При­твор

***

Притво́р – запад­ная часть храма. С одной сто­роны при­твора рас­по­ла­га­ется паперть, с другой проход в сред­нюю часть храма. В при­творе по уставу совер­ша­ются неко­то­рые бого­слу­же­ния – обру­че­ния, лития, чин огла­ше­ния и др.

Обычно при­твор отде­ля­ется от храма стеной с крас­ными запад­ными вра­тами в сере­дине. В древ­них рус­ских храмах визан­тий­ского стиля при­тво­ров часто не было вовсе. Это свя­зано с тем, что ко вре­мени при­ня­тия Русью хри­сти­ан­ства в Церкви уже не было отде­ля­е­мых по всей стро­го­сти правил огла­шен­ных и каю­щихся с их раз­лич­ными сте­пе­нями. К этому вре­мени в пра­во­слав­ных стра­нах людей уже кре­стили в мла­ден­че­ском воз­расте, так что кре­ще­ние взрос­лых ино­род­цев было исклю­че­нием, ради чего не было нужды спе­ци­ально стро­ить при­творы. Что же каса­ется людей, нахо­дя­щихся под епи­ти­мией пока­я­ния, то они стояли неко­то­рую часть службы у запад­ной стены храма или на паперти. В даль­ней­шем нужды раз­ного харак­тера побу­дили все же вновь вер­нуться к стро­и­тель­ству при­тво­ров. Само назва­ние «при­твор» отоб­ра­жает то исто­ри­че­ское обсто­я­тель­ство, когда к двух­част­ным древним храмам в России стали при­тво­рять, при­де­лы­вать, допол­ни­тельно при­стра­и­вать третью часть. Соб­ствен­ное назва­ние этой части – тра­пеза, поскольку в ней в древ­но­сти устра­и­ва­лись уго­ще­ния для нищих по случаю празд­ника или поми­но­ве­ния усоп­ших. В Визан­тии эта часть назы­ва­лась еще нар­фикс – местом для нака­зан­ных. Теперь прак­ти­че­ски почти все наши храмы за редким исклю­че­нием имеют эту третью часть.

У при­твора сейчас бого­слу­жеб­ное назна­че­ние. В нем согласно Уставу должны совер­шаться литии на вели­ких вечер­нях, пани­хиды по усоп­шим, поскольку они свя­заны с при­но­ше­нием веру­ю­щими раз­лич­ных про­дук­тов, из кото­рых не все счи­та­ется при­лич­ным вно­сить в храм. В при­творе во многих оби­те­лях совер­ша­ется также после­до­ва­ние опре­де­лен­ных частей вечер­них бого­слу­же­ний. В при­творе дается очи­сти­тель­ная молитва жен­щине по исте­че­нии 40 дней после родов, без чего она не имеет права вхо­дить в храм. В при­творе, как пра­вило, нахо­дится цер­ков­ный ящик – место для про­дажи свечей, просфор, кре­сти­ков, икон и других цер­ков­ных пред­ме­тов, реги­стра­ции кре­ще­ний, вен­ча­ний. В при­творе стоят люди, полу­чив­шие соот­вет­ству­ю­щую епи­ти­мию от духов­ника, а также люди, кото­рые сами по тем или иным при­чи­нам почи­тают себя недо­стой­ными в данное время про­хо­дить в сред­нюю часть храма. Поэтому и в наши дни при­твор сохра­няет не только свое духовно-сим­во­ли­че­ское, но и духовно-прак­ти­че­ское зна­че­ние.

Живо­пись при­твора состоит из настен­ных рос­пи­сей на темы рай­ской жизни пер­во­здан­ных людей и изгна­ния их из рая; в при­творе нахо­дятся раз­лич­ные иконы.

При­твор устра­и­ва­ется или по всей ширине запад­ной стены храма, или, что бывает чаще, уже нее, или под коло­коль­ней, где она при­мы­кает ко храму вплот­ную.

Вход в при­твор с улицы обычно устра­и­ва­ется в виде паперти – пло­щадки перед вход­ными две­рями, на кото­рую ведут несколько сту­пе­ней.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки