прот. Олег Корытко

Источник

Глава XII. Религия и культура Древнего Египта

§ 1. Общие замечания о цивилизации Древнего Египта

На протяжении многих веков тайны древнеегипетской цивилизации волновали умы учёных всего мира. Сведения об этой стране, дошедшие в трудах греческих, римских и восточных авторов, были отрывочными и давали ответы далеко не на все вопросы. Основным камнем преткновения оставалась неразгаданная египетская иероглифическая письменность. Первые попытки её дешифровки были предприняты на рубеже IX–X вв. арабским учёным ибн Вахшия аль-Набати, предположившим наличие связи древнеегипетского языка с современным ему коптским286. Но главным революционным событием в египтологии стала расшифровка содержания знаменитого Розеттского камня французским учёным Жаном-Франсуа Шампольоном в 1822 г.

Розеттский камень – плита, найденная в конце XVIII в. недалеко от Александрии и содержащая три параллельных текста: на древнеегипетском иероглифическом письме, на египетском демотическом письме и по-древнегречески. Сопоставив имена в картушах (овальных рамках, содержащих царские имена), Франсуа Шампольон установил соответствия знаков, положив начало дальнейшей дешифровке древнеегипетских текстов.

Открытие Ж.-Ф. Шампольона дало мощный импульс для развития египтологии. Последующие археологические раскопки обнаружили множество исторических памятников, в том числе и текстологических, дешифровка которых пролила свет на многие исторические события Древнего мира, особенности культуры и религиозных представлений древних египтян.

Древний Египет активно контактировал с шумеро-аккадской цивилизацией, унаследовав и некоторые из её достижений. В частности, были заимствованы кораблестроение, цилиндрические печати и техника строительства зданий при помощи кирпичной кладки. Некоторые исследователи-египтологи287 склонны полагать, что следствием месопотамского влияния стало также появление древнеегипетской письменности. Но всё же прямых и неопровержимых доказательств заимствования не существует288.

О египетских иероглифах

Египетская письменность имеет рисуночный облик, который остался неизменным лишь в так называемом монументальном иероглифическом письме. С развитием быстрого письма появляется тип иератического, или жреческого, письма, в котором рисуночное сходство просматривается только отчасти. В повседневном употреблении часто использовались скоропись, или демотическое письмо, при которой знаки как бы сглаживаются, теряют свой явный рисуночный характер.

Именно к древнеегипетской письменности впервые применяется понятие «иероглифики», которое мы встречаем у Климента Александрийского (ἱερογλυφικὰ γράμματα – букв. «священные вырезанные письмена»). Греки вообще с большим уважением относились к рисуночному письму египтян, воспринимая его как нечто сакральное. Ещё Геродот называл его ἱρά γράμματα, что значит «священные знаки».

Египетское царство возникло приблизительно IV тыс. до н. э., что хронологически соответствует так называемому додинастическому периоду. Традиционная периодизация истории Египта выглядит следующим образом:

– Раннее царство (I–II династии): 3000–2778 гг. до н. э.;

– Древнее царство (III–VI династии): 2778–2263 гг. до н. э.;

– Первый переходный период (VII–X династии): 2263–2070 гг. до н. э.;

– Среднее царство (XI и XII династии): 2170–1785 гг. до н. э.;

– Второй переходный период (XIII–XVII династии): 1785–1580 гг. до н. э.;

– Новое царство (XVIII–XX династии): 1580–1075 гг. до н. э.;

– Третий переходный период (XXI–XXVI династии): 1075–656 гг. до н. э.;

– Позднее царство (XXVII–XXX династии): 656–332 гг. до н. э., до завоевания Египта Александром Великим (Македонским).

Наиболее важные социально-политические и культурные достижения относятся к самым ранним периодам существования египетского государства. После V-й династии (2500–2300 гг. до н. э.) мы не обнаруживаем новых идей, оригинальных социальных или культурных концепций. Египетская мысль занята в последующие периоды развитием и преумножением наследия прошлых веков.

Древний Египет отличался исключительным географическим положением, позволявшим ему развиваться в относительной безопасности от внешних врагов: от воинственных пришельцев его защищали море и пустыня. Кроме того, жизнеобеспечивающей хордой страны являлась река Нил, служившая одновременно источником плодородия земель и важнейшим элементом инфраструктуры.

Страна не знала чужеземных завоеваний вплоть до 1674 г. до н. э., когда произошло вторжение гиксосов – азиатских племён, проникших через Суэцкий перешеек на территорию Египта. Гиксосы поселились в дельте Нила, сделав Аварис своей столицей. В Верхнем Египте они позволили правление фараонов, с которых получали дань.

Главными богами гиксосов были Баал и Тешуб, последнего они отождествляли с Сетом – убийцей Осириса289.

Около 1600 г. до н. э. в Египте началась освободительная война, закончившаяся изгнанием гиксосов. Центр освободительного движения располагался в городе Фивы. Символом победы над чужеземцами стал бог Амон-Ра, имя которого складывалось из имён солярных богов городов Фивы290 (Амон) и Гелиополя291 (Ра).

Символ (ключ) жизни, или анх (ankh), – египетский иероглиф, обозначающий жизнь. Изображается в виде креста с петлёй. Известен также как «ключ жизни», «узел жизни», «ключ Нила», «египетский (или коптский) крест» или «crux ansata» (лат. «крест с ушком»). На изображениях Атона часто «руки» божества держат такой крест. Встречается он и на изображениях других древнеегипетских богов.

К этому времени Амон-Ра стал общим, универсальным богом Египта. Массовое распространение его культа привело к возвышению верховного жреца Амона-Ра, который стал вторым человеком в государстве. Возникло политическое напряжение, приведшее к борьбе за власть между жрецом и фараоном292. Возвышение жречества грозило установлением в государстве режима теократии293, с чем фараон, конечно же, не мог смириться.

Попытка выдвижения Солнца (точнее, солнечного диска) на место единственного божества была предпринята в XIV столетии, при фараоне Аменхотепе IV (Эхнатоне)294. Фараон, желавший освободиться от опеки верховного жреца, ввел культ бога солнечного диска Атона и перенёс столицу из Фив в город Ахет-Атон (букв. «горизонт Атона»)295. Показательно, что смена царствующих династий часто сопровождалась перенесением столицы в другой город.

На изображениях Атон предстаёт перед нами в виде солнечного диска, от которого расходятся многочисленные лучи с ладонями на конце, воспринимавшиеся древними египтянами как символ жизни (см. рис. 33).

Рис. 33. Атон в виде

солнечного диска

Преемник Аменхотепа Тутанхамон (1357–1349 гг. до н. э.) возобновил отношения с верховным жрецом Амона и вернулся в Фивы. Следы «атонистских реформ» были в значительной мере уничтожены.

Религиозные представления древних египтян претерпевали серьёзные изменения за четыре тысячелетия бытия Египетского царства, поэтому сложно вычленить единую теологию. Однако можно говорить о существовании в Древнем Египте различных религиозных традиций в осмыслении мира и чело века.

§ 2. Специфика религиозных представлений в Древнем Египте

Пантеон Древнего Египта поражает современного человека огромным количеством божеств, а также образами, в которых эти божества почитались.

По верному замечанию известного египтолога Дж. Уайта, «количество и разнообразие египетских богов было всего лишь отражением многообразия и странностей жизни. <...> Им (египтянам. – Примеч. прот. О.К.) казалось, что божественный дух наполнял содержанием все предметы, принимая при этом бесконечное по своему разнообразию число человеческих и животных форм. Он мог переходить из одной формы в другую или существовать одновременно во всех формах. Дух был един и неделим. Люди, птицы, животные, рептилии, насекомые и рыбы были всего лишь различными аспектами жизненной силы»296.

Специалистам хорошо известна проблема отсутствия логики и стройности древнеегипетских мифологических сюжетов, по крайней мере, с точки зрения носителя европейской культуры. Как отмечает современный российский учёный И. Рак, «в египетском мифе события могут показаться не имеющими причинно-следственной связи, поступки богов – психологически никак не мотивированными или вопиюще непоследовательными, зачастую бывает непонятен сам сюжет. <...> Труднее всего усваивать древнеегипетскую мифологию из-за её алогичности. <...> Остаётся добавить, что древнеегипетские тексты большей частью дошли до нас во фрагментах; многие содержащиеся в них намёки и ссылки нам непонятны; наконец, часть мифов сохранилась лишь в пересказах античных авторов, давших свою интерпретацию и, следовательно, исказивших первоначальный смысл»297.

В дополнение к изложенным соображениям следует сказать, что в ритуальных древнеегипетских текстах тот или иной бог часто называется «единым» или «единственным».

Совокупность приведённых выше обстоятельств стала основанием для суждений некоторых авторитетных исследователей о том, что древнеегипетскую религию можно рассматривать как особую форму монотеизма.

Так, уже Ж.-Ф. Шампольон писал, что «египетская религия есть чистый монотеизм, который внешне проявляет себя как символический политеизм»298. С ним вполне соглашается известный египтолог XX в. У. Бадж: «Когда египтянин называет своего Бога „единственным“, или „одним-единственным“, или „одним единым“, он имеет в виду именно то, что говорит. Именно это имеет в виду и мусульманин сегодня, утверждая, что „нет Бога, кроме Аллаха“. И что Бог солнце в небе, от которого он получает тепло, свет, пищу, благодаря чему он живёт. В своих гимнах египтянин многих богов называл „единственными“, но все эти боги были различными „модификациями“ солнечного бога»299.

И среди современных египтологов вопрос о том, что по своей сути есть религия Древнего Египта – политеизм или монотеизм, – не получил окончательного разрешения300.

С учётом всего изложенного описать всех богов с их генеалогией, функциями и героической биографией не представляется возможным. Поэтому в настоящей главе мы будем говорить только о ключевых фигурах египетского пантеона.

§ 3. Ключевые сакральные тексты для древнеегипетской религиозной традиции

Целостного корпуса священных книг, признававшихся таковыми во все периоды истории Древнего Египта, не существует. Вместе с тем современная наука имеет в своём распоряжении множество текстов, которые по своему содержанию так или иначе относятся к религиозной сфере.

Назовём следующие важнейшие письменные произведения, содержащие сведения о верованиях египтян:

– «Тексты пирамид» (Древнее царство) – совокупность надписей, начертанных на стенах внутри пирамид, расположенных близ деревни Саккара, примерно в 30 км к югу от Каира. Эти пирамиды служили гробницами для фараонов, правивших между 2350 и 2175 гг. до н. э. Однако очевидно, что данные тексты имеют более раннее происхождение, нежели сами строения, в которых они помещены. Скорее всего, их появление относится ко времени, предшествующему объединению Северного и Южного Египта (ок. 3000 г. до н. э.)301.

– «Тексты саркофагов» (Среднее царство) – ещё одна группа надписей на поверхностях саркофагов, содержавших тела умерших. Время появления большинства из них – период Среднего царства (между 2040 и 1783 гг. до н. э.). По своему содержанию – это, прежде всего, заклинания и ритуальные формулы. Их цель – помочь умершему в достижении блаженного существования в вечности. Частично эти тексты заимствованы из упоминавшихся ранее текстов пирамид. Отличительной их особенностью является указание на элементы быта простых (хотя и состоятельных) египтян. Это указывает на распространение погребальной практики, прежде использовавшейся лишь при дворе фараона, на более широкий круг лиц. В истории религии Древнего Египта этот процесс получил название «демократизация загробной жизни».

– «Книга Мёртвых» (Rau nau prt m hru – букв. «Главы о выходе к свету дня») – сборник гимнов и заклинаний, состоящий из 160–190 (в зависимости от извода текста) глав, по своему происхождению связанных с «Текстами пирамид» и «Текстами саркофагов». Части текста не имеют содержательного единства, но объединены одной целью – дать умершему инструмент для преодоления опасностей на пути к загробному блаженству. Свитки с «Книгой Мёртвых» полагались в гробницы умерших.

– «Книга Коровы» – текст, помещённый на стенах гробниц фараонов из 19-й и 20-й династий, вместе с большим изображением небесной коровы – символа богини Хатхор (см. ниже). Содержание сводится к изложению мифа об уничтожении человечества, восставшего против богов.

– «Об Исиде и Осирисе» – трактат греческого философа и биографа Плутарха (ок. 45 – ок. 127 гг.) с описанием одноименного египетского мифа (см. ниже).

§ 4. Космологические и антропологические представления древних египтян

Теогония и космогония

Известны три классических варианта египетского мифа о начале бытия мира. Данные три варианта соответствуют трём разным бытовавшим в Древнем Египте религиозным традициям, центры которых находились в Гелиополе, Гермополе302 и Мемфисе303.

Гелиопольская традиция

В начале времени был Нун (nwn [naun] – «вода», «водный») – океан (символ хаоса). В океане зародился бог Атум (др.-егип. Jtm). Ему не на что было опереться, и по его воле из океана поднялся первичный холм – гора, сияющий «камень Бен-Бен» (бен – «подниматься», «выныривать»), или «космическое яйцо». Из него рождается солнечная птица Бенну. Эта птица изображалась в образе трясогузки или цапли. Греки же ассоциировали этот мифический персонаж с птицей Фениксом (от греч. φοίνιξ – «пурпурный», «багряный»). Египетское название птицы Бенну связано со словом wbn – «сиять».

Этот мифологический персонаж отождествлялся египтянами с тремя образами солярного божества:

Хепри (hpr – «возникший») – бог восходящего утреннего солнца (символ – скарабей). Хепри изображался в виде человека с лицом в виде жука-скарабея. Показательно, что египтяне, зная о появлении скарабея из мёртвых тел животных, приписывали ему способность преобразовывать мёртвую плоть в новую жизнь. Символом преодоления смерти становилось и восходящее солнце, которое по представлениям древних египтян «выкатывается» из подземного мира божественным скарабеем каждое утро, после того как им была совершена работа по преодолению вместе с солнцем ночного пути.

Ра (копт. ri-ah – «солнце») – бог полуденного солнца. Ра изображался в виде человека с головой сокола, что указывает на его соотнесённость с богом Гором304.

Атум – бог солнца на закате. Он изображался в виде усталого старца, а также в виде крылатого змея. Атум считался богом вечности. Его имя истолковывается как «всё и ничто». Он существовал, когда ещё ничего кроме хаоса не было, и будет существовать в том же пра-океане после того, как мир закончит своё бытие. Атум содержит в себе также всё сущее, он причастен всему прошлому и будущему.

Соответственно, поднятие «бен» из первичного океана означает рождение бога вечности Атума.

Атум, найдя себе опору на первичном холме, приступил к производству других божественных сущностей305.

Атум оплодотворил сам себя (указание на божественные самодостаточность и изначальность) и изверг из своего рта богов: бога воздуха Шу (šw – «выплюнуть») и богиню влаги Тефнут (tefenet – «отрыгнуть»). Тефнут отождествлялась египтянами с другой божественной сущностью, отвечающей за справедливость, – богиней Маат (maat – «правда», «истина», «справедливость»).

Шу и Тефнут родили Геба – бога земли, символизирующего мужское (!) начало, и Нут –божество неба, символизирующего женское (!) начало.

В египетском представлении в отличие от многих других культур земля ассоциировалась с мужским началом, а небо – с женским.

Геб и Нут породили следующие поколения богов: Осириса, Исиду, Нефтиду и Сета.

Итак, богов стало девять. Они образовали так называемую «Великую Эннеаду»306, почитаемую во всём Египте.

Со временем Атум был вытеснен другим солярным божеством Ра и даже слился с ним, поэтому в отношении солнечного бога зачастую используется двойное имя: Ра-Атум.

Гермопольская традиция

В океане рождаются четыре пары богов (бог – богиня). Их имена соответствуют определённым божественным свойствам океана: Ну и Неет (водная стихия), Кук и Кукет (мрак), Хух и Хухет (бесконечность), Амон и Амонет (тайна, сокрытость).

Эти божества дали начала всему остальному миру.

Мемфисская традиция

В начале был Птах (pitah – «творец», «создатель»). В своём сердце он замыслил сотворить иных богов и весь мир.

Зримым воплощением, персонификацией этого сокровенного желания стало рождение бога Сиа (sia, saa – букв. «постигать, знать», «быть познанным») – бога разума и познания, через которого Птах осознаёт собственное желание.

Затем Птах вербализует свою волю, выражает своё желание словесно, рождая бога Ху – бога творческого слова, олицетворяющего божественную волю. Наконец, Птах совершает творение, рождая бога Хеку (hk – «усиление деятельности Ка (духа)») – бога творческой энергии Создателя.

Несомненно, мемфисская традиция являет собой самый интересный образец религиозной мысли.

Во-первых, творение осуществляется здесь только одним богом – Птахом, в то время как в других традициях (например, в гелиопольской) бог-создатель Атум творит только первую пару богов.

Во-вторых, Птах олицетворяет собой бога, творящего мир посредством сокровенного разума и явленного слова (ср. Ин.1:1). «Тот, кто проявляет себя как сердце (разум), кто проявляет себя как язык (слово) под видом Атума, есть Птах, самый древний»307.

Антропология

В древнеегипетских текстах содержится указание на происхождение людей из слез солярного бога Амона-Ра. В одном из гимнов сказано: «Вышли люди из (слёз) его глаз, стали боги из его уст (т. е. были сотворены его словом. – Примеч. прот. O.К.308.

Вероятно, основанием для вывода о таком происхождении людей послужила омонимия соответствующих слов в древне-египетском языке: люди (erme) и слёзы (erme).

В тексте, датируемом ок. 2000 г. до н. э., сказано: «Люди, божье стадо, были хорошо обеспечены. Он (бог-солнце. – Примеч. М. Элиаде) сотворил для их блага небо и землю... Он сотворил воздух, чтобы оживлять их ноздри, ибо они были его подобием, сотворены из его плоти. Он светит на небе, он сотворил для них растения и животных, птиц и рыб, чтобы питать их»309.

Изначально созданный мир был идеальным, и в нём господствовал маат (порядок, справедливость). Затем Ра обнаружил, что люди устроили заговор против него, и решил уничтожить их. Богиня Хатхор310 взялась совершить наказание. Но Ра узнал, что она желает полностью истребить весь человеческий род, и напоил Хатхор допьяна, прекратив уничтожение человечества.

Представления о составе человеческой природы не были чётко прописаны. Среди элементов, из которых состоит человек, упоминаются, в частности:

– тело;

– ba («душа»);

– ka («двойник»);

– сердце (часто символически изображалось в виде скарабея) – было вместилищем человеческого сознания, самостоятельным существом, которое на загробном суде могло свидетельствовать о неблаговидных человеческих поступках и мыслях;

– akh («светлый дух») и др.

При этом, насколько мы можем судить по частоте употребления в текстах, самыми значимыми составляющими человеческой природы являются акх, ба и ка.

Акх (ах) – «светлый дух», божественное начало, присущее человеческой природе, обладает сверхъестественной силой. Оно изображалось в образе птицы (часто – в виде хохлатого ибиса).

Ба – «душа». Часто также изображалась в форме птицы с человеческой головой. Является воплощением индивидуальности. Ба – некая невидимая сущность, тесно связанная с телесным составом. Следствием этого представления стала попытка сохранить тело в неприкосновенности при помощи мумификации. В случае невозможности сохранить тело внутри гробницы размещались изображения умершего (скульптурные или иконографические). Именно с сохранностью этого изображения связывалась сохранность Ба. После смерти Ба покидает тело и предстаёт на суд перед богами, где её деяния взвешиваются на весах, противоположная чаша которых содержит маат (принципы справедливости и правды), представленную в виде пухового перышка, глаза или фигурки одноименной богини. Тексты Древнего царства говорят только о Ба фараонов, однако в более позднее время, благодаря упоминавшейся выше «демократизации загробной жизни», в древнеегипетском обществе утвердилось представление о наличии Ба у каждого человека. Боги также имели свои Ба. При этом у богов их могло быть несколько (например, бог Ра имел семь Ба), а один бог мог считаться душой (Ба) другого бога (например, в некоторых источниках тот же бог Ра именуется душой (Ба) бога Нуна). Душами (Ба) богов считались и некоторые звезды (например, Орион считался душой (Ба) бога Осириса).

Ка – «двойник». Он не индивидуализирован, подобен греческому даймону311 или римскому гению312, после смерти сопровождает человека в загробный мир. У человека может быть даже не один, а несколько Ка, в частности в некоторых текстах упоминается, что у фараона их 14. Представления самих египтян относительно того, что есть Ка, очень противоречивы и неопределённы. В одном они лишь совпадают: Ка умершего человека обитает в гробнице, но может периодически её покидать и уходить в загробный мир, всегда возвращаясь впоследствии на землю.

§ 5. Древнеегипетская «сотериология»

Для древних египтян загробная жизнь была естественным продолжением земной жизни. Умершие продолжали жить в другом мире, помогая или противодействуя живым на земле. Самые главные памятники, из которых мы можем реконструировать представления о потустороннем мире, бытовавшие в Древнем Египте, – это «Тексты пирамид», «Книга Мёртвых» и миф об Осирисе и Исиде, содержащийся в трактате Плутарха.

В текстах, посвящённых загробной участи фараона (прежде всего, это «Тексты пирамид»), настойчиво повторяется мысль о вечности его существования. При этом либо говорится о том, что сын бессмертного бога не может умереть, либо указывается на то, что его тело не подвергнется тлению.

Древние египтяне верили, что после физической смерти фараон улетает на небо в виде сокола (символ бога Гора – божественный сокол) либо в (других вариантах) в виде дикого гуся, скарабея и т. п.

Цель посмертного путешествия фараона – «Поле подношений», в других вариантах «Поле тростника» или «Поле изобилия», то есть рай.

Путь к нему лежит через инициационные испытания: на берегу озера умерший должен получить место в лодке перевозчика, что становится возможным только в случае правильных ответов на его вопросы и предварительного правильного исполнения всех очистительных ритуалов. Для древних египтян, как и в целом для жителей Востока, было очень характерно внимательное отношение к ритуальной чистоте, которая в момент перехода в потусторонний мир считалась даже важнее чистоты нравственной. При этом под ритуальной чистотой понималась не только чистота телесная, но и надлежащее исполнение всех требующихся обрядов очищения, в том числе и ритуальная неосквернённость совершающих данную процедуру. О важности проведения обряда очищения свидетельствуют, в частности, «Тексты пирамид», в которых говорится о том, что по смерти фараона сами боги участвуют в церемонии очищения его тела.

Вместе с тем было бы несправедливо вовсе отрицать значение нравственного облика человека при определении его посмертной участи. Ранее говорилось уже о взвешивании Ба человека на специальных весах, на одной из чаш которых находится маат. Представить себе происходящее мы можем, прочитав 125-ю главу «Книги Мёртвых», в которой помещены оправдательные речи покойного в виде так называемой «негативной исповеди» или «исповеди отрицания», которую он должен произнести перед судом богов, чтобы попасть в рай:

Я не чинил зла людям.

Я не нанёс ущерба скоту.

Я не совершил греха в месте Истины. <...>

Я не творил дурного. <...>

Имя моё не коснулось слуха кормчего священной ладьи.

Я не кощунствовал.

Я не поднимал руку на слабого.

Я не делал мерзкого пред богами313.

«Исповедь отрицания» – оправдательная речь, построенная на опровержении своей вины и совершении дурных, предосудительных поступков. Данная исповедь – проверка на соответствие существующему кодексу моральных норм и предписаний.

На небесах фараона встречает бог солнца – Ра, который посылает в четыре стороны света гонцов, возвещающих о состоявшейся победе над смертью. Фараон удостаивается соцарствия с богом Ра. Рядом с фараоном находится свита в виде царедворцев и родственников. На небесах фараон осуществляет те же функции управления, что и на земле, то есть торжественно царствует, окруженный своими придворными.

При этом «Тексты пирамид» подчёркивают, что над умершим фараоном не властен бог Осирис, поскольку он – бог мёртвых, то есть владыка и покровитель всех остальных почивших людей. Являясь богом во плоти, фараон обладает бессмертием, и его биологическая смерть есть не более чем переход на новый уровень существования. В связи с этим представлением в Древнем Египте была подробно разработана концепция посмертного существования души фараона, которая позднее проецировалась и на души простых смертных.

В периоды междуцарствия, отличавшиеся анархией и попранием традиционных устоев, происходила «демократизация» загробной жизни, в результате чего знать и даже простолюдины усваивали себе погребальные ритуалы и погребальные элементы (например, тексты пирамид), принадлежавшие ранее только фараонам. Данный «демократический» процесс сопровождался физическим разграблением гробниц и оскудением веры в божественное достоинство фараона.

Важным историческим свидетельством, рассказывающим о представлениях древних египтян о мире мёртвых, является миф об Осирисе и Исиде, изложенный греческим историком Плутархом (II в.) в его трактате «Об Осирисе и Исиде». Несмотря на достаточно позднюю фиксацию данного мифа, можно уверенно утверждать, что его сюжетная линия, несомненно, имеет более древний характер.

В мифе рассказывается, что Осирис (см. рис. 34) был царём, правившим справедливо и мудро. Его брат Сет позавидовал ему и обманом заманил в саркофаг, запечатал гроб и бросил в Нил. По альтернативной версии мифа, Сет убил Осириса, рассёк его тело на четырнадцать частей и разбросал по всему Египту. Жена Осириса – Исида – собрала все части тела воедино и, вступив с ним в близость, зачала сына – Гора (hr – «высота», «небо») (см. рис. 35). Она похоронила тело Осириса и, скрывшись в дельте Нила в зарослях папируса, родила.

Рис. 34. Осирис и Изида

Повзрослев и возмужав, Гор заставил богов «Великой Эннеады» признать свои права на царство, а затем вступил в противоборство с Сетом.

В ходе противостояния Сету удалось вырвать у Гора один глаз, но в конце концов Гор смог победить Сета. Отняв свой глаз, Гор передал его Осирису (по одной из версий, Осирис, проглотив глаз Гора, оживает).

Боги приговорили Сета носить на себе свою жертву (как вариант исполнения приговора Сета превращают в барку, которая везёт Осириса по Нилу). Однако Сет не может быть совершенно уничтожен, поскольку он есть образ изначального хаоса, мрака и потому несёт в себе мощь тления, непобедимую силу смерти. Затем Гор спускается в страну мёртвых и приносит туда благую весть о своём возвращении в качестве преемника и наследника отца, а также о своём воцарении. Таким образом, он «пробуждает» Осириса.

Осирис становится символом плодородия и растительности. Кроме того, он – образ всякого умершего. Осирис открыл путь к преображению смерти в жизнь, и потому смерть воспринимается отныне как переход на новый уровень бытия.

В эпоху Нового царства участь умерших отождествлялась одновременно и с участью Ра (Атона) и с участью Осириса. Душа (Ба) одновременно должна была соединиться с солнечным богом, преодолевающим ежедневно смерть, и тем, кто является владыкой царства мёртвых, то есть с Осирисом.

Рис. 35. Хатхор и Гор

§ 6. Ритуальный характер власти фараона и его место в религиозной практике

В «Книге Мёртвых» (гл. 17) бог говорит: «Я есмь Атум, когда был один в Нуме (первичном океане). Я есмь Ра в его первом появлении, когда он начал править своим творением»314. Это прямое указание на божественный характер власти фараона. Не кто иной, как сам Ра был первым правителем, и к нему восходит цепочка преемников власти.

После того как мир был создан и упорядочен, людьми и всем живым управляли боги – Осирис и его сын Гор, которые впоследствии передали власть своим представителям – фараонам. Фигура фараона была сакральной для древних египтян, поскольку он был преемником властных функций и священного положения первых божественных правителей мира315. Фараон почитался живым богом на земле.

Однако когда мы говорим о божественности фараона, а равно и остальных почитавшихся ритуально существ, следует иметь в виду, что египтяне не делали принципиального различия между сущностью божественных лиц и человеческой природой и даже природой всего остального мира. Как точно заметил Е.А. Торчинов, «древние египтяне были «монофизитами», считавшими, что все существа и даже вещи наделены одной и той же природой и различия между людьми и богами – это не различия по природе, а лишь по степени проявления этой природы. То есть речь идёт не о сакральности и профанности, а лишь о степени сакральности»316.

Преемственность власти фараона от Гора подчёркивалась ритуальной одеждой монарха. Его головной убор немес представлял собой полосатое покрывало с уреем (символическими изображениями сокола и кобры) на лбу. Покрывало ниспадало на плечи двумя фалдами, тем самым изображая крылья сокола – Гора317.

Согласно древнему преданию, первый фараон основал город Мемфис и был там интронизован. Это период золотого века, «когда ещё не было ни гнева, ни шума, ни борьбы, ни беспорядка»318. Поскольку древний человек воспринимал весь мир с позиций того общества, членом которого он был, то воцарение первого фараона и устроение первого города означало не что иное, как создание мира. По крайней мере, в таком виде это было известно жителю Древнего Египта.

Как преемник бога в управлении миром, фараон есть воплощение маат – мирового порядка, установленного Создателем. И в реализации маат на всех уровнях жизни государства состоит его призвание.

Для фараона не важны были личные качества, большее значение имели те функции, которые он выполняет. Именно поэтому изображения фараонов предельно общи и не портретны. Другим проявлением данного подхода является отсутствие личностных характеристик фараонов, все они описываются предельно житийно, одними и теми же словами.

Фараон являлся посредником между богами и людьми и потому признавался единственным жрецом319. Поскольку физически он не мог выполнить самостоятельно все обряды и жертвоприношения, то эти функции передавались его представителям – жрецам. В свою очередь жрецы исполняли все ритуалы именем фараона. Основной целью ритуалов было обеспечение бесперебойной смены периодов времени, то есть сохранение существующего космического порядка.

Фараон занимал центральное место в обрядах, связанных с празднованием Нового года, а также с праздником Мина (сбор урожая). Он лично должен был освящать новые храмы.

Сама интронизация фараона носила космогонический, священный характер, так как ритуально воспроизводила создание Вселенной и государства, то есть «оживляла» событие, ставшее некогда началом времён, возвращая к нему людей. Соответственно, все последующие фараоны при своём воцарении (интронизации) на протяжении трёх с лишним тысячелетий совершали повторение этого священного акта, обозначавшего сотворение мира и позволявшего обновлять его силы, делать его вновь юным, как некогда во времена его создания.

* * *

Египет явил миру религиозные представления, с одной стороны демонстрирующие универсальность религиозных архетипов, а с другой – имеющие весьма оригинальный характер.

В древнеегипетской религии присутствует идея единого начала бытия мира. По крайней мере, в двух вариантах космогонии указывается на верховного бога, сотворившего остальных божеств и (непосредственно или опосредованно) весь мир (ср. гелиопольский и мемфисский мифы о творении).

В мифах Древнего Египта с очевидностью присутствует изложение трёхэтапного творения мира единым богом. Первичным этапом является желание создать мир, затем реализация этого желания на уровне замысла (идеи, проекта, сокрытого слова), после чего этот замысел осуществляется в акте творения, сопровождающемся выплеском божественной энергии. Данная религиозная концепция может быть сопоставлена с библейским пониманием творения, осуществляемого как реализация божественной воли, премудрой и совершенной, посредством Божественного Слова. (Ср.: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин.1:1–3).)

Восприятие древними египтянами материального мира отличается антропоцентричностью. В частности, в древних текстах, как можно было видеть, прямо утверждается, что мир создан для человека. (Ср. с идеей шумерской мифологии о творении человека как функционального субъекта, обслуживающего потребности богов, а также с текстами авраамических религий: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт.1:28). «Он – тот, кто сотворил для вас всё, что на земле» (Коран (пер. М.-Н.О. Османова) 2:29). «Несомненно, Мы даровали почёт сынам Адама и по Нашей воле они передвигались по земле и морю, Мы наделили их благами и дали им явное превосходство над другими тварями» (Коран (пер. М.-Н.О. Османова) 17:70).)

Представление о роли правителя страны демонстрирует наличие в сознании древнеегипетского общества идеи сакральности верховной (монаршей) власти. Это подчёркивается фактом непосредственного преемства власти фараонов от богов. (Ср. с пониманием сакральности монаршей власти в конфуцианстве, шумеро-аккадской и хеттской культурах, а также в православной традиции: «Ибо православные императоры, с призыванием Святыя Троицы назначая патриархов, и будучи помазанниками Господа, невозбранно, когда захотят, входят во святый алтарь, и ходят и делают знамение креста с трикирием, как архиереи. Они предлагают народу и катехизическое учение, что предоставлено одним местным архиереям. <...> А как царствующий император есть и помазанник Господень по причине помазания на царство, а Христос и Бог наш есть между прочим и архиерей; то благословно и император украшается архиерейскими дарованиями»320. «Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются <...>: анафема»321.)

Египетская мифология настаивала на неразрушимой смертью связи нематериального состава человека с его телом. Это стало мотивом для созидания величественных гробниц (пирамид), а также причиной стремления сохранить труп при помощи мумификации или предложить ему замену в виде искусственно созданной фигуры322.

Древний Египет создал архетипичную сотериологическую концепцию, изложенную в мифе об Осирисе и Исиде. Гор (сын Осириса, рождённый в мир ради торжества правды) победил Сета (образ хаоса и смерти). Результат этой победы – пробуждение (воскресение) Осириса, возвращение его к жизни и к власти (царствованию), а также воцарение его сына – Гора323.

Отождествляясь с богом, преодолевшим смерть и тление, человек получал надежду на единство с ним в вечности, что означало личностное преодоление смерти, которое, однако, не подразумевало телесного воскресения. (Ср.: Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним (Рим.6:8). Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживём (2Тим.2:11).)

Литература:

1. Okasha El Daly. Egyptology: The Missing Millenium. Ancient Egypt in Medieval Arabic Writings. London: UCL Press, 2005.

2. Scharff A. Archäologische Beiträge zur Frage der Entstehung der Hieroglyphenschrift. München, 1942.

3. Бадж У. Древний Египет: духи, идолы, боги / пер. с англ. Л.А. Игоревского. М.: Центрполиграф, 2009.

4. Бадж У. Жители долины Нила / пер. с англ. А.Б. Давыдовой. М.: Центрполиграф, 2009.

5. Бадж У. Легенды о египетских богах / пер. с англ. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2001.

6. Касаткина Т.А. Религия. Культура. Искусство: учеб. пособие по курсу «Религия, культура, искусство». Вып. 1. М., 2009.

7. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976.

8. Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М., 1996.

9. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. Екатеринбург: У-Фактория, 2007.

10. Тураев Б.А. История Древнего Востока: в 2 т. Л.: Социально-экономическое, 1935.

11. Уайт Д.М. Боги и люди Древнего Египта / пер. с англ. Л.А. Калашниковой. М.: Центрполиграф, 2007.

12. Фридрих Й. История письма. М.: Наука, 1979.

13. Шампольон Ж.-Ф. О египетском иероглифическом алфавите. М., 1950.

14. Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 1. М.: Академический проект, 2009.

Заставка 13

* * *

286

Ахмад ибн Вахшия аль-Набати, известный в Европе как Ахмад бин Абубекр бин Вахиши, сравнив египетское иератическое письмо с коптским алфавитом, обнаружил немало сходства между ними. Но параллели, проведённые ибн Вахшия, оказались лишь наполовину верными. Тем не менее его книгой «Kitab Shawq al-Mustaham», в которой были описаны результаты его изысканий, пользовались более поздние исследователи египетских иероглифов Атанасиус Кирхер и Сильвестр де Саси. Знако́м с рукописью данной книги, возможно, был и Жан-Франсуа Шампольон, проходивший обучение у Сильвестра де Саси. (Подробнее см. Okasha El Daly. Egyptology: The Missing Millenium. Ancient Egypt in Medieval Arabic Writings. London: UCL Press, 2005.)

287

Как, например, немецкий египтолог А. Шарфф. (См. Scharff A. Archäologische Beiträge zur Frage der Entstehung der Hieroglyphenschrift. München, 1942.)

288

См. Фридрих Й. История письма. M.: Наука, 1979. C. 49.

289

Осирис и его супруга Исида были одними из самых почитаемых божеств Древнего Египта (см. ниже изложение мифа об Осирисе и Исиде). Приведённые имена восходят к греческому произношению, египтяне называли их Усире и Исет.

290

Фивы – город в долине Верхнего Нила, расположенный на обоих берегах реки примерно в 480 км южнее Каира.

291

Гелиополь (греч. Ἡλίουπόλις) – город к северо-востоку от современного Каира. Египетское название Iunu [Иуну], что значит буквально «город столбов» из-за обилия обелисков. В Библии упоминается под именем ‏און [Он]: Молодые люди Она и Бубаста падут от меча, а прочие пойдут в плен (Иез.30:17). Греческое название, означающее «город Солнца», объясняется тем, что в Гелиополе находился главный центр поклонения верховному богу-солнцу – Атуму-Ра, которого греки отождествляли с Гелиосом.

292

В связи с этим весьма показателен роман польского писателя Болеслава Пруса «Фараон», в основе сюжета которого лежит описание жестокой борьбы за власть, развернувшейся между фараоном и классом жрецов Амона-Ра. Несмотря на некоторые исторические неточности, произведение вполне ярко и правдоподобно описывает атмосферу эпохи.

293

Традиционно под теократией (от др.-греч. θεός – «бог» и κράτος – «управлять») понимается такая форма государственного устройства, при которой вся полнота власти в стране принадлежит духовенству.

294

Фараон сменил имя с «Аменхотеп», что значило «Амон удовлетворённый», на «Эхнатон», что означало «тот, который служит Атону».

295

Современный город Телль-эль-Амарна – поселение на восточном берегу Нила, расположенное в 287 км от Каира.

296

Уайт Д.М. Боги и люди Древнего Египта / пер. с англ. Л.А. Калашниковой. М.: Центрполиграф, 2007. С. 126.

297

Рак И.В. Мифы Древнего Египта. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. С. 6–7.

298

Цит. по: Бадж У. Древний Египет: боги, идолы, духи / пер. с англ. Л.А. Игоревского. М.: Центрполиграф, 2009. С. 31.

299

Бадж У. Древний Египет: боги, идолы, духи / пер. с англ. Л.А. Игоревского. М.: Центрполиграф, 2009. С. 31.

300

См., напр.: Hornung Eric. Conceptions of God in Ancient Egypt: The One and the Many Cornell University Press, 1996.

301

См. Mercer S.A.B. The Pyramid Texts in Translation and Commentary. Vol. I. New York; London; Toronto, 1952. P. VIII and 1–12 // Тексты пирамид / под общ. ред. А.С. Четверухина. СПб.: Журнал «Нева»; Летний сад, 2000. С. 228–254.

302

Гермополь (др.-егип. Kh’mun; греч. Ἑρμοῦπόλις) известен с III тыс. до н. э.; расположен в Среднем Египте между Фивами и дельтой Нила. На его месте располагается современный Эль-Ашмунейн. Изначальным названием этого города было Унут («зайчиха»), поскольку именно это животное было символом поселения. Сам город являлся столицей 15-го (т. н. «заячьего») нома (области) Египетского царства. Когда значение города возросло, он получил наименование Kh’mun, что значит «восьмёрка», по числу почитавшихся здесь божеств. (Подробнее см. раздел «Гермопольская традиция».) Греческое название Гермополя, или «города Гермеса», объясняется тем, что греки отождествляли Гермеса – бога разумности, красноречия и мудрости с его египетским аналогом – богом Тотом, культ которого был особенно распространён в Гермополе.

303

Мемфис (др.-егип. Mn-nfr – «прекрасное жилище, место») – город, расположенный на западном берегу Нила, на рубеже Верхнего и Нижнего Египта, недалеко от современного Каира. Одним из распространённых названий города было название Hut-ka-pth, что в переводе с древнеегипетского буквально означало «дом души (храм) бога Птаха». Греки прочитывали это название как Αἴγυπτος. Впоследствии данное наименование перешло на всю страну. (Подробнее см.: Уайт Д.М. Боги и люди Древнего Египта / пер. с англ. Л.А. Калашниковой. М.: Центрполиграф, 2007. С. 25.)

304

См. ниже описание мифа об Осирисе и Исиде.

305

См. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. С. 28–30. Любопытно в связи с этим существование поверья, что Изначальный Холм (Бен-Бен) стал местом, на котором был возведён впоследствии гелиопольский храм Ра-Атума. Таким образом, храмовая возвышенность осмыслялась египтянами как пуп земли (омфалос) или ось мира (axis mundi).

306

«Великая Эннеада» (греч. Ἐννεάς – букв. «девятка») – девять главных богов Древнего Египта, которые также считались и его первыми царями.

307

Цит. по: Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 1. М.: Академический проект, 2009. С. 114.

308

Рак И.В. Мифы Древнего Египта. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. С. 37.

309

Цит. по: Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 1. М.: Академический проект, 2009. С. 115.

310

Хатхор (Хатор) (букв. «дом Го́ра» (т. е. «небо») – богиня неба, любви, женственности и красоты, а также супруга Гора. В древности считалась дочерью Ра. В древнейший период представлялась в образе небесной коровы, родившей солнце. Является персонификацией Млечного Пути, который виделся древним египтянам как молоко небесной коровы.

311

См. гл. XVI. Религия Древней Греции.

312

См. гл. XVIII. Религия Древнего Рима.

313

Книга Мёртвых / пер. М.А. Коростовцева // Цит. по: Поэзия и проза Древнего Востока. М.: Художественная литература. (Библиотека всемирной литературы. Серия первая. T. 1.) С. 71.

314

Цит. по: Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 1. М.: Академический проект, 2009. С. 116.

315

Ср. с пониманием сакральности царской власти в конфуцианстве (см. гл. VII. Конфуцианство), в шумеро-аккадской традиции (см. гл. X. Религия и культура Шумера; гл. XI. Религия и культура Аккада), а также в хеттской культуре (см. гл. XIII. Религия и культура хеттов).

316

Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2007. С. 18.

317

Данный факт был установлен современным египтологом А.О. Большаковым. См. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. С. 131.

318

Цит. по: Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 1. М.: Академический проект, 2009. С. 111.

319

Ср. с функциями правителя (императора) в Древнем Китае (см. гл. VI. Древнекитайские религиозные представления).

320

Валсамон. Толкование 69-го правила Трулльского Собора. Русский перевод «Правила св. Вселенских Соборов с толкованиями». Вып. III. Правила Соборов 5–7. М., 1900. С. 267.

321

Чин анафематизмов в Неделю Православия, п. 11.

322

Ср. с практикой почитания мощей святых в христианстве. Интересно также сравнить это, например, с молитвой прп. Сергию Радонежскому: «О священная главо, преподобне и Богоносне отче наш Сергие, <...> по отшествии твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и Небесныя Силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый».

323

Ср.: Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мёртвыми, и над живыми (Рим.14:9).


Источник: Homo religiosus: на путях поиска истины: Авторский курс лекций по "Истории нехристианских религий" / Прот. Олег Корытко. - Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2017. - 831 с.: ил.

Комментарии для сайта Cackle