Упование
...Должно нам всегда познавать свою немощь и благодать Божию; и не отчаиваться, если что-либо случится с нами, но и отнюдь не быть дерзновенными, думая, что мы значим что-либо, но более уповать всегда на Бога со смирением (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 81–82).
* * *
Бдительно внимай себе, чтобы, представляя себя всегда перед Богом, ничего не ожидать тебе ни от кого, но во всем с верою надеяться на Него единого (прп. авва Исаия, 59, 186).
* * *
Кто возложил упование на золото, тот падет; а кто возложил упование на Господа, тот спасется (прп. Ефрем Сирин, 30, 154). Источник.
* * *
Всегда перед очами своими имей Господа; потому что спасает Он уповающих на Него (прп. Ефрем Сирин, 30, 198). Источник.
* * *
Блажен, кто упование свое возлагает всегда на Господа своего, Которого имя не преходит, и слава не имеет конца! (прп. Ефрем Сирин, 33, 284).
* * *
Твердо уповай на единого Бога; потому что уповающие на Него блаженны и в сем, и в будущем веке (прп. Ефрем Сирин, 33, 356).
* * *
...Оно <упование>, как бы какая крепкая цепь, свешенная с неба, поддерживает наши души, мало-помалу поднимая на высоту тех, которые крепко держатся за нее, и вознося нас превыше бури житейских зол. Посему, если кто ослабевает и опустит из рук этот священный якорь, тот сейчас же упадет и погибнет в бездне порока (свт. Иоанн Златоуст, 44, 3).
* * *
...Человеку благочестивому и верующему надобно так крепко полагаться на обетования Божии, чтобы, видя и противоположные им события, не смущаться и не отчаиваться в их исполнении (свт. Иоанн Златоуст, 44, 180). Источник.
* * *
Уповающий на Бога поддерживается надеждой самой великой, славной и непоколебимой, а уповающий на человека держится надеждой непрочной, слабой, обманчивой и весьма часто разрушающейся. Посему людям благоразумным надлежит держаться первой, как священного якоря, а воздерживаться от второй... (прп. Исидор Пелусиот, 62, 173–174).
* * *
...И богатство... будь оно велико и теки отовсюду; и достоинство, будь оно царское; и умственные дарования, украшайся они даром слова, ничего не значат, если не соединены с упованием на Бога. Ибо гнило то богатство, которого не присуждает Бог, часто с корнем вырывается и отьемлется у приобретших, подобно бесплодному и дикому растению, которое делает вред близким к нему деревьям. Небезопасна и царская власть, не управляемая непобедимою Десницею. Умственные дарования, не украшенные божественною мудростию, бесполезны, как не знающие самообуздания; Господь отвращает вспять мудрыя, и советы, их обуяет (ср.: Ис. 44, 25). Посему если и здешнее не прочно для нетвердых перед Богом, а будущее еще ненадежнее, то возьмемся за священный якорь (прп. Исидор Пелусиот, 62, 314 315).
* * *
Предел упования – преселение ума к чаемым благам (блж. Диадох, 91, 7).
* * *
...Кто уповает на Бога, тот тверд в сердце, и всем людям явна досточестность его, и перед врагами его похвала его (прп. Исаак Сирин, 58, 291). Источник.
* * *
В том и заключается неложное и твердое упование, чтобы выражать надежду творением добрых дел (прп. Максим Грек, 68, 4). Источник.
* * *
...Вместе с совершенным от себя самих отречением потребно еще нам водрузить в сердце совершенное упование на Бога и полную в Нем уверенность, потребно... полным сердцем чувствовать, что нам решительно не на кого надеяться, как на Него одного, и ни от кого другого, как от Него одного, можем мы ожидать всякого добра, всякой помощи и победы. Ибо как от самих себя, которые есмы ничто, не ожидаем мы ничего, кроме преткновений и падений, по причине которых и отлагаем всякую на себя надежду: так, напротив, всеконечно от Бога получим мы всякую победу, как только вооружим сердце свое живым на Него упованием и полною уверенностью в получении от Него помощи... Источник.
Утвердиться в такой надежде, и ради ее помощь всякую получить помогут нам следующие помышления:
То, что ищем помощи у Бога, Который, как Всемогущий, может сделать все, что ни восхощет; следовательно, и нам может помочь. Источник.
То, что ищем ее у Бога, Который, как Всеведущий и Премудрый, знает все наисовершеннейшим образом; следовательно, вполне знает и то, что пригоднее для спасения каждого из нас. Источник.
То, что ищем такой помощи у Бога, Который, как бесконечно благий, с неизреченною любовию предстоит нам, всегда желательно готовый с часу на час и с минуты на минуту подать всякую помощь, потребную нам для одержания полной победы в духовной, действующейся в нас брани, тотчас, как только притечем в объятия Его с твердым упованием. <...>
Четвертый... способ к оживлению твердого упования на Бога и привлечению Его скорой помощи есть пересматривание в памяти всех опытов скорой от Бога помощи, изображенных в Божественном Писании. Опыты сии, столь многочисленные, наияснейше показывают нам, что никогда не был оставляем постыженным и беспомощным никто из возуповавших на Бога. Воззрите на древния роды, взывает премудрый Сирах, и видите: кто верова Господеви и постыдеся (Сир. 2, 10)? Источник.
Такими четырьмя оружиями облекшись, брате мой, мужественно выступай на дело брани и веди ее бодренно, в полной уверенности, что тебе дано будет одержать победу. Ибо ими всеконечно стяжаешь ты совершенное упование на Бога, а такое упование непресташю будет привлекать к тебе помощь Божию и облекать всепобедительною силою. То же и другое, наконец, глубоко укоренит в тебе полное ненадеяние на себя (прп. Никодим Святогорец, 70, 23–25). Источник.
* * *
Все упование, конечно, Господь. В Нем и успокойтесь, вопия: помилуй мя! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 191).
* * *
Приискание и своих средств, при уповании на Бога, не умаляет силы упования: ибо сие искание должно совершаться с упованием (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 234). Источник.
* * *
Слабость веры... и скудость упования помилования производятся врагом нашим (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 30). Источник.
* * *
...Ждите желаемого, но не предрешайте, что так и определит Господь, а предавайте сие на волю Его с полною покорностию принять от Господа, что благоугодно Ему будет послать вам (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 152). Источник.
* * *
Предайте себя в руки Божии... И Он не оставит вас... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 169). Источник.
* * *
Коль скоро упованием мало-мало отклонитесь от Господа, все дело тогда покривляется: ибо тогда Господь отступает, говоря как бы: ну и оставайся с тем, на что упование полагаешь (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 172). Источник.
* * *
Чувство упования на Бога – великое дело. Оно есть итог всех чувств наших к Богу, особенно глубокой веры в Промысл о нас Божий (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 52). Источник.
* * *
Уповайте на Господа, Он блюдет тех, которые Ему себя посвящают (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 68).
* * *
А если все упование свое возложите на Господа, то Он непременно доведет вас до конца. Сомнения в этом не допускайте даже на волос (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 72). Источник.
* * *
Внимайте себе и, Господа предзря перед собою, Ему предавайте себя. Однако же не для того, чтобы, сложивши руки, сидеть, а чтобы, ревнуя всесильною ревностию, успеха чаять от единой благодати (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 120). Источник.
* * *
Извольте... продолжать и более и более углубляться в самоосуждение. Только смотрите строго, первое – не словами только самоосудительно (а сердце самодовольно) и второе – при всем сознании своего непотребства, не теряйте упования спасения в Господе Иисусе Христе. Это последнее значительнее первого (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 25).