Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Вопрос 93. О СУЕВЕРИИ, СОСТОЯЩЕМ В НЕНАДЛЕЖАЩЕМ ПОКЛОНЕНИИ ИСТИННОМУ БОГУ

Теперь нам надлежит рассмотреть виды суеверия. Мы исследуем, во-первых, то суеверие, которое состоит в ненадлежащем поклонении истинному Богу; во-вторых, суеверие идолопоклонства; в-третьих, предсказательное суеверие; в-четвёртых, суеверие соблюдений.

Под первым заглавием наличествует два пункта: 1) может ли быть что-либо пагубное в поклонении истинному Богу; 2) может ли там быть что-либо лишнее.

Раздел 1. МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ЧТО-ЛИБО ПАГУБНОЕ В ПОКЛОНЕНИИ ИСТИННОМУ БОГУ?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что в поклонении истинному Богу не может быть ничего пагубного. Ведь сказано же [в Писании]: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоиль 2, 32). Но тот, кто поклоняется Богу, призывает Его имя. Таким образом, любое поклонение Богу содействует спасению и, следовательно, не может быть пагубным.

Возражение 2. Далее, праведники во все времена поклонялись одному и тому же Богу. Но до предоставления Закона праведники поклонялись Богу так, как считали нужным, не совершая при этом смертного греха. Так, Иаков принял самостоятельное решение и принес обет совершать особое поклонение, о чем читаем в [книге] «Бытие» (Быт. 28). Следовательно, и ныне никакое поклонение Богу не может быть пагубным.

Возражение 3. Далее, Церковь не допускает ничего пагубного. Но Церковь допускает различные обряды божественных поклонений, в связи с чем Григорий, отвечая епископу Англии Августину, жаловавшемуся на то, что в тамошних церквях нет единого обычая служить обедню, пишет: «Со всем тщанием разберись и выбери тот, который, по-твоему, будет наиболее угоден Богу, причем независимо от того, идет ли речь о территории Рима, или о галльской земле, или в какой-то иной части Церкви». Следовательно, никакой способ поклонения Бога не пагубен.

Этому противоречит следующее: Августин в письме к Иерониму говорит, что «после того, как была проповедана истина Евангелия, законные соблюдения стали смертоносными» (и то же самое говорит глосса на слова [из «Послания к галатам"] (fan. 2, 14)), хотя все эти соблюдения относились к поклонению Богу. Следовательно, и в божественном поклонении может быть нечто смертоносное.

Отвечаю: как говорит Августин, «наиболее пагубной ложью является та, которая связана с касающимися христианской религии вопросами». Затем, если кто-либо внешне обозначает то, что противно истине, то это называется ложью. Но вещь может быть обозначена не только словом, но и делом, и именно в обозначении делом, как было показано выше (81. 7), и состоит внешнее поклонение религии. Следовательно, если при внешнем поклонении обозначается что-нибудь ложное, то такое поклонение пагубно.

Так вот, это может случаться двояко. Во-первых, со стороны обозначаемой вещи, когда поклонение обозначает что-либо ей несоответствующее. Так, [например] во времена Нового Закона, когда тайны Христовы уже исполнились, пагубно прибегать к обрядам Старого Закона, посредством которых тайны Христовы предвозвещались как то, что должно исполниться [в будущем] (ведь это суть то же и такая же пагуба, как и утверждение о том, что Христу ещё предстоит претерпеть). Во-вторых, ложь во внешнем поклонении может иметь место со стороны того, кто поклоняется, особенно если речь идет об общем богослужении, которое проводится служителями, олицетворяющими всю Церковь. Ведь подобно тому, как будет виновен в неправде тот, кто станет от имени другого человека предлагать что-либо из того, что ему самому не принадлежит, точно так же будет виновен в неправде и тот, кто от имени Церкви воздает поклонение Богу так, что это противоречит церковным или божественным установлениям или сложившейся духовной традиции. Поэтому Амвросий [комментируя слова послания (1Кор. 11, 27)] говорит: «Недостойно причащаться таинствам Христовым иначе, чем так, как это установил Сам Христос». По этой же причине глосса на слова [послания] (Кол. 2, 23) говорит, что суеверие – это когда «под видом религии используются человеческие соблюдения».

Ответ на возражение 1. Коль скоро Бог есть Истина, призывающий Бога должен поклоняться Ему в духе и истине (Ин. 4, 23). Поэтому те поклонения, в которые вкралась ложь, несовместимы с благочестивым призывом Бога.

Ответ на возражение 2. До наступления времени Закона праведников при выборе ими способа поклонения Богу наставляла их внутренняя интуиция, а остальные следовали за ними. Но впоследствии люди были наставлены в этом посредством внешних предписаний, и [с тех пор] неповиновение им является злом.

Ответ на возражение 3. То, что в Церкви существуют различные обычаи поклонения Божеству, никоим образом не противоречит истине. Мы же [со своей стороны] обязаны соблюдать их, поскольку несоблюдение их незаконно.

Раздел 2. МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ КАКОЙ-ЛИБО ИЗБЫТОК В ПОКЛОНЕНИИ БОГУ?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что в поклонении Богу не может быть никакого избытка. Ведь сказано же [в Писании]: «Прославляя Господа, превозносите Его, сколько можете (но и затем Он будет превосходнее)» (Сир. 43, 32). Но божественное поклонение определено к прославлению Бога. Следовательно, в нем не может быть никакого избытка.

Возражение 2. Далее, внешнее поклонение является проявлением внутреннего поклонения, поскольку, как говорит Августин, «Бога нужно почитать верой, надеждой и любовью»542. Но в вере, надежде и любви не может быть никакого избытка. Следовательно, не может его быть и в поклонении Богу.

Возражение 3. Далее, поклонение Богу состоит в предложении Ему того, что мы получили от Него. Но мы получили от Бога все. Следовательно, если мы будем делать все возможное во славу Божию, то и тогда в божественном поклонении не будет никакого избытка.

Этому противоречит сказанное Августином о том, «что добрый и истинный христианин отличает суеверные измышления от Священного Писания»543. Но Священное Писание учит нас поклоняться Богу. Следовательно, суеверие может привнести избыточность даже в поклонение Богу.

Отвечаю: говорят, что избыточность в вещи может наличествовать двояко. Во-первых, со стороны абсолютного количества, и в этом смысле в поклонении Богу не может возникнуть никакого избытка, поскольку что бы ни сделал человек, сделанное все равно будет меньше, чем он должен Богу. Во-вторых, избыточность может наличествовать в вещи со стороны относительного количества в смысле его неадекватности цели. Так вот, целью божественных поклонений является воздание человеком почестей Богу и покорность Ему умом и телом. Поэтому в божественном поклонении все то, что человек может делать во славу Божию, а также его подчинение Богу своего ума и тела посредством обуздания вожделений, не является чрезмерным, при условии, что оно происходит в соответствии с заповедями Бога и Церкви, а также обычаев тех, среди которых он живет.

С другой стороны, если делаемое им само по себе не содействует славе Божией, не возвышает человеческий ум к Богу и не обуздывает неупорядоченное вожделение, или если оно не соответствует заповедями Бога и Церкви, или если оно противоречит общественному обычаю, который, согласно Августину, «обладает силой закона», то оно должно почитаться избыточным и суеверным, поскольку своей внешней избыточностью оно никак не связано с внутренним поклонением Богу. Поэтому Августин говорит, что слова: «Царствие Божие внутри вас» (Лк. 17, 21), сказаны суеверным544, которые, если так можно выразиться, излишне озабочены внешним.

Ответ на возражение 1. Прославление Бога подразумевает, что все делаемое делается во славу Божию, что исключает ту избыточность, которую мы называем суеверием.

Ответ на возражение 2. Вера, надежда и любовь подчиняют ум Богу, и потому в них не может быть никакой избыточности, в отличие от внешних актов, которые далеко не всегда связаны с этими добродетелями.

Ответ на возражение 3. Этот аргумент рассматривает избыток со стороны абсолютного количества.

* * *

542

Enchirid. 3.

543

De Doctr. Christ. II, 18.

544

De Vera Relig. III.


Источник: Сумма теологии. Часть II-II. Вопросы 47-122. - 2013 С.И.Еремеев: перевод, редакция и примечания.

Комментарии для сайта Cackle