преподобномученик Кронид (Любимов)

Источник

Христианская семейная жизнь

Мужья и жены

Истинная жена-христианка

Я готова терпеть все: скорби, печали, нужду…

«Однажды на станции Бородино, при возвращении из родительского дома в Лавру, – передает отец архимандрит Кронид, – за час до прихода поезда я вышел на платформу и сел на скамью.

Не прошло после того и пяти минут, как дверь вокзала отворилась, и робкой поступью вышла на платформу молодая женщина, лет тридцати. Лицо ее и все движения были весьма скромны и смиренны. С робостью она присела поблизости от меня. Проходит еще несколько минут. Дверь того же вокзала с шумом распахивается, и на платформе появляется какая-то разряженная по последней моде горожанка. Проходя мимо бедной и смиренной женщины, она воскликнула: “Анна, это ты?” Та ответила: “Да, Дарья Семеновна, это я!” – “Что же ты, неужели до этого времени живешь со своим гнилым, пархатым мужем?” – продолжала горожанка. Смиренная женщина скромно ответила ей: “Ах, Дарья Семеновна, ведь муж мне дан Богом и Церковью. Если я покину его, кому же он будет нужен? И дети мои останутся беспризорными. Нет, мужа своего я не сменяю до его смерти ни на какие сокровища. Пусть совершится надо мной воля Божия, но я готова терпеть все: скорби, печали и нужду”. – “Дура ты! Видишь, как я живу? Все на мне не купленное, а подаренное моими друзьями”. Покачала головой раба Божия Анна и сказала ей: “Пусть будет все это при тебе, но я не желаю никаких сокровищ получать незаконно и незаслуженно”. Гордо кивнула головой на прощание городская женщина и с иронией промолвила: “Ну и живи со своим тухлым мужем, если не хочешь лучшей жизни”. При этом она круто повернулась и оставила собеседницу. По уходе щеголихи в моей душе возникли чувства глубокого расположения и особенного уважения к сидевшей вблизи от меня скромной женщине. Вот истинная жена-мироносица, которая достойна всякого уважения, христианской любви и почитания. Вскоре прибыл поезд. Мы уселись в вагон и поехали в Москву. Образ этой бедной женщины до сих пор неизгладимо хранится в моей памяти как образ истинной жены-христианки».

Спасающая вера благоговейной жены

Жена осенила меня знамением креста…

Одна глубоко верующая женщина, зная об измене мужа, просила у Бога помощи в перенесении этой скорби и о вразумлении своего супруга. Она не переставала молитвой бороться с помыслами обиды и ревности и в этом находила способ своего душевного умиротворения. «Однажды, – рассказывает муж, – я шел на свидание к своей любовнице. Жена моя это очень хорошо знала. С неописуемой грустью и страданием она, по привычке, осенила меня крестным знамением, и на этот раз на ее глазах были крупные слезы. Я, зная ее христианскую любовь ко мне и терпение, на этот раз был сердечно потрясен ее поступком, упал перед ней на колени и с раскаянием воскликнул: “Любовь твоего сердца победила во мне чувство безумного влечения к делам скверны. Я буду другим человеком!” Тут же я дал клятву в том, что больше повторять супружеские измены не буду». И, действительно, он стал примерным мужем.

«Блаженны кроткие...»

Крестьянин, имевший зверский нрав, в покаянии скончался на могиле своей кроткой жены

Секретарь митрополита Московского Владимира44, священник В. Д. Петропавловский, рассказал о таком случае. «В числе моих прихожан, – говорил он, – был зверского нрава крестьянин, по имени Федор. Он имел как дар Божий смиреннейшую жену, по имени Мария, но ее нисколько не ценил. Возвращаясь с базара в нетрезвом виде и подъезжая к дому, он, как правило, грубо кричал: “Марья!” Слыша этот крик, Мария, как беззащитная смиренная голубка перед нападением ястреба, мысленно лишь в Боге искала себе спасения. Свирепый муж обычно настигал ее, и тяжелый кулак его безжалостно опускался на голову женщины. Она падала, обливаясь кровью, которая лилась ручьями из ее рта и носа. Полумертвую, соседи на руках вносили ее в дом. Такими побоями Мария была доведена до преждевременной смерти. Когда ее муж, наконец, очнулся от своего безумия, она уже лежала бездыханной в гробу.

Во время последней заупокойной литургии Федор, подобно каменной статуе, безмолвно стоял перед гробом своей усопшей жены, но с наступлением отпевания вдруг залился слезами и стал произносить свои немудреные, но сердечные причитания: “Ты, дорогая моя, – неоцененное сокровище, данное мне от Бога как дар, который я не оценил. Ты уходишь из этой жизни к вечному блаженству как мученица от моих побоев. Прости меня!”

После смерти жены Федор совершенно переменился. Вероятно, по ее молитвам он стал смиренным, кротким и совершенно трезвым человеком. Возвращаясь с рынка, он по пути всегда заезжал на могилу своей жены, буквально орошал ее слезами и при этом оглашал воздух громкими рыданиями. Все односельчане при звуках этого плача обычно сдержанно говорили друг другу: “Опять Федор Алексеевич плачет над могилой своей жены”.

Однажды Федор на могиле так рыдал, что не выдержало его сердце, и он предал здесь свою душу Богу. Его нашли мертвым, прислонившимся головой к могильной насыпи. Так смиренная жена, при жизни не приведшая своего мужа к покаянию, своим посмертным предстательством за него перед Богом исходатайствовала ему спасительный дар покаяния».

Сила молитвы жены-христианки

Я просила Матерь Божию помочь мне в моей скорби, а Святителя Николая Чудотворца – быть покровителем и заступником сына…

Одна благочестивая женщина, жительница города Александрова, Анна Семеновна Баранова, сообщила следующее. Муж ее, совершенный алкоголик, почти никогда не приходил домой трезвым. При всем том по душе он был добрый человек. Многолетней скорби Анны Семеновны за мужа не было предела. «Однажды, – рассказывала она, – на день великого праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы муж мой, совсем опьяневший, едва дошел до дома. В тот праздник у меня, грешной, на душе была такая непроглядная скорбь, что и выразить не могу. Почему-то вспомнились мне тогда слова молитвы к Царице Небесной: “К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царица Небесная?”. Заливаясь горючими слезами перед Ее святым образом, данным мне родителями в благословение, я забыла о всем житейском. Проливая слезы, я просила Матерь Божию известными только Ей судьбами помочь мне – Своим предстательством перед Сыном Ее и Богом спасти меня от скорби, а мужа моего – от страшного порока пьянства. Помолившись, я успокоилась и почувствовала сердечную радость. В четыре часа утра муж мой проснулся. Подойдя ко мне с кротостью и любовью, он неожиданно сказал: “Анюта! Прости меня за то, что я причинял тебе великую скорбь в течение многих лет. Видит Бог, как бы я желал исправиться и положить новое начало своей жизни. Дай мне чистое белье и праздничную одежду, я пойду к утрени и литургии”. Взяв с собой троих детей, он ушел в храм Божий и по возвращении оттуда принес в дом мир, тишину и Божие благословение.

С того дня и до своей христианской кончины, то есть в течение пятнадцати лет, водки он не пил уже ни единой капли, был добрым отцом для детей и примерным тружеником по кузнечному ремеслу».

После смерти мужа Анна Семеновна осталась вдовою. Имея малолетних детей, она всецело занялась их воспитанием. Средний сын ее, Алексей Иванович, с молодых лет поступил в обитель Преподобного Сергия и в течение всей своей жизни был примерным иноком. Он скончался почтенным старцем Троице-Сергиевой обители в должности ризничего Лавры, в сане игумена.

Своего младшего сына, Ивана Ивановича, Анна Семеновна устроила в один магазин приказчиком. Перед поступлением сына на эту работу она сняла с божницы маленькую иконку Святителя Христова Николая и, благословляя сына иконой, с рыданием воскликнула: «Тебе, Святитель Божий отче Николае, поручаю сына своего! Сохрани и соблюди его на всех путях его жизни от поспешения диавольского и настави его на добрый путь спасения». После того Иван Иванович начал свою работу в магазине. Первое время он выполнял ее успешно, но, к сожалению, у него вскоре открылась отцовская слабость к вину. Он запил, потерял место в магазине и в отчаянии решил утопиться. «Мысль о самоубийстве, – рассказывал он впоследствии,– терзала мою душу, понуждая меня безотлагательно совершить задуманное. Накануне того дня, когда я решил утопиться, вижу ночью во сне пред собою Святителя Божия Николая в полном облачении. Сияя небесным светом, он, обращаясь ко мне, строго сказал: “Несчастный, что ты задумал по безумию своему губить себя и быть вечным рабом диавола! Призови в помощь Бога, покайся, не забывай молитвы и любви к себе матери твоей. Иди в Благовещенский собор. Там, по входе в храм, на правой колонне увидишь икону Николая Мирликийского. Поставь ему на последние имеющиеся у тебя две копейки свечку, а дальнейшую твою жизнь предай воле Божией”. В это мгновение я просыпаюсь и немедленно иду в Благовещенский собор. Войдя в него, на правой колонне я действительно увидел икону Святителя Николая, и когда пристально взглянул на нее, то поражен был сходством иконного изображения и видом явившегося мне во сне Святителя Николая. Я поставил пред иконою на имеющиеся у меня две копейки свечу и всю утреню и обедню проплакал какими-то теплыми, благодарными слезами к Святителю Николаю, спасшему мою жизнь.

Кончилась литургия. Выхожу из собора и не знаю, куда мне идти. На паперти чувствую, что кто-то идущий сзади тихо меня ударяет по плечу. Я оглянулся и вижу перед собою одного знакомого человека. Я ему когда-то имел счастье сделать доброе дело. Он с видимою радостью говорит мне: “Иван Иванович! Ты мне очень нужен. У меня для тебя хорошее место. Пойдем сейчас ко мне, а потом я сведу тебя к будущему твоему хозяину”. Я говорю ему: “Послушай, как ты можешь меня представить хозяину в таком ужасном костюме? Он отвернется от меня!” – “Относительно этого не беспокойся,– успокоительно отвечает друг, – все, начиная с белья, я дам тебе свое”.

У него на квартире я переоделся, и мы с ним пошли смотреть мое новое место работы. Я был принят на службу с хорошим жалованьем и квартирой. Так, благодаря предстательству и отеческой помощи Святителя Христова Николая и за молитвы моей дорогой матери, я устроился чудесным образом. Вспоминая этот момент своей жизни, всякий раз я не могу благодарно не воскликнуть: “Дивен Бог во святых своих!”»

Родители и дети

Сила материнских слов

Мать вскричала в гневе: «Хоть бы тебе нечистый глотку завалил!»

По словам благочинного церквей Волоколамского уезда, протоиерея Михаила Николаевича Рождественского, в одной деревне прихода села Середы близ Волоколамска жили молодые супруги, у которых родился ребенок. В один из весенних дней супруги поехали в поле, где муж сеял яровое, а жена боронила. По окончании дневного труда они, усталые, возвратились домой. Поужинав, муж лег спать, а жена никак не могла успокоить малютку-сына, который плакал и нестерпимо кричал. Мать долго успокаивала его, наконец не вытерпела и вскричала в гневе: «Хоть бы тебе нечистый глотку завалил, хоть бы тебя нечистая сила взяла!» Малютка после этого безумного пожелания моментально умолк. Мать очень обрадовалась успокоению младенца, положила его в люльку, а сама погрузилась в глубокий сон.

Прошло три-четыре часа. Мать проснулась и, не слыша плача, подошла к люльке, чтобы покормить ребенка. К своему ужасу, сына она не нашла. Предполагая, что впросонках положила его на кровать, и думая, не придавила ли его, мать стала усиленно искать его на постели, шаря руками. Разбуженный муж спросил ее: «Что ты здесь ищешь, спать не даешь?» Жена с воплем отвечала: «Николай! Ребенок пропал». На это муж ответил: «Глупая баба! Куда он мог деваться, зажги свет». Оказалось, что ребенка в люльке нет, на кровати тоже нет, и когда стали осматривать все углы в комнате, то заметили вдруг под лавкой торчат ножки, а голова ребенка просунута в подполье через щель шириной вершка в два с половиной. Стали супруги доставать ребенка, но не могли, они позвали соседей, которые вынули половицу. Только после этого они смогли вытащить ребеночка, личико которого уже почернело, но было еще с признаками жизни. С большим трудом он был приведен в сознание.

Благочинный официально донес об этом случае митрополиту Московскому Филарету. Митрополит в своей резолюции на донесении просил все духовенство того благочиния о том, чтобы священники внушали своим прихожанам быть осторожными в выражениях по отношению к детям. Особенно матерям предписывалось резолюцией помнить слово Божие, в котором говорится, что матери дан суд над своими детьми. Потому всякое слово матери имеет особенную действенную силу и непременно сбывается. Если мать своего ребенка благословит, то и Божие благословение будет почивать на нем во все дни его жизни. Если же мать проклянет его, никакая сила не сможет избавить ребенка от бедствия, пока сама мать не покается в своем безумном слове и не испросит у Господа Бога благословения своему чаду.

Почтение к матери

Сперанский, увидев свою мать в дорожном грязном сарафане и лаптях, поклонился ей в ноги и попросил ее благословения

Известный создатель русского юридического «Свода гражданских уложений» М. Сперанский45 отличался трогательной сыновней любовью к матери.

Мать его жила в захолустном местечке Черкутино в своем домике. Долго не видя своего сына, жившего в тогдашнем Петербурге, она написала ему письмо: «Милый мой Миша! Соскучилась я по тебе и всей душой и сердцем желаю тебя видеть!» Сперанский, получив эти дорогие для него строчки, написанные материнской рукой, немедленно послал ей подорожную, чтобы лошади при ее поездке к нему от Черкутино до Петербурга были сменяемы без очереди. Старушка мать, получив подорожную, стала рассуждать: «Какие большие деньги сынок должен будет заплатить за меня». Дело было весной, и она решила пойти пешком. Надела сарафан и лапотки и отправилась в путь.

Придя в Петербург, она стала спрашивать, где живет Миша Сперанский, ее сынок. Кто же не знал дворца министра Сперанского! Ей дали его адрес. Подойдя к дому, окруженному военной охраной, она увидела множество карет. Она силилась проникнуть в дом, но ей говорили, что нельзя, так как во дворце присутствует сам Александр I. Старушка молила и просила, чтобы ее впустили к сыну. Тогда один из охранников, зная, что Сперанский из духовного звания и ожидает приезда своей матери, согласился пропустить ее в дом, где графу было доложено о приходе его матери. В тот же момент он попросил у Александра I разрешения отлучиться на несколько минут, чтобы встретить свою мать, на что и получил согласие.

Выйдя в переднюю, граф увидел свою мать в дорожном костюме, в лаптях и грязном сарафане. Он поклонился ей в ноги и попросил ее благословения, с особенной любовью поцеловав ей руку, и, не стесняясь ее грязных лаптей и сарафана, ввел ее в зал, где присутствовало блестящее столичное общество. Представляя старушку Александру I, Сперанский сказал: «Вот моя мама».

Этот поступок открытой простоты и любви сына к матери понравился Александру I. Он посадил старушку рядом с собой и весь вечер разговаривал с ней, восхищаясь ее умными суждениями по любым вопросам. Так истинный сын не постыдился свидетельствовать свою любовь к матери перед всем миром.

Повесть о сыновней и материнской любви

Милый сынок! По-видимому, мне уже не придется быть здесь…

Трогательны воспоминания о своей матери наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кронида.

«Все мы, дети, – рассказывал о себе отец Кронид, – относились с трогательной любовью к своим родителям и пользовались от них взаимной нежной любовью. Но особенно трогательно относился к матери мой брат, отец Лука. Сама мать при встрече со мной рассказывала, что когда она гостила у брата, то он с таким вниманием и с такой нежной заботливостью обращался с ней, что даже когда она ложилась спать, то он несколько раз подходил к кровати, поправлял одеяло и все спрашивал: “Маменька, удобно ли вам, не холодно ли, не надо ли еще чего-нибудь?..” Такая нежная любовь и заботливость его о матери была промыслительно отмечена впоследствии Богом и в отношении к нему его родных детей, которые с не менее трогательной лаской почитали его. Так буквально исполнились на нем евангельские слова: В нюже меру мерите, возмерится и вам (Мф. 7:2; Мк. 4:24; Лк. 6:38).

С этим-то братом Лукой и со мною наша родительница пожелала еще раз встретиться в 1894 году, ровно за год до своей смерти, как бы предчувствуя свою кончину. Из Москвы она от брата прибыла ко мне. Гостила целую неделю. Всю эту неделю она была в радости и восхищении. Она не могла наглядеться на меня и все повторяла: “Я ведь последний раз у тебя тут, милый сынок! Мне уже, по-видимому, не придется больше быть здесь”. Особенно трогательно было слушать мне ее тайные молитвы, совершаемые вполголоса, в незамечаемом ею моем присутствии. Она молилась Преподобному Сергию и просила его о помощи мне на пути моей жизни, чтобы он защитил, сохранил и спас меня от всех искушений, соблазнов, от бед, напастей и от нападений злых людей... Это была ее последняя молитва перед ракой Преподобного Сергия. Придя из Троицкого собора, она мне рассказала о своей молитве Божией Матери у стен Ново-Иерусалимского монастыря, где она молилась о своем желании видеть хотя бы одного сына в иноческом одеянии.

Из обители Преподобного Сергия я проводил маменьку до Москвы, к брату. Там я побыл два дня и простился с ней. Особенно трогательно было ее прощание с братом Лукой. Он тогда был еще диаконом, а она желала видеть его иереем Божиим. Но в жизни Господь не судил ей видеть его иереем. Он был посвящен в этот сан ровно через год после ее смерти, в день ее кончины.

Наступил 1895 год. 11 апреля я получил телеграмму, извещавшую меня, что маменька безнадежно больна и ожидает меня. Время было весеннее, дорога была залита вешними водами. Прибыл я на станцию Уваровку Смоленской железной дороги в одиннадцать часов вечера. Спрашиваю содержателя заезжего двора, нельзя ли найти подводу до села Середы. Мой разговор услыхал, по-видимому, один из крестьян, который, открыв дверь, спросил меня: “Отец Кронид, да это ты?” Он оказался моим бывшим учеником и сообщил мне, что здесь есть один крестьянин из Середы, который привез на станцию свою дочь и теперь собирается в обратный путь. Я этому известию чрезвычайно обрадовался. Вскоре я свиделся с этим крестьянином, договорился с ним и в два часа ночи по морозу выехал, чтобы не терять времени. Проехали мы пятнадцать верст. Солнце стояло уже высоко. Дорога санная стала портиться. Когда мы прибыли к реке, вода уже выступила из берегов аршина на три-четыре и лед поднялся кверху. С явной опасностью для жизни мы решили ехать. Осенив себя крестным знамением, направили лошадь на поднявшийся лед. С большой осторожностью лошадь напрягла все силы, чтобы впрыгнуть на лед. Момент был опасный: если бы края льдины обломились, мы провалились бы вместе с лошадью и пошли бы ко дну. Но с Божией помощью и по молитвам матери все обошлось хорошо. Лошадь вскочила на лед, и мы переправились через реку благополучно.

Остальной путь продолжался также благополучно. Дорога была так плоха, что сорок верст мы ехали целые сутки и приехали домой в два часа ночи. С замиранием сердца я постучался и, когда вышла сестра, спросил ее: “Жива ли маменька?” Она ответила: “Еще жива, но уже в беспамятстве”. Между тем после дороги ноги мои были как деревянные и нечувствительны. Старушка, прислуживавшая сестре, натерла их перцовкой, и через час ноги нагрелись и отошли. К этому времени сестра сообщила, что маменька пришла в чувство. Тихо подошел я к болящей. Она, завидев меня, произнесла: “Дорогой, милый мой сынок, я умираю!” Я старался употребить все силы, чтобы ободрить ее, но она мне сказала: «Ты исполни для меня последний христианский долг, пригласи священника, чтобы меня пособоровали и приобщили Святых Таин”.

Характерным для ее душевного устроения явилось при этом следующее обстоятельство. Когда ее соборовали, то в числе приглашенных священников был один, Иван Яковлевич, который причинил ей лично и ее дочери, моей сестре, много неприятностей. И вот мать, видя его в сослужении с другими священниками, была очень этому рада и после говорила мне: “Ах, как хорошо было! Какое славное, ангельское лицо было у отца Ивана, как же я рада, что он участвовал в Таинстве!”

После сего маменька жила пять дней. Она невыносимо страдала. У нее в легких было два гнойных нарыва. Когда прорвался первый нарыв, то он причинил ей нестерпимую боль. Я старался ее утешить и поддержать надеждой на Бога и Его святую помощь. В нестерпимой боли она однажды сказала мне: “Сынок! Какие-то черные мужики подошли и внушают мне, чтобы я тебя не слушала ни в чем”. В утешение ей я сказал: “Вы, маменька, никакого внимания на них не обращайте. Они могут и у всякого быть. Это обычное бесовское смущение”. К утру, в последний день ее жизни, ей стало легче. Ее еще не раз приобщали Святых Христовых Таин, а вечером, в семь часов, она скончалась. Она умерла моментально. У нее прорвался второй нарыв, гной прошел внутрь, и она задохнулась.

После кончины маменьки многие знакомые собрались проводить ее: девицы, вдовицы, старицы. Они в течение трех дней читали над ней Псалтирь. В день погребения из города Клина приехала моя сестра Александра Петровна с мужем. Они претерпели в дороге большие трудности и прибыли как раз перед выносом тела в церковь. Погребение было совершено торжественно, при большом стечении народа. После этого я прожил на родине еще десять дней, поджидая, пока установится дорога, и потом уже отправился обратно в обитель Преподобного Сергия».

О юродивой Елене Афанасьевне

Она во всем брачном наряде с хохотом валялась в грязной луже

В первой половине XIX века в городе Арзамасе подвизалась великая юродивая Елена Афанасьевна. Она была дочерью одного воеводы46. Красота ее лица была неописуема, а доброта души – ангельская. Отец гордился красотой своей дочери и мечтал устроить ее в замужество с каким-либо вельможным человеком. Но душа Елены Афанасьевны горела пламенной любовью к единому Богу. Кроме Него, она не хотела никого из людей знать и никогда не помышляла ни о каком замужестве. Ее постоянная святая мечта была поступить в монастырь и быть инокиней. О таком своем желании она осмелилась однажды поведать своему отцу. Тот был так горд, что и мысли не мог допустить, чтобы его дочь была смиренной монахиней. Выслушав просьбу дочери, он грозно взглянул на нее и с яростной злобой сказал: «Если ты еще раз осмелишься сказать мне об этом своем желании, тогда ты будешь мне не дочь, а я буду тебе не отец. Ты должна быть готовой выйти замуж за того, за кого я тебе прикажу!»

Прошло немного времени после этого разговора. Однажды отец вошел к Елене Афанасьевне в комнату и приказным тоном сказал: «Приготовься, через две недели ты должна выйти замуж за избранного мною человека! Он будет тебе мужем. Чтобы возражений с твоей стороны не было никаких!»

Елена Афанасьевна, зная нрав своего отца, смиренно покорилась его воле и эти две недели прожила в посте и молитве. У нее за это время созрел план спасения своей души.

Наступил день бракосочетания. Елена Афанасьевна была повенчана с малознакомым ей человеком. Новобрачные были привезены из храма в дом ее родителя. Начался брачный пир. Елена Афанасьевна, в полном подвенечном наряде, украшенная золотом и драгоценными камнями, была настоящей царицей брачного пира. Веселье было в полном разгаре. Но вдруг неожиданно для всех с Еленой Афанасьевной совершилось что-то сверхъестественное и ужасное. Она быстро встала из-за стола с тревожным и неестественно бледным лицом. Подобно легкой серне, вскочила она на подоконник открытого окна одноэтажного дома, против которого была грязная лужа, и выпрыгнула на улицу. В грязи этой лужи она с хохотом стала валяться во всем своем брачном наряде, показывая ненормальность своего ума. Встревоженные гости все выбежали на улицу, старались вытащить ее из лужи, но она, как бы вне себя, со смехом бросала на всех грязью. Слуги барского дома наконец вытащили ее из лужи и привели в дом. Брачное веселье сменилось плачем и сетованием. Гости все разъехались со скорбью.

После этого события муж Елены Афанасьевны подождал два месяца, но, видя, что ей не лучше, а делается все хуже, оставил ее в покое со словами: «Я не желаю жить с сумасшедшей женой». И бросил ее. Отец ее заболел от скорби и умер. Елена Афанасьевна осталась на попечении своих братьев. Вначале они заботились о ней, но потом оставили ее без всякого внимания. И она ходила по городу как бесприютная. В зимнее время она нередко спасалась от мороза в хлевах среди свиней и псов, которые согревали ее собой.

Время шло. Братья совсем покинули ее, и даже не стали принимать в свой дом. Жизнь для нее стала протекать без приюта, и в городе ее именовали не иначе как юродивой. Иногда из Саровской пустыни в город Арзамас приезжал великий молчальник Марк. Елена Афанасьевна в ночное время старалась видеться с ним, и он тайно руководил ею в духовной жизни.

Об этих свиданиях Елены Афанасьевны с подвижником Марком Саровским стало ведомо ее мужу. Он постепенно убедился в том, что она не сумасшедшая, а лишь юродствует. Он взял ее в свой дом и всячески уговаривал оставить подвиг юродства и жить с ним как с законным мужем. На все уговоры и мольбы мужа она была непреклонна. Тогда муж настолько озлобился, что раздел ее донага, привязал ее волосы к крюку и бил ее до изнеможения своих сил. Наконец, раздетую, без чувств, в зимнее время выбросил на улицу. Здесь она, несомненно, замерзла бы, если бы Господь, пекущийся о рабах Своих, промыслительно не сохранил ее жизнь. В поздний час ночи проезжал тогда один городской мещанин с женой как раз мимо того места, где была брошена Елена Афанасьевна своим мужем. Проезжавшие узнали ее, взяли к себе в дом, одели и привели в чувство. У них она находилась в доме до тех пор, пока совершенно не оправилась от побоев.

После описанного тяжкого, бесчеловечного истязания Елена Афанасьевна еще некоторое время продолжала скитаться по городу, не зная, где приклонить свою голову. В это время по Божию соизволению в Арзамасе основалась женская обитель47. Игумения новой общины, видя Елену Афанасьевну скитающейся без крова, исполнилась к ней безграничным состраданием и исходатайствовала перед городской властью разрешение на поселение ее в новосозданной общине. Власть не препятствовала этому, и Елена Афанасьевна мирно прожила в общине до своей дивной, святой кончины.

Жестокосердие отца к невинным детям

В борьбе со смертью старшая девочка сняла свой платок и старалась прикрыть младшую

В местечке Сосновицы (ныне город) Тамбовской губернии жил крестьянин-вдовец. У него было две маленьких дочки: одна шести лет, другая пяти. Он очень хотел вновь жениться и присмотрел себе невесту. Но невеста поставила ему условие: «До тех пор не пойду за тебя замуж, пока ты не освободишься от детей!» Крестьянин, недолго думая, в один морозный вечер запряг в сани лошадь, посадил этих двух невинных младенцев в сани и вывез за город в глубокий овраг. Здесь они и замерзли. Впоследствии, когда их нашли, обнаружилось, что в борьбе со смертью старшая девочка сняла свой платок и старалась прикрыть младшую девочку, чтобы спасти ее от смерти. В таком виде они и были найдены замерзшими.

Зверский поступок отца был установлен властью, и он понес наказание по всей строгости закона.

Святые дети

В сороковой день по смерти старший мальчик явился своему брату-младенцу во сне со словами: «Мы пришли за тобой…»

Одна из жительниц Москвы, некая Ирина Ивановна Бурова, рассказала о женщине, встретившейся ей на Ваганьковском кладбище. Та поведала ей о своих умерших детях. «Живем мы с мужем, – говорила она, – слава Богу, хорошо. У нас было двое детей: мальчик двенадцати лет, учившийся в школе, и младший – трех лет». Внезапно старший заболел и перед смертью слезно просил мать пригласить духовника и напутствовать его Святыми Тайнами. «Мама, – говорил он, – я скоро умру, приобщи меня». Прошло три дня, и он снова стал просить, чтобы его причастили. Мать говорит, что он недавно причащался, но он убедительно просил снова пригласить священника. Через два часа после причащения он скончался.

В сороковой день по своей кончине он явился во сне своему младшему брату с множеством светлых детей, равных ему по летам, со словами: «Мы пришли за тобой». Малыш стал говорить, что он еще маленький, хочет пожить на свете и не хочет умирать. Усопший брат отвечает: «Такова воля Божия, и через три дня ты будешь с нами». Через день после этого сна младший сын женщины заболел и попросил мать позвать к нему священника. После принятия Святых Таин в тот же день он умер.

Рассказывая обо всем этом, мать говорила: «Хотя и невыносимо жаль мне было расставаться с детьми, но боюсь плакать и скорбеть, так как верю, что Господь промыслительно управляет жизнью и смертью людей. Кто знает, что получилось бы из детей, если бы они остались живы!»

Пути Промысла Божия в жизни сироты

Диавол ночью внушил мне мысль покончить свою жизнь самоубийством

Жена священника села Костицы Верейского уезда Московской области, Мария Федоровна Нечаева, сообщила ряд назидательных подробностей из своей юности.

«Осталась я, – рассказывала она, – в раннем детстве круглой сиротой. До тринадцати лет мне пришлось жить в доме моего старшего брата, Ивана Федоровича, в селе Костицы. Потом моя родная тетушка, будучи замужем за протоиереем Баженовым, взяла меня в Москву, где я и прожила до семнадцати лет. Тетушка очень любила меня и, не имея детей, думала устроить меня замуж в Москве. Однажды я прихожу в Успенский собор к литургии и слышу пение псалма: Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже нестъ спасения... Изыдет дух его и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его... (Пс. 145:3–4). И на второй, и на третий день прихожу – слышу все те же слова. Это показалось мне страшным и встревожило мой дух. В подтверждение этого через два дня тетушка моя заболела, а еще через неделю ее не стало на свете. Мой дядя протопресвитер, убитый горем, не находил себе места. Всякие его заботы обо мне и попечения отошли в сторону.

Прошел еще месяц, и дядя однажды сказал мне: “Ты, Маня, уже девица в возрасте, и я считаю неудобным, чтобы ты жила у меня, еще не старого вдовца”. И он предложил мне уехать к моему брату в село Костицы. Разбитая душой и телом, я в доме своего брата не находила себе места от скорби. Мое мрачное настроение еще усиливалось от перемены моей недавней московской жизни на жизнь в селе в доме бедного сельского псаломщика. Возлагая свою надежду на Бога, я искала для себя утешения в беседе с подругой Надей, дочерью местного священника. Однажды под воскресенье на крыльце дома подруги мы просидели до одиннадцати часов вечера. Когда я пришла домой, жена моего брата, пропуская меня в дверь, сказала мне: “Негодная девчонка! До какого позднего времени ты гуляешь! Куда же ты после этого годишься?” Неописуемая скорбь после этих слов сковала мою душу. Всю ночь я не спала. Наутро невестка, уходя в церковь к обедне, сказала мне: “Ты, Машенька, как управишься с печкой, приходи в церковь”. Свои слова, сказанные ночью, она, по-видимому, уже забыла. Я отвечала, что приду, а у самой в это время в голове уже зрели другие мысли. За ночь диавол внушил мне мысль покончить свою жизнь самоубийством.

Как только все ушли из дома и я осталась одна, я немедленно нашла веревку, сделала петлю, перекинула ее через потолочную матицу и уже собралась было всовывать свою голову в петлю, как вдруг неимоверной силы стук раздался и дверь. Казалось, много людей ломится в дверь. Страх, панический страх охватил меня. Я моментально выдернула веревку из матицы и, кинув ее под кровать, бросилась открывать дверь.

Открыв дверь, я увидела свою подругу Надю, которая бросилась мне на шею с восклицанием: “Ах, милая Маня, я только что из церкви. Мне вдруг стало так жаль тебя и показалось, что тебя здесь лишают жизни, что я прибежала узнать, здорова ли ты?” Тут я не выдержала и сама, бросившись ей на шею, разрыдалась и рассказала о том, что сейчас только хотела покончить свою жизнь собственными руками. “Но сейчас я бесконечно благодарна тебе, ты спасла мне жизнь!” – сказала я ей.

Проливая сладостные слезы, мы обе радовались: она тому, что спасла меня, а я тому, что спасена от гибели. Возблагодарив Господа Бога, мы отправились в храм Божий, где я всю литургию, плача и рыдая, благодарила Бога за свое спасение и просила помощи для дальнейшей моей жизни.

В дальнейшем выяснилось, что мой прежний жених оказался незавидным человеком, и я едва ли была бы счастлива с ним. Прошло немного времени. Младший мой брат, Петр Федорович Любимов, и жена его, Агафия Васильевна, имея сердечное попечение о моем устройстве, по Божию произволению и доброте своего сердца решили устроить меня в замужество. С этой целью мой брат поехал к митрополиту Филарету и стал просить его милости, чтобы он разрешил ему отдать свое место сестре-сироте, чтобы приехать на это место жениху, а ему, брату, дать по усмотрению владыки другое место. На эту просьбу митрополит Филарет, по своей безграничной любви к сиротам, милостиво дал согласие.

Вскоре был приискан жених и определен на место моего брата, а брату было дано другое место. Вскоре после этого состоялось наше бракосочетание. Муж мой, Иван Алексеевич Нечаев, оказался человеком смиренным, добрым и любвеобильным, с ним я прожила всю жизнь свою мирно и спокойно.

Теперь я вижу, что все, что Господь ни строит в нашей жизни, все строит на пользу нашу. Мы же должны быть покорными всеведению Божию и смиренными».

Вещий сон

На четвертый день моя мать уже лежала в гробу

Сын профессора Московской духовной академии Иван Александрович Голубцов48, как он сам сообщил, был в 1920 году по службе командирован в Уфу. Мать его с малолетними детьми в это время переехала на жительство в город Козлов Тамбовской губернии, где проводила жизнь в делах милосердия.

«Однажды на Страстной неделе я, – рассказывал Иван Александрович, – вижу сон. Снится мне покойный отец. Как будто входит он в спальню моей матери и, показывая рукой на ее кровать, говорит мне: “Ваня, смотри, в каком безнадежном состоянии мать, поспеши к ней на помощь! Иначе дети останутся беспомощными”. На этом сновидение кончилось. Проснувшись, я сразу же решил, что, по-видимому, дома не все благополучно, и, несмотря на свое недомогание, решил немедленно взять отпуск и выехать в Козлов.

На первый день Пасхи я был дома. Мать я застал в добром здоровье, веселой и радостной. Светлый праздник мы все провели радостно, и я благодарил Бога, что мой сон оказался неправдоподобным. “По-видимому, это воображение ума”, – думал я. Но на другой день моя мать внезапно почувствовала себя плохо. У нее вскоре обнаружились признаки заболевания черной оспой. Болезнь быстро прогрессировала. И на четвертый день она уже лежала в гробу. После выяснилось, что она на Страстной седмице ухаживала за больной, страдавшей черной оспой, и сама от нее заразилась».

Преждевременная смерть непослушной девицы

Родители были против моей поездки, но я решилась уехать без их согласия

Достопочтенный петербургский протоиерей А. П. Васильев сообщил интересные подробности об одной печальной кончине, невольным свидетелем которой он был. «Начало моего иерейского служения, – рассказывал он, – я полагал в одном селе под Петербургом на месте своего тестя. Однажды я вошел в вагон поезда для поездки в Петербург. Вагон оказался переполненным пассажирами, и мне пришлось стоять. Окидывая взором сидящую публику, я обратил внимание на одну миловидную девушку. Она, заметив мой взгляд, радостно встрепенулась, как бы увидев во мне родного человека. Ласково улыбаясь, она затем подвинулась и уступила немного места, чтобы мне присесть. Усевшись, я спросил ее: “Откуда и куда вы едете?” Она отвечала, что едет из города Орла в Петербург, чтобы поступать на высшие женские курсы. Мы разговорились. Она оказалась дочерью священника, и звали ее Ольга Яковлевна Смирнова. Я спрашиваю ее: “Что же, вы с согласия родителей едете учиться?” – “Нет, – отвечала она, – мои родители были против поездки, но мне так хочется учиться, что я решила без их согласия уехать”. Я по поводу такого своеволия неодобрительно заметил ей: “Ах, как нехорошо, что вы решились без родительского благословения пускаться в такой долгий и опасный путь”

Когда поезд прибыл в Петербург и мы вышли из поезда, я увидел, что Ольга Яковлевна растерянно и беспомощно стоит, не зная, куда ей идти. При наблюдении за ней мне пришла мысль, что, пожалуй, она так легко может попасть в руки недобрых людей. Я тотчас оторвал листок из записной книжки и написал записку своим родным с просьбой приютить на время Ольгу Яковлевну, пока она найдет квартиру. Ольгу Яковлевну приняли как родную, и она прожила у моих родственников около трех месяцев до того, как подыскала себе комнату.

Приблизительно через полгода после того мне пришлось быть в Петербурге в Государственном банке по делам Церкви. К своему удивлению, я увидел там за конторским столом Ольгу Яковлевну, которая оказалась служащей банка. Удивленный этой неожиданностью, я спросил ее: “Разве вы не поступили на курсы?” Она объяснила, что отсутствие средств к жизни заставило ее предварительно заработать деньги для последующих занятий на курсах. Во время моего разговора с Ольгой Яковлевной я заметил, что сосед по конторе – молодой человек с длинными усами и пронизывающим взглядом – поглядывал в нашу сторону и прислушивался к разговору. В его взгляде я видел что-то недоброе и опасное для души Ольги Яковлевны. С грустным предчувствием за будущность этой девицы и с болью в сердце я вышел из банка.

Через полгода после этой встречи, когда я уже жил в Петербурге, прохожу однажды мимо Екатерининского парка и издали вижу такую неприятную для себя картину: Ольга Яковлевна идет под руку с усатым конторщиком и, приклонив свою голову к его плечу, страстно вглядывается ему в лицо. Мне тогда стало ясно, что судьба этой молодой девицы была плачевно решена и находилась в руках этого коварного молодого человека. Омраченные страстью, молодые люди меня не заметили, и я прошел мимо, унося в душе от этой встречи тоскливое предчувствие какой-то катастрофы в судьбе молодой девицы.

Прошло после этого приблизительно лет семь. Как-то раз летом мне необходимо было побывать в Олуховской больнице и увидеть главного врача. Он оказался в нижнем этаже, в венерическом отделении. Сестра милосердия, зная о моем знакомстве с врачом, предложила мне надеть халат и спуститься, говоря, что там я встречу врача и переговорю с ним о своем деле, не отрывая его от работы. Врач, увидев меня, покачал головой и сказал: “Ну, батюшка, я бы не рекомендовал вам бывать в этом отделении, тем более что вы отец семейства”. Говоря с врачом по своему вопросу, я заметил в углу палаты стоящий закрытый гроб и невольно заинтересовался: “Чей это гроб, кто умер?” Тогда врач небрежно ответил: “Одна тут девица умерла”. Затем, обратясь к дежурной сестре, сказал: “Посмотрите регистрационный листок”. Сестра милосердия, читая его, сказала: “Это умерла девица О. Я. Смирнова”. Такое сообщение потрясло меня до глубины души. Я пожелал поглядеть на ее лицо.

Врач отвечал: “Я не советую вам этого делать, так как умершая произведет на вас тяжелое впечатление”, но я его упросил открыть гроб. Действительно, зрелище предо мною открылось страшное. Лицо усопшей представляло нечто ужасное: носа не было, на его месте зияло глубокое отверстие, веки и губы были съедены болезнью. Открытые глаза и зубы Ольги Яковлевны дополнили отталкивающую картину ее разложения. Все это произвело на меня удручающее впечатление. Помолившись в душе за упокой девицы Ольги, я вышел из больницы с чувством глубочайшей скорби за ее душу. И долго-долго после этого я не мог забыть ее ужасающего лица, безобразно изуродованного страстью порока. Так страшны последствия развратной жизни и блудного беснования».

* * *

44

Священномученик Владимир (Богоявленский; 1849–1918) был митрополитом Московским в 1898– 1912 годах, затем переведен в Санкт-Петербург, а с 1915 года – в Киев, где был расстрелян в 1918 году. Канонизирован Русской Церковью в 1992 году.

45

Сперанский Михаил Михайлович (1772–1839) – советник императора Александра I. Руководил кодификацией законов Российской империи. Будучи сыном сельского священника, в конце жизни получил титул графа.

46

Блаженная Елена Афанасьевна принадлежала к дворянскому роду Дертьевых.

47

Арзамасская Алексеевская община была основана в 1757 году ученицами настоятеля Санаксарского монастыря старца Феодора (Ушакова; †1791). Блаженная Елена Афанасьевна предсказала иноческий путь Андрею Медведеву (будущему архимандриту Антонию), приглашенному к ней в качестве врача.

48

Его отец, А. П. Голубцов (†1911), – доктор богословия по кафедре литургики и церковной археологии; мать, О. С. Голубцова (1967–1920), – дочь профессора МДА С. Смирнова; а один из братьев, П. А. Голубцов (†1982), – будущий архиепископ Сергий.


Источник: Троицкие цветки с луга духовного : Некоторые факты из жизни верующих по воспоминаниям архимандрита Кронида (Любимова), бывшего наместника Троице-Сергиевой лавры. – М. : Изд-во Сретен. монастыря, 1996. – 174,[2] с.

Комментарии для сайта Cackle