Синодик

Литература по теме

Сино́дик (от греч. συνοδικόν — «соборный» или «соединяемый» [в одну книжку]) – название, которое применяется к трём типа текстов:

1) Синодик в Неделю Православия, литургический текст, закрепляющий достижения православного богословия после эпохи Вселенских Соборов, который читается в первое воскресенье Великого Поста;
2) поминальные списки, читаемые в Церкви за усопших (помянник);
3) литературные памятники на Руси в  XV–XVIII веках, возникшие и развивавшиеся как дополнение к таким спискам, но впоследствии утратившие с ними связь.

sinodik - Синодик

Есть и другие, вышедшие из употребления значения слова «синодик». В частности, в древности так назывались письма общения, которые рассылались патриархами главам других Церквей при восшествии на престол. Непосредственно предшествует и даёт начало первому из перечисленных выше определению слова «синодик» значение выжимки из соборного определения, которая была предназначена для публичного прочтения в храме.

Синодик в Неделю Православия

Синодик в Неделю Православия в Византии

Исторически Синодик в Неделю Православия возник как торжественное литургическое провозглашение доктрины иконопочитания, утвержденной на соборе 843 года. Автором первой редакции стал Константинопольский патриарх Мефодий (843–847), который прочитал текст на проповеди в первую неделю Великого Поста 843 или 844 года.

Структура текста сохранялась постоянной на всем пути его развития. Он включал в себя: вводную часть; провозглашение вечной памяти исповедующим определённые вероучительные положения; поименное провозглашение вечной памяти их защитникам; анафемы на еретические учения; поименные анафемы еретикам, их высказывавшим; диптихи усопших императоров и патриархов.

Празднование с чтением закрепилось и впоследствии приобрело всеобъемлющей характер победы над всеми ересями, вытеснив чтение соборных определений-синодиков из литургического воспоминания других византийских соборов1. Императоры династии Комнинов, известные своей активной церковной-политической позицией, стали фиксировать в Синодике все догматические споры своего времени, расширяя его вероучительные разделы.

Помимо иконоборческой проблематики в текст Синодика вошли:

  1. Одиннадцать статей против Иоанна Итала и его школы в связи с осуждением этого учения на соборах 1076–1077 г. и 1082 г. и одна статья против монаха Нила, осужденного в 1087 году за учение, что «человечество обожествлено по естеству». Этот раздел Синодика можно охарактеризовать как «антифилософский».
  2. Пять статей против богомильства, осужденного на соборе 1111 г.
  3. Две статьи против учения архиепископа Никейского Евстратия «о ипостасном соединении двух естеств во Христе», осужденного собором 1117 г.
  4. Статьи против заблуждений по вопросу «о жертве Христа в страсти и в Литургии», осужденных соборами 1156 и 1157 гг.
  5. Статьи против заблуждений в толковании текста «Отец Мой больше Меня» (Ин.14:28), осужденных на соборах 1166–1170 гг.
  6. При Палеологах были добавлены положения, касающиеся паламитских споров:
    1. Семь статей осуждения Варлаама и Акиндина, внесенных в Синодик постановлением собора 1352 г., и семь статей вечной памяти защитникам воззрений Григория Паламы.
    2. Статьи против Никифора Григоры, Прохора и Димитрия Кидонисов.
    3. Статья против монаха Исаака Аргира в связи с осуждением его учения об энергиях св. Духа.

Хотя при первых вставках редактура текста Синодика была ситуативным и смелым решением, впоследствии эта процедура приобрела автоматический, регулярный характер.

Параллельно с развитием догматических разделов росли и диптихи, которые пополнялись именами императоров и патриархов вплоть до падения Византийской империи в 1453 году. Свою историю имели и диптихи региональных византийских Синодиков. Современное критическое (или, по выражению автора, «систематическое») издание текста на основании 42 известных рукописей с переводом на французский язык осуществлено в 1967 году Жаном Гуйяром2. На русский язык текст был переведён Ф.И. Успенским3.

Помимо информативного и молитвенного, текст Синодика имеет и нормативный характер. В церковном праве есть прецеденты использования этого текста как материала для обвинения в ереси людей, не согласных с изложенным в нём учением4.

Связующей темой статей текста является христология, все рассматриваемые ереси – внутренние ереси Византийской Церкви. Его историческое значение значительно, поскольку он предоставляет определения соборов, акты которых утрачены. Сами поводы и обстоятельства редакции важны для понимания взаимоотношений Церкви и государства в Византии. По Синодику можно прослеживать историю поздневизантийской богословской мысли как по своеобразной «истории болезни» (выражение Ф.И. Успенского5).

Вселенский синодик на Руси

Чин Торжества Православия был воспринят в русское богослужение одновременно с принятием Устава студийского типа преп. Феодосием Печерским в XI веке. по всей видимости, сначала он читался в церквях на греческом языке, а к нему добавлялись отдельные анафематствования и возглашения вечной памяти. Славянский Синодик, в научных исследованиях называемый Троицкой книгой, был официально введён в употребление свт. Саввой Сербским в 1221 году. Позднее был сделан и русский перевод.

Согласно исследованию В.В. Дергачёва, текст стал развиваться параллельно своему греческому прототипу. Попеременно со вставкой в него новых статей, возникших в связи с византийскими церковными спорами, русский текст пополнялся статьями, посвященными дискуссиям, шедшим на русской почве. Так, были добавлены анафемы боснийским еретикам, чернецам Зосиме и Корнилию и другим. Также расширялся отдел, посвященный поминовению священноначалия и членов семей правящих родов. К XVIII веку Синодик достиг значительных размеров, а его версии в разных епархиях страны существенно различались.

По указанию императрицы Екатерины II Чин Торжества Православия и Синодик были пересмотрены и приведены к единому образцу, в котором были исключены русские включения в догматические разделы и обширные поминальные списки. Редактуру произвёл архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий). Обновленные чины вошли в печатную Триодь 1767 года как обязательные для совершения во всей Русской Церкви при архиерейском служении, чем и закончилась литературная история русского Вселенского Синодика6. Тем не менее, постепенное сокращение Синодика в части анафематствуемых лиц продолжалось и далее. В 1869 году из текста были убраны последние имена государственных преступников, содержавшихся в нём: Гришки Отрепьева и Ивана Мазепы. В советское время чин совершался с опущением анафематствований, но в современном архиерейском богослужении этот раздел восстановлен.

Помянник

Списки имён живых и усопших православных христиан для молитвенного их воспоминания также называются синодиками или помянниками. Помянники могут использоваться как в частном, так и в общественном церковном богослужении. В храмах и монастырях такие списки называют синодиками.

Храмовые и монастырские синодики употребляются за богослужением в различные моменты. Подробный разбор всех видов общецерковной молитвы за усопших, в том числе и с использованием синодиков см. в труде священноисп. Афанасия (Сахарова)7. Ключевыми моментами такого поминовения являются: воспоминание на проскомидии перед Божественной Литургией, во время родительских суббот и на богослужениях, специально посвященных молитвам за усопших. Включение в церковные помянники мирских лиц обычно связано с пожертвованием храму или обители.

Домашнее чтение помянников христианами не регламентировано, может соединяться с чтением утреннего или вечернего правила или Псалтири.

Литературный Синодик

Согласно И.В. Дергачёвой, первым памятником этого типа синодик преп. Иосифа Волоцкого 1479 года. Сам текст и его структура оказали сильнейшее влияние на последующие документы этого типа, определив их развитие. Он содержал вступительную часть из трех «слов», сам помянник, заключительную молитву и дополнительные «предисловия». Первое слово учит о спасительной силе чтения синодиков, которая может помочь усопшим христианам на Страшном суде. Второе слово учит о пользе непрерывающегося из рода в род поминовения усопших. Третье слово обращено к пастырям и призывает их к неустанному поминовению всех усопших, включая тех, кто не оставил пожертвования за помин своей души. Впоследствии этот тип синодиков дополнялся церковно-политическими трактатами, прославляющими деятельность русских князей8.

В синодиках XVII века нраво- и вероучительная части памятника начинают превалировать над собственно помянником. Эта редакция связана с именем патриарха Иова (1589–1605), хотя его личное участие в создании такого рода текстов остается хорошо обоснованной гипотезой9.

Третий этап развития памятников связан с окончанием Смутного времени. В это время при храмах и обителях активно строятся трапезные, в которых синодики используются к назидательное и душеполезное чтение. Одновременно с этим он оказывается подвержен общим литературным тенденциям в русской литературе и подвергается беллетризации. По замечанию И.В. Дергачёвой, «теперь Синодик по праву можно назвать литературным сборником, в котором помимо общего поминовения и Помянника, выполняющих теперь вспомогательную функцию, представлены литературно-учительные, назидательные, догматические, апокрифические, агиографические и даже научно-познавательного характера тексты разнообразных жанров и стилей, объединённые синодичной тематикой поминовения усопших»10. Теперь поминальные списки – не основная, а дополнительная и даже необязательная часть памятника.

Последний этап развития памятника относится к XVII–XVIII векам. Появляются лицевые синодики, иллюстрированные в разных художественных стилях, писаные как придворными художниками, так и сельскими мастерами-самоучками. Постепенно изображения становятся основным содержанием памятника, а сопровождающие тексты уменьшаются в размере и утрачивают своё значение.


Примечания:

1 Мошин В.А, прот. Сербская редакция «Синодика в неделю Православия». Анализ текстов. / Византийский Временник. Т. 16. 1959.

2 Gouillard J. Le Synodikon de l’Orthodoxie. Édition et commentaire // Travaux et mémoires, 1967.

3 Успенский Ф. И. Синодик в неделю Православия (состав и происхождение частей его) // Журнал Министерства Народного Просвещения, 1891. 274. Апр. Отд. 2. 267–323.

4 См. напр. Petit L. Documents inédits sur le concile de 1166 et ses derniers adversaires. // BB Т.11, СПб.: 1904. Сс.465–493. P. 470. А также PG 151 695C-696A.

5 Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности (No 3.86). * Отд. изд. (с доп.): Одесса 1893. 

6 Дергачёв В. В. Вселенский синодик в Древней и Средневековой России // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2001. — № 1 (3). — С. 18–30.

7 священноисп. Афанасий (Сахаров). О поминовении усопших по уставу Православной Церкви // Вестник Русского Западно-Европейского патриаршего экзархата. — 1969.

8 Дергачёва И. В. Синодик с литературными предисловиями: история возникновения и бытования на Руси // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2001. — № 2 (4). — С. 89–96.

9 Там же.

10 Там же.

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки