Азбука верыПравославная библиотека Секты и расколы Сектоведение. Тоталитарные секты


А.Л. Дворкин

Сектоведение. Тоталитарные секты

Содержание

Предисловие

Предисловие автора к третьему изданию

Предисловие автора ко второму изданию

Благодарности

Библиографическая справка

Раздел первый. Введение в сектоведение Глава 1. Вступление. Религия, которая убивает 1. «Народный храм» 2. «Ветвь Давида» 3. «Храм солнца» 4. «Аум Синрикё» 5. «Небесные врата» 6. «Движение за возрождение десяти заповедей Бога» 7. Причины и перспективы сектантского насилия Глава 2. Тоталитарные секты: общие понятия. Часть 1 1. Постановка проблемы и определение терминов 2. Обзор литературы 3. Обман при вербовке 4. Уровни членства в сектах 5. Сектантский «новояз» 6. Истоки и происхождение тоталитарных сект 7. Коммерческие культы Глава 3. Тоталитарные секты: общие понятия. Часть 2 1. Признаки и характерные черты тоталитарных сект 2. Гуруизм, организация, метод, «эзотерический разрыв» 3. Внутригрупповые ценности 4. Что такое промывание мозгов и контролирование сознания, и как с этим бороться 5. Методы вербовки 6. Методы контролирования сознания 7. Диктат системы 8. Личность основателя секты 9. Попытки классификации Раздел второй. Секты-долгожители Глава 4. «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны) 1. Мормоны – не протестанты, а языческая секта 2. С ранних лет Джозеф Смит занимался оккультизмом, за что и был в зрелом возрасте изгнан из методистской церкви 3. Читать «Книгу Мормона» очень скучно: Марк Твен назвал ее «хлороформом», а не книгой 4. «Мормонская библия – всего лишь бесталанный вымысел, состряпанный по образцу Ветхого Завета и дополненный скучным пересказом Евангелия» 5. Во время одного из скандалов толпа вымазала Смита смолой, обваляла в перьях и протащила по всему городу 6. Всего на папирусе начертано 46 иероглифов, из них Смиту удалось выжать 1125 английских слов, в том числе 65 личных имен 7. В тюрьму ворвалась толпа, и Смит вместе с братом были застрелены, причем в перестрелке Смит ранил трех человек 8. Хотя у каждого мормона только по одной официальной жене, но фактически они остаются многоженцами. 9. Церковью мормонов руководят пророк, «Совет двенадцати апостолов» со своим президентом и «Кворум Семидесяти» 10. Божественные откровения в «Учении и заветах» подверглись значительной правке 11. По учению мормонов, у Элогима есть гарем, от которого он рождает духовных сущностей. Первых двух звали Люцифер и Иисус 12. Низший круг ада уготован для мормонов, отрекшихся от своей веры 13. Мормоны выписывают имена мертвых и брачуются с ними, чтобы после смерти все мертвые женщины составили их гарем 14. В последнее время участились задержания мормонских миссионеров на территории российских закрытых военных баз Приложение. Заявление Смитсоновского института относительно «Книги Мормона». Лето 1979 г. Глава 5. «Общество Сторожевой башни». «Свидетели Иеговы» 1. Из всех тоталитарных сект, действующих на территории нашей страны, секта «Свидетелей Иеговы» более всего напоминает компартию 2. «Бог же духовенства – это… древнее языческое божество, поросшее многовековым беззаконием, это Ваал, это сам Дьявол» 3. Перед нами система, которая может быть охарактеризована, прежде всего, как грубо языческая 4. Адвентизм и американский популизм конца XIX в. 5. История возникновения иеговизма и последующая борьба за власть в секте 6. «Свидетели Иеговы» – одна из самых многочисленных современных тоталитарных сект 7. Сектанты считают, что Иегову интересует организация, а не отдельные лица: личных молитв бог иеговистов не принимает 8. Рядовые иеговисты вновь слепо последовали за своими вождями, даже не заметив подлога 9. Членство в секте заканчивается весьма плачевно для многих иеговистов Раздел третий. Поствоенная эклектика: сайентология и мунизм Глава 6. Сайентология 1. Если присмотреться, то увидишь стальные немигающие глаза 2. «Если сотрудник сачкует и не выдает на-гора, ему вломят за каждый чих» 3. Если хочешь разбогатеть, нужно основать собственную религию, решил Хаббард 4. Большую часть своих трудов Хаббард, по словам его сына, писал в состоянии наркотического опьянения 5. Если можно заставить пепельницу садиться и вставать, то поверишь, что заставишь любого человека сделать, что угодно 6. Хаббард объявляет себя антихристом и говорит, что приход сайентологии к власти воспрепятствует второму пришествию Христа 7. Судами многих государств Хаббард был признан преступником, а в ряде стран был объявлен персоной нон-грата 8. Сайентологи проникали в ЦРУ, ФБР, Налоговое управление, Интерпол, выкрадывали секретные документы и совершали подлоги 9. Медицинская практика сайентологов строится на их вопиющем невежестве 10. Несомненно, всякий, кто поступает в сайентологию, по существу отдает себя в руки демонических сил 11. Экземпляры «Дианетики» были разосланы всем депутатам Верховного Совета 12. Завод «Мовен» потерял миллионы долларов, а его директора, убежденного сайентолога, застрелили в собственном кабинете 13. В десятидневный срок сайентологи получили разрешение замминистра здравоохранения Агапова на внедрение своей программы в России 14. Прослезившись, сайентолог сказал, что у нас замечательная страна: ни в одной стране им не позволяли работать с детьми, а у нас позволили 15. Специалисты уверенно говорят об особой договоренности о взаимопомощи между сайентологией и разведслужбами США 16. Сайентология – это не просто зло, это Зло с большой буквы Глава 7. «Движение объединения» Сан Мен Муна 1. Русские юноши и девушки клянутся в верности «истинным родителям» Муну с женой и «истинному отечеству» Корее 2. Это спиритическое, или шаманистическое движение, которое направлено на очищение человеческой расы под руководством семьи Мунов 3. Главные вербовочные усилия мунитов направлены на молодежь 4. Любой мунит скажет, что брак «Истинного Отца» с «Истинной Матерью» превосходит искупительное значение Голгофской жертвы Христа 5. По откровениям спиритов, сын Муна, погибнув, открыл двери в высший рай для духов и для Христа 6. Мунитский бог – это лишь вторичная, возникшая во времени персонификация, сгусток изначально безличной энергии, имеющий два полюса – мужское и женское начала, между которыми в своеобразном энергообмене пульсирует напряжение 7. Недавно Мун сообщил, что нашел на земле невесту для Христа, Который явился ему из мира духов и униженно за нее благодарил 8. Чтобы кровно породниться с Муном, юноши и девушки пьют коктейль, в котором содержится кровь Муна и его жены 9. Поучению мунитов, Христос теперь прислуживает сыну Муна 10. В Великую Пятницу, 13 апреля 1990 года, Горбачев пригласил Муна в Успенский собор Кремля 11. Мунизм не имеет ничего общего с христианством, Православная Церковь не может поддерживать с ним никаких отношений 12. Зигмунд Фрейд просто рыдал бы от счастья при виде пациента с таким фекально-генитальным психозом 13. Всякий, соблазнившийся бесплатным мунитским лакомством, принимал в себя элементы физиологических отправлений четы Мунов 14. Даже после смерти «Истинного Отца» секта, по всей видимости, продолжит свое существование Раздел четвертый. Псевдоиндуистские секты Глава 8. Современный индуизм и гуруистские секты 1. Эволюция индуизма, его институты и направления 2. От ортодоксальных брахманов до тайных тантрических сект 3. Критерии принадлежности к традиционному индуизму 4. Неоиндуизм 5. «Миссия Рамакришны» 6. «Интегральная йога» Шри Ауробиндо 7. Йога на Западе. «Братство самоосознания» Йогананды 8. Неоиндуистский коммунализм 9. Гуру-фундаменталисты и «бизнес-гуру» 10. Индуизм как он есть Глава 9. «Общество сознания Кришны» 1. Между Индией наших кришнаитов и реальной Индией такая же разница, как между порошком «Зуко» и соком живого плода 2. История появления кришнаитов в СССР в 1971 году весьма подозрительна 3. Кришнаиты разработали множество тактик вымогания денег 4. В «гурукулах» царила страшная эксплуатация, жесточайшие наказания, сексуальное насилие над детьми 5. Идолов будят, им чистят зубы, их одевают, их умывают – омывают смесью из молока, розовой воды и коровьей мочи 6. «Я – всепожирающая смерть» 7. «Кришна напустил на землю шестимесячную ночь и занимался в течение ее любовью со ста женщинами, причем их мужья этого не заметили» 8. Главное служение Кришне – сохранять верность гуру 9. Признаки экстатической любви к Кришне: катание по земле, громкие крики, зевота, слюноотделение, бешеный хохот, тяжелое дыхание, отрыжка... 10. Необходимо отказаться от всего: от своей собственности, от своего тела 11. Сами традиционные индусы относятся к кришнаитам достаточно настороженно 12. Кришнаиты действуют во всех крупных городах России и очень активно лоббируют свои интересы в структурах власти 13. Очевидно, что МОСК – жесткая группа для захвата власти 14. Всеми делами среди санкт-петербургских поклонников Кришны заправляет мафия Приложение . Кришнаиты, не входящие в МОСК Глава 10. «Трансцендентальная медитация» (ТМ) 1. Человек, сам не ведая того и даже, может быть, являясь христианином, приносит жертву идолам 2. Трансцендентальная медитация понравилась многим, ибо предъявляла мало требований, но обещала большой эффект 3. Бывшие «медитаторы» рассказывали, что во время упражнений переживали страшные бесовские видения 4. Преподавание трансцендентальной медитации в американских школах было запрещено 5. Если человек забывает свое собственное имя, это считается в секте не более чем забавным эпизодом 6. То, что движение Махариши делает в России, это самый настоящий геноцид Глава 11. Остальные псевдоиндуистские секты: Культ Шри Чинмоя; «Брахма Кумарис»; культ Сатьи Саи Бабы; культ Ошо Раджниша; «Сахаджа йога»; «Ананда марга»; псевдотантристы: «Ашрам Шамбалы», А. Лапин и другие; прочие Культ Шри Чинмоя 1. «Бегущий гуру» 2. Шри Чинмой приписывает себе богоподобные способности и качества 3. Секта Шри Чинмоя в России «Брахма Кумарис» 1. Псевдоиндуистский монашеский орден 2. Мир как спектакль, бессмысленный и бесконечный 3. «Раджа-йога» Брахмы 4. «Моя цель – стать божеством» 5. В «Брахма Кумарис» получают иллюзию активной общественной жизни и решения своих внутренних проблем Культ Сатьи Саи Бабы 1. Технология производства Саи Бабой «чудес» хорошо известна и подробно описана 2. Тот, кого почитали как бога, оказался извращенцем и мошенником 3. Международная организация Саи Бабы Культ Бхагавана Шри Раджниша (Ошо) 1. «Люби себя и делай, что хочешь» 2. «Медитация – это состояние «не-ума»» 3. Коммуна в Пуне 4. «Я – гуру богатых» 5. «Население необходимо сократить» 6. Ошо умер, по всей видимости, от СПИДа «Сахаджа-йога» 1. Нирмала утверждает, что она под видом змеи-кундалини дала «гнозис» Еве в раю 2. «Будешь много думать, получишь болезни печени и диабет» 3. «Не используйте свой ум для критики... Надо не критиковать, а одобрять» 4. Некоторые из получивших стадионную «реализацию» были вынуждены после этого пройти курс лечения в психиатрической больнице «Ананда марга» 1. «Ананда марга» – это закрытая тайная организация, устроенная по военному образцу 2. «Мойте руки и ноги перед едой» 3. АМ представляет собой соединение самого мрачного неотантризма и варианта «третьего пути» – национал-социализма «по-индусски» 4. Наиболее громким преступлением АМ стало убийство 6 монахов-отступников 5. В России, как и в других странах, АМ действовала через благотворительность, используя гуманитарную помощь как отмычку к сердцам чиновников Псевдотантристы: «Ашрам Шамбалы», А. Лапин и другие 1. Наиболее одиозным псевдотантрическим гуру отечественного происхождения следует считать Константина Руднева 2. «От гнева Шивы вас спасет гуру, но от гнева гуру вас не спасет и Сам Шива» Прочие псевдоиндуистские секты (краткий обзор) «Духовное Братство «Ананда»» «Дхарма Кальки» ЗНО («Healthy – Happy – Holy Organization») – «Организация здоровья, счастья и святости» «Радхасоами Сатсангх» Раздел пятый. Псевдобиблейские (псевдоевангельские) секты Глава 12. «Семья» («Дети Бога») 1. Эта группа – классический пример того, как лидер может извращать христианское Писание и как это приводит к извращению нравственных ценностей и жизни вообще 2. Деньги шли на нужды верхушки, в то время как подавляющее большинство членов секты жило в абсолютной бедности 3. Основатель секты занимался оккультизмом и впал в половую распущенность 4. Берг поставил ультиматум избранным, чтобы они делились своими мужьями и женами 5. Кодекс поведения секты предписывал «вступление в революционную организацию, которая должна разрушить все до основания, а затем построить все новое» 6. В секте началась сексуальная эксплуатация детей с младенческого возраста 7. В книге Берга содержатся инструкции совершенно непристойные, с нецензурными словами для детей начиная с 10-летнего возраста 8. В Троицу Берг не верит, так как этого слова в Библии не найти 9. Возглавившая секту Мария заявляет, что дух Берга регулярно является ей и через нее руководит движением 10. История Джоанны Глава 13. «Церковь Христа» 1. Все решения, которые принимают члены секты, находятся под постоянным наблюдением и контролем «наставников» 2. История «Движения наставничества» 3. В каждой секте есть модель восхождения, поэтому люди становятся беззаветно преданными секте, так как она дала им все 4. ЦХ запрещено работать в ряде университетских городков в Англии и в Америке 5. Главное в «догматика», в жизни и деятельности ЦХ, да и во всем существовании секты – это учение о повиновении 6. Среди членов ЦХ велик процент нервных срывов, психических расстройств, попыток суицида 7. Большинство наставников секты не имеет высшего гуманитарного образования 8. Никакого организационного противодействия со стороны православных во время миссионерских акций ЦХ в Одессе не последовало 9. Многие из тех, кто ушел из ЦХ, вынесли оттуда идею, что больше нигде нельзя спастись, махнули рукой на свое спасение и пустились во все тяжкие 10. Подготовка к крещению в ЦХ 11. Стандартная мечта всех членов ЦХ – чтобы ЦХ были сначала во всех крупных городах, а потом во всех остальных 12. ЦХ считает, что все православные чудотворцы творили свои чудеса силою князя бесовского Глава 14. «Всемирная церковь Бога» 1. Канадский пастор «Церкви Бога» заявил, что православные – не христиане 2. Основатель секты поместил себя в одну компанию с апостолом Павлом и Педро Вальдесом 3. Члены секты выкладывают на нужды верхушки как минимум 30% своего дохода, а то и больше 4. Первородный грех Адама, по мысли Армстронга, был в том, что он отказался соблюдать субботу и стал соблюдать воскресенье 5. Христианство, по Армстронгу, – вавилонская мистериальная религия, которую изобрел симон Волхв 6. Армстронг утверждал, что Бог – это не имя, а что-то вроде Фамилии для двух индивидуальных Личностей: Отца и Сына 7. Армстронг считает, что сатана до такой степени обманул людей, что некоторые даже поклоняются Христу 8. Расколы и разделения в секте после смерти Армстронга Глава 15. «Поместная (Местная) церковь» Уитнесса Ли 1. На стадии вербовки новых членов ЦХ и «Поместная церковь» похожи друг на друга 2. Основатель секты со временем отошел от религиозной деятельности и занялся бизнесом, который стал приносить солидный доход 3. На всех членов секты были заведены личные дела 4. Люди боятся уходить из секты, так как их постоянно запугивают ужасами, которые якобы постигают отпавших 5. По мнению Ли, христианство – это великий Вавилон 6. Чтобы войти в экстаз, сектанты начинают раскачиваться, вопить, махать руками, дергать ногами… это называется «молитвочтением» 7. Чтобы «работать духом», нужно прекратить думать и начать «сходить с ума» 8. По сравнению с китайским ересиархом модалист Савеллий показался бы просто столпом православия 9. Описывая свое понимание дальнейшего развития домостроительства Божия, Ли переходит всякие пределы кощунства Выводы Глава 16. «Движение веры» – Неопятидесятники 1. «Бог, дай нам Россию!» 2. Глоссолалия 3. Три волны пятидесятничества 4. История пятидесятничества в России 5. Назвать «Движение веры» христианским нельзя 6. Путешествие в ад – отличительная характеристика лидеров «Движения веры» 7. Идеологи неопятидесятничества считают, что Иисус делегировал всю Свою власть христианам и теперь Сам зависит от них 8. Сектанты богохульно называют Бога «величайшим неудачником всех времен» 9. «Очисти полностью голову от своих собственных мыслей и наполни ее словом Божиим! А затем провозгласи это слово, и случится чудо!» 10. Йонги Чо утверждает, что Святой Дух подобен наседке, высиживающей цыплят 11. Основной принцип молитвы в секте: «Назови – потребуй – получай!» 12. Сектанты считают, что, когда Святой Дух прорывается через человека, тот катается по полу, вопит в беспокойстве, визжа, как свинья, которую режут 13. Человек не имеет права исповедоваться в своих грехах, иначе он навсегда останется грешником 14. Теология процветания отрицает Крест Христов, без которого их христианство теряет всякий смысл и делается кощунственной пародией Раздел шестой. Секты отечественного происхождения (постсоветская эклектика) Глава 17. «Богородичный центр» – «Православная Церковь Божией Матери Державная» 1. Первый вопрос, который обычно задают непредвзятые читатели произведений Береславского: сумасшедший ли автор или он просто симулирует? 2. По утверждению Береславского, настало время для рождения «неохристианства» 3. Береславский пишет, что матери – родовые упыри – сосут энергию у своих детей, насилуют их физически и духовно 4. На высшее звено секты аскетические требования не распространяются – ее руководители едят и спят вволю и ведут семейную жизнь 5. До тех пор, пока в секте существует неограниченная власть, она не меняется и не может измениться Глава 18. «Белое братство» 1. В советское время Кривоногов исполнял различные заказы для КГБ 2. «Злой мир погибнет в языках пламени, а «Белое братство» возродится для новой жизни» 3. Впечатление такое, что это был некий эксперимент, авторы которого хотели посмотреть, насколько можно заставить людей впасть в массовый психоз 4. «Я – Твой Елей! На Церковь Меня Возлей!» Глава 19. Секта Виссариона – «Община единой веры» – «Церковь последнего завета» 1. Знание греческого языка, согласно Торопу, – дело дурное 2. В своих изданиях сектанты пишут, что якобы имеют благословение Русской Православной Церкви, но это ложь 3. Неведомая доселе «великая тайна» Виссариона состоит в том, что существующее 2000 лет христианство – это вовсе не абсолютная Богооткровенная Истина, а лишь утратившая свое значение «часть Единой Истины», да и то в силу неразвитости «человеков» неправильно понятая и истолкованная 4. От членов секты требуется продать всю собственность, отдать деньги и все, что у них есть, и никогда более не вспоминать об этом 5. Даже в выборе пищи Виссарион не оставляет своим последователям никакой свободы 6. «Не осуждайте тех, кто добровольно ушел из жизни» Глава 20. Порфирий Иванов и секта «ивановцев» 1. «унего мысел не такая как унас свами» 2. «Учитель Иванов соединил историю Бога среди людей и бытие Человека в живой природе» 3. «По целым ночам я не спал и все думал, как попасть вожаком в историю, чтоб моим именем назвали будущее новое село» 4. «Гитлер потерял надежду на завоевание он выдохся: у него от Моей мысли не было порядка в голове» 5. «Если заболеет человек чем-нибудь в жизни не чем не спасешься, кроме как лишь Его [Иванова] учением. Кто Его не признает, тот спасения нигде не получит» 6. «Вот-вот грянет гром, ударит молния она укажет Хозяина одного всей Природы, перед Кем будут отчитываться как нарушители закона» 7. «Учителево тело есть красота из красот. Оно пахнет ароматом, оно освещенное. Я со Своим запахом всем был в этом нужен» 8. «я Победител природы Учител народа и Бог земли. Бог отец Бог сын и Дух святой» Раздел седьмой. Культы «Новой эры». Глава 21. Движение «Нью эйдж» 1. Старые идеи новой религии 2. «Тайное знание» для всех 3. Корни «Нью эйдж»: спиритизм, теософия, наркокультура 4. Эзотерическая педагогика и оккультный словарь 5. Ченнелинг; культы Рамты и Лазариса 6. Внутренние голоса и психометодики по раскрытию «внутреннего Я»; визуализация 7. «Братство фиолетового пламени» 8. Реинкарнация реинкарнации 9. Кристаллы, драгоценные камни, пирамидология, ньюэйджевская музыка и др. 10. Ширли МакЛейн и «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» 11. Майтрейя-Антихрист и наступление нового мирового порядка 12. Пантеизм и монизм; обоснование безнравственности 13. Псевдохристианство – «Евангелие эры Водолея» 14. Неоязычество, ведьмовство («викка») и шаманизм 15. Люциферианство и сатанизм 16. Астрология и уфология 17. Холизм, аюрведическая медицина и рейки 18. Характерные черты «Нью эйдж» 19. «Страна победившего оккультизма» 20. Культ «Анастасии» 21. «Радастея» Дуси Марченко 22. Неоязычество в России; нативистские секты 23. Круг замкнулся Приложения Приложение 1. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (декабрь 1994 г.) Приложение 2. Выдержки из Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» (февраль 1997 г.) Приложение 3. Итоговое заявление Православной сибирской международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты в Сибири», прошедшей 10–13 января 1999 года в г. Белокурихе Алтайского края Приложение 4. Итоговый документ Международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза XXI века», проходившей в Нижнем Новгороде 23–25 апреля 2001 г. Специальное определение Конференции Второе специальное определение Конференции  

 

Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. (1Ин. 2:18)

Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. (2Тим. 4:3–4)

Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским. (1Тим. 4:1)

Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти. (Тит. 1:10–12)

Душа бо человеческая, яко дух, от Бога созданный, ни в чем ином удовольствия, покоя, мира, утешения и отрады сыскать не может, как только в Бозе, от Которого по образу Его и подобию создана; Когда от Него отлучиться, принуждена искать себе удовольствия в созданиях, и страстями различными, как рожцами, себя питает…

Святитель Тихон Задонский

Предисловие

Книга А.Л. Дворкина «Сектоведение» сразу приобрела статус базового учебника на Теологическом факультете при Уральском Государственном Профессионально-Педагогическом Университете, который открыла Екатеринбургская епархия.

Несомненные достоинства собранного и систематизированного материала об учении, методах, истории и конкретном вреде тоталитарных сект делают это исследование настольной книгой миссионера на любом приходе, который живет в окружении агрессивной экспансии деструктивных культов и куда обращаются простые люди, ища защиты и правдивой информации о культах. Принятая и разработанная автором методология изучения тоталитарных сект является выражением решений и определений Архиерейского Собора 1994 года, обязательных для всей Церкви. Православная позиция автора, основанная на святоотеческом опыте восприятия непрестанно меняющихся искушений века сего, является ориентиром для любого читателя, который сможет увидеть тоталитарные секты глазами православной традиции, имея возможность сравнивать и сопоставлять не только социальный и психологический вред культов, но и их духовную ущербность и убогость. Для любого православного христианина «методологический агностицизм» и «бесценностный» подход просто невозможны, так как все мы имеем высшей ценностью опыт жизни в Духе Святом, дарованный нам Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. Пусть благословение Божие пребывает на трудах автора книги, которыми он верно и неустанно служит Матери Церкви.

Викентий, Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский

Третье за пять лет издание (вновь в значительной доработке) книги Александра Леонидовича Дворкина «Сектоведение» свидетельствует в первую очередь о востребованности трудов такого рода. К сожалению, государство и народ в их нынешнем духовном состоянии не смогли адекватно отреагировать на агрессию сект, которые фактически оккупировали всю страну, включая и такие «медвежьи углы», где и самим медведям не больно весело живется.

«Сектоведение» – труд уникальный в своей универсальности и широте. Есть и другие издания противосектантской направленности, но работа А.Л. Дворкина является наиболее полным, систематическим, достоверным и полезным инструментом для тех людей, которые озаботятся этим тотальным заболеванием нашего народа. И студент, и богослов, и религиовед, и сотрудник правоохранительного учреждения, и государственный чиновник смогут здесь не только найти ответы на свои вопросы по данной теме, но и получить необходимый инструментарий для решения возможных проблем, которые возникают при столкновении с этим многосложным явлением.

Самым крупным недостатком книги является ее малый тираж.

Пожелаем же книге, увеличившейся от первого к третьему изданию более чем в два с половиной раза, возрастать и в дальнейшем. И поскольку автор все время призывает читателей поучаствовать в процессе улучшения его труда, дерзну высказать также пожелание по совершенствованию книги. В силу того, что автором уже очень много сделано в сфере изучения сект как явления, представляется весьма желательным выделение в отдельную главу и составление возможно полного резюме исследованиям сект со всех сторон: исторической, богословской, государственной, педагогической, психологической и психиатрической, юридической, финансовой, нравственной, духовной, аскетической, философской и т.д., – а также включение в нее еще более подробного рассказа об опробованных методиках профилактики сектантства и реабилитации его жертв.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Предисловие автора к третьему изданию

Объект сектоведения изменяется столь стремительно, что каждое новое издание должно подвергаться значительной переработке. Происходят новые события, возникают и набирают популярность новые секты, изменяются и трансформируются старые. Все это необходимо отражать на страницах книги. Мы вновь выражаем благодарность нашим внимательным читателям, указывавшим на неточности и высказывавшим пожелания об улучшении этой книги.

Целый ряд глав был переписан практически заново, и во все главы были внесены изменения и дополнения. В книгу добавлено значительное количество новых разделов. Все большее влияние в стране приобретают неохаризматические/неопятидесятнические секты, все больше возникает отечественных тоталитарных сект – продукта преломления сознания «Нью эйдж» в постсоветском менталитете. Мы постарались отразить эти процессы в новом издании.

Пока мы не считали нужным писать о нео и псевдобуддийских тоталитарных сектах (за исключением»Аум Синрикё»), действующих у нас или пытающихся обосноваться в нашей стране, таких как «Сока Гаккай», «Ничирен Шошу», Карма Кагью», культ Чинг Хай и пр., – слишком уж маргинальным явлением они пока являются в России. Число последователей каждой из этих групп не превышает ста человек – и это при самых «оптимистических» оценках, и, несмотря на все усилия руководства, роста численности не наблюдается. Тем не менее, возможно, в следующих изданиях, в связи с заметным сейчас ростом пришедшей из Китая секты «Фалуньгун», будет необходимо добавить в книгу небольшой раздел о псевдобуддийских сектах.

Безусловно, написать о всех сектах, действующих сегодня в России, невозможно. Невозможно даже упомянуть их все или дать сколько-нибудь исчерпывающий список. Мы стремились представить как можно более широкий спектр различных тоталитарных сект, чтобы у читателя сложилось представление о самых разных их типах. В этом издании мы постарались дать хотя бы краткие характеристики тем тоталитарным сектам, о которых мы не имели возможности рассказать подробно, или, по меньшей мере, упомянуть их в соответствующем контексте. И если по прочтении книги читатель сможет сам разобраться и оценить, что представляет из себя та или иная секта, не упомянутая на этих страницах, мы будем считать нашу задачу выполненной.

В приложении к книге в числе ряда важных документов о тоталитарных сектах, принятых Русской Православной Церковью на ее Архиерейских Соборах и на организованных ею конференциях, читатель найдет и решения прошедшей в апреле 2001 г. в Нижнем Новгороде Международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза XXI века». Имеющийся среди них список действующих в России тоталитарных сект хотя, безусловно, далеко не исчерпывающий – все же самый полный на сегодняшний день. Надеемся, что все эти документы станут важным дополнением к книге.

Конечно же, мы будем и в дальнейшем улучшать и совершенствовать этот труд и по этому мы по прежнему просим наших читателей сообщать нам о необходимых, по их мнению, исправлениях, высказывать уточнения и пожелания. Но в первую очередь мы просим всех православных христиан о молитвенной помощи и поддержке.

Александр Дворкин

Предисловие автора ко второму изданию

Эта книга появилась на свет в результате работы над лекционным курсом «Сектоведение», который автор читает в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте начиная с 1995 г.

Первое издание, под названием «Введение в сектоведение. Учебное пособие к курсу «Сектоведение», в основе которого лежала распечатка произнесенных устно лекций, вышло десятитысячным тиражом в 1998 г. и было полностью распродано за три месяца. Должен отметить, что в рукописи имелся ряд недостатков и недочетов; дать согласие на издание книги в ее тогдашнем «сыром» виде автора побудила острая нехватка сколько-нибудь квалифицированных и достоверных изложений особенностей учения и деятельности различных тоталитарных сект, весьма напористо действующих на территории нашей страны и при помощи весьма недостойных методов вербующих все новых и новых адептов.

Только широко распространяемая правдивая информация о тоталитарных сектах может затормозить их победное шествие по российским просторам и сократить число жертв религиозного тоталитаризма, которое сегодня, увы, измеряется сотнями тысяч. А для этого такой информацией должны владеть пастыри, катехизаторы, учителя и активные миряне Православной Церкви. Именно для них, не менее чем для студентов духовных учебных заведений, в первую очередь предназначена эта книга.

Очевидно, что в силу временной ограниченности курса сектоведения в него (а значит, и в данную книгу) вошла информация не о всех сектах, с которыми в последние годы приходится сталкиваться гражданину нашей страны. Я попытался отобрать секты либо наиболее широко распространенные и влиятельные, либо наиболее типичные». Но все же первое издание книги показало, что для полноты картины в книгу следовало бы включить еще целый ряд сект. Во второе издание книги добавлены новые главы и новые сведения, исправлен ряд ошибок и не точных данных, отражены изменения, происшедшие за последнее время. «Теоретические», а также большая часть «тематических» глав практически полностью переписаны; в несколько раз расширен библиографический аппарат, все цитаты сверены с оригиналами; добавлен подробный предметно-именной указатель. Думаю, книга будет расширяться и совершенствоваться и в дальнейшем.

Лекции по сектоведению читались для студентов 4 курса Богословского института, уже прошедших полный курс догматических дисциплин и апологетики. Поэтому я стремился сделать курс наиболее информативным за счет сокращения антисектантской богословской полемики, рассчитывая на то, что студенты уже обладают достаточным богословским инструментарием для опровержения сектантских лжеучений. Я попытался лишь обозначить направление их аргументации. Эта позиция сохранилась и во втором издании книги.

Внимательный читатель обнаружит в нем некоторые повторы в ряде глав. Их наличие вызвано моим желанием сделать рассказ о всякой секте автономным и самодостаточным, чтобы из каждой главы можно было бы получить всю необходимую информацию об описываемой в ней секте.

Вместе с тем то, что я считал определенным недостатком первого издания, – неизбежную для распечатки лекций «устную интонацию, за которую я даже просил прощения у читателей, судя по многочисленным отзывам, наоборот, читателям понравилось. Многие отмечали, что живость языка в сочетании с простотой грамматических конструкций облегчают чтение текста о столь мрачных предметах и помогают усвоению прочитанного. Поэтому я по мере возможности и в новом издании старался сохранить стиль и интонацию устного рассказа.

Я прошу прощения у тех читателей, которых может смутить несколько «легкомысленный» тон некоторых страниц этой книги. Дело в том, что ирония – это естественная защитная реакция на кощунственные и богохульные теории и практики сектантов. Благодаря иронии мы можем дистанцироваться от них и, избегая излишних эмоций, показать подлинное, неприкрашенное лицо сектантства. Я надеюсь, что знакомство с ним станет для читателей своеобразной «прививкой», которая вызовет у них естественное и здоровое отторжение от всех хитросплетений и уловок «князя мира сего».

Александр Дворкин

Благодарности

Я глубоко благодарен своим внимательным читателям, указавшим мне на ряд ошибок, недочетов и недостатков в тексте первого и второго изданий этой книги и давших много чрезвычайно ценных советов. Многие из них использованы во втором и третьем изданиях, хотя, безусловно, недостатки в книге все еще остаются. Надеюсь, что этот чрезвычайно ценный для меня контакт с читателями не прервется и при моей работе над дальнейшими переизданиями.

Я обязан очень многим людям за помощь в моей работе: назвать их всех не представляется возможным; тем не менее несколько имен должны прозвучать.

Деятельность Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского, была бы невозможной без покровительства, помощи и мудрых советов Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Новосибирского и Бердского, бывшего главного редактора Издательства Московской Патриархии. Никаких слов не хватило бы, чтобы выразить мою благодарность Владыке Тихону. Без него я вряд ли имел бы возможность заниматься сектоведением и, следовательно, работать как над этой книгой, так и вообще над всеми моими публикациями в этой области. Не меньше я признателен протоиерею Димитрию Смирнову, оказывающему всемерную поддержку Центру священномученика Иринея, епископа Лионского, и моему духовнику и другу священнику Алексию Уминскому, настоятелю храма Животворящей Троицы в Хохлах, который стал для Центра вторым домом.

Выражаю свою глубочайшую признательность прот. Владимиру Воробьеву, ректору Православного Свято-Тихоновского Богословского института, пригласившему меня читать этот курс. Без него этот текст никогда не появился бы на свет.

Благодарю сотрудников Института за чрезвычайно доброе ко мне отношение и за распечатку моих лекций, легших в основу первого издания этой книги, а также студентов, терпеливо их слушающих.

Благодарю моих друзей и коллег – сотрудников Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского, диакона Михаила Плотникова и Наталью Рябову за их самоотверженную работу, помощь в сборе и классификации материалов о сектах и за добрые советы по содержанию книги, и в отдельности – диакона Михаила Плотникова за написанные им прекрасные главы для этой книги и Наталью Рябову за компьютерный набор бесчисленных исправлений и дополнений и чрезвычайно ценную корректорскую и редакторскую помощь.

Благодарю моих коллег, соратников и друзей – прот. Александра Новопашина, заведующего Центром по вопросам сектантства при соборе святого благоверного князя Александра Невского в Новосибирске, и свящ. Владимира Зайцева, председателя миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, а также доктора исторических наук священника Петра Иванова, проделавшего чрезвычайно важную работу в исследовании секты «Местная церковь» Уитнесса Ли и культа Анастасии, и диакона Андрея Кураева – основоположника православного рериховедения. Их наработки очень помогли мне в написании ряда разделов этой книги.

Благодарю моих учителей, коллег и друзей проф. Йоханнеса Огорда и пастора Томаса Гандоу – двух виднейших представителей и пионеров западного христианского сектоведения. Их опыт, помощь и поддержка были бесценны для меня. Благодарю Джона Атака и Джеральда Армстронга – отважных борцов с бесчеловечной сайентологической империей. Их стойкость и мужество послужили для меня бесценным примером.

Благодарю Игоря Попова за ряд ценных советов и замечаний по главе о неохаризматическом движении и за предоставленные им важные материалы по этой проблематике. Не могу не выразить благодарность и Юрию Кондратьеву – единственному мормону, осмелившемуся изложить позицию своей секты по отношению к соответствующей главе моей книги. Многие его замечания были мною учтены, уточнения внесены и ряд пунктов критической аргументации усилен.

Благодарю издательство Братства св. Александра Невского за терпение в работе со мной и высочайший профессионализм в издательском деле. Сотрудничество с этим издательством – большая честь для меня.

И наконец, выражаю глубочайшую признательность моей жене Ирине – постоянному вдохновителю и самому суровому, но и самому внимательному и беспристрастному моему критику. Без нее моя работа была бы невозможной.

Естественно, никто из вышеперечисленных лиц за погрешности и недостатки этой книги ответственности не несет.

А.Д.

Библиографическая справка

При разработке курса автор пользовался вероучительными книгами тоталитарных сект, их другими публикациями и материалами (как рекламными, так и для «внутреннего пользования»), сектоведческими исследованиями зарубежных и отечественных авторов, судебными материалами, государственными экспертизами и парламентскими документами, широким кругом публикаций в СМИ, информационными листками Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского, материалами международной компьютерной сети «Интернет», информацией, полученной в результате личных встреч с функционерами и рядовыми членами сект, бывшими членами сект, а также близкими и родителями жертв сектантства.

При составлении лекций по соответствующим сектам чаще всего автор обращался к следующим критическим источникам (научным исследованиям, богословским диспутам, свидетельствам бывших членов сект, судебным документам, журналистским расследованиям и т.п.):

Глава 1. Вступление. Религия, которая убивает

Sparks J. The Mind Benders. Nashville, 1979;

Материалы Международного Диалог-Центра;

Breault M. and King M. Inside the Cult. N. Y., 1993;

Meldgaard H. Exit Heavens Gate // Spirituality East and West. 1997. № 1;

Iamberg L Psychiatrist Explores Apocalyptic Violence in Heaven's Gate and Aum Shinrikyo Cults //Journal of the American Medical Association. 7/16/97;

Щипков А. Во что верит Россия: Курс лекций. СПб., 1998;

Lifton R. J. Destroying the World to Save It: Aum Shinrikyo, Apocalyptic Violence, and the New Global Terrorism. NY, 1999.

Глава 2, а также Глава З. Тоталитарные секты: общие понятия. Части 1, 2

Записи публичных выступлений проф. Йоханнеса Огорда, президента Международного Диалог-Центра;

Sparks J. The Mind Benders. Nashville, 1997;

Hassan S. Combatting Cult Mind Control. Vermont, 1990;

Hassan S. Releasing the Bonds: Empowering People to Think for Themselves. MA, 2000 (по-русски: Хассен Стивен. Освобождение от психологического насилия. СПб., 2001);

Журнал практического психолога. М. 2000. № 1–2;

Дворкин А. 10 вопросов навязчивому незнакомцу, или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. М., 1995 (2-е издание 1998);

Enroth R. The Lure of the Cults & New Religions. Illinois, 1987;

Recovery from Cult/ Langone M. ed., N.Y, 1993;

Gambavo C. Exit Councelling. Family Intervention, American Family Foundation, 1991;

Алексеев В., Григорьев А. Религия Антихриста. Новосибирск, 1997;

Чалдини Р. Психология влияния (3-е международное издание). СПб., 3.999;

Abgrall J. M. La mecanique des sectes. Documents Payot. Paris, 1996;

Lifton R. J. Thought Reform and Psychology of Totalism. N. Y, 1961;

Tobias M. L, Lalich J. Captive Hearts, Captive Minds: Freedom and Recovery from Cults and Abusive Relationships. CA, 1994; Drogou A. Ledicodessectes. Milan, 1998;

Les sectes. Milan, 1999;

Bouderlique M. Les Sectes Mangeuses d'Hommes. Comprendrelephenomene sectaire totalitaire. Saint-Germain-du-Puy. 1999;

Patrick Т., Dulack T. Let our Children Go! N. Y., 1979;

Архимандрит Рафаил (Карелин). Церковь и мир на пороге апокалипсиса. М., 1999;

Dumont L. E. r Altesman R. D. A Parents Guide to Teens and Cults. N. J., 1989;

Lifton R. J. Thought Reform and the Psychology of Totalism. A Study of «Brainwashing» in China. N. Y., 1961;

Секты против Церкви (Процесс Дворкина). М., 2000.

Глава 4. «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны)

Tucker R. Strange Gospels. London, 1989;

Ropp, Harry L. Are the Mormon Scriptures Reliable? Downers Grove, Illinois, 1987;

Where Does It Say That? (A Research Tool Compiled by Bob Witte). Michigan, б.г.;

Материалы Международного Диалог-Центра;

Материалы Центра апологетических исследований;

Ritchie J. The Secret World of Cults. 1991;

Hauth R. Die Mormonen. Freiburg, Basel, Wien, 1995;

Кайзер Э.П. Как противостоять мормонам. СПб., 1995;

Дворкин А. Пророки и боги мормонов. М., 1999.

Глава 5. «Общество Сторожевой башни» – «Свидетели Иеговы»

Tucker R. Strange Gospels;

Швечиков А.Н. Рай земной: новая сказка. СПб., 1997;

Франц Р. Кризис совести. М., 1998;

Haack F. W. Jehovas Zeugen. Muenchener Reihe, 1993;

Евменов Д.Б. История создания и учение «Общества Сторожевой башни»: Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия (на правах рукописи). М., 1998;

Мансанарес С.В. Воспоминания «Свидетеля Иеговы». Тбилиси, 1995;

Bergman J.R. Jehovah's Witnessesand the Problem of Mental Illness. Clayton, 1992;

Ritchie J. The Secret World of Cults.

Глава 6. Сайентология

Atack J. A Piece of Blue Sky. N. Y., 1990;

Капкан безграничной свободы: Сборник статей о сайентологии / Под ред. А. Дворкина. М., 1997;

Atack J. The Total Freedom Trap. Scientology, Dianetics and L. Ron Hubbard. East Grinstead, 1992;

Le proces de L'Eglise de Scientologie. Albin Michel, Paris, 1997;

Wakefield M. The Road toXenu (рукопись);

DerGeheimdienst der Scientology Organisation Grundlagen. Aufgaben. Strukturen, Methoden und Ziele. Freie und Hansestadt Hamburg, 1987;

Corrydon В., Hubbard L R. J. Hubbard: Messiah or Madman? New Jersey, 1987;

Miller R. Bare-Faced Messiah. London, 1987;

Von Billerbeck L Nordhausen F. Der Secten Konzern. Berlin, 1994;

Haack F. W. Scientology – Magie des 20. Jahrhunderts. Muenchen, 1982;

Tucker R. Strange Gospels; Ritchie J. The Secret World of Cults;

Щипков А, Во что верит Россия;

Kent S. Brainwashing in Scientology's Rehabilitation Project Force (RPF). Hamburg, 2000;

Секты против Церкви (Процесс Дворкина).

Глава 7. «Движение объединения» Сан Мен Муна

Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. М.;

Лихачев А.Е. Корейский лжемессия Мун;

Деятельность «Церкви Объединения» в России. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996; 1995;

Tucker R. Strange Gospels;

Ritchie J. The Secret World of Cults; Sparks J. The Mind Benders;

Буайе Ж.Ф. Империя Муна. М., 1990;

Champollion С. Affidavit (рукопись);

Gandow T. Mun-Bewegung. Muenchen, 1993;

Haack F.W. Das Mun-lmperium. Beobachtungen-Informationen-Meinungen (Findungshilfe Mun-Bewegung. Arbeitsgemeinschaft fur Religions und Weltanschauungs fragen). Muenchen, 1991;

Investigation of Korean-American Relations. Report of the Subcommittee on International Organizations of the Committee on International Relations US House of Representatives. октября 31, 1978. Washington, D. C., 1978;

Щипков А. Во что верит Россия;

Кузнецова Т.И. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мен Муна. М., 1999;

Hong N, In the Shadow of the Moons. Boston, 1998;

Секты против Церкви (Процесс Дворкина).

Глава 8. Современный индуизм и гуруистские секты

Aagaard J. Who is Who in Guruism? // Haack F. W. Guruismus und Guru-Bewegungen. Muenchen, 1992;

Elementary Youga // Documentation from the Dialog Center International;

Вишал Мангалвади. Пять путей спасения, которые предлагают современные гуру. СПб., б. г.;

Древо индуизма: Сб. ст. / Под ред. Глушковой И.П. М., 1999;

Елисеев Владимир, свящ. Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения. М., 1995;

Индуизм, Джайнизм, Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. Альбедиль М.Ф. и Дубинского А.М. М., 1996;

Махарадж Р.Р. Смерть одного гуру. Новосибирск, 1995;

Медведев М. Пять дней в Орхусе, или взгляд на «новую духовность». Пермь, 1995;

Пименов А. Возвращение к дхарме. М., 1997;

Роуз Серафим, иеромонах. Православие и религия будущего. М., 1997;

Ткачева А. Ашрам как организационное звено современного индуизма // Индуизм: Традиции и современность. М., 1985;

Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994.

Глава 9. «Общество сознания Кришны»

Tucker ft. Strange Gospels;

Sparks J. The Mind Benders;

Hubner J., Gruson L Monkey on a Stick. N. Y., 1988;

Muster W. Betrayal of the Spirit. Urbana & Chicago, 1997;

Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура;

Основы религиоведения / Под ред. Яблокова И.Н. М., 1994;

Индуизм, Джайнизм, Сикхизм: Словарь;

Архимандрит Рафаил (Карелин). Церковь и мир на пороге апокалипсиса;

Ritchie J. The Secret World of Cults;

Секты против Церкви (Процесс Дворкина).

Глава 10. «Трансцендентальная медитация» (ТМ)

Sparks J. The Mind Benders;

Haak F. W. und Gandow T. Transcendentale Meditation. Muenchen, 1992;

TM in Court. California, 1978;

Recovery from Cult. Langone M., ecf.;

Tucker R. Strange Gospels.

Глава 11. Остальные псевдоиндуистские секты: Культ Шри Чинмоя; «Брахма Кумарис»; культ Сатьи Саи Бабы; культ Ошо Раджниша; «Сахаджа-йога»; «Ананда марга»; псевдотантристы: «Ашрам Шамбалы», А. Лапин и другие; прочие

Gandow Т. Guru Chinmoy und die Sri-Chinmoy-Bewegung. Muenchen, 1993;

Informationen ueber neue religiose und weltanschaulicheBewegungen und sogenannte Psychogruppen. Berlin, 1994;

Streifzugdurch den Religiosen Supermarkt. Muenchen, 1996;

Клюев Б. Гуру, «богочеловеки» и «сверхлюди» // Индия: религия в политике и общественном сознании. М., 1991;

Клюев Б.И. Кундалини-йога (от психотерапии к политическим спекуляциям) // Индуизм: традиции и современность. М., 1985;

Щипков А. Во что верит Россия. СПб., 1998.

Глава 12. «Семья» («Дети Бога»)

Материалы Международного Диалог-Центра;

Tucker R. Strange Gospels; Ritchie J. The Secret World of Cults;

Martin W. The New Cults. S. I., 1980;

Patrick Т., Duiack T. Let our Children Go!;

Sparks J. The Mind Benders;

Секты против Церкви (Процесс Дворкина).

Глава 13. «Церковь Христа»

Материалы Международного Диалог-Центра;

Ritchie J. The Secret World of Cults;

Chrnologar M. A. Twisted Scriptures. Control Technics, Inc., Tennesie, 1997;

Запись лекции Глушенкова С. в ПСТБИ;

Глушенное С. Я был в «Московской церкви Христа» // Альфа и Омега. 1995. № 3 (6). С. 194–208; № 4 (7). С. 187–207;

Davis В. J. The Love Bombers // Philadelphia City Paper Interactive. 1999. февраля, 25;

Аудиозапись цикла радиопередач о «Международной церкви Христа» радиостанции «Теос» (СПб);

Секты против Церкви (Процесс Дворкина).

Глава 14. «Всемирная церковь Бога»

Tucker R. Strange Gospels;

Macdowell J., Stewart D. Understanding Cults. Ca, 1986.

Глава 15. «Поместная (Местная) церковь» Уитнесса Ли

Martin W. The New Cults. Santa Ana, 1980; Иванов П. «Свидетель» Ли и его секта // ЖМП. 1996. № 11;

Иванов Петр, свящ. Об истории и вероучении таиваньско-американской секты «Церкви дома собраний // Китайский благовестник. 2001. № l;

Bornstad James. The Threeness and Oneness of God. 1987. S. L;

Бутенко О.Н. Экклезиология секты «Местная церковь»: Дипломная работа по кафедре сектоведения ПСТБИ (рукопись). М., 2001;

Глава 16. «Движение веры» – Неопятидесятники

Материалы Международного Диалог-Центра;

Материалы Центра апологетических исследований;

Chrnoogar M. A. Twisted Scriptures;

Мак Артур Дж. Ф. Харизматики. Киев, 1995;

Ефимов Игорь, свящ. Современное харизматическое движение сектантства. М., 1995;

Бюне Вольфганг. Игра с огнем. Biefeld, 1992.

Глава 17. «Богородичный центр» – «Православная Церковь Божией Матери Державная»

Богословский анализ лжеучений «Богородичного центра». М., 1992;

Филатов С. Современная Россия и секты // Иностранная литература. 1996. № 8. С. 201–219;

Щипков Д. Во что верит Россия;

Эмке А. Секта «Богородичный Центр» (рукопись). Архангельск, 2000;

Секты против Церкви (Процесс Дворкина).

Глава 18. «Белое братство»

Филатов С. Современная Россия и секты;

Dvorkin A. The Armageddon in Kiev: Tragedy or Farce? // Update and Dialog. 1994. № 4, мая;

Щипков А. Во что верит Россия;

Секты против Церкви (Процесс Дворкина).

Глава 19. Секта Виссариона – «Община единой веры» – «Церковь последнего завета»

Ермишин П. Виссарион и его лжеучение: Курсовая работа по кафедре сектоведения ПСТБИ. М., 1996;

Филатов С. Современная Россия и секты;

Ушакова Ю. В какие времена живем мы? //Альфа и Омега. 1998. № 4 (18). С. 272–283;

Щипков Л. Во что верит Россия;

Секты против Церкви (Процесс Дворкина).

Глава 20. Порфирий Иванов и секта «ивановцев»

Мороз Алексий, свящ. Лжеучение Порфирия Иванова. СПб., 1994;

Плешаков М. Порфирий Иванов и его учение (рукопись). М., 1998.

Глава 21. Движение «Нью эйдж»

Tucker R. Strange Gospels; Osbom L Angels of Light? London, 1992;

Baer R. Inside the New Age Nightmare.1989. S. I;

Кураев Андрей, диакон. Сатанизм для интеллигенции (о Рерихах и Православии). В 2 т. М., 1997;

Алексеев В., Григорьев А. Религия Антихриста;

Дворкин А.Л. Смена парадигм. Новые религиозные движения и христианская цивилизация // Радонеж. 1996. № 25–28 (41);

Дворкин А.Л. New Age // Радонеж. 1996. № 29–32 (43);

МихельсенДж. Обольстительная сторона зла. Новосибирск, 1996;

Архимандрит Рафаил (Карелин). Церковь и мир на пороге апокалипсиса;

Marrs Т. Dark Secrets of the New Age: Satan's Plan for a One World Religion. Westchester. 1987;

Not Necessarily the New Age;

Critical Essays. Ed. R. Basil. N. Y., 1988; Groothuis D. R. Unmasking the New Age. Downers grove, III, 1986;

Балашова E. Опыт переосмысления;

Щипков А. Во что верит Россия;

Abranamowitz F. Reiki // Den Nye Dialog. 2000. октября. № 81;

Иванов Петр, свящ. Культ Анастасии: таежный сериал для советской образованщины, или Гитары, деньги и кедровая каша в голове // Прозрение. 2001. № 1 (6);

Доклад руководителя Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии свящ. Владимира Зайцева на Международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза XXI века» (Нижний Новгород, апрель 2001 г.);

Радастея: космический соблазн постсоветской интеллигенции // Православное слово. Н. Новгород, 2001. № 9(190);

Фадеев Р.В. Нативистские культы со славяно-русской терминологией: Дипломная работа по кафедре сектоведения Православного Свято-Тихоновского Богословского института (рукопись). М., 2000;

Секты против Церкви (Процесс Дворкина);

Кураев Андрей, диакон. Трудно быть русским;

Виталий (Уткин), иеромонах. Россия и новое язычество. М., 2001.

Естественно, вышеперечисленные материалы являются лишь основными использованными источниками, композиционно легшими в основу рассказа о каждой секте. Ссылки на остальные используемые источники (в том числе и на цитируемые сектантские вероучительные и пропагандистские книги и материалы, а также внутрисектантские документы) можно найти в основном тексте работы и в сносках к нему.

Комментарии для сайта Cackle