Подрясник

Подря́сник – (часто) нижнее (но не во всех слу­чаях), длиною до пят, обла­че­ние кли­ри­ков и мона­хов с узкими (в отли­чие от рясы) рука­вами. По самому назва­нию понятно пред­на­зна­че­ние под­ряс­ника в ути­ли­тар­ном отно­ше­нии – он носится под рясой. Между тем под­ряс­ник, как часть осо­бого обла­че­ния, имеет и более воз­вы­шен­ное зна­че­ние.

Подрясник

Воз­ник­но­ве­ние под­ряс­ника напря­мую свя­зано с воз­ник­но­ве­нием тра­ди­ции ноше­ния рясы (от греч. ράσον, «одежда из глад­кой ткани, без ворса», «мона­ше­ское обла­че­ние»).
Суще­ствует пред­по­ло­же­ние, что форма рясы заим­ство­вана от паллия – верх­него плаща, кото­рый по тра­ди­ции носили фило­софы Антич­но­сти. Паллий был весьма попу­ля­рен прежде всего у мона­ше­ства и частично у свя­щен­ства (в част­но­сти, блж. Иеро­ним носил паллий). Под паллий всегда было при­нято наде­вать неко­то­рую нижнюю одежду, как пра­вило хитон или экзо­мис, кото­рые и стали про­об­ра­зом под­ряс­ника как по назна­че­нию (нижняя одежда под плащом), так и по крою (нижняя одежда с узкими рука­вами, как пра­вило, до пят). Лишь пред­ста­ви­тели кини­че­ской фило­соф­ской школы прин­ци­пи­ально не носили под пал­лием нижней одежды.
Хотя сле­дует при­знать, что немало иссле­до­ва­те­лей нахо­дят парал­лели между одеж­дами ново­за­вет­ного духо­вен­ства с одеж­дами вет­хо­за­вет­ных леви­тов и свя­щен­ни­ков. Надо заме­тить, что Рим­ская цер­ковь пыта­лась бороться с модой на одежды фило­со­фов среди свя­щен­ства и епи­ско­пата. Так папа Рим­ский Целе­стин в V веке запре­щает ее ноше­ние. Однако, уже в VI веке насе­ле­ние тер­ри­то­рий бывшей Рим­ской импе­рии прак­ти­че­ски пол­но­стью отка­зы­ва­ется от ноше­ния длин­ных оде­я­ний до пят, что было свя­зано с «вар­ва­ри­за­цией» стиля в одежде и с гибе­лью греко-рим­ской циви­ли­за­ции. Клир же напро­тив стре­мится сохра­нить рим­ский стиль в одежде с неболь­шими изме­не­ни­ями и отли­ча­ется от мирян. В част­но­сти, Агд­ский собор 506 года обя­зы­вает кли­ри­ков носить ту одежду и обувь, кото­рую они носили до этого – то есть подо­бия антич­ных пал­лиев и хито­нов (т. е. под­ряс­ни­ков). Епи­скоп города Праги Мартин (покро­ви­тель этого города) в 572 году пред­пи­сы­вал клиру ноше­ние одежды до пят.
На пра­во­слав­ном Востоке ноше­ние верх­ней и нижней одежды до пят закреп­ля­ется в VII веке, так как 27-ое пра­вило Трулль­ского собора опре­де­ляет для клира ноше­ние той одежды, кото­рую клир носил ранее, чтобы отде­лять клир от мирян («Никто из чис­ля­щихся в клире да не оде­ва­ется в непри­лич­ную одежду, ни пре­бы­вая во граде, ни нахо­дясь в пути, но всякий из них упо­треб­ляет одежды, уже опре­де­лен­ные для состо­я­щих в клире»). В X веке на пра­во­слав­ном Востоке цвет одежды клира – рясы и под­ряс­ника – окон­ча­тельно ста­но­вится черным, за ред­кими исклю­че­ни­ями.

На Руси гре­че­ский под­ряс­ник долгое время, вплоть до XVII века, заме­нялся на кафтан-одно­рядку, кото­рая могла быть как нижней, так и верх­ней одеж­дой (на данный момент под­ряс­ник играет такую же роль – его можно наде­вать как под рясу, так и в каче­стве верх­ней одежды поверх рубашки и майки). После появ­ле­ния на Руси гре­че­ских образ­цов цер­ков­ных одежд кафтан пере­стает исполь­зо­ваться и воз­ни­кает мно­же­ство рус­ских реги­о­наль­ных кроев под­ряс­ника.

При­ме­не­ние в совре­мен­ной Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

В совре­мен­ной Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви под­ряс­ник явля­ется самой рас­про­стра­нен­ной формой цер­ков­ной одежды. Его носят епи­скопы, кли­рики (свя­щен­ники, диа­коны, ипо­ди­а­коны, чтецы), мона­ше­ству­ю­щие обоего пола, послуш­ники и послуш­ницы, уча­щи­еся духов­ных учеб­ных заве­де­ний, а также муж­чины полу­чив­шие бла­го­сло­ве­ние на ноше­ние дан­ного типа одежды от пра­вя­щего архи­ерея или намест­ника мона­стыря.

Типы кроя пра­во­слав­ных под­ряс­ни­ков

Суще­ствует много типов под­ряс­ника, в зави­си­мо­сти от покроя груди и ворота. Осо­бен­но­стью кроя под­ряс­ника явля­ется шов рука­вов от спины, в отли­чие от обы­ден­ных руба­шек или пиджа­ков, со швом попе­рек плеча. Это свя­зано с функ­ци­о­наль­ной зада­чей под­ряс­ника не только как повсе­днев­ной одежды свя­щен­ника, но и как одежды бого­слу­жеб­ной. Такой покрой рука­вов поз­во­ляет свя­щен­нику дви­гаться более сво­бодно во время бого­слу­же­ния, в част­но­сти, во время воз­де­ва­ния рук или воз­но­ше­ния Св. Даров. В каче­стве засте­жек для под­ряс­ни­ков исполь­зу­ются обыч­ные или обтяж­ные пуго­вицы из раз­но­об­раз­ных мате­ри­а­лов, метал­ли­че­ские или пла­сти­ко­вые крючки, узелки и даже пуго­вицы-заклепки. Юбка под­ряс­ника, как пра­вило, рас­кле­шена внизу по бокам. Под­ряс­ник может иметь кар­маны (два или один на груди, два глу­бо­ких кар­мана по бокам в швах), так и не иметь. Под­ряс­ники шьются и многих типов тканей, но наи­бо­лее попу­ляр­ными явля­ются сме­со­вый поли­эс­тер, лен, хлопок и в неко­то­рых слу­чаях шелк и вис­коза.

Наи­бо­лее попу­ляр­ными в России и доступ­ными в ассор­ти­менте совре­мен­ных мага­зи­нов и про­из­во­ди­те­лей обла­че­ний явля­ются:

  1. Рус­ский под­ряс­ник – разрез до низу, с запа­хом направо или налево, нали­чие внут­рен­ней пуго­вицы на поясе. Не при­та­лен, для фик­са­ции талии необ­хо­дим сутаж­ный, пле­те­ный или иной поясок. Рус­ский под­ряс­ник допол­ня­ется рус­ским воро­том (ворот­ник засте­ги­ва­ется вна­хлест или встык на пуго­вицу напо­до­бие рубашки косо­во­ротки) или гре­че­ским воро­том (ворот-стойка и застежка в виде крючка посе­ре­дине). Раз­но­вид­но­стью рус­ского под­ряс­ника явля­ется «архан­гель­ский», «север­ный» или «помор­ский» покрой, кото­рый отча­сти сохра­ня­ется у ста­ро­об­ряд­цев. Он имеет разрез до пояса и, как пра­вило, ворот встык или вна­хлест, по сути, пред­став­ляя собой рубашку-косо­во­ротку сверху с юбкой внизу (в неко­то­рых слу­чаях крой рука­вов идет не от спины, а от плеча).
  2. Гре­че­ский под­ряс­ник – разрез до низу, с запа­хом направо или налево, нали­чие внут­рен­ней пуго­вицы на поясе. Может быть как при­та­лен­ным, так и нет. Имеет вшитый на уровне пояс­ницы сутаж­ный или тка­не­вый поясок для фик­са­ции на талии. Ворот-стойка с застеж­кой в виде крючка посе­ре­дине.
  3. Бол­гар­ский под­ряс­ник – может иметь разрез как до низу, так и до пояса. Вместо запаха, исполь­зу­ется клас­си­че­ский руба­шеч­ный крой на груди (напо­до­бие сред­не­ве­ко­вой одно­рядки). Ворот­ник-стойка на крюч­ках или на пуго­ви­цах. Как и в рус­ском под­ряс­нике в бол­гар­ском отсут­ствует вшитый на уровне талии пояс.
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки