Понятие о десятине в Священном Писании

cвя­щен­ник Иоанн Нот­хаас

Оглав­ле­ние


Ветхий Завет

Для боль­шин­ства хри­стиан деся­тина – это реликт вет­хо­за­вет­ного бла­го­че­стия, от кото­рого они чув­ствуют себя осво­бож­ден­ными Новым Заве­том, если им вообще при­хо­дит в голову этот вопрос. Соот­вет­ствует ли такое неодоб­ри­тель­ное отно­ше­ние словам Свя­щен­ного Писа­ния?

В Ветхом Завете деся­тина впер­вые упо­ми­на­ется при встрече Авра­ама с зага­доч­ной фигу­рой царя Мель­хи­се­дека (в пере­воде его имя озна­чает «царь спра­вед­ли­во­сти»). Он – свя­щен­ник — бла­го­слов­ляет Авра­ама, пре­воз­но­сит Бога и объ­яв­ляет Авра­аму о заступ­ни­че­стве Бога в борьбе против его врагов. Затем он совер­шает с Авра­амом свя­щен­но­слу­же­ние. В заклю­че­нии гово­рится: «Авраам дал ему деся­тую часть из всего» (Быт.14:18–20). Этот ответ Авра­ама на дей­ствия свя­щен­ника и царя Мель­хи­се­дека мы рас­це­ни­ваем как знак бла­го­дар­но­сти и при­я­тия им свя­щен­ни­че­ской службы. В то же самое время мы видим непри­я­тие пред­ло­же­ния царя Содома (Быт.14:21).

Деся­тина вби­рает в себя соци­аль­ную ответ­ствен­ность за мало­иму­щих и свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние в обще­стве: «Когда ты отде­лишь все деся­тины про­из­ве­де­ний земли твоей,.. и отдашь левиту, при­шельцу, сироте и вдове, чтоб они ели в твоих жили­щах и насы­ща­лись, тогда скажи перед Гос­по­дом, Богом твоим: я ото­брал от дома моего свя­тыню – по всем пове­ле­ниям Твоим, кото­рые Ты запо­ве­дал мне: я не пре­сту­пил запо­ве­дей Твоих и не забыл;.. испол­нил все, что ты запо­ве­дал мне; призри со свя­того жилища твоего, с небес, и бла­го­слови народ твой, Изра­иля и землю» (Втор.26:12–15).

Тут гово­рится не только о заботе о свя­щен­нике, но и о бедных. Деся­тина явля­ется святой обя­зан­но­стью, потому что о ней гово­рится как о «свя­тыне» и «Твоей запо­веди», из нее нельзя ничего брать. Только при испол­не­нии этой запо­веди бла­го­че­сти­вый изра­иль­тя­нин может про­сить Бога бла­го­сло­ве­ния народа и земли Изра­иля.

В сле­ду­ю­щем месте Вет­хого Завета (Лев.27:30) ука­зано, как сле­дует пони­мать слово «свя­тыня»: «И всякая деся­тина на земле из семян земли и из плодов древа при­над­ле­жит Гос­поду: это свя­тыня Гос­подня – И всякую деся­тину из круп­ного и мел­кого скота – должно посвя­щать Гос­поду».

«Свя­тыня» или «свя­тыня Гос­подня» гово­рит нам о том, что деся­тина при­над­ле­жит Богу. О таком отно­ше­нии к иму­ще­ству не как своей соб­ствен­но­сти, а как к дару Божию гово­рится в стихе Втор.8:17–18

«И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и кре­пость руки моей при­об­рели мне богат­ство сие», но чтобы помнил Гос­пода, Бога твоего, ибо он дает тебе силу при­об­ре­тать богат­ство».

Заклю­чи­тель­ным местом, отно­ся­щимся к этой теме, явля­ется Книга про­рока Мала­хии (Мал.3:8–12), где гово­рится о суде Божием при прямом или кос­вен­ном укло­не­нии от уплаты деся­тины:

«Можно ли чело­веку обкра­ды­вать Бога? А вы обкра­ды­ва­ете меня – Деся­ти­ною и при­но­ше­ни­ями. Про­кля­тием вы про­кляты, потому что вы – весь народ – обкра­ды­ва­ете Меня. При­не­сите все деся­тины в дом хра­ни­лища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испы­тайте меня, гово­рит Гос­подь Саваоф: не открою ли Я для вас отвер­стий небес­ных и не изолью ли на вас бла­го­сло­ве­ния до избытка?»

Уплата деся­той части зара­бо­тан­ного про­сле­жи­ва­ется во всём Ветхом Завете как неотъ­ем­ле­мая часть отно­ше­ний чело­века с Богом.

Деся­тина не явля­ется ни изоб­ре­те­нием чело­века, ни изоб­ре­те­нием какой-либо касты пер­во­свя­щен­ни­ков для извле­че­ния соб­ствен­ной выгоды. Эта уплата есть запо­ведь Божия, при несо­блю­де­нии кото­рой при­хо­дит нака­за­ние, а при соблю­де­нии даётся бла­го­сло­ве­ние. Уплата деся­тины явля­ется и знаком любви к Богу.

Новый Завет

Что гово­рит Новый Завет об уплате деся­тины? Отме­няет ли Новый Завет то, что явля­лось в Ветхом Завете запо­ве­дью Божией? Не явля­емся ли мы хри­сти­а­нами «ныне, умерши для закона, кото­рым были свя­заны, осво­бо­див­шись от него, чтобы слу­жить Богу в обнов­ле­нии духа, а не по ветхой букве» (Рим.7:6). Не есть ли Хри­стос «Конец закона» (Рим.10:4). Не осуж­дает ли Хри­стос фари­сеев, говоря: «Горе вам, книж­ники и фари­сеи, лице­меры, что даете деся­тину с мяты, аниса и тмина, и оста­вили важ­ней­шее в законе: суд, милость и веру» (Мф.23:23).

В таком случае можно поду­мать, что закон, данный Богом на горе Синай, про­ти­во­ре­чит этому.

Воз­мож­ность заклю­че­ния такого рода опро­вер­га­ется Гос­по­дом, он при­бав­ляет к своему изре­че­нию: «сие над­ле­жало делать, и того не остав­лять». Сле­дует ли из этого, что деся­тина была одоб­рена Хри­стом?

Неужели пожерт­во­ва­ние для церкви, высчи­тан­ное по про­цен­там, при­рав­ни­ва­ется к доб­ро­де­те­лям хри­сти­а­нина? Неужели именно так посту­пает чело­век, когда хочет доста­вить удо­воль­ствие ближ­нему или просто помочь ему? А цер­ковь? Неужели цер­ковь во все вре­мена не испол­няла закон, из любви ко Гос­поду и к людям созда­вая храмы, иконы и убран­ства для церк­вей?

Тако­вое испол­не­ние закона открыто нам Гос­по­дом в Его Нагор­ной про­по­веди: «Ибо, говорю вам, если пра­вед­ность ваша не пре­взой­дет пра­вед­но­сти книж­ни­ков и фари­сеев, то вы не вой­дете в Цар­ство Небес­ное» (Мф.5:20).

Из этого сле­дует, что в Новом Завете закон Ста­рого Завета с Богом должен быть не просто выпол­нен, но сверх­вы­пол­нен. Деся­тина явля­ется здесь абсо­лют­ным мини­му­мом. Эти слова Спа­си­теля пора­жают чело­века в самое сердце. Свят тот чело­век, сердце кото­рого сво­бодно от всего мате­ри­аль­ного. Хри­сти­а­нину, кото­рый готов слу­жить Гос­поду таким обра­зом, Иисус обе­щает: «И всякий, кто оста­вит дoмы, или бра­тьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, полу­чит во сто крат и насле­дует жизнь вечную» (Мф.19:29).

И в конце концов, не объ­яс­няет ли нам сам Гос­подь такое пре­ис­пол­не­ние закона, когда на при­мере двух лепт бедной вдовы, он, под­зы­вая своих уче­ни­ков, гово­рит им: «истинно говорю вам, что эта бедная вдова поло­жила больше всех, клав­ших в сокро­вищ­ницу, ибо все клали от избытка своего, а она от ску­до­сти своей поло­жила всё, что имела, всё про­пи­та­ние свое» (Мк.12:43–44).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки