАН], Il Venerdì santo nel rito Siro-maronita [Великая Пятница в сиро-маронитском обряде] (25 января 2002 г.).

18. Mark Morozowich [Марк МОРОЗОВИЧ], Holy Thursday in the Jerusalem and Constantinopolitan Traditions. The Liturgical Celebration from the Fourth to the Fourteenth Centuries [Великий Четверг в иерусалимской и константинопольской традициях. Литургическое богослужение с IV по XIV вв.] (14 июня 2002 г.).

19. Marcel Mojzeš [Марцел МОЙЗЕШ] Analisi metodologica di alcune tendenze e tentativi per una riforma liturgica nelle Chiese di tradizione bizantina nel XXо secolo [Методологический анализ некоторых тенденций и попыток литургической реформы церквах византийской традиции в XX веке] (17 июня 2003 г.)

20. Gregor М. Hanke [Грегор М. ХАНКЕ], OSB, Vesper und Orthros des Kathedralritus der Hagia Sophia zu Konstantinopel. Eine strukturanalystische und entwicklungsgeschichtliche Untersuchung unter besonderer Berücksichtigung der Psalmodie und der Formulare in den Euchologien [Вечерня и утреня кафедрального чина Святой Софии в Константинополе: стуктурно-аналитическое и историческое исследование с особым вниманием к псалмодии и евхологическому формуляру] (Высшая философско-богословская школа Санкт-Георген, 29 октября 2003 г.)

21. Alexander Rentel [Александр РЕНТЕЛЬ], The 14th Century Patriarchal Liturgical Diataxis of Dimitrios Gemistos. Edition and Commentary [Патриарший литургийный диатаксис XIV века Димитрия Гемиста. Издание и комментарий] (15 января 2004 г.)

22. Igor Vasylyshyn [Игор ВАСЫЛЫШИН], Типикон Исидора Дольницкого и его происхождение.

23. Berj Kouloumian [Берж КУЛУМЯН], L’unzione degli infermi nella Chiesa Armena Apostolica [Помазание больных в Армянской Апостольской церкви].

24. Vassa Earin [Васса ЛАРИНА] The Hierarchal Divine Liturgy in Arseni] Suxanov’s Proskinitarij: Text, Translation, and Liturgical Analysis of the Entrance Rites [Архиерейская Божественная литургия в «Проскинитарии» Арсения Суханова: текст, перевод и литургический анализ входных чинов] (Университет Людвига Максимилиана, Мюнхен, 2008 г.)

* * *

1250

Ветвь иезуитов византийского обряда была создана генеральным настоятелем Владимиром Ледуховским в 1930 г. в ходе миссионерской деятельности Римско-католической церкви среди русских эмигрантов, см. об этом известное критическое эссе К.Н. Николаева «Восточный обряд» 1950 г. (переиздано в Москве в 2005 г.). К настоящему времени делегатура русско-византийского обряда в Обществе Иисуса упразднена, но общины иезуитов, живущих по обряду, похожему на обряд РПЦ, сохранились в коллегии «Руссикум» в Риме и некоторых других местах Запада.


Источник: Статьи [по литургике] / Роберт Френсис Тафт. - Омск: Голованов, 2010-. / Т. 1: Литургика. – [Пер. с англ. С.В. Голованова]. - 2010. - 478 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle