Ряса

Ря́са (от греч. ράσον) – верх­нее, не бого­слу­жеб­ное обла­че­ние лиц духов­ного сана и мона­ше­ству­ю­щих. Раньше словом «ράσον» обо­зна­ча­лась не стя­ну­тая, поно­шен­ная одежда, вре­тище. Как одежда мона­хов и лиц духов­ного сана пред­став­ляет собой длин­ное до пят про­стор­ное платье с широ­кими рука­вами. Суще­ствуют летние, зимние и деми­се­зон­ные виды ряс, раз­ли­ча­ю­щи­еся между собой мате­ри­а­лом и покроем.

Ряса

Исто­рия явле­ния

Во вре­мена зарож­де­ния и начала раз­ви­тия инсти­тута мона­ше­ства не суще­ство­вало уни­вер­саль­ных, офи­ци­ально утвер­жден­ных орга­нами цер­ков­ного управ­ле­ния фасо­нов мона­ше­ских одежд. Утвер­жда­ется, что в обиход хри­сти­ан­ского мона­ше­ства ряса пришла как вид  антич­ной тра­ди­ци­он­ной греко-рим­ской муж­ской верх­ней одежды. Монахи носили про­стую, скром­ную одежду, кото­рая со вре­ме­нем исти­ра­лась, вет­шала, при­ни­мая все более и более поно­шен­ный вид. Соб­ственно, гре­че­ский экви­ва­лент слова «ряса», «ράσον», и ука­зы­вает нам на это обсто­я­тель­ство. Со вре­ме­нем рясы, как вид обя­за­тель­ного, утвер­жден­ного фор­мен­ного обла­че­ния мона­хов, вошли в мона­ше­скую жизнь, и, кроме того, стали одним из видов обла­че­ний пред­ста­ви­те­лей духов­ного сана.

Заме­тим, что в то время как антич­ный хитон (греч.: χιτών, лат.: tunica — обще­упо­тре­би­тель­ное платье у древ­них греков, кото­рое наде­ва­лось поверх тела и сверх кото­рого наде­ва­лась верх­няя одежда) и, пред­по­ло­жи­тельно, экзо­мис (греч.: ἐξωμίς, от экзо — сна­ружи, omos — плечо) стал осно­вой для созда­ния фор­мен­ного под­ряс­ника, паллий (лат.: pallium или palla, шер­стя­ной плащ, покров; накидка), а также, веро­ятно, хла­мида (греч. χλαμύς – муж­ское платье, оде­ва­е­мое поверх хитона; мантия; плащ) стали основ­ной для созда­ния фор­мен­ной рясы.

Счи­та­ется, что воз­ник­но­ве­ние рясы и под­ряс­ника тесно вза­и­мо­свя­заны и про­ис­хо­дили в одно время. Паллий или пал­лиум пред­став­лял собой верх­нюю одежду, плащ, как пра­вило слу­жив­ший защи­той от плохой погоды или от зноя. Паллий как осо­бого рода одежда был принят к ноше­нию у раз­но­об­раз­ных антич­ных фило­со­фов, напр., киники носили паллий на голое тело (см. Тер­тул­лиан «О плаще»). Паллий явля­ется одеж­дой, в кото­рой ико­но­гра­фи­че­ски изоб­ра­жался Хри­стос в ката­комб­ных рос­пи­сях Рима. Несмотря на то, что Рим­ская цер­ковь пыта­лась бороться с модой на одежды фило­со­фов среди свя­щен­ства и епи­ско­пата (Папа Рим­ский Целе­стин в V веке запре­тил ноше­ние паллия) в конеч­ном итоге ряса (в какой-то мере напо­ми­нав­шая паллий) стала тра­ди­ци­он­ной одеж­дой мона­хов и лиц духов­ного сана.

В VI веке насе­ле­ние тер­ри­то­рий пре­кра­тив­шей суще­ство­ва­ние Запад­ной Рим­ской импе­рии «вар­ва­ри­зи­ру­ется». Гибель греко-рим­ской циви­ли­за­ции при­во­дит к ради­каль­ному изме­не­нию стиля одежды: в част­но­сти, люди пере­стают носить длин­ные оде­я­ния до пят. Однако хри­сти­ан­ский клир стре­мится сохра­нить за собой при­ня­тый антич­ной куль­тур­ной среды рим­ский стиль в одежде (хотя и с неболь­шими изме­не­ни­ями) в част­но­сти, чтобы отли­чаться внешне от мирян. Эта тен­ден­ция про­яв­ля­лось и в собор­ных реше­ниях: в част­но­сти, Агд­ский собор 506 года обя­зы­вает кли­ри­ков носить ту одежду и обувь, кото­рую они носили до этого – то есть подо­бия антич­ных пал­лиев (ряс) и хито­нов (под­ряс­ни­ков). Епи­скоп города Праги св. Мартин в 572 году прямо пред­пи­сы­вал клиру ноше­ние одежды до пят, то есть рясы.

На пра­во­слав­ном Востоке ноше­ние верх­ней одежды до пят закреп­ля­ется в VII веке. В част­но­сти, 27-ое пра­вило Трулль­ского собора повто­ряет пра­вило Агд­ского собора 506 года и опре­де­ляет для клира ноше­ние той одежды, кото­рую клир носил ранее, чтобы отде­лять клир от мирян («Никто из чис­ля­щихся в клире да не оде­ва­ется в непри­лич­ную одежду, ни пре­бы­вая во граде, ни нахо­дясь в пути, но всякий из них упо­треб­ляет одежды, уже опре­де­лен­ные для состо­я­щих в клире» — В. Татар­кин. «Воз­вра­ща­ясь к исто­кам хри­сти­ан­ского веро­уче­ния»). В X веке на пра­во­слав­ном Востоке цвет рясы окон­ча­тельно ста­но­вится черным, за ред­кими исклю­че­ни­ями.

На Руси долгое время гре­че­ские рясы сосед­ство­вали с каф­та­нами-одно­ряд­ками чер­ного цвета, причем каф­таны как пра­вило имели узкие рукава. Боль­шой мос­ков­ский собор 1666–1667 гг. раз­ре­шил офи­ци­ально носить рус­скому духо­вен­ству гре­че­ские рясы. На Руси рясу шили как пра­вило из льна (неокра­шен­ного или чер­ного) или сукна. Из тех же тканей шили и каф­таны, но с куда более раз­но­об­раз­ной цве­то­вой палит­рой. Посте­пенно тра­ди­ция носить рясу разных цветов, в том числе с тем или иным узором раз­ви­ва­лась и достигла своего апогея в XIX веке (в част­но­сти, сохра­ни­лось мно­же­ство экзем­пля­ров ряс и под­ряс­ни­ков св. прав. Иоанна Крон­штадт­ского, пока­зы­ва­ю­щий высо­кий уро­вень ткац­кого и швей­ного мастер­ства той эпохи при изго­тов­ле­нии одежд духо­вен­ства).

rjasa - Ряса

Ряса в совре­мен­ной Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

В совре­мен­ной Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви суще­ствует два основ­ных покроя рясы – гре­че­ский и рус­ский. Рус­ская ряса засте­ги­ва­ется «встык», без запаха, имеет при­та­лен­ный фасон. Рукава рус­ской рясы — узкие у плеч и рас­ши­ря­ются к низу. Ворот засте­ги­ва­ется на пуго­вицу или застежку. Суще­ствует два вари­анта кроя рус­ской рясы: киев­ский (он же мало­рос­ский) крой – ряса при­та­ленна только с боков, спина оста­ется прямой и рус­ский (он же мос­ков­ский) крой – ряса при­та­ленна со всех сторон. Гре­че­ская ряса в свою оче­редь имеет ворот­ник-стойку и не при­та­лена. Сама гре­че­ская ряса шире, чем ее рус­ский аналог, ширина рука­вов фик­си­ро­вана по всей длине. Ряса засте­ги­ва­ется только на вороте и груди. Рас­про­стра­нены гре­че­ские рясы с отво­ро­тами из атлас­ного шелка на рука­вах. Эти отво­роты чаще всего цвет­ные, в част­но­сти, фио­ле­то­вые.  По понят­ным при­чи­нам, гре­че­ский покрой не исполь­зу­ется при изго­тов­ле­нии зимних ряс. Также в совре­мен­ной России под ини­ци­а­ти­вой иерея РПЦ Гри­го­рия Мусо­хра­нова пред­при­ни­ма­ются попытки рекон­струк­ции и попу­ля­ри­за­ции древ­не­рус­ских каф­та­нов в каче­стве аль­тер­на­тивы гре­че­ским и рус­ским рясам.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки