Ап. 12
Об отлучении принявших и принятых в клир без представительной грамоты.
Об отлучении принявших и принятых в клир без представительной грамоты.
О епитимии для утаивших от епископа об отлучении.
О том, что мирянин, оскопивший себя, отлучается от Святых Таин на три года.
Об отлучении клириков, не принявших порученное им служение.
О епитимии пресвитерам, которые время гонений уступали мучителям и приносили жертвы, но потом возобновили подвиг за веру.
То же о диаконах.
О 6‑ти летней епитимии для тех, кто принёс жертву идолам по принуждению, но сделал это с веселием, беспечно.
О епитимии для тех, кто принёс жертву идолам по принуждению, но скорбя об этом.
О семилетней епитимии для приносящих жертву не единожды.
О 10-ти летней епитимии для тех, кто не только добровольно принес жертвы идолам, но и братьев к сему принуждал.
О епитимии скотоложникам в зависимости от их возраста.
Повеление скотоложникам молиться вне храма вместе с обуреваемыми.
О 4‑х летней епитимии, как для второбрачных, для нарушивших обет девства. О том, что девы не должны сожительствовать с некоторыми как с братьями.
О 7‑ми летней епитимии для прелюбодеев.
О снисхождении в епитимии для прелюбодейно зачавшей и сделавшей аборт, с пожизненного срока, до 10-ти лет.
О епитимии для вольного человекоубийцы в виде отлучении от причащения до предсмертного состояния.
О снисхождении в епитимии для невольного человекоубийцы с 7 до 5 лет.
О 5‑ти летней епитимии для волхвующих, ворожей, последующих языческим обычаям и тех, кто этим пользуется.
О 10-ти летней епитимии для виновных в растлении сестры обручницы, которая удавилась после брака растлителя с обручённой.
О недопустимости поставления неофитов пресвитерами и епископами.
О степенях покаяния падших не по принуждению (12 лет).
Об отлучении от причащения (до 13 лет) вернувшихся на воинскую службу (требовало отречения).
Предписание причащать кающихся грешников, находящихся при смерти.
О епитимии для падших из числа оглашенных, но не крещёных (3 года).
О запрете пресвитеру жениться и переводе в разряд кающихся за блуд или прелюбодеяние.
Об отлучении от церковного общения вступившую в брак с двумя братьями.
О возможности икономии для многобрачных.
О неосуществлённом блудном помысле.
О епитимии для обличенных во грехе оглашенных.
О запрете пресвитеру пиршествовать на браке двоеженца.
О дополнительной годовой епитимии для падших в гонениях пленниках.
О четырёхлетней епитимии для добровольно сдавшихся врагу по малодушию.
О 6-месячной епитимии для притворно отрекшихся во время гонений.
О годовой епитимии для рабов, отрекшихся вместо своих господ по их принуждению.
О 3-летней епитимии для господ, заставивших своих рабов отречься вместо них.
О необходимости избрания епископа на вдовствующую кафедру в трёхмесячный срок.
О епитимии священнослужителям, самовольно оставившим место служения.
О том, чтобы каждый из епископов управлял делами своей епархии, и в другую не отходил совершать рукоположения и делать другое что-либо принадлежащее епископам без согласия местного епископа.
Об усилении епитимии (до извержении и прекращении церковного общения) епископам, самовольно переходящим со своих кафедр в более богатые.
Если епископ оправдывает свой переход в другую епархию (см. предыдущее Правило) мнимым народным волеизъявлением, то лишается святого причастия даже на смертном одре.
Против епископов, нарушивших постановления 7, 8 и 9 этого собора.
О епитимии для монахов, нарушивших обет девства.
О запрете браков между восприемниками и родителями воспринятых.
О запрете браков лиц, состоящих в 4‑й степенях кровного родства и бок. двухродн. свойства.
О епитимии для притворно беснующихся как для бесноватых.
О 6‑летней епитимии для обращающихся к гадателям, колдунам, делателям талисманов.
О епитимии для клириков и мирян, пропустивших подряд 3 воскресных богослужения.
О епитимии содержащим блудниц (извергать клириков, отлучать мирян).
Об исключении возможности развода по желанию одного или даже обоих супругов.
О епитимии за аборт.
О епитимии для клянущихся языческими клятвами.
О епитимии для мужчин, заплетающих и искусно укладывающих волосы.
Предписывает при наложении епитимий руководствоваться духом рассудительности.
О 10-летней епитимии, как для убийц, женщин, совершивших аборт.
Об извержении из священного сана (но не общения) диакона, уличенного в блудодеянии.
О епитимиях для второбрачных и троебрачных.
О епитимиях для убийц (вольных, невольных и близких к вольному).
О епитимии для невольного убийцы.
О епитимии «посвященным девам», которые нарушили обет девства и впали в блуд.
О епитимиях для похитивших обрученную или необрученную девицу.
О епитимии для тех, кто обесчестил молодую, незрелую девицу путем насилия и возможности жениться на ней.
Об осуждении соблудивших и епитимии для упорствующих в этом грехе.
О епитимии за умычку (похищение) жены с насилием и без такового.
О епитимии, как для убийцы, женщины, которая разрешится от бремени в дороге и предоставит ребенка своего собственной участи, даже если ребёнка возьмут другие люди.
О епитимии для женщины, совершившей прелюбодеяние, не ставшее достоянием гласности.
О епитимии отроковицам, вышедшим замуж без согласия родителей (опекунов).
О том, что живущая с прелюбодеем есть прелюбодейка, во все время сожития.
О диакониссах впадших в блуд с язычниками.
О епитимии второбрачных для овдовевшей рабыни притворно похищенной с целью замужества.
О возможности епископу смягчить или увеличить наказание за невольное убийство.
О епитимии для лиц, которые намеренно убьют кого-либо и в том покаются.
О 10-ти летней епитимии для ненамеренных убийц.
О 15-ти летней епитимии для согрешивших прелюбодеянием.
О 7‑ми летней епитимии для впавших в блуд.
О 15-ти летней епитимии для нарушивших обет девства.
О епитимии для раскаявшихся и нераскаянных воров.
О 15-ти летней епитимии для согрешивших мужеложством.
О 15-ти летней епитимии для согрешивших скотоложством.
О 10-ти летней епитимии для нарушивших клятву, данную именем Бога.
О 20-ти летней епитимии для покаявшихся в «волшебстве или отравлении».
О 10-ти летней епитимии для гробокопателей.
О 20-ти летней епитимии для согрешивших блудодеянием родным брату и сестре.
О 15-ти летней епитимии для вступивших в брак, имеющий канонические препятствия по родству.
О епитимии для чтеца имевшего половое общение со своею обручницей до венчания.
О епитимии диаконам и пресвитерам «осквернившимися устами».
О епитимии соучастникам грехов (правила 51–70), как и согрешившим этими грехами.
О 20-ти летней епитимии для прибегающих к чародеям.
О том, чтобы отступник от Христа всю жизнь оставался на первой ступени покаяния.
О праве епископа прощать чистосердечно кающегося грешника и сокращать сроки епитимии.
О 12-ти летней епитимии вступившим в половое общение с сестрою по отцу или по матери.
О 12-ти летней епитимии вступившим в половое общение со своими снохами (невестками).
О 15-ти летней епитимии для тех, кто оставив законную жену, берет себе другую.
О 20-ти летней епитимии для совершившего блудодеяние со своей мачехой.
О епитимии для многобрачных.
О епитимии отступникам, т.е. тем, которые во времена гонений поклонились идолам.
О епитимии для нарушивших клятву по принуждению и без оного.
О 6‑ти летней епитимии для «волхвующих и последующие обычаям языческим».
Предписание епископам не освобождать от епитимии тех, которые не обнаруживают плодов чистого покаяния, и даже таковых закоренелых грешников оставлять на произвол судьбы.
О епитимии для второбрачных.
Предписание принимать в церковное общение каждого искренне кающегося и оставляющего свой грех.
О запрете пресвитерам освящения св. мира, посвящение дев, освящение церквей, публично разрешать отлучённых кающихся на литургии.
О желательности пресвитерам разрешать отлучённых, находящихся при смерти, с благословения епископа.
О власти епископа определять кающимся время покаяния, сообразно различию и степени их грехов. О том, что пресвитер может разрешить кающегося грешника только в случае крайней необходимости и в отсутствие епископа. О том, что великие грешники, по истечении назначенного им времени покаяния, получают прощение публично перед церковными вратами.
О том, что нельзя расторгнуть законно заключенного брака на том основании, что муж или жена оставили свою брачную половину.
О епитимии для кающихся, павших грехами, касающихся вожделевательной силы души.
О епитимии для кающихся, павших грехами, касающихся раздражительной силы души.
О епитимии для непростительных гробокопателей.
О епитимии для святотатцев.
О епитимии для оскопляющих кого-либо кроме как по болезни.
Об извержении присвоивших или обративших в личное небогослужебное употребление алтарные священные сосуды или облачения, и отлучении так же использующих церковные вещи, находящиеся вне алтаря.
Аналогично двум предыдущим в отношении пресвитеров, епископов и митрополитов по отношению к своему патриарху. В случае же, если кто-либо из епископов начнет проповедовать еретическое учение, тогда прочие священно- и церковнослужители обязаны тотчас отделиться от подлежащего епископа, митрополита и патриарха.
О епитимиях священникам, вступившим в церковное общение с арианами.
О епитимии за любостяжание.