Символы веры раннего Христианства

Апостольский символ веры

Символ веры священномученика Иринея Лионского

Символ веры Тертуллиана

Символ веры святителя Григория Неокесарийского, чудотворца

Символ веры священномученика Дионисия, папы Римского

Халкидонский символ веры

Символ веры Афанасия Александрийского (Афанасиев Символ веры)

 

 

Символ веры – краткое исповедание веры, которое готовящийся принять крещение произносил перед крещением, выражая тем самым, свою готовность стать христианином.

Все эти символы веры определяет несколько характерных особенностей:

– Исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа, т.е. вера в Троицу.

– Исповедание реальности воплощения Сына Божьего посредством Духа Святого от Девы Марии, Его страданий, смерти и трехдневного воскресения и вознесения.

– Исповедание веры в Церковь, как собрание в котором верующий получает спасение.

– Чаяние воскресения во плоти и вечной жизни в царствии Божьем.

Отличия, которые мы можем обнаружить в этих отдельных высказываниях ранних Отцов и Учителей Церкви, как правило, незначительны. Из-за гонений которым подвергалась Церковь в первые века своего существования, у нее не было возможности выработать единый символ веры.

Эти краткие исповедания рождались в ответ на выпады еретиков. Возьмем, к примеру, апостольский символ. Известно, что первые еретики с которыми столкнулась ранняя Церковь – это гностики, которые отрицали реальность воплощения Христова. Отголосок этого мы можем увидеть из посланий святого Иоанна: «Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, и всякий дух, который не исповедует Иисуса, не есть от Бога; и это – дух антихриста, о котором вы слышали, что он грядет, и теперь есть уже в мире» (1Ин. 4:2–3). Подобные высказывания часто встречаются у Игнатия Антиохийского, Поликарпа Смирнского, которые также столкнулись с этой ересью. В апостольском исповедании четко выражена реальность воплощения Христова.

Позднее, стали появляться еретики неправильно понимающие отношения Лиц Святой Троицы. Они пытались рационально объяснить троичность Бога. Например, Праксей один из еретиков II века, в попытках объяснить троичность Бога, при условии, что Бог един, пришел к следующей мысли: Отец, Сын и Святой Дух – это проявление одного и того же лица. По его представлению Бог подобно актеру менял маски (роли), но за различными Его проявлениями стояло одно и тоже лицо. В начале Бог проявил себя, как Творец, потом в деле искупления Он же явил себя, как Сын, и наконец сошел на апостолов, как Святой Дух. Эта идея нашедшая себе последователей не могла быть принятой Церковью, ибо Писание ясно различает личности Отца и Сына, а потому в символы веры начинают большую часть отводить внутритроичным отношениям, и начинают более подробно свидетельствовать о Божестве Христа.

Позднее в 325 году на I Вселенском соборе в Никее и на II Вселенском соборе в Константинополе был выработан символ веры, который явился отражением более ранних символов веры, и который был принят Церковью повсеместно.

В 1054 году произошел раскол, положивший начало Католической и Право­славной Церкви. Сам раскол произошел по причине введения западной Церковью в символ веры единственного слова и Сына.

В 1517 год положил начало рождению Протестантизма. Протестанты в силу своего противостояния католикам, пытались очистится от всего, что им казалось католическим в Церкви, а потому отказались от древнего символа веры, заменив его на апостольский1.

Комментарии для сайта Cackle