Прилог

***

Прило́г (греч. προσβολέ (про­сболе) — при­бли­же­ние к чему-либо, обра­ще­ние взоров на что-либо) – повод ко греху, первая сту­пень воз­мож­ного раз­ви­тия гре­хов­ного помысла и даль­ней­шего про­ник­но­ве­ния греха в душу. Под­вер­га­ю­щийся при­логу неви­но­вен. При­ло­гам были под­вер­жены все хри­сти­ан­ские подвиж­ники.

Прилог дей­ствует извне на душу чело­века. Подоб­ное дей­ствие хри­сти­ан­ские подвиж­ники часто срав­ни­вали с дей­ствием ветра, кото­рый опасен лишь тем, кто не защи­щен одеж­дой. Не достиг­нув бес­стра­стия, нельзя не под­вер­гаться при­ло­гам, но в воле чело­века не при­нять помы­сел при­лога. Трез­ве­ние души посте­пенно научает подвиж­ника не реа­ги­ро­вать на слу­ча­ю­щи­еся при­логи.

При­логи бывают срод­ствен­ные гре­хов­ному состо­я­нию души и чуждые ей. Первые осо­бенно опасны, так как легко нахо­дят сочув­ствие в душе и пере­рас­тают в соче­та­ние. Вторые отно­си­тельно без­опасны для души, как чуждые инди­ви­ду­аль­ным осо­бен­но­стям гре­хов­ного пора­же­ния.

Многие из хри­сти­ан­ских подвиж­ни­ков до конца дней пре­тер­пе­вали при­логи. Неко­то­рые дости­гали без­стра­стия, но на это ухо­дили годы напря­жен­ной аскезы. Напри­мер, пре­по­доб­ная Мария Еги­пет­ская 17 лет про­вела в борьбе с гре­хов­ными помыс­лами.

Несмотря на то, что под­вер­га­ю­щийся при­логу неви­но­вен, но в самом при­логе усмат­ри­ва­ется «семя греха» – внеш­нее скло­не­ние ко греху, кото­рое может при­не­сти вред душе.

***

«Прилог – это лишен­ное кон­крет­но­сти и живо­сти пред­став­ле­ние, кото­рое не сопря­жено с чув­ством удо­воль­ствия».

свя­щен­ник Кон­стан­тин Пар­хо­менко, Об Анге­лах и бесах

«Св. Гри­го­рий Синаит гово­рит: «Прилог есть вну­ше­ние, от врага про­ис­хо­дя­щее: сделай то или другое, как то было Самому Христу Богу нашему: рцы, да каме­ние сие хлебы будут (Мф. 4:3). Или проще ска­зать: это какая-либо мысль, на ум чело­веку при­шед­шая. И тако­вой прилог назы­ва­ется без­греш­ным, не заслу­жи­ва­ю­щим ни похвалы, ни осуж­де­ния, потому что он не от нас зави­сит. Ибо не воз­можно, чтобы не было при­ра­же­ния нам вра­же­ских козней, гово­рит Симеон Новый Бого­слов, после того, как диавол с бесами полу­чил доступ к чело­веку, за пре­слу­ша­ние уда­лен­ному из рая и от Бога, а в сем состо­я­нии уда­ле­ния он может коле­бать мысли и ум вся­кого. Разве одни совер­шен­ные и вос­шед­шие на высо­кую сте­пень духов­ной жизни могут пре­быть непо­ко­ле­би­мыми, и то на время, гово­рит святый Исаак».

пре­по­доб­ный Нил Сор­ский О восьми глав­ных стра­стях и о победе над ними

«Прилог, гово­рят, есть голый помысл, или образ какой-либо вещи, только что родив­шейся в сердце и пред­ста­вив­шейся уму».

пре­по­доб­ный Фило­фей Синай­ский. Сорок глав о трез­ве­нии. Гл. 34

«Прилог есть про­стое слово или образ какого-либо пред­мета, вновь явля­ю­щийся уму и вно­си­мый в сердце».

пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник. Лествица. Слово 15

«Когда дьявол вну­шает прилог душ, если ника­кого услаж­де­ния не после­до­вало, то грех не сделан», однако «в при­логе заклю­ча­ется семя греха».

пре­по­доб­ный Иоанн Кас­сиан

«Прилог есть про­стое пред­став­ле­ние вещи, от дей­ствия ли чувств или от дей­ствия памяти и вооб­ра­же­ния пред­став­шей нашему созна­нию. Здесь нет греха, когда рож­де­ние обра­зов не в нашей власти. Иногда, впро­чем, посред­ственно пере­хо­дит сюда винов­ность, когда, напри­мер, образ соблаз­ни­тель­ный вспа­дает на мысль по при­чине допу­щен­ного поз­во­ле­ния на мечты. Нередко и само­де­я­тельно вызы­ва­ется образ, тогда, по каче­ству его, сие дело ста­но­вится грехом, ибо чело­век обязан дер­жать ум свой в вещах Боже­ствен­ных».

свя­ти­тель Феофан Затвор­ник. Начер­та­ние хри­сти­ан­ского нра­во­уче­ния.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки