Пол Фрегози

Источник

Введение

Священная война, которой нет

Джихад, так называемая священная война ислама, уже более 1300 лет живёт в Европе, Азии, Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, но это первая история о мусульманских войнах в Европе, которая когда-либо была опубликована. Сейчас имеются сотни книг о его христианском аналоге, Крестовых походах, с которыми часто сравнивают джихад, хотя они длились менее двухсот лет и, в отличие от джихада, который является универсальным, ограничивались в основном, хотя и не всегда, Святой Землей. Более того, Крестовые походы закончились более 700 лет назад, в то время как джихад все еще продолжается.

Джихад является самым не замечаемым из крупных событий истории. Его история в значительной степени игнорировалось. Например, Британская энциклопедия дает Крестовым походам в восемьдесят раз больше места, чем джихаду. В Государственной библиотеке Нового Южного Уэльса, где я проводил часть своих исследований, находясь в Австралии, в каталогах было 108 записей о Крестовых походах, но только две о джихаде! Западные историки в значительной степени обошли джихад стороной, и эта книга является попыткой исправить ситуацию, поскольку джихад повлиял на жизнь, и продолжает влиять на жизнь, гораздо большего числа людей и регионов в мире, чем когда-либо влияли давно исчезнувшие Крестовые походы.

Забывая, что джихаду было почти пятьсот лет, когда крестоносцы отправились в свою первую кампанию по возвращению Святой Земли, мусульмане рассматривают Крестовые походы как отправную точку длительного военного противостояния между исламом и Западным миром. Я цитирую аятоллу Хомейни, современного героя и святого для миллионов мусульман. Джихад, сказал он, «означает завоевание немусульманской территории. Господство коранического закона от одного конца земли до другого ... конечная цель ... этой завоевательной войны.» Так было за сотни лет до Крестовых походов, так продолжается и с тех пор.

Следует ли нам воспринимать слова аятоллы как бормотание сердитого старика или как воспоминание о прошлом, напоминание о настоящем и предупреждение о грядущих событиях? Выбор за вами. Но прошлое требует нашего особого внимания, так же, как и настоящее. «Завоевательная война» джихада – это историческая реальность, которая длится уже более 1300 лет. Террористический джихад, существующий сегодня, является политической реальностью. Появление аятоллы Хомейни на международной арене поразительно совпало с возвращением агрессивного ислама после более чем столетнего затишья. Западный империализм и колониальное господство сковывали ислам на Западе в течение столетия и подавляли джихад до середины XX века.

Чтобы понять джихад, мы должны четко представлять себе, что это такое и, прежде всего, чем это не является. Начнем с того, что это не то, что думают о нём большинство людей. Его цель не обращение неверующих в ислам насилием... Возможно, так и было в первое столетие его жизни, когда побежденным предоставлялся выбор: обращение в ислам или смерть, но вскоре изменилось на: обращение в ислам, смерть или дань в виде специального налога. Это тот самый случай: «кошелёк или жизнь!» Целью джихада стало, и до сих пор остается, расширение и распространение ислама до тех пор, пока весь мир не окажется под властью мусульман. Джихад это, по сути, постоянное состояние враждебности, которое ислам поддерживает против остального мира, с борьбой или без, за большую власть над большей территорией. Здесь мы должны вспомнить слова Жака Эллаля, который в своем предисловии к книге Бат Йорса «Упадок восточного христианства» напоминает о почти забытом главном факте джихада: «джихад – это религиозный долг. Это часть обязанностей, которые должен выполнять верующий; это нормальный путь ислама к расширению». Джихад – это институт в исламе, который на христианском языке могли бы назвать таинством. Это часть нормального функционирования мусульманского мира, религиозный долг, который правоверный мусульманин должен исполнять, когда его призовут4.

На протяжении более тысячи лет джихад был прежде всего завоевательной войной, подобной войнам колониальным или континентальной экспансии Рима или, в последнее время, Великобритании, Франции, Испании, Германии, России и Соединенных Штатов. Мусульмане не делают различий между религией и государством, отсюда и «священный» оттенок, который приобрели их захватнические войны. Давайте не будем обманываться религиозной окраской, которую мусульмане придавали своим территориальным завоеваниям. Войны джихада были чистым империализмом, как и наши.

Есть еще много мусульман, которые верят, что предназначение ислама – завоевать весь мир. Вынужденные столкнуться с реалиями современного мира, многие другие, возможно, не слишком уверены в этом положении своей веры. Но, тем не менее, многие все еще горячо цепляются за него, даже среди миллионов иммигрантов, обосновавшихся во Франции и Великобритании. Это и фундаменталисты и те, кто верит в послание аятоллы Хомейни. Так же поступают и те, кого мы можем назвать сторонниками мусульманского возрождения, набожными и искренними последователями пророка, но не желающими принимать участие в воинственных действиях фундаменталистов. Глубоко обеспокоенные моральной деградацией современного западного общества, они убеждены, что будущее принадлежит исламу.

В прошлом мусульмане сражались в войнах против неверных, полагая их проявлением благочестия и верности. Хотя сами войны были, и все еще остаются, в основном территориальными и политическими. В ближайшее время никаких изменений не предвидится. Энциклопедия ислама, опубликованная в Лейдене в 1913 году, довольно откровенна: «джихад не исчезнет, до тех пор, пока ислам не будет полностью переделан.» Но его исчезновения, похоже, не предвидится. Напротив, идея джихада ныне, более глубоко укоренилась в сознании мусульман, чем когда-либо за последние два столетия, и его исчезновение кажется очень далеким.

Джихад все больше предстает как неотъемлемая часть жизни, почти как каприз природы. Подобно земле, вращающейся вокруг солнца, джихад, похоже, обладает силой если не вечного движения, то, по крайней мере, вечной непрерывности. Один мой друг однажды сравнил его с кометой Галлея. «Она проносится по небу, а затем исчезает. Но она – всегда есть. Она появляется, проносится по небу, а затем снова исчезает.» Это сравнение не совсем верно. Комета Галлея появляется очень редко и не наносит никакого ущерба. Джихад появляется часто и наносит большой ущерб. Как и его современная террористическая версия.

Хотя джихад существовал на всех трех старых континентах, я ограничил его историю Европой. Мир – слишком обширная сцена. Азия, особенно бывший христианский Ближний Восток и Центральная Азия, а также Индия, несомненно, также заслуживают написания историй своих собственных джихадов. То же самое верно и для Африки, с мусульманским завоеванием древнего христианского Египта и Северной Африки, а также значительной части Западной и Восточной Африки с их анимистическими и черными племенными религиями. Но и для этой первой общей истории джихада Европа предоставляет достаточно обширное поле деятельности.

Эта книга также познакомит нас с некоторыми великими деятелями ислама, и его врагов за столетия борьбы. За более чем тысячелетие их было много, поскольку ислам всегда проповедовал войну. Его основателем и героями были воины. «Меч – это ключ к раю и аду», – сказал Мухаммед своим последователям. Шестьсот лет до этого Христос произнёс: «ибо все, взявшие меч, мечом погибнут5».

Мусульмане, которые убивают, следуют заповедям Мухаммеда, но христиане, которые убивают, а их много, пренебрегают словами Христа. В этом, возможно, заключается одно из основных философских и этических различий между исламом и христианством.

Джихад берет свое начало в коране и вёлся Мухаммедом при его жизни против еврейских и языческих племен на Аравийском полуострове, а вскоре после его смерти против персов и христианских народов Византийской империи, Сирии и Палестины. Через сотни лет он наводил ужас на Европу. «От ярости магометан, избавь нас, Господи» – эта молитва на протяжении веков звучала во всех церквях центральной и южной Европы. Страх перед джихадом не полностью исчез даже сейчас, особенно среди народов, которые знали мусульманское господство. Французский эксперт по исламу Максим Родинсон напомнил об этом несколько лет назад в номере парижской газеты «Le Monde» от 17 июня 1994 года: «Есть некоторые слова, которые пугают людей. Джихад – одно из них. Когда сербские лидеры хотят очернить боснийскую армию, они заявляют, что Алия Изет Бегович (лидер боснийских мусульман) провозгласил священную войну, джихад, страшное оружие ислама.»

С упадком ислама в XVIII веке большая часть страха, который он когда-то внушал, исчезла. Позже многие мусульманские страны стали на более чем столетие колониями и протекторатами Великобритании, Франции, Испании, Италии, Голландии и России. Мусульманские солдаты служили уже не под знаменами ислама, а в армиях своих иностранных хозяев. На более чем столетие джихад исчез. Для жителей Запада это слово стало почти забытым. Теперь, после деколонизации в 1950-х и 1960-х годах, джихад снова вернулся, сильный, более уверенный, возможно, более структурированный, более богатый, с огромными нефтяными деньгами, финансирующими его, и такой же безжалостный, как и всегда, возможно, еще более. Для большинства людей джихад в настоящее время является просто одним из компонентов международного терроризма наших дней. Для некоторых мусульман Европа и немусульманский мир сегодня все еще остаются тем, чем они всегда были – Дар-аль-харб – землей войны, а мусульманские страны тем, чем они всегда были – Дар-аль-ислам – землёй ислама, Аллаха и мира.

Цель этой книги состоит не в том, чтобы рассмотреть джихад сегодняшнего дня, хотя сегодняшний джихад важен как продолжение тринадцати предыдущих столетий воинствующего ислама. Вскоре после смерти Мухаммеда в 632 году джихад проявился на европейском материке, под стенами Константинополя, в 668 году, когда мусульмане впервые осадили столицу Византийской империи. С тех пор джихад стал частью европейской истории. Его первым большим триумфом в Европе стало вторжение и захват Испании в 711 году, которые вызвали почти восемьсот лет войн. Завоевание, а затем Реконкиста6 продолжалось до 1492 года, но большинство европейцев до сих пор практически ничего не знают о нем. И все же это часть нашей истории, так же как нормандское завоевание Англии, римское завоевание Галлии, поражение гуннов, Столетняя война, Ватерлоо, Сомма и Дюнкерк. Джихад – это один из факторов жизни, который сделал Европу такой, какая она есть сегодня.

Сегодняшний джихад, самолет «Пан-Американ7», взорванный над Локерби, авиалайнер «Эйр Франс», уничтоженный в воздухе над Чадом, западные заложники, похищенные и годами удерживаемые в подземных камерах «Хезболлой» в Бейруте, сотни французских солдат и американских морских пехотинцев, убитых, при взрыве казарм в Ливане, американские дипломаты, похищенные и спрятанные в Тегеране, бомбы, заложенные в универмагах по всему Парижу, – все это часть давней традиции джихада.

Джихад затронул гораздо больше стран, чем Крестовые походы в Палестину. Крестовые походы, которых было восемь, происходили на Святой Земле между 1096 и 1270 годами, не более двухсот лет. Крестоносцы пытались утвердиться в Святой Земле, когда-то бывшей христианской. Мотивы ислама, связанные с джихадом, выглядят гораздо грандиознее. Мусульмане хотели захватить Европу и исламизировать ее. Немалая часть Европы и оказалась захваченной и оккупированной на протяжении веков, иногда опустошалась, а часть ее была исламизирована. Испания, Португалия, Франция, Италия, Сицилия, Австрия, Босния, Сербия, Хорватия, Венгрия, Румыния, Валахия, Албания, Молдавия, Болгария, Греция, Армения, Грузия, Польша, а также восточная и южная Россия являлись полями сражений, где ислам побеждал или терпел поражение. Многие из этих земель завоёвывались мусульманами, иногда арабами и маврами, а иногда – турками-османами на сотни лет: Испания на 800 лет, Португалия на 600 лет, Греция на 500 лет, Сицилия на 300 лет, Сербия на 400 лет, Болгария на 500 лет, Румыния на 400 лет и Венгрия на 150 лет. Венгрия, в частности, была разорена, разграблена и разорена, и потребовалось 200 лет, чтобы справиться с мусульманской оккупацией. Для сравнения, европейская оккупация мусульманских стран Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки длилась менее полутора веков. В некоторых странах Европы, Испании, Сицилии, Боснии, Албании, Македонии, Крыму и на Крите многие, а иногда и большинство людей отказались от христианства ради ислама; но в Алжире, Марокко, Тунисе, Ливии, Ливане, Иране и Ираке действительно мало кто из приверженцев мусульманской веры стал христианином, отвергнув ислам.

Мусульмане вторглись и оккупировали огромную часть Европы, но иногда мусульманские налетчики только приходили и уходили. Турки дважды осаждали Вену, в 1529 и 1683 годах. Их кавалерия совершала набеги на центральную Европу, вторгаясь в Баварию почти до самого Нюрнберга. Они воевали в Польше и на Юге России, разгромили Венгрию, сотни лет оккупировали Белград и Будапешт. Мавры и арабы захватили Испанию и Португалию, вторглись во Францию через Пиренеи, превратили Сицилию в исламский остров, совершили набег на Рим, разграбили собор Святого Петра, обязав Папу платить им дань. Со своей базы близ Сен-Тропе на Французской Ривьере они совершили набеги на Швейцарию до Боденского озера на границе с Германией. Пираты Берберского побережья совершали набеги на Англию, Данию, Ирландию и Исландию и привозили тысячи рабов для продажи на рынках Константинополя (после того, как завоевали его и превратили в Стамбул) и Северной Африки. Монголы угрожали Москве, оккупировали Крым и стали татарами. Персы вошли в Грузию, то же сделали турки, которые также заняли Армению.

История в значительной степени обошла мусульманские нападения и вторжения в Европу, которые продолжались с VII по XX века, но остановила своё внимание к христианским Крестовым походам на Святую Землю, шедшие только с XI по XIII век. Мы могли бы сказать, что историческая перспектива здесь сильно размыта. Прожекторы направлены на менее важные места и менее значимые события; эта книга – скромная попытка подправить видение. Это не просто академический вопрос. Ибо такое восприятие Крестовых походов, а затем и колониализма – сильно повлияло на отношение к христианскому Западу и современное политическое мышление мусульман, особенно выходцев с Ближнего Востока. Обвиняя Запад в империализме, мусульмане одержимы христианскими Крестовыми походами, но забыли свой собственный, гораздо более грандиозный джихад.

На самом деле они часто осуждают Крестовые походы как причину и отправную точку антагонизма между христианством и исламом. Они ставят телегу впереди лошади. Джихад более чем на четыреста лет старше Крестовых походов. Амин Малуф в книге «Крестовые походы глазами арабов» рассматривает разграбление Иерусалима крестоносцами в 1099 году как «отправную точку тысячелетней вражды между исламом и Западом». В книге есть лишь мимолетные упоминания о захвате мусульманами христианского Иерусалима в 638 году, о вторжении арабов и мавров в Испанию примерно семьдесят лет спустя или об их последующей 800-летней оккупации всего или части Пиренейского полуострова.

В глазах арабов вина начинается с Запада и Крестовых походов, продолжается Западом и колониализмом и заканчивается Западом и неоколониализмом. Забыт тот факт, что именно успех джихада заставил Папу Урбана II в 1095 году призвать к Крестовому походу, чтобы освободить Святую Землю от ислама. Папа был очень впечатлен недавними победами марокканских Альморавидов в Испании, где они разбили армию Альфонсо VI Кастильского при Залаке. Священная война, очевидно, прекрасно работала на ислам. Это должно сработать и для христианства, рассуждал он. В то время, это, возможно, казалось хорошей идеей. Поэтому католический Папа пошел по воинственным стопам воина-туарега Юсуфа, который привел Альморавидов к победе над христианским миром в Испании.

Колониализм, другая главная причина порицания Запада (и это справедливо), тем не менее был обоюдоострым процессом в исламо-христианских отношениях. Проще говоря, мусульманский Восток завоевал большую часть Европы с VII по IXX века, христианский Запад и мусульманский Восток завоевывали и колонизировали друг друга в течение большей части IXX века, а с середины IXX до середины XX века колонизация и завоевание стали западной монополией. Западная колонизация близлежащих мусульманских земель продолжалась 130 лет, с 1830-х по 1960-е годы. Мусульманская колонизация близлежащих европейских земель продолжалась 1300 лет, с 600-х годов до середины 1960-х годов. И все же, как ни странно, именно мусульмане, арабы и мавры, если быть точным, наиболее горько относятся к колониализму и унижениям, которым они подвергались; и именно европейцы таят в себе стыд и вину. Все должно быть наоборот.

Мусульманская оккупация Европы оставила гораздо более глубокий и длительный след своего влияния, чем любая из европейских оккупаций исламской Северной Африки и Ближнего и Среднего Востока. На Балканах по-прежнему проживает много мусульман, иногда большинство, как в Албании и Боснии. Европейские державы, несколько десятилетий назад правившие своими мусульманскими феодами в Азии и Африке, никоим образом не противодействовали их исламской культуре. Мусульмане по-прежнему мусульмане, и это так.

В Западной Европе мусульмане сегодня могут совершать богослужения в мечетях, но в некоторых мусульманских странах христианам не разрешается исповедовать свою веру или строить церкви для собственного богослужения. Иудаизм в некоторых из них запрещен еще строже. Некоторые страны, которые запрещают или препятствуют христианскому богослужению, приступили к тихой, но широко распространенной программе строительства мечетей и религиозного прозелитизма в Европе, подкрепленной огромными нефтяными доходами. Есть и другая цель, невысказанная, но определенно присутствующая: обращение неверных в ислам. Но пусть неофит остерегается: мусульманин может сменить свою религию только с риском для жизни. Раз ты мусульманин, останься им всегда; таково правило. Отступничество может быть наказуемо смертью8. Вы отказываетесь, критикуете или нападаете на ислам или пророка на свой страх и риск. В Пакистане, согласно статье 295С уголовного кодекса, смертная казнь является наказанием для любого, кто «словами, произнесенными или написанными, или видимым представлением, или любым вменением, намеком или инсинуацией, прямо или косвенно оскверняет священное имя святого пророка.» Христиан часто сажают в тюрьму. Некоторых приговаривали к смертной казни. Ислам – это не религия для нежных или брезгливых.

Я хорошо осведомлен о часто некритической преданности, с которой большинство мусульман относятся к своему пророку Мухаммеду. Он был человеком своего времени, со своими недостатками и качествами, храбрым воином и преданным мужем (своих одиннадцати жен), любящим отцом и харизматичным политическим вождём арабского народа. Мухаммед был великим арабским патриотом, очень умным и, несомненно, жестоким. В наши дни, как и других великих людей, независимо от их религии или национальности, его могли бы рассматривать как преступника, возможно, военного преступника или массового убийцу.

Мусульмане очень хорошо осведомлены о его хороших качествах и, похоже, не знают о его недостатках. Исламская ученая Мэлиз Рутвен написала, что Мухаммед, «живущий в мусульманской душе», не имеет никакого отношения к историческому Мухаммеду. Так часто случается с великими историческими личностями, но есть дополнительная проблема с личностью Мухаммеда. Он также является идеологическим лидером, завоевателем и основателем одной из величайших мировых религий. Это делает любое объективное изучение трудной задачей, потому что любая негативная критика в его адрес все еще вызывает, спустя 1363 года после его смерти, много эмоций и страсти. И ярость.

Я чувствую, что стоит подчеркнуть важность идеологической стороны ислама, которой эта религия пронизана, как ни одна из других религий. Она проникает и даже иногда управляет, часто вплоть до мельчайших деталей повседневной жизни, образом жизни миллионов ее приверженцев в современном мире. Позвольте мне процитировать аятоллу Хомейни. «Одиннадцать вещей нечисты – это: моча, экскременты, сперма, кровь, собака, свинья, кости, немусульманские мужчина и женщина, вино, пиво и пот верблюда.» Такой взгляд на «немусульманских мужчину и женщину» выражен человеком с огромным авторитетом, жившим не в Темные века9, но умершим совсем недавно и который верил, что джихад «завоевательная война», как он ее назвал, заставит нашу планету обратиться к Аллаху и Мухаммеду, его пророку.

Наконец, война – это то, о чем написана эта книга, война священная или нет, война – самая нечистая вещь из всех, о которых аятолла не упомянул в своем списке. Эта книга охватывает почти полторы тысячи лет европейского и исламского военного и политического противостояния на Западе. Все главы, кроме эпилога, посвящены противостоянию и войне. Эпилог описывает дружбу двух людей, только одну историю из прошлого, показавшую, в отличие от мнения аятоллы, всем нам, как мусульманам, так и христианам, путь в будущее и как следует относиться друг к другу. Джихаду не нашлось места в дружбе Топала Османа и Винсента Арно.

* * *

4

Аль-Бухари 26. Передают со слов Абу Хурайры… что однажды посланника Аллаха …. спросили:

«Какое дело является наилучшим?» Он ответил: «Вера в Аллаха и Его посланника». (Его) спросили: «А после этого?» Он ответил: «Джихад на пути Аллаха».

Аль-Бухари 527. Сообщается, что ‘Абдуллах (Ибн Мас‘уд) …. сказал: «(Однажды) я спросил пророка …: “Какое дело Аллах любит больше всего?” Он ответил: “Молитву, совершаемую в установленное для неё время”. Я спросил: “А после этого?” Он ответил: “Проявление почтительности и доброты по отношению к родителям”. Я спросил: “А после этого?” Он ответил: “Борьбу /джихад/ на пути Аллаха”».

6

Реконки́ста (Reconquista (исп.) – отвоевание) – отвоевание испанцами и португальцами земель на Пиренейском полуострове, занятых мусульманами в VIII веке. Продолжалась до 1492 года.

7

Взрыв Boeing 747 компании «Pan American» над Локерби – теракт, совершённый 21 декабря 1988 года ливийцами.

8

Аль-Бухари 3017. Пророк сказал: «Если мусульманин поменяет свою религию, убейте его».

9

Тёмные века – период европейской истории с VI по X век. Происхождение термина связано со скудостью информации по истории этого периода, а также с упадком экономики и культуры, по сравнению с Римской Империей.


Источник: ВКонтакте

Комментарии для сайта Cackle