Открытое письмо больничному священнику » Сайт священника Константина Пархоменко
Азбука веры » священник Константин Пархоменко » Статьи
  виньетка  
Распечатать Система Orphus

Открытое письмо больничному священнику

(6 голосов: 4.17 из 5)

священник Константин Пархоменко



Это не статья, а письмо, написанное священнику служащему в больнице, которое я решил сделать открытым. Зачем? Потому, что поднимаемые здесь вопросы актуальны всегда и для всех. Можно ли молиться за Божественной Литургией за некрещеных людей?.. Кажется, что ответ абсолютно однозначен – нельзя! Но на самом деле, если мы обратимся к христианской древности, причем не к первым векам христианства, когда богословие еще не сформировалось, а к самой что ни на есть зрелой, византийской поре, мы увидим удивительную вещь.

Если человек готовился принять крещение (а этот период продолжался несколько лет) и внезапно умирал, он поминался за Литургией как… христианин. Естественно, его поминали и на заупокойных богослужениях. Так же дело обстояло и с младенцами. Если его не успели крестить, но собирались это сделать, тем более провели над ним положенные для новорожденного чины, он тоже считался маленьким христианином. Даже если само крещение совершить не успели и малыш предал душу Богу.

Но редко кто об этом знает. И получается вопиющая по своей трагичности картина. Скажем, недоношенного ребенка, родившегося в христианской семье, причем мама молилась, причащалась… помещают в кювету, в стеклянный бокс. Родители приглашают священника. Но тому не разрешают касаться младенца. Как крестить ребенка? Родители мечутся – только бы малыша успеть крестить, а то ведь за малютку в храме и не помолишься.

Один священник в такой ситуации прочитал Чин Крещения и оставил святую воду врачу. Чтобы тот помазал ею ребенка. То есть, таким образом, Крещение было бы совершено.

Но есть и другой вариант. Совершить над малышом Чины оглашения. А крещение отложить пока кювету не откроют. В любом случае, этот ребенок будет, по византийской и древне-христианской практике считаться христианином. И за него можно будет молиться как за члена Церкви. Пусть еще не вошедшего в храм, но стоящего, говоря, условно, на пороге.

Уважаемый отец N.

Простите, что я обращаюсь к Вам и беспокою.

Так случилось, что я дважды был в Вашей больнице. То, что для Вас ежедневная реальность – болезнь и смерть детей, слезы родителей, на меня, как человека в некотором отношении постороннего этому (я служу в соборе, в центре города) производят колоссально сильное впечатление, можно сказать духовно встряхивают.

Первый раз я был в больнице и совершал крещение умирающего младенца в 2001 году. Это была девочка и она выжила.

Второй раз я крестил ребенка (тоже девочку) в дни нынешнего Великого Поста. Она умерла.

Когда я в этом году приехал в больницу ребенок был в тяжелейшем состоянии. Это был младенец 5-ти, с небольшим, месяцев от времени зачатия. Ростом с маленькую куклу.

Врач, несмотря на все уговоры открывать кювету с ребенком отказался. Главврач также этого не разрешил. Девочка могла умереть в любой момент некрещеная (потом она прожила 10 дней).

Мы попали в тупиковую ситуацию – что делать? Мы приехали крестить ребенка, но ведь крестить «через стекло» невозможно.

Тогда я прочитал молитвы Первого дня, совершил чин Наречения имени и провел воцерковление.

Как воцерковление, если мы были вне храма? Думаю, что и последнее я мог сделать, потому, что рядом со мною присутствовали родственники девочки и их знакомые, и все они были действительно верующими людьми (бабушка и крестная пели в храме, другие являлись прихожанами разных храмов, одна из женщин – сотрудница нашей Епархии).

Конечно, воцерковление, по самому своему именованию, проводится в храме, но тут по болезни Сама Церковь в нашем лице, в лице верующих, пришла к ребенку.

После окончания чтения молитв я сказал родственникам, что они могут молиться о ребенке за Божественной литургией.

Но, через несколько дней, родственники позвонили мне и плача сообщил, что кто-то из клира больничной церкви сказал им, что раз ребенок некрещен, никакой молитвы за Литургией быть не может и никаких уступок тут не делается.

Собственно, мы и сами собирались, как это станет возможно, крестить ребенка, через день-два кювету открыли и мы совершили Крещение.

Но вопрос в другом, в принципиальной допустимости или недопустимости молитв на литургии за некрещеного.

Я не знаю, кто беседовал с родственниками, может быть, это были Вы, может быть, кто-то из служителей.

Просто напомню, что мои слова сказанные родителям не были противоканоническим жестом сострадания, но имеют под собою действительную основу.

Нужно лишь вспомнить практику древней Церкви. В IV-V вв. и в последующие десять веков обычно крестили детей по достижении ими трехлетнего возраста 1.

Что же делали с новорожденными? Их оглашали.

Сразу по рождении ребенка читались молитвы Первого дня, затем нарекалось имя. На сороковой день младенца приносили к храму и воцерковляли. Непосредственно после воцерковления дети считались «некрещенными христианами». Так их называют древние Константинопольские Евхологии и наш Потребник патриарха Филарета (Москва. 1625г.).

За такого младенца молились за Евхаристией. Если такой оглашенный младенец внезапно умирал, за него молились как за полноценного христианина.

В древних Константинопольских Евхологиях вообще не существовало чина Како младенца крестити страха ради смертнаго, ибо этого «страха» не было. Этот чин пришел от католиков и встречается лишь со времен Требника Петра Могилы.

То, что у нас сегодня Воцерковление совершается после Таинства Крещения, является нарушением древней (существовавшей вплоть до 17-го века) практики. Да и сами Требники обличают нас, ведь печатается же там Воцерковление перед Крещением.

Итак, повторю: Если младенец рождался от верующих православных родителей, над ним по рождении были проведены чины 1, 8, 40 дней, и он внезапно погибал, этот маленький человек считался христианином.

Сегодня об этом мало кто знает и поэтому расхожее мнение: некрещен – нельзя поминать в Церкви за Литургией, стало нормой.

Не зная древней практики Церкви, пусть практики экстремальной, но все же подлинной, а не какой-то вымышленной, мы лишаем родителей возможности поминать дорогих их сердцу малюток в самые священные минуты Богослужения.

Зачем я Вам об этом пишу? Мне кажется, что для больницы такого типа, которую вы окормляете, когда бывают закрытые стеклянные боксы и в них умирающий ребенок, нелишне знать и практику приобщения к Церкви через так называемые предкрещальные чины.

С уважением

Свящ. К. Пархоменко.

P.S. По данному вопросу могу порекомендовать литературу в которой эти темы обсуждаются: Арранц М., свящ. Чин оглашения и крещения в Древней Руси. // Символ. 1988-№19; Арранц М. Крещение и Миропомазание. Таинства Византийского Евхология. Ч. 1. Рим. Руссикум. 1998. (Здесь указана библиография); Дмитриевский А. Древнейшие Патриаршии Типиконы: Свято-Гробский Иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви. Киев. 1907; Алмазов А. История чинопоследований крещения и миропомазания (с приложениями). Казань. 1884.

Об этом пишу и в своей книге: Таинство вхождения в Церковь. СПб.: «Нева» – «ОЛМА-ПРЕСС». 2002.

 

1 Вспомним слова св. Григория Богослова: «Что скажем о младенцах, которые не разумеют ни того, что такое благодать, ни того, что такое наказание. Крестить ли их? Непременно, если надлежит опасность. Относительно же прочих я даю совет дожидаться трех лет или немного более, или менее того, чтобы сколько-нибудь могли слышать и повторять нужные слова таинства и если не совершенно, по крайней мере, образно понимать его» Migne. PG. t. 36, 400. Перевод цитируется по: Еп. Рижский. Богослужение Русской Церкви домонгольского времени. М. Изд. Московского Университета. 1847. С. 13.

Новгородский епископ Нифонт (XII век) на вопрос, как долго можно откладывать крещение детей, отвечал: «В этом для мужского пола нет греха и до десяти лет, а про девочек не спрашивай, ибо они могут быстро согрешить у вас и в юности» Вопросы Кирика. § 49. Цит. по: Г. Кречмар, проф. Служение крещенного миру по свидетельству отцов Церкви //Богословские Труды. Сб. 10. М. Изд. Московской Патриархии. 1973. С. 155.

Конечно, если ребенок был подозрительно слаб, его крестили тут же, не медля. В XI веке митрополит Киевский Иоанн (ум. 1080) на вопрос: «Можно ли крестить новорожденное дитя, если оно больно?..» отвечает: «…относительно здороваго [дитяти] Отцы повелели ожидать трех и более лет. Но для внезапных случаев смерти срок необходим короче, если же совсем больно, пусть будет и 8 дней, даже и того меньше, чтобы не умерло некрещенным. Таких младенцев крестить, в какой бы день и час ни настояла опасность смерти» Русская историческая библиотека. VI. Правила митрополита Иоанна. Правило I. СПб., 1880. С. 1-2

  виньетка  
Рейтинг@Mail.ru Карта сайта Обратная связь
Разделы портала