монах Павел Эвергетинос

Источник

О том, что неопытным уходить в отшельники опасно

А. Из Патерика

Один брат отрекся от мира и только принял постриг, сразу ушел в затвор и сказал:

– Я отшельник.

Когда об этом услышали старцы, то пришли, вывели его из затвора и заставили обходить монашеские кельи, класть поклоны и говорить:

– Простите меня, я не отшельник, а только новоначальный.

Старца спросили:

– Когда человеку можно жить в уединении?

Старец ответил:

– Борец, если не будет упражняться в борьбе с многими соперниками, не сможет овладеть искусством побеждать, а, значит, и не сможет вступить в единоборство с противником. Так и монах, если он не воспитывался вместе с братьями и не научился искусству борьбы с помыслами, то не сможет жить один, ни бороться с помыслами.

Авва Феодор сказал: «В наше время многие избрали покой, прежде чем его даровал им Бог».

Б. Из аввы Исаии

Авва Исаия говорил: «Если ум захочет взойти на крест, прежде чем преодолеет немощь чувств, на него падет гнев Божий. Ибо он взялся за дело выше своих сил, не исцелив своих чувств. Господь наш Иисус Христос сначала уврачевал все страсти человеческие, ради чего Он и пришел к нам, а потом уже взошел на Крест. Сам Он сказал до того, как Его распяли: Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне (Мф. 11:4–6). Крещением Господа нашего Иисуса Христа Иоанн показал: тому, кто приходит служить Богу, сначала следует покаяться в содеянном. В Писании сказано, что они крестились от него.., исповедуя грехи свои (Мф. 3:6). Много и других знамений сотворил Господь Иисус. Из того, что перечислено здесь, мы узнаем вот что.

Слепые прозревают – это означает: в ком живет надежда на сей мир, тот слеп. Однако если он оставил мир и устремился к истинной надежде, то прозрел. Хромые ходят указывает, что тот, кто стремится к Богу, но любит плотские помыслы сердца, хромает. Но если он откажется от них и возлюбит Бога всем сердцем своим, то перестанет хромать. Слова глухие слышат учат нас, что погрязший в мирской суете становится глухим в своем плену и забвении. Если же он обратится к (истинным) знаниям, то слух вернется. Выражение прокаженные очищаются показывает нам следующее. В законе Моисея записано: Нечистым не входи в дом Господень (Ср.: Втор. 23:1–3).

Прокаженныеэто все те, в ком есть вражда к ближнему, ненависть, зависть, осуждение. И если они отказались от этого, то очистились.

Если слепой прозревает, хромой ходит, глухой слышит, а прокаженный очищается, значит, человек, который был умерщвлен всеми этими болезнями по нерадению, (теперь) восстает и обновляется. Его чувства, обнищавшие святыми добродетелями, благовествуют ему: он прозрел, ходит, слышит и чист. В исповеди своему воспреемнику ты обещал жить во всяком злострадании и смиренномудрии. Об Иоанне в Писании сказано, что его одежда была из верблюжьего волоса (Ср.: Мф. 3:4) и так далее. Это указывает на злострадания, которыми человек сначала должен очиститься, и только потом сможет идти на крест. Ибо крест – символ будущего бессмертия. Однако сначала ему надлежит заградить уста фарисеям и саддукеям96 .

Фарисеи – воплощение лукавства, лицемерия и тщеславия, а саддукеи – это утрата веры и всякой надежды. Вот почему Господь и запечатал им уста. В Писании об этом сказано так: и с того дня никто уже не смел спрашивать Его (Мф. 22:46). После этого Иисус послал Петра и Иоанна приготовить Пасху (Ср.: Лк. 22:8). Одним словом, если ум увидит, что над ним уже никто не властен, он готовится к бессмертию, собирает свои чувства воедино, делает их единым телом, питает их, и они становятся неотделимы от него.

После этого, рассказывается в Писании, Иисус молился: Если возможно, да минует меня чаша сия (Мф. 26:39) в этот час. Этим Он говорит нам: если ум захотел взойти на Крест, ему нужно много молиться и плакать много, всякий час преклоняться пред Богом и просить помощи у Его благости, чтобы

она укрепила и хранила его до тех пор, пока не восставит его в святой новизне и непобедимости. Ибо велика опасность в час распятия. Вот почему тому, кто молится, необходим Петр, Иаков и Иоанн, то есть здравая вера, стойкая надежда и совершенная любовь. С их помощью он обретет благодать свыше и сможет взойти на крест. Все это совершил наш Владыка Христос, дав нам образец во всем, чтобы, как сказал апостол, познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых (Флп. 3:10–11).

[Он и желчь вкусил ради нас. Это учит нас отсекать в себе все]97 злые вожделения, хранить свои уста и не давать таким помыслам исходить из нас и исполняться. Он и уксус попробовал, дабы и мы подавляли в себе всякое своенравие и беспокойную суету. И заплевание принял ради нас, чтобы и мы презирали всякое человекоугодие и мирскую славу. Своим терновым венцом Он наставляет нас сдерживать наше недовольство во всякое время и сносить издевательства без возмущения.

Ради нас Господь претерпел удары по Голове тростью, дав пример того, что нам следует постоянно носить шлем смиренномудрия, вменяя ни во что всякую диавольскую заносчивость. Перед распятием Его бичевали – это образ того, чтобы мы презирали оскорбления и людские поношения. Когда делили его одежды, Он хранил спокойствие и тем самым учит нас отвергать мирское, прежде чем взойти на крест. Шел шестой час, когда его распинали, – давайте и мы укрепимся против нерадения и малодушия, пока не умрет грех. Ибо, как сказано в Писании, посредством креста Он убил вражду на нем (Ср.: Еф. 2:16).

Когда наступил девятый час, возопил Иисус громким голосом: Элои, Элои! Лама савахфани? (Мк. 15:34). Это учит нас, что нужно терпеть страдания, пока они не прекратятся, и потом смиренно и дерзновенно взывать к Богу. А то, что Он предал дух, когда солнце померкло, показывает: после того, как ум освободился от всякой надежды на этот видимый мир, в человеке умер грех. Тогда раздирается завеса (после того как ум освободится), то есть исчезает средостение, которое было между ним и Богом. Тогда раскалываются камни и отверзаются гробницы. Это означает: когда грех в нас умрет, то все, что нас отягощало, ослепляло и сдавливало душу, разрушится; чувства, которые умерли и принесли в смерти плод, исцелятся и восстанут непобедимо. А то, что Он был завернут в чистую плащаницу с ароматами, прообразует освящение ума. После такой смерти ум облекается в святость и в бессмертие, которые даруют ему покой.

Иисуса положили в новую гробницу, куда еще никого не полагали, и привалили огромный камень ко входу. Это говорит о том, что когда ум освободится от всего и достигнет субботы будущего века, то он и мыслит о новом и нетленном: Ибо где будет труп, там соберутся и орлы (Мф. 24:28). В Писании сказано, что Он восстал в славе Отца Своего, взошел на небеса и воссел одесную (престола) величия на высоте (Евр. 1:3). О значении этого образа сам апостол сказал: Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли (Кол. 3:1–3).

Его святое имя может взять на себя наши немощи, чтобы нам, по нашей нищете, простились наши грехи, и мы обрели милость вместе со всеми достойными ее. Аминь».

В. Из аввы Марка

Есть действие благодати, неведомое младенцам. И есть иное – действие зла, уподобляющееся истине. Лучше не смотреть на это, чтобы не впасть в заблуждение; и не проклинать ради истины, но все с надеждой предоставить Богу, ибо Он знает, что из того и другого полезно.

Г. Из аввы Кассиана

Некоторые, живя вместе с братией, не выносят борения страстей и стремятся к уединению в пустыне: там якобы никто их не будет беспокоить и раздражать, и они легко одержат верх над страстями. Так пусть знают, что это бесовское глумление над ними и они одержимы сильной гордыней. Несчастные не хотят укорять самих себя и понять: корень страстей – в их собственной лени, и потому винят во всем братьев и безрассудно хотят сбежать от них, тем самым оставляя собственные недуги неисцеленными. Ведь уединение не излечит страсти, которые они принесли с собой в пустыню, но лишь прикроет их. Для братьев, не избавившихся от страстей, отшельничество не только не откроет ему эти страсти, но сумеет их запрятать подальше. Они даже не будут догадываться, какие страсти таятся в них, и понимать, от чего они страдают. Напротив, отшельничество создаст видимость добродетели и внушит им, будто они уже обрели терпение, смирение и другие достоинства. И так будет до тех пор, пока никто не трогает отшельников. Но как только возникнет первый повод к раздражению, тогда все их затаившиеся прошлые страсти, которые так долго питались и тучнели в покое и довольстве, как необъезженные кони, тотчас сорвутся с места и с дикой яростью понесут наездника к мгновенной и жестокой погибели. Наши страсти еще больше дичают, если не укрощать их общением с людьми. И тот мизерный ущерб, который они претерпевают при совместной жизни с братией, в уединении возмещается сполна. От этого страсти еще больше матереют и порабощают нас еще сильнее и вылезут наружу, как только появится кто-нибудь и разбудит их.

Ядовитые змеи тоже спокойны, когда спят в своих норах в пустыне. Но стоит кому-нибудь приблизиться, как они свирепеют и набрасываются на него. Так и страстные люди. Они тихие не потому что добродетельны – просто их никто не трогает. Но стоит пойдойти кому-нибудь близко, как они изольют на него весь яд своей души.

Д. Из святого Варсонофия

Брат спросил старца:

– Помысел говорит, что безмолвие, конечно, нужнее всего и что оно мне полезно. Верно ли такое внушение?

Старец ответил:

– Безмолвие, – это не что иное, как удерживание своего сердца от того, чтобы давать другим вещи и самому принимать от них, от человекоугодия и прочих подобных действий. Так и ты ничего не давай и ничего не принимай ни у кого из мирян. И когда удалишься от всего этого, будешь жить в безмолвии и спокойствии. Сам Господь сказал: Милости хочу, а не жертвы (Мф. 9:13). Если и ты окончательно убедился, что милость больше жертвы, склони свое сердце к милости. Безмолвие дает человеку повод к высокоумию прежде, чем он обретет самого себя, то есть станет непорочен. Когда человек возьмет крест, тогда может безмолвствовать. А если будешь милостив, то и помощь получишь; а захочешь взойти выше своей меры, знай: потеряешь и то, что имеешь. Итак, не уклоняйся ни во вне, ни во внутрь, но держись середины, познавая, что есть воля Божия (Еф. 5:17).

Брат спросил:

– Объясни мне, отче, что означают твои слова: «ни во вне, ни во внутрь, но держись середины»? Неужели некоторые дни следует отдавать безмолвию, а некоторые – внешним попечениям?

Старец ответил:

– Мои слова значат: не дерзать на безмолвие и не впадать в нерадение о самом себе среди житейских забот – это и есть путь средний и безопасный от падений. Однако в безмолвии необходимо смирение, а в хлопотах – трезвение и удержание помысла. Не оставлять ни часа, ни тем более дня на расслабление, но постоянно работать ради грядущего. В общежительной обители следует сострадать всем. Поступая так, мы тем самым исполняем заповедь апостола, а именно: если кто скорбит, поскорби с ним, увещай его и утешь (Ср.: Рим. 8:17; 1Кор. 12:26). В этом и есть сострадание. Сострадать же больным и помогать им врачеванием – дело доброе.

Если врач, ухаживающий за больным, получает вознаграждение, то не получит ли гораздо больше тот, кто по силе своей во всем сострадает ближнему? А если он не во всем сострадает ближнему, но в чем-то да, а в чем-то нет, то в чем он сострадает, в том проявляет только свою волю. Знай же и то: насколько человек предается смирению, настолько и преуспевает. Сейчас ты остался в своей келье, это лишит тебя (благих) дел, потому и скорбей у тебя не будет. Если же ты прежде времени избавишься от забот, то общий враг приготовит тебе не покой, а ввергнет в такое смятение, что ты (невольно сам) пожалеешь и скажешь: «Лучше бы мне не родиться на свет».

Брат спросил:

– Однако помысел говорит мне, что, если я уйду куда-нибудь безмолвствовать, то достигну совершенного безмолвия. Ведь я погряз во многих грехах и хочу избавиться от них. И к тому же ко мне не приходит ни плач, ни раскаяние. А помысел говорит мне, что я не стяжаю их до тех пор, пока буду находиться среди людей. Снизойди к моей немощи, отче, и скажи, как мне спастись от лукавых помыслов?

Старец ответил:

– Ты говоришь, брат, что погряз в грехах. Должник, пока сначала не отдаст долга, то куда бы ни пошел: в город ли, в селение – он все равно должник. Он нигде не может поселиться свободно и спокойно вздохнуть. Если же он усердно трудится, то поначалу люди будут относиться к нему с презрением, и бедняга будет стыдиться их. Но отдав со временем долг, станет свободным и как свободный человек уже может смело и совершенно открыто жить среди людей и селиться там, где захочет.

Если же человек всеми силами своими постарается терпеливо перенести досады, поношения, бесчестия и лишения за содеянные им грехи, то научится смирению и труду, и за это ему простятся его грехи. Как сказано в Писании: Призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои (Пс. 24:18). Подумай о том, сколько издевательств и поношений претерпел наш Владыка Христос и потом взошел на Крест. Поэтому никто не может достичь совершенного и плодотворного безмолвия и святого и совершенного покоя, если прежде не сострадал Христу и не претерпел Его страданий, по словам апостола: Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8:17).

Поэтому не обольщайся: иного пути спасения, кроме этого, нет! А что же до плача, то тебе следует подвизаться, чтобы ни с кем из людей не обращаться вольно, иначе плач и сокрушение не приходят. Если ради этих заповедей ты убежишь от братьев, то знай: тем самым ты убежишь с поля боя и от сражения. (Лучше) борись вместе с ними, чтобы победить вольное обращение. Ведь другого пути одолеть вольное обращение не существует. А без этого нельзя достичь ни плача, ни сокрушения. Вот почему апостол сказал: Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться (2Тим 2:5). Приложи все свои усилия, брат. Да поможет тебе Бог! И не забывай, как я уже говорил, во всем соблюдать терпение, смирение и послушание – и спасешься о Господе.

Е. Из Патерика

Старец сказал, что есть люди, которые за двадцать лет пребывания в своей келье не научились, как жить в ней.

У одного старца был ученик, прилежный и послушный, но совсем новоначальный. И хотя он еще не достиг совершенства, ему все же не терпелось стать исихастом98. Как-то он подошел к старцу, поклонился ему в ноги и попросил:

– Отче, помоги мне стать монахом, чтобы я мог жить один.

Старец ответил:

– Подбери себе место, и мы построим тебе келью.

Ученик неподалеку отыскал место, показал его старцу, и

они построили там келью.

– Вот то, что ты хотел, – сказал ему старец. – Сиди в своей келье, когда нужно, ешь, пей, спи, но только из кельи не выходи до субботы, а потом приходи ко мне.

Дав такую заповедь, старец удалился.

Брат два дня жил по этой заповеди, а на третий день ему это надоело, и он подумал:

– Для чего старец дал мне такую заповедь?

Он встал, пропел много псалмов, поел после захода солнца, помолился и уже хотел было лечь спать на свою циновку, как вдруг увидел эфиопа – тот улегся на его циновке и скрежетал на него зубами. Брат бросился вон из кельи, прибежал к старцу и стал стучаться в дверь и умолять:

– Смилуйся, авва, открой.

Но тот не открывал всю ночь. Только утром он вышел к нему. Ученик стал со слезами просить наставника:

– Сжалься надо мной, умоляю, разреши остаться у тебя. Я пошел спать и увидел страшного эфиопа, он лежал на моей циновке и скрежетал зубами. Я там больше не могу находиться.

Старец сжалился над ним, пустил его к себе, научил правилам отшельнической жизни, и тот вскоре стал опытным монахом.

Один брат из Келий, живя в уединении, испытывал смятение. Он пошел к авве Феодору Фермейскому и рассказал об искушении. Старец посоветовал ему:

– Иди, смиряй свой помысел, неси послушание и живи вместе с другими братьями.

Брат так и сделал, но вскоре опять пришел к старцу и сказал:

– И среди людей нет мне покоя.

Старец спросил:

– Если ты не находишь покоя ни наедине, ни среди людей, то ответь, зачем ты пошел в монахи? Разве не для того, чтобы терпеть скорби? Скажи, сколько лет ты в монахах?

– Восемь, – ответил брат.

Старец сказал:

– Видишь ли, брат, я семьдесят лет в монахах, но у меня не было ни одного дня покоя. А ты хочешь получить полный покой за восемь лет?

И брат ушел, ободренный старцем.

Об авве Феодоре и авве Лукии из Энатона Александрийского рассказывали, что их пятьдесят лет терзали помыслы перебраться в другое место, но святые обманывали их:

– Вот кончится зима, – обещали они, – уйдем отсюда.

А с наступлением лета говорили:

– Ну, после этого лета уйдем точно.

Такими обещаниями они обманывали помыслы и оставались на месте до смерти.

Ж. Из аввы Исаака

Брат, никто не может победить страсти без чувственных, то есть телесных и видимых, добродетелей. Точно так же и высокомерие и рассеянность ума нельзя преодолеть без тонкого духовного ведения и своего рода попечения о Господе. Наш ум слеп. Если он не занят какой-нибудь мыслью, то постоянно витает в облаках. И если он сначала не победит своих врагов, то как ему оставаться в мире? И пока в уме не воцарится мир, то как он сможет постичь то, что мир приносит с собой? Ибо страсти отделяют нас от скрытых добродетелей души. И если страсти не удалить с помощью явных добродетелей, то нельзя увидеть то, что скрыто за ними. Как можно, стоя перед стеной, общаться с теми, кто скрывается за ней? Во мраке не видно солнца, а добрых качеств души не увидишь во мгле страстей.

Молись Богу, чтобы Он дал тебе почувствовать стремление духа и ревность. Когда это ощущение придет к тебе, ты поистине удалишься от мира сего, а мир, то есть пристрастие к материальному, отдалится от тебя.

Между тем премудрому Господу было угодно, чтобы те, кто ищет этот хлеб, обретали его в поте лица. Он так сделал для нашей же пользы. Иначе мы прежде времени вкусим его, повредим себе и умрем. Одни добродетели порождают другие. И если ты не станешь искать их матерей, а сразу захочешь обрести дочерей, то они могу обернуться ядовитыми змеями в твоей душе, если ты, конечно, заблаговременно не вышвырнешь их вон.

З. Из аввы Варсонофия

Брат, живший в безмолвии, узнал из «Патерика», что тому, кто ищет истинного спасения, должно сначала (научиться) переносить издевательства, унижения и бесчестие от людей. Проще говоря, ему следует сперва исправить свои чувства и освободиться от брани, которая возникает из-за них, и тогда перейти к совершенному безмолвию, как и совершил наш Господь Иисус Христос. Сначала Он претерпел поношения и уничижения, а уже потом взошел на Крест. Крест же означает умерщвление плоти и страстей и святой и совершенный покой. Прочитав эти слова, брат подумал про себя:

– А я, несчастный, не извлек из этого никакого урока и только соблазняю всех своей немощью. Поэтому чтобы мой труд не оказался напрасным, вернусь-ка я снова к людям, исполню все, что говорили отцы и только после этого приступлю к безмолвию.

Он исповедовал свой помысел старцу. Тот сказал ему:

– Отцы говорили верно – так оно и бывает. Но есть много доводов, из-за которых человек может думать, что поступает правильно, а потом окажется, что это принесло ему вред, но уже по другой причине. Поэтому тут нужна осторожность. Ты уже приступил к безмолвию и, если вернешься к людям, это породит у тебя тщеславие. Не вышло бы так, что и пребывание среди людей не пойдет тебе на пользу. Как бы ты из-за этого не получил двойной вред. Но если будешь укорять себя, что не поступил, как следовало бы, дабы взойти на крест, и если скажешь: «Начал я подвиг в невежестве!», то самоукорение станет само укорять и поносить себя. И если ты примешь его, оно возведет тебя до истинной меры Креста.

* * *

96

Фарисеи – одна из иудейских ересей. Главное для ее сторонников было соблюдение внешнего благочестия. Они говорили, что верят в Божественный Промысел, в существование ангелов, в бессмертие души, в вечность мучений и в воскресение мертвых. Однако по существу они были жадны, тщеславны, лицемерны и горды. Господь показывает их гордость в притче о мытаре и фарисее (Лк. 18:10–14) и клеймит их лицемерие (Мф. 23:13–19).

Саддукеи – сторонники другой иудейской ереси (они берут свое название от основателя ереси Садока). Они опирались только на буквальный смысл Закона, отвергали предание, существование ангелов, бессмертие души и воскресение мертвых. Они были противниками фарисеев. Господь своими ответами заградил уста саддукеям.

97

Здесь в греческом тексте типографский брак: первая строчка пропущена, остальные набраны в неверном порядке. Текст восстановлен по дореволюционным русским переводам. Отмечено прямыми скобками.

98

Исихаст – монах-отшельник, взявший на себя особенно суровые подвиги с целью достижения обожения.


Источник: Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010. Том 1. ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0

Комментарии для сайта Cackle