Ряса

Ря́са (от греч. ράσον) – верхнее, не богослужебное облачение лиц духовного сана и монашествующих. Раньше словом «ράσον» обозначалась не стянутая, поношенная одежда, вретище. Как одежда монахов и лиц духовного сана представляет собой длинное до пят просторное платье с широкими рукавами. Существуют летние, зимние и демисезонные виды ряс, различающиеся между собой материалом и покроем.

Ряса

История явления

Во времена зарождения и начала развития института монашества не существовало универсальных, официально утвержденных органами церковного управления фасонов монашеских одежд. Утверждается, что в обиход христианского монашества ряса пришла как вид  античной традиционной греко-римской мужской верхней одежды. Монахи носили простую, скромную одежду, которая со временем истиралась, ветшала, принимая все более и более поношенный вид. Собственно, греческий эквивалент слова «ряса», «ράσον», и указывает нам на это обстоятельство. Со временем рясы, как вид обязательного, утвержденного форменного облачения монахов, вошли в монашескую жизнь, и, кроме того, стали одним из видов облачений представителей духовного сана.

Заметим, что в то время как античный хитон (греч.: χιτών, лат.: tunica — общеупотребительное платье у древних греков, которое надевалось поверх тела и сверх которого надевалась верхняя одежда) и, предположительно, экзомис (греч.: ἐξωμίς, от экзо — снаружи, omos — плечо) стал основой для создания форменного подрясника, паллий (лат.: pallium или palla, шерстяной плащ, покров; накидка), а также, вероятно, хламида (греч. χλαμύς – мужское платье, одеваемое поверх хитона; мантия; плащ) стали основной для создания форменной рясы.

Считается, что возникновение рясы и подрясника тесно взаимосвязаны и происходили в одно время. Паллий или паллиум представлял собой верхнюю одежду, плащ, как правило служивший защитой от плохой погоды или от зноя. Паллий как особого рода одежда был принят к ношению у разнообразных античных философов, напр., киники носили паллий на голое тело (см. Тертуллиан «О плаще»). Паллий является одеждой, в которой иконографически изображался Христос в катакомбных росписях Рима. Несмотря на то, что Римская церковь пыталась бороться с модой на одежды философов среди священства и епископата (Папа Римский Целестин в V веке запретил ношение паллия) в конечном итоге ряса (в какой-то мере напоминавшая паллий) стала традиционной одеждой монахов и лиц духовного сана.

В VI веке население территорий прекратившей существование Западной Римской империи «варваризируется». Гибель греко-римской цивилизации приводит к радикальному изменению стиля одежды: в частности, люди перестают носить длинные одеяния до пят. Однако христианский клир стремится сохранить за собой принятый античной культурной среды римский стиль в одежде (хотя и с небольшими изменениями) в частности, чтобы отличаться внешне от мирян. Эта тенденция проявлялось и в соборных решениях: в частности, Агдский собор 506 года обязывает клириков носить ту одежду и обувь, которую они носили до этого – то есть подобия античных паллиев (ряс) и хитонов (подрясников). Епископ города Праги св. Мартин в 572 году прямо предписывал клиру ношение одежды до пят, то есть рясы.

На православном Востоке ношение верхней одежды до пят закрепляется в VII веке. В частности, 27-ое правило Трулльского собора повторяет правило Агдского собора 506 года и определяет для клира ношение той одежды, которую клир носил ранее, чтобы отделять клир от мирян («Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути, но всякий из них употребляет одежды, уже определенные для состоящих в клире» — В. Татаркин. «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»). В X веке на православном Востоке цвет рясы окончательно становится черным, за редкими исключениями.

На Руси долгое время греческие рясы соседствовали с кафтанами-однорядками черного цвета, причем кафтаны как правило имели узкие рукава. Большой московский собор 1666–1667 гг. разрешил официально носить русскому духовенству греческие рясы. На Руси рясу шили как правило из льна (неокрашенного или черного) или сукна. Из тех же тканей шили и кафтаны, но с куда более разнообразной цветовой палитрой. Постепенно традиция носить рясу разных цветов, в том числе с тем или иным узором развивалась и достигла своего апогея в XIX веке (в частности, сохранилось множество экземпляров ряс и подрясников св. прав. Иоанна Кронштадтского, показывающий высокий уровень ткацкого и швейного мастерства той эпохи при изготовлении одежд духовенства).

rjasa - Ряса

Ряса в современной Русской Православной Церкви

В современной Русской Православной Церкви существует два основных покроя рясы – греческий и русский. Русская ряса застегивается «встык», без запаха, имеет приталенный фасон. Рукава русской рясы — узкие у плеч и расширяются к низу. Ворот застегивается на пуговицу или застежку. Существует два варианта кроя русской рясы: киевский (он же малоросский) крой – ряса приталенна только с боков, спина остается прямой и русский (он же московский) крой – ряса приталенна со всех сторон. Греческая ряса в свою очередь имеет воротник-стойку и не приталена. Сама греческая ряса шире, чем ее русский аналог, ширина рукавов фиксирована по всей длине. Ряса застегивается только на вороте и груди. Распространены греческие рясы с отворотами из атласного шелка на рукавах. Эти отвороты чаще всего цветные, в частности, фиолетовые.  По понятным причинам, греческий покрой не используется при изготовлении зимних ряс. Также в современной России под инициативой иерея РПЦ Григория Мусохранова предпринимаются попытки реконструкции и популяризации древнерусских кафтанов в качестве альтернативы греческим и русским рясам.

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки