Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Вопрос 8. О благодати Христа как Главы Церкви

Далее нам надлежит рассмотреть благодать Христа как Главы Церкви, под каковым заглавием наличествует восемь пунктов: 1) является ли Христос Главой Церкви: 2) является ли Он Главой людей в том, что касается их тел, или же только в том, что касается их душ: 3) является ли Он Главой всех людей: 4) является ли Он Главой ангелов: 5) является ли благодать Христа как Главы Церкви той же самой, что и Его благодать по навыку как частного человека: 6) присуще ли Христу быть Главой Церкви: 7) является ли дьявол главой всех нечестивых: 8) можно ли называть главой всех нечестивых антихриста.

Раздел 1 Является ли Христос Главой Церкви?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христу как человеку не приличествует быть Главой Церкви. В самом деле, голова сообщает чувства и движения членам. Но духовное чувство и движение, то есть благодать, не сообщены нам Человеком Христом, поскольку, как говорит Августин, «Христос посылает Духа Святого не человеческой властью, а как Бог»133. Следовательно, Ему как человеку не приличествует быть Главой Церкви.

Возражение 2. Далее, главе не приличествует иметь главу. Но Главою Христа как человека является Бог, согласно сказанному [в Писании]: «Христу Глава – Бог» (1Кор. 11,3). Следовательно, сам Христос не является Главою.

Возражение 3. Далее, голова человека является отдельным органом, зависящим от притока от сердца. Но Христос есть всеобщее Начало всей Церкви. Следовательно, Он не является Главою Церкви.

Этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что Бог «поставил Его... Главою Церкви» (Еф. 1, 22).

Отвечаю: как всю Церковь называют одним мистическим телом по аналогии с природным человеческим телом, различным членам которого, как говорит апостол (Рим. 12; 1Кор. 12), присущи различные действия, точно так же и Христа называют Главою Церкви по аналогии с человеческой головой, в которой мы должны усматривать три вещи, а именно порядок, совершенство и власть. «Порядок», поскольку голова есть первая и наиболее возвышенная часть человека, по каковой причине всякое начало принято называть головой, согласно сказанному [в Писании]: «При начале всякой дороги устроила себе возвышения» (Иез. 16, 25). «Совершенство», поскольку в голове обитают все чувства, и внутренние, и внешние, тогда как в других членах наличествует только осязание, по каковой причине [в Писании] сказано: «Старец и знатный – это «голова"» (Ис. 9, 15). «Власть», поскольку власть над движениями других членов, а также руководство ими в их действиях, принадлежит голове – ведь те направляются чувственной и движущей способностями. Поэтому правителя принято называть главою людей, согласно сказанному [в Писании]: «Не малым ли ты был в глазах твоих, когда сделался главою колен Израилевых?» (1Цар. 15, 17). Но все эти три духовно принадлежат Христу. Во-первых, по причине Его близости Богу Его благодать является самой возвышенной и – хотя и не во времени – первой, поскольку все приняли благодать от Его благодати, согласно сказанному [в Писании]: «Кого Он предузнал – тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего (дабы Он был Первородным между многими братиями)» (Рим. 8, 29). Во-вторых, Он обладает совершенством полноты всяческой благодатью, согласно сказанному [в Писании]: «Мы видели Его, полного благодати и истины» (Ин. 1, 14), о чем уже было говорено выше (7, 9). В-третьих, Он обладает властью даровать благодать всем членам Церкви, согласно сказанному [в Писании]: «От полноты Его все мы приняли» (Ин. 1, 16). Из всего этого очевидно, что Христа по справедливости называют Главою Церкви.

Ответ на возражение 1. Сообщать благодать или Святого Духа приличествует Христу как Богу повелительно, но инструментально это приличествует Ему и как человеку, поскольку Его человечество является инструментом Его Божества. Следовательно, велением Божества Его действия были спасительными, поскольку обусловливали в нас благодать как заслуживающим образом, так и действенным. Августин же только отрицает то, что Христос как человек сообщал Святого Духа повелительно. (Ведь и о других святых говорят, что они подают Святого Духа инструментальным или служебным образом, согласно сказанному [в Писании]: «Подающий вам Духа...» (Гал. 3, 5).)

Ответ на возражение 2. Говоря метафорически, не следует ожидать совпадения во всем, в противном случае речь шла бы не о подобии, а о тождестве. Действительно, у естественной головы нет другой головы, поскольку одно человеческое тело не является частью другого. А вот метафорическое тело, то есть упорядоченное множество, является частью другого множества. Так, например, семейное множество – это часть гражданского множества, и потому у главы семейного множества, отца, есть возвышающийся над ним глава, то есть гражданский правитель. Поэтому нет ничего несообразного в том, что Бог является Главою Христа, в то время как сам Христос является Главою Церкви.

Ответ на возражение 3. Голова очевидным образом превосходит другие внешние члены, влияние же сердца сокрыто. Поэтому сердцу уподобляют Святого Духа, поскольку Он оживляет и объединяет Церковь невидимо, тогда как Христа уподобляют Главе согласно Его видимой природе, в которой человек бывает поставлен над человеком.

Раздел 2 Является ли Христос Главой людей в том, что касается их тел, или же только в том, что касается их душ?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос не является Главой людей в том, что касается их тел. В самом деле, о Христе говорят как о Главе Церкви постольку, поскольку Он дарует Церкви духовное чувство и движение благодати. Но тело не способно к восприятию этого духовного чувства и движения. Следовательно, Христос не является Главой людей в том, что касается их тел.

Возражение 2. Далее, тела являются тем, что обще нам и неразумным животным. Поэтому если бы Христос был Главой людей в том, что касается их тел, то из этого бы следовало, что Он был бы Главой и неразумных животных, каковое мнение представляется предосудительным.

Возражение 3. Далее, Христос, как это явствует из слов [Писания] (Мф. 1; Лк. 3), принял Свое тело от других людей. Но, как было показано выше (1), голова является первым из членов. Следовательно, Христос не является Главой Церкви в том, что касается тел.

Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Филип. 3, 21).

Отвечаю: человеческое тело естественным образом соотносится с разумной душой, которая является присущей ему формой и двигателем. И коль скоро душа является его формой, оно получает от души жизнь и другие свойства, которые принадлежат человеку в соответствии с его видом, а коль скоро душа является его двигателем, тело инструментально служит душе. Поэтому нам надлежит полагать, что человечество Христа имело способность «воздействовать», поскольку оно было соединено со Словом Божиим, с Которым Его тело, как было показано выше (6, 1), было соединено через посредство души. Следовательно, все человечество Христа, то есть по душе и телу, воздействует на все как в душе, так и в теле, но в душе первичным образом, а в теле – вторичным. [И так это] во-первых, потому, что «члены» тела, как говорит апостол (Рим. 6, 13), представляются как «орудия праведности» в душе, которая живет во Христе Иисусе; во-вторых, потому, что жизнь славы проистечет от души к телу, согласно сказанному [в Писании]: «Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8, 11).

Ответ на возражение 1. Духовное чувство благодати достигает тела не первичным образом и по преимуществу, а вторичным образом и инструментально, о чем уже было сказано.

Ответ на возражение 2. Тело животного, в отличие от человеческого тела, никак не соотносится с разумной душой. Следовательно, приведенная аналогия неудачна.

Ответ на возражение 3. Хотя Христос принял материю Своего тела от других людей, однако и они все примут от Него бессмертную жизнь своих тел, согласно сказанному [в Писании]: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор. 15, 22).

Раздел 3 Является ли Христос Главой всех людей?

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос не является Главой всех людей. В самом деле, голова главенствует исключительно над членами своего тела. Но некрещеные не являются членами Церкви, каковая, согласно сказанному (Еф. 1,23), суть тело Христово. Следовательно, Христос не является Главой всех людей.

Возражение 2. Далее, апостол пишет ефесянам: «Христос... предал Себя за нее», то есть за Церковь, «чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного» (Еф. 5, 25, 27). Но среди верных найдется немало таких, у которых есть пятна и пороки греха. Следовательно, Христос не является Главою всех верных.

Возражение 3. Далее, в Писании служения Старого Закона сопоставляются с Христом как тень с телом (Кол. 2, 17). Но отцы Ветхого Завета в их времена исполняли эти служения, согласно сказанному [в Писании]: «Которые служат образу и тени небесного» (Евр. 8, 5). Следовательно, они не принадлежали телу Христову, и потому Христос не является Главой всех людей.

Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1Тим. 4, 10); и еще: «Он есть умилостивление за грехи наши (и не только за наши, но и за грехи всего мира)» (1Ин. 2, 2). Но спасение человеков и умилостивление за их грехи принадлежит Христу как (лаве. Следовательно, Христос является Главой всех людей.

Отвечаю: в том-то и состоит различие между природным человеческим телом и мистическим телом Церкви, что члены природного тела собраны все вместе, а члены мистического – нет, причем ни со стороны их естественного бытия, поскольку тело Церкви состоит и из тех, кто был от начала мира, и из тех, кто будет вплоть до его конца, ни со стороны их сверхъестественного бытия, поскольку среди тех, кто живет в любое время, есть такие, которые не имеют благодати, но когда-нибудь обретут ее, и такие, у которых она уже есть. Поэтому нам надлежит рассматривать члены мистического тела не только как актуальные, но и как потенциальные. Причем некоторые из тех, которые находятся в состоянии возможности, никогда не будут приведены к акту, а некоторые – будут, но в свое время, что подразделяет их на три класса, первый из которых определяется верой, второй – любовью в нынешней жизни, третий – наслаждением в жизни грядущей. Поэтому нам надлежит говорить, что если принимать во внимание все время мира в целом, то Христос является Главой всех людей, но по-разному Так, первично и по преимуществу Он является Главою тех, кто соединен с Ним посредством славы; во- вторых, тех, кто актуально соединен с Ним посредством любви; в-третьих, тех, кто актуально соединен с Ним посредством веры; в-четвертых, тех, кто соединен с Ним только в возможности и кто еще не приведен к акту, хотя со временем будет приведен к нему согласно божественному предопределению; в-пятых, тех, кто соединен с Ним в возможности, но никогда не будет приведен к акту, а таковы те, которые живут в мире, но не предопределены, и потому после ухода из этого мира полностью прекращают быть членами Христа, не будучи более соединены с Ним [даже] в возможности.

Ответ на возражение 1. Хотя некрещеные актуально невоцерковлены, тем не менее они находятся в Церкви в возможности. И эта возможность укоренена в двух вещах: первично и по преимуществу – в силе Христа, которой достаточно для спасения всего человечества, и, во-вторых, в их свободной воле.

Ответ на возражение 2. Быть «славною Церковью, не имеющею пятна, или порока», является конечной целью, к которой мы определены страстями Господними. Следовательно, таковой она будет на небесах, а не на земле, на которой, как сказано [в Писании], «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя» (1Ин. 1, 8). Впрочем, есть такие [грехи], а именно смертные грехи, от которых свободны те члены Христа, которые актуально соединены [с Ним] посредством любви, а те, которые заражены этими грехами, являются членами Христа не актуально, а потенциально, за исключением, возможно, тех, которые несовершенно и посредством бесформенной веры соединены с Богом относительно, а не просто, то есть не так, чтобы быть причастниками благодатной жизни (ведь сказано же в Писании, что «вера без дел – мертва» (Иак. 2, 20)). Такие и им подобные получают от Христа некоторый жизненный акт, то есть веру, что подобно тому, как если бы лишенный жизни член некоторым образом приводился человеком в движение.

Ответ на возражение 3. Святые отцы использовали законные служения не как нечто действительное, но как образы и тени того, что имеет случиться в будущем. Но, как замечает Философ, к образу как образу и как тому, что существует в действительности, движутся одним и тем же движением. Следовательно, отцы древности, соблюдая законные обряды, обращались к Христу с той же верой и любовью, с которой обращаемся к Нему и мы, и потому они принадлежат той же Церкви, что и мы.

Раздел 4 Является ли Христос Главой ангелов?

С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос как человек не является Главой ангелов. В самом деле, голова и члены обладают одной природой. Но Христос как человек обладает общей природой не с ангелами, а только с людьми, о чем читаем [в Писании]: «Не ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» (Евр. 2, 16). Следовательно, Христос как человек не является главой ангелов.

Возражение 2. Далее, главенство Христа приличествует Церкви, которая, как сказано (Еф. 1, 23), является Его телом. Но ангелы не принадлежат Церкви. В самом деле, Церковь есть собрание верных, а у ангелов нет никакой веры, поскольку они, перефразируя апостола (2Кор. 5, 6, 7), «ходят не верой, а видением», в противном случае они были бы «устранены от Гocпода». Следовательно, Христос как человек не является главой ангелов.

Возражение 3. Далее, Августин говорит134, что как «Слово, Которое в начале было у Отца», оживляет души, точно так же «Слово, Которое стало плотью», оживляет тела, которых лишены ангелы. Но Слово, Которое стало плотью, – это Христос как человек. Следовательно, Христос как человек не оживляет ангелов, и потому как человек он не является главой ангелов.

Этому противоречит сказанное апостолом: «Который есть Глава всякого Начальства и Власти» (Кол. 2, 10), а также и всех остальных ангельских порядков. Следовательно, Христос является Главой ангелов.

Отвечаю: как уже было сказано (1), если налицо одно тело, то следует предполагать и наличие одной головы. Затем, определенное к одной цели множество, при всем различии актов и служений, метафорически может быть названо одним телом. Но очевидно, что люди и ангелы определены к одной цели, а именно к славе наслаждения Богом. Следовательно, мистическое тело Церкви состоит не только из людей, но и из ангелов. Но Главою всего этого множества является Христос, поскольку Он более всех соединен с Богом и причастен Его дарам более полно, чем не только люди, но и ангелы, а еще потому, что Ему покорны не только люди, но и ангелы, поскольку [в Писании] сказано, что Бог Отец посадил Христа «одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и каждого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его» (Еф. 1, 20–22). Следовательно, Христос является Главой не только людей, но и ангелов, в связи с чем читаем, что «ангелы приступили и служили Ему» (Мф. 4, 11).

Ответ на возражение 1. Воздействие Христа на людей осуществляется по преимуществу через их души, которые общи людям и ангелам со стороны родовой, хотя и не видовой природы. В силу указанной общности о Христе можно говорить как о Главе ангелов, хотя с точки зрения тела такой аргумент неубедителен.

Ответ на возражение 2. Земная Церковь является собранием верных, а на небесах она есть собрание сопричастников. Но Христос был не только странствующим, но и причастником. Следовательно, Он является Главою не только верных, но и причастников, наиболее полно обладающих благодатью и славой.

Ответ на возражение 3. Августин в настоящем случае использует сходство причины и следствия, имея в виду, что как телесное воздействует на тела, так и духовное – на то, что духовно. Однако человечество Христа посредством духовной, то есть божественной природы может обусловливать нечто не только в человеческих, но и в ангельских духах по причине его наиболее тесного, то есть личностного соединения с Богом.

Раздел 5 Является ли благодать Христа как Главы Церкви той же самой, что и Его благодать по навыку как человека?

С пятым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что благодать, посредством которой Христос является Главою Церкви, отличается от Его частной благодати как человека. Так, апостол говорит: «Если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного человека, Иисуса, Христа, преизбыточествует для многих» (Рим. 5, 15). Но актуальный грех Адама отличается оттого первородного греха, который он передал своему потомству. Следовательно, личная благодать, которая была присуща Христу, отличается от Его благодати как Главы Церкви, которая изливается от Него на других.

Возражение 2. Далее, навыки различаются через посредство своих актов. Но личная благодать Христа была определена к одному акту, а именно к освящению Его души, в то время как главная благодать определена к другому, а именно к освящению других. Следовательно, личная благодать Христа отличается от Его благодати как Главы Церкви.

Возражение 3. Далее, как уже было сказано (6, 6), в Христе можно различить троякую благодать, а именно благодать соединения, главную благодать и частную благодать человека. Но частная благодать Христа отличается от благодати соединения. Следовательно, она также отличается и от главной благодати.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «От полноты Его все мы приняли» (Ин. 1, 16). Но Он является нашим Главою постольку, поскольку мы принимаем от Него. Таким образом, Он является нашим Главою постольку, поскольку Он обладает полнотой благодати. Затем, как было показано выше (7, 9), Он обладал полнотой благодати постольку, поскольку Его личная благодать была совершенной. Следовательно, Его главная благодать и [Его] личная благодать суть одно и то же.

Отвечаю: коль скоро все производит акт в той мере, в какой оно актуально, то, следовательно, то, посредством чего оно производит акт, и то, посредством чего оно актуально, суть один и тот же акт, что подобно тому, как посредством одной и той же теплоты огонь является и теплым, и греющим. Однако не всякий акт, посредством которого что-либо является актуальным, достаточен для того, чтобы выступать в качестве начала воздействия на других. В самом деле, как говорят Августин135 и Философ136, действователь всегда возвышеннее того, что претерпевает [его] воздействие, поскольку действователь может воздействовать на другого [только] в силу некоторого превосходства. Но нами уже было сказано (1) о том, что душа Христа получила благодать наиболее возвышенным способом, и в силу этого вот превосходства полученной Им благодати эта Его благодать может быть сообщена другим, а это свойственно природе головы. Следовательно, личная благодать, посредством которой оправдывается душа Христа, по своей сущности есть то же, что и Его благодать как Главы Церкви, которая оправдывает других, хотя при этом они и различаются логически.

Ответ на возражение 1. Первородный грех в Адаме, каковой суть грех природы, происходит от его актуального греха, каковой суть личный грех. В самом деле, через посредство него человек испортил природу, а через посредство этой порчи грех первого человека перешел к его потомству, поскольку испорченная природа портит личность. Но мы удостаиваемся благодати не через посредство человеческой природы, а исключительно благодаря личному акту самого Христа. Следовательно, хотя в Адаме мы и отличаем грех природы от [греха] личности, однако в Христе не должно различать двоякую благодать, одна из которых предназначалась бы природе, а другая – личности.

Ответ на возражение 2. Различные акты, один из которых является причиной и основанием другого, не привносят различия в навык. Но акт личной благодати, который формально освящает свой субъект, является основанием оправдания других, что свойственно главной благодати. Следовательно, это различие не привносит изменения в сущность навыка.

Ответ на возражение 3. Личная и главная благодати определены к акту, в то время как благодать соединения определена не к акту, а к личностному бытию. Следовательно, личная благодать и главная благодать совпадают в сущности навыка, а благодать соединения – нет, притом что личная благодать в некотором смысле может считаться благодатью соединения, поскольку она приуготовляет к соединению, и в этом смысле благодать соединения, главная благодать и личная благодать по сущности суть одно, хотя их основания разнятся.

Раздел 6 Присуще ли Христу быть Главой Церкви?

С шестым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христу не присуще быть Главой Церкви. Ведь сказано же [в Писании]: «Не малым ли ты был в глазах твоих, когда сделался главою колен Израилевых?» (1Цар. 15, 17). Но в Новом и Ветхом Заветах есть только одна Церковь. Следовательно, похоже на то, что любой человек мог бы быть главой Церкви наравне с Христом.

Возражение 2. Далее, Христа называют Главой Церкви постольку, поскольку Он дарует благодать членам Церкви. Но доставлять благодать другим могут и другие люди, согласно сказанному [в Писании]: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере (дабы оно доставляло благодать слушающим)» (Еф. 4, 29). Следовательно, похоже на то, что и другие люди, а не только Христос, могут быть главами Церкви.

Возражение 3. Далее, Христа как Управителя Церкви называют не только «Главой», но также «Пастырем» и «Основанием». Но Христос не усвоил одному лишь Себе ни имя Пастыря, согласно сказанному [в Писании]: «Когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1Петр. 5, 4), ни имя Основания, согласно сказанному [в Писании]: «Стена города имеет двенадцать оснований» (Откр. 21, 14). Следовательно, похоже, что Он не усвоил одному лишь Себе и имя Главы.

Этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что от Главы Церкви «все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (Кол. 2, 19). Но это присуще только Христу. Следовательно, только Христос является Главой Церкви.

Отвечаю: голова воздействует на другие члены двояко. Во-первых, посредством некоторого внутреннего воздействия, поскольку движущая и чувственная силы передаются другим членам от головы; во-вторых, посредством некоторого внешнего руководства, поскольку человек руководствуется в своих внешних действиях укорененными в голове зрением и чувствами. Но внутренне благодать истекает ни от кого иного, как только от Христа, человечество Которого через посредство соединения с Божеством обладает силой оправдания, а вот воздействовать на членов Церкви в том, что касается их внешнего руководства, могут и другие, и в этом смысле их также можно называть главами Церкви, согласно сказанному [в Писании]: «Вам, именитым мужам, главам над народом»137 (Ам. 6, 1), хотя и в ином отношении, нежели Христа. И так это, во-первых, потому, что Христос есть [лава всех, кто принадлежит Церкви в любом месте, времени и состоянии, тогда как других людей называют главами или в отношении некоторых особых мест, как, например, епископов своих церквей, или в отношении определенного времени, как, например, папу, который является главой всей Церкви [только] во время своего понтификата, или в отношении определенного состояния, а именно постольку, поскольку они находятся в состоянии странствующих [в этой жизни]. Во-вторых, потому, что Христос является Главой Церкви посредством Собственной силы и власти, в то время как другие называются главами как действующие от имени Христова, согласно сказанному [в Писании]: «Я, если в чем простил кого, простил для вас от Лица Христова» (2Кор. 2, 10); и еще: «Мы – посланники от имени Христова, и как бы сам Бог увещевает чрез нас» (2Кор. 5, 20).

Ответ на возражение 1. Слово «глава» в настоящем случае указывает на внешнее правление, как, например, царя называют главой его царства.

Ответ на возражение 2. Человек сообщает благодать посредством не внутреннего излияния, а внешнего склонения к следствиям благодати.

Ответ на возражение 3. Как говорит Августин, «если управители Церкви являются пастырями, то не потому ли, что в ней есть Тот единый Пастырь, членами Которого они все являются?»138. По той же причине их можно называть основаниями и главами, а именно постольку, поскольку они является членами единого Главы и Основания. Однако, как указывает [тот же] Августин, «хотя Он поручил пастырство Своим членам, тем не менее никто из них не вправе называть себя Путем, каковое имя Он сохранил только для Себя»139. И так это потому, что путь подразумевает главенство власти, поскольку именно путем все приходят к месту своего назначения, и таковым может быть только Христос, «чрез Которого... получили мы доступ к той благодати, в которой стоим» (Рим. 5, 2). Что же касается остальных вышеупомянутых имен, то они могут указывать не только на начальствующих, но также и на вторичную власть.

Раздел 7 Является ли дьявол главой всех нечестивых?

С седьмым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что дьявол не является главой нечестивых. В самом деле, как говорит глосса на слова [Писания]: «И поставил Его выше всего, главою» и т д. (Еф. 1, 22), голове присуще сообщать чувства и движения членам. Но дьявол лишен власти распространять зло греха, который проистекает из воли согрешающего. Следовательно, дьявола нельзя назвать главой нечестивых.

Возражение 2. Далее, каждым своим грехом человек умножает зло. Но не каждый грех исходит от дьявола, что очевидно в случае демонов, которые согрешили не по причине чьего-либо наущения. И точно так же не каждый человеческий грех исходит от дьявола, поскольку сказано, что «не все наши злые помыслы непременно навеяны нам дьяволом – иные из них берут свое начало в движении нашей воли». Следовательно, дьявол не является главой всех нечестивых.

Возражение 3. Далее, одна голова располагается на одном теле. Но все множество нечестивых, похоже, не соединено во что-либо одно, поскольку одно зло противоречит другому и происходит оно, как говорит Дионисий, из многих частичных оскудений140. Следовательно, дьявола нельзя назвать главой всех нечестивых.

Этому противоречит следующее: глосса на слова [Писания]: «Память о нем исчезнет с земли» (Иов. 18, 17), говорит: «Это сказано о зле каждого, который соотносится с единым главою», то есть дьяволом.

Отвечаю: как уже было сказано (6), голова не только воздействует на члены внутренне, но также и управляет ими внешне, упорядочивая их акты к цели. Следовательно, о ком-либо можно говорить как о главе множества или одновременно с точки зрения и внутреннего воздействия, и внешнего управления, в каковом смысле, как было показано выше (6), Главою Церкви является Христос, или же с точки зрения только внешнего управления, в каковом смысле главой подчиненного ему множества является каждый князь или прелат, и именно в этом смысле дьявола называют главой всех нечестивых. В самом деле, [в Писании] сказано: «Он – царь над всеми сынами гордости» (Иов. 41,26). Далее, именно управителю надлежит вести управляемых им к их цели. Но целью дьявола является отвращение разумной твари от Бога, по каковой причине он от самого начала пытается увести человека от повиновения божественному предписанию. Затем, отвращение от Бога имеет природу цели, поскольку его ищут с момента возникновения свободы, согласно сказанному [в Писании]: «Издавна Я сокрушил ярмо твое, разорвал узы твои, и ты говорил: “Не буду служить...״» (Иер. 2, 20). Следовательно, коль скоро некоторые посредством греха приводятся к этой цели, они подпадают под установление и управление дьявола, и потому его называют их главой.

Ответ на возражение 1. Хотя дьявол не воздействует на мыслящий ум внутренне, тем не менее он склоняет его к злу посредством ложного увещевания.

Ответ на возражение 2. Правитель не всегда требует от своих субъектов повиновения своей воле, но подчас просто являет им признаки своей воли, вследствие чего одни побуждаются этим к действию, а другие действуют и по своей воле, что очевидно в случае военачальника, примеру которого без какого бы то ни было увещевания следуют все его солдаты. И точно так же первый грех дьявола, который «сначала согрешил» (1Ин. 3, 8), был явлен всем как пример для подражания, и некоторые подражают ему по внушению, а некоторые делают это по собственной воле без какого бы то ни было внушения. Следовательно, дьявол является главой всех нечестивых постольку, поскольку они подражают ему, согласно сказанному [в Писании]: «Завистью дьявола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем. 2, 24).

Ответ на возражение 3. Все грехи, различаясь согласно различию тех изменчивых благ, с которыми они связаны, сходятся в одном, а именно в отвращении от Бога.

Раздел 8 Можно ли называть антихриста главой всех нечестивых?

С восьмым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что антихрист не является главой нечестивых. В самом деле, у одного тела не может быть нескольких голов. Но главою множества нечестивых является дьявол. Следовательно, антихрист не является их главой.

Возражение 2. Далее, антихрист – это один из членов дьявола. Но голова отличается от членов. Следовательно, антихрист не является главой нечестивых.

Возражение 3. Далее, голова воздействует на члены. Но антихрист не может воздействовать на тех нечестивых, которые жили до него. Следовательно, антихрист не является главой нечестивых.

Этому противоречит следующее: глосса на слова [Писания]: «Разве вы не спрашивали у путешественников...» (Иов. 21,29), говорит: «Начав повествовать о теле всех нечестивых, он внезапно обратил свою речь к антихристу, главе всех злых делателей».

Отвечаю: как уже было сказано (1), в голове надлежит усматривать три вещи, а именно порядок, совершенство и власть воздействовать. Что касается порядка тела, то антихриста не считают главой нечестивых, как если бы его грех предшествовал [их грехам] подобно тому, как им предшествовал грех дьявола. И точно так же его не называют главой нечестивых со стороны власти воздействовать, поскольку хотя он в свое время и искусит некоторых посредством внешнего внушения, однако все те, которые жили до него, не были ни введены им в заблуждение, ни подражали его нечестью. Поэтому в указанном смысле его можно называть главой не всех нечестивых, а только некоторых. Следовательно, нам остается сказать, что он является главой всех нечестивых по причине совершенства его зла. Поэтому глосса на слова [Писания]: «Превозносящийся выше всего, называемого «Богом"» (2Фес. 2, 4), говорит: «Как в Христе обитала полнота Божества, точно так же в антихристе будет [обитать] полнота всяческого нечестия». Это означает, конечно, не то, что будто бы человечество будет принято дьяволом в единство человека подобно тому, как человечество Христа было принято Сыном Божиим, а то, что дьявол посредством внушения заронит в него нечестие гораздо обильней, чем в кого бы то ни было еще. И таким вот образом все предшествующее нечестие проявится в антихристе, согласно сказанному [в Писании]: «Тайна беззакония уже в действии» (2Фес. 2, 7).

Ответ на возражение 1. Дьявол и антихрист – это не два главы, а один, поскольку антихриста называют главой как такого, в котором в наибольшей степени отпечатлено нечестие дьявола. Поэтому глосса на слова [Писания]: «Превозносящийся выше всего, называемого «Богом”» (2Фес. 2, 4), говорит: «глава всех нечестивых, дьявол, царь над всеми сынами гордости – вот кто будет в нем». Однако он будет в нем не посредством личностного соединения или пребывания, поскольку, как сказано, «только Троица пребывает в уме», но – посредством впечатления зла.

Ответ на возражение 2. Как Главою Христа является Бог, но при этом Он Сам является Главою Церкви, о чем уже было сказано (1), точно так же и антихрист, будучи членом дьявола, при этом является главой нечестивых.

Ответ на возражение 3. Об антихристе говорят как о главе всех нечестивых не по подобию воздействия, а по подобию совершенства. Ведь дьявол, если так можно выразиться, держит свое зло в его голове (как иногда о ком-либо говорят, что он, делая что-либо ради достижения своей цели, держит эту цель в голове).

* * *

133

DeTrin. I, 12.

134

Tract, in Joan. XIX; XXIII.

135

Gen. ad Lit. XII, 16.

136

De Anima III, 5.

137

В каноническом переводе: «...именитым первенствующего народа».

138

Tract, in Joan. XLVI.

139

Tract, in Joan. XLVII.

140

De Div. Norn. IV, 30.


Источник: Сумма теологии. Часть III-I. Вопросы 1-26. / Фома Аквинский. - К.: Ника-Центр, 2012. С.И.Еремеев: перевод, редакция и примечания. ISBN: 978-966-521-599-8 978-966-521-475-5

Комментарии для сайта Cackle