Четвертая заповедь Закона Божия
Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый – суббота Господу Богу твоему (Исх. 20, 8–10)
Почему мы празднуем 7-й день недели5
И видел Бог все созданное Им:
И было все – великое добро,
И вечер был, и утро – день шестый.
Созиждились и небо, и земля,
И все их украшенье создалось,
И в день шестый дела Свои свершивши,
В седьмой Господь от дел Своих почил.
Л. Мей
Помни праздники
– Я так беден, – говорил один ремесленник, – что должен работать и по праздникам.
– Если ты работаешь по праздникам, – сказал ему на это священник, – то нет ничего удивительного, что ты беден. Как Бог будет благословлять твой труд, когда ты нарушаешь Его святую заповедь? Перестань хоть на какое-то время работать по праздникам и проводи эти дни благочестиво, и если что-нибудь потеряешь, я обещаю все тебе возместить.
Через пять месяцев священник снова увиделся с ремесленником.
– Я исполнил ваш совет, – сказал ремесленник.
– Сколько же должен я тебе заплатить? – спросил священник.
– Ничего не должен, – отвечал мастеровой. – С тех пор, как я перестал работать по праздникам, я стал счастливее и не понес никакого убытка. Пять месяцев тому назад я ходил босиком, теперь же я обут и надолго обеспечен всем необходимым. Никогда еще не был я так доволен и теперь верю, что приобретенное в воскресенье впрок не идет.
Детское усердие к Церкви Божией
Преподобный Феодор Сикеот с ранних лет начал обнаруживать любовь к Церкви Божией. В особенности он любил ходить в храм великомученика Георгия, живописно стоявший на уединенной горе далеко от его родного дома.
Будучи восьми лет, Феодор, обучаясь в училище, не ходил домой обедать, особенно в великопостные дни, но обычно отправлялся в свою любимую церковь молиться и только уже вечером возвращался к матери и принимал пищу. Мать несколько раз приказывала ему приходить к обеду, но юный отрок духовную трапезу предпочитал трапезе телесной. Бывало, все домашние спят глубоким сном, а Феодор встанет с первым проблеском зари и идет к заутрене. С пытливостью вслушивался он в каждое слово богослужения и повторял молитвы, а потом, приняв благословение священника, отправлялся в школу.
По окончании училища Феодор оставил дом матери и переселился ближе к любимой церкви великомученика Георгия, чтобы было удобнее посещать храм.
Позднее он был рукоположен во священника и начал совершать Бескровную Жертву, достойно предстоя алтарю Господню.
Так прошли детские и отроческие годы святого Феодора. Сколько здесь уроков для нынешних детей, которые ленятся ходить в храм Божий под предлогом малолетства, слабости, отдаленности от церкви, непогоды и других препятствий!
В храме
Праздник. Ярко освещенный
Божий храм огнем залит,
Пред престолом облаченный
Пастырь с трепетом стоит.
Стройно льется клира пенье,
Тихо вьется дым кадил,
И летят людей моленья
Ко престолу Бога Сил...
Как отрадно здесь! Ни шума,
Ни забот, ни суеты!..
Брат, оставь мирские думы,
Приходи, молись и ты!
Священник Ф. Пестряков
Отрок Иисус во храме
Текла земная жизнь Младенца Пресвятого
На радость всем родным, в спасение земли.
Ему двенадцать лет, но разума такого,
Что сверстники Его вместить бы не могли.
Когда в таких летах был мира Искупитель,
Родители Его на праздник Пасхи шли
В Иерусалимский храм, и с ними наш Спаситель
Тогда пошел к Отцу молитвы вознести.
Там праздник проведя, молитвы совершая,
Молитвы теплые от искренней души,
Иосиф, и Христос, и Дева Пресвятая
В свой скромный Назарет уже обратно шли.
Но отрок Иисус недолго шел с родными.
Отставши на пути, опять Он поспешил
Предстать в тот Божий храм, где, думами святыми
Стремяся к небесам, усладу находил.
Родители Его сначала полагали,
Что, может, позади с родными Он идет.
Но вот уж вечер стал и звезды замерцали,
А отрока Христа до сей поры все нет.
В волнении они спешат достичь Иерусалима,
Христа сыскать, водясь деланием святым.
Чрез три лишь дня придя, находят в храме Сына
В кругу законников, беседующих с Ним...
И отрок Иисус родителям напомнил,
Что Он обязанность к Небесному Отцу,
Пославшему Его служить земле, исполнил,
Про многое сказав внимавшим здесь Ему.
П. Коропцов
Счастье
Возвращался с базара книгоноша. За плечами – сумка с книгами слова Божия. Навстречу с шумом, гамом, пьяным весельем – свадебная толпа. Впереди – дружка: под мышкой четвертная бутыль, в руках стаканчик, всех угощает с прибаутками. Позади толпы едут дровни, на дровнях на квашне сидит с ухватом пьяная баба и горланит песню. Невеста увидала книгоношу и, указывая на сумку за спиной, спрашивает у жениха:
– Что это такое у него?
Жених был в городе, видал там шарманщиков, у которых птичка в клетке вытаскивала билетики под названием «счастье», и отвечает:
– Он счастье продает, хочешь, я тебе выну за пятачок?.. Эй, земляк! – кричит. – Что это у тебя?.. Счастье? Дай-ка птичке вынуть.
– Счастье! – отвечает книгоноша. – Только вынимаю я сам. Купите, вам обоим для новой жизни пригодится.
Достал книгоноша Евангелие, раскрыл у евангелиста Матфея и прочел: ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (6, 33).
Выслушал жених и говорит невесте:
– Пожалуй, это счастье будет получше того, что мы хотели купить за пятачок.
И, не торгуясь, купил Новый Завет с Псалтирью за 1 руб. 20 коп.
– Чаще заглядывайте в эту книгу, – сказал им на прощание книгоноша. – Будете искать здесь счастье – не обманетесь, найдете.
Прошло три года. Случилось книгоноше снова быть в тех местах. Какой-то встречный мужик снял шапку, кланяется в пояс. Оказалось, это тот самый жених.
– Спасибо, добрый человек, за твое «счастье». Вот уж счастье так счастье! Уж очень по сердцу пришлась книга. Наступит праздник – я читаю Божие слово, жена слушает. Слушает, слушает, да и заплачет, а за ней и я заплачу. Живем – не нарадуемся. Жена за тебя Бога молит. А за книгу садимся – жена перед иконой Спасителя лампаду зажигает. Перед иконой светло, и у нас на душе радостно.
Алтарь для жертвы
Один богатый юноша сильно заболел и долгое время пролежал в постели, наконец стало ему легче, и он выздоровел. Выйдя на волю в первый раз по выздоровлении, он, полный радости, славословил Господа и в избытке благодарных чувств произнес: «О Всеблаженный и Вседовольный! Если бы человек мог что-либо воздать Тебе... О, как охотно отдал бы я все свое имение!»
Слова эти услыхал один благочестивый старец и, подойдя к богатому юноше, сказал:
– Благие дары нисходят свыше, туда послать ты ничего не можешь. Но следуй за мной! Юноша последовал за благочестивым старцем, и они пришли в мрачную, полуразвалившуюся хижину, где встретила их ужасная нищета. Отец семьи лежал больной, мать плакала, дети были полураздеты и просили хлеба. Ужаснулся юноша. Тогда старец сказал ему: «Вот здесь алтарь для твоей жертвы! Это – меньшие братья Господни». Юноша дал щедрое пособие бедствующей семье, а утешенные несчастные благословили его и назвали ангелом Божиим.
После этого старец, улыбаясь, сказал юноше:
– Так живи и впредь: сначала обращай благодарный взор свой на небо, а потом на землю.
Узорешительница
Святая Анастасия каждый праздник обходила тюрьмы своего города, стараясь всячески облегчать участь заключенных. Всегда бодрая и радостная, она была ангелом-утешителем для несчастных узников.
Муж Анастасии, опасаясь, как бы она не истратила всех своих денег на заключенных, стал держать ее взаперти. Анастасия пришла в отчаяние и написала своему бывшему воспитателю: «Моли за меня Бога, по любви к Которому я исполняю Его святые заветы. Я страдаю, лишенная возможности посещать в тюрьмах моих друзей». Старый воспитатель ответил: «Свету всегда предшествует тьма, надейся на Бога, Он придет к тебе».
Вскоре святая Анастасия овдовела и получила возможность отдать все свое богатство и всю свою жизнь на то служение, которое она так возлюбила. Теперь она уже не ограничивалась тюрьмами своего города, а переходила из страны в страну, омывала раны узникам, доставляла им пропитание и награждала темничных сторожей, чтобы они освобождали страдальцев от железных оков, натиравших им раны. За эти дела и присвоено ей имя Узорешительница.
Трудясь так, она совершенно забывала, что и сама может подвергнуться преследованию. Однажды, придя в темницу к узникам, которым она служила еще накануне, святая не нашла их, так как ночью все они были казнены. Анастасия заплакала и спросила: «Где же несчастные христиане?» Заключив из этого, что Анастасия – христианка, ее отдали под суд, по приговору которого она и была распята.
Святой храмоздатель
Преподобный Маркиан был пресвитером Константинопольской Церкви. Получив наследство после смерти своих родителей, он истратил его исключительно на строительство и обновление храмов.
Один из друзей святого удивлялся, почему преподобный Маркиан тратит все деньги на храмоздание. Об этом узнал святой.
– Если бы ты выдавал свою дочь за знатного человека, то неужели не наградил бы ее богатым приданым? – спросил преподобный. – А я строю храмы Невесте Христовой, пролившей за своего Небесного Жениха кровь. Как же мне жалеть богатство на ее украшение?
За такую добродетель и святую жизнь Бог наградил Маркиана даром чудотворения, и по его молитвам выздоравливали больные.
Перед смертью святой Маркиан начал строить новый храм, но не успел окончить постройку. Умирая, он шептал: «Господи, в руце Твои предаю и дух мой, и храм, который я начал строить».
Преподобный скончался, и постройка церкви была окончена после его блаженной кончины.
Лепта вдовицы
Исчезли волны фимиама,
Во храме кончился обряд,
И вот в сокровищницу храма,
В казну его, и стар, и млад
Спешат внести посильный вклад...
С вельможами и богачами –
Бедняк убогий наравне.
Христос, сидевший в стороне,
Следит задумчиво очами
За их толпою, окружен
Учениками. Видел Он
Сиявшие довольством лица
И бледность скорбную чела,
Но вот Он видит – подошла
С другими бедная вдовица.
Две лепты тихо опустив,
Как бы стыдяся подаянья,
Она поспешно отошла...
Господь сказал: «Она дала
Всех более: все пропитанье
Свое на добрые дела.
Те, не страшась себе убытка,
Кичились щедростью пред ней...
Они давали от избытка,
Она – от скудости своей!»
О. Чумина
Слава труду
Слава святому труду!
Бедность и труд,
Честно живут,
С дружбой, с любовью в ладу.
Дружно же, дети!
Слава святому труду!
Громкую славу споем
Тем, кто живет в этом мире
Честным трудом.
Слава святому труду!
Бедность и труд
Честно живут,
С дружбой с любовью в ладу.
Слава святому труду!
А. Плещеев
Повесть о богоугодном дровоколе
На острове Кипр когда-то, в давние времена, стояла продолжительная засуха. Все жители молились и просили у Бога дождя, но дождя не было. Раскаленное небо оставалось безоблачно, и солнце немилосердно сжигало все, что оставалось в несчастной стране несожженным. Народ пришел в ужас.
Тогда был епископу тайный голос с Неба: «Иди завтра после утрени к воротам города и первого человека, который будет проходить в ворота, задержи, и пусть он помолится... И тогда будет вам дождь».
Епископ рассказал обо всем гражданам, и все решили сойтись наутро в церкви, а оттуда идти к указанным вратам. Так на другой день и сделали. Люди устали от томительного ожидания у ворот, но вдруг вдали на опаленных полях что-то показалось. Сначала нельзя было разобрать, идет ли это пеший человек или кто едет на осле.
Но вот предмет приближается. Теперь уже видно, что это самый простой пеший человек и притом старый, изможденный простолюдин, весь согнутый и едва передвигающий свои ноги под большой вязанкой хвороста.
«Так неужто вот это он и будет тот молитвенник!..» – подумали ожидавшие. Епископ и все люди переглянулись и в недоумении пожали плечами. Удивительно, чтобы еле двигающийся под вязанкой дров старик был достойнее всех для вознесения Богу молитвы об общественном бедствии? Но так как никого другого, кроме этого старика, не оказалось, то выбирать было не из кого, и епископ решил остановить дровокола и просить его вознести к Богу моление о дожде.
Епископ поклонился старцу и сказал:
– Господа ради, помолись о нас, да пошлет нам Господь Свою милость, и пусть будет сегодня дождь на земле.
Старик очень удивился такой просьбе епископа и ответил:
– Я недостоин, отче!..
– Но на тебя вышло указание свыше, – заговорили жители Кипра.
Старик не стал спорить, начал молиться, и с неба сейчас же пошел благодатный дождь.
А как только долгожданный дождь обильно оросил, досыта напоил жаждавшую землю и все в полях и в садах освежилось, то повеселело и на сердцах у людей, и сейчас же пошли душевные беседы у каждого с ближним своим. Тогда наступило время и епископу поговорить с дровоколом, и он захотел узнать, каково житие этого человека, который Богу так угоден и приятен.
Епископ так прямо его об этом и спросил, но старик не мог сказать ему о себе ничего примечательного, и епископу показалось, как будто он от него что-то утаивает.
– Яви мне любовь, отче, – стал его упрашивать епископ. – Я не для своего любопытства, а ради пользы многих людей прошу тебя, открой нам, чем ты так угодил Богу, что Он твою молитву лучше всех слушает и дает просимое по твоему желанию.
А старец отвечает:
– Ей, отче, не ведаю.
– Ну, для того-то и расскажи нам, как ты живешь, и мы все тебе поревнуем, чтобы стать такими же, как ты, чтобы и наши молитвы шли прямо к Богу. Не таи ничего, скорее говори, как же проходит твоя жизнь?
– Да вот она как проходит: просыпаюсь я рано, выхожу из города и иду с топором в лес. Там я рублю хороший оберемок валежника, который всякому собирать дозволено, и тащу вязанку в город, как все вы сегодня видели, когда меня встретили у ворот.
– Ну а дальше?
– А дальше, в городе я продаю свой хворост на топливо, а на те деньги, которые выручу, покупаю себе хлеба и съедаю его.
– И другого у тебя занятия никакого нет?
– Нет, никакого.
– А где же твое жилище?
– А жилища у меня никакого нет и не было. А когда я устаю, то залезаю под церковь и там под полом сплю (в то время церкви строились на столбах вместо фундамента).
– Ну а когда холодно и нельзя собирать дрова, что ж ты тогда делаешь? – спросил епископ.
– А тогда я и день, и два сижу под церковью.
– А что же ты тогда кушаешь?
– Зачем же, не трудясь, кушать? Я тогда и поголодаю, пока Господь не даст ведрышка6
Епископ взял этого старика к себе и покоил его до самой смерти.
Н. Лесков
* * *
Седьмым днем недели древние иудеи называли субботу и, по примеру Самого Творца, находились в покое: никуда не ходили, кроме храма, не работали, не занимались даже домашними делами. Но поскольку, как свидетельствует Евангелие, Господь Иисус Христос воскрес на следующий после субботы день (который через много столетий на Руси стали звать «воскресеньем»), то христиане постепенно заменили почитание субботнего дня воскресным.
Вёдро – Древняя Русь так называла сухую, ясную погоду.