Душеполезное чтение

Содержание

Святая гора Афон, земной удел Божией Матери Русский на Афоне, во имя св. великомученика Пантелеимона, общежительный монастырь Два исцеления по молитвам св. великом. Пантелеимона Благодатные исцеления в г. Пензе от Афонской Святыни Замечательное событие О благотворности церковного поминовения умерших Путь ко спасению О небесном заступлении Пресвятой девы Богоматери  

 

Святая гора Афон, земной удел Божией Матери

Тако глаголет Господь: яко будет в последняя дни явлена гора господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов: и приидут к ней вси язы́цы. И пойдут язы́цы мнози, и рекут: приидите и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему (Ис. 2:1–3)

В полуденном краю Европы, под ясно-голубым небом Греции, в благораствореннейшем климате, среди вечно зеленеющей природы, лежит уединенно небольшой полуостров: это знаменитый Афон, или Святая Афонская гора. Условия скудной почвы и растительности, а главное – воля Божия, не дали возможности водвориться на Афоне житейской деятельности. В глубокой древности пытались образовать там города и села; но попытки были тщетны: земледельческие селения скоро пустели и колонизация не удавалась. Св. Афон, по его красотам, уединению и безмолвию, располагающим к глубоким созерцаниям природы и к благоговейным размышлениям о Творце ее, самим Промыслом Божиим назначен для иной, высшей духовной жизни.

Преблагословенная Матерь Божия благоволила Сама просветить христианским учением языческих насельников Святой горы! Когда, по сошествии Святого Духа, Апостолы бросали жребий – кому в какую сторону идти проповедовать святое Евангелие, бывшая с ними Божия Матерь, благоволила также принять участие в трудах их, пожелала взять жребий и для Себя: Ей досталась земля Иверская (Грузия), куда Она и хотела уже отправиться; но Ангел Господень явился и сказал Ей: «не отлучайся из Иерусалима: страна, доставшаяся Тебе по жребию, просветится впоследствии, и там утвердится покров Твой; а предприимешь Ты теперь попечение о другой земле, куда приведет Тебя Господь Бог». И Богоматерь осталась в Иерусалиме, в доме возлюбленного ученика Христова Иоанна.

Воскрешенный Иисусом Христом Лазарь, бывший тогда епископом на острове Кипре, желал видеть Пречистую Матерь Господа своего, но не смел сам прибыть в Иерусалим, страшась гонения Иудеев. Узнав об этом, пресвятая Богородица, написала к нему утешительное послание, чтобы он прислал за Нею корабль, на котором Она, для посещения его, и отправилась с Иоанном Богословом на остров Кипр, но на пути застигла их буря, и корабль занесен был в пристань горы афонской. Гора Афонская в то время усеяна была кумирами и капищами, во главе которых был храм Аполлона. Едва только богоматерь приблизилась к Афону, бесы, обитавшие в кумирах, возопили: «все обольщенные Аполлоном, спешите на берег к пристани Климентовой, и приимите Марию, Матерь великого Бога Иисуса»!

Народ в ужасе и удивлении поспешил на морской берег, с благоговением и страхом принял пречистую Деву Богородицу и вопросил Ее, как Она родила Бога и какое имя Его? Богородица возвестила им тайну Рождества Христова и раскрыла Евангельское о Нем учение; внимавший Ей народ принял христианскую веру и, познав свет истины, ниспроверг своих идолов. Тогда Богородица оставила одного из Апостольских мужей учителем новопросвещенных, благословила народ и сказала: «вот удел, данный Мне Сыном и Богом Моим! Да будет же благодать Его над местом сим и всеми чтущими закон Его! Они с малым трудом будут иметь в изобилии все нужное для земной жизни. Милость Сына Моего не оскудеет на месте сем до скончания века: о живущих здесь Я буду теплою представительницею пред Сыном Моим»! (Из Мин. Чет. Св. Димитр. Ростов. 15 августа). Потом Пресвятая Богородица, сопровождаемая народом, села на корабль, посетила Лазаря и возвратилась в Иерусалим.

Не смотря на все политические перевороты и четырех–вековое мусульманское иго, тяготеющее над Востоком, Афон остался непоколебимым хранилищем православной веры и, как говорит его предание, останется до скончания мира уделом иноков, это факт достойный замечания!

Лиц женского пола там никогда не бывает. Есть предание, что в 382 г. дочь Феодосия великого, царица Плакидия, пожелала посетить устроенный ее отцом на Св. Афоне Ватопедский монастырь, но при входе в него услышала глас Божией Матери, возбранившей ей вступать в обитель. Вследствие сего Афонские отцы законоположили, чтобы женский пол не имел входа на Святую гору. На Афон нередко приходили и царственные лица, после треволнений и превратностей мирской жизни, искать там сердечного мира и тишины, под скромным иноческим образом. Случалось также, как случается и ныне, что патриархи и епископы, слагая с себя иерархическое достоинство и бремя власти, иногда явно, а иногда и тайно, предавались всей строгости крестных иноческих подвигов, так что один только Бог ведал труды их. Особенно в смутное время падения Восточной империи, когда вселенский патриарший престол был предметом честолюбивых искательств и корысти, при влиянии на него деспотизма Порты (Церк. истор. Иннокентия, в. XIV, стр. 572), Святая гора была тихим убежищем для вселенских владык. Св. вселенский патриарх Григорий, мученически скончавшийся в 1821 году, двукратно удалялся на Афонскую гору с обетом безмолвия и, оставляя святительский свой престол, уединялся здесь, как один из смиренных иноков. На Афоне в настоящее время – двадцать монастырей; из них 12 общежительных и 8 штатных; 12 скитов; до 800 отшельнических келий и калив, и до 10 000 всех иноков. Монастыри общежительные отличаются от штатных строгостию жизни и нестяжательностию, там у всех все общее. Из монастырей общежительных, по числу братства, первое место занимает Русский Пантелеимонов монастырь. Дивны судьбы монастыря этого, много нужд и лишений испытал он. Господу угодно было путем крестным возвести его на ту степень благоустройства, на коей он находится в настоящее время, принимая под покров свой прибывающих из благословенной России единоплеменников своих, приходящих на Богомолье и ищущих спасения в пределах пустынного Афона, в безмятежии иноческой жизни. Краткое описание монастыря сего и уставов его изложено на следующих страницах.

Русский на Афоне, во имя св. великомученика Пантелеимона, общежительный монастырь

Монастырь этот основан в начале просвещения России светом христовой веры, во времена Равноапостольного князя Владимира и сына его Ярослава, о чем упоминается в истории Государства Российского (т. VI, прим. 629, стр. 165). Следовательно это один из древнейших Русских монастырей. В нем хранятся грамоты Русских Царей, патриарха Всероссийского Иова, и Вселенского патриарха Каллиника. Вследствие политических и других обстоятельств, монастырь Св. Пантелеимона, в длинный период своего существования, подвергался разным переворотам; в минувшем же столетии пришел в такую крайнюю скудость, что едва не был закрыт; а в настоящее время он стал на ряду с первыми Афонскими обителями, превосходя их числом братства, коего более 1000 человек.

Соборных храмов в нем два: во имя св. Великомученика и Целебника Пантелеимона и Покрова Пресвятой Богородицы. Прочие храмы более замечательные: в честь Успения Богоматери и во имя Святителя Христова Митрофана. Всех же храмов в монастырской ограде и вне оной 35. – Храмы эти украшены хранящимися в них благодатными Святынями; здесь представляются благоговейному поклоннику: части животворящего древа Креста господня; чудотворные иконы, – Богоматери, именуемой «Иерусалимскою», Усекновения главы предтечи Господня, Страстотерпца христова и Целителя Пантелеимона; драгоценные сокровища: многоцелебная честная глава и части св. мощей св. Великомученика Пантелеимона; святые главы Угодников Божиих: св. преподобномученика Стефана нового, св. преподобномученицы Параскевы, св. преподобномучеников Афонских, пострадавших в сем веке, Евфимия, Игнатия и Аккакия, и части мощей многих иных великих святых.

Правила соблюдаются в монастыре, издревле установленные св. отцами для общежительной братии: ничего не считать своим, но все иметь общее. Богослужения продолжительные: они начинаются в обыкновенные дни с полуночи, а на дни воскресные, двунадесятые праздники и праздники великих святых, совершаются во всю ночь. Кроме того, инокам назначено келейное правило, состоящее из поясных и земных поклонов. Братиям, посвященным в великую схиму, назначено более продолжительное келейное правило. Частое исповедание и постоянное открытие старцам сердечных помыслов стоит во главе Афонской иноческой жизни; смирение считается основною ее добродетелию. Св. Христовых Таин, по древнему обычаю, вся братия причащается еженедельно по субботам, или в случающийся на неделе праздник. В будни, в свободное от Богослужения время, братия занимаются трудами, назначаемыми применительно к силе и способностям каждого.

Трапеза состоит большею частию из пустынных овощей; рыба предлагается только по праздникам, и то большею частию соленая, доставляемая из России; в понедельник же, среду и пятницу, трапеза всегда бывает однажды в день и без масла.

В обители устроены синодики, в кои выписываются имена братии и благодетелей на вечное поминовение на проскомидии Божественной литургии; а в одной из церквей учреждено на вечное время неусыпаемое чтение псалтири по усопшей братии и благодетелях, и о здравии и спасении находящихся в живых.

При монастыре есть небольшие участки земли, с которой получаемыми продуктами удовлетворяется лишь малая часть потребностей обители, имеющей такое многочисленное братство, более 1000 человек, и посещаемой в большом числе богомольцами. Содержание братства и все монастырские потребности обители, покрываются милостынными приношениями православных чад Русской Церкви; без этой благотворительной помощи, обитель за неимением собственных средств, не могла бы и существовать.

В 1845 году монастырь посещен был его Императорским Высочеством Великим Князем Константином Николаевичем; пожертвованные Им св. Евангелие и церковные сосуды остаются вечными памятниками благочестивого усердия сего Августейшего Богомольца.

В 1867 году монастырь осчастливлен был посещением другого Царственного Гостя, Его Императорского Высочества Великого Князя Алексия Александровича. В июне месяце 1881 г. изволила пробыть неделю на пароходе в пристани Русика Ее Императорского Высочества Великая Княгиня Александра Петровна; а в августе того же года посетил обитель Его императорское Высочество Великий Князь Константин Константинович.

В Пантелеимоновом монастыре просияли Богоугодным своим житием многие высокие подвижники, украшенные святым смирением и прочими добродетелями; они совершали свои подвиги сокровенно и были ведомы только Всеведущему, да духовным своим руководителям.

Там положил начало иноческой своей жизни царственный юноша, впоследствии знаменитый Архиепископ Сербский Савва. И доныне сохранилась высокая четырехгранная башня в старом нагорном Русике, с которой св. Савва бросил свое княжеское одеяние посланным отца своего, убеждавшим его возвратиться в мир. В этой башне в настоящее время устроена церковь в честь св. Саввы.

В 1863 году, из Пантелеимонова монастыря принесена была в Россию святыня, в числе коей часть св. мощей Великомученика и Целителя Пантелеимона. В разных христианских странах, святыми Его молитвами, много явлено чудес, даровано исцелений, излито утешений! Но Богоспасаемая Россия, верная почитательница Православия и св. Угодника божия, бывшая искони опорою молящегося за нее Русика, была всегда как–бы особенно избранным предметом чудодейственных благотворений св. Великомученика. Последнее же современное пребывание Афонской святыни в России, еще более сроднило благочестивых чад благословенного Царства русского с обителью св. Пантелеимона. Обильный поток благодатных исцелений и даров духовной радости, явленных от Угодника Божия, был как–бы новым звеном невидимой связи, и лестницею для боголюбивых сынов севера на освященный Афон, к подножию храма и усыпальницы Великого заступника и Богоносного Врача.

Дивный во святых Своих Бог, являя благодатные знамения, тем утверждает в людях спасительную веру. Во славу преславного имени Божия, упоминается здесь о некоторых из числа многих совершившихся знамений и исцелений, о коих современно объявляемо было в разных периодических изданиях.

***

Два исцеления по молитвам св. великом. Пантелеимона

Выписки из декабрьской книжки Душеполезного Чтения 1864 г. издаваемого в Москве

Из письма Саратовского дворянина, Евстафия Фон-Берген, к о. Арсению – Иеромонаху Св. горы Афонской.

В бытность вашу осенью прошедшего года в г. Саратове с Святынями Горы Афонской, я и семейство мое, имели счастие неоднократно прикладываться к этим неоценимым сокровищам Православной Веры и удостоились получить от вас часть масла из лампады Великомученика и Целителя Пантелеимона, которое и доныне сохраняется у нас, как истинная драгоценность.

Зимою того же года замужняя дочь моя, подпоручица Варвара Бауц, опасаясь подвергнуться натуральной злокачественной оспе, два раза прививала себе обыкновенную оспу, которая однако не принялась; а вслед за тем у ней жестоко разболелись глаза. Не умею определить, что было причиною этой болезни, – неудавшаяся прививная оспа, или простуда, но все медицинские средства оставались бесполезны, болезнь усилилась до того, что, кроме воспаления и сильной ломоты в глазах, веки не могли уже подниматься. В этом критическом положении больная потребовала чудесный елей Великомученика Пантелеимона и помазала им глаза. Едва исполнила она это, как немедленно почувствовала облегчение, и истомленная долгими страданиями и бессонницею, скоро заснула; пробудившись же, нашла себя совершенно здоровою; ни малейшего следа воспаления, ни малейшей боли не осталось, и с того времени доныне болезнь эта не повторялась.

Вскоре после сего происшествия, муж ее занемог от простуды, и все употребленные лекарства не принесли ему пользы. Не имея лишней прислуги, дочь моя была неотлучно у постели больного, и раз ночью задремав, услышала голос: «дай ему елея от мощей Великомученика Пантелеимона». Несколько дней не хотела она сказать об этом больному, боясь, что приведет его в смущение, но, видя усиление припадков, решилась рассказать ему свой сон. Больной немедленно принял с верою несколько капель святого елея и с этой же минуты начал чувствовать облегчение; а на другой день мог уже заниматься своими делами.

Считаю моею священною обязанностию – с благоговейною признательностию к милосердию Божию, заявить вам о. Арсений, о сих дивных исцелениях, да прославляется древо животворящего Креста Господня, равно как и мощи Великомученика Пантелеимона, Харалампия, Георгия и других угодников Божиих, частицы коих присланы в наше отечество с св. Афонской горы и вверены нашему хранению.

Не знаменит мой род заслугами предков, не знатен мой чин, но если Спаситель мира благоволил послать рыбаков и нищих проповедовать о Царствии Небесном, то пусть и мое смиренное свидетельство, в числе многих таковых же, послужит к прославлению милосердия Божия, на утешение верующих, и к вразумлению тех мудрецов, которые не признают духовной жизни, но усиливаются все видимые чудеса Божией благодати истолковывать по вещественным началам природы, и приписывать их действию слепого случая.

Саратов, 27 ноября 1864 года.

***

Благодатные исцеления в г. Пензе от Афонской Святыни

(Из июньской книжки ж. «Старанник» за 1866 год)

1) Пензенская мещанка, девица Варвара Егоровна Жасминова, проживающая в доме Статского Советника Чарыкова, три года страдала биением сердца, вследствие чего чувствовала всегда непонятную тоску, расслабление нервов и боль в груди. Когда в г. Пензу прибыла с Афона святыня, болезнь Жасминовой усилилась до такой степени, что она едва могла вставать с постели, и даже не в состоянии была заснуть. Услышав о прибытии Святыни, Жасминова скорбела, что не может идти в церковь и приложиться к св. мощам. Потому 9 октября г. Чарыков просил иеромонаха Арсения посетить дом его со Святынею, и когда св. мощи были принесены, Жасминова с великим трудом могла приложиться к ним. Потом Святыню из дома г. Чарыкова понесли в дом г. Бекетовой, и г. Чарыков посоветовал болящей придерживать ковчежец со Святынею. Нервное раздражение, сопровождавшееся трясением всех членов, внушило Жасминовой опасение исполнить это, но, вспомнив, однако, что святые угодники Божии не только исцеляли больных, но и воскрешали мертвых, она с верою во всемогущество Божие, напившись св. воды, в которую погружался Крест с частию животворящего древа, сподобилась придерживать ковчежец со св. мощами, когда выносили его из дома г. Чарыкова; нервы ее укрепились, и она получила совершенное исцеление.

2) Пензенская мещанка Анна, 12-ти летняя дочь Николая Герасимова Скворцова, с четырехлетнего возраста страдала болью в левой ноге, так что от колена до самой ступни, вся ее нога была покрыта ранами, из которых выходили отделявшиеся частями кости. Этих костей, в течении 8–ми летнего ее страдания, вышло до 30-ти, в том числе до 10-ти таких, которые величиною были около вершка. Родители ее обращались ко многим врачам, но безуспешно; наконец врачи объявили, что необходимо отнять ногу; но родители не решались на это, опасаясь, что дочь их, столь юная, не перенесет операции и в твердом уповании положились на власть всемогущего Господа. Когда была принесена в Пензу Афонская Святыня, родители болящей, взяв масла из лампады и ваты, помазали раны на ноге своей дочери, и через несколько дней, кости уже отделяться перестали, раны постепенно закрывались и составляли только следы язв – довольно глубокие ямки, на тех частях, от которых отделялись и выпадали кости. Теперь девица Анна совершенно здорова и ходит свободно. Вскоре после дивного и чудного сего исцеления, отец ее объявил о вновь случившемся благодатном знамении: 14-ти летний сын его Павел простудился, весь опух, горло и дыхание захватило, это продолжалось с неделю. Но когда он дал сыну выпить св. воды с частию св. масла, и натер его маслом, – сын его в течении одной ночи совершенно выздоровел.

3) Девица Евдокия Петровна Хутырева, живущая у подполковницы Варвары Семеновны Бужинской, была больна 18 лет сильнейшим ревматизмом в ногах, от которого левая нога ее совсем не сгибалась, так что она ходила с большим трудом, а в дурную погоду чувствовала в костях невыносимую ломоту, и едва могла удерживаться, чтобы не кричать. Лечилась она у многих докторов и долго, но без пользы. Когда 26 октября св. мощи были принесены в дом г. Бужинской, – больная с большим усердием молилась об исцелении ее и, приложившись к св. мощам, вдруг почувствовала треск в не сгибавшейся ноге, и вслед затем совершенно исцелилась.

4) Жена Коллежского Секретаря, Елена Соколова, восемь лет страдала ломотою в правой руке. Но вот 15 числа октября выменяла она при св. мощах книжку «житие св. Великомученика Пантелеимона», освященную на св. мощах, и, идя домой, терла этой книжкою больную руку. Вскоре почувствовала она облегчение, а когда св. мощи были в Духосошественной церкви, и она взяла из лампады масла и помазала им раза два больную руку, – совершенно исцелилась.

5) Пензенского уезда, села Покровского, жена заштатного дьячка Василия Ивановича Архангельского, страдала болью в ноге в продолжении 7 лет; нога у ней постоянно пухла, и наконец дошла до того, что получила чрезвычайную толщину, при чем чувствовалась невыносимая ломота. Употребленные для пользования ее домашние и медицинские средства, не принесли никакой помощи; а когда больная, приложившись к св. мощам, помазала свою ногу св. елеем, и приложила к ней листок на полотне с изображением Святыни, – на другой же день совершенно исцелилась, и столь продолжительная болезнь прошла бесследно.

6) пензенская мещанка, девица Пелагея Борисовна Кузнецова, квартирующая в Черкасах, в доме мещанина Орлова, 4 ½ года была одержима болью левой ноги, которая была покрыта ранами. В продолжении всего этого времени она не употребляла никаких медицинских средств. Но когда принесли в Пензу Животворящий Крест Господень и св. мощи, она стала ходить на поклонение им в крестовую и другие церкви, в которых находилась эта Святыня, брала из лампады масла, мазала им больную ногу, от чего раны ее постепенно закрывались, и она совершенно исцелилась.

7) Пензенского уезда, села Лопуховки, крестьянка Неонила Васильевна Максина, в продолжении 20-ти лет страдала глухотой и, по действию врага спасения, боялась ходить в храм Божий. 31 октября пришла она в Пензу к св. мощам, взяла масла из лампады и ваты, которую, намочив маслом, положила в уши и выпила св. воды. – Пришедши после сего на ночлег, она вскоре почувствовала, что начинает слышать, а утром слух ее совершенно исправился, и боязнь ходить в храм Божий прошла.

8) Капитолина Дмитриевна Адамова, жительствующая в г. Мокшане, в продолжение 2-х лет страдала болью в колене левой ноги и в руке: колено не сгибалось и рука к верху не поднималась. Но когда св. мощи понесли из церкви для служения молебна в дом, где жила болящая, и когда сама она, как могла, участвовала в несении их, тогда, по прибытии домой, во время слушания молебна, получила совершенное исцеление, не смотря на то, что до того времени, постоянно пользуемая врачом, не получила никакого облегчения.

9) Провинциальный Секретарь Федор Петрович Плахотников, проживающий в г. мокшане, находясь в 1864 году в походе против возмутившихся поляков, простудил левую ногу на бивуаках в Краковской области. Но эта болезнь его преимущественно развилась в 1865 году, и дошла до такой степени, что уже трудно было ему ходить. Узнавши о пребывании в г. Пензе св. мощей Целителя Великомученика Пантелеимона, больной просил своего знакомого, отправлявшегося в г. Пензу для поклонения, привезти масла от лампады. Когда получил он желаемое, тогда, отходя ко сну, принес молитву угоднику Пантелеимону и, помазав маслом больную ногу, в ту же ночь крепко заснул, а потом стал ходить, и в настоящее время чувствует себя совершенно здоровым.

10) Пензенская мещанка Варвара Максимовна Санникова, страдала расслаблением во всех членах, так что едва могла передвигать ноги, и в таком безотрадном положении провела 40 лет. 19 октября она услышала о принесении св. мощей в город и, не смотря на свою болезнь, отправилась с величайшим трудом на поклонение Святыне. Пришедши в церковь она почувствовала в себе силу простоять на ногах целую обедню и молебен и, приложившись к св. останкам угодников Божиих, также к Животворящему Кресту и к иконе Тихвинской Божией Матери, тут же почувствовала крепость во всех членах. Во все пребывание Святыни в городе, исцелившаяся постоянно находилась в церкви и благодарила Господа и святых Его, за такое чудное исцеление.

11) Дочь священника Рождественского прихода г. Пензы, Ивана Ивановича Студенского, девица Анна Ивановна, от простуды подверглась горячке и, не смотря на лечение болезни, здоровье ее было безнадежно. 15 октября родители ее попросили к себе Иеромонаха Арсения со св. мощами. Больная не могла сидеть; ее обложили подушками. Во время молебна она молилась со слезами, а по окончании службы, приложили ее к св. мощам и к чудотворной иконе Тихвинской Божией Матери. На другой день она начла потеть, и пот продолжался несколько дней, хотя лекарств ей никаких уже не давали; потом овладел ею сон, довольно продолжительный, и после того открылся у нее аппетит и она выздоровела.

12) Пензенская мещанка Анна Андреева Круглова, целый год не могла поднимать руки, которая у нее была сведена; но когда эта больная услышала, что из Афонского Пантелеимонова монастыря принесены части св. мощей, и что очень многие получают от них исцеление, тогда, желая избавиться от своего недуга, отправилась она, 10 октября 1865 года, на поклонение св. мощам и, приложившись к Святыне, получила исцеление; рука ее сделалась гибкою и легкою, как здоровая.

***

Замечательное событие

(Из Могилевских губернских ведомостей 1866 г. № 42)

Святыня афонская, следуя по Могилевской губернии, приближалась к местечку Чечерску; был уже поздний вечер, густые облака сплошными массами застилали небо, ни одной звездочки не видно было на небе, и от этого было так темно, что Святыня следовала почти ощупью. При вступлении в Чечерск, Святыню встретил крестный ход с большим собором священства и богомольцев, последних было до 3–х тысяч. Не доходя до церкви, совершено было краткое молебствие на открытом воздухе, при чем видимо было некоторыми богомольцам поразительное на небе знамение: «над самым тем местом, где поставлена была Святыня, темные тучи как бы расступились, и произошло на небе сияние и в этом сиянии ярко заблистали звезды, тогда как вокруг оставалась по–прежнему темнота непроницаемая». Видевшие это знамение так были поражены, что долго не могли прийти в себя, чувствовали невольный трепет, испуг и умиление, а некоторые даже прослезились. Вскоре после этого просияния, по внесении Святыни в церковь, все небо стало прочищаться и после бывшего дотоле ненастья сделалась теплая и ясная погода, как в летнее время. О сем дивном знамении в тоже время составлено в Чечерске надлежащее свидетельство, удостоверенное подписями сподобившихся видеть это небесное явление, и засвидетельствованное многими лицами духовного и гражданского сословий.

***

Из ноябрьской книжки издаваемого в Москве Душеполезного Чтения за 1867 г.

И первопрестольная Москва, издревле усердная к Святыне, не лишена обильных проявлений милости Божией. Во время пребывания Афонской Святыни в Московском Богоявленском монастыре, соборный храм обители с раннего утра до позднего вечера наполнен бесчисленным множеством молящихся. Сюда притекают, с горячею верою и усердною молитвою, многие тяжко и продолжительно страждущие, и «вера их – по слову Спасителя – спасает их». Записано и засвидетельствовано много благодатных исцелений, из числа которых предлагаются благочестивому вниманию читателей следующие:

1) 11 сентября 1867 года, в 9 часов утра, в Богоявленский монастырь привезена была больная, вдова унтер–штеймейстера 1–го класса, Дарья Ивановна Колоколова, проживающая с 26 января 1855 года в семейном приюте мещанского отделения попечительства о бедных в Москве, состоящем Сретенского сорока, в приходе церкви святителя Филиппа, имеющая от роду 53 года. В течение 11 лет она лишена была употребления ног и ползала на коленях при помощи рук. Будучи привезена в Богоявленский монастырь начальницею Любовью Тимофеевою Кисилевой, она при помощи рук всползла по церковной лестнице к верхней монастырской церкви, и потом от порога церкви доползла до правого клироса, позади которого поставлена была Святыня. Бывший при Святыне иеромонах и один из богомольцев приподняли больную и приложили к Святыне. Как только сие было исполнено, то болящая ощутила крепость в ногах, стала на них и пошла; стояла в продолжении всей литургии и теперь ходит на своих ногах.

Что означенная Дарья Ивановна действительно в течение 11 лет была лишена употребления ног, а теперь получила исцеление, в этом письменно удостоверяет священник церкви святителя Филиппа, Василий Николаев Богородский, в приходе которого находится приют, равно и начальница приюта письменно удостоверяет, что 11-го сентября она была вместе с больною Дарьею Ивановною в Богоявленском монастыре и была свидетельницею ее исцеления.

2) У состоящего при московском генерал–губернаторе чиновника особых поручений, Коллежского Советника Егора Ивановича Боголепова, дочь Клавдия Егоровна, 32-х лет от роду, в продолжение 14-ти лет страдала затверделостию ниже щеки на шее. А с минувшего великого поста сего года от простуды болезнь ее усилилась. Врачебные средства не помогали; она прибегла к помощи единого Всемогущего Врача душ и телес, и, пришедши к Афонской Святыне, помолилась пред нею с усердием. Возвратившись домой, она помазала больное место маслом от святых мощей, и тотчас же почувствовала сильнейший треск в затверделости, на подобие того, как бы какие камни ломались. В тот же день к вечеру из больного места потекла материя, и с нею стала выходить разломанная затверделость , в виде беловатых камешков, кои хранятся у получившей облегчение, на память сего дивного благодатного события. В сем удостоверяют своими подписями отец ее и сама она.

***

О благотворности церковного поминовения умерших

Копия с письма, полученного из Симбирска, от 21 декабря 1863 года

Благодатное откровение, явленное в сновидении матери Досифее, рясофорной монахине Симбирского Спассского женского монастыря.

«Виделось мне, что я будто бы где-то на поле, вдвоем с покойным братом моим, князем Чагодаевым, скончавшимся в Самаре в 1861 году внезапною смертию без покаяния и напутствия Св. Таин, что было большим прискорбием для всех нас, близких его. И вот мы будто бы идем с ним по чудному местоположению, несколько гористому, по коему встречаются изредка цветущие деревья. Брат был задумчив и я шла молча возле него, любуясь красотою природы; но не смела нарушить задумчивости брата, который шел с поникшей головою1. Пройдя далее, увидела я прекрасное селение, как будто сейчас выстроенное; с одной стороны в конце села стоял высокий деревянный крест, также новый; а с другой стороны этого села был чудной красоты новый дом. Когда мы приблизились к нему, брат с радостным видом сказал мне: Вот какое богатое село недавно купил я, и этой покупкой очень, очень обязан я жене моей Ташиньке: надобно написать к ней, и поблагодарить ее за сделанную милость для меня. Я же сказала ему: а мне можно, братец войти в ваш чудный дом и полюбоваться на него? И он отвечал мне на это: «можно, можно, пойдем-ка посмотри, как в нем хорошо» – и вдруг очутилась тут же будто бы его жена, княгиня Татьяна Никоноровна, которую брат стал благодарить за все, что она сделала для него, кланяясь ей до земли. В это самое время я проснулась с радостным чувством, но не понимала, за какую милость благодарит брат свою жену, и что означает это богатое село, купленное недавно им с ее помощию. В скором времени объяснился для меня этот сон, с получением письма от жены покойного брата нашего Т. Н. Чагодаевой, которая уведомляла нас с сестрою, что ей господь помог устроить вечное поминовение по брате нашем во Св. Афоне, в бытность в Самаре Святыни из Русского Пантелеимонова монастыря, и что она удостоилась получить в благословение крестик и четочки».

Путь ко спасению

Все желают спастись, но не многие заботятся о сем. Это происходит от того, что мало в людях страха Божия. Земного – ничтожного боятся, а о Небесном страшном суде Божием вовсе забыли думать, тогда как этот суд – всем нам неминуемый, и суд поистине страшный, ибо на нем участь каждого из нас решится на веки-вечные. Кто будет на нем осужден, того уже никто и ничто не избавит от осуждения, участь его неизобразимо страшна, безотрадна, ибо мучениям не положено предела: так благо изволил праведный Господь, по реченному Им: и идут сии в муку вечную (Мф. 25:46). О сем вечном мучении св. Иоанн Богослов, в Откровении своем, объясняет, что грешники будут мучимы день и ночь и дым мучения их восходить будет до небес (14:11)! Читая это, мы невольно содрогаемся, размышляя о такой страшной участи ожидающей грешников; но к сожалению, размышление это не удерживается в нас, не приносит спасительных плодов, мы снова обращаемся в мир, и работаем ему; снова забываем, что мы смертные; снова делаемся рабами греховных страстей! Какой же конец всему этому? Конец тот, что нерадящих о душе своей застигает смертный час неготовыми, и над ними совершится тот самый суд, о коем выше упомянуто.

Читающий строки сии, если ты истинно хочешь душу свою спасти, – последуй сему совету:

Каждый день, по окончании утренних твоих молений, или когда тебе удобнее, уделяй хоть четверть часа на размышление о душе своей. Предложи, прежде всего, вопрос: проживешь ли ты наступивший день? Если Господь потребует тебя к Себе сегодня, то готов ли ты явиться пред лице Того, Его же трепещут Херувимы и Серафимы? Вот на сем остановись и подумай о душе своей. Правило это только тогда будет спасительно, если непременно каждый день в определенное время будет исполняемо, а иначе оно не принесет пользы, забудется.

Иные спрашивают, как спастись? И когда получат совет, то вскоре забывают, и дела спасения не подвигается вперед; так вся жизнь наша проходит в одном лишь желании спастись. Но сего недостаточно, это может даже повести к большему осуждению нашему, ибо мы ощущали в себе благодать Божию, призывавшую нас к спасению, но не последовали ей; о сем сказано: ведящему добро творити и не творящему, грех ему есть.

Предлагаемое правило – уделять хоть четверть часа ежедневно на размышление о спасении души, по-видимому, правило небольшое, но оно подобно горушечному зерну, упоминаемому в Св. евангелии, произрастить бессмертное древо спасения души. Ежедневное мысленное углубление в душу свою поведет нас к поверке своих действий, из чего неминуемо произойдет исправление жизни, оставление худых навыков, и многое полезное. Св. Отцы говорят, что враг души нашей ничего столь не опасается, как внимания, т. е. рассуждения, беседы с душою, когда человек приходит к познанию своего положения, видит в себе закоренелые греховные навыки и многое иное, о чем и не помышлял дотоле, находясь во тьме греховной. Тогда луч Божьего света проникнет в его душу, озарит мрачные ее изгибы, и человек увидит то, чего он доселе не видал.

Вот какие прекрасные плоды принесет ежедневное размышление, т. е. беседа с душою своею, но тогда только все это достигнется, если мы непременно и неотложно, начав с сего же дня, до конца нашей жизни, каждый день будем, в определенное время, уделять хотя четверть часа (а кто может и более), для беседы с душою.

Такое легкое правило для того назначено, дабы никто не мог отговориться невозможностию исполнить; а кто за всем тем не исполнит, то это уже отнесется к его нерадению о спасении души своей.

О небесном заступлении Пресвятой девы Богоматери

Пресвятая владычица Богородица небесная Заступница и предстательница наша: будем чаще прибегать к Ней с теплыми мольбами нашими. Кто как не Она утешение скорбящих, обидимых заступница, сирых и беспомощных милосердная покровительница, и всего рода христианского необоримая стена, покров и держава?!

Св. Отцы правилом поставляют всем желающим спастись, чаще и усерднее читать молитвенное Архангельское Божией Матери приветствие: Богородице Дево радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою: благославенна Ты в женах и благославен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Заповедуют св. Отцы сию молитву прочитывать мысленно на каждом часу (напоминаемом боем часов), при чем вспоминать, что каждый час нашей жизни может быть последним для нас, и быть готовыми, если внезапно потребует нас Господь на суд, ибо в чем кого застанет Господь, в том и судить будет. Если зная себя виновными, боимся суда временного, то не более–ли должны бояться суда вечного. Итак, пока имеем время, потщимся умилостивить Судию, будем умолять Милосердную заступницу рода нашего, Пресвятую Деву Богородицу, да покрыет, сохранит и спасет нас. Аминь.

* * *

1

Полагать надобно, что причиною скорби его было то, что он не сподобился христианской кончины.


Источник: Душеполезное чтение [Текст] / [Издание Афонского Русского Пантелеймонова монастыря]. - Изд. 13-е. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, 1900. - 28 с.

Комментарии для сайта Cackle