Глава XVI. Феократия мормонов
Абсолютизм. – Древний образец. – Три правления в Ута. – Церковные служители. – Первый президент. – Первое президентство. – „Худший человек в Ута“. – Собор апостолов. – „Двенадцать“. – Двенадцать человек с пятьюдесятью двумя женами. – Президент семидесяти. – Патриарх. – Благословение за доллар. – Епископы. – Разделение города и территории. – Их учительская способность. – Верховный суд. – Судья и суд присяжных. – Участковые учители. – Исповедь. – Пастырство Аарона и Мельхиседека. – Евангелисты. – Тайная полиция или „Даниты“. – Чрезвычайная власть мормонских судов. – Извращения закона и правосудия. – Вердикт духовного „совета“. – Вердикты, изданные с кафедры. – Назначение поверочных судей Брайаном Юнгом. – Система вотирования. – Отмеченные шары. – Дело Гунера Мак-Гроарти. – Множество должностей, так же, как и жен. – Тирания церкви. – Мормоны в противоположность американцам. – Множество зол, на которые жалуются язычники.
В управлении, как в учении и быту, мормоны приняли самый древний образец. Но им даже невозможно было совершенно игнорировать народный элемент, и потому они прибавили к своей феократии кусочек «общей подачи голосов», показывая себя эклектиками как в политике, так и в богословии.
Управление в Ута может быть рассмотрено в трех отраслях, или можно скорее сказать, что в нем существует столько же различных управлений:
I. Принятое и открыто признаваемое духовное управление мормонской церкви.
II. Тайное и неответственное управление, находящееся в руках нескольких начальственных лиц.
III. Территориальное управление, которое было несколько лет тому назад орудием церкви и только недавно выказалось в настоящем своем свете.
Для преуспеяния такого учреждения как мормонизм необходимо возникает общепризнанное пастырство, через которое узнаются повеления неба. Если даровать какому бы то ни было человеку, «почувствовавшему движение духа», полную свободу предвещать, то скоро должна исчезнуть слава пророков. Необходимо было также, чтобы все управление находилось в руках этого пастырства, и для этого нужны были невежественные миряне. Все эти условия были выполнены, и церковь мормонов представляется совершенным феократическим абсолютизмом. Я представлю, по порядку чинов, различных служителей церкви и обязанности, возложенные на них.
Первый президент
Это лицо стоит во главе всех дел церкви, мирских и духовных, финансовых и пастырских; он один имеет право на «приложение печати, хотя в некоторых случаях может уполномочивать на то других лиц, и он один признанный провидец. Эту должность, которую занимал прежде Иосиф Смит, занимает теперь Брайам Юнг, который считается пророком, пастырем, покровителем, единым провидцем, первым президентом и поверенным попечителем церкви Иисуса Христа святых последних дней.
Чтобы рассмотреть его во всех этих ролях7, у меня не достанет места; но разнообразное могущество будет видно из дальнейшего хода рассказа. Достаточно сказать, что как пророк, он держит «ключи от царства», и без его позволения никто не может вступить в церковь, или быть спасен, как провидец, он сообщает народу волю Божию, как покровитель, он обязан предотвращать всякую опасность, грозящую в будущем ему, или его народу, а как пастырь, он обязан готовить мужчин и женщин для вечности. В мирских делах он точно так же самостоятелен. Как президент, он управляет всеми делами церкви, назначает новых епископов и старшин, и определяет политические отношения общины; как поверенный попечитель, держит все церковные собственности в своих руках, он покупает, продает и передает, не отдавая ни в чем надлежащего отчета, и как казначей беспрерывных эмигрантских фондов, только его подпись может быть признаваема там, где фонды находятся в залоге. Он объявляет себя и признается своими последователями высшим первосвященником во всех духовных делах, и ему должны беспрекословно повиноваться все мормоны.
Правда, теперь образуются между мормонами различные партии, объявляющие, что они обязаны повиноваться президенту только в известных границах; но их, обыкновенно, считают еретиками: «управляемыми духом вероотступничества, и «хорошие мормоны» утверждают, что все обязаны покоряться повелениям пророка, даже если дело идет о жизни и смерти. Это учение было еще в недавнем времени более повелительным образом объявлено первым президентом и его советниками: «великий грех не соглашаться с пастырством каким бы то ни было честным (?) образом, так как человек может попасть за это в ад». Если и есть какая -нибудь граница его власти, то она не очевидна язычникам.
Первое президентство
Оно состоит из первого президента и его первого и второго советников, Джорджа А. Смита и Даниеля Г. Уэлльса. Первое место занимал прежде Гебер Кимбалл, который умер несколько времени перед моим прибытьем в территорию, и в следующей конференции на это место был избран Смит. Эти оба имеют также титул президента; они товарищи и первые министры президента, обязанные исполнять все его приказания, и уполномочиваются действовать в различных званиях во время его отсутствия. Кроме того, Джордж А. Смит церковный историк, и Даниель Г. Уэлльс мэр, мировой судья и генерал-лейтенант легиона города Нову. Он стоит, по-видимому, выше своего сослуживца, хотя не в отношении церкви, и его, обыкновенно, называют сквайром Уэлльсом; но в сущности, он наихудший человек в иерархии, будучи полупомешанным фанатиком и, в то же время, кровожадным изувером.
Собор апостолов
Общество, третье по важности и значению в церкви, составляет собор двенадцати апостолов. Они стоят ближе к народу, нежели первое президентство, так как вся территория мормонов разделена между ними, и они обязаны надзирать над своими различными округами и смотреть за тем, «всякая ли ветвь поставлена в порядке. Отдельные апостолы часто получают поручения отправиться за границу миссионерами, или издавать газеты и сборники, или председательствовать над новоустроенными ветвями расширяющегося поселения, и во всех этих случаях, на место отсутствующего апостола избирается другой. Таким образом, случается, что иногда бывает пятнадцать действующих апостолов, но только двенадцать должны в одно время восседать в соборе.
Я представляю список их в таком порядке, какой был во время моего пребывания в Ута, и так как достоинство апостола, так же как и, большей частью, других служителей, много зависит от числа его жен, я привожу так же число последних.
Орсон Гайд | Первый апостол | Пять жен |
Орсон Прэтт | Второй апостол | Четыре жены |
Джон Тэлор | Третий апостол | Семь жен |
Вильфорд Удрэф | Четвертый апостол | Три жены |
Иосиф Ф. Смит | Пятый апостол | Три жены |
Амаза Лайман | Шестой апостол | Пять жен |
Эзра Бенсон | Седьмой апостол | Четыре жены |
Чарльз Рич | Восьмой апостол | Семь жен |
Лоренцо Сноу | Девятый апостол | Четыре жены |
Эрастус Сноу | Десятый апостол | Три жены |
Франклин Ричардс | Одиннадцатый апостол | Четыре жены |
Джордж Кеннон | Двенадцатый апостол | Три жены |
Бенсон умер в прошлое лето, и его место еще не было занято, когда я оставил Ута. За исключением Джона Тэлора, апостолы, как говорят, все бедняки, Орсон Прэтт – в особенности, а Орсон Гайд слывет даже за «застарелого нищего», разумеется, в духовном смысле.
Президент Семидесяти
Эта должность, кажется, по разряду следующей немедленно за должностью апостола, и произошла вот как: большое действующее общество мормонов мужчин разделяется на семьдесят соборов, из которых каждый имеет по семидесяти членов, хотя они, в действительности, образуются везде из десяти до семидесяти. Каждый имеет президента, и эти последние, известные под общим названием семидесяти, составляют большой миссионерский совет, обязанность которого – управлять всеми делами по распространению веры. Эти семьдесят президентов имеют также президента, занимающего это место для почета. Эти служители не имеют специального чина в церкви, ибо в этом разряде апостолом или начальствующим старшиной может быть мирской член.
Патриарх
Я ставлю эту должность пятой по разряду, так как она, при большой святости и по честности, совершенно духовная и не дает никакой власти. Обязанность патриарха заключается единственно в том, чтобы «раздавать благословления», сочиненные и подписанные им. Обыкновенная плата за них один доллар, и «благословления», из которых я читал некоторые, состоят в неопределенных и обыкновенных обещаниях, что получающий их «будет благословлен», если он соблюдает веру. Первым патриархом церкви был «старик Смит», или Иосиф, отец пророка, преемником которого был брат последнего, Гирум, за ним последовал «дядя» Джон Смит, двоюродный брат Иосифа Смита, а за ним Уильям Смит, сын мученика Гирума. Для занятия этой должности, единственные качества, которые кажутся нужными, это – быть «дядей» и носить имя Смит.
Епископы
Мы будем рассматривать теперь чисто мирских служителей, собрание людей, которые управляют муниципальными распоряжениями и бывают, смотря по надобности, то служителями церкви, то гражданскими чиновниками. Самый важный из этого класса – епископ. Город Соленого Озера разделен на двадцать один участок, из которых каждый имеет по епископу, и вся территория таким же образом разделена на участки, с епископом над каждым. Они выслушивают и решают все жалобы, и так как они, по особенному уставу Ута, также поверочные судьи в графствах, то они в этом отношении управляют и язычниками. Таким образом, будучи духовным путеводителем во всех спорах между членами своей паствы и одним из гражданских чиновников, епископ во всех случаях «начальник местности», и должен быть уведомляем обо всем, что происходит. После его решения как судьи, язычник может апеллировать к Верховному Суду в городе Соленого Озера, после его присуждений как епископа, мормон может апеллировать к Верховному Совету.
Верховный Совет
Верховный Совет состоит из пятнадцати человек, выбранных из первосвященников. Двенадцать из них действуют как суд присяжных, из которых большинство решает дело, а остальные трое произносят приговор, или определяют убытки и издержки. Из этого суда можно апеллировать к первому президентству. Труды епископа разделяют участковые учители.
Участковые учители
Их обязанность – посещать народ в участках, доносить о всех подозрительных лицах, неправильностях, ересях, ложном учении и расколе, и вообще, действовать как шпионы и доносчики. В эти посещения каждое лицо обязано формально соглашаться со всеми учениями церкви, и многие преступления, и даже уголовные, скрываются, таким образом, в участке, в котором произошли, и остаются совершенно неизвестными. В одном случае, дошедшем до моего слуха, ужасное изнасилование, совершенное над тринадцатилетней девочкой, оставалось тайной вне того участка, где оно произошло, в продолжение одного года, и наверное не обнаружилось бы никогда, если бы отец этой девочки не отступил от веры. Часто место учителя занимают начальники пятнадцати лет, которые обязаны доносить о том что делают их товарищи. Все мормоны обязываются торжественной клятвой не иметь тайн от учителей, и во время своих посещений всех семейств, последние имеют право видеть каждое лицо отдельно, без посторонних свидетелей, и производить над ним строгую и неблагопристойную «исповедь». Это, вместе с «Данитовой», или секретной полицейской, системой, делает из общества мормонов одно сплоченное тираническое целое.
Пастырство
Сколько я не говорил о разных мирских должностях, но все служащие мормоны разделяются на два общества: пастырство Аарона и Мельхиседека. Последнее выше, и во многих отношениях заключает в себе первое; оно в одно и то же время духовное и мирское, между тем, как первое – исключительно мирское. Первосвященник их пастырства Мельхиседека может всегда заступать место пастыря Аарона; но без особого разрешения власть последнего всегда ограничена одними мирскими делами. Все высшие должности принадлежат разряду Мельхиседека. Первосвященник следует за апостолом, и за ним некоторое число старшин, ниже которых стоят простые пастыри и обыкновенные старшины. В этих различных разрядах, все мормоны – пастыри в некотором роде, и в религиозных песнях называют себя «королями и пастырями высшего Бога».
Евангелисты
Они, как говорит само имя, пропагандисты. Но имя, кажется, скорее означает некоторый род занятия, нежели особенный чин или должность.
Вот общепризнанное духовное управление церкви. Но так как оно не всегда оказывается действительным во всех случаях, и во избежание упорства со стороны некоторых против такого гнета – церковь всегда имела нечто вроде тайной полиции, представители которой известны под именем «Данитов». Эта полиция была в первый раз организована во время беспокойств в Миссури, но, преобразованная в третий или четвертый год пребывания мормонов в Нову, существовала до сих пор. Некоторые мормоны отвергают ее существование, другие защищают ее в видах самосохранения. Что тысячи честных мормонов не знают о ней и не верят в ее существование – в этом я почти уверен; но что она существовала прежде и существует до сих пор, в некоторых размерах, как деятельно работающая сила, – это как нельзя более ясно. По самому свойству этого учреждения, только немногое может быть известно о его тайной организации, и действия его вполне обнаруживаются в ходе мормонской истории.
При всей их духовной организации, общественной и, в то же время, частной, многое бы оставалось выше их власти и недостижимо без гражданского управления; и способ, которым они употребляли ею, единственно для дальнейшего церковного управления, достаточно объясняет их стремления предотвратить республиканское правление.
Самое обыкновенное извращение права, и все-таки наиболее непонятное жителям востока, это то, что законы и местные суды территории сделаны орудием тирании в руках господствующей олигархии. Подобно всякой другой стране, Ута имеет федеральные окружные и местные поверочные суды; но в противоположность всякому другому штату или территории в союзе, власть и ведомство последних стоят выше власти и ведомства первых. Часть 29, стр. 31 территориальных уставов предоставляет поверочным судам общее ведение по всем делам, гражданским и уголовным; между тем, как часть I, а именно – устав о разводе и годовом содержании, предоставляет этим судам исключительное ведение по всем таким делам, чем они стоят выше федеральных судов, и наравне во всех других отношениях.
Все это противоречит тому факту, что органический устав не разрешает законодательной власти учреждать такие местные суды, и что в других территориях это было утверждено после апелляции к верховному суду, решением которого власть поверочных судов ограничилась поверкой делами и незначительным гражданским ведомством. Но органический устав присовокупляет, что поверочные, или местные, суды должны иметь такое ведомство, какое будет предписано законом; вне этих определенных льгот, законодательная власть объявляет право на дарование им ведомства по всем предметам. Эта неправильность в судебной системе не без хорошей стороны. Окружные судьи – чиновники Соединенных Штатов и, как полагают, они поддерживают национальную власть, поверочные же судьи бывают просто напросто епископы и старшины в различных графствах, над которыми власть Брайама абсолютна. В прежнее время, Брайам сажал на это место всех, которых считал годными к тому, по собственному усмотрению, и за плату десяти долларов. Он хвалился однажды в проповеди, что он довольно сделал на этом пути и, благодаря их глупости, не был в убытке». Но в последнее время сочли нужным обратить некоторое внимание на формы закона, и теперь, хотя партии должны быть назначены сперва Брайамом, или особым выборным церкви, однако они должны после этого получить законное утверждение в поверочных судах. Разумеется, никогда не случается, чтобы в «поверочном» пренебрегали желаниями Брайама. Но это касается только их; язычники имеют дело с их уголовным ведомством. Происшествие, случившееся в одном из южных поселений, в бытность мою в Ута, так хорошо обрисовывает их способ освобождения от достойных наказания граждан, что я приведу его целиком.
В 1860 году мальчик того округа, одаренный более чем обыкновенным умом, отправился в Калифорнию, где оставался восемь лет и потом вернулся домой с значительной суммой денег, и, разумеется, с нежеланием покориться оригинальностям мормонизма. Так как его родители были мормоны, а страна его родиной, то он, собственно, принадлежал к классу так называемых «hickory мормонов», или «пришлых». Имея много денег и всегда хорошо одетый, он посещал все мормонские танцевальные вечера и общественные увеселения, сделался любимцем мормонских девушек, не колеблясь выражал свое мнение о епископах и старшинах, одним словом, пример его был, как говорил епископ, «развращающий». Однажды вечером он провожал дочь какого-то мормона домой из деревни. На дороге, по которой они проходили, находилась узкая рытвина, недалеко от двух домов, стоявших в стороне. Они оставались несколько минут в этой рытвине, и их видели потом, как они разговаривали полчаса у дома ее отца. Через неделю юноша был арестован по обвинению в изнасиловании! Его привели сперва к магистрату, где он потребовал суда присяжных из двенадцати человек, которые единодушно оправдали его. После этого епископ поселения назначил другой суд, объявив судопроизводство магистрата недействительным, и, при помощи отца девушки, положительно принудил последнюю свидетельствовать против обвиняемого, объявил его виновным и присудил к смирительному дому на десять лет. Он был посажен в то же время в тюрьму города Соленого Озера, но ему удалось известить об этом судью Стриклэнда, городского адвоката, который передал дело главному судье окружного суда, Уильсону, где девушка отказалась обвинять его в чем бы то ни было, и он был освобожден. Это ужасное злоупотребление законными правилами производится во всех поселениях графства этими епископами-судьями, управляемыми в их судопроизводстве «произволом», они пользуются своим влиянием для того, чтобы изгонять и удалять всех «пришлых», или отступивших мормонов. Если обвиняемый представлен в суд города Соленого Озера, то служители Соединенных Штатов имеют право вмешаться в дело; но как ни ясно и прямо свидетельство, как было в вышеописанном случае, девять десятых мормонов верят только в тот случай, что самая ужасная уголовщина языческими судьями припишется им.
Как и можно ожидать, брайамиты очень упорны в отношении находящейся в их руках власти и грозят, и шумят где только возможно. В одном деле, разбиравшемся главным судьей Уильсоном, власть поверочных судов было предложено привести к концу, и 20 ноября 1868 года, когда дело было решено, З. Сноу, мормонский адвокат и генерал-прокурор Ута, сказал: «Если бы Его Честь решил против такого ведомства, то улицы города были бы залиты кровью». При известном характере судьи Сноу, весьма вероятно, что он никогда не выразил бы такого положения иначе, как по прямому наущению Брайама Юнга. Слова эти были произнесены им в суде, в присутствии всего городского сословия, и после нескольких минут совещания с товарищем-советником, так же мормоном. Значение их было то, что брайамиты намеревались покориться закону только в том случае, если он будет истолкован в их пользу; в противном же случае, миновать его, и, если окажется нужным, употребить насилие. Таким образом, должностным лицам был предоставлен выбор – или уступить, или быть раздавленными. Судья Сноу сказал также, спустя несколько лет: «Судьи Соединенных Штатов оставались здесь только часть назначенного времени, хотя он не знал причины этого».
Этот намек приводит на память то грустное мнение, будто бы нашему правительству был нанесен позор его служителями в Ута. Не то, чтобы Брайам Юнг употреблял насилие во многих случаях. Он слишком осторожен для этого. Грубая сила – последнее средство для такого проницательного ума, как Брайам. Придирка составляет его естественное оружие, и ею-то он совершенно оплел большинство судей, в чем ему слишком часто помогали бессильные декреты со времени Филльмора до администрации Линкольна.
Первый судья, Перри Е. Брохус, был неосторожен в своих нападках на многоженство, и, уверяемый беспрестанно в том, что жизнь его в опасности, он оставил территорию. Другое должностное лицо было уличено в безнравственности и решилось избежать огласки; третий обесчестил свою должность, взяв к себе на ложе проститутку; четвертый испортил свою репутацию тайным пьянством, и еще другой позволил заманить себя двум из «приманок» Брайама. Один из этих виновных был преследуем самовольно образовавшейся комиссией из «мормонских мальчиков» до ущелья «Ткачей», где он получил из их рук строгое наказание.
Одно из главных правил веры мормонов состоит в том, чтобы их дела не были представляемы на рассмотрение в языческий суд; и, если бы им пришлось явиться туда по делу, в котором заинтересован язычник, то суд присяжных должен бы быть управляем «советом» при составлении их вердикта. Но были упорные умы, даже в самые победоносные дни церковного управления, которые были часто исправляемы с мормонской кафедры, что ясно видно из следующего отрывка из проповеди, сказанной в Скинии, Иедедиею Μ. Грантом, одним из советников Брайама Юнга, в воскресенье, 2 марта 1856 года.
«В прошлое воскресение президент исправлял некоторых из апостолов и епископов, которые были в числе присяжных большого жюри. Удалось ли ему вполне рассеять туман, окружавший их, и удалить слепоту с их глаз? Нет; так как они могли отправиться в свою комнату и снова не согласиться, хотя, к чести их будь сказано, некоторое объяснение сделало их единодушными в действии. Но в каком положении находится малое жюри? Некоторые из них также вовлечены в туман, чтобы всасывать слова и есть грязь языческого суда в Ута».
Эта выписка представляет довольно ясное понятие о юридической системе в Ута, и из всего, что казалось попыткой мормонского жюри насиловать какой-нибудь из федеральных статутов, вышел бы просто торжественный фарс, и, что еще хуже, эти епископы-судьи избираются не народом, а назначаются по судебному уставу территориальной законодательной властью, т. е. Брайамом Юнгом; таким образом, все лица судебного ведомства находятся под его владением, так же, как и лица духовной организации. Некоторые могут подумать, что на стороне народа оставался еще шанс в подаче голоса, и многие спросят: если господствует такое неудовольствие против управления Брайама Юнга, то не может ли оно дать себя почувствовать при выборах? Даже этот выход совершенно загорожен следующей частью «Устава относительно выборов», изданного в январе 1853 года:
Каждый избиратель должен запастись шаром, содержащим имена лиц, желающих быть выбранными, и должности, которые желают занять, и представить его судье выбора, который должен нумеровать их и положить в особо предназначенный для того ящик. Клерк должен записать затем имя избирателя и противопоставить ему число его голосов.
С почти забавным сарказмом начальники мормоны называют это мерой «для сохранения свободы и чистоты баллотировки». Таким образом, они искусно злоупотребляют свободной подачей голосов, поддерживая баллотировку. «Вот, как они поддерживают привилегию подачи голосов, говорит английский капитан Бэртон, их защитник, между тем, как избегают зол общего вотирования, подвергая несведущих надзору немногих сведущих».
При такой системе, человек, подосланный Брайамом Юнгом, может отправиться в какую бы то ни было область территории и открыть, каким образом каждый человек вотировал при выборах за последние пятнадцать лет. Ясно, что между таким невежественным народом, легко подвергающимся страху и слишком хорошо знающим, что может причинить ему мирское беспокойство, оппозиция должна бы быть в большинстве прежде, чем она сделается известною. Надо заметить, что служители мормонской церкви подвергались вторичным избраниям или два раза в год, на генеральных конференциях, и этим, по-видимому, умеряется феократическая самостоятельность всеобщей подачей голосов, в которой участвуют как мужчины, так и женщины. Но было только два примера, что лица осмеливались подавать голос против всех известных желаний иерархии; и во всех случаях виновные представлялись перед Верховным Советом и от них требовали объяснений, а за неимением его, их «отлучали от церкви» как людей, находящихся «в духе вероотступничества». Согласно опыту один человек в каждом поселении или участке может разрушить все вотирование. – Церковь предлагает свой билль и епископ приказывает народу его вотировать, что он и делает.
Замечательный случай, как говорят, нечто вроде возмущения, произошел в округе озера Ута, где живет много обращенных американцев, и был выбран оппозиционный кандидат законодательной власти. Когда кандидат этот прибыл в город Соленого Озера, ему просто посоветовали отказаться от своего искательства, что он и сделал, и на его место был назначен правильный кандидат. Три года тому назад, евреи, язычники, апостаты и отступившие мормоны тринадцатого участка, в городе, нашли, что они имели большинство, так как почти все из этих классов жили в том участке города. Они избрали епископа Улэ, хорошего мормона, впрочем, советником против очередного кандидата. Епископ был призван к Брайаму, где его принуждали «советом» отказаться от назначаемой ему должности, и другой кандидат был выбран на его место.
При знаменитом и несколько комичном деле Гунер Мак-Гроарти, сотни, которые подали бы голос за полезного язычника, но которые считали кандидатуру Мак-Гроарти шуткой, совсем не подавали голоса за него; между тем, как на его стороне было менее двухсот голосов, на стороне Гунера, при стараниях мормонов, оказалось более пятнадцати тысяч. В Ута теперь с насмешкой повторяют отрывки той речи, которую Мак-Гроарти готовился сказать перед конгрессом; он попросил адвоката написать ее для него, и так как он выучил ее наизусть, то никогда не мог говорить десяти минут с товарищем, чтобы не привести своей речи, принимая при этом ораторскую позу и употребляя множественное число, как будто бы обращаясь к конгрессу.
Число зол, вытекающих из этой системы голосования, значительно, не говоря о громадной власти, которую она дает некоторым начальникам, но в особенности достойно замечания, когда одно и то же лицо исполняет несколько должностей. В городе Филлморе, старой столице, один человек занимал должности клерка и архивариуса графства, городского клерка и мирового судьи, асессора и сборщика внутреннего дохода и eх-officio попечителя о бедных. В бытность мою в городе Соленого Озера, некий Роберт Т. Бэртон был сборщиком внутреннего дохода территории, шерифом графства, асессором и сборщиком податей территории и графства, и генералом легиона города Нову; кроме того, он был важным старшиной в церкви, мужем трех жен и одним из главных членов тайной полиции. Бэртон предводительствовал вооруженным отрядом при взятии в плен мориситов, секты отступивших мормонов, и, по его собственному свидетельству, застрелил четырех из них после их сдачи и дальнейшая служба, как сборщика дохода, была пятном на администрации Джонсона в Ута, он, по-видимому, «Самый кротконравный человек, который когда-либо потопил корабль или перерезал горло».
Если верить многочисленным частным мемуарам апостатов, то он был самым жестоким и кровожадным изувером.
Различные гражданские должностные лица, в то же время, начальствующие сановники в мормонской церкви, деятельные исполнители ее воли и избранные на гражданские должности только по этой причине; они придают последней гораздо более значения, и действительно, подчиненные в политике своему церковному сану и зная мало, разве только некоторые законы, они управляются духовной властью и «советом ».
Путешествующий по каким бы то ни было местам внешних поселений редко, или почти никогда, не услышит, чтобы народ говорил о поверочных судьях как о судьях, а всегда: епископ решал так и так. Это не должно удивлять нас; при такой системе естественно постоянное столкновение между феократическим, духовным и народным, демократическим и мирским. Идея американцев та, что власть даруется народом, поручается официальному лицу и покоится на твердом согласии управляемых. Идея мормонов совершенно противоположная; они говорят, что власть и авторитет даруются свыше и действуют по всем степеням; должностное лицо не ответственно перед теми, которые стоят ниже его – для них он глас Божий – но перед теми, которые, по положению, выше его; от них он получает свою власть, и им должно отдавать отчет.
Приведем слова из мормонской полемики: «Неосновательно, чтобы народ Божий подчинялся управлению, организованному человеком. Если бы это было так, то он никогда не мог бы быть усовершенствован. Может быть, только одно совершенное управление – это то, которое установил Бог, а именно управление апостолами, пророками, пастырями, учителями и евангелистами, и учреждения первоначальной церкви и всех церквей, признанных Богом. Я привожу это потому, что многие жители востока считают многоженство единственным большим злом мормонизма. Есть еще много зол, которые дают себя чувствовать более, нежели это; действительно, многоженство, само по себе, причиняет только незначительное беспокойство язычникам, живущим в Ута.
Мормонизм был безусловным злом, а до введения многоженства пастыри управляли невежественным народом с духовным терроризмом, делали его опасными соседями и беспокойными гражданами там, где он жил. Другое зло, без сомнения, вытекало из многоженства или усиливалось вследствие его, но многоженство, само по себе, очень мало беспокоит жителей. Вследствие того, что территория управляется церковью, гражданские и законные меры предпринимаются скорее духовной политикой, нежели законом; жители не мормоны подвержены беспокойству мелкой тирании; они постоянно подвержены в своих делах и социальной жизни тайному шпионству церкви и подавлены церковною враждою и чрезмерными податями; друзья и соотечественники были убиты; одним словом – они подвластны, без сопротивления тирании большинства, и это большинство, управляемое маленькой и сжатой иерархией, составляет, в своем тайном уголовном суде, декреты против свободы, через тайных и неответственных перед народом агентов.
Вот это-то и возмущает чувства американских граждан, а не многоженство, которое, впрочем, тоже большое нравственное и социальное зло. Мормоны, как масса, естественным образом склонны поступать справедливо, но, к несчастью, народ был нулем, и политика их начальников, кажется, состоит в том, чтобы поддерживать их в постоянном состоянии раздражения и чувстве вражды против всех вне стоящих, и правительства Соединенных Штатов.
Вот, что производит это соединение церкви с штатом, или, скорее, абсолютное содействие штата церкви, которая пользуется внешней организацией только для того, чтобы вовлекать ее в декреты, уже составленные в тайном совете, что делает мормонизм нашим врагом. Миссури и Иллинойс нашли, что ни один штат не может терпеть церкви, подавляющей абсолютное мирское ведомство внутри штата, совершенно независимой от него и даже враждебной к нему, управляющей действиями судов посредством своего влияния, разрушающей свободные учреждения и имеющей больше прав на совесть своих подчиненных, нежели это допускается законами штата. Короче, нас не столько касаются социальные, безнравственные черты многоженства, сколько все враждебное, изменническое и мятежное. Закон против многоженства должен бы был быть также строг, как и всякий другой закон правительства, но было бы несправедливо, если бы мы сказали, подобно многим другим, что в этом состоит единственное обвинение мормонов, или причина непринятия Ута в число штатов. Если бы многоженство было истреблено завтра же, мы все-таки не могли бы принять Ута в настоящем его положении. Такая организация штата была бы против всех правил нашего политического устройства, и наша конституция никогда бы не признала мирского управления церкви. К счастью, настоящая администрация узнала многие нужды Ута, и начала, удаляя от должностей всех многоженцев и сочувствующих мормонизму, назначать на места хороших людей. Много дела остается еще исполнительной власти и конгрессу, но достойно замечания то, что уже нечто вроде преобразования началось, и что Ута более не «Ботани-бей устарелых политиков», как это было в продолжение трех администраций.
* * *
Желающие узнать более о Брайаме Юнге, его женах и детях, могут найти эти и другие драгоценные сведения в единственно достоверной по этому предмету книге: „Пророк мормонов и его гарем“ соч. миссис Уэт. Кембридж, 1866 г.