Счастье

***

Сча́стье – удо­вле­тво­рён­ность стрем­ле­ниям и потреб­но­стям чело­ве­че­ской при­роды. В чело­веке изна­чально зало­жено стрем­ле­ние к Богу как к Источ­нику жизни и вся­че­ских благ. Пол­но­цен­ное сча­стье обре­та­ется только с Богом, в Боге.

***

Можно ли стя­жать сча­стье вне Бога и без Бога?

Стрем­ле­ние чело­века к Богу зало­жено в его есте­ство при тво­ре­нии. Это значит, что вне Своего Созда­теля чело­век не сможет удо­вле­тво­рить своим при­род­ным и личным стрем­ле­ниям сполна. Именно Бог явля­ется неис­чер­па­е­мым Источ­ни­ком благ, Источ­ни­ком сча­стья, бла­жен­ства, и именно в Нём чело­век может обре­сти насто­я­щее, вечное сча­стье.

Живя в отда­ле­нии от Бога чело­век, конечно же, может испы­ты­вать удо­воль­ствие, даже нечто похо­жее на высшее сча­стье, кото­рое испы­ты­вают святые, напри­мер, в любви. Однако даже и в этом случае удо­вле­тво­ре­ние не будет исчер­пы­ва­ю­щим, а сча­стье полным (см.: Удо­воль­ствие).

Что каса­ется удо­вле­тво­ре­ния мате­ри­аль­ными бла­гами или чув­ствен­ными удо­воль­стви­ями, то они ещё менее похо­дят на сча­стье святых.

Так, царь Соло­мон, обла­дав­ший, каза­лось бы всеми зем­ными бла­гами, о каких только мог меч­тать чело­век его вре­мени (славой, богат­ством, женами, ува­же­нием), тем не менее утвер­ждал: суета сует, все суета (Еккл.12:8).

Вспом­ним, что во время Пре­об­ра­же­ния Гос­пода Иисуса Христа апо­стол Петр, ощу­тив­ший сопри­кос­но­ве­ние с Богом, тут же забыл о всех своих земных забо­тах и печа­лях, желая остаться на горе, со Своим Богом, что, соб­ственно, и выра­зи­лось в словах: «Гос­поди! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сде­лаем здесь три кущи (палатки): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф.17:4). На Пра­во­слав­ных иконах общее состо­я­ние оче­вид­цев Пре­об­ра­же­ния выра­жа­ется и в поло­же­ниях тел (они часто пишутся рас­по­ло­жен­ными вверх ногами, вниз голо­вой), и в жестах, и в мимике.

Любое мир­ское удо­воль­ствие неполно (ущербно, не все­объ­ем­люще), крат­ко­вре­менно (быстро пре­сы­щает), эго­и­стично, а нередко и пагубно. 

***

Путь к сча­стью

свя­ти­тель Нек­та­рий Эгин­ский

Насколько же заблуж­да­ются те люди, кото­рые ищут сча­стья вне самих себя – в чужих стра­нах и путе­ше­ствиях, в богат­стве и славе, в боль­ших вла­де­ниях и насла­жде­ниях, в удо­воль­ствиях и пре­из­бытке и в пустых вещах, кото­рые концом своим имеют горечь! Воз­во­дить башню сча­стья вне нашего сердца – это все равно что стро­ить дом в месте, кото­рое под­вер­га­ется посто­ян­ным зем­ле­тря­се­ниям. Весьма скоро такое здание рухнет…

Братья и сестры! Сча­стье нахо­дится в нас самих, и блажен тот, кто понял это. Испы­ты­вайте ваше сердце и наблю­дайте за его духов­ным состо­я­нием. Может быть, уте­ряно дерз­но­ве­ние пред Гос­по­дом? Может быть, совесть обли­чает за пре­ступ­ле­ние Его запо­ве­дей? Может быть, она обли­чает вас за неспра­вед­ли­во­сти, за ложь, за неис­пол­не­ние наших обя­зан­но­стей перед Богом и ближ­ним? Испы­ты­вайте, может быть, зло и стра­сти запол­нили ваше сердце; может быть, оно укло­ни­лось на пути кривые и непро­хо­ди­мые…

К несча­стью, тот, кто оста­вил без вни­ма­ния свое сердце, лишился всех благ и впал во мно­же­ство зол. Изгнал радость и испол­нился горечи, печали и душев­ной тес­ноты. Изгнал мир и при­об­рел подав­лен­ность, бес­по­кой­ство и ужас. Изгнал любовь и обрел нена­висть. И, нако­нец, изгнал все даро­ва­ния и плоды Свя­того Духа, кото­рые при­об­рел при своем кре­ще­нии, и срод­нился со всеми зло­де­я­ни­ями, кото­рые делают чело­века жалким и про­кля­тым.

Братья и сестры! Все­ми­ло­сти­вей­ший Бог хочет для всех нас сча­стья и в этой жизни, и в сле­ду­ю­щей. Для этого Он осно­вал Свою святую Цер­ковь, чтобы она нас очи­щала от греха, чтобы освя­щала нас, при­ми­ряла с Ним и дарила нам небес­ное бла­го­сло­ве­ние.

У Церкви всегда открыты объ­я­тия для нас. Поспе­шим же в них скорее все мы, у кого совесть отя­го­щена. Поспе­шим – и Цер­ковь под­ни­мет тяжесть нашей ноши, пода­рит нам дерз­но­ве­ние к Богу, напол­нит сердце наше сча­стьем и бла­жен­ством.

***

«Сча­стьем при­выкли назы­вать нечто внеш­нее…. Но оно не во вне, а в нас, в состо­я­нии духа отрад­ном, радост­ном, бла­го­рас­тво­рен­ном».
«Если угодно Гос­поду и не пагубно для чело­века, то дается и внеш­нее сча­стье».
свт. Феофан Затвор­ник

«Таков чело­ве­че­ский род, таково и чело­ве­че­ское сча­стье: оно подобно самым непри­мет­ным следам корабля, кото­рые наре­зы­ва­ются спе­реди и исче­зают сзади!».
«Любо­муд­рие умеет и то и другое — и сча­стьем поль­зо­ваться уме­ренно, и в бед­ствиях соблю­дать бла­го­при­ли­чие».
свт. Гри­го­рий Бого­слов

«Воз­люб­лен­ный хри­сти­а­нин! Пусть люди про­цве­тают в сча­стье этого мира. Ты довольно счаст­лив будешь, когда внутри себя будешь иметь сча­стье. Это и есть истин­ное, недви­жи­мое и неотъ­ем­ле­мое сча­стье!».
«Сча­стье для людей — иметь себе силь­ных людей защит­ни­ками и помощ­ни­ками. Для хри­сти­а­нина сча­стье — иметь себе Бога Защит­ни­ком и Помощ­ни­ком.
«Блажен чело­век, кото­рому защита — у Тебя, Боже!».
«Вот истин­ное сча­стье и под­лин­ное бла­жен­ство, кото­рого ни огонь, ни вода, ни тюрьма, ни ссылка, ни пле­не­ние, ни хит­рость, ни злоба чело­ве­че­ская, ни смерть отнять не может.
«Если Бог за нас, кто против нас» (Рим.8:31)?
свт. Тихон Задон­ский

«Чело­век, испо­ве­дав себя рабом и созда­нием Божиим, пре­дав­шись все­цело воле Божией, немед­ленно всту­пает всем суще­ством своим в область святой Истины. Истина достав­ляет пра­виль­ное настро­е­ние духу, жизни. Взо­шед­ший в область Истины, под­чи­нив­шийся Истине, полу­чает нрав­ствен­ную и духов­ную сво­боду, полу­чает нрав­ствен­ное и духов­ное сча­стье. Эта сво­бода и это сча­стье не зави­сят от чело­ве­ков и обсто­я­тельств».
свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов

«Если одно созер­ца­ние (Боже­ствен­ной) славы (при Пре­об­ра­же­нии Гос­под­нем) напол­нило уче­ни­ков (Иисуса) бла­жен­ством, то каково должно быть сча­стье чело­века, достиг­шего тес­ного и при­ис­крен­него еди­не­ния с Богом в такой сте­пени, что Гос­подь оби­тает в нем, про­ни­зы­вая все его суще­ство лучами Своей немерк­ну­щей славы, кото­рая как бы стру­ится из освя­щен­ного и про­свет­лен­ного Его при­сут­ствием чело­века! В этом и состоит высшее сча­стье: в еди­не­нии с Богом, дела­ю­щем чело­века при­част­ни­ком Боже­ствен­ной славы».
еп. Васи­лий Кине­шем­ский

Все куль­туры можно под­раз­де­лить на соте­рио­ло­ги­че­ские (от. греч – спа­се­ние) и гедо­ни­сти­че­скик (от. греч. удо­воль­ствие). Сча­стье обычно выби­ра­ется людьми на трёх вос­хо­дя­щих уров­нях: телес­ном насла­жде­нии, душев­ном бла­го­по­лу­чии или при­част­но­сти к выс­шему, Абсо­люту.
Сча­стье – в любви к Богу и к чело­веку… Любовь – сино­ним сча­стья, а поскольку все мы стре­мимся к сча­стью, то мы должны стре­миться вос­пи­ты­вать в себе любовь. Пока нас душит серость, уны­лость, оди­но­че­ство, непри­язнь, нена­висть. Но Тот, Кто явля­ется Любо­вью, может нас научить.
прот. Алек­сандр Мень

Корень слова сча­стье – «часть». С‑часть‑е. Счаст­ли­вый чело­век – это чело­век, живу­щий с частью чего-то, име­ю­щий какую-то часть. Часть какого-то Блага. Блага общего для всех. Все­об­щего. Все­мир­ного. Без­мер­ного. Неис­ся­ка­е­мого Блага. И это Благо есть Бог! По насто­я­щему счаст­ли­вый – име­ю­щий общую часть c Богом. Живу­щий в Боге. И чем ближе чело­век к Богу, тем он счаст­ли­вее.
В пра­во­сла­вии вместо поня­тия сча­стья исполь­зу­ется более опре­де­лён­ное поня­тие бла­жен­ства. Через при­ча­стие и стя­жа­ние Духа Свя­того хри­сти­а­нин ста­но­вится при­част­ным Богу: «Пре­будьте во Мне, и Я в вас» (Ин.15:4). Это и есть насто­я­щее, вне­вре­мен­ное, вечное сча­стье, кото­рое начи­на­ется в этом мире, но в пол­ноте бывает в Цар­ствии Небес­ном. Оно не имеет ничего общего с обы­ва­тель­ским поня­тием «сча­стья».
В Библии раз­мыш­ле­ния о поиске сча­стья «под солн­цем», т.е. в нашем мире, содер­жатся в книге Еккле­зи­а­ста или Про­по­вед­ника. См. подроб­нее.

Гос­подь ставит нам задачу: быть счаст­ли­выми. Счаст­ли­выми в этой жизни и в буду­щей. Каж­дому ясно, что нынеш­нее сча­стье – ничто, если оно не имеет про­дол­же­ния. Спа­си­тель откры­вает Свою Нагор­ную про­по­ведь (Мф.5) «запо­ве­дями бла­жен­ства», «мака­риз­мами»: каждый стих начи­на­ется со слова Бла­женны, по-гре­че­ски мака­рии, что в точном пере­воде на рус­ский как раз и значит счаст­ливы.
Но что такое сча­стье? Про­дол­жайте читать Нагор­ную про­по­ведь, и вы убе­ди­тесь, что Хри­стос опро­вер­гает при­выч­ные сте­рео­типы. Счаст­ли­выми Он назы­вает не гордых, но нищих духом, то есть сми­рен­ных, не удо­вле­тво­рен­ных, но алчу­щих и жаж­ду­щих правды, не побе­ди­те­лей, но миро­твор­цев…
Сча­стье, разу­ме­ется, субъ­ек­тивно, то есть, в конеч­ном итоге, зави­сит от того, что во мне, в моей душе. Однако мы хорошо пони­маем, что «поиски сча­стья внутри себя» – дело абсо­лютно гнилое и поги­бель­ное: ведь душа-то наша не сво­бодна от греха… Отсюда вывод очень про­стой и опре­де­лен­ный: сча­стье воз­можно и дости­жимо только c Хри­стом, на пути к Нему и за Ним.
иеро­мо­нах Мака­рий (Маркиш)

Знаете, какая самая боль­шая при­чина несча­стья? Это посто­ян­ный поиск сча­стья. Сча­стье — это жизнь с Богом. Все осталь­ное — как Бог даст. Потому что наша жизнь после гре­хо­па­де­ния в этом греш­ном, про­пи­тан­ном грехом мире не место отдыха, а место подвига.
архи­манд­рит Мел­хи­се­дек (Артю­хин)

***

См. УДО­ВОЛЬ­СТВИЕ, БЛА­ЖЕН­СТВО, РАДОСТЬ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки