Источник

Светлая седмица

ПОНЕДЕЛЬНИК. Ин. Зач.  2. (1,18–28) О ВОСКРЕШЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

… Когда соделаемся сынами Воскресения, тогда и мы будем удостоены знания лицом к лицу, тогда праведные удостоятся лицезрения Божия в радости, а грешники – в Суде, потому что всякий грех будет истреблен Судом Божиим (1,264).

Если душа предпрославлена ныне и вступила в единение с Духом, то и тело сподобится части в Воскресении (30,6).

Что имеет теперь душа, то обнаружится тогда в теле (30,55).

Воскресшие тела в Воскресение покроются иною, божественною, ризою и будут питаться небесною снедью (30,100)…

В Воскресении мертвых различною славою будут прославлены и отличены воскресшие по достоинству заслуг, по причастию здесь еще обитавшего в них Божия Духа (30,389).

Ужасом объята будет смерть и изблюет всю свою добычу и не оставит ни одного мертвеца, не представив его в судилище: земной персти повелено будет отделить прах умерших, и не останется ни одной пылинки, которая бы не явилась пред Судиею (25,104).

Кто поглощен морем, кого пожрали дикие звери, кого расклевали птицы, кто сгорел в огне – в самое короткое время все пробудятся, восстанут и явятся. Кто умер во чреве матери, того сделает совершеннолетним то же мгновение, которое возвратит жизнь мертвецам. Младенец, которого мать умерла вместе с ним во время чревоношения, при Воскресении предстанет совершенным мужем и узнает матерь свою, а она узнает детище свое… Равными воскресит Творец сынов Адамовых, как сотворил их равными, так равными пробудит и от смерти. В Воскресении нет ни больших, ни малых. И преждевременно родившийся восстанет таким же, как и совершеннолетний. Только по делам и по образу жизни будут там высокие и славные: и одни уподобятся свету, другие – тьме (25,105).

Воспламенятся щедроты Того, Кто дарует жизнь всему, и кости в гробах их приведет Он в движение. Жизнеподателен будет глас трубы Его, звук ее отверзет двери шеола (25,428).

В день, когда воскреснут праведники, обновятся и небо, и земля, и, чтобы не потерпеть утраты сынам брачного чертога, дадут они отчет (25,459).

По гласу Сына распадутся гробы, восстанут мертвые и воспоют хвалу. Новое солнце воссияет над умершими, и из гробов своих вознесут они хвалу Христу. Христос, снисходивший для нашего искупления, придет и для нашего Воскресения (25,513).

Как вначале из персти земной уготовано и одушевил его Бог… так опять при скончании настоящего века, повелением и силою Божиею из праха и пепла восстанут человеческие тела, восприяв души свои… (45,314).

Если не воскреснет тело, то не воскреснет человек, потому что человек есть не только душа, но и душа и тело (33,478).

Когда мы хорошо воспользуемся настоящей жизнью, тела воскреснут в большей славе, будут светлее неба, солнца и всего прочего и перейдут в высшее состояние (35,781).

Бог не новые тела призовет к Воскресению, но обновит те же самые, истлевшие и превращенные в прах (37,216).

Кто убежден, что воскреснет и даст тогда отчет в грехах своих, тот, хотя бы и не видел никакого другого знамения, по одному этому убеждению скоро обратится и постарается умилостивить Судию (39,256).

Если бы не было Воскресения, то как бы могла сохраниться правда Божия, когда столько злых людей благоденствует и столько добрых страдает и в страдании оканчивают жизнь? Где все эти люди получат по своему достоинству, если нет Воскресения?… Кто же не верует в Воскресение? Люди, идущие скверным путем и проводящие нечистую жизнь, как говорит пророк (Пс. 9, 26) (39,299).

Какое же будут иметь оправдание неверующие Воскресению, когда оно ежедневно представляется в семенах и в растениях и при нашем рождении. Ведь прежде нужно истлеть семени, и потом уже бывает рождение. Впрочем, где действует Бог, там нет нужды в умствованиях (39,446).

Кто умеет безмерно любомудрствовать о Воскресении, тот будет ли бояться смерти, станет ли страшиться чего-нибудь другого? (43,45).

ВТОРНИК. Лк. Зач.  З. (24,12–35) О ВОСКРЕСЕНИИ ХРИСТОВОМ, ДАРУЮЩЕМ ЛЮДЯМ ЖИЗНЬ

Господь, соделавшись выкупом нашей смерти, собственным Воскресением разрушил узы смерти и Своим вознесением положил путь всякой плоти и, будучи сопрестольным и равночестным Своему Отцу, в день Суда, по достоинству жизни, произнесет приговор над судимыми (19,18).

Едва праведники увидели свет во аде, как с радостью пошли в сретение Сыну Милосердного. Все забыли болезни свои и страдания, какие терпели они, когда видели Господа своего распинаема. По щедротам Своим дал Он нам жизнь и нас, смертных, присоединил к Ангелам. Нас, человеков, уловила в свои сети смерть, Он пришел по благости Своей и избавил нас. Хвала Тебе, Господь Ангелов, явление Твое возвеселило сетовавших во аде! Удалилась и исчезла теперь ночь, и твари воссиял свет Его. Сошел Он с высоты, избавил нас и паки восшел, и вот – сидит одесную Отца, все же ожидавшие Его и надеявшиеся на имя Его, вожделевают сретить Его во Второе пришествие. Сошел Он во ад, и там воссиял свет Его и разогнал тьму среди мертвых во аде… Воскресивший мертвых отверз гробы и в этом показал нам образ оного великого дня (25,294).

Христос умерщвляет смерть, низлагает Он сатану, Он – радость горних, пришествием воскресил нас, умерших от грехов и плоти (32,739).

Он был пригвожден ко кресту, подвергался оплеваниям и заушаниям. Его били по щеке и издевались над Ним… и все это Он потерпел для тебя, ради попечения о тебе, дабы уничтожить тиранию греха, дабы разрушить твердыню диавола, попрать узы смерти, открыть нам врата неба, освободить от тяготевшего на тебе проклятия, отменить первородное осуждение, научить терпению и воспитать в сем, дабы ничто не огорчало тебя в настоящей жизни, – ни оскорбления, ни обиды, ни позор, ни злые подозрения и ничто другое (34,516).

День Воскресения Господа нашего Иисуса Христа – основание мира, начало примирения, прекращение враждебных действий, разрушение смерти, поражение диавола (34,820).

Сам Он воскрес, расторгнув узы смерти, и нас воскресил, расторгнув сети наших грехов (34,824).

Смерть Господа даровала нам бессмертие: сошед во ад, Он сокрушил силы его и разрушил могущество его (35,502).

Господь распят на дереве, чтобы разрешить грех, происшедший через дерево… (42,912).

Предан за нас Тот, Кто был неразделим от лона Отца, вознесено на крест Слово и умерло по человеческой природе, но оставалось и пребывает бессмертным по Божественности, которая в Нем. Так из двойной природы Он соделался одним Христом, потому что Он претерпел смерть телом, которое было соединено с Божеством. Плоть, которая перенесла мучения, была Богом и была бессмертным Божеством, Которое оделось в тело; Божество сделало Богом плоть, и она была соединена со Словом… то, что умерло и было погребено за нас, тоже воскресло по Божеству и ниспровергло преисподних (43,454)…

(Воскресший) уничтожил тьмочисленные списки эллинских богов, ниспроверг всех идолов, истребил нечестивые жертвенники, обагренные человеческой кровью, привел в бессилие диавола, обратил в бегство демонов, укротил дикие племена, иудеев подверг весьма великим бедствиям, а уверовавших в Него возводит превыше неба… (48,2).

(Бог Отец) Единородного дал в цену искупления, чтобы благодать имела основание, потому что, прияв жертву единую за всех и превышающую достоинство всех жертв, и вражду истребил, и осуждение отменил, и ввел в сыноположение, и украсил тьмочисленными благами (48,462).

Красота Твоя, Владыко Христе, неизъяснима, великолепие неизреченно, и слава превышает ум и слово. Твой нрав, Твоя благость и кротость превосходят помышления всех земнородных (56,68).

Бог воплотившийся подъял смерть ради грехов и именно того ради, чтобы благодатию Его могли не грешить более те, которые верою приемлют Христа яко Господа, ради избавления их от греха закланного, умершего и воскресшего тридневно от гроба. Отсюда очевидно, что те, которые грешат, еще не приняли Христа Господа, хотя и мнят, что приняли Его. Ибо если они приняли Его, то Он даровал бы им, как говорит Иоанн Богослов, область чадом Божиим быти (Ин. 1,12), которые не могут грешить (57,247).

Ты, Христе, – Царство Небесное, Ты – Земля кротких, Ты – Рай зеленеющий, Ты – Чертог Божественный, Ты – неизреченная Таинница, Ты – (общая) для всех Трапеза, Ты – Хлеб жизни, Ты – Питие совершенно новое, Ты – и Чаша воды, и Вода жизни, Ты для каждого из святых – Светильник неугасимый, Ты – и Одеяние, и Венец, и Раздаятель венцов, Ты – Радость и Упокоение, Ты – Утеха и Слава, Ты – Веселие и Радование (56,121).

СРЕДА. Ин. Зач.  4. (1,35–51) ХРИСТОЛОГИЯ

Само Божие Слово превечное, невидимое, непостижимое, бестелесное, Начало от Начала, Свет от Света, Источник жизни и бессмертия, Отпечаток Первообразной Красоты, печать непереносимая, Образ неизменяемый, определение и Слово Отца приходит к Своему образу, носит плоть ради плоти, соединяется с разумною душою ради моей души, очищая подобное подобным, делается человеком по всему, кроме греха… единое из двух противоположных – плоти и Духа, из которых Один обожил, а другая обожена (10,245).

Мы не отделяем в Нем человека от Божества, но учим, что один и тот же – прежде не человек, но Бог и Сын Единородный, предвечный, не имеющий ни тела, ни чего-либо телесного, а наконец, и человек, восприятыи для нашего спасения, подлежащий страданию по плоти, бесстрастный по Божеству, ограниченный по телу, не ограниченный по духу: один и тот же земной и небесный, видимый и умопредставляемый, вместимый и невместимый, чтобы всецелым человеком и Богом воссоздан был всецелый человек, падший под грех (11,197).

Христос Сам Себя приносит Богу, чтобы Ему Самому исхитить нас у обладавшего нами и чтобы взамен падшего принят был помазанный, потому что Помазующий неуловим (12,47).

Ты, Христе, часть моя, и лучше Тебя иметь, нежели все то, что есть у всех. Ты единственное твердое и свободное стяжание, которого не лишит меня никакая зависть (13,70).

Спаситель наш Иисус Христос есть Сын Божий и называется так по естеству, а не именуется только сыном, в несобственном смысле сего слова, как мы, будучи тварью; Он не имел начала, но вечен, посему по самой ипостаси Своей Он и в бесконечные веки будет царствовать с Отцом (20,2).

Для отпущения грехов и беззаконий пришел в мир Сын Божий, посему с любовью и радостью обращался Он ко всякому, кто имел нужду в помощи. Отъясть неправды мира пришел Он с горней высоты и показал великое милосердие Свое грешникам и любодейцам (25,156).

Благодарение Отцу, из недр Своих родившему нам Сына, Который нисшел, вкусил нашей смерти и в Своем Воскресении показал наше воскресение! Так мудрый врач сам наперед вкушает то врачевство, которое дает больному, чтобы и больному было смелее принять его (25,486).

Благословен Пастырь, соделавшийся Агнцем, чтобы нас соделать чистыми (26,155).

(Бог Отец), сжалившись над нашим родом, послал к нам Врача душ и телес, воздвигнув из Отеческих недр Единородного Сына Своего, Который благоволил принять образ раба и родиться от Девы, жить вместе с нами и претерпевать все наши (нужды), дабы нашу природу, лежащую долу от множества грехов, возвести от земли на небо (Ин.3,16) (35,269).

Причина пришествия Сына (Божия) та, чтобы люди, которым угрожала гибель, получили спасение через веру в Него (35,270).

То, что Сын Божий родился от Отца, я знаю, но как – не знаю. То, что Он родился от Девы, я знаю, но образ рождения даже и здесь не постигаю. Рождение Его по тому и другому естеству исповедуется, но относительно образа того и другого рождения умолчано (37,455).

Сын Божий, когда пришел на землю, восприяв человеческую природу по Домостроительству, не лишил небес Своего величия и теперь, вознесшись плотию, не оставил землю чуждою Своего управления (37,825).

Для того-то и снисшел Сын Божий, чтобы сделать тебя богоподобным, насколько это возможно для человека (40,150).

Ты Господь и Бог, Ты Человек и Человеколюбец, Ты дивный и необычный Врач природы, не железом отсекаешь страсти, не огнем прижигаешь раны, не от трав собираешь врачебную силу… невидимыми повязываешь тяжкие раны повязками, у Тебя невидимые повязки милосердия, невидимо связывающие разделенное, у Тебя слово острее железа, у Тебя изречение сильнее огня, у Тебя мановение удобнее врачевства. Как Мироустроитель, Ты без труда освящаешь творения; как Создатель, без усилия перестраиваешь создание (43,434).

Не восхитил Себе Божество и Царство, но прежде веков имел еще нерожденно, и не предполагал, что может лишиться сего, но как Владыка и пренебесных, и земных, и преисподних, и Горнего не оставил, и к нам пришел, снисшедший даже и до ада, чтобы повсюду быть, везде спасать всех: на земле, обновляя и тех, которые будут жить, а под землею, освобождая от владычества смерти обладаемых ею (47,94).

ЧЕТВЕРГ. Ин. Зач.  8. (3,1–15) О ДУХЕ СВЯТОМ

Страж наш есть Дух Святой. Когда душа приносит плоды, достойные вечных житниц, Дух Святой пребывает с нею, охраняет ее и отражает козни (2,29).

Божеский Дух всегда и окончательно совершает все, происходящее от Бога чрез Сына, как в новой твари… (3,162).

Приобщающимся Его дарует продолжение бытия. И в Нем снова живем, которые прежде, чрез удаление от Него, стали растленны (3,175).

Как солнечные лучи делают облако светлым и блистательным, производя в нем златовидность, так и Дух Святой, вошедший в тело человека; как даровал ему жизнь, даровал бессмертие, даровал святыню, так воздвиг, когда пало. И человек, который дотоле был земля и пепел, по вселении в него Духа принял достоинство пророка, апостола, Ангела Божия (3,190)…

Приемлющие (Духа Святого) делаются святыми, когда Он низойдет на них, и погибают, когда Он оставит их… Он источник Вечной Жизни (3,190).

К Духу Святому обращено все, имеющее нужду в освящении; Его желает все живущее добродетельно, водохновением Его как бы орошаемое и воспомоществуемое к достижению свойственного себе и естественного конца. Он усовершает других, а Сам ни в чем не имеет нужды, Он живет без возобновления сил, но есть Податель жизни, Он не чрез прибавление возрастает, но вдруг полон, Сам в Себе водружен и вездесущ. Он есть Начало освящения, мысленный Свет, доставляющий Собою всякой разумной силе при искании истины… Он неприступен по естеству и удобовместим по благости, хотя все исполняет Своею силою, однако же сообщается одним достойным и не в одной мере приемлется ими, но разделяет действование по мере веры. Он прост по сущности, многообразен в силах, весь присутствует в каждом и весь всюду, Он, разделяемый, нестражден и, когда приобщаются Его, не перестает быть всецелым, наподобие солнечного сияния, наслаждающийся приятностью которого как бы один им наслаждается, между тем как сияние сие озаряет землю и море и страстворяется с воздухом. Так и Дух, в каждом из удобоприемлющих Его пребывает, как Ему одному присущий, и всем достаточно изливает всецелую благодать, которою наслаждаются причащающиеся по мере собственной своей приемлемости, а не по мере возможного для Духа (3,225)…

Жизнь, порабощенная плотским страстям, не приемлет благодати Духа, как больной глаз – света солнечных лучей (3,267).

Прежде очищения душ невозможно приятие даров Святого Духа (37,241)…

Без Святого Духа никто не может ни греха избежать, ни исполнить заповедей Божиих… (57,168).

Любящий Бога и заповеди Его соблюдающий облекается свыше сходящею силою Святого Духа, Который не является чувственно в виде огня и не приходит с великим шумом и дыханием бурным (это совершилось только на апостолах ради неверующих), но зрим бывает умно, как умный Свет, и приходит с тихостью, принося обрадование, что есть отсвет первого одного Вечного Света и отблеск непрестающего блаженства. Как только воссияет сей Свет в Духе, тотчас исчезает всякий нечистый помысл, изгоняется всякая страсть душевная, и всякая немощь телесная получает уврачевание. Тогда очищаются очи сердца – ум, и мысль зрит Бога, как написано в Евангелии о блаженствах. Тогда душа, как в зеркале, видит все, даже и малейшие свои прегрешения, и приходит в величайшее смирение; помышляя же о величии оной славы, исполняется всякой радостью и веселием, и, дивясь неожиданно явленному чуду оному, проливает обильные слезы. Так, наконец, совершенно изменяется весь человек и познает Бога, сам прежде познан бывши от Бога. Одна эта благодать Всесвятого Духа делает то, что человек начинает презирать все земное… настоящее и будущее, радостное и скорбное. Она делает его другом и сыном Божиим и богом, насколько сие вместимо для человека. О, сколь величественны дарования Божий! (57,174).

Подобно тому, как огонь не перенимает от железа черноты, но сообщает ему все то, что сам имеет, так и Божественный Дух, совершенно не приобщаясь нечистоты, как нетленный и бессмертный, уделяет нетление и бессмертие… Дух бывает как бы Божественною и световиднейшею купелью: найдя достойных, Он всецело объемлет их и (заключает) внутри (56,151).

Когда Божественный луч коснется сердца, тогда и его осветит, и ум очистит, и на высоту поднимет, и, возводя на небо, соединит с Божественным Светом (56,23).

Не одна вера нужна, но и духовная жизнь, чтобы мы могли удержать в себе Духа, данного однажды (40,826).

ПЯТНИЦА. Ин. Зач. 7. (2,12–22) О ХРАМЕ И ХРИСТИАНСКОЙ РЕВНОСТИ

Всякая тварь и безмолвная, и вещающая, и премирная, и земная славит Создавшего. А жалкие люди, оставив дома и стекшись в храмы, чтобы получить там некоторую пользу, не преклоняют слуха к словесам Божиим, не приходят в сознание своей природы. Не скорбят о том, что ими обладает грех, не скорбят, приводя на память себе грехи свои, не трепещут Суда, но, с улыбкою простирая друг к другу руки, дом молитвы делают местом длинных бесед, не внимая псалму, который свидетельствует, что в храме Божием всякий глаголет славу (Пс. 28, 9) (1,212).

Старайся не о том только, чтобы приходить в церковь, но чтобы уходить домой, получив какое-нибудь врачевство против своих страстей, чтобы, если не от нас, то от Писания взаимствовать соответственные врачевства (40,269).

Размысли, сколь великое дело – выйти из церкви, научившись пренебрегать все человеческое, попирать ногами скорби и становиться выше удовольствий, не превозноситься последними и не изнуряться первыми (36,562).

Храм является образом Гроба Господня… и более, чем образом… Ибо и он имеет место, где лежит Тело Владычнее, во внутреннем помещении за завесой, где находится Всесвященная Трапеза. Так что тот, кто внутренне прибегает к сему Божественному воистину и Боговместимому Гробу и пребывает до конца, сосредотачивая и простирая к Богу свои мысли, тот не только познает здесь Богодухновенные слова Писания… возвещающего о Божестве и человечестве воплотившегося нас ради Бога Слова, но и ясно узрит мысленными очами Самого Господа, скажу даже – и телесными, ибо с верою взирающий на таинственную Трапезу и на почивающей на ней Хлеб жизни, видит Самое… Слово Божие, Которое стало плоть и возобитало среди нас. И если сделает себя достойным, чтобы Оно возобитало в нем, то не только увидит, но и сделается участником Его и возымеет Его обитающим в себе… удостаиваясь видеть и наслаждаться тем, во что, по выражению апостола, желают проникнуть Ангелы; через созерцание сего и причастие (человек) весь становится боговидным (60,212).

По выходе из церкви не рассеивайтесь умом своим по суетным и бесполезным вещам, чтобы диавол, пришедши и нашедши вас занятыми такою суетою, не похитил тотчас из сердца памятование слышанных вами в церкви душеполезных словес… и вы опять не остались пустыми от спасительного учения (58,192).

До смерти борись за истину, и Господь будет поборать за тебя (33,25).

Как огонь, – чем больше объемлет дров, тем сильнее становится, так и ревность, – чем больше возбуждает благочестивых помыслов, тем более вооружается против остального рода мыслей (40,82).

Не словесное провозглашение, но деятельное служение дает в человеке видеть ревнителя Божественных наставлений (47,117).

Будь ревностен, но в душе своей; нисколько не выказывай этого во внешнем обращении, ни видом, ни словом каким-либо, ни гадательным знаком (54,46).

Ревностные наиболее должны внимать себе, чтобы за осуждение ленивых не подвергнуться самим еще большему осуждению (54,56).

Богу же приписывается ревность не для того, чтобы ты представлял в Боге какую-нибудь страсть (Божество бесстрастно), но, чтобы все знали, что Бог все делает не ради чего-либо другого, а ради тех самых, о ком ревнует… чтобы их спасти (41,663).

Нам дана ревность, чтобы мы ревновали добродетелям, а мы ревнуем порокам (54,204).

Добродетель, без которой не производится доброе, называется ревностью (52,150).

Огонь не возгорается в сырых дровах, и Божественная горячность не возжигается в сердце, любящем покой (52,285).

Будь горящ духом, подобно святым, чтобы водвориться с ними в Царствии Небесном (22,204).

Бог – Сокровище милости, требует от нас хотя малой ревности, и вскоре одаряет и обогащает тех, которые ищут Его с полным сокрушением (22,366).

Приидите, братия мои, будем ревностны в посте, в молитве, в чистой любви, чтобы вместе с постниками и благословенными праведниками взойти нам на небо и возлечь на вечери блаженств (25,297).

Ревность… бывает добром… когда направлена к соревнованию в добрых делах… (43,24).

Когда ревность тратится на дела излишние, тогда душа делается бессильною к произведению зрелого и совершенного плода благочестия (36,499).

Будем бодрствовать и постоянно возгревать благую ревность в доме ума нашего, чтоб не назвали нас нерадивыми и ленивыми. Над ревностным и бодренным страсти никогда не возьмут верха. Если и падает он когда по козням искусителя, ревность и бодренность тотчас восстановляет его (61,61)…

Когда есть в человеке эта прекрасная ревность и благопопечение, то она от всех падений и повреждений восставляет и предостерегает его, так что человек такой бывает местом упокоения Духу Святому и, счастливо совершив путь свой, удостоивается в мире внити в покой святых (61,62)

СУББОТА. Ин. Зач. 11. (3,22–33) ОБ ИМЕНАХ СЫНА БОЖИЯ

Перейдем к именованиям Сына, о которых и предложено говорить в слове. Мне кажется, что Он именуется Сыном потому, что Он тождественен с Отцом по сущности и не только тождественен, но и от Отца. Единородным (Ин. 1,18), потому что Он не только Единый из Единого, и единственно – Единый, но и единственным образом, а не как тела. Словом (Ин. 1,1), потому что Он так относится к Отцу, как слово к уму, не только по бесстрастному рождению, но и по соединению с Отцом и по тому, что изъявляет Его. А иной бы сказал, может быть, что относится к Отцу, как определение к определяемому, потому что и определение называется словом. Ибо сказано, что познавший (таково значение слова «видевший») (Ин. 14,9) Сына познал и Отца, и Сын есть сокращенное и удобное изражение Отчего естества, т. к. и всякое порождение есть безмолвное слово родившего. Но не погрешит в слове, кто скажет, что Сын именуется Словом как соприсуший всему сущему…. Премудростью (1Кор. 1, 25), как ведение Божеских и человеческих дел. Ибо Сотворшему возможно ли не знать законов сотворенного Им? Силою (1Кор. 1, 25), как Охранитель твари и Податель сил к продолжению бытия. Истиною (Ин. 14,6), как единое, а не множественное, по естеству (ибо истинное единственно, а ложь многолична); как чистая печать и нелживейший образ Отца. Образом (2Кор. 4, 4), как Единосущный и потому, что Он от Отца, а не Отец от Него, ибо самая природа образа состоит в том, чтобы быть подражанием первообразу и тому, чьим называется он образом. Впрочем, здесь более обыкновенного образа, ибо там и недвижимое бывает образом движимого, а здесь живого Бога – живой Образ, но более имеющий с Ним сходства, нежели… всякое порождение с родившим. Ибо такова природа существ простых, что они не могут в одном сходствовать, а в другом не сходствовать, напротив: целое бывает изображением целого и притом более похожим, нежели слепок. Светол (Ин. 8,12), как светлость душ, очищенных в уме и жизни. Ибо если неведение и грех – тьма, то ведение и жизнь Божественная – свет. Жизнью (Ин. 14,6), потому что Он свет, опора и осуществление всякой разумной природы. О Нем бо живем и движемся и есмы (Деян. 17,28), по двоякой силе вдохновения, – и по дыханию жизни, которое вдохнул Он во всех, и по Духу Святому, Которого дает вмещающим, и по мере того, как отверзает уста разумения. Правдою (1Кор. 1, 30), потому что разделяет по достоинству, правдиво судит и тех, которые под Законом, и тех, которые под Благодатию, и душу, и тело, чтобы одна начальствовала, а другое состояло под начальством, чтобы лучшее владычествовало над худшим, а худшее не восставало против лучшего. Освящением (1Кор. 1, 30), как чистота, чтобы чистое вмещаемо было чистотою. Избавлением (1Кор. 1, 30), как освобождающий нас, содержимых под грехом, как давший Себя за нас в искупление, в очистительную жертву за вселенную. Воскрешением (1Ин. 11,25), как преселяющий нас отселе и умерщвленных грехом вводящий в жизнь. Сии имена принадлежат еще, вообще, и Сущему выше нас, и Сущему ради нас, собственно же нам свойственные и принадлежащие, воспринятые Им по человечеству суть следующие: Человек (1Тим. 2,5), чтоб Невместимый иначе для телесного, по причине необъемлемости естества, не только сделался вместимым через тело, но и освятил Собою человека, соделавшись как бы закваскою для целого смешения, всего человека освободил от осуждения, соединив с Собою осужденное, став за всех всем… что проникла смерть. А общее из всего этого есть человек, по умосозерцаемому видимый Бог, Сын человеческий (Ин. 3,14) и чрез Адама, и чрез Деву, от которых родился (от одного, как от праотца, от другой, как от Матери) и по закону и сверх законов рождения. Христос – по Божеству, ибо самое помазание освящает человечество не действием своим, как в других помазанниках, но всецелым присутствием Помазующего. И следствием сего помазания то, что Помазующий именуется человеком, а помазуемое делается Богом. Путь (Ин. 14,6), как чрез Себя ведущий нас. Дверь (Ин. 10,9), как Вводитель. Пастырь (Ин. 10,11), как Вселяющий на месте злачне, Воспитывающий на воде покойне (Пс. 22, 2), Путеводствующий отселе, Защищающий от зверей, Обращающий заблудшего, Отыскивающий погибшего, Обвязывающий сокрушившегося, Сберегающий крепкого (Иез. 34,4) и вещаниями пастырского искусства Собирающий в тамошнюю ограду. Овца (Ис. 53, 7), как заколение. Агнец (1Пет. 1, 19), как совершенный. Архиерей (Евр. 4, 14), как дарующий нам доступ. Мелхиседек (Евр. 7, 1), как рожденный без матери по естеству высшему нашего, и без отца – по естеству нашему, как не имеющий родословия по горнему рождению, ибо сказано: «Род же Его кто исповест?» (Ис. 53, 8), как Царь Салима, т. е. мира, как Царь правды, и как Приемлющий десятину от патриархов, которые мужественно подвизались против лукавых сил. Имеешь пред собою наименования Сына. Шествуй по оным, и если они высоки, то шествуй божественно, а если телесны, то – подобострастно, лучше же сказать, совершенно божественно, чтобы и тебе стать богом, восшедшим от земли чрез Снисшедшего ради нас свыше. А паче всего и прежде всего наблюдай сказанное и не погрешишь в высоких и низких наименованиях. Иисус Христос вчера и днесь телесно той же духовно и во веки (Евр. 13, 8) веков. Аминь (10,98).

НЕДЕЛЯ 2-я ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ Ин. Зач. 65. (20,19–31) О ВЕРЕ И НЕВЕРИИ

В рассуждении сказанного Господом не должно приходить в колебание и сомнение, но несомненно принимать, что всякий глагол Божий истинен, всесилен, хотя бы в противном уверяла природа. Ибо в этом подвиг веры (3,313).

Слабые в вере и грешники в полном смысле есть рабы (30,114).

Без елея не будет гореть светильник, и без веры никто не приобретает доброй мысли (22,139).

Основание веры – духовная нищета и безмерная любовь к Богу (30,330).

Вера есть щит, который, отражая раскаленные стрелы похоти, умерщвляет ее страхом будущего Суда и верованием Царству Небесному (50,284).

Вера есть матерь всякого доброго дела, и ею человек достигает исполнения на себе обетовании Владыки и Спасителя нашего Иисуса Христа… (23,184).

Когда око веры, как свет, сияет в сердце у человека, тогда ясно, светло и чисто созерцает он и Агнца Божия, за нас закланного и даровавшего нам Святое и Пречистое Тело Свое для всегдашнего причащения… во оставление грехов (24,384).

Вера есть дерево, на котором почивают Божественные дары (29,108).

Вера делает того, кто обращается к ней, небесным гражданином… Вера соделывает человека, сотворенного из земли, собеседником Божиим (33,936).

Вера есть некоторый священный якорь, который со всех сторон укрепляет имеющую ее душу; она тогда особенно и обнаруживается, когда среди затруднительных обстоятельств убеждает имеющего ее питать благие надежды, прекращая смятение помыслов (36,348).

Вера есть как бы крепкий жезл и безопасная пристань, избавляющая душу в великой тишине (37,569).

Вера просвещает все, вера освящает все, делает человека достойным Духа Святого… Где вера – там и сила, а где неверие, там и немощь (37,725)…

Вера – мать всех благ, врачевство ко спасению: без нее невозможно усвоить ничего из высоких догматов (39,212).

Веровать во Христа – дело немаловажное, и для этого нужны не умствования человеческие, но откровение (39,296).

Потому вера особенно и достойна удивления, что не только полезна и спасительна, но и удобна, весьма легка и для всех доступна (40,504).

Вера – седалище души, основание жизни, бессмертный корень; Животворящий корень веры – Отец, неувядающая ветвь – Сын, бессмертный плод – Дух Святой (40,986).

Вера открывает даже врата смерти, заключает небо, изменяет пределы природы, укрощает пламень в росу и притупляет жало смерти (41,935).

Вера… недостаточна для спасения, но, чтобы не спасать нас без всякого нашего участия, Бог требует ее от нас (42,36).

Вера открывает нам то, что истинно, и от искренней веры рождается любовь, потому что тот, кто истинно верит в Бога, никогда не согласится удалиться от любви (42,629).

Вера не принимает заключений не потому, что они безрассудны, но потому, что она превосходит всякое размышление (43,445).

Твердая вера есть матерь отречения от мира… (54,210).

Вера – крыло молитвы; не имея сего крыла, молитва моя опять в недро мое возвратится (Пс. 34, 13) (54,228).

Вера есть несокрушимая крепость души, никакими беспокойствиями неколебимая (54,229).

Сокровищ веры не вмещает ни земля, ни небо (52,127).

Вера есть дверь таинств (52,390).

Плод веры нашей христианской есть здравие души. Затем Бог соделался человеком, чтобы душа чрез Него могла воспринять здравие свое… Здоровою же душа делается силою Божественною и светом благодати, даруемой Христом за веру (57,69).


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Выписки из творений святых отцов, располож. в соответствии с годовым кругом еванг. чтений / [Сост. протоиерей М. Нейгум]. - Сергиев Посад : Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 2001. - 696 с.

Комментарии для сайта Cackle