преподобномученик Кронид (Любимов)

Источник

Близость Спасителя и Божией Матери к больным и скорбящим

Близость Спасителя к больным и скорбящим

Спаситель грешную душу к Себе призывает

Вразумленная в сонном видении женщина принесла покаяние в неверии и скончалась в мире

Зинаида Николаевна Курихина была воспитана в вере и благочестии. Она искренно любила храм Божий и своих родителей. Но, вступив в замужество, она была увлечена неверием и совершенно отошла от Бога.

В полном расцвете сил Зинаида Николаевна после какой-то случайной простуды вдруг заболела скоротечной горловой чахоткой. Изнемогая от чахотки и к тому же терпя болезненные приступы от рака желудка, она нигде не могла найти себе покоя, так как с утратой веры в Бога у нее не было и смиренной покорности Его воле. Душа ее страдала безгранично, и она была близка к отчаянию. А смерть уже близилась к ней. Ночь перед кончиной она провела в неописуемом страдании. К утру в изнеможении забылась легким сном, и ей видится удивительный сон.

Будто бы она на необъятном поле, которое заполнено бесчисленным количеством народа. Казалось, весь мир был собран здесь. С бесконечного пространства небесной высоты, видит она, внезапно заблистал молниеносный свет. В нем явился, подобно молнии, Спаситель мира – Господь Иисус Христос. Лик Его настолько был добр и милостив, что передать это человеческим языком невозможно. Весь народ со слезами и радостью воскликнул: «Господи! Прииди и спаси нас». Он в сиянии света приближался к плачущим. Вблизи стояла старушка с простертыми к Нему руками, сквозь рыдания она говорила: «Господи, возьми меня к Себе. Я всего лишена, и страданию моему нет предела». И слышит она ответный голос Господа: «Успокойся, раба Моя. Лютая твоя скорбь сменится вечной неизреченной радостью». Приблизившись к больной, Господь милостиво воззрел на нее и сказал: «Что с тобой, Моя раба?» Она, чувствуя виновность перед величеством Его славы, свое сердечное удаление от Него, испугалась и не знала, что Ему сказать. Только одно успела проговорить: «Господи, у меня нестерпимо болят горло и желудок». Еще милостивее воззрел Он на нее и сказал: «Завтра же после покаяния ты будешь совершенно здорова»,– и стал невидим.

Когда Зинаида Николаевна пришла в себя, тотчас же послала за своей крестной матерью, Пелагеей Ивановной Курихиной, которой и рассказала подробно о своем видении. Пелагея Ивановна выслушала ее с большим вниманием и сказала: «Тебя Всемилостивый Господь призывает к покаянию. Я советую тебе немедленно исповедаться и приобщиться Святых Христовых Таин». Зинаида Николаевна со слезами на глазах и особенным чувством умиления ответила: «Я согласна и искренне желаю покаяться». Тотчас же послали в храм Петра и Павла и пригласили для исповеди игумена Власия. Но раньше пяти часов вечера прийти к ней по обстоятельствам церковной службы он не мог. И она все это время не вкушала ни чаю и никакой другой пищи, готовясь встретить драгоценного Гостя во Святых Тайнах.

Слезная исповедь Зинаиды Николаевны была исполнена глубочайшего сокрушения духа. И приобщилась она Святых Христовых Таин с такой верой и умилением, что как бы видела воочию во Святых Тайнах Христа Спасителя. Отец игумен Власий затем прочитал больной благодарственные молитвы и поздравил ее с принятием Святых Таин. Больная была в необычайной радости и веселии и как бы действительно стала здоровой. Благословив больную и простившись с ней, отец Власий не успел еще дойти до входной двери, как его спешно вернули, сообщив, что больная скончалась. Это было 13 ноября 1933 года26

Явление Христа Спасителя болящей

Спаситель сказал больной: «Вижу печаль души твоей и во всех твоих страданиях помогу тебе»

Рассказывает священник отец Петропавловский: «Своей родной племяннице я недавно послал икону Спасителя в терновом венце по следующей причине. Она, совершенно молодая женщина, счастливо живущая в супружестве, заболела страшной болезнью. Все доктора Тифлиса находили необходимым сделать операцию. Операция была очень сложная и тяжелая. Из ста оперируемых ее переносил только один. Когда речь заходила об операции, больная приходила в ужас и падала в обморок. Находясь в таком страхе от одной мысли об операции, она увидела во сне Христа Спасителя в терновом венце, облитого кровью. Подойдя к ней, Он с отеческой любовью сказал: “Вижу печаль души твоей. В тяжкой болезни и во всех твоих страданиях Я помогу тебе. Операции не страшись, она даст тебе не смерть, а жизнь”.

Больная проснулась. После увиденного она сама стала просить мужа об ускорении операции, что и было исполнено с неожиданным для больной и врачей успехом. Хирург, сделавший операцию, после ее благополучного исхода откровенно сказал, что не ожидал такого успеха и был уверен, что она не перенесет этой операции. “Вижу в этом,– заметил он,– руку Всевышнего”.

Получив от меня икону Спасителя в терновом венце, племянница неописуемо обрадовалась, так как изображение Спасителя вполне совпадало с образом Господа, виденном ею во сне».

Теплая молитва врача к Богу

Он перед каждой операцией полагал три поклона перед образом Христа Спасителя

О московском профессоре-хирурге Ф.И. Синицыне известно, что он так любил Бога и благоговел пред Ним, что ни одной операции не делал, прежде чем не положит три земных поклона пред образом Христа Спасителя, находившимся в операционной. Работая с ассистентами и в кругу студентов, он не стеснялся исповедовать Бога перед всеми. Все его операции были успешны. О Синицыне иеромонах Сергиевой Лавры отец Нифонт сообщал, что он ему сделал тяжелую операцию, вырезав огромный камень из мочевого пузыря. И такая тяжелая операция прошла совершенно без всяких осложнений благодаря помощи Божией по вере врача.

Вразумление неверующего врача

Молитва матери и тетки была услышана; сын был устрашен во сне видением адских мук и оставил свое неверие

В 1918 году Тихон, митрополит Уральский27, посетив Троице-Сергиеву Лавру, в присутствии Патриарха Тихона сообщил о себе следующее: «Мирское имя мое Иван Иванович Оболенский. По специальности я врач, жил с матерью и теткой в одном из губернских городов на Волге. По своему мировоззрению я был совершенно неверующим и не стеснялся высказывать своих убеждений в присутствии матери и тетки. Те сильно печалились о моем неверии и, несомненно, молились при этом Богу о моем вразумлении и спасении моей души. Очевидно, Господь внял их молитвам, посетив меня вразумляющим сном. Однажды, вернувшись из театра, я заговорил с матерью и теткой на религиозные темы и при этом насмешливо отозвался о их вере. Это их так обидело и огорчило, что они встали на колени и стали горячо молиться Господу о моем вразумлении.

Я же, поужинав и вдоволь наговорившись на тему о неверии, лег спать. И вижу ужасный сон, в котором изображалась загробная участь грешников. Сон был настолько ярок и страшен, что душа моя едва не разлучилась с телом. Это сонное переживание отразилось так, что я поседел. Не имея ни одного седого волоса, я проснулся с прядями седых волос на голове и... уверовал. Но враг нашего спасения еще долго не оставлял меня. Он со своими клевретами28 часто являлся мне во сне. Злые духи, такие мерзкие, с длинными носами и окропленные какой-то скверной жидкостью, дерзали целоваться со мной. Все эти видения укрепляли меня в вере и надежде на Бога, к Которому я прибегал в своих молитвах, прося избавить меня от этих видений.

Вскоре я принял монашество, а впоследствии Господь посетил меня благодатью священства и архиерейства. Так Господь молитвами моей матери и тетки спас мою душу от погибели и промыслительно поставил меня в Церковь пасти словесное стадо Христово».

Милость Божия к незлобивому человеку

Отец мой встал перед иконой Спасителя и, горько рыдая, просил себе помощи в скорби

«Помню, когда мне было шесть лет от роду,– вспоминает архимандрит Кронид,– я жил в доме отца-псаломщика. Однажды наша лошадь, нечаянно отвязавшись, зашла на соседнюю полосу овса, принадлежавшую батюшке Иоанну Десницкому. Отец Иоанн был настоятелем сельской церкви, в которой отец служил псаломщиком, и, несмотря на всю свою душевную доброту, не чужд был вспыльчивости. Видя нашу лошадь на своей усадьбе, он поймал ее и, как бы в виде залога, провел к себе во двор через калитку своих ворот. Вверху калитки торчал острый гвоздь. Батюшкина лошадь, как менее рослая, проходила через эту калитку свободно; наша же была более великорослая. Поэтому, проходя через калитку, гвоздем этим она прорезала себе всю спину от гривы до хвоста. Видя такую беду, батюшка тотчас же открыл ворота и выпустил нашу лошадь, которая вернулась домой и ржанием своим выражала нестерпимую боль.

Мать и старшие дети, возмутившись поступком батюшки, советовали отцу сходить немедленно пожаловаться отцу благочинному, который жил в нашем же селе в 10–15 саженях от дома. Но отец не захотел возбуждать дела на отца Иоанна. Вместо этого он встал перед иконой Спасителя и, горько рыдая, просил у Него помощи в скорби. Я, видя его плачущим, спросил: “Что ты так горько плачешь?” Он ответил мне: “Я поведываю свою лютую скорбь Всемилостивому Богу и прошу успокоения своему сердцу”. В мое же наставление он добавил: “Когда и ты, сынок, будешь в скорби, не озлобляй своего сердца на обидящих тебя, но смиренно и кротко прощай им и молись за них Господу”. Потом, обернувшись к матери и детям, отец сказал: “Нет, мать и детушки, я не пойду к благочинному жаловаться на батюшку. Отец благочинный не вернет здоровья моей лошадке, а мне надо жить с батюшкой в мире”. И не пошел жаловаться. Он смазал спину лошади дегтем, этим испытанным лекарством, после чего боли у лошади утихли, а через месяц она стала поправляться. Прошло три дня после того случая. Видимо, отец Иоанн Десницкий ожидал жалобы со стороны моего отца, но когда она не последовала, позвал к себе моего отца, ввел в свой кабинет и, опустившись перед ним на колени, сказал:

“Петр Федорович! Прости меня, Господа ради, и виноват перед тобой. Испортил нечаянно твою лошадь, которая теперь стала непригодна к работе. Прошу и молю тебя, возьми эти 50 рублей и купи себе коня на рабочую пору”. Долго отец не соглашался брать деньги у батюшки, боясь обидеть его. Но все-таки батюшка упросил его взять хотя бы 25 рублей, на которые отец вскоре купил себе коня и работал на нем все лето. Купленная неказистая лошаденка окрепла настолько, что продана была осенью за 50 рублей. К этому времени наша лошадь уже поправилась. Священник Иоанн Десницкий после того был весьма добр и внимателен к отцу и считал его по душе своим отцом. Когда отца Иоанна перевели на пастырское служение в Москву, любовь эта продолжалась. И всегда, как только он узнавал, что отец приезжает в Москву, высылал за ним пролетку, приглашая его в гости. И до смерти продолжал относиться к нему с особенной любовью».

Заступница усердная

Милость Божией Матери к почитательнице Ее святого образа

За твою любовь к Моей святой иконе Я умолила Сына Своего и Бога о даровании тебе радости душевной и здравия телесного

Афонский иеросхимонах Арсений сообщил настоятелю Ново-Иерусалимского монастыря отцу архимандриту Леониду замечательный случай, бывший с его родной сестрой. «Моя родная сестра, – рассказывал он, – воспитанная родителями в любви к Богу и благочестии, весьма любила храм Божий и ко всякой святыне относилась с глубоким благоговением. В летнее время она набирала цветов и ими под праздники украшала святые иконы, что ее премного утешало. Достигнув семнадцати лет, она помогала матери во всех хозяйственных делах. Однажды она заметила, что прислуга небрежно относится к древней иконе, хранившейся в нашем доме и, кстати сказать, очень ветхой. Краски на ней осыпались, отчего и разглядеть изображенное было затруднительно. По ветхости икону вынесли в кладовку и поставили на божницу. Домашняя работница, по своей небрежности к святыне, дерзнула снять эту древнюю икону с божницы и покрыла ею горшки с молоком. Когда сестра увидела это, немедленно поставила икону на место, а работнице строго приказала, чтобы она в следующий раз не смела этого делать. Прошло некоторое время. Икона опять была снята работницей с божницы и употреблялась как покрышка глиняных крынок. Видя такое отношение к святой иконе, сестра несказанно опечалилась. Она снова сделала работнице строгий выговор. Опасаясь, что икона еще раз может быть снята, она принесла ее к себе в светелку, где в летнее время спала, и поставила ее там на божничку. В первую же ночь после того сестра видит себя во сне идущей в светелку, которая наполнилась молниеносным светом. Он исходил именно от ветхой иконы. Сестре представлялось, что она вошла в светелку. Вдруг лик на древней Казанской иконе Божией Матери начал проясняться. Когда он совершенно проявился, сестра услышала от святой иконы голос: “Благочестивая и благонравная девица! За проявленную тобой любовь к Моей святой иконе Я умолила Сына Своего и Бога о даровании тебе радости душевной и здоровья телесного. Ты скоро соединишься браком с единонравным тебе юношей, а Я во все дни жизни твоей буду Хранительницей твоего дома. В память Моего явления тебе попроси родителей, чтобы они на этой древней доске написали Меня так, как ты Меня видишь, и да будет эта икона тебе в благословение на твое супружество”.

Вскоре после описанного видения сестра действительно вышла замуж за доброго и милого человека. Она была с ним счастлива и внешне, и духовно. Тридцать пять лет они мирно жили в единении супружеской любви. Дети их отличались примерным поведением, красотой и добротой, а главное – все они были кротки и благочестивы. Обещание Царицы Небесной, данное сестре в видении, исполнилось. Дом сестры был незримо храним Покровом Матери Божией.

Неописуемая милость Пресвятой Богородицы наиболее ощутимо открылась сестре при следующих обстоятельствах. Сестра с мужем однажды уехала в гости. В доме остались две молодые девицы, а дом их стоял на окраине города. В глухую полночь двое разбойников с ножами стали лезть в дом. Девицы, не помня себя от страха, в ужасе попрятались кто куда в ожидании смерти. В момент этой паники девицы слышали, что к дому неведомо откуда подъехали несколько экипажей. Ржание коней, разговор гостей и ямщиков – все свидетельствовало о действительности этого события. Тогда девицы, постепенно придя в себя, решились выйти из своего укрытия. И видят наяву, что злодеями выдавлены стекла, но их самих нет. Видимо, они были отогнаны от дома приездом мнимых гостей, которых на самом деле не было.

Сестра моя, – закончил свою повесть иеросхимонах Арсений, – скончалась еще не старой. Смерть ее была безболезненна. Она умерла, словно уснула тихим, приятным сном. Перед смертью она, благословляя детей и мужа, в тихой молитве всех их поручила Царице Небесной и просила Ее быть им Покровительницей во все дни их жизни. Перед кончиной она была напутствована Приобщением Святых Христовых Таин и соборована».

Добрая старица

Голос от иконы Божией Матери повелевал: «Тотчас же пошли рабу моему Иоанну Украинцеву для его семейства все необходимое пропитание»

В 1919 году в обители Преподобного Сергия чувствовался большой недостаток хлеба. Каждому из трехсот человек братии выдавалось тогда ежедневно хлеба по четверти фунта.

16 ноября означенного года наместнику лавры докладывают, что пришла к нему загорская старушка Нина Степановна Аристова, которая желает его видеть. Наместник отец Кронид не замедлил выйти к ней. И спросил ее: «Чем я могу служить вам?» Она молча, не спеша из своей сумки вынимает кусок черного хлеба с фунт, такой же ломоть полубелого хлеба, два кусочка пиленого сахару и осьмушку кофе. Все это положив на стол, она попросила принять от нее в дар. Наместник, зная ее небогатое состояние, говорит ей: «Простите, Нина Степановна! Взять от вас этого я не могу, зная, что вы сами во всем нуждаетесь». Заметив огорчение посетительницы, отец Кронид постарался ее успокоить, взяв принесенное ею. Она же в объяснение своего поступка, рассказала интересный факт.

В 1848 году был в Москве голод и свирепствовала холера. Люди умирали тысячами как в Москве, так и в уездах Московской губернии. Однажды во время голода к Ивану Илларионовичу Украинцеву пришла одна женщина. В неописуемом горе и рыдании просила она сколько-нибудь хлеба для своей семьи, так как дети ее умирали. В доме же самого Ивана Илларионовича оставалась единственная коврига хлеба. Не раздумывая, он взял ковригу и отдал ее этой бедной женщине. Когда узнала об этом жена Украинцева, она пришла в такой гнев, что не знала, какими последними словами обозвать Ивана Илларионовича. Он два дня с кротостью и смирением переносил скорбь. Но на третий день, когда его дети слегли в постель и со слезами просили хлеба, он уже не мог вынести этого и из гимназии, где служил, пошел прямо в часовню Иверской иконы Божией Матери. Ей, как живой, поведал он свою лютую печаль, веря, что только Она сможет помочь ему в безвыходном положении. Слезы его на молитве текли непрестанно.

В то время, когда он пламенно молился в Иверской часовне, в своей молельне молился московский князь Ватбольский. Ни Украинцев, ни князь, хоть и жили оба в Москве, друг друга не знали. Князь Ватбольский вдруг поразился голосу, исходившему от его келейной иконы Божией Матери: «Тотчас же пошли рабу Моему Иоанну Украинцеву для насыщения его семейства все необходимое, так как дети его умирают от голода». Дом и улица, где жил Украинцев, были точно указаны. Князь Ватбольский тотчас же послал своего управляющего по указанному адресу. Управляющий увидел в доме тягостную картину умирания от голода и все рассказал князю. Князь немедленно послал все, что нужно в изобилии: и хлеб, и мясо. Так семейство Украинцева было спасено от голода. С того дня князь Ватбольский и семья Украинцева подружились.

Попечение Божией Матери

В ответ на молитву матери Царица Небесная взяла ее сына из этой жизни для вечного упокоения

Жена одного сельского диакона из Подмосковья, некая Варвара Ивановна Знаменская, по ее словам, собиралась отвезти в Волоколамское духовное училище своего сына Сергия. Накануне отъезда она отправилась с ним в церковь и здесь в течение всей литургии и молебна перед образом Божией Матери усердно со слезами молила Царицу Небесную, чтобы Она взяла ее сына под Свое небесное покровительство и устроила бы жизнь его во спасение души. Когда она вернулась домой, то мальчик сказал: «Мама! У меня что-то болит голова». «Иди отдохни»,– отвечала ему мать. На другое утро, когда настало время везти его в училище, он уже был мертв. Когда его отпевали, мать сильным плачем выражала свои душевные чувства. Священник, видя ее плачущей, сказал ей: «Варвара Ивановна! У вас ведь есть еще другие дети. Что вы так плачете!» Она отвечала: «Батюшка, я плачу не от горя, а от благодарности Царице Небесной, что Она услышала мою молитву и взяла моего сына под Свое покровительство для вечного упокоения». Так могуча молитва матери, отверзающая небеса и устрояющая вечное счастье ее детей.

Неожиданное выздоровление

Женщина, приговоренная врачом к смерти, после чудесного видения получила полное выздоровление

Жительница подмосковного поселка Лосиноостровского Прасковья Дмитриевна Ильинская, по ее словам, от природы имела слабые легкие. После замужества ее здоровье расстроилось настолько, что от горлового кровотечения она сделалась совершенно неспособной к труду. Врачи посоветовали ей поехать в Крым на лечение, но, не имея средств, она не могла воспользоваться рекомендацией докторов. Когда это стало известно ее воспитательнице Морозовой, она все расходы взяла на себя, и больная уже через неделю была в крымском санатории. Главный врач, осмотрев ее, сказал, что здоровье ее очень плохое и что она проживет не больше недели. «В ту же самую ночь, – рассказывает больная, – вижу сон. Будто бы я нахожусь в своей квартире, в Москве. И вдруг простенок между окном исчез, открылось бесконечное пространство, которое наполнилось неописуемым светом. В этом свете я увидела в воздухе Иверскую икону Божией Матери, которая до этого висела в простенке. Перед святой иконой появилось много страждущих людей. И все они просили милости и предстательства Божией Матери. И я тоже осмелилась приблизиться к Царице Небесной. Вдруг слышу Ее голос: “Что тебе, раба Моя?” – “Матерь Божия,– восклицаю я,– прошу себе милости Твоей и здоровья телесного, а детям Твоего премилосердного благословения на спасение их душ”. Матерь Божия сказала тогда: “Да будет тебе по вере твоей”, – и стала невидима. Когда я проснулась и начался обход, ко мне подошел профессор. Прослушав меня, он выразил необыкновенное удивление и закончил тем, что объявил меня совершенно здоровой. Через три дня меня выписали из санатория, и я, неожиданно для мужа и родных, вернулась домой совершенно здоровой». Таковы дивные дела милосердия Божией Матери, бываемые по нашей вере.

Дивная монахиня Хотькова монастыря Елевферия

Знай, старик, что я тебя не послушаю. Все же я выйду замуж

Из интересных воспоминаний старицы Хотькова монастыря монахини Елевферии заслуживает внимания особенно следующий отрывок:

«Отец мой, состоятельный человек, – рассказывала она, – имея меня единственной дочерью, любил меня так, как только может любить горячее родительское сердце. Когда мне было десять лет, мать моя умерла. По смерти матери у меня появилось непреодолимое желание поступить в женскую обитель. Когда я рассказала отцу о своем желании, он пришел в такую неописуемую скорбь, что в плаче и рыдании целовал мои руки и говорил мне: “Лиза! Не делай этого, не покидай меня на старости лет. Ведь ты у меня единственная радость и веселие в жизни. Без тебя у меня начнется не жизнь, а страдание”. Но я была неумолима. Тогда он, уступая моим желаниям, поместил меня в Белгородский женский монастырь Харьковской области, в котором игуменией была его родная сестра. Там я прожила десять лет, чувствуя себя как в раю.

По прошествии этих лет я внезапно решила оставить монастырь и выйти замуж. О своем намерении я сообщила тетушке. Та настолько была поражена моим решением, что слезно умоляла меня не делать этого. Но я оставалась непоколебимой. Тогда тетушка сообщила о моих планах отцу, который и не замедлил приехать в Белгород. Он также упрашивал меня остаться в монастыре. Несмотря на все уговоры, я все-таки осталась непреклонной и вернулась с отцом домой.

Здесь стала я покупать себе светские наряды и часто раздумывала, как приискать жениха. Готовясь осуществить свои намерения, неприятные отцу, я в глубине души была весьма неспокойной и решила ради душевного умиротворения поехать в Оптину пустынь на совет к старцу Макарию29, известному своей праведностью. Родитель мой был рад этому несказанно. Он дал мне лошадей и нашел спутницу, чтобы мне увереннее доехать до Оптиной пустыни.

По приезде туда я в толпе богомольцев после литургии направилась на благословение к старцу. На мне был светский костюм и шляпка.

Благословляя меня, старец сказал: “С тобой, монашенка, мне надо говорить особо”. На другой день все богомольцы, желавшие получить совет старца, собрались в монастырскую гостиницу, куда пришел и старец. Войдя в комнату, он сел на стул, а меня подозвал и поставил рядом с собой.

Все время, пока я стояла, к старцу подходил народ. Все раскрывали перед ним тайники своей души, свои тяжкие горести, скорби и печали. Я была невольной свидетельницей всего рассказываемого старцу. При этом мне почему-то думалось: “Знаю, старик, зачем ты меня поставил здесь. Тебе хочется, чтобы я слышала все горести и ужасы людей, измученных своей мирской жизнью. Знай же, старик, что я тебя не послушаю. Все же я выйду замуж!”

Лишь только пронеслись во мне эти мысли, как старец обратился ко мне и сказал: “Несчастная! Напрасно ты помышляешь, говоря себе: что ты мне, старик, ни говори, я все же выйду замуж. Знай, если ты осуществишь погибельное желание своего сердца, ты будешь самая несчастная из несчастнейших женщин, какие только есть в мире”. Эти слова меня как громом поразили. Я упала пред ним на колени и в рыдании воскликнула: “Батюшка, что же мне делать?” И слышу в ответ: “Иди в Москву, а далее тебе будет указан путь Самой Царицей Небесной”.

Приехав в Москву, я обошла все женские монастыри с просьбой принять меня в число сестер. Мне всюду было отказано. Верую, что тогда Господь промыслительно послал мне одну праведную душу, которая посоветовала поехать во Влахернскую женскую обитель30 и уверяла в том, что там мне не откажут в приеме.

По приезде во Влахернскую обитель я направилась к матушке игумении монастыря и просила ее принять меня во врученную ее управлению обитель. От игумении я скрыла, что жила прежде в монастыре. Кстати, мирской костюм на мне свидетельствовал о том, что я прямо из мира. Матушка игумения с любовью отнеслась ко мне, обещала взять меня под свое покровительство и велела утром следующего дня принести свое удостоверение личности. На обратном пути от игумении я неожиданно повстречалась с незнакомой мне молодой послушницей. Та, любезно обращаясь ко мне, вдруг спрашивает меня: “Разве ты поступаешь в число сестер монастыря?” Я ответила, что матушка игумения обещала меня принять. Тогда она мне говорит: “А я вот собираюсь пойти к соловецким чудотворцам, не пожелаешь ли ты отправиться со мной?” У меня быстро созрело намерение пойти с нею к соловецким чудотворцам на поклонение, а оттуда вернуться и поступить в этот монастырь. Я просила ее, чтобы она пришла ко мне утром для окончательного решения вопроса.

Был уже поздний вечер. Помолясь Богу, я легла спать. И вижу во сне себя стоящей на краю зияющей бездонной пропасти. Чувствую, что какая-то невидимая рука приближает меня к этой бездне. Я сорвалась с края пропасти и, к моему ужасу, стремительно полетела вглубь ее. Вдруг вверху над собою вижу сияющего дивным светом старца, который быстрее молнии настиг меня. Он схватил меня за руку, быстро поднял на то место, откуда я слетела, и коротко сказал мне: “Будь осторожна и внимательна к себе. Не подвергай свою жизнь опасностям”. После этих слов я проснулась.

В это время слышу, что в дверь моей комнаты кто-то тихо стучит. Я оделась. Отворяю дверь и вижу пред собою старицу в иноческом одеянии, которая спросила меня: “Я слышала, что ты собираешься идти в Соловецкий монастырь вместе с девчонкой, которую вчера матушка выгнала из монастыря за безнравственную жизнь. Если ты решишься пойти с ней, ты погибнешь. Не желаешь ли поехать со мной в Хотьков монастырь? Я уверена, что тебя наша матушка игумения примет к себе в обитель”. Я согласилась и, испросив благословения на поездку у матушки игумении, отправилась со старицей в путь.

По приезде в Хотьков монастырь31 я и моя спутница остановились перед аркой колокольни, на которой было изображение иконы “Знамение” Божией Матери. Преклоня колени пред святым образом, я пламенно стала просить Царицу Небесную, чтобы Она не оставила меня без Своего заступления. Вдруг я вижу, как лик Матери Божией отделился от стены, и Она, Пречистая, сошла на землю и стала приближаться ко мне. Между тем старушка-монахиня начала меня торопить идти к матушке игумении, напоминая, что скоро будет поздно и матушка игумения нас не примет, а без ее благословения мне нельзя ночевать в обители. В силу необходимости я отошла от дивного образа Богоматери и поспешила за старицей к игумении, которая любовно выслушала мою просьбу.

И в этот раз я скрыла, что жила в монастыре, выдавая себя за мирскую. Матушка была настолько любвеобильна, что приняла меня в Хотьков монастырь и назначила мне послушание, на котором я, по своей монастырской привычке, часто употребляла слова “благословите” и “простите”. Слыша это, старые инокини стали догадываться, что я не мирская и, по-видимому, прежде жила где-то в монастыре. Они стали подозрительно относиться ко мне, а потом донесли матушке игумении, говоря, что я ее обманываю, и просили выгнать меня из обители. Матушка игумения позвала меня к себе и спросила: “Лиза! Скажи мне по чистой совести, как пред Богом, жила ли ты раньше в монастыре?” Тогда я упала перед ней на колени и чистосердечно рассказала ей все, что со мной было.

Матушка милостиво выслушала меня, успокоила и уверила, что я не буду уволена. Вместе с этим она написала письмо в Белгород моей тетушке о том, что я принята ею в Хотьков монастырь, и просила дать сведения обо мне. В ответ на это письмо моя тетушка-игумения, между прочим, писала: “Слезно молю вас, возвратите Лизу обратно к нам, в Белгород. Мы плачем о ней ежедневно”. Матушка Магдалина, игумения Хотьковского монастыря, с этого дня взяла меня к себе в келлии, где я и оставалась на послушании до самой ее смерти».

Матушка Елевферия жила в Хотьковской обители шестьдесят лет и умерла в маститой старости, уважаемая всей обителью.

Неразумная молитва матери

В ответ на неразумную молитву матери Богородица воскресила ее дочь; но это было не на утешение матери

В городе Калуге жила одна вдова, которая имела большое усердие к Калужской иконе Божией Матери. Утешением вдовы была единственная дочь, отроковица двенадцати лет. Внезапно девочка заболела и умерла.

Несчастная женщина, обезумевшая от горя, пришла в собор и здесь, у образа Божией Матери, начала свою безумную молитву: «Я всегда Тебе молилась, Матерь Божия, всегда чтила Твой образ, но Ты, невзирая на мое усердие, лишила меня единственной радости и утешения. Ты не спасла мою дочь от смерти». И затем осыпала Божию Матерь упреками, называя Ее немилосердной и жестокосердной. У образа Божией Матери женщина впала в какое-то бессознательное состояние, в котором увидела лучезарно сияющую Царицу Небесную. Божия Матерь обратилась к ней с такими словами: «Неразумная жена! Я всегда слышала твои молитвы о дочери и умолила Сына и Бога Моего, чтобы Он взял ее чистой в лик девственниц. Она вечно восхваляла бы имя Господне с другими, подобными ей, но ты воспротивилась этому. Да будет же по-твоему. Иди, дочь твоя жива...»

После этих слов женщина очнулась и направилась домой. Дочь ее уже лежала в гробу, готовая к погребению. Но вдруг неожиданно для всех щеки ее покрылись румянцем. Послышался глубокий вздох, и отроковица живая поднялась из гроба. Радости матери не было конца.

Но счастье было непродолжительным. Выросшая девица повела разгульную и порочную жизнь. Для матери она стала не утешением, а большим несчастьем. Она била мать, бранила и всячески издевалась над ней, причиняя ей слезные обиды. Так страшно и опасно не подчиняться воле Божией.

Услышанная молитва девушки, почтительной к своей матери

Она не имела другой надежды, как только на Матерь Божию

Некая бедная девушка, жительница одного северного города, по профессии портниха, после Бога больше всего любила свою мать. Однажды она получила известие, что мать ее при смерти и просит приехать. Девица, не имея на дорогу денег, недолго думая, отнесла в ломбард свою швейную машину и заложила ее за десять рублей. По приезде к матери она, к великой своей радости, застала ее еще в живых. После встречи с дочерью мать благословила ее и вскоре скончалась. Девица похоронила ее по-христиански и затем вернулась восвояси.

Здесь, чтобы выкупить машинку, бедная девица обошла всех своих знакомых, прося взаймы. Но все было тщетно. Никто не отозвался на ее просьбу. Не имея никакой надежды, кроме как на Божию Матерь, Покровительницу бедных, она пришла к иконе Божией Матери «Знамение» в храм, который находился напротив городского вокзала. Здесь со слезами она стала просить Заступницу всех скорбящих помочь ей в ее нужде.

Выйдя из храма после молитвы, девица увидела, как два неизвестных хорошо одетых господина у вокзального подъезда садятся в экипаж. Один из них, застегиваясь перед посадкой, уронил свой бумажник. Между тем лошадь тронулась и карета поехала. Девушка, подняв бумажник, с криком побежала догонять карету, но за топотом лошадей ее голос не был услышан. Только несколько минут спустя, с помощью впереди шедших людей, удалось наконец остановить коляску. Девушка подбежала к неизвестным ездокам и отдала оброненные деньги. Владелец бумажника сказал: «Дорогая девица! Вы обладаете ангельской добротой и честностью. Здесь шесть тысяч рублей. По закону вы имеете право рассчитывать на третью часть найденных вами денег». Он тут же отсчитал ей четыре пятисотенных бумажки и вручил их со словами: «Желаю, чтобы эти деньги, приобретенные вашей честностью, помогли вам в жизни». Затем он вручил ей свою карточку со словами: «Если вам когда-нибудь нужна будет помощь, то приходите ко мне. Я всегда буду рад вам помочь». Девица горячо поблагодарила своего благодетеля и тут же вернулась в храм для благодарения Царицы Небесной за неожиданное покровительство.

О нарушении поста в среду и пятницу

Я вижу: Матерь Божия Святейшее Свое лицо отвращает от меня…

«Когда я был молодым послушником, – вспоминал о себе архимандрит Кронид, – наместник лавры отец Леонид (Кавелин) каждый год отпускал меня на свидание с родителями. При этом он говорил мне: “Я сам безгранично любил родителей и тебе делаю это утешение, чувствуя, сколь оно сладко для души, искренно любящей отца и мать. Я также знаю, как приятно будет это свидание и самим родителям твоим”.

Проезжая однажды через Москву на родину, я остановился у своего дяди, помощника начальника Николаевского вокзала. Жизнь, которую вел дядя, была светская. Он ни в среду, ни в пятницу пост не соблюдал. Бывая в семье дяди, я, садясь за стол и зная, что этот день среда или пятница, все же вкушал молоко или яйца. В моем сознании тогда обычно возникала мысль: “Что я за человек, чтобы для меня специально приготовляли пищу отдельно”. Потому я ел все, что мне предлагали.

За год до своего пострижения в монашество я вижу как-то раз сон. Будто бы я стою в каком- то храме. Храм необычен, как бы небесной красоты, и весьма обширен. Сзади правого клироса вижу икону больших размеров с изображением Богоматери и Предвечного Младенца на Ее руках. Божия Матерь была изображена в рост человека, в короне. Иконные черты ее напоминали изображение на Черниговской иконе Божией Матери. Видя чудный лик Богоматери и поражаясь Ее красотой, я преклонил свои грешные колена перед святым образом и стал просить милости и предстательства Ее перед Господом. К моему ужасу, я увидел, что Матерь Божия отвращает от меня Свое Святейшее лицо. Тогда я в страхе и трепете воскликнул: “Матерь Божия, Матерь Божия, чем я оскорбил Тебя, что Ты отвращаешь Свой Божественный лик от меня, недостойного?” И слышу Ее ответ: “Нарушением поста. Ты в среду и пяток позволяешь себе вкушать скоромную пищу и не почитаешь страданий Сына Моего. Этим оскорбляешь Его и Меня”.

На этом видение закончилось. Но оно было уроком для моей души на всю последующую жизнь».

* * *

26

Рассказ записан со слов очевидца в 1935 году. – Сост.

27

Тихон (Оболенский; 1856–1926) родом из Тамбовской епархии. После окончания Казанского института девять лет работал врачом. В 1890 году поступил в СПбДА, пострижен в монашество и рукоположен во иерея. С 1901 года – епископ.

28

Клеврет – искаженное латинское «colibertus» – собрат.

29

Преп. Макарий Оптинский (1788–1860) – знаменитый своей прозорливостью старец, а также известный переводчик святоотеческого наследия. Прославлен Русской Церковью в 1996 году.

30

Спасо-Влахернский монастырь был основан в 1852 году графиней А. Головиной в ее имении Новоспасское-Деденево (Дмитровский р-н Моск. обл.). В имении был древний храм со множеством святынь византийского происхождения. Монастырь известен высокой духовной жизнью его насельниц и претерпел разорение сразу после 1917 года.

31

Покровский Хотьков монастырь основан в начале XIV века, в нем упокоились родители Преподобного Сергия – Кирилл и Мария. До 1504 года в нем сосуществовали две обители, мужская и женская, а затем была оставлена только женская. В 1610 году монастырь был разгромлен литовскими войсками и восстановлен впоследствии (существовал до 1918 года) уже как мужской, рассматривался отчасти как филиал Лавры. В 1990 году снова открыт как женский.


Источник: Троицкие цветки с луга духовного : Некоторые факты из жизни верующих по воспоминаниям архимандрита Кронида (Любимова), бывшего наместника Троице-Сергиевой лавры. – М. : Изд-во Сретен. монастыря, 1996. – 174,[2] с.

Комментарии для сайта Cackle