- Брачное право
- Жизнь монашествующих
- Искажения благочестия
- Канон священных книг
- Наложение епитимий
- Некоторые ереси
- Нравственные преступления
- Образ жизни и положение клириков
- Общение с еретиками и иноверцами
- Принятие и лишение сана
- Принятие иноверцев и отпавших
- Христианское благочестие
- Церковная дисциплина
- Церковное законодательство
- Церковное имущество
- Церковное судопроизводство
- Церковное управление
- Частные исторические ситуации
Свт. Григорий составил послание к Афинодору, своему брату, епископу Понта, по поводу беспорядков и проступков, учиненных многими из христиан во время нашествия на понтийскую область готов. Впоследствии было разделено на 11 (12) канонов.
Фрагмент статьи из т. XIII «Православной Энциклопедии», Москва. 2006 г.
«Каноническое послание» Григория Чудотворца было адресовано некоему епископу Понта, но, по существу, всем епископам этого региона, в дальнейшем оно было принято Церковью и вошло в канонические сборники, поскольку тема, которая в нем поднималась, для древней Церкви была животрепещущей. Послание было написано в связи с нападением иноплеменников-варваров (готов) на Понтийскую пров. Римской империи, когда некоторые из христиан отступали от своей веры или даже помогали варварам,– за что они и подвергаются в этом послании прещениям. Позднейшими визант. толкователями в эпоху господства христианства, Иоанном Зонарой, Феодором Вальсамоном (XII в.) употребленное в послании именование «единоплеменники» было отождествлено с «христианами», а содержащиеся прещения в отношении отступивших от веры во время нападения врагов стали применяться к падшим во время гонений на христиан. Во всяком случае оно могло служить основанием для выработки правил относительно принятия падших во время гонений в церковное общение.
Послание было разделено на 10 правил. 11-е прав. признается позднейшей прибавкой к посланию Григория Чудотворца и заимствовано из канонических посланий (прав. 75) свт. Василия Великого (Pitra J. B. Juris ecclesiastici graecorum historia et monumenta. R., 1864. T. 1. P. 566); в славянской «Кормчей книге» этого дополнения нет. Тем не менее в разных канонических сборниках число правил отличается: в «Афинской синтагме» – 11, в Книге правил и в «Пидалионе» – 12 (1-е прав. разделено на 2), в Кормчей – 13 (2-е и 4-е правила разделены на 2).»
См. также: Сочинения свт. Григория Чудотворца в каноническом праве Л.В. Литвинова