Облачение

Аудио-версия статьи

***

Бого­слу­жеб­ные облаче́ния – 1) сово­куп­ность утвер­жден­ных Цер­ко­вью при­ме­ни­тельно к разным слу­чаям пред­ме­тов оде­я­ния и при­над­леж­но­стей архи­ерея, свя­щен­ника, диа­кона, монаха; 2) дей­ствие, свя­зан­ное с наде­ва­нием этих пред­ме­тов и при­над­леж­но­стей; 3) ризы; 4) оде­я­ние, одежда.

По своему зна­че­нию обла­че­ние делится на:

  1. вне­бо­го­слу­жеб­ное обла­че­ние духо­вен­ства;
  2. бого­слу­жеб­ное обла­че­ние клира;
  3. мона­ше­ское обла­че­ние.

Вне­бо­го­слу­жеб­ное обла­че­ние духо­вен­ства – одежды, отли­ча­ю­щие духо­вен­ство от мирян. Вне­бо­го­слу­жеб­ным обла­че­нием диа­кона явля­ются под­ряс­ник и ряса, свя­щен­ника – под­ряс­ник и ряса (отли­чи­тель­ная осо­бен­ность – наперс­ный крест); архи­ереяпод­ряс­ник, ряса, мантия, клобук, наперс­ный крест и пана­гия.

Бого­слу­жеб­ное обла­че­ние клира – одежды, в кото­рых цер­ковно- и свя­щен­но­слу­жи­тели совер­шают бого­слу­же­ние. Неко­то­рые из этих одежд явля­ются сим­во­лами бла­го­дат­ных даро­ва­ний, и без них свя­щен­но­слу­жи­тель совер­шать бого­слу­же­ние не может.

Бого­слу­жеб­ным обла­че­нием явля­ются:

  • цер­ков­но­слу­жи­теля – сти­харь;
  • диа­кона – под­ряс­ник, поручи, сти­харь, орарь;
  • свя­щен­ника – под­ряс­ник, ряса (во время литур­гии вместо рясы наде­ва­ется под­риз­ник), поручи, епи­тра­хиль, пояс, фелонь, наперс­ный крест;
  • архи­ерея – под­ряс­ник, ряса (на литур­гии вместо рясы – под­риз­ник), поручи, епи­тра­хиль, пояс, палица, саккос (вместо сак­коса может быть фелонь), омофор, пана­гия, крест, митра.

Неко­то­рые бого­слу­же­ния свя­щен­ник (и архи­ерей) могут совер­шать без фелони (сак­коса). В каче­стве награж­де­ния свя­щен­ни­кам дается право ноше­ния скуфьи, набед­рен­ника, ками­лавки, креста с укра­ше­ни­ями, палицы и митры.

Бого­слу­жеб­ные оде­я­ния духо­вен­ства имеют общее назва­ние – «ризы» и соот­но­сятся так, что свя­щен­ник имеет все диа­кон­ское обла­че­ние и сверх того – при­су­щее его сану; епи­скоп имеет все свя­щен­ни­че­ское обла­че­ние и сверх того – при­сво­ен­ное его архи­ерей­скому досто­ин­ству.

Бого­слу­жеб­ные обла­че­ния бывают раз­ного цвета в зави­си­мо­сти от празд­но­ва­ния дан­ного дня. См. цвет обла­че­ния.

Мона­ше­ское обла­че­ние – одежда, сим­во­ли­че­ски изоб­ра­жа­ю­щая свой­ства, обя­за­тель­ные для монаха (обла­че­ние рясо­фор­ного монаха как под­го­то­ви­тель­ной сте­пени мона­ше­ства не несло такого смысла).

Так, напри­мер, куколь (лат. «капю­шон») – верх­нее оде­я­ние монаха вели­кой схимы, пред­став­ля­ю­щее ост­ро­ко­неч­ный капю­шон чер­ного цвета с двумя длин­ными, закры­ва­ю­щими спину и грудь поло­сами мате­рии, – име­ну­ется «шлемом спа­си­теля» и выра­жает духов­ную закры­тость, защи­щен­ность монаха от вли­я­ния земных стра­стей. Обла­че­нием рясо­фор­ного монаха явля­ются ряса и ками­лавка; монаха малой схимы – хитон, пара­ман, ряса мантия, клобук; монаха вели­кой схимы – хитон, аналав, ряса, мантия, куколь.

***

Почему свя­щен­ники носят необыч­ную одежду?

  1. В под­ра­жа­ние Спа­си­телю, кото­рый носил хитон, будучи чело­ве­ком. Согласно Еван­ге­лию, хитон этот был соткан бес­шов­ным и после рас­пя­тия Спа­си­теля рим­ские воины не реши­лись его раз­ре­зать и решили бро­сить жребий.
    Раньше муж­чины так же, как и жен­щины, оде­ва­лись в длин­ные рубахи — хитоны. У бога­тых были хитоны из доро­гих тканей с вышив­кой, у бедных — из грубой хол­стины или шерсти.
  2. Это боже­ствен­ное уста­нов­ле­ние. Бого­слу­жеб­ные оде­я­ния пра­во­слав­ного духо­вен­ства про­об­ра­зо­ваны в Ветхом Завете оде­я­ни­ями Аарона и других свя­щен­ни­ков, сде­лан­ными по непо­сред­ствен­ному пове­ле­нию Божию «для вели­чия и кра­соты» (Исх. 28:1-2; 31:10) и пред­на­зна­чен­ными только для свя­щен­но­слу­же­ния, для славы и бла­го­ле­пия Боже­ствен­ных служб. Они не могут быть носимы и упо­треб­ля­емы в быту. Через про­рока Иезе­ки­иля Гос­подь пове­ле­вает вет­хо­за­вет­ным свя­щен­ни­кам, выходя из храма во внеш­ний двор к народу, совле­кать с себя бого­слу­жеб­ные оде­я­ния и пола­гать их в пре­гра­дах святых, обле­ка­ясь в иные одежды (Иез.44:19). В Пра­во­слав­ной Церкви по окон­ча­нии бого­слу­же­ния обла­че­ния также сни­ма­ются и оста­ются в храме.
    В Новом Завете Апо­стол Иаков, брат Гос­по­день, первый Иеру­са­лим­ский архи­ерей, носил белую льня­ную длин­ную одежду иудей­ских свя­щен­ни­ков и голов­ную повязку. Апо­стол Иоанн Бого­слов также носил золо­тую повязку на голове, как знак пер­во­свя­щен­ника. Многие счи­тают, что фелонь, остав­лен­ный апо­сто­лом Павлом у Карпа в Троаде (2Тим.4:13), был его бого­слу­жеб­ным оде­я­нием. По пре­да­нию, Бого­ро­дица Своими руками сде­лала омофор для свя­того Лазаря, вос­кре­шен­ного Хри­стом из мерт­вых и быв­шего затем епи­ско­пом Кипра. Таким обра­зом, уже апо­столы упо­треб­ляли неко­то­рые бого­слу­жеб­ные оде­я­ния. Веро­ят­нее всего, от них в Церкви сохра­ни­лось пре­да­ние, выра­жен­ное бла­жен­ным Иеро­ни­мом (IV век), согласно кото­рому недо­пу­стимо вхо­дить в алтарь и совер­шать бого­слу­же­ния в одеж­дах общих и просто упо­треб­ля­е­мых.
  3. В оде­я­нии свя­щен­ника каждой вещи при­да­ётся сим­во­ли­че­ский смысл. Напри­мер, хитон-вла­ся­ница, в кото­рый обла­ча­ются монахи-схим­ники, сим­во­ли­зи­рует нес­тя­жа­ние и во время мона­ше­ского пострига назы­ва­ется «хито­ном воль­ной нищеты». Подо­бие хитона — сти­харь носят чтецы и поно­мари; сти­харь явля­ется сим­во­лом ангель­ской чистоты и радо­сти. Дьякон обла­ча­ется в сти­харь и наде­вает орарь, озна­ча­ю­щую крылья ангела — длин­ную полосу мате­рии с кре­стами и вышив­кой «Свят, Свят, Свят». Таким обра­зом, общее сим­во­ли­че­ское зна­че­ние цер­ков­ных слу­жеб­ных обла­че­ний – это выра­же­ние в види­мых веще­ствен­ных одеж­дах духов­ных одежд пра­вед­но­сти и чистоты, в кото­рые должны быть обле­чены и души веру­ю­щих людей.
  4. Кон­сер­ва­тив­ный подход к одежде выде­ляет духо­вен­ство, отли­чая его от пере­мен­чи­вого в моде свет­ского мира. Цер­ковь, таким обра­зом, под­чер­ки­вает над­мир­ность своей жизни с устрем­ле­нием в Веч­ность и неиз­ме­ня­е­мость в ней.
    До рево­лю­ции белые свя­щен­ники (то есть жена­тые) носили рясы и широ­ко­по­лые шляпы, мона­ше­ству­ю­щие же шляп не носили. На смену шляпам пришли скуфьи (купо­ло­об­раз­ные шапочки). В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви наперс­ные кресты появи­лись только при импе­ра­торе Павле, а до того право носить их имели только епи­скопы.
  5. Зна­ме­ни­тый рус­ский бого­слов и свя­щен­ник Павел Фло­рен­ский гово­рит, что вообще, одежда чело­века таин­ственно свя­зана с его духов­ным суще­ством: «Одежда — часть тела. В обы­ден­ной жизни — это внеш­нее про­дол­же­ние тела… одежда отча­сти врас­тает в орга­низм. В порядке же зри­тельно-худо­же­ствен­ном одежда есть явле­ние тела, и собою, своими лини­ями и поверх­но­стями, стро­е­ние тела она про­яв­ляет». Одежда, по мысли отца Павла, не только при­кры­вает тело, она непре­менно отоб­ра­жает даже в боль­шей сте­пени, чем тело, глав­ное в чело­веке — его духов­ную сущ­ность и потому имеет глу­боко духов­ное зна­че­ние.
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки