Михаил Рождественский

Источник

Глава 3. Мазхабы

Первоначально, при жизни Мухаммеда и его сподвижников (сахаба), только Коран и сунна служили источником мусульманского права. И можно сказать, что сам Мухаммед основал и возглавил первый в истории ислама мазхаб – школу правовой мысли. В период «праведных» халифов, когда вошел в обиход принцип иджмы (согласованного мнения) и кийяса (аналогии), определяющая роль в правообразовании фактически принадлежала халифу, так как последнее слово оставалось за ним. Иными словами, мазхабом этого времени являлся мазхаб каждого из халифов. Однако, несмотря на авторитет халифа, решения правовых вопросов все равно могли быть изменены в соответствии с примером Мухаммеда (т.е. на основании хадисов). Потому что «по шаригату, власть правителя в религиозном отношении простирается только на случаи, не определенные точными постановлениями;... халиф должен подчиняться прямым постановлениям ислама и в вопросах религии обращаться к улемам и богословам – юрисконсультам ».43

После превращения халифата в королевство, халиф – король перестал быть руководителем мазхаба. Именно в это время ученые и законники разошлись по разным уголкам империи Омейядов, ввиду чего увеличилось количество индивидуальных иджтихадов. Около каждого видного ученого образовывался кружок его учеников, изучавших методы его правовой школы (мазхаба). По имени основателя того или иного мазхаба и сам мазхаб получал соответствующее название.

Мазхаб ханифитов

Основателем мазхаба ханифитов является имам Абу Ханифа (наст, имя Нуман ибн Табит (702/699–767гг)). Родился в Куфе (Ирак) в 702, по др. свед., в 699 году. Он был учеником известного ученого Хаммада ибн Заида. Первоначально изучал философию и диалектику (ильм алькалям), но потом, оставив их, серьезно взялся за хадисы и фикх (право). За 18 лет, которые Абу Ханифа провел рядом со своим наставником, он освоил науку преподавания и после смерти Хаммада в 742 году занял должность преподавателя. Ему приписывают составление сборника из 500 тысяч различных примеров юридических дел, предусматривающих определенные наказания. Об Абу Ханифе рассказывают, что это был богобоязненный человек, вел аскетический образ жизни. Однажды, когда он узнал, что в Куфе продают мясо украденных овец, то из страха, чтобы не съесть запретное мясо, он семь лет не ел баранину. Однако, несмотря на свою благочестивую жизнь, он был замучен и в 68 – летнем возрасте умерщвлен.

Метод преподавания имама Абу Ханифы основывался на принципе «шура» – коллективное обсуждение, совещание. Он предлагал своим ученикам для обсуждения какую – нибудь правовую проблему, после чего все их единогласные мнения письменно фиксировались. Можно сказать, что ученики Ханифы внесли в формирование мазхаба не меньший вклад, чем его основатель.

В качестве источников права ханифиты использовали:

Коран как первостепенный источник исламского права.

Сунна, при условии, что хадисы, используемые в качестве доказательства, должны быть не только достоверны (сахих), но и общеизвестны (машхур).

Иджма (согласованное мнение) как сахаба (сподвижников Мухаммеда), так и ученых любого времени.

Ар-раи – индивидуальное мнение любого из сахаба. В случае их разногласий Абу Ханифа выбирал наиболее подходящее для конкретного случая.

Кийяс (принцип аналогии). Ханифа признавал выводы по принципу суждения по аналогии, принадлежащие ученикам сахаба (табиин). Однако в случае несогласия с ними, использовал собственные и своих учеников.

Истихсан (превосходство, предпочтение).

Урф (местный обычай).

Основные ученики мазхаба ханифитов: Зуфар ибн Аль – Хундайл (732 – 774гг.), Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим (735 – 795гг.), Мухаммад ибн Аль – Хасан Аш – Шайбани (749 – 805гг.)

Мазхаб аузаитов

Мазхаб получил название по имени сирийского ученого Абдур – Рахмана ибн Аль – Ауза’и (708 – 774 гг.) Он родился в Бель Беке и был известным ученым своего времени в области хадисов. Аузаи был противником злоупотребления кийясом (аналогией) в тех случаях, когда Коран и сунна предоставляли разрешение сложившейся проблемы. Кроме Сирии мазхаб был распространен в Иордании, Палестине, Ливане, Испании. В X веке судьей Дамаска был назначен представитель шафиитского мазхаба Абу Зара Мухаммад ибн Усман. Он платил по сто динаров любому из учеников, который выучит наизусть главную правовую книгу шафиитов «Мухтасар Аль Музани». В результате такая гратификационная политика привела не только к распространению мазхаба шафиитов, но и к стремительному сокращению последователей Аузаи. Его мазхаб просуществовал до XI века и к настоящему времени совершенно исчез.

Мазхаб маликитов

Основателем мазхаба является уроженец Медины Малик ибн Анас ибн Амир (717/713 – 801/795гг.). Он, так же как и многие ученые того времени, занимался изучением хадисов. В качестве учителей он избрал известных ученых и знатоков хадисов Аз – Зухри и Нафи. После этого он сорок лет занимался преподаванием хадисов в Медине. По просьбе халифа Абу Джафара Аль – Мансура, который захотел иметь у себя полный кодекс, основанный на сунне, Малик составил книгу хадисов Мухаммеда, а также атары (высказывания) его сподвижников (сахаба) «Аль – Муатта» (Проторенный путь). Однако, указывая на ее ограниченность, так как уже разъехавшиеся сахаба увезли с собой часть сунны, он был против ее насильственного насаждения в массах. По причине того, что он отвергал методы рассуждения и гипотетического фикха, его правовое течение получило название «Люди хадисов» (Ахль аль хадис).

Принцип преподавательской деятельности имама Малика состоял в чтении хадисов и атар ученикам и обсуждении их смысла применительно к проблемам современности.

Источники права маликитского мазхаба:

Коран

Сунна. Однако хадис отвергался, если противоречил традиционной практике жителей Медины.

’Амаль – практика жителей Медины. Наверно, потому что большую часть своей жизни Малик провел в этом городе (он оставлял его только ради совершения хаджа (паломничества в Мекку)), он придавал большое значение не только общеупотребительной практике мединцев, но и более редким обычаям, бытовавшим среди немногих жителей этого города.

Иджма – единогласное мнение сахаба.

Ар-раи – частное мнение сахаба. Принимая их индивидуальные позиции, он, однако, считал за более авторитетный источник их согласованное заключение (иджма). Но если имелось только их частное мнение, то ему он отдавал предпочтение по сравнению со своим.

Кийяс. Малик использовал также метод аналогичного сравнения. Однако осознавая его субъективную природу, делал это с крайней осторожностью.

Истисла (благосостояние). Этот принцип означает предпочтение того, что более удобно и применимо. Он касается тех моментов человеческого благосостояния, которые не были оговорены в шариате. Это тот же истихсан ханифитов, только под другим наименованием.

Урф. Также к потенциальным источникам права Малик относил людские обычаи и традиции.

Наиболее известные из учеников имама Малика были Абу Абдур – Рахман ибн Аль Касим (745 – 813 гг.) и Абу Абдиллах ибн Уахб (742 – 819 гг.)

Мазхаб заидитов

Родоначальником этой правовой школы был имам Заид ибн Али (700 – 740гг.), бывший внуком последнего праведного халифа Али ибн Абу Талиба. Заид родился в Медине и впоследствии много странствовал по другим городам, расширяя свои познания. Он посещал научные центры в Ираке, Куфе, Басре, Уасите и обменивался мнениями с другими современными ему учеными, например, с Абу Ханифой и Суфьяном Ат – Таури. Впоследствии он преподавал в учебных кружках Медины, Басры, Куфы и Уасита и имел много последователей.

Заид часто испытывал притеснения и унижения со стороны халифов правившей тогда династии Омейядов и потому первый из потомков Али решился силой избавить халифат от Омейядов. Объединившись с шиитами нескольких регионов, он стал готовиться к битве. Однако когда его союзники узнали, что он не разделяет их взглядов, а именно не считает первых халифов Абу Бекра и Омара отступниками, узурпировавшими халифат у его деда, многие из них порвали отношения с ним. В итоге, вступив в битву всего лишь с четырьмястами своих приверженцев против внезапно напавшей армии халифа Хишама ибн ’Абдуль – Малика, Заид был убит.

В своем методе он опирался на хадисы или мнения кого – нибудь из своих современников. Также обучал искусству чтения Корана. Фетвы (правовые заключения) этого мазхаба записывались не самим Маликом, а его учениками.

Источники права заидитов:

Коран

Сунна

Аквал лай – фетвы и заявления Али ибн Абу Талиба (4 – го «праведного» халифа). Хотя иногда Заид составлял фетвы, противоречащие фетвам Али, например, Али постановил, что закят (денежный налог, обязательное ежегодное пожертвование) может собираться с сирот, а Заид утверждал, что не может.

Иджма

Кийяс

Акль – человеческий разум. В крайнем случае, человеческий разум мог считаться источником исламского права. Согласно этому принципу – все, что человеческий разум считает хорошим, – хорошо, а все, что он считает плохим, – плохо. Этот принцип первыми ввели мутазилиты. Заид был знаком с ним благодаря тому, что в юности какое – то время учился у Уасиля ибн Аты – основателя школы правовой мысли мутазилитов.

Основные ученики имама Заида: Абу Халид, Амр ибн Халид Аль Уасити (ум. в 889г.), Аль Хади Ила Аль Хак, Яхья ибн Аль Хусейн (860 – 911гг.), Аль Хасан ибн Али Аль Хусейни (845 – 917гг.). В настоящее время последователей этого мазхаба можно встретить по преимуществу в Йемене, где это течение представляет большинство жителей города.

Мазхаб лаититов

Основал мазхаб лаититов имам Аль – Лайт ибн Сад (716 – 791гг.), современник Абу Ханифы и имама Малика. Он родился в Египте и после всестороннего обучения стал видным ученым Египта. Аль – Лайт переписывался с Маликом по различным вопросам права и, в частности, о включении им практики жителей Медины (амаль) в один из источников права. Мазхаб Аль – Лайта прекратил свое существование вскоре после его смерти в 791 году. Причиной тому было то, что он имел мало последователей, а это, естественно, сказалось на будущем этого мазхаба. К тому же Аль – Лайт не заботился о том, чтобы его немногие ученики записывали его взгляды и доказательства. В результате после себя он оставил очень мало материала. Вдобавок к этому, сразу после смерти Аль – Лайта в Египте поселился другой известный ученый Аш – Шафии, который быстро распространил свое влияние в этой местности.

Мазхаб тауритов

Основатель мазхаба имам Суфьян Ат – Таури (719 – 777гг.). Он родился в Куфе и, как родоначальники других мазхабов, прилежно изучал хадисы и фикх. После своего обучения Таури стал основным ученым в Куфе по фикху и хадисам. Он был современником другого известного ученого Абу Ханифы, с которым был солидарен во мнениях. Единственное, что Таури не приветствовал у Ханифы, это кийяс и истихсан.

Как и некоторые другие имамы, Таури был в немилости у тогдашней власти. Из – за своего прямого характера и несогласия с политикой Аббасидов, он часто конфликтовал с чиновниками этой династии. За отказ принять пост судьи (кадия) Куфы, его вынудили отказаться от преподавательской деятельности и навсегда оставить родину. Оставшуюся часть жизни он был вынужден скрываться вплоть до своей смерти в 777 году.

Этому мазхабу, так же, как и мазхабу Лайти, не суждено было распространиться, поскольку значительное время Таури провел, скрываясь от властей, что отрицательно сказалось на количестве его последователей. Перед смертью он написал завещание, в котором приказал своему главному ученику Аммару ибн Сайфу уничтожить все свои труды, что послушный ученик и выполнил. Однако часть его разрозненных писаний дожила до нашего времени, будучи сохранена учениками других мазхабов.

Мазхаб шафи’итов

Своим появлением на свет мазхаб был обязан Абу Абдаллаху Мухаммаду ибн Идрису Аш – Шафи'и (769/767 – 820гг.). Он родился в Газе и первую половину своей жизни посвятил учебе. Еще юношей он поехал в Медину к имаму Малику, у которого учился хадисам и праву. Аш – Шафии оставался у Малика до самой его смерти в 801 году и выучил за это время всю его книгу «Аль Муатта». После этого до 805 года он преподавал в Йемене. Будучи обвинен властью в приверженности к шиитским учениям, Аш – Шафии был в качестве заключенного доставлен к тогдашнему халифу династии Аббасидов Харуну Ар – Рашиду (правил 786 – 809 гг.). Однако, сумев доказать свою непричастность к шиитским воззрениям, он был освобожден. Сначала он остался в Ираке и учился у имама Мухаммада ибн Аль – Хасана, но потом отправился в Египет к имаму Аль – Лайту. Не застав его в живых, он остался в Египте вплоть до своей смерти в 820 году.

Аш – Шафии объединил учения школы маликитов и ханифитов и вывел новый мазхаб, который был зафиксирован в виде книги «Аль – Худжа» – «Свидетельство», написанной в 810 году. Эту книгу и вообще все время его преподавания до этого момента принято называть аль – мазхаб аль – кадим – старая школа мысли. После его переезда в Египет он познакомился с новой системой правовой мысли, принадлежавшей имаму Аль – Лайту. В результате этого знакомства Аш – Шафии пересмотрел и изменил многие аспекты своего учения, отчего родилась аль – мазхаб аль – джадид – новая школа мысли в виде книги «Аль – Умм» – «Сущность». Ему также принадлежит книга «Ар – Рисалла», в которой впервые были систематизированы основополагающие принципы фикха.

В качестве источников Аш – Шафии использовал:

Коран

Сунна. Единственное условие, которое Аш – Шафии предъявлял к хадисам – это их достоверность (сахих).

Иджма – согласованное мнение сахаба (сподвижников).

Ар – раи. Принималось и индивидуальное мнение сахаба, при условии отсутствия среди них расхождений. Если же наблюдались разногласия, то избирался вариант, наиболее близкий к главным источникам.

Кийяс. Аш – Шафии признавал и принцип аналогии, однако ставил его ниже мнений сахаба.

Истисхаб. (поиск связи, увязки) Этот метод основывается на предположении, что правовые заключения, сформулированные при определенных обстоятельствах, сохраняют свою юридическую силу до того момента, когда становится достоверно известно об изменениях этих обстоятельств. Например, при длительном отсутствии человека, когда неизвестно, жив он или нет, согласно принципу истисхаба, все правила остаются в силе, как при живом человеке, пока не выяснится истина.

Основные ученики этого мазхаба: Аль – Музани (791 – 876 гт.), Ар – Раби Аль – Маради (790 – 873 гг.), Юсуф ибн Яхья Аль – Буайти(?). В настоящее время большинство шафиитов проживает в Египте, Южной части Аравийского полуострова (Йемене, Хадрамуте), Шри – Ланке, Индонезии, Малайзии, Восточной Африке (Кении, Танзании), и в Суринаме (Южная Америка).

Мазхаб ханбалитов

Мазхаб основал очень известный и популярный ученый своего времени Абдаллах Ахмад ибн Ханбал Аш – Шайбани (778/780 – 855 гт.) Он занимался изучением права и хадисов у имама Юсуфа, ученика Абу – Ханифы, а также у самого Аш – Шафии. Имам Ахмад прославился, как великий рассказчик хадисов, которых он помнил наизусть огромное количество. Как и некоторые из имамов, Ахмад подвергся преследованиям со стороны халифов. В то время халифат принял концепцию мутазилитов (отколовшихся). По приказу халифа Аль – Мамуна (правил 813 или 818 – 832 гг.) имам Ахмад был заключен на два года за то, что отверг учение о сотворенности Корана. Будучи выпущен, он продолжил преподавательскую деятельность в Багдаде. Впоследствии он опять подвергся преследованиям со стороны нового халифа Аль – Уатака (правил 842 – 846 гг.) и был вынужден скрываться до тех пор, пока вновь вступивший халиф Аль – Мутауаккиль (прав. 847 – 861 гг.) официально не отверг идеологию мутазилитов. Последние годы жизни Ахмад провел в Багдаде, где занимался преподавательской деятельностью вплоть до своей смерта в 855 году.

Имам Ахмад уделял большое внимание сбору и толкованию хадисов. Он располагал огромным собранием хадисов, которые составляли сборник «Аль – Муснад» (Опора). Он включал в себя более 30000 хадисов (по др. сведениям 40 тысяч) и их толкований сахаба (сподвижниками Мухаммеда). По словам историка – правоведа Ибн Надима (ум.в 996г.), Ибн Ханбал знал наизусть более миллиона хадисов. Именно поэтому хадисы составили основу его правовых суждений. Метод его преподавания заключался в диктовании хадисов и фетв (юридические постановления муфтиев) и поиске среди них ответов на проблемы современности. При необходимости Ахмад выносил свое собственное мнение, которое, впрочем, запрещал записывать, отчего его система была зафиксирована не его учениками, а учениками его учеников.

В качестве правовых источников имам Ахмад признавал:

Коран – первый и самый авторитетный источник права для всех мусульман.

Сунна. Впрочем, Ахмад признавал только те сведения, которые принадлежали непосредственно Мухаммеду (принцип марфу).

Иджма. Что касается согласованного мнения, то оно признавалось, только когда принадлежало сахаба (сподвижникам Мухаммеда). Ахмад считал, что после смерти сахаба иджма невозможна.

Ар – раи. Признавались все частные мнения сахаба. Именно по этой причине у ханбалитов можно встретить явление, когда для разрешения одного случая допускается множество приемлемых вариантов.

Хадисы да'иф (слабые хадисы) В случае, если ни один из перечисленных источников не помогал, Ахмад предпочитал слабые хадисы своему собственному рассуждению (кийяс). Если же их слабость происходила оттого, что их передатчики были вероотступники (фасик) или лжецы (каззаб), то такие хадисы не принимались.

>       Кийяс. К методу аналогичного рассуждения Ахмад прибегал крайне редко и неохотно. Как правило, проблема разрешалась каким – нибудь из предыдущих способов.

Основными учениками Ахмада ибн Ханбала были его сыновья Салих (ум. в 873г.) и Абдулла (ум. в 903г.) Местом обитания последователей этого мазхаба является сейчас Палестина и Саудовская Аравия. Благодаря 'Абдуль Азиз ибн Са'уду, захватившему большую часть Аравийского полуострова, в Саудовской Аравии ханбалитский мазхаб является основой законодательной системы.

Мазхаб захиритов

Мазхаб был основан Даудом ибн Али (815 – 883гг.) Местом его рождения была Куфа (Ирак). Как и прежде него бывшие основатели мазхабов, Дауд изучал фикх и хадисы, для чего вступил в кружок хадисов, которым руководил Ахмад ибн Ханбал. Однако он был исключен из него за выдвинутое им мнение о вновь существующем (мухдат), т.е. сотворенном Коране. После этого он создал собственную концепцию понимания Корана и сунны, основанную на очевидных и буквальных (захири) значениях их текста. Благодаря этому, он стал известен, как Дауд Аз – Захи – ри. После смерти Захири в 883 году его мазхаб продержался не более полутора веков и прекратил свое существование.

Источники права:

>      Коран и сунна. Используя эти традиционные для всех имамов источники, Захири признавал приемлемым лишь буквальное толкование их текста. То есть текстовые выдержки могли применяться только в ситуациях совершенно аналогичных описываемым в этих источниках.

Иджма – консенсус сахаба.

Принцип мафхум (понятый смысл) Хотя Дауд отвергал любые методы логических рассуждений (кийяс), однако принцип мафхум, применяемый им в отношении Корана и сунны, был фактически аналогичен кийясу (суждение по аналогии).

Известных учеников непосредственно у Захири не было. Однако в XI веке одному испанскому ученому Али ибн Ахмад ибн Хазм Аль Андалузи (ум. в 1070г.) удалось воскресить этот мазхаб. Он оставил после себя множество апологетических трудов, касающихся различных областей исламских знаний. Благодаря его трудам захиритский мазхаб оставался господствующим в Испании до начала XV века. С исчезновением исламского государства в Андалузии этот мазхаб также прекратил свое существование.

Мазхаб джариритов

Основателем этого мазхаба был Мухаммад ибн Джарир ибн Язид Ат – Табари (839 – 923гг.) Он родился в провинции Табаристан в 839 году. Много изучал хадисы, право, историю, а также различные системы правовой мысли. Первоначально Джарир отдавал предпочтение мазхабу Аш – Шафии, но впоследствии образовал свою школу, члены которой называли себя джариритами. Этот мазхаб отличался от шафиитского больше практическими, нежели принципиальными моментами и очень скоро был забыт. Джарири оставил после себя «Джами аль – Баян», больше известное, как «Тафсир Ат – Табари» – толкование (тафсир) Корана, а также «Всемирную историю» – «Тарих ар – Русупь уаль Мулюк», больше известную, как «Тарих Ат – Табари».

Здесь были названы основные известные в мусульманском мире мазхабы, которых, конечно же, было больше. К настоящему времени в суннитском исламе, как уже было сказано, осталось только четыре из них: ханифитский (Абу Ханифа), маликитский (Малик ибн Анас), шафиитский (Аш – Шафии) и ханбалитский (Ахмад ибн Ханбал), хотя незначительное количество представителей некоторых других мазхабов остается и сейчас. Основатели этих четырех мазхабов относятся к разряду абсолютных муджтахидов (муджтахид мутлак), т.е. ученых, способных самостоятельно выносить суждения, опираясь на собственные знания и методы, не обращаясь при этом к имаму. Исламские ученые пришли к выводу, что после четырех столетий существования ислама никто из ученых не достигал уровня мутлак муджтахидов, основателей мазхабов. Хотя выдающихся муджтахидов, внесших свой вклад в исламское правообразование, было много. Вот только самые известные из них: Ибнуль – Джаузи (510 – 597 гг.), Ибн Таймия аль – Харрани (661 – 728 гг), Ибну – Къаййимиль – Джаузия (691 – 751 гг.), Абу Йусуф (731 – 798 гг.), Мухаммад Аш – Шайбани (749 – 804 гг.), Абу Хамид Мухаммад аль – Газали (1058 – 1111 гг.), Такъиййуддин ас – Субки (1284 – 1355 гг.), Абдульуаххаб аш – Ша'рани (1493 – 1565 гг.), Ибн Хаджар аль – Макки (1494 – 1566 гг.), Абд уль – Гани ан – Наблуси (?), Ибн Абидин (1784 – 1836 гг.), Ибн Хаджар аль – Аскъалани (?), Ан – Науауи (631 – 676 гг.)

Исламских ученых волнует проблема разобщенности уммы, ее фракционности. Фанатичная приверженность одному из четырех мазхабов существенно мешает преодолению этого раскола. Для того чтобы нейтрализовать фанатичные настроения и подвигнуть мусульман к объединению, строго запрещается возвышать один мазхаб перед другим. Признаются истинными все четыре мазхаба. Имам Малик по этому поводу говорил: «Каждый правоверный мусульманин может следовать любому из мазхабов ахль ус – Сунны валь – Джама'а, так как все они верны и ведут к спасению»44.

Каждый мусульманин имеет право по своему желанию избирать для себя мазхаб и даже менять его, если на то есть веские причины. Например, если он увидел, что в отношении некоторых вопросов другой мазхаб является более сильным. Перемена мазхаба в этом случае не только не предосудительный, но даже похвальный поступок. Однако запрещается, придерживаясь одного мазхаба и имея силы для исполнения сложных предписаний, использовать методы другого, ища более легкого пути.

При этом считается, что наличие в исламе различных мнений по разрешению одних и тех же проблем, является естественной и обязательной особенностью ислама, который принципиально чужд догматизма (косности, жестких предписаний). «Аллах Всевышний захотел, чтобы эта религия оставалась вечно, была бессмертна, соответствовала любой эпохе и любому времени. Поэтому эта религия гибка, приспособляема и проста... И именно такое положение дел придает нашей религии универсальный характер, позволяя ей существовать и развиваться в любых условиях и оставаться открытой для каждого человека на земле»45. Мы добавим – и открывает подлинную меркантильную, чувственную и земную природу ислама, стремящегося через конформизм и так называемый «универсализм» к привлечению в свои ряды как можно большего числа покорных адептов – потенциальных строителей и насельников единого мирового халифата.

* * *

43

Православные богословы об исламе. М.А.Машанов. Верховная власть в исламе. М.2006г. «Имперская традиция». С. 568.

44

Мазхабы в исламе «Ислам для всех!» С.4. http://www.islamUA.net

45

Там же.


Источник: Неожиданный шариат [Текст] / Михаил Рождественский. – [Москва : б. и.], 2011. – 494, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle