Марк Мангано (протестант)

Источник

Книга пророка Авдия. Гари Холл

Исторический и культурный фон

Немногочисленные намеки, которые мы находим в тексте этой небольшой книги, указывают на то, что Авдий проповедовал после падения Иерусалима в 587 году до н.э. (стихи 10‒14). Главное обвинение касается едомлян, которые воспользовались нашествием войск Вавилона на Иудею и Иерусалим и приняли участие в разорении города. Другие места из Библии также указывают на участие Едома в этом событии (Пс.136:7; Иез.25:12‒14, 35:1‒15). Ранний послепленный период, кажется, наилучшим образом соответствует контексту проповеди Авдия.

Под «Едомом» подразумевается либо имя, данное Исаву после того, как он продал Иакову свое право первородства (Быт.25:30, 36:1:8), либо земля едомлян и ее жители. Ветхий Завет также называет эту местность землей Сеир (Быт.36:8).1000 Северные границы Едома окаймляет долина Заред, глубокий каньон, растянувшийся на восток с южной оконечности Мертвого моря и на юг к проливу Акаба. В него входит долина Араба, расположенная прямо к югу от Мертвого моря. Эту землю отличают высокие утесы на востоке (до 1000 метров), глубокие каньоны, и плоские возвышенности на востоке, быстро превращающиеся в пустыню. В ветхозаветные времена так называемая Царская дорога, главный торговый путь между Египтом и Месопотамией, проходил через восточную сторону Едома. В наше время эта область знаменита, благодаря находящемуся на ней древнему городу Петре.

У Израиля и Едома была богатая история конфликтов, войн и взаимных завоеваний. Исав переселился в Едом до того, как Иаков возвратился в Харан (Быт.32:3), и его потомки населили эту землю. Едомляне отказали израильтянам пересечь их землю по Царской дороге, после исхода Израиля из Египта (Чис.20:14‒21). Саул воевал с едомлянами, а Давид покорил и уничтожил многих из них, разместив на их земле военный гарнизон (2Цар.8:13‒14). Они доставляли немало хлопот Соломону, а во времена Иосафата Едом вступил в союз с аммонитянами и моавитянами, чтобы совершать набеги на Иудею. Но этот союз завершился внутренними военными конфликтами (2Пар.20). На время царь Иорам даровал Едому свободу (2Пар.21). Но Амасия вновь захватил землю и перебил 20000 воинов Едома (2Пар.25). Во время царствования Ахаза Едом напал на Иудею и захватил пленников (2Пар.28:17). Впоследствии Едом сохранил независимость от Иудеи, но только ценой вассальной зависимости от Ассирии с 736 года до н.э. После падения Иерусалима некоторые едомляне смогли расселиться на юге от Хеврона, в Иудее. В V веке Едом пал под натиском арабов, а в третьем веке на его территорию вторглись набатийцы, после чего еще большее число едомлян устремились на территорию Иудеи. В 11 веке до н.э. иудейские правители вновь установили контроль над югом страны и потребовали от жителей этих мест пройти обряд обрезания. Во времена Нового Завета южная Иудея получила название Идумея и бывшая некогда территория Едома стала именоваться Набатеей. Печально известный царь Ирод Великий был наполовину идумеянином.

Текст и автор

Об авторе нам не известно ничего кроме имени.1001 Есть некоторые трудности в вопросе правильного произношения его имени. Вот как выглядит еврейское написание имени Авдий: ивр. (овадъях), что означает «поклонник или приверженец Яхве». Тем не менее, Септуагинта переводит это имя, как ивр. (авдиу), а Вульгата – как Abdias (абдиас). Это указывает на другое первоначальное еврейское произношение, которое значило бы: «слуга Яхве». Возможно, мы имеем дело с двумя различными произношениями одного и того же имени.

Авдий и его краткая форма, Овид, – часто встречаются в Ветхом Завете. В тексте мы находим двенадцать Авдиев и пять Овидов.1002 Наиболее известный Авдий – управляющий дворцов Ахава, который скрыл 100 пророков Яхве от гонений Иезавели (3Цар.18:3‒16). Попытки связать автора книги Авдия с этим человеком неубедительны.1003 Наиболее известный Овид – это дед царя Давида (Руфь 4:17,21‒22).

Все, что мы можем узнать о нашем Авдии, – это то, что он был пророком Божьим, который жил в VI веке до н.э.1004 Кажется, что он был знаком с проповедями предшествующих пророков, особенно со служением Иеремии.

Структура

Книга пророка Авдия – самая короткая в Ветхом Завете, хотя она удостоилась серьезного внимания комментаторов. Ее главная и единственная тема – осуждение народа Едома и уроки для Израиля. Книга имеет простую структуру:

1. Суд над Едомом – 1‒14

2. День Господа для всех народов – 15‒16

3. Спасение и возрождение Израиля – 17‒21

Книга Авдия – не единственная пророческая книга, осуждающая Едом, но только в ней Едому посвящено главное место. Другие пророки называли Едом в числе других осужденных народов (см. Ис.34:5‒17, 63:1‒6; Иер.49:7‒22; Плач 4:21‒22; Иез.25:12‒14, 35; Иоиль 3:19; Амос 1:11‒12. См. также Мал.1:2‒5). Книга Авдия 1‒9 содержит много фраз похожих нате, что использовал Иеремия (49:7‒22), что предполагает некоторую литературную связь между этими отрывками. Тем не менее, два текста имеют различный порядок фраз, а значит, они оба могли цитировать некое раннее устное пророчество против Едома. Есть в книге Авдия некоторые обороты, похожие на фразы из книги пророка Иоиля. Возможно, Иоиль («как сказал Господь», 2:32) цитирует Авдия (ст. 17).

Жанр

Книга Авдия соответствует пророческому жанру, который обычно называется «суд над народами». Авдий пользуется свойственным для пророческих книг совершенным временем глагола, чтобы уже сейчас нарисовать суд, который еще произойдет в будущем. Его стиль отличают живые поэтические образы и метафоры. Окончательное осуждение Едома завершается в последней части книги, где пророк вглядывается в будущие времена возрождения Израиля. Это говорит о том, что книга писалась, прежде всего, для Израиля, а суд над другими народами был в основе своей проповедью надежды для народа Божьего.

Богословские Темы

Власть Бога над всем миром и суд за нравственные преступления – главная тема книги Авдия. Все народы ответственны перед Богом за то, как они относятся к другим народам (см. Амос 1). Смертным грехом Едома была бесчеловечность по отношению к Иудее и Иерусалиму, которым к тому времени уже страдали от ожесточенных вторжений извне. Судьба Едома была определена его действиями. Она не оставила ему ничего, кроме возмездия.

Но Авдий смотрит дальше нынешнего и будущего суда над Едомом. Он смотрит на времена вечного правления Божьего (стих 21). Это правление проявится на деле в возрождении Израиля, возвращении ему земли, занятой врагами. Так праведники убедятся, что тех, кто сопротивляется Богу, ждет справедливое возмездие, а те, кто хранит веру, будут однажды спасены и возвышены.

Связь с Новым Заветом

Книга пророка Авдия коротка и специфична. Она не оказала сильного влияния на книги Нового Завета. Павел ни разу не цитирует Авдия, но цитаты из других ветхозаветных книг отражают уверенность Авдия в свершении справедливого Божьего суда над всеми людьми (Рим.12:19). Книга Откровения разделяет с Авдием уверенность в установлении вечного Царства Божьего (Откр.11:15). Эта идея уже сама по себе отличается глубиной и основательностью.

* * *

1000

Оба имени на иврите представляют собой игру слов. При рождении кожа Исава была красного цвета, и «похлебка», которую Иаков дал Исаву, тот назвал «это, красное» (евр., 0*1Х, адом). Сеир состоит из тех же гласных С'ШФ), что и слово «волосатый» (Быт. 26:25), что также представляет собой игру слов.

1001

Также как и в случае с Малахией.

1002

См. словарные статьи «Obadiah» и «Obed» в NBD2, ed. by J.D. Douglas and N.Hillyer (Downers Grove, IL: InterVarsity, 1982).

1003

См. Вавилонский Талмуд, Sanhedrin 39b

1004

Хотя некоторые считают, что он жил значительно позднее, во времена Малахии в V веке до н.э. См. статью «Obadiah, Book of» в NBD1


Источник: Введение в Ветхий Завет. С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии / [Раднал Бэйли и др.] ; под ред. Марка Мангано ; [пер. с англ. и ред. К. Назаров]. - Москва : Духовная акад. Апостола Павла, 2007. - 520 с.

Комментарии для сайта Cackle