Библиотеке требуются волонтёры

Оглашенные

Оглаше́нные (греч. «κατηχούμενοι», лат. «сathechumeni») или катеху­мены, иногда «слу­ща­ю­щие» («ἀκροαταί», «audientes»1) — после­до­ва­тели Христа, еще не при­няв­шие Кре­ще­ние, но про­хо­дя­щие под­го­товку к нему. Гре­че­ское слово «катеху­мены» явля­ется при­ча­стием от гла­гола «κατηχέω», обо­зна­ча­ю­щего «огла­шать», то есть зву­чать вслух, или «сооб­щать широ­кой ауди­то­рии»2. В хри­сти­ан­стве за этим тер­ми­ном посте­пенно закре­пи­лось зна­че­ние «настав­лять в исти­нах веры». 

katehumen - Оглашенные

Фор­ми­ро­ва­ние инсти­тута огла­шен­ных в Древ­ней Церкви

Несмотря на то, что об огла­ше­нии в широ­ком смысле иногда гово­рят как о явле­нии, свя­зан­ном с про­по­ве­дью апо­сто­лов и самого Гос­пода Иисуса Христа3, инсти­тут огла­шен­ных в клас­си­че­ском, узком смысле, то есть как особый поря­док настав­ле­ния в вере для осо­знан­ного ее испо­ве­да­ния при вступ­ле­нии в Цер­ковь, рас­про­стра­ня­ется в древ­ней Церкви лишь с начала III в.

Однако, и ранее этого вре­мени встре­ча­ются упо­ми­на­ния о под­го­товке к Таин­ству Кре­ще­ния через пост, молитву и нрав­ствен­ные настав­ле­ния. Так, первую часть «Дидахи» (Дидахи 1–6)4, содер­жа­щую нрав­ствен­ное учение, автор этого древ­ней­шего памят­ника хри­сти­ан­ской лите­ра­туры, пред­пи­сы­вает пре­по­дать кре­ща­е­мым (Дидахи 7)5. Св. муче­ник Иустин Фило­соф, постра­дав­ший в Риме в 165 или 167 г.6, в своей «Первой апо­ло­гии» (1 Апол. 61) сооб­щает о пред­кре­щаль­ном посте и молитве, как самих гото­вя­щихся при­нять таин­ство, так и сочув­ству­ю­щих им хри­стиан7. Тер­тул­лиан, чей актив­ный период твор­че­ства при­шелся на рубеж II и III вв.8, впер­вые упо­ми­нает слово «сathechumeni» и счи­тает необ­хо­ди­мым для огла­шен­ных пост, молитву, бодр­ство­ва­ние и коле­но­пре­кло­не­ние (О Кре­ще­нии 20)9.

Огла­шен­ные в III в. согласно «Апо­столь­скому пре­да­нию»

Подроб­ное опи­са­ние огла­ше­ния содер­жится в «Апо­столь­ском пре­да­нии», авто­ром кото­рого долгое время счи­тался св. Иппо­лит Рим­ский. Этот текст пока­зы­вает цер­ков­ную жизнь III в., однако, может содер­жать допол­не­ния, сде­лан­ные сто­ле­тием позже10. Согласно «Апо­столь­скому пре­да­нию» (Апо­столь­ское пре­да­ние. 15–22), жела­ю­щий стать хри­сти­а­ни­ном при­во­дился вместе с вос­пре­ем­ни­ком, сви­де­тель­ство­вав­шим о его готов­но­сти к слу­ша­нию, к учи­те­лям. Послед­ние зада­вали вопросы о при­чине обра­ще­ния к вере, семей­ном поло­же­нии, соци­аль­ном ста­тусе, образе жизни. Для раба, при­над­ле­жа­щего хри­сти­а­нину, тре­бо­ва­лось допол­ни­тель­ное сви­де­тель­ство гос­по­дина. Также «Апо­столь­ское пре­да­ние» при­во­дит целый список про­фес­сий, кото­рые пре­пят­ство­вали вклю­че­нию в число огла­шен­ных. Кроме оче­видно невоз­мож­ных для хри­сти­а­нина, таких как вла­де­лец пуб­лич­ного дома, блуд­ница, язы­че­ский жрец, изго­то­ви­тель и страж идолов, в их число вхо­дили актер, гла­ди­а­тор, наезд­ник, участ­ву­ю­щий в состя­за­ниях. Запре­щено было даже наме­ре­ние стать воином, лишь в каче­стве исклю­че­ния допус­ка­лось учить детей. В число огла­шен­ных могла быть вклю­чена рабыня-налож­ница, но име­ю­щий налож­ницу гос­по­дин должен был «взять жену по закону».

Период огла­ше­ния про­дол­жался три года, однако, в случае доб­ро­де­тель­ной жизни огла­шен­ного «при­ни­ма­лось во вни­ма­ние не время, а само пове­де­ние». Про­то­пресв. Нико­лай Афа­на­сьев отме­чает, что это могло озна­чать также сокра­ще­ние срока вслед­ствие болезни и уве­ли­че­ние его, напри­мер, для бывших жрецов11.

Каждое поуче­ние огла­шен­ных завер­ша­лось молит­вой, где катеху­мены моли­лись отдельно от верных, муж­чины отдельно от женщин. Молитва огла­шен­ных, в отли­чие от молитвы верных, не завер­ша­лась «лоб­за­нием мира». После молитвы учи­тель, кото­рый мог быть и миря­ни­ном, воз­ла­гал на огла­шен­ных руки. Хри­сти­а­нин, став­ший муче­ни­ком в период своего огла­ше­ния, как отдельно ука­зано в «Апо­столь­ском пре­да­нии», «принял Кре­ще­ние своею кровью».

В том случае, если огла­шен­ный про­во­дил в доб­ро­де­тель­ную жизнь, по завер­ше­нию вре­мени кате­хи­за­ции и руча­тель­ству о его досто­ин­стве вос­при­ем­ника, он мог быть допу­щен к слу­ша­нию Еван­ге­лия на бого­слу­же­нии и посту­пить в число «избран­ных». На таких пере­шед­ших в новое каче­ство огла­шен­ных «еже­дневно воз­ла­га­лись руки, пока закли­нали их». С при­бли­же­нием дня Кре­ще­ния епи­скоп вновь испы­ты­вал досто­ин­ство и чистоту огла­шен­ного. При поло­жи­тель­ном реше­нии катеху­ме­нам пред­пи­сы­ва­лось омыться в пятый день недели, поститься нака­нуне суб­боты, а в саму суб­боту собраться и при­нять закли­на­ние от епи­скопа, кото­рый вслед за этим при­сту­пал непо­сред­ственно к чину Кре­ще­ния.

Огла­шен­ные в IV–V вв.

Милан­ским эдик­том 313 г. хри­сти­ан­ство было при­знано в Рим­ской импе­рии доз­во­лен­ной рели­гией. Кроме того, оно полу­чило покро­ви­тель­ство св. рав­ноап. импе­ра­тора Кон­стан­тина Вели­кого и всех его пре­ем­ни­ков за исклю­че­нием Юлиана Отступ­ника. Уже в 380 году импе­ра­тор Фео­до­сий Вели­кий эдик­том Cunctos populus при­знал никей­скую веру, то есть про­воз­гла­шен­ную Первым Все­лен­ским Собо­ром, обя­за­тель­ной для всех под­дан­ных Импе­рии.

 Огла­ше­ние, таким обра­зом, про­дол­жало раз­ви­ваться в совер­шенно новых усло­виях. Две стадии огла­ше­ния, о кото­рых гово­рило «Апо­столь­ское пре­да­ние» сохра­ни­лись, однако пре­тер­пели неко­то­рые изме­не­ния. Вслед­ствие того, что вступ­ле­ние в число хри­стиан больше не было опас­ным, но часто давало допол­ни­тель­ные пре­иму­ще­ства, число жела­ю­щих стать огла­шен­ными уве­ли­чи­лось. Часто теря­лась воз­мож­ность подробно рас­спра­ши­вать при­хо­дя­щих. В разряд огла­шен­ных могли зачис­лять без допол­ни­тель­ного испы­та­ния через осе­не­ние крест­ным зна­ме­нием, воз­ло­же­ние рук и закли­на­ние. Они могли посе­щать бого­слу­же­ние, за исклю­че­нием непо­сред­ственно Евха­ри­стии («литур­гии верных»), читать Писа­ние, слу­шать про­по­веди, что заме­няло собой спе­ци­аль­ные заня­тия.

Обыч­ным делом стало затя­ги­вать свое пре­бы­ва­ние в чине огла­шен­ных. Это могло про­ис­хо­дить вслед­ствие того, что к огла­шен­ным не при­ме­ня­лись такие же мораль­ные тре­бо­ва­ния, как к верным, или же по при­чине усто­яв­ше­гося обычая. Так, известно о Кре­ще­нии взрос­лыми отцов Церкви, про­ис­хо­див­ших из хри­сти­ан­ских семей: Вели­ких Кап­па­до­кий­цев, свт. Иоанна Зла­то­уста, блж. Авгу­стина Иппон­ского. Все они, тем не менее, стали со вре­ме­нем про­по­вед­ни­ками ран­него Кре­ще­ния.

Те же, кто желал скорее при­нять Кре­ще­ние, сооб­щали свои имена епи­скопу для записи и только тогда при­сту­пали непо­сред­ственно к под­го­товке, кото­рая окан­чи­ва­лась совер­ше­нием таин­ства в один из глав­ных празд­ни­ков: Пасхи, Пяти­де­сят­ницы, Бого­яв­ле­ния (в зави­си­мо­сти от мест­ного обычая)12. Такие огла­шен­ные назы­ва­лись «про­све­ща­е­мыми» («φωτιζομένοι», «illuminandi») или «избран­ными» («electi»).

Опи­са­ние подоб­ной прак­тики содер­жится в зна­ме­ни­том «Палом­ни­че­стве» Эгерии, путе­вых замет­ках запад­ной палом­ницы, сде­лан­ных в путе­ше­ствии на Восток. Палом­ни­че­ство было совер­шено во второй поло­вине IV в. и его запись отра­жает огла­си­тель­ную прак­тику Иеру­са­лима13. Автор сооб­щает (Палом­ни­че­ство, 45), что запи­сать имя в число кре­ща­е­мых сле­до­вало до начала Четы­ре­де­сят­ницы. Это делал пре­сви­тер, а епи­скоп с нача­лом Поста в при­сут­ствии клира по оди­ночке при­ни­мал всех нахо­дя­щихся в спис­ках вместе с вос­при­ем­ни­ками и рас­спра­ши­вал о них зна­ко­мых. В случае доб­рого сви­де­тель­ства они посту­пали в число «избран­ных». Затем, в тече­ние сорока дней Поста, после утрен­него бого­слу­же­ния гото­вя­щихся ко Кре­ще­нию огла­шен­ных закли­нали пре­сви­теры, а вслед за этим епи­скоп начи­нал свое поуче­ние для них. Слу­шать его могли только верные и огла­шен­ные, наме­ре­вав­ши­еся при­ни­мать Кре­ще­ние на бли­жай­шую Пасху. Епи­скоп посте­пенно изла­гал Писа­ние «от Бытия» и тол­ко­вал его. Спустя пять недель огла­шен­ные «полу­чали» (слу­шали) символ, а епи­скоп объ­яс­нял его. Каждое заня­тие про­дол­жа­лось в тече­ние трех часов, от пер­вого до тре­тьего часа. На послед­ней неделе Четы­ре­де­сят­ницы огла­шен­ные вновь при­хо­дили к епи­скопу пооди­ночке, «муж со своим отцом, жена – со своею мате­рью», то есть с вос­при­ем­ни­ками, и «воз­вра­щали» (т.е., читали) епи­скопу символ, после чего тот сооб­щал, что после Кре­ще­ния ново­про­све­щен­ным будут объ­яс­нены также «сокро­вен­ные таин­ства Божии».

Содер­жа­ние Иеру­са­лим­ского огла­ше­ния пока­зы­вают «Огла­си­тель­ные поуче­ния» св. Кирилла Иеру­са­лим­ского14. Сохра­ни­лись также огла­си­тель­ные беседы свт. Иоанна Зла­то­уста и Фео­дора Моп­су­э­с­тий­ского, содер­жа­щие све­де­ния о непо­сред­ствен­ной под­го­товке ко Кре­ще­нию в Антио­хии. Здесь оно дли­лось трид­цать дней, а огла­шен­ным в боль­шей сте­пени были доступны знания о таин­ствах15. Об огла­ше­нии на Западе сооб­щают про­из­ве­де­ния блж. Авгу­стина и свт. Амвро­сия Медио­лан­ского. Здесь мень­шее вни­ма­ние уде­ляли тол­ко­ва­нию сим­вола, а также отсут­ство­вало его «част­ное» чтение перед епи­ско­пом каждым из кре­ща­ю­щихся.

К концу V в. инсти­тут огла­шен­ных начи­нает при­хо­дить в упадок. Это про­ис­хо­дит вслед­ствие того, что боль­шую часть кре­ща­е­мых начи­нают состав­лять мла­денцы, дети хри­сти­ан­ских роди­те­лей. Несмотря на это, в Типи­коне Вели­кой Церкви, то есть бого­слу­жеб­ном уставе храма Святой Софии в Кон­стан­ти­но­поле (X век), огла­ше­ние все еще свя­зы­ва­ется с Вели­ким Постом. И хотя «огла­шен­ными» были в основ­ном дети трех лет от роду, основ­ные обряды огла­ше­ния над ними по-преж­нему совер­ша­лись16.

Следы огла­ше­ния сохра­ни­лись и в совре­мен­ном бого­слу­же­нии. Так, на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров с сере­дины Вели­кого Поста про­из­но­сится особая екте­ния о «иже ко про­све­ще­нию гото­вя­щихся». Молитвы об огла­шен­ных при­сут­ствуют в чине Боже­ствен­ной Литур­гии, и нако­нец, Треб­ник содер­жит «молитву во еже сотво­рити огла­шен­наго», экзор­цизмы, чин отре­че­ния от сатаны и соче­та­ния Христу, а также чтение сим­вола Веры, что напо­ми­нает о его «воз­вра­ще­нии» в Древ­ней Церкви. Это чино­по­сле­до­ва­ние обычно совер­ша­ется непо­сред­ственно перед таин­ством Кре­ще­ния17.

Огла­шен­ные в совре­мен­ной прак­тике Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

В XX в. инте­рес к древ­ней прак­тике огла­ше­ния возрос как на Западе, так и на Востоке. После паде­ния Совет­ской власти в России мно­го­кратно воз­росло число жела­ю­щих при­нять Кре­ще­ние. Нередко эти люди не знали даже основ веры. Одно­вре­менно появи­лась воз­мож­ность раз­ви­тия рели­ги­оз­ного про­све­ще­ния. Вслед­ствие этого стали появ­ля­ется мно­го­чис­лен­ные курсы кате­хи­за­ции и под­го­товки кате­хи­за­то­ров. В насто­я­щее время поло­же­ние огла­шен­ных регу­ли­ру­ется при­ня­тым в 2011 г. поло­же­нием «О рели­ги­озно-обра­зо­ва­тель­ном и кате­хи­зи­че­ском слу­же­нии в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви»18. Непо­сред­ственно огла­ше­нию в нем посвя­щен первый пара­граф вто­рого раз­дела. Огла­ше­ние опре­де­ля­ется как «сово­куп­ность бесед и настав­ле­ний гото­вя­щимся при­нять Святое Кре­ще­ние»19. Огла­шен­ными могут стать жела­ю­щие при­нять святое Кре­ще­ние старше семи лет. В случае Кре­ще­ния мла­денца огла­си­тель­ные беседы про­во­дятся для его роди­те­лей и вос­при­ем­ни­ков, что в какой-то сте­пени застав­ляет вспом­нить визан­тий­скую прак­тику. В случае Кре­ще­ния в смер­тель­ной опас­но­сти огла­ше­ние может быть совер­шено после Кре­ще­ния. Про­дол­жи­тель­ность пери­ода огла­ше­ния опре­де­ляет свя­щен­ник или кате­хи­за­тор.

Доку­мент также опре­де­ляет при­мер­ное содер­жа­ние огла­ше­ния. Беседы (не менее двух) должны позна­ко­мить огла­шен­ного с Сим­во­лом веры, неко­то­рыми отрыв­ками из Свя­щен­ного Писа­ния, осно­вами хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти и бого­слу­жеб­ной жизни Церкви. От огла­шен­ного тре­бу­ется вера и пока­я­ние, а также осо­зна­ние смысла таин­ства Кре­ще­ния. Доку­мент также выра­жает надежду на воз­рож­де­ние древ­ней прак­тики Кре­ще­ния нака­нуне Рож­де­ства, Бого­яв­ле­ния и в Вели­кую Суб­боту ради уча­стия в таин­стве всей общины, в кото­рую всту­пает ново­кре­щен­ный.


При­ме­ча­ния:

1 Афа­на­сьев Н., про­то­пресв. Вступ­ле­ние в Цер­ковь.
2 Гав­ри­люк П., диак. Исто­рия кате­хи­за­ции в древ­ней церкви.
3 Гав­ри­люк П., диак. Исто­рия кате­хи­за­ции в древ­ней церкви.
4 Писа­ния мужей апо­столь­ских. Пре­ди­сло­вие к «Учению Две­на­дцати Апо­сто­лов
5 Писа­ния мужей апо­столь­ских. Дидахи.
6 Пан­те­леев А. Д. Ранние муче­ни­че­ства. Пере­воды, ком­мен­та­рии, иссле­до­ва­ния.
7 Иустин Фило­соф. Апо­ло­гии.
8 Иоанн (Попов), мч. Кон­спект лекций по патро­ло­гии.
9 Тер­тул­лиан. О Кре­ще­нии.
10 Апо­столь­ское пре­да­ние // Пра­во­слав­ная энцик­ло­пе­дия. Т. 3. (https://www.pravenc.ru/text/75758.html).
11 Афа­на­сьев Н., про­то­пресв. Вступ­ле­ние в Цер­ковь.
12 Гав­ри­люк П., диак. Исто­рия кате­хи­за­ции в древ­ней церкви.
13 Этерия (Силь­вия Акви­танка). Палом­ни­че­ство по святым местам конца IV века.
15 Кирилл Иеру­са­лим­ский, свт. Поуче­ния огла­си­тель­ные и тай­но­вод­ствен­ные.
16 Гав­ри­люк П., диак. Исто­рия кате­хи­за­ции в древ­ней церкви.
17 Огла­ше­ние // Пра­во­слав­ная энцик­ло­пе­дия Т. 52 С. 382.
18 Там же.
19 О рели­ги­озно-обра­зо­ва­тель­ном и кате­хи­зи­че­ском слу­же­нии в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.
19 Там же.

***

«Слово κατηχούμενοι, нахо­дя­ще­еся в Свя­щен­ном Писа­нии (Рим.2:18; Гал.6:6; ср. Деян.18:25; 1Кор.14:19), обо­зна­чает тех лиц, кото­рые, чтобы быть при­ня­тыми в Хри­сти­ан­скую Цер­ковь, должны изу­чать хри­сти­ан­ское учение (Мф.28:19; ср. Деян.18:25: κατηχημένος τήν οδόν τού Κυρίοu). Сле­до­ва­тельно, это были, так ска­зать, кан­ди­даты на кре­ще­ние. Обу­че­ние хри­сти­ан­скому учению назы­ва­лось κατήχησις или λόγος κατηχητικός (institutio catechetica), a также κατηχισμός. Учи­тель лиц, гото­вя­щихся к кре­ще­нию, назы­вался κατηχητής или κατηχιστής (catechista). Место же, где про­ис­хо­дило обу­че­ние, назы­ва­лось κατηχουμενείον.
Огла­шен­ные, или кати­ху­мены, раз­де­ля­лись обычно на несколько раз­ря­дов: на два, иногда на три, на четыре, и даже на пять. Мы при­дер­жи­ва­емся мнения сред­не­ве­ко­вых гре­че­ских ком­мен­та­то­ров: Зонары, Валь­са­мона, Ари­стина и Матфея Вла­старя, кото­рые под­раз­де­ляют их на два раз­ряда. В тол­ко­ва­нии дан­ного Никей­ского пра­вила Ари­стин гово­рит: “есть два рода огла­шен­ных, одни – только что всту­пив­шие (οί μέν γάρ άρτι προσέρχονται), а другие, кото­рые сде­ла­лись более совер­шен­ными (τελεώτεροι), так как доста­точно обу­чены исти­нам веры.” То же гово­рят Зонара и Валь­са­мон в тол­ко­ва­нии 5‑го пра­вила Неоке­са­рий­ского Собора и то же повто­ряет в тол­ко­ва­нии этого пра­вила Ари­стин. Ссы­ла­ясь на тол­ко­ва­ния упо­мя­ну­тых ком­мен­та­то­ров, то же гово­рит и Матфей Вла­старь в своей Алфа­вит­ной Син­тагме. Сле­до­ва­тельно, огла­шен­ные раз­де­ля­ются на два раз­ряда. Когда какой-либо языч­ник или еврей заяв­лял о своем жела­нии всту­пить в число огла­шен­ных, то он должен был обра­титься к какому-либо хри­сти­а­нину из мирян или же к диа­кону, кото­рый, руча­ясь за его доброе наме­ре­ние, при­во­дил его к под­ле­жа­щему пре­сви­теру или епи­скопу (Апо­столь­ские поста­нов­ле­ния, VIII, 32). Епи­скоп или пре­сви­тер, убе­див­шись в добром наме­ре­нии тако­вого, читал ему пред­пи­сан­ную молитву, осенял его кре­стом и вводил его в первый разряд огла­шен­ных, кото­рым пре­по­да­ва­лись первые истины хри­сти­ан­ского учения. Они назы­ва­лись άκροώμενοι (audientes), так как им раз­ре­ша­лось при­хо­дить в цер­ковь к литур­гии и слу­шать чтение Свя­щен­ного Писа­ния и Еван­ге­лия, после чего они тотчас должны были выхо­дить из храма. В первом раз­ряде огла­шен­ные обык­но­венно оста­ва­лись три года (Апо­столь­ские поста­нов­ле­ния, VIII, 32), хотя это время могло быть сокра­щено или про­дол­жено сооб­разно с усер­дием и пове­де­нием дан­ного лица. В тех слу­чаях, когда кати­хит видел, что его уче­ники доста­точно озна­ком­лены с началь­ными све­де­ни­ями из хри­сти­ан­ского учения и что они достойны по своему доб­рому пове­де­нию, он раз­ре­шал им перейти во второй разряд огла­шен­ных, где послед­ним обширно изла­га­лось хри­сти­ан­ское учение и осо­бенно изъ­яс­нялся со всеми подроб­но­стями символ веры. Они назы­ва­лись έυχόμενοι (orantes), потому что могли молиться с вер­ными и после Еван­ге­лия, или γονυκλίνοντες (genuflectentes), потому что пре­кло­няли колена, когда им во время литур­гии чита­лась молитва, или еще συναιτούντες (competentes) и τελεώτεροι (perfectiores, electi). Они оста­ва­лись в церкви до тех пор, пока диакон во время литур­гии не обра­щался к ним со сло­вами: “огла­шен­ные изы­дите,” после чего они уда­ля­лись из храма. Про­дол­жи­тель­ность их пре­бы­ва­ния на этой сте­пени также зави­села от их усер­дия к учению и от их пове­де­ния. Огла­шен­ным пер­вого и вто­рого раз­ряда в церкви было отве­дено место вместе с каю­щи­мися второй сте­пени, т.е. в при­творе (νάρθηξ, πρόναος) перед местом, назна­чен­ным для кре­ще­ния (κολυμβήθρα), близ глав­ного входа в цер­ковь».
Пра­вила Святой Пра­во­слав­ной Церкви с тол­ко­ва­ни­ями Епи­скопа Нико­дима (Милаша)Пра­вила Все­лен­ских Собо­ров Свя­того Пер­вого Все­лен­ского Собора, Никей­ского. Тол­ко­ва­ние на Пра­вило 14

***

См. ОГЛА­ШЕ­НИЕ, КРЕ­ЩЕ­НИЕ, ВЕРНЫЕ, КАТЕ­ХИ­ЗА­ЦИЯ

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки