Храм

***

Храм – 1) особое стро­е­ние (или место, напри­мер, зал, пещера), пред­на­зна­чен­ное для совер­ше­ния бого­слу­же­ний и таинств, а также других дей­ствий, свя­зан­ных со слу­же­нием Богу и бого­по­чи­та­нием; место осо­бого Божьего при­сут­ствия, «Небо на земле». 2)  В Ветхом Завете — Иеру­са­лим­ский Храм.

Про­то­и­е­рей Федор Боро­дин: Храм — это место, где душа встре­ча­ется со Хри­стом. А свя­щен­ник — тот, кто этой встрече служит.

Суще­ствует несколько наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных форм храма: вытя­ну­тая, напо­до­бие корабля, – озна­чает, что Цер­ковь явля­ется кораб­лем спа­се­ния среди житей­ского моря, при­во­дя­щим в вечную жизнь; кре­сто­об­раз­ная (четы­рех­уголь­ная) – озна­ча­ю­щая, что Крест Хри­стов явля­ется осно­ва­нием и силой Церкви; круг­лая форма озна­чает веч­ность Святой Церкви; вось­ми­уголь­ная, в виде звезды, – сим­во­ли­че­ски ука­зы­вает, что Цер­ковь сияет в мире светом Истины, как звезда в ночи.

Храм всегда вен­ча­ется купо­лом с кре­стом и обычно имеет коло­кольню.

Внутри храм раз­де­ля­ется на три части: алтарь, цен­траль­ную часть (соб­ственно храм) и при­твор. При входе обычно устра­и­ва­ется паперть. Неко­то­рые храмы имеют еще внут­рен­ний при­твор, назы­ва­е­мый тра­пе­зою, т.к. в этой части храма в преж­ние вре­мена совер­ша­лась тра­пеза. Нередко храм имеет не один алтарь, а несколько, кото­рые обра­зуют при­делы. При этом, когда основ­ной, цен­траль­ный, алтарь с хра­мо­вой частью отде­лен от при­де­лов сплош­ной стеной (с вра­тами), то в нем, как в более про­стор­ном, обычно совер­ша­ются службы летом и он назы­ва­ется летним храмом (при­де­лом). А другой придел (при­делы), мень­ший по объему и потому легче отап­ли­ва­е­мый, назы­ва­ется зимним – в нем совер­ша­ются службы зимой.

Каждый храм освя­щен в чью-либо честь (Св. Троицы, Спа­си­теля, Св. Духа, Божией Матери, в честь Небес­ных сил, свя­того или в честь вели­кого празд­ника) и носит соот­вет­ству­ю­щее имя (Тро­иц­кий, Покров­ский и т.д.) При­делы храма также посвя­щены кому-либо и имеют свое отдель­ное назва­ние, но сам храм име­ну­ется в честь того, во чье имя освя­щен глав­ный, цен­траль­ный пре­стол. Храм назы­ва­ется еще цер­ко­вью и собо­ром.

Цер­ков­ного канона в архи­тек­туре не суще­ствует, в отли­чие, скажем, от ико­но­писи, где каноны были сфор­ми­ро­ваны и, хотя в дета­лях не про­пи­саны, оста­ются незыб­ле­мыми в своей основе и по сей день. Ни реше­ния Все­лен­ских Собо­ров, ни Помест­ных рус­ских Собо­ров не содер­жат ника­ких кон­крет­ных ука­за­ний о том, какова должна быть архи­тек­тура храма. Даже в “Сто­главе”, сбор­нике правил и зако­нов цер­ков­ной жизни, не были под­няты подоб­ные вопросы, тогда как дог­ма­ти­че­ские основы ико­но­пи­са­ния там глу­боко рас­смот­рены. Един­ствен­ное пра­вило, име­ю­ще­еся в “Сто­главе” отно­си­тельно архи­тек­туры, каса­ется формы кре­стов на главах.

***

Не отда­ляй­тесь от храма, какой бы нега­тив не уви­дели в людях, посе­ща­ю­щих цер­ковь и даже слу­жа­щих в ней. Все это обо­лочка, а сущ­ность Церкви — бла­го­дать Божия, неви­ди­мая сила, без кото­рой нет ни веч­ного спа­се­ния, ни мира души на земле.
ахи­манд­рит Рафаил Каре­лин

Почему в Пра­во­слав­ной Церкви такие сложно-укра­шен­ные храмы. Не проще ли как в про­те­стант­ских собра­ниях исполь­зо­вать пустые поме­ще­ния с белыми сте­нами? 

Им нечего ска­зать, они бедны духовно, исто­ри­че­ски и бого­слов­ски. Они заим­ство­вали у Церкви лишь Библию и ту без инструк­ции по её про­чте­нию — Свя­щен­ного Пре­да­ния.
М. С. Кра­со­виц­кая

***

См. также: ИЕРУ­СА­ЛИМ­СКИЙ ХРАМ, ХРА­МО­ВЫЙ ПРАЗД­НИК

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки