Источник

№ 19. Мая 7-го

Евсевий, арх. Слово в день св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова1 // Руководство для сельских пастырей. 1867. Т. 2. № 19. С. 1–7.

Егда был еси юн, поясался еси сам, и ходил еси, аможе хотел еси. Егда же состарешися и воздежеши руки твои и ин тя пояшет и ведет аможе не хощеши (Ин.21:18).

Во дни празднования в память св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова на утреннем богослужении читается Евангелие, из которого заимствованы приведенные слова. Собственно говоря, слова сии по связи речи относятся к св. апостолу Петру и по замечанию самого же евангелиста Иоанна Богослова, предзнаменуют тот род смерти, коим имел св. апостол Петр прославить Бога. Сие же рече, назнаменуя, коею смертию прославит Бога.

Но как и род и образ, и время и место служения и сама кончина земного поприща св. апостолов, особенно ближайших и первых из них, были почти одинаковы, т. е. жизнь труженическая, подвижническая, скитальческая, страдальческая, а смерть мученическая, насильственная: то сказанное Спасителем апостолу Петру, особенно переданное нам св. Иоанном Богословом, относится также и к сему последнему. Одинаковость сей участи подтверждает нам и книга Деяний св. апостолов и дальнейшая церковная история, описывающая подвиги и страдания св. апостолов и в особенности история жизни и служения св. Иоанна Богослова.

В книге Деяний Апостольских (гл. 3–4) читаем, что в одно время Петр и Иоанн вкупе восходили в церковь. Пред дверьми церковными сидел хромой от чрева матери, которого св. апостолы исцелили именем Иисуса Христа. Совершенное чудо в одних возбуждает страх и благоговейное удивление, в других зависть и опасение, что их собственная слава и величие в глазах народа должны наконец померкнуть пред славою христианских чудотворцев. Волнуемых различными чувствами очевидцев и свидетелей чуда апостолы Петр и Иоанн стараются вразумить и просветить, обличить и обратить но Христу Спасителю. Но в то время, как Петр и Иоанн говорили к людям в таком духе и с такою целью, нападоша на них священницы и воевода церковный и саддукеи, жаляще си, за еже учити им люди, и возвещати о Иисусе воскресение мертвых. На проповедников возложили руки и заключили их в общественную темницу, а из слышавших проповедь уверовали и обратились ко Христу пять тысяч мужей. Такой успех еще более раздражил противников учения Христова, и – снова делают допрос и истязание Апостолам, и с новою силою и дерзновением возвещают Апостолы слово Божие. Видяще же Петрово дерзновение и Иоанново и призвавше их, заповедаша им отнюдь не провещавати, ниже учити о имени Иисусове. Петр же и Иоанн отвещавше к ним реша: аще праведно есть пред Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите. Не можем бо мы яже видехом и слышахом, не глаголати. Дальнейшая история апостолов Петра и Иоанна есть описание тягчайших и труднейших подвигов и страданий их за имя и учение Христово. А история их есть история служения, подвигов, страданий, мучений, смерти прочих св. апостолов и истинных проповедников веры Христовой.

Но для нас, и по приличию настоящего дня и по соответствию настоящему месту2, особенно должна быть прилична и назидательна история жизни и подвигов св. апостола Иоанна Богослова. Из многочисленного ряда их заметим для себя хотя некоторые.

По вознесении Господнем и по успении Пресвятой Богородицы, св. Иоанну выпадает жребий идти для проповеди слова Божия в малую Азию – в Ефес. Безропотно и беспрекословно идет св. апостол в предуказанную ему страну с учеником своим Прохором, хотя и предвидит и предсказывает имеющие его встретить на море опасности. Действительно восставшая на море буря разбивает корабль, на котором плыл св. Иоанн и море тогда же всех выбрасывает на берег живых, кроме одного Иоанна. Только чрез четырнадцать дней и ночей выходит из моря живой на берег и св. Иоанн. Обрадовался Прохор, узрев целым в невредимым своего спутника, и оба, возблагодарив Бога и подкрепив себя испрошенным хлебом и водою, отправились в Ефес. Здесь св. Иоанн то изгоняет бесов, то воскрешает мертвых, то обличает и обращает ко Христу идолопоклонников. Здесь же он подвергается новым мучениям и истязаниям: то предают его биениям, то подносят ему чашу смертоносного яда, то ввергают его в котел с кипящим маслом. Но поскольку безвредно претерпел все сие св. апостол, то мучитель отправляет его в изгнание на остров Патмос. И во время пути и по прибытии на место заточения св. апостол совершает многие и дивные знамения. Он борется и победоносно выдерживает борьбу и с лукавыми бесами и с злобными человеками, воскрешает умерших телесно и вдыхает новую благодатную жизнь в умерших духовно, врачует болезни и рассеивает мрак неведения и заблуждений, сокрушает идолов и обращает ко Христу их чтителей, обличает и вразумляет грешников и крестит верующих во имя Отца и Сына и Святого Духа. Таким образом, место своего изгнания и заточения св. апостол обращает в поприще своей славной, торжественной и победоносной деятельности (Чет. Мин. 26 сентября).

Наконец умирает царь мучитель; приемлет престол царь добрый и кроткий; заточенному апостолу даруется свобода, и он приемлет намерение возвратиться в Ефес; ибо в Патмосе почти уже всех обратил он ко Христу. Глубоко сожалели обращенные им о предстоящей им разлуке и молили его, дабы он не до конца их оставил, но дал бы им в память своего учения Евангелие, которое он написал. Замечательны и поучительны, величественны и поразительны обстоятельства написания сего Евангелия. Однажды св. апостол заповедал всем пост, а сам вышел из града за пять поприщ. Взял с собою ученика своего Прохора, и взошел на некую высокую гору, три дня пробыл там в молитве. По прошествии трех дней загремел гром, заблистали молнии и затряслась гора. В ужасе пал Прохор на землю; а св. Иоанн, обратившись к нему, поднял его, и посадив одесную себя, сказал: пиши, что услышишь от уст моих. Снова возвел очи на небо, св. евангелист молился, и, по молитве, начал вещать: В начале бе Слово и следующие вдохновенные слова своего высокого Евангелия. Список сего Евангелия оставил св. Иоанн христианам патмосским. На сем же острове св. апостол своею рукою написал и Апокалипсис, или откровение будущей судьбы мира и Церкви, – и также после поста и молитвы; прежде же отшествия с острова, обошел св. Иоанна окрестные грады и веси, утверждая братьев в вере. Во всех же градах острова устроил св. апостол добре святые Церкви, поставил в них епископов и пресвитеров, и, преподав им наставление, простился со всеми. С плачем и рыданием многим провожали его верные, не желая лишиться такового солнца, просветившего страну их своим учением. Но с неизреченною радостью встретили его верные жители ефесские. И здесь, в Ефесе, святой не престал от труда, всегда уча людей, и наставляя их на путь спасения.

Замечателен и поучителен еще пример деятельной любви св. апостола Иоанна, показанный им на одном юноше. Апостол увидел одного юношу, заметил в нем доброе направление, научил его христианской вере и окрестил. Но отходя в дальнейший путь, вручил сего юношу пред всеми епископу града, да научит его всему доброму делу. Епископ занялся его образованием, но не с такою рачительностью, как бы следовало. Юноша, предоставленный своей воле, предался самым низким порокам, завел дружбу с разбойниками и сделался их предводителем. По некотором времени возвращается Иоанн и требует у епископа врученное ему сокровище, т. е. юношу. С плачем отвечает епископ, что юноша погиб, умер душою, телом же разбой по путям творит. Справедливо укорив беспечного приставника, Иоанн требует себе коня и проводников, чтобы отыскать погибающего. Он вступает в саму среду разбойников, и просит их вести себя к их предводителю. Увидев св. Иоанна, юноша покрылся стыдом и предался бегству в пустыню. Иоанн же, забыв старость свою, погнался за ним и вопиял в след его: «обратись, сын мой, к отцу твоему и не отчаивайся во грехе твоем, грехи твои я принимаю на себя, остановись и подожди меня: ибо Господь послал меня к тебе». Побежденный такою неотступною любовью, с трепетом и великим стыдом припал юноша к ногам святого, не смея воззреть на лицо его. Иоанн же, являя к нему отеческую любовь, обнял и лобызал его и привел его во град с радостью, что обрел овцу погибшую. Обращенный и вразумленный юноша принес искреннее раскаяние, угодил Богу, и получив прощение грехов, мирно скончался.

Вот, с каких сторон, братья и питомцы сего рассадника просвещения, представляет вам пример один из первых и ближайших учеников нашего Господа и Спасителя! С полною готовностью и покорностью, с послушанием и самоотвержением принял апостол Иоанн выпавший ему жребий – идти на проповедь Евангелия в страну отдаленную, безропотно и благодушно перенес он все труды и болезни, сопряженные с проповедью слова Божия. Он не щадил себя, чтобы только снасти своих братий. Уча и проповедуя учение любви и милосердия, он вместе и благодетельствовал поучаемым, ни самом опыте являя благотворные плоды спасительного учения. Для блага ближних, для научения и вразумления заблудших и погибающих, он забывал и свою естественную немощь и старость, и свои раны и болезни и все выгоды и удобства спокойной жизни. Одно в его уме и попечении, одно в его мыслях и желаниях – как бы спасти своих ближних, своих братий.

Так поступал св. и великий апостол, друг и наперсник Христов, а не так, как поступают некоторые ныне, не смотря на то, что и происхождением и званием и воспитанием призываются служить благу и просвещению своих ближних. Ныне большею частью сами проповедники слова Крестного ищут только своих выгод и удобств житейских, ищут спокойствия и безопасности и не радят о том, что души их братий гибнут во тьме неведения и греховной жизни. Вместо того, чтобы питать свое стадо духовною пищею, охранять оное от духовных волков и злых деятелей, защищать и поддерживать в истинной вере твердым словом учения и обличения, они сами бегут при виде опасности и дают волкам возможность расхитить и раснудить словесное стадо Христово. Да не будет таковых между вами, да соделаетесь вы пастырями непостыдными и непоступными ни пред каким страхом. Воодушевление же для своих писаний и учений, слов и поступков черпайте в том же источнике, в каком черпал и св. апостол Иоанн для написания своего вдохновенного Евангелия, т. е. в посте и молитве.

Ты же, св. апостоле, Христу Богу возлюбление, ускори избавити люди безответные и помоги нам належащую и облежащую нас тьму языков разгнати, проси нам у Христа Бога мира и велия милости. Аминь.

Иеромонах Виталий. Слово в день святого священномученика Макария и празднования совершеннолетия Его Императорского Высочества, Великого Князя Владимира Александровича3 // Руководство для сельских пастырей. 1867. Т. 2. № 19. С. 8–14.

И гроби отверзошася, и многа телеса усопших святых восташа и, по воскресении, внидоша во святый град (Иерусалим), и явишася мнозем (Мф.27:52, 53).

Так повествует о воскресении мертвых евангельская история, рассказывая о нем, как о таком исключительном событии, которое совершилось в ряду других чрезвычайных знамений и чудес, сопровождавших смерть и воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Очевидцы этого события открыто исповедали об Иисусе распятом: «воистину Божий Сын был Он» (Мф.27:54).

Братья! Нечто подобное древнему воскресению мертвых Господь дал нам видеть в чудесном нетлении святых мощей. Посмотрите: в нашем богохранимом граде (Киеве), подобно как и в древнем Иерусалиме, пред лицом мира, издавна раскрылись гробы усопших святых и доселе не закрываются – потому, что в них почивают телеса, которые Господь открыто прославляет благодатным нетлением. Не раз мы участвовали в настоящем торжестве, когда видимо для всех износится из храма нетленное и чудодейственное тело священномученика Макария, коего намять прославляет ныне св. Церковь. Но этот святитель Христов, как пастырь нашего града, так торжественно, в продолжение многих веков является пред лицом своей паствы за тем, чтобы открыто ей напомнить, что нетление святых мощей есть такое дивное явление, которое, подобно древнему воскресению мертвых, совершается не по иной какой причине, но силою воскресшего Господа. Об этом нашей вере ясно напоминает сам и новое торжество, так же празднуемое ныне св. Церковью по случаю исполнившегося совершеннолетия благоверного Государя и Великого Князя Владимира Александровича. Верные сыны нашего любезного отечества знают: как искренне предан нашей православной Церкви наш благочестивейший Государь Император и Его Августейший дом, – знают, что вся наша царственная Семья с сердечною верою притекает к святым мощам и благоговейно покланяется пред ними. Все это, братья-христиане, частью указывает нам на то, что мы имеем прочное основание, почему благочестно почитаем святые мощи. Но мы и далее увидим, что наша св. Церковь действительно стоит крепко в истине Христа Спасителя, воздавая подобающую честь нетленным останкам святых угодников Божиих.

Дорога и свята Христова истина для верного служителя Божия: он уверен, что она, как полное откровение воли и любви Божией, и только она одна вполне достаточна для спасения всех людей. Разум и опыт истории человечества всех веков точно свидетельствуют, что Христова истина действительно есть тот божественный «Свет, который во тме светит, и тма не обнимает Его» (Ин.1:5). Это так! Но скажет кто: «где же этот Свет? – где свято хранится Христова истина? – где св. Церковь, которая неуклонно живет и действует в духе воли и любви Господа»? Братья! Не суетна вера наша, спасающая нас! Ее подкрепляют в нас даже те, которые не от среды нас, но живут в неправославии. – Отрадно, утешительно припомнить, как в настоящее время многие из христиан, не взирая на то, что сами не принадлежат нашей Церкви, – открыто и искренне разделяют с нами убеждение наше в истинах спасающей Веры: откровенно и пред всеми говорят они, что Христова истина во веки остается в своей первоначальной чистоте, во веки пребывает целою только в недрах православной Церкви, в ее чистом учении, таинодействии и святой жизни ее членов. Господу Богу вполне доведомо, чем кончится современное стремление некоторых христиан запада к воссоединению с нашею греко-российской Церковью, за православие которой мужественно подвизался против поляков и немало от них пострадал прославляемый ныне священномученик Макарий. По крайней мере для православного христианина отрадно услышать, что и между иноверцами есть не мало таких, которые признают святую Церковь, к которой он принадлежит, истинным телом Христовым, как ее называет великий апостол (1Кор.12:27; Еф.1:23), – и верят и исповедуют, что она живет и действует жизнью пребывающего в ней Господа и Духа Святого во вся дни до скончания века (Мф.28:20); что ей, а не другой какой церкви, Господь вручил ключи царствия Божия, и в ней положил утверждение Своей небесной истины, так что уклонить ее от этой истины уже не могут никакие враждебные силы (Мф.16:18). Словом: живя умом своего божественного Основателя (1Кор.2:16), святая Церковь наша всю полноту своей духовной жизни запечатлевает характером истинности, непогрешимости. Непогрешима она, поэтому, во всех своих действиях; не от Христа удаляется, а в Его истине пребывает она и в том случае, когда призывает верных своих чад к благоговейному поклонению пред святыми мощами.

В самом деле, какого основания не имеет святая Церковь, чтобы достойно почтить святые мощи? Святой апостол Павел, сказал о Христовой Церкви, что она, сама в себе, свята и непорочна (Еф.5:27). Действительно, история Церкви не представляет в ее жизни такого скорбного времени, когда бы она, со всею совокупностью своих членов, отпала от Христа и прекратила с Ним и в Нем свое внутреннее, духовное единение. Почему? Потому именно, что она всегда имела у себя христиан, от души ей преданных, которые, под ее руководством раскрыв в себе нравственные, добрые качества, наконец, самодеятельно достигли нравственного преспеяния в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф.4:13). Никогда она не оскудевала в людях святых, которые во всю свою жизнь были преданы Господу всем своим существом, так что в самых телесах своих представляли достойных носителей мертвенности Господа Иисуса, да и живот Его в теле их явится (2Кор.4:10). Итак нетленные мощи святых говорят нам о усердных и святых делателях правды и любви Божией. Мы обыкновенно уважаем от души честных исполнителей воли земного царя, и по смерти их воздаем им немалую честь на их гробах. Как же не почтить нам достойно святые мощи, которые, в соединении с душою, во всю свою земную жизнь служили своей душе орудием к исполнению воли Царя небесного, нашего Творца и высочайшего Благодетеля? «Мы потому почитаем святые мощи, рассуждает св. Димитрий Ростовский, что, взирая на них, воспоминаем подвиги и труды св. угодников Божиих а все их добрые дела, которыми они в сей жизни Христу Богу угодили»4. Не простым умершим телам человеческим покланяется христианин, нет: он лобызает святые мощи, – сии нетленные останки, исполненные духовной чистоты и святости: они живо напоминают ему о высоких подвигах святых Божиих, с тем чтобы, подражая их святой жизни, ему самому в своей жизни сообразить Христа (Гал.4:19). Господь наш Иисус Христос строго укорял иудеев в преступлении их по отношению к своим праведникам, которых они убивали; но Он и тени обличения не выразил пред ними за то, что они прославляли подвиги этих праведников на гробах, в которых почивали их честные телеса. Благодарение Господу, что Он сам, таким образом, освятил в жизни своей св. Церкви догмат ее о почитании святых мощей, как таких ее живых членов, которые, в соединении с душою, образовали в себе чистейший храм для жилища Духа Святаго (1Кор.6:19),

Да, все свое священное достояние, каким владеет св. Церковь, получила она от Господа! И чего, потребного для нашего спасения, Он не дал ей? Со стороны Господа нет недостатка даже в способах, в которых Он подает ее верным христианам Свои благодатные дары. Иногда Он подает их нам непосредственно от Себя и чрез Себя, незримо прикасаясь к душе верующего Своею благодатью. Господь иногда бывает так близок к нам, что, можно сказать, стоит при дверях нашего сердца: се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой, и отврзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со Мною (Откр.3:20). Блажен тот, кто достиг этого блажайшего общения с Богом! Но кто способен к тому? – Никто другой, как только тот, кто возлюбил добродетель, привык жить с Богом и в Боге, так, что для него понятно таинственное веяние в нем благодати Божией. Между тем, кому неизвестно, что христиане, как и все люди вообще неодинаковы между собою по своим силам и способностям и степени их духовного развития? Есть христиане, которые, по свойству своего духовно-нравственного состояния, способны бывают понять и принять дарование благодати Божией, но в таком случае, когда она открывает себя образно, действует, так сказать, видимо для наших внешних глаз. Да, бесконечно возлюбил Господь человека, за которого Он пострадал и умер на кресте Своею пречистою плотью! Он желает спасения всем людям: не нужна для Него смерть грешника. Потому, безграничный сам в Себе, в отношении к нам, существам конечным и ограниченным, Господь иногда проявляет Свою деятельность посредством других существ, избирав их орудиями или проводниками Своих благодатных дарований. Что же? Разве святые мощи не могут быть достойными орудиями благодати Божией? Святой Ефрем Сирин учит: «и по смерти действуют святые (мученики), как живые, – исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества»5. Многоразличные чудесные дарования Божии от святых мощей послужили одним из главных оснований для святых вселенских соборов возвести почитание их на степень церковного, непререкаемого догмата. Вообще история христианской Церкви исполнена множества чудес, совершенных благодатною силою нетленных остатков св. угодников Божиих. Кто этого не знает? Быть может, многие из вас, братья, присутствующих в сем храме, уже удостоились различных дарований Божиих при мощах прославляемого ныне св. священномученика Макария. Неужели оставаться христианину равнодушным пред избранием Божиим? От глубины души бываем мы благодарны к хранителям нашего внешнего благосостояния. Потому: не большей ли благодарности достойны святые мощи – эти всегдашние раздаятели чудесных даров благодати? Благочествно поступает христианин, когда, внимая голосу своей матери – Церкви, благоговейно покланяется пред святыми мощами и с сердечною верою чествует их; она учит его, что святые мощи суть одни из наилучших орудий, чрез которые Господь низводит Свои благодатные дарования на всех притекающих к ним с верою.

Священномучениче Христов Макарие, многоцелебный источниче! Благоговейно взирая на твой честный гроб, молимся тебе: даруй нам дух премудрости и разумения к достижению спасения вечного и временного благополучия. Тебе ведомо, что счастье наше общественное и благополучие частное неразрывно связаны с миром и тишиною св. Церкви, и что Церковь, условливая собою счастье и благоденствие Августейшего нашего Монарха и всего царствующего Дома, в то же время сама в особе его, как Помазанника Божия, имеет своего Защитника. Помолись же, святитель Христов, у престола Божия о здравии и благопосещении их Императорских Величеств с их любезнейшим сыном Великим Князем Владимиром Александровичем и со всем Августейшим домом. Всем нам испроси у Господа Его благодатных даров, которыми Он прославляет твои мощи, и подает свои дары всякому, кто только приходит к мощам святых угодников Его с верою и любезно целует их. Аминь.

Профессор киевской семинарии, иеромонах Виталий

К.Д. Сказания, каким святым, какие благодати исцеления от Бога подаются // Руководство для сельских пастырей. 1867. Т. 2. № 19. С. 15–22.

Святая православная Церковь почитает скончавшихся праведников, как угодников и друзей Божиих, и призывает их в молитвах, как предстателей пред Богом. Почитание святых она выражает издревле празднествами в честь их, посвящениями храмов во имя их, чествованием святых икон их и мощей и службами, совершаемыми в память их, а призывание почивших праведников св. Церковь выражает в особенных к ним молитвах и песнопениях. Этим она научает нас верить, что по ходатайству и молитвам святых к Богу, исполняются все наши к Нему прошения. Вера в спасительную помощь святых угодников христианам, призывающим их, хранится от первых веков христианства всею православною Церковью. Но веруя в благодатную силу ходатайства пред Богом всех святых, православный народ русский нередко обращается к некоторым из них в особенных каких-либо случаях, с молитвою о помощи, усвояя при этом известным святым благодать исцеления от одной какой-либо болезни. В силу этой веры в особенные чудотворения некоторых святых, народ наш нередко обращается к пастырям Церкви с просьбою отслужить молебен известному святому, с определенным к нему прошением, например: о прозрении слепых очей, о избавлении от скотского падежа и прочие. Подобное верование нисколько не противоречит православному вероучению, напротив, находит в нем для себя твердые основания. Святой апостол Павел говорит: разделения же дарований суть, а тойжде Дух: и разделения служений суть, а тойжде Господь: и разделения действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех. Комуждо же дается явление Духа на пользу... иному даются дарования исцелений о том же Дусе: другому же действия сил. Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властью коемуждо якоже хощет (1Кор.12:4–11). Понятно, что по благодати пресвятого Духа, разделяющей между святыми дарования, якоже она хощет, иному святому дается дар таких, а иному других чудотворений. Но для того, чтобы дознать, почему именно православный народ прибегает к известному святому с молитвою о помощи в таких или иных нуждах, надобно, кроме догматического основания искать указаний или в жизни святых и сказаниях о их чудотворениях, или в народном представлении о них. Имея в виду доставить приходским пастырям возможность отвечать на вопросы, которые могут быть предлагаемы по этому предмету, мы поищем в житиях святых и других церковных книгах указаний, почему к известным святым обращаются молитвенно в такой или другой нужде и болезни. А где не отыщем ответа на этот вопрос в церковно-исторических и богослужебных книгах, там обратим внимание на понятие о том или другом святом по народно-религиозному представлению.

На всем пространстве православной Руси распространено рукописное «Сказание, каким святым, каковые благодати исцеления от Бога подаются», недавно еще это указание можно было видеть и в некоторых церквах на довольно видном месте. В Журнале Министерства Народного Просвещения за 1863 г. это сказание было перепечатано почти в целом своем виде. Мы из этого сказания для своей цели возьмем только то, что имеет церковный характер и может быть объяснено без особенной натяжки.

1. О прозрении слепых очей и исцелении от болезни глазной молятся Пресвятой Богородице Казанской и св. Лонгину сотнику

Вера в заступление Пресвятой Богородицы и в помощь от чудотворных икон ее, общая всей православной Церкви, особенно сильна в России и поддерживается многими знамениями от чудотворных икон Богоматери, явленных в разные времена в разных местах России. Кому неизвестны чудотворные иконы Богоматери: Печерская, Владимирская, Казанская, Феодоровская, Смоленская, Тихвинская, Ахтырская и другие? Во всех бедах, скорбях и болезнях православные прибегают преимущественно к Заступнице усердной и Матери Господа Вышнего, молясь пред пречистым ее образом об избавлении от всякой нужды и печали. Но в глазных болезнях обращаются к Богоматери с молитвами преимущественно пред Казанскою иконою Ее. Основание для сего можно указать в самих обстоятельствах явления чудотворной иконы Казанской Богоматери. Когда, по настоятельному внушению самой Владычицы, обретена была в земле ее честная икона (в 1579 году), тогда она, по распоряжению казанского архиепископа, тотчас же отнесена была в ближайший от места обретения ее в Казани храм св. Николая тульского. «В то время, пишется в Прологе, показа пресвятая Госпожа Богородица от иконы своея чудо: исцели человека убога, именем Иосифа, ни мало очима своими видевша три лета. Народи же, видевше тогда сие чудо, большую любовь к пресвятой иконе приложиша. И принесши ю, поставиша в соборней церкви Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго ее благовещения. И тамо такожде Пресвятая Богородица, некоего человека, именем Никиту, очима же боляща исцели»6. Понятно, что при самом обретении Казанской иконы Богоматери, два исцеления очей послужили для народной веры ясным указанием молиться пред этою иконою о прозрении слепых очес и исцелении глазных болезней. Об этом же молятся и святому Лонгину сотнику. Основанием для уверенности в помощи св. Лонгина больным глазами послужило, без сомнения, повествование об обретении честной главы его. Будучи свидетелем крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, св. Лонгин сотник уверовал во Христа и сделался одним из ревностных проповедников евангелия и первых мучеников христианских. Ему была отсечена глава за то, что он оставив воинскую службу, проповедывал Христа Бога. Из Каппадокии, где восприял святой мученическую кончину, глава его была принесена в Иерусалим, по требованию Пилата и иудеев, для удостоверения их в том, что он действительно казнен. В поругание святому глава его была зарыта в гноище пред городом. Чрез несколько лет после этого одна ослепшая женщина решилась пойти из Каппадокии ко святым местам в Иерусалим, чтобы помолиться там об исцелении от слепоты. К несчастью у нее тогда же умер сын и смертью своею усугубил горесть ослепшей. В утешение и в помощь скорбящей и болезненной матери явился в сонном видении св. Лонгин, открыл ей, где погребена глава его, велел откопать ее и взять, и за то обещал подать ослепшей исцеление очей. Женщина, по указанию святого, нашла при входе в Иерусалим гноище, разрыла его собственными руками, обрела честную главу св. Лонгина и тут же прозрела. Таким образом и здесь первое чудо св. Лонгина, явленное в прозрении ослепшей женщины, могло побудить больных глазами обращаться к св. Лонгину с молитвою об исцелении очей. Нет сомнения, что чудеса исцеления очей вследствие молитвенного обращения как к св. Лонгину сотнику, так и к пресвятой Богородице Казанской повторялись не раз и способствовали утверждению в христианах веры в спасительную помощь их в указанном случае.

2. Об исцелении от головной болезни молятся святому Иоанну Предтече

Из евангельского повествования о святом и славном пророке и Предтече Господа нашего Иисуса Христа Иоанне Крестителе не видно, чтобы он при жизни исцелял головные болезни. Но из того же повествования мы знаем, что по смерти Иоанна Крестителя даже Ирод чудеса, творимые Господом, приписывал Иоанну, говоря: той воскресе от мертвых и сего ради силы деются о нем (Мф.14:2). Великий пророк при жизни, без сомнения, был великим чудотворцем по смерти и подавал, как и ныне подает, исцеления от болезней. Но почему именно обращаются к нему с молитвою об исцелении головных болезней, – на это христиане могли видети, указание в самом образе усекновения честной главы Предтечи. Обыкновенно на иконе усекновения Предтечи изображается одна глава его, и при взгляде на эту усеченную и окровавленную главу Крестителя очень естественно было христианам обращаться к нему с молитвою об исцелении головной боли.

3. Об исцелении от зубной болезни молятся священномученику Антипе

Многие из одержимых зубною болью, испытав против нее разные домашние и даже медицинские средства, и не находя в них помощи, обращаются с молитвою об утолении зубной боли к св. священномученику Антипе, имеют у себя его образ и читают ежедневно при молитвах тропарь сему святому. В Прологе под 11-м апреля пишется: «память священномученика Антипы, епископа Пергама асийскаго, яже благодать имать от Бога целити болезнь зубную». Священномученик Антипа пострадал за Христа в царствование Домициана. В описании его страданий объясняется и причина, почему этому святому усвояется благодать исцеления зубной болезни. Когда святой был вброшен в раскаленного медного быка, то он, молясь пред смертью, просил Бога, чтобы Он даровал ему благодать безболезненно лечить поминающих его о всяких болезнях и особенно в неутешимой зубной болезни. По смерти он положен был в пергамской Церкви, «миро и цельбы непрестанно точа»7.

4. Об исцелении от трясавичной болезни молятся преподобным Мирону и Василию Новому

Против лихорадки простой народ у нас редко употребляет медицинские средства, а чаще прибегает к знахарям и получает от них разные привески и записки для ношения на шее или довольствуется одними нашептываниями их. Но благочестивые люди, гнушаясь подобными нашептываниями и мнимыми талисманами знахарей, обращаются в лихорадке с молитвами к преподобным Мирону и Василию Новому. В житии и того и другого преподобного есть основание для подобного молитвенного обращения к ним. В Четиих Минеях житие преп. Мирона, и в Прологе о преподобном Мироне пишется так: «подвигоположник Бог благодатью си болезни преложи, бяше бо видети огницу (горичку) молитвами его утоляему, такожде и трясавицу (лихорадку) и всякия разныя недуги молитвою единою уврачуемы»8. О преподобном же Василие Новом повествуется в Четиих Минеях, что однажды при входе его в Константинополь, после безвредного возвращения из моря, в которое он был брошен, «прииде тамо некий человек, болезнию трясовичною зело одержимый и седе близ святаго трясыйся и стеняй от болезни: милосердовав убо о нем преподобный возложи на него руку и, помолився, исцели его... Бе же человек той един от темних не славных граждан, имя ему Иоанн»9.

5. Об исцелении от грызной болезни молятся о. Артемию

В Прологе и Четиих Минеях (октябрь 20) о святом праведном отроке Артемие говорится, что спустя 45 лет посли смерти его (он был убит громом и лежал в лесу непогребенным) нетленное тело его обретено и принесено в Веркольскую весь, к церкви св. Николая. Здесь в числе исцелений, полученных болящими от мощей его, замечено как о некоторой особенности, об исцелении многих от лихорадки, свирепствовавшей тогда в той стороне «и болезнь трясовичная в стране той от того часа преста молитвами святаго». Но в разбираемом нами «сказании» говорится не об этом, а о другом святом великомученике Артемие и приписывается ему благодать исцеления не от лихорадки, а от другой болезни, названной в сказании «грызною». В житии св. великомученика Артемия, помещенном в Четиих Минеях нет прямого указания, почему должно молиться этому святому об исцелении грызной болезни; есть только замечание о том, что «от мощей его многая и неизреченная бываху чудеса и истекаху различныя недужным исцеления». Но обращая внимание на образ мучений сего святого, не трудно понять, почему усвоена ему особенная благодать исцеления утробных болезней. Святой великомученик Артемий, по повелению Иулиана богоотступника был сдавлен рассеченным надвое огромным камнем до того, что из него выдавлены были внутренности; но не смотря на то, что он под гнетом этого камня находился целые сутки, «святой паче естества обретеся жив и хождаше»10. В Прологе же после краткого сказания о житии св. Артемия, предложена «повесть о чудесах его», которые все (пять) состояли в исцелении отекших внутренностей. Подобного рода чудотворения соблазняли некоторых, и об одном сапожнике, посмеявшемся над сим, повествуется, что он сам, в наказание за то, внезапно поражен был «отеком лона». Свидетели этого чуда заметили тогда справедливо наказанному: «терпи… да прочии тобою научени будут, яже не вменяши в хулу и посмех чудеса бывающаи от Бога и святыми его угодники»11.

К.Д.

(Продолжение следует).

Свящ. Лев Державин. Наставление для неопытных священников, при производстве следствий по духовному ведомству12 // Руководство для сельских пастырей. 1867. Т. 2. № 19. С. 22–33.

1-й отдел

А. Следствие производится, большей частью, двумя, а по важности дела и тремя священниками; поэтому, если сотрудники следователю не назначены, то он, по получении предписания от епархиального начальства, приглашает одного или двух священников, дознанной справедливости и рассудительности, к производству следствия.

Б. Так как подсудимые имеют право, разумеется вследствие уважительных причин, отводить следователя и его сотрудников от производства исследования, то следователь (не отправляясь еще на место следствия, или по прибытии в известное место) отбирает показание от просителя или доносителя, и обвиняемого или ответчика о том, не имеют ли они законных причин к отводу которого либо из следователей. В законе, кажется, нет13 положительного указания на то, когда следователь может быть от производства следствия отводим подсудимыми, но есть статьи, которыми следователь может руководиться; вот он: том XV изд. 1857 г.

«298. Подсудимые могут отводить судей по подозрению от суждения, но после постановления приговора они к сему не допускаются».

«299. Причины отвода судьи следующие:

1) когда судья имеет собственное участие в деле;

2) когда судья находится в родстве, свойстве, супружестве, дружбе или приязни с доносителем или истцом, если дело началось по иску;

3) когда судья имел или имеет приказную вражду, собственную свою или родителей своих, жены и детей с подсудимым; вражда, или тяжба, примирением оконченная, в уважение не приемлется;

4) когда судья у доносителя или истца вскормлен был, или служил;

5) когда ясно доказано будет, что судья взял или договаривался взять посулы, или когда доказано будет, что судья в деле находил свою пользу;

6) когда судья, находясь часто в сообществе с доносителем, имеет тайное с ним обхождение, или когда видели его часто шептавшегося с доносителем на ухо».

«300. Сверх означенных причин подозрения, подсудимые и участвующие в деле могут приводить и другие, о которых разумный судья сам рассудить может, ибо законами всех оных определить не возможно».

Принимая эти статьи в соображение, можно сказать положительно, что причины недопущения к производству исследования сотрудников и следователя суть: родство, тесное дружество и известная вражда следователей к подсудимым.

В. Если уважительными причинами отводим будет сотрудник, избранный следователем, то следователь немедленно приглашает другого священника в сотрудники, вместо отводимого; если же отводим будет следователь, или сотрудник назначенный епархиальным начальством: то отвод представляется на усмотрение начальства (а до его разрешения, к следствию не приступают), от которого получено предписание о произведении следствия14.

Согласно трех параграфов его наставления следователю нужно будет писать отношения и донесения.

Форма повестки доносителю и ответчику.

Священника N. N. N. месяца дня 186__ года №

Чин или сан, имя, отеч. и фамилия подсудимых.

N. Духовная консистория, или Д. правление указом от 10-го января сего года, за № 00, предписала мне произвести исследование по такому-то делу. Исследование, по сему делу, предположено мною произвести в понедельник 15-го января, с таким-то священником; почему прошу вас, – или почему вы обязываетесь не отлучаться того числа на дальнее расстояние из места вашего жительства. Извещая вас о сем, прошу уведомить меня, – или: имеете уведомить меня о том: не имеете ли законных причин к отводу меня и сотрудника от производства следствия15.

Назначенный к производству следствия священник N N

Форма отношения к сотруднику

По означении звания, имени, фамилии, года, месяца, дня.

Прошу Вас прибыть к такому-то часу, такого-то числа и месяца, в такое-то село для участвования со мною при производстве следствия, по такому-то делу.

Или: указом N. Духовной Консистории, от числа – месяца – года – № , вы назначены сотрудником при производстве исследования по такому-то делу. Приступить к исследованию мною, в селе N. предположено в таком-то часу, такого-то числа и месяца. Извещая о сем, прошу Вас прибыть такого-то числа ко мне – или в село N.

Назначенный к произв. след. свящ. N N.

Форма донесения в Консисторию, или в Правление

В N. Духовную Консисторию N уезда, N церкви. N села священника NN

Покорнейшее донесение. Или: Рапорт.

Доноситель или ответчик такой-то (звание, имя, отеч., фамил.). На отношение мое от – числа – года, показал, что он по таким-то причинам, допустить меня (или сотрудников, если они назначены Консисториею) до производства исследования, по такому-то делу, не желает. Донося о сем, имею честь представить в оную Консисторию дело, на стольких-то листах писанное. присланное мне при указе, от – числа – года, за № – и приложить при сем показание доносителя для ответчика такого-то.

Января 18 июня 186__ года №

Села N. N церкви священник NN (имя и фамилия).

Замечание. Понятное дело, что означенные отношения и донесение пишутся и иначе. Написать лучше – предоставляется самому следователю.

2 Отдел. О допросе

А. Следователь и сотрудники, прибыв на место исследования, не должны останавливаться в доме доносителя или ответчика, а должны потребовать квартиру по наряду сельского старосты, или десятского и вообще должны остановиться в доме лиц, неприкосновенных к производящемуся делу. Открыв присутствие, следователь постановляет следующий журнал.

Журнал1-й

186__ года, месяца, дня, благочинный, или священник такого-то села NN указом N Духовной Консистории назначенный к произведению исследования в селе N о поступках такого-то, и сотрудник его священник NN, отобрав подписку от истца NN и ответчика NN в том, что они не имеют законных причин к отводу следователей, – по прибытии в село N заключили учинить следующее: 1-е открыть производство следствия в доме такого-то, или: в таком-то церковном здании; (если доноситель, или ответчик, есть лицо гражданского ведомства, то); 2-е сообщить в Полицейское Управление (впрочем, если истец помещик и т п.; в больших же случаях приходится сообщать в волостное правление; потому, что доносителями на лиц духовных бывают крестьяне) о командировании сего числа в село N депутата16, для бытия при спросе лиц не духовного звания; 3-е приступить к следствию отобранием от подсудимого (т. е. от ответчика), допроса, а на оный от истца (т. е. доносителя, или просителя), доказательств и против доказательств – оправдания от подсудимого.

Следователь такой-то.

Сотрудник его – такой-то.

Б. Согласно сего журнала следователю нужно будет написать отношение в полицейское, или, большей частью, в волостное правление.

Форма отношения следующая:

Производящего в селе N следствие – Благочинного или священника – такого-то. № ___ месяц, число, год

В N Волостное Правление.

Прошу N Волостное Правление (или: Благоволит N Полицейское Управление) сего числа командировать в село N в квартиру такого-то, депутата с гражданской стороны, для бытия при спросе лиц, не духовного звания, соприкосновенных делу, о котором поручено мне Епархиальным начальством произвести следствие.

Следователь такой-то.

В. В случае невозможности быть при следствии (напр. за дальностью расстояния от места следствия полицейского управления, или волостного правления: по неважности производимого следствия; за неявкою в назначенное время депутата, командировать которого просил следователь) командируемому депутату, для спрашивания лиц, не подлежащих ведомству духовному, за депутата могут быть сельский староста, сотский, десятский (кто имеется в селе); ибо и на основании ст. 151. XV т. кн. II, следователь не всегда обязан дожидаться депутата; но если он назначен по распоряжению самого епархиального начальства (что бывает очень редко): то следователь должен дожидаться, или с ним снестись.

Замечание. Если особым распоряжением епархиального начальства, или 211 ст. Устава Д. консистории, которая выражена так: «если истец есть лицо гражданское, то к следствию приглашается чиновник градской или земской полиции – следователь поставляется в необходимость производить следствие при депутате, который будет командирован полицейским управлением: то ему следует послать отношение в полицейское или волостное управление заблаговременно.

Г. Приступая к допросу подсудимого, следователь должен иметь в виду следующие статьи XV т. изд. 1857 г.

58. Если доносителем не представлено никакого доказательства или поручительства в вероятности доноса, а основан он на одних слухах и подозрениях, то хотя и надлежит записывать о том в протоколе для ведома впредь, но не производить никакого следствия.

139. Следствия по уголовным преступлениям должны быть производимы со всевозможною скоростью и оканчиваемы в месячный срок, не изымая дни воскресные и праздничные. Из сего исключаются те только случаи, когда встретятся особенные уважительные препятствия; но неотыскания лица, оговаримоего в преступлении, когда главный обвиняемый состоит на лице не почитать препятствием к заключению следствия.

111. Следствием надлежит приводить обстоятельства дела в такую ясность и полноту, чтобы судебное место не могло встретить никакого затруднения, или сомнения для постановления по оному приговора.

152. Депутат обязан наблюдать за правильным производством следствия и по окончании удостоверить оное рукоприкладством; в случае несогласия он вправе предъявить еще мнение;

168. Допрашивать обвиняемого надлежит производящим следствие, а отнюдь не канцелярским служителям, при них находящимся:

170. Прежде допроса увещевать подсудимого, чтобы он, на делаемые ему вопросы, показывал сущую правду, объявляя ему, что добровольное призвание и раскаяние может облегчить меру его наказания,

171. Вообще, в продолжение всего допроса, стараться приводить обвиняемого к признанию более строгостью и увещанием, нежели строгостью. Обвиняемым отнюдь не чинить пристрасных допросов, истязаний и жестокостей, но стараться обнаружить истину чрез тщательный расспрос и внимательное наблюдение и соображение обстоятельств, связи слов и действий подсудимого.

Ст. 177. Каждый из обвиняемых допрашивается порознь.

182 и 247. Вопросы и ответы должны быть кратки и ясны, без околичностей и обстоятельств, к делу не принадлежащих.

183. Если обвиняемый, по упрямству, не будет давать ответов на вопросы, от суда ему предлагаемые, то не домогаясь признания, изыскивать другие доказательства и потом, при суждении о преступлении, прилагать к вине его и упорство в ответах.

185. Ответы по допросам, по записке прочитывать обвиняемому, причем дозволяется ему делать замечания и пополнения, после сего допросные пункты подписываются обвиняемым, скрепляются следователем; если обвиняемый безграмотен, то вместо его подписывать кому либо другому, по его прошению; если при допросе находится депутат, то и сей обязан засвидетельствовать допросные пункты своим рукоприкладством.

319. К собственному призванию надлежит приводить обвиняемого увещаниями и уликами, но не домогаться оного; ибо обвинение может быть основано и на других ясных доказательствах, хотя бы и не было собственного признания,

И Устав. Д. Консисторий ст. 178. Запрещается подсудимым к одному делу присоединять предметы сторонние, связи с делом не имеющие.

Д. Пригласив подсудимого, т. е. ответчика в отведенную для следствия квартиру и объявив ему указ Консистории, которым предписано произвести следствие, следователь, не приступая еще к отобранию допроса, может постановить следующий журнал:

Ж. 2-й. 1867 года, февраля 20 дня.

Благочинный, или священник такой-то и сотрудник его – священник такой-то пригласив, в отведенную для следствия квартиру, о. диакона Соколова и объявив ему последовавший на него донос крестьянина Сидоренко – положили учинить следующее: 1-е, сделать, согласно 170 ст. XV т. изд. 1857 г. увещание о показании сущей правды и объяснить, что добровольное признание и раскаяние может облегчить меру его наказания; 2-е, объявить ему 178 ст. Устава Д. Консисторий и 182 ст. XV т. св. з., в которых сказано, что ответы должны быть кратки и ясны, без околичностей, связи с делом не имеющих – в ведении чего отобрать с подсудимого подписку.

Следователь такой-то.

Сотрудник такой-то.

В ведении журнала № 2, ответчик NN подписался.

Е. Если прошение, или донос состоит из многих пунктов, то следователь (дабы прочтением вдруг всей жалобы не подать повода ответчику – смешивать свои ответы) приступает к отобранию допроса от ответчика на первую часть жалобы и спрашивает: признает ли он то справедливым, или нет; чем и через кого именно из свидетелей может доказать свою правоту и несправедливость жалобы? Показуемое ответчиком записывается следующим порядком:

«1967 года, февраля 20 дня. Нижеподписавшийся ответчик, села Черенушина, Никольской церкви диакон, Иринарх Иванов Соколов, был спрошен следователем таким-то и его сотрудником N N, против доноса крестьянина Сидоренко показал 1-е, что он Соколов»…

Потом прочесть вторую часть жалобы, и отбирать показание, и так далее – по всем пунктам. При сем остерегать ответчика от запирательства и внушат ему, что за добровольное признание закон облегчает взыскание, а запирательство умножает оное.

Ж. Во все продолжение следствия, следователь и сотрудник обязываются не делать ни доносителю, ни ответчику угроз, или пристрастия, или наущений, а обращаться скромно, и к показанию истины располагать подсудимых кротким обращением.

З. Если ответчик, к своим ответам против объявленной ему жалобы, будет примешивать обстоятельства, не принадлежащие к делу, то, не лишая ответчика всех способов к оправданию, объяснить ему, что все околичности следователь оставит без внимания, и что ответчик может входить с прошением к епарх. начальству особо; если же ответчик будет настаивать о принятии не принадлежащего к делу: то объявить ему вторично статьи, о которых сказано в журнале № 2, и заметить, что в случае неуместного настаивания, следователи заключат журнал, который может быть писан так:

«Журнал – № ». 1867 года, месяца – дня.

Хотя ответчику такому-то, следователем NN. и сотрудником его NN и были объявлены ст. 178 – уст. Д. К. и 182 ст. XV т. св. з., не смотря на это, ответчик и примешивает к делу совершенно посторонние обстоятельства, и вместо защиты имеет жалобу на доносителя. Имея в виду, что указом N. Духовной Консистории предписано произвести следствие о противозаконных поступках о. дьякона Соколова, а не крестьянина Сидоренко и принимая в соображение, что жалобы и доносы подаются к Епархиальному Начальству, – следователь N N. и сотрудник его N N. положили: все обстоятельства, не относящиеся к делу, оставлять без всякого расследования, дабы не останавливать чрез это начатого следствия; ответчику же вторично объявить статьи 178 и 182 и прочитать ему сей журнал.

Подпись следователя.

Сотрудника и, пожалуй, ответчика, который подписывается в ведении.

Замечание. Подобного рода журнал должно заключить и в случае уклонения обвиняемого от подписания ответов по допросам; или же, в силу ст. 187-й, непременно надлежит следователем оговорить сие.

И. Когда допрос взят будет против всех пунктов жалобы, тогда оный, по прочтении, подписывается ответчиком (по пунктам, если один пункт, отделен от другого, а если писан нераздельно, то в конце) так: к сему допросу – звание, имя, фамилия N. N. N руку приложил.

Допрос отбирали:

Следователь N N.

Сотрудник N N.

И. Если в допросе вкрадутся почистки, или поправки, то в отвращение недоумения или спора, ответчик должен в рукоприкладстве своеручно оговорить, что на такой-то странице, на такой-то строке, почищенное или поправленное такое-то слово верно.

К. Если же обвиняемый, по прочтении ему жалобы, признается17 то, отобрав от него показание, нет нужды продолжать исследование, если обстоятельства дела будут выяснены сим показанием. В сем случае, пригласив в квартиру доносителя, объявить ему все дело, а если не встретится от него таких возражений, вследствие которых нужно продолжать исследование: то доноситель и ответчик должны будут подписаться под делом так: «1867 года, месяца – дня, сие следственное дело читал и производством оного остался доволен; в чем и подписуюсь доноситель18 такой-то». Потом точно также подписывается ответчик; за сим, по листам, скрепляет своею подписью следователь: сие следственное дело производил такой-то.

Л. Окончив следствие, следователь представляет дело (в то судебное место, от которого было поручено произвести) при следующем донесении, или рапорте:

Так как ответчик такой-то, против жалобы такого-то, во всем сознался, и как обстоятельства дела, по которому назначено произвести следствие выяснены: то имею честь при сем представить следственное дело, на стольких-то листах писанное.

Подпись следователя.

Замечание. В этом случае нужно уведомить и полицейское или волостное правление, что в депутате, которого приглашал тогда-то следователь, теперь не имеется надобности, потому-то.

(Продолжение следует).

Григорий Смирнов. Положение состоящего под запрещением сельского священника // Руководство для сельских пастырей. 1867. Т. 2. № 19. С. 34–40.

В жизни сельского священника, и без того небогатой светлыми сторонами, нельзя не обратить внимания на состояние его под запрещением, – состояние, сопровождаемое печальными для него следствиями в умственном, нравственном и материальном отношениях. Такое состояние тем более печально, что оно часто продолжается довольно долгое время. Томимый неизвестностью относительно своей участи, и притом, под влиянием двойного гнета, сдавливающего его и морально и материально, запрещенный священник нередко теряет последний остаток сил в борьбе с нуждою, которая постигает его в состоянии запрещения. А между тем, этот угасающий остаток сил запрещенного священника незаменимо дорог для его семейства, привыкшего видеть в нем свою опору и поддержку. Обреченный на бездействие, запрещенный священник напрасно ломает голову, чтобы избрать какой-нибудь род деятельности, где бы он мог трудиться на пользу общества и семейства. Бездействие, вредное само по себе, по своему влиянию на духовно-нравственную сторону жизни, не менее также вредно бывает для запрещенного священника и потому, что бывает причиною незаслуженных укоризн со стороны тех, кто кажется не должен бы безучастно относиться к несчастному. Его обзывают даже родные ничего не делающим, а только заедающим чужой труд тунеядцем. Между тем запрещенный священник далеко не тунеядец, если принять во внимание его прошлую жизнь, его долговременную и многотрудную деятельность. Нередкость, что в запрещенном священнике можно встретить человека, с терпением и устойчивостью выполняющего обязанности чернорабочего, единственно для блага своего семейства, для того, чтобы этому семейству было чем питаться. Запрещенному священнику и в лице своих прежде бывших прихожан, когда-то нежно любивших и уважавших его, как своего духовного отца, приходится встречать далеко уже не прежних доверчиво-простодушных и преданных ему детей. Привыкши смотреть на своего духовного отца в проделах известной его деятельности, прихожане его не имеют более в нем надобности и отчуждаются от него. Если же прежде бывшие его прихожане и выражают свое сочувствие к отрешенному священнику, то по большей части двусмысленно, и кроме какого-то вынужденного участия к его несчастью, ради того, что он когда-то был для них хорош. По суду прихожан, отрешенный священник не заслуживает ни особенной жалости, ни участия; он не служит, следовательно отрешен за важные дела, а если за важные, то значит он преступник; стало быть и думать об нем много не стоит. Для прихожан простолюдинов кто ни поп, тот батька, один хорош, а другой еще лучше, а ежели и не лучше, то это все равно, лишь бы только служил, да требы правил. Такова участь отрешенного священника, когда ему, кроме своего горя, доводится переживать чужое, также близкое к его сердцу. Пишущему эти строки случалось, и притом не раз, встречаться с одним из подобных несчастных священников. Его жизнь была строгая и безукоризненная в нравственном отношении, но вместе с тем несчастная, вызывающая и сострадание и участие в раздумье.

Проезжая одним селом, я вздумал заехать к священнику. На вопрос мой: «где живет священник», крестьянин отвечал: «какого тебе надо?» У нас теперь два священника. Впрочем один-то ни то ни се, решоный, его что ли надо?

– Как решоный? спросил я в недоумении.

– Да так, отвечал наивно крестьянин одно слово решоный – и все тут. Но немного подумав, крестьянин в пояснение слова решоный прибавил: он теперича не служит, ну, и выходит решоный.

– Что же, жалеете вы о нем, или нет? – спросил я крестьянина.

– Жалеем, да только подмоги-то ему нельзя дать. Хлопотали было, перво-наперво миром, да ничего не выхлопотали. Нечего таить, по нас хороший был священник. Приди к нему, хоть старый, хоть малый, со всеми говорил, не наговорится. И то сказать, в какую пору, бывало, за требой ни придешь к нему, в самую ли глухую полночь, или что ни наесть дурную погоду, никогда не откажет, сейчас соберется, – иной какой случай выпадет, пешком идет чуть ли не за версту, да еще тебя торопит; «скорей», говорит, «как бы в живых захватить». Опричь того и простоты в нем много, никого не обижал, никому ничего сроду с сердцем не говорил. Также никогда не напрашивался: что дашь ему, бывало, тем и доволен. «Ну, говорит, спасибо и на этом». Жить с нами, значит, умел, жалел нас, за это то и любили мы его. А уж богомольный-то какой. Мы и в толк себе никак не возьмем, за что это только его решили.

– Что же вы не оставляете его, по старой памяти, за его услуги вам? спросил я.

– Отказу нет, коли чего попросит. Иной раз придет за чем, ежели есть, так дашь ему, а ежели нет, так не погневайся. По настоящему не след бы давать ему, так как он не служит; – из жалости только к нему даем.

При встрече с самим священником, который в это время рубил дрова, доставая их из обвалившихся сараев, меня прежде всего, поразило его добродушное лицо. Во всех то словах и приемах просвечивалось его действительно редкая, добрая душа, его приветливость, его неподдельно ласковое обращение. Но при всем том, на этом добродушном лице заметны были следы глубокой скорби. Внимательнее приглядываясь к этой личности я не мог не подметить в ней быстрых смен, которые, при накипевшей боли в душе, невольно просятся наружу, омрачая выражение этого доброго лица каким-то туманом и подергивая глаз его горькими слезами. Вот, говорит священник, наша горница, и ввел меня в опрятную и чистенькую комнату. Мы, продолжал священник, сами больше в кухне пребываем, а эту комнату под мировую квартиру отдаем, Хоть и неприятно, да делать нечего, дровишками за это, иной раз, не оставляют. Помещик прямо высказался, что он сосед наш не больше, ссужать нас ничем не намерен, а тем более меня, забытого и загнанного судьбою, не смотря на то, что я в его имении служил целых тридцать лет. Что делать, приходиться нужды ради кланяться, да кланяться, забывая и выслугу лет... Я то бы еще ничего с своей женой; привыкли уже горе мыкать, как бы нибудь прожили бы свой век, да вот беда, детей нечем содержать. Трое в семинарии, один в академии, да маленький, постоянно больной живет дома. А чем содержать, когда я состою на половинной части, да и той-то не вижу. Прежде, когда был в должности, тянулся еще кое как, содержал детей, сравнительно с другими, очень прилично. Благо еще, что Бог посылает мне утешение в детях, все учатся отлично. Но и это единственное для меня утешение доставляет другим предлог к осмеянию меня. «Какие, говорят, у него дети умные, не в него дурака». От всех видно надо терпеть и все великодушно переносить. В приходе от всех терплю обиды; от одного дьячка жить нельзя, – он некогда сказал мне, во время раздела денег: «ты запрещен, не смей приступать к братской кружке, а стой у порога».

Меня сильно тревожит, говорил еще священник, опасение за то, что до сих пор, целых три года, тянется обо мне дело. Пускай бы скорее решали по всей ли строгости законов, или снисходительно, принимая во внимание мою долговременную службу, – во всяком случае, тогда бы я свободно вздохнул, знал бы свою, может быть, и горькую участь, а следовательно знал бы, что с собой делать. А то теперь ни то, ни се, в какой-то безвестности, с одним лишь горем в сердце, нахожусь в совершенном бездействии. Все на меня смотрят злостно, как на тунеядца, как на человека, заедающего чужое, трудовое добро. Что же делать, когда нет для меня никакой деятельности, кроме работы поденщика, работы черной, трудной, не посильной уже по моим летам».

Нельзя тяжело и глубоко не вздохнуть, по поводу того явления, что состоящий под запрещением в священнодействии священник обрекается на безвыходно тяжкое во многом и своим последствиям, вредное бездействие, впредь до усмотрения, до решения дела, – а решается оно не скоро. Не говоря о том, заслуженно или незаслуженно состоит тот или другой священник под запрещением, признавая и то, что закон должен оставаться всегда в силе, не можем однако же не сказать, что бездействие запрещенных священников, продолжаясь часто довольно долго, имеет по большей части в результате то, что иной несчастный падает морально. Мы рассказывали о таком несчастном, которого строго-трезвая, окрепшая в духовно-нравственном отношении жизнь вполне ручается за устойчивость в поведении, но и эта жизнь, при ее бездействии, сильно колеблется. Что же сказать о тех несчастных, которые в молодых летах обрекаются на довольно долгое бездействие? Нам случалось встречать в лице несчастных подобного рода людей безнадежно пропавших, конечно вследствие бездействия, которое для них было невыносимо. Нельзя ли устранить это зло назначением для подсудимых и находящихся под запрещением священников, особенно отличающихся добрым поведением, какого-нибудь рода деятельность, сообразной с их званием и положением? Тогда устранялось бы само собою и тяжелое бездействие запрещенного священника, и вместе с тем устранялись бы и те огласки, укоризны и упреки, которые неизбежно вытекают из понятия о нем, как о человеке, заедающем чужое добро. Положение запрещенного священника слишком важно, чтобы о нем серьезно не подумать и не позаботиться. В настоящее время, когда делопроизводство во всех ведомствах стало несравненно быстрее и живее, чем было прежде, когда скорый и для всех равно беспристрастный суд вошел уже в свою силу; нельзя конечно ожидать, чтобы дела в духовном ведомстве, особенно судебные, продолжали идти прежним порядком. Следовательно, в недалеком будущем духовное лицо, имевшее несчастье подпасть под запрещение, не будет долго оставаться в неизвестности о своей судьбе; следовательно устранится одно из обстоятельств, так тяжело отзывающихся на положении подсудимого и состоящего под запрещением священника. Но понятное дело, что этим не могут быть устранены случаи, заставляющие епархиальное начальство подвергать виновных запрещению. Тут уже почти исключительно все будет зависеть от такой или иной жизни самих духовных лиц. Чем больше пастыри и ближайшие их помощники, диаконы будут внимательны к себе и своему служению, тем меньше будет случаев запрещения, а при скором и беспристрастном суде и эти случаи наполовину может <…> вила, требующие запрещения. Но кто уже по своей вине подпал под запрещение, кого и суд, судящий не взирая на лица, признал достойным запрещения, тот терпеливо должен смириться под карающую руку церковного закона, пока удовлетворена будет правда. Когда в духовном ведомстве, в каждой епархии побольше будет разных благотворительных обществ, направленных к ослаблению зол, постигающих грешное человечество, тогда может быть будут указаны и найдутся средства и на облегчению тяжелого положения священника, находящегося под запрещением.

Григорий Смирнов

* * *

Примечания

1

Из вновь напечатанной в Тифлисе книги: «Слова и речи Евсевия, архиепископа карталинского и кахетинского, экзарха Грузии (стр. 27–39)

2

Говореное в тифлисской семинарской церкви.

3

1-го мая 1867 г. произнесено в киево-соф. соборе при служении его высокопреосвященства, Арсения митрополита киевского и галицкого.

4

См. «Розыск», стр. 228.

5

Похв. слово св. муч., в «Твор. св. Отц.», г. XIV. стр. 128.

6

Пролог. Июля 8.

7

Пролог, апреля 11.

8

Пролог, 14 февраля. Под этим числом во всех полных святках значится пр. Мирон, а не Марон. Впрочем очевидно, что это одно и то же лицо.

9

Чет. Мин. Марта 26.

10

Чет. Мин. Октябрь 20.

11

Пролог под тем же числом.

12

Предлагая свой труд на суд честнейших иереев, л решительно далек от мысли – учить кого-либо из них сим слабым произведением. А только желаю, несколько, помочь – выйти из того неприятного положения, в котором бывает поставлен священник, в первый раз назначенный на следствие и не имеющий под руками никакого практического наставления к производству следствия. Смею думать, что мой труд – будет не излишен для такого следователя. Автор.

13

Сл. 21 ст. учрежд. суд. следов.

14

См. 22 ст. учрежд. суд. следов.

15

Нет закона, но которому следователь обязывался бы спрашивать входящих в дело лиц, не устраняют ли они его от производства следствия. Если по рассмотрении дела следователь не нашел причин к отводу самого себя от производства следствия, то он производит оное до предъявления отвода его другими в этом последнем даже случае не останавливается производство до разрешения правильности или неправильности его отвода судебным местом (см. ст. 21 и 22 Учрежд. Суд. следоват.).

16

По 149 ст. Т. XV. Кн. II. депутат должен быть призван от сословия, к которому принадлежит подсудимый или входящее в дело лицо. Ред.

17

Здесь необходимо иметь в виду все условия сознания, обозначенные в ст. 316, 317 и 318 т. XV. Кн. II. Ред.

18

Автор везде почти истца называет доносителем, между тем как следствие начинается и по жалобе, и по доносу, и по извещении и для каждого из этих поводов к следствию в законе существуют особые правила, которые следователю необходимо иметь под рукою. Ред.


Источник: Руководство для сельских пастырей: Журнал издаваемый при Киевской духовной семинарии. - Киев: Тип. И. и А. Давиденко, 1860-1917.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle