Послание Св. Синода о браках правоверных лиц с иноверными

Содержание

Рассуждение, в Святейшем Правительствующем Синоде сочиненное; напечатано повелением Царского величества Петра Первого Всероссийского императора; благословением же тогожде Святейшего Правительствующаго Синода первым изданием в Санктпетербурхе 1721 года, месяца Августа в 18 день Образы правоверных лиц с неверными, или иноверными сочетавшихся От Священного Писания От историй Христианских Греческих От историй Славено-христианских Копия с докладных Святейшаго Синода пунктов, в нижеозначенныя времена Императорскому Величеству предложенных и собственною Его Императорскаго Величества рукою подписанных (кроме первых, при Духовном Регламенте напечатанных), которым надлежит и в духовных, и в светских командах быть ведомым.  

 

Рассуждение, в Святейшем Правительствующем Синоде сочиненное; напечатано повелением Царского величества Петра Первого Всероссийского императора; благословением же тогожде Святейшего Правительствующаго Синода первым изданием в Санктпетербурхе 1721 года, месяца Августа в 18 день

Святейший Правительствующий Синод Всероссийския Православныя Церкве сыновом радоватися о Господе

В нынешнем 1721 году, Мая 6 дня нам, Правительствующему Синоду, подано из Берг-Коллегии доношение, а в нем написано:

B прошлом 1720 году, по Имянному Его Царскаго Величества указу, посланы в Сибирскую Губернию для прииску рудных мест и строения, и размножения тамо заводов, от артилерии Капитан Василей Татищев, да Берг-мейстер Блиер с прочими, – которым велено, ежели из обретающихся в Казанской и Сибирской Губерниях из Шведских арестантов из офицеров и прочих служителей, и хотя уже которые и службу приняли, а найдутся к рудному делу способные, оных к рудному делу принимать невозбранно, о чём и из Военной Коллегии указом позволенож. И Марта в 7 день сего году из Сибирской Губернии помянутой Капитан Татищев и Берг-мейстер Блиер в Берг Коллегию писали, что де обретающиеся тамо Шведские пленники многие имеют охоту селитца для торгов, гдеб особное место им дано было, и позволеноб было жениться им на Руских девках без пременения их веры. Но понеже у многих, которые было поженились волею, за разность веры, жен поотняли, и отданы иным в супружество, и для того опасен всякой принять и службы: ибо своея веры жены достать тамо не может, а Руской не дают. А по мнению Берг Коллегии обретающимся тамо Шведским пленникам, которые имеют искусство в рудных делех и в торгах, и в службу Государеву итти пожелают, и таким в женитве оной на Руских девках, без перемены их закону, позволение дать надлежит: понеже в чужих краях в рудных делех гораздо искусных людей достать трудно, и мало таких сыскать можно, дабы кто, тамо оставя свои домы и промыслы, и в Россию пошли в службы, а инде оным в выезде в службу в Россию от Потентатов их и не без запрещения.

И понеже брачитися православным с иноверными дело есть не без сумнительства совести. Ибо как в Ветхом Завете, так и во время Новаго обретаются заповеди и правила, брак таковый отрешающыя. Того ради Правительствующий Духовный Синод, смотря на некия главныя таковых браков вины и нужды в Российском Государстве, и желая подать врачевство бываемому о сем недоумению простосердечных, но немощных, и в учении неискусных человек, судил за должность свою ясно протолковать, коих ради вин браки с неверными, или с иноверными, то есть с Христианы, но в некиих догматах нам несогласными запрещаются.

Ведати же к сему подобает, что брак вернаго мужа с женою не точию иноверною, но и весьма неверною, такожде и жены верной с неверным мужем, не есть сам собою нечист, или богомерзск, и лице верное самим ложа сообщением оскверняющий. Ибо Апостол в первом послании к Коринфом, в главе 7 не велит мужеви верному жену неверную, такожде и жене верной мужа невернаго оставляти, разве само неверное лице расторгнет брак. И хотя речь Апостолу есть не о хотящих сочетатися браком, но о сочетавшихся уже лицах вернаго с неверным; однакож яве показует, что брак таковый не есть сам собою скверный. Аще бо был бы скверный, то повелел бы Апостол лицу верному с неверным сочетанному разлучитися от невернаго, и весьма таковому браку ясно беззаконному развод указал бы. Согласуют же нам в сем слове и великии учители, Златоустый, Дамаскин и Феофилакт в толкованиях своих на перваго послания к Коринфом главу 7. И да не речет кто, что Апостол в начале обращения языков ко Христу, за скудость мужей и жен верных, не разрушал таковых браков; всяк да посмотрит в Деяния Апостольская, коликое множество везде проповедию Апостольскою обращалося, и в самом Коринфе мнози, слышавшии проповедь Павлову, вероваху и крещахуся1. И еще в тожде время в Коринфе, повелевая Господь Павлу в видении проповедаши небоязненно, предвозвестил ему о обращении многих людей в граде том. Утвержден же Павел явлением, и таковым предвозвестием Господним, проповедал в Коринфе неисходно лето и месяцей шесть. И отсюду является, что великое Коринфян множество к Христу обратилися. А до перваго Павлова к Коринфом послания мощно надеятися, что и усугубилося число обратившихся к Господу. Ибо от вышепомянутой Павловой в Коринфе проповеди три лета прошли до перваго к Коринфом послания, по изследованию лучших Хронологов. Как же могла скудость быти Христианскаго в Коринфе народа, для которой принужден был бы Апостол попускать браки верных с неверными? Чего, естьли бы беззаконно было, не попустил бы ни для какой нужды той, который глаголет о себе: в послании к Галатом, глава 1 Аще бых еще человеком угождал, Христов раб не бых убо был2. Аще же и был Апостол всем вся, но таковое свое угождение всем творил не к греху, но к спасению их, якоже сам о себе изъявляет, и якоже и прочиим велит угождати ближнему, но в благое к созиданию3. Как же бы угождал Апостол Коринфяном в благое к созиданию, попуская браки верных с неверными, аще бы таковые браки сами собою были нечисты, скверны и беззаконны? Но коего лучшаго на сие требуем известия и толку, яко самаго же Павла Апостола? Ибо когда заповедует верному мужеви жену неверную, також и верной жене мужа невернаго не оставляти, не токмо не воспоминает никоеяже нужды заповедания своего, но ясно утверждает брак таковый быти правильный и законный таковым доводом: иначе бo чада ваша нечиста были бы, ныне же свята суть. То есть: естьли бы брак ваш вернаго лица се неверным был беззаконен, то и чада ваша не законная чада, но прелюбодейчища были бы: ныне же свята суть, то есть правильная и законная чада. И от сего ясно показует, что брак лица вернаго с неверным правильный и законный есть. Еще же таковых браков и многие образы, как в Ветхом, так и в Новом Завете обретаются, которых сочетания не попустила бы, а сочетанныя бы розводом разрушила Церковь, естьли бы оные браки были сами собою неправильные и богопротивные.

И от сих доводов извествуемся, что когда полагаются запрещения, дабы верное лице с неверным, или со иноверным не брачилося, тогда не просто брак их запрещается аки бы сам собою был он беззаконный, но токмо для некоего бедства, таковому браку следовати могущаго: наипаче же, дабы верное лице не совратилося к зловерию невернаго, или иновернаго своего подружия. И ясно закон Божий помянутыя вины ради запрещевает Израильтяном творити браки с Хананеами. Совратятся, рече, дщери твоя в след богов их, и сынове твои совратятся в след богов их. Исх.34; Втор.7; Нав.23.

Естьли же не просто запрещается брак верных с неверными, и не того ради, аки бы таковые браки сами собою скверные были, но ради вышереченнаго опасства; то когда будет сильное и довольное оберегательство, дабы верное лице не совратилося к неверию, или иноверию своего подружия: тогда без всякаго сумнительства может верное лице с неверным или иноверным сочетатися. Когда бо отлагается вина бедства, тогда бедства не боимся. Видим сего образы в Священных Писаниях. Ибо на томжде месте, где брак Израилю с Хананеом запрещен есть вины ради вышеименованныя, запрещен есть и всякий завет, или мирный союз тоеяже ради вины. Исх.34 и Исх.25. Однакож когда совращения себе от союзничества с неверными Иудее не опасалися, делали мирные союзы с неверными безгрешно, яков союз был Давида Царя с Хирамом Царем Тирским; 2Цар.5. и с тымжде Хирамом Соломона Царя; 3Цар.5, и благочестиваго Царя Асы с Царем Сирским; 3Цар.5 и Иуды Маккавея с Римляны; 1Макк.8 и Ионафана Архиереа с Римляны же и с Спартиаты. 1Макк.12. Подобный образ показует нам Апостол в запрещении идоложертвенных брашен: ибо запрещает ясти идоложертвенная, где есть опасение, да не соблазнятся немощнии братия, а где таковаго опасения нет, не запрещает, ведая и сказуя, что брашна таковыя не суть скверна. 1Кор.8,10. Таковое разсуждение имеет церковь Божия и в деле бракотворения с иноверными или и неверными. Запрещает браки таковые, опасаяся совращения лица вернаго. Но когда нет опасения, не запрещает, якоже известно от прикладов Иосифа Патриарха, Моисеа, Есфири и прочиих.

И отсюду всяк познати может, в коей силе положено запрещение браков с неверными или иноверными, и когда таковых браков хранитися, когда же и не хранитися подобает.

Таковоеж разсуждение о помянутых браках предлагая правоверным, Правительствующий Духовный Синод, и видя великую на некиих в России местах брачнаго иноверных с верными сочетания нужду, яковая является в доношении из Берг Коллегии, не попускает просто православным с инославными сочетаватися, но такое уставляет оберегательство, при котором отнюдь не опасатися совращения лица вернаго. А именно: прежде сочетания брака у тех пленников, который с согласия изберет себе из Руских в жену, или и свободных иноверцев, которые Царскому Величеству записалися на вечную службу, взять сказку за рукою под штрафом жестокаго истязания, что ему, по сочетании брака, жену свою во всю свою жизнь ни прельщением, и ни угрозами, и ни какими виды в веру своего исповедания не приводить, и за содержание веры ея православныя поношения и укоризны не чинить. И от которых будут родитися дети мужеска и женска полу, и их крестить в православную веру Российскаго исповедания. И как в младенчестве, так и в совершенном возрасте обучать их всякому православному Церкве восточныя обычаю. А в свою веру, также как и жен своих не склонять, но попускать содержать им ту православную веру даже до кончины своея. И когда кто такою сказкою обяжется, то позволить женитися. А ежели кто такой сказки дать не похочет, и таким жениться на Руских девках и вдовах не попускать. А ежели кто, дав такую сказку, женится, а потом со временем жену свою, или детей склонит в свою веру, а о том известится; и о таковых чинить, как Церковныя правила и законы градские повелевают. Православнии же священницы, кто из оных в приходе своем имеют иноверцев, с Рускими женами сочетавшихся, должни суть, под лишением сана своего, со всяким прилежанием и бодростию наблюдать, не деется ли сему оберегательству противное; и ходят ли жены Руския, иноверным мужем сопряженныя, в церковь; исповедаются ли духовником своим, и причащаются ли тайнам Евхаристии Святыя у их же восточнаго исповедания пресвитеров. И тожде смотреть и за детьми их, как женскаго, так и мужескаго пола от седмолетнаго возраста.

Высочайшии же и самодержавнии власти имеют к таковым бракам собственныя иногда великия нужды, а оберегательство крепчайшее делают своими важнейшими контрактами.

Таковым же оберегательством не только удобь сохранены будут правоверная лица от совращения к иноверию, но и подается благонадеждие, что и инославная лица обратятся к православию. Наипаче аще православное подружие пребывании потщится в страсе Божии, и образе нелицемернаго благочестия на себе покажет. И несуетно сего надеемся, но взирающе на не погрешительных наставников наших Апостол Святых, которыи туюжде имели, и в писаниях своих известили надежду свою Павел бо великий пишет: что веси жено, аще мужа спасеши? или что веси мужу, аще жену спасеши?4 И еще с болшим надеянием пишет Петр Святый: и аще нецыи не повинуются слову, женским житием без слова пленени будут, видевше, еже со страхом чисто житие ваше5. Тотже разум был и великих учителей наших: ибо Василий Великий вышепомянутое Павлово повеление, еже бы лицу верному от невернаго подружия не отлучатися, толкует6, яко преданное в надежде обращения невернаго лица к благоверию.

Тожде сказует Златоустый, Амвросий, Дамаскин, Феофилакт в толкованиях своих на седьмую главу перваго послания к Коринфом. Иннии же и делом надежду Апостольскую исполнившуюся видели и похвалили на родителех своих. Тако Святый Григорий Богослов похваляет Нонну матерь свою, иноверному сопряженну мужеви, но увещанием и благонравием своим мужа к благоверию приведшую. Тако и7 Августин блаженный ублажает матерь свою Монику, которая родителя его, мужа же своего, долго в неверии пребывша, таже близ кончины суща, приобрете Христу. Прислушает к сим и древний историк Еврейский8 Иосиф, который похваляет Иакова Патриарха, что он, неверную появ жену, дщерь Лаванову Рахиль, научил ю презирати идолы своя.

И сия доволна суть всякому благоразумному и неупрямому. Но и вящшаго ради утверждения предлагаются зде:

Образы правоверных лиц с неверными, или иноверными сочетавшихся

От Священного Писания

1. Иаков Патриарх женился с дщерию Лавана невернаго. Быт.29.

2. Иосиф с дщерию Пентефриа жерца Египетскаго. Быт.41.

3. Моисей с дщерию Иофора священника Мадиамскаго. Исх.2.

4. Сампсон имел жену Филистиню. Суд.14.

5. Вооз поят Руфу, жену Моавитскую. Руф.4.

6. Давид имел жену дщерь Царя Гасурскаго. 2Цар.3.

7. Соломон поят себе в жену дщерь фараона, Царя Египетскаго, еще в мудрости и благочестии достохвален пребывая. 3Цар.3.

8. Есфирь жена бысть Ассвиру, Царю Персидскому. Есф.2.

9. Тимофей Апостол сын бе некия жены Иудеанины верны, отца же Еллина; чесо ради и не обрезан был. Деян.16:1,3.

От историй Христианских Греческих

10. Константина Великаго сестра была за Ликинием.

11. Михаил Палеолог, Царь Греческий, выдавал Марию дщерь свою за князя Татарскаго, но царевна присланная застала его уже умерша и пошла за сына его. А приставник дела того был человек от чина церковнаго, некий Архимандрит.

Пишет Георгий Пахимер, великия церкве Протедикт. Книга 3, историй гл. 3.

12. 13. Тот же две Царевны выдал за двоих Латинскаго исповедания мужей. Пахимер, книга 3, гл. 6.

14. Иоанн Ласкарь, Царь Греческий, имел жену Королевну Сицилийскую Латинскаго исповедания. Пахимер, книга 3, гл. 7; и Никифор Григорас, книга 2, гл. 7.

15. Михаил Царь вышеименованный другую дщерь свою Евфросинию выдал за Хана Татарскаго. Пахимер, книга 5, гл. 3; и Никифоре Григорас, книга 4, гл. 4.

16. Михаил Греченин, Деспота Епиротский, выдал дщерь свою за Манфреда, Короля Сицилийскаго исповедания Латинскаго. Пахимер, книга 1, гл. 32; и Никифор Григорас, книга 4, гл. 3.

17. Михаил вышепомянутый выдал дщерь свою натуральную за Ногая, Князя Татарскаго. Никифор, книга 5, гл. 7.

18. Андроник Палеолог поял себе в жену Королевну Гишпанскую. Никифор Григорас, книга 6, гл. 2.

19. Иоанн Кантакузин, Царь Греческий, выдал племянницу свою за Гима Арменина еретика, который потом был Королем Арменским. Никифор Григорас, книга 12, глава 15.

20. Орхан Оттоманов, сын перваго Царя Турскаго, поял себе в жену Феодору, дщерь Царя Греческаго Иоанна Кантакузина. Пишет сам Кантакузин Царь в своей истории. Книга 3, глава 95; и Никифор Григорас, книга 15, гл. 5; и Лаоник Халкондил, историк Греческий же. Книга 1, глава 12, и книга родословная в родословии Солтанов Турских.

21. Вельможа Греческий, Ватац именем, выдал дщерь свою за Солимана Турчина. Никифор Григорас, книга 14, глава 11.

22. Амурат вторый, Царь Турский, поял себе в жену Елену, дщерь Деспоты Сербскаго. В родословии Солтанов Турских.

23. Елена Царевна, дщерь Алексия Комнина, Царя Трапезунскаго Греческаго, была за Магометом вторым, Царем Турским. Родословие Солтанов Турских.

От историй Славено-христианских

24. Великаго Князя Российскаго Ярослава дщерь Анна выдана была за Генрика перваго, Короля Французскаго 1060 году, и родился от нея Филипп, наследник короны Французской, который и коронован на королевство еще при животе отца своего.

Пишут о сем древнии историки, именовании в Лексиконах исторических: Немецком, печатанном в Липске, 1079 году, и Французском, печатном в Амстердаме, 1072 году, под именем Генрик первый. ·

25. Тот же Георгий Ярослав, Великий Князь Новгородский и Всероссийский, понял себе в жену Ингру, Королевну Шведскую. Иоанн Локцений, страница 22.

26. Мариа, дщерь Великаго Князя Киевскаго Всеволода, была жена Короля Польскаго Болеслава храбраго. История Польская и Киевская.

27. Елена Ивановна, Великая Княгиня Российская, была жена Александрова, Короля Польскаго. История Королей Польских.

28. Князь Глеб Василькович Российский женился в орде; так пишет старый летописец Новгородский, и что разумеет больше, не означил.

29. Димитрий Михайлович, Князь Тверский, понял дщерь Гедемана великаго Князя Литовскаго. Тот же.

30. Константин Василиевич, Князь Суждальский, женил сына своего Бориса с дщерию Олгерда Гедимановича, великаго Князя Литовскаго. Тот же.

31. Мария Володимировна, Великая Княжна Российская, была за Великим Князем Голштинским. Родословие Князей Российских.

32. Евдокиа Петровна, Солтыкова, пошла за Потоцкаго Поляка. О сих всех браках пишущие историки браков тех не охужают, и никакой им противности от духовных пастырей не воспоминают.

33. Имеем же достовернаго и в живых свидетеля, тайнаго действительнаго Советника, превосходительнаго Сенатора и Кавалера, господина Петра Андреевича Толстаго, который, в бытность свою в Царе Граде на посольстве, самовидец был таковаго брака. Венчался посол от Статов Галандских, Граф Яков Колиер с женою православнаго Греческаго исповедания, а венчал их сам Константинопольский Патриарх, блаженныя памяти Гавриил. На который брак и помянутый господин был зван на пиршество. И о том в Святейший Правительствующий Синод прислал свое на письме свидетельство, сего 1721 году, Июля 5 дня.

34. А о простаго народа браках с иноверными засвидетельствует вся Республика Польская, в которой православнии женятся с дщерьми иноверными, как Католицкаго, так и Августанскаго, то есть Лютерскаго исповедания, не противляющымся духовным пастырем.

* * *

Копия с докладных Святейшаго Синода пунктов, в нижеозначенныя времена Императорскому Величеству предложенных и собственною Его Императорскаго Величества рукою подписанных (кроме первых, при Духовном Регламенте напечатанных), которым надлежит и в духовных, и в светских командах быть ведомым.


Пункты, Марта 15 дня, 1721 Подписание на них собственныя Его Императорскаго Величества руки
3.
Духовныя персоны, до определения духовнаго правительства, по разным касающымся до них делам, браны были в разныя канцелярии и приказы: а от ныне дабы Вашего Величества Всемилостивейшим указом повелено было, чтобы до оных духовных персон ни касалось по оговорам, изследовать о том в духовном правительстве, доколе из них до кого не дойдет до розыску гражданскаго суда, дабы иногда безвинные не страдали со злодеями в темницах. А ежели какая духовная персона ята будет в явном каком злодействе; о таковых следовать в гражданском суде, токмо для снятия чина присылать в духовное правительство по прежнему. На которых оговор какой будет, (кроме тяжких Государственных дел) в каком партикулярном злодеянии, таких отсылать к Синоду, против сего пункта силы, пока оные до гражданскаго суда приличны будут, а самим не брать в Коллегии, или где инде, и не держать. И должен каждой челобитчик в злодеянии на духовных нигде инде бить челом, токмо в Синоде. Сие разумеется о брани, бою, краже и прочим тому подобных дел, а не о тех, которые тяжебныя дела, к которым сами духовные себя привязали, яко какая покупка, промыслы, откупы, торги и прочее тому подобное. Еже где определено всем, там и на духовных бить челом. На примере, в иностранных торгах в Комерц Коллегии, во внутренних торгах, промыслах, откупах в Камор Коллегии и прочее тому подобное.
4.
О требованиях Духовнаго Правительства, против посылаемых в Сенат ведений, доклад бывает как о партикулярных делех по реестру, в чем есть духовным делам продолжение, и остановка: и дабы такия духовнаго правительства дела, яко непартикулярныя, но важныя к резолюции предлагалися, кроме реестра без продолжения. О духовных делах надлежит прежде всех Коллегийских дел, первыя по Наших указах слушать и решить; а что касается до внешних дел, те по реестру с прочими, яко партикулярныя.
Пункты, Ноября 19 дня, 1721 году. Определение собственною Его Императорскаго Величества рукою на особливом листе писанное.
3.
О подчиненных Синоду служителех и крестьянех требуется, дабы, для лучшаго охранения, быть им так ведомым в Синоде, как купечество, по 9-й Магистратскаго Регламента главе, ведомо ныне в Магистрате: ибо хотя оные Синоду починенные служители и крестьяне и за равных с прочими признаваются; но гражданские управители не в равенстве их содержат. И как во оной Магистратскаго Регламента 9 главе сожалетельное о купечестве усмотрение показано, так и о помянутых крестьянех признавательно, что обретаются оные не токмо в каком призрении, но паче от всяких обид, нападков и отягощений несносных зело разорены. Чего ради оных, яко разсыпанную храмину, удобнее видится иметь под однем ведением и охранением Синода, как и купецкие люди под однем главным Магистратом в ведении быть для лучшаго охранения определены. Архиерейским и монастырским крестьяном судом между себя, и кто на них будет бить челом, кроме криминальных дел, также и податьми, ведомым быть в Синоде, отколь подати Государственныя надлежат отсылать туда, куда со всех крестьян збирают; а крестьяном и прочим ведения Синодскаго, как духовным, так и мирским на светских, которое неведомы в Синоде, бить челом там, где их суперники ведомы, а криминальным делам быть в Юстиц Коллегии, как и прочим.
А ежели касающихся до оных служителей и крестьян криминальных дел, одному монастырскаго приказу судье поверить не возможно; то придать бы ему членов, с примеру учиненнаго в Магистратстве по знатным городом определения.
5.
Когда Сенатскими приговоры бывают какия генерально о всех определения, в чем и Синодская команда заключается; тогда можно, видится, прежде заключения, во время обычайнаго о таких определениях разсуждения, и Синод уведомлять , и с общаго согласия такия определения заключать, чтоб было к лучшему общей пользы усмотрению. Против того пункта собственною Его Императрскаго Величества рукою подписано: Быть тако. А на вышеозначенном особливом листе собственною ж Его Величества рукою написано: какое дело позовет о новом каком определении генеральном; то не должно ни в Синод, ни в Сенат без подписания Нашей руки чинить. А буде во отлучении Нашем такое дело случится, а обождать до прибытия Нашего будет не возможно; то Синоду согласиться с Сенатом, и подписать, и потом публиковать.
7.
Также и о прочих Синоду подчиненных требуется.
(1) Подписано против оных собственною Его Императорскаго Величества рукою следующее:
О обретающихся по Епархиам приказных людех, которые довольствуются трактаментом, и содержатся у Государственных зборов и отправлений, и у Синодальных дел, дабы их при9 вышеозначенном счислять с обретающимися по городам в светских командах приказными людьми. Быть так.
(2)
О Архиерейских детех, боярских, дабы, как дворяне сами и их дети из онаго окладу выключены, так и их выключить; ибо и оные от таковаж шляхества суть. Быть так, которые от шляхетства, считая от деда.
(3)
О Архиерейских и монастырских служителях, которые не имеют никаких земель, и питаются токмо определенным, трактаментом, дабы и им от того свободным же против боярских людей быть. Против людей боярских
10.
О поповских и причетнических детех, по прежним Указом в Арифметическия школы и к прочим светским наукам спрашиваемых, требуется определение, дабы им от оных быть свободным: понеже, по духовному Регламенту, определено таких церковнических детей учить в Архиерейских школах Быть так.
11.
Понеже подчиненные Синоду во многом, а именно: в платеж с мельниц, оброков, и табельних доходов, и окладнаго правианта, и в довольстве летними времены лошадей, и в винтер квартерах и в прочем тому подобном, не равно содержатся с шляхетскими крестьяны: того ради требуется, дабы как дворцовых, так и Синодальных и шляхетских во всем содержать в равенстве. На вышеозначенном особливом листе собственною Его Императорскаго Величества рукою написано тако: Поборы с мельниц, пошлина и прочия промыслы надлежат ведомы быть в Камор Коллегии. О всяких денежных зборах, в Синоде ведомых, надлежит репортовать в Камор Коллегию, тому, кто зборы будет ведать. Какая диспозиция сделана будет, и о том письменное доношение будет в Синод из Камор Коллегии; то должны в Синоде нотой диспозиции чинить, дабы управление крестьяном и прочим было.
12.
Понеже по Имянному Его Императорскаго Величества Указу, и по духовному Регламенту, расколническия дела поручены Синоду: того ради прилично видится, и сбираемым с них двойнаго окладу деньгам и с неисповедающихся штрафам быть в Синод присылаемым. Против того собственною Его Императорскаго Величества рукою подписано: Быть так.
13.
К поимке раскольнических учителей, которые, ходя тайно по домам, а инде и долговременное пребывание имея, раскольническую свою прелесть размножают, и простонародных от церквей отвращают: потребен зело видитися такой указ, дабы посылаемым от духовнаго правительства, и от раскольных дел людем в выимке оных чинено было безпрепятственное послушание, и не требовалисяб с светскими послушные от командиров их указы. С такова примеру, как по прежним Его Императорскаго Величества указом, выимку закурешного вина (что до штрафов токмо надлежит) не обсылаяся в командиром, гдеб токмо уведано было, чинить безопасно повелено. Брать таких, кто из Синода где к тому определен будет, без всякого препятия, и светским началником в том им вспомогать. А кто преслушает сего, будет штрафован, яко преслушатель указа. Но дабы для какой страсти духовные приставники не затевали на кого напрасно: того для повинен духовной приставник, взяв такова, ни мало держав, привести сам к светскому начальнику, где оной приведен ведом, или начальнику того места, ежели далеко тот, где оной ведом. Тогда светской начальник должен его освидетельствовати тогож дни. И будет увидит, что раскольник, отдать. духовному приставнику; буде же увидит, что в нем того нет, то и такого отдать ему; но притом сказать, что он будет о том писать в Синод и Сенат, и отдав, писать немедленно. И когда такой репорт получат, тогда в Синоде при двух членах Сенатских то изследовать и решить, чему будет кто достоин.
И ежели в поимке оных лжеучителей (что до исправления души надлежит) такой вольности Синоду дано не будет; то не токмо оных изыскать и искоренить будет не удобно, но и вящше под укрывательством и защищением без боязни приумножаться, и многих к своей прелести привращать могут, что будет с великою святей Церкви тщетою. Ибо по ведомостем из Москвы, такое оных раскольников значится размножение, что в некоторых приходех и никого кроме раскольщиков не обретается, но все по записке под двойным окладом явствуются в раскольщиках.
14.
В таких и тем подобных благочестию противных делах зело нуждны видятся такие указы, дабы светские командиры по посылаемым из Синода о таких делах указом, повеленное исполняли без требования собственных о том из Сената или от Коллегии послушных указов, которых во отправлении бывает и не без продолжения, а нужнейшее иногда дело продолжения времени и терпеть не может, и от продолжения не такое уже употребиться имеет действо, в каком бы тому быть надежда полагалася Посылать Указы против третияго надесять Указа, списав оной весь
15.
Хотя по Имянному Его Императорскаго Величества Указу Февраля 17 числа 718 году состоявшемуся, как в городех, так и в селех, в бурмистры и во всякия службы повсягодно исповедающихся, и со свидетельством отцев их духовных выбирать повелено, а о неисповедающихся запрещено: однакож в некоих местех обывательми такое чрез духовников свидетельство, до Архиерейских приказов надлежащее, и не требуется, и реестры выбираемым в службы людем к такому свидетельству во оные приказы не присылаются, от чего дается сумнение, не употребляютсяль во оныя службы и неисповедывающыеся, а наипаче не бывают ли и в расколе подозрительные. Ибо обретаются в разных службах многие с бородами, что немалым есть к расколу подозрением. Когда кто выбран будет в какой чин или уряд, где расколников выбирать не велено, а начальной от Синода над тем, о оном подаст простестацию, что он расколщик; то онаго освидетельствовать, и протчее поступать так, как решение учинено на 13 пункте.
16.
Приличающыеся по духовным делам светския персоны в духовное правительство от некоторых команд не отсылаются, и посылаемые о них от Архиереов указы являются презираемы. В чем видится духовной власти презрение, а в тех повинных умножается смелость ко уничтожению начальства духовнаго, от чего бывают и без исправления Изъяснить дело имянно
24.
Ежели кто от знатных и сильных персон явится в каком Христианских должностей неисправлении, а имянно: в неисполнении повсегодной исповеди, чего по Имянному Его Императорскаго Величества Указу прилежно смотреть повелено, и в подобных тому означится преступлениях, и в противных благочестию делах, или в защищении раскольников и подобных им: как с такими Синоду поступать? И ежели не будет на сие запрещения, и не подтвердится каким страхом; то раскольников и прочих, благочестию противных дел, не токмо исправить будет Синоду не возможно, но и смелость оным большая подастся, от чего и размножаться они могут Изъяснить дела имянно
25.
Хотя по уложенью и по прочим Указом, которые генерально о всех, без всякаго выключения, предложены, и ведомо есть, как в каком тяжебном деле надлежит судьям поступать: однакож Синод о некоторых, яко от общества народнаго изъятых, а имянно, о знатных и сильных персонах особливаго требует определения. Ежели которые из таких будут в порученных Синоду делах требовать Синодальнаго разсуждения, но, вступя в дело, станут оное своим неприходом, и прочим должнаго неисполнением продолжать, и предлагаемое от Синода определение, яко бы несильное и неважное (нечто высоко о себе мня), презирать и уничижать: какия тогда с такими сильными лицы употреблять Синоду поступки и действа? Против Сенату.
Пункты, Апреля 12 дня, нынешняго 1722 году, в которых по оным двум пунктам дела изъяснены. Подписание собственныя Его Императорскаго Величества руки.
По 16-му.
Дела духовныя, которыя к суду Патриаршему надлежали и в ведении Рязанскаго Архиереа, Патриаршу Епархию правившаго, по Имянному Его Императорскаго Величества Указу были: а ныне, по духовному Регламенту, подлежат Синодальному суду, сии суть:
1. Богохульныя.
2. Еретическия. Быть.
3. Раскольныя.
4. Волшебныя.
5. Недоуменные браки, и росписание совокупляющихся сродства.
6. Вины разводов брачных.
А именно:
(1)
Причины прелюбодейства и челобитье о том брачных друг на друга.
(2)
Разсуждение о побегах их, и о самовольных друг от друга отлучках.
(3)
О посягнувших женах во отсутствие мужей за других, и о возвращении их прежним мужем. В Синод
(4)
Такожде и о мужах, в подобных тому винах являющихся.
7. О любодействе. Светскаго суда
8. О блудном насилии.
9. О насильном господей с рабынями своими блудодействе. Светскаго суда
10. О кровосмешении. Светскаго суда, токмо о важности греха согласием Синода.
11. О насильном к браку восхищении.
12. О детех, прижитых блудодейством.
13. О детех же, которые раждаются от совокупившихся в родстве до разлучения брачнаго их союза.
14. О посягании и женитве детей без воли родителей их Светскаго суда
15. О принужденных браках, которые бывают в детех за страх родителей, а в рабех, по принуждению господей их, без произволения сочетанных. В Синод.
16. О насильном пострижении. В Синод.
К семуж о следующем у Его Императорскаго Величества просит всепокорно Синод резолюции:
1. О презирающих духовную власть, которые от гражданских управителей, и иных властей и сильных помещиков не будут в духовных делах повиноватися Епископом, не взирая на то, что Имянным Его Императорскаго Величества Указом и духовным Регламентом дано всем ведать, что всяк коего либо чина человек подлежит в духовных делах суду того Епископа, в котораго Епархии пребывает, пока в той пребывает. Кто будет противен власти духовной, принадлежащей духовному суду, о тех из Синода писать в Сенат, а Архиереом ко управителем светским, чьего он суда. А буде сами управители то учинят; то Архиерею в Синод, а Синоду в Сенат, которые как Сенат, так и управители по городам должны их наказать по силе вины равно, как бы светским началом по правам.
Как с такими поступать? Понеже в духовном Регламенте что с такими чинить определения не предложено.
2. О разделе по заветом и без заветов оставшагося от умерших имения наследником, и о причитании в наследство достойных и о лишаемых наследия: также и о свидетельстве, заветов или духовниц, напред сего дела бывали у духовнаго правления, и предлагаемое на оных заветов свидетельство подписывали в Москве Патриархи, а по Епархиам Архиереи, которые и до ныне подписывалиж, и пошлины с них надлежали до Патриарша и Архиерейских приказов, а по духовному Регламенту о сумнительных заветах знатных особе определено разсуждение чинить Синоду и Юстиц Коллегии. Быть в Юстиц Коллегии, а которые спорные, для тех требовать из Юстиц Коллегии, из Синода одного, или двух членов, чтоб притом были: понеже случаются духовники в воровских духовных, дабы член был тому свидетель, и виноватой бы отдан был под градской суд, а пошлины в Гошпиталь.
И ныне со оных дел пошлинам в духовном ли правительстве по прежнему быть?
3. Которыя в Епархиах мирския власти правильно по духовному Регламенту будут от церкви отлучены, а покорения в том не покажут, но паче, ради укоризны Архиерею, или в церковь насильно входить, или священников без воли Архиерейской в домах своих держать будут. Что с такими Синоду чинить? Которые отлучены будут, а станут насильством противиться, как писано, тех мирским начальником воспрещать, и не допускать и наказывать: а ежели оные будут являть, что не делом отлучены; тем велеть ехать в Синод, и там бить челом о своей невинности и о управе.
А ежели что впредь о других, Синодальному суду подлежащих делах, от примеров прежних или от новых случаев покажется, тогда от тех и доклад собственной будет предложен. А которые будут подлежать проклятию, и оное уже от Синода учинится, таких по шти неделах от дня публикации никуды к делам и компании не допускать, как о шельмованных Указ повелевает.
По 24-му.
Неисполнение Христианских должностей, и преступление и противныя благочестию дела значатся следующыя, которыя в духовном Регламенте упоминаются: Подписано собственною Его Императорскаго Величества рукою, тако:
1. Аще кто явственно хулит имя Божие, или Священное Писание, или Церковь? Отсылать к суду, и там чинить по правам.
2. Или явно грешник есть, не стыдяся дела своего, наипаче тем чванася. Сыскивать в Синод, и отсылать непокоривых к суду, и там по правам наказывать.
3. Или без запрещения отца духовнаго покаяния и святыя Евхаристии больше году приемлет Кто не исповедывается, на таких перво брать штраф, в другой раз в двое, в третий раз присылать к гражданскому наказанию. А которые не причащаются без запрещения отца духовнаго волею; о таких сыскивать в Синод, и когда не исправятся, таких присылать к гражданскому суду, и там наказывать по важности вины.
5. Кто гордо презирает власть церковную с великим соблазном немощных братий, и тако безбожия воню от себя издает. Понеже Синод в духовном деле равную власть имеет как Сенат; того ради респект и послушание равное отдавать надлежит и за преступление наказание.
6. Ежели кто во своих областях ведая раскольщиков, для своего интересу покрывать и защищение им чинить будет, и по увещанию Духовнаго правительства не похощет в том исправиться. То с таким по духовномуль Регламенту поступать? Подлежит такой казни, как противник власти.
7. Кто своевольно волочащихся, или за преступление изгнанных попов будет принимать, или таких себе в духовники принимать. Брать за всякой месяц по пяти рублев, а за исповедь десять рублев.
9. Ежели кто, кроме Его Величества Императорской фамилии приказывать будет к церковному служению благовестить не в урочныя времена, или долго паче обыкновеннаго времени велит себя дожидать, что священнику и народу бывает досадою и трудностию. Не велеть слушать
10. Когда кто велит для своего интересу, или суетной ради славы огласить священникам какое чудо притворно и хитро чрез кликуши, или чрез другое что, или подобное тому прикажет творить суеверие. Наказанье в вечную ссылку на галеры с вырезанием ноздрей.
11. Когда кто за проповедь на священника вознегодует, и за то, что может иногда в чем проповедию от совести своей по случаю обличен быть, начнет чинить священнику отмщение какое, или обиду. Против прочих воровствов по важности вины
12. Ежели которая духовная персона, или и весь Синод во учиненной от знатнаго и сильнаго лица обиде, нигде сатисфакции не получит, а Его Императорскому Величеству о партикулярных обидах бить челом указом Его Величества запрещено, какия тогда Синоду меры употреблять? Синоду обявлять Мне.
13. Которые держат кого в домах своих от инославных духовных персон, извиняяся такими потребами, в которых они и кроме их светскими удовольствованы быть могут, что в таких случаях Синоду чинить? Делать с позволения и разсуждения Синода.
Другие онагож Апреля 12 дня пункты. Подписание собственныя Его Императорскаго Величества руки:
2.
Пожитки и прочее, что случится у таких духовных персон, которыя являются по делам тайной канцелярии лишены чинов, или и живота, берутся в тайную канцелярию, а по правилам надлежит до церкви: и того ради Синод просит, дабы оное имение повелено было имать в Синод. Давать в Гошпитали лечебныя.
3.
Которые из записных раскольщиков, и из приличных по раскольным делам являются в сбеге, и оставшееся от них движимое и недвижимое имение отписывается на Его Императорское Величество, и то имение продавать ли, и впредь с подобными им, которые явятся от купечества, или и от шляхетства, равным ли образом поступать? Продавать, а деньги против втораго пункта

* * *

6

Василий Великий в послании к Амфилохию, канон 9.

7

Августин книга 9 исповеданий, глава 9.

8

Иосиф книга древностей 1, глава 9.

9

При подушном окладе

Комментарии для сайта Cackle