Синодик

Сино́дик (от греч. συνοδικόν — «собор­ный» или «соеди­ня­е­мый» [в одну книжку]) – назва­ние, кото­рое при­ме­ня­ется к трём типа тек­стов:
1) Сино­дик в Неделю Пра­во­сла­вия, литур­ги­че­ский текст, закреп­ля­ю­щий дости­же­ния пра­во­слав­ного бого­сло­вия после эпохи Все­лен­ских Собо­ров, кото­рый чита­ется в первое вос­кре­се­нье Вели­кого Поста;
2) поми­наль­ные списки, чита­е­мые в Церкви за усоп­ших (помян­ник);
3) лите­ра­тур­ные памят­ники на Руси в  XV–XVIII веках, воз­ник­шие и раз­ви­вав­ши­еся как допол­не­ние к таким спис­кам, но впо­след­ствии утра­тив­шие с ними связь.

Есть и другие, вышед­шие из упо­треб­ле­ния зна­че­ния слова «сино­дик». В част­но­сти, в древ­но­сти так назы­ва­лись письма обще­ния, кото­рые рас­сы­ла­лись пат­ри­ар­хами главам других Церк­вей при вос­ше­ствии на пре­стол. Непо­сред­ственно пред­ше­ствует и даёт начало пер­вому из пере­чис­лен­ных выше опре­де­ле­нию слова «сино­дик» зна­че­ние выжимки из собор­ного опре­де­ле­ния, кото­рая была пред­на­зна­чена для пуб­лич­ного про­чте­ния в храме.

Синодик в Неделю Православия

Сино­дик в Неделю Пра­во­сла­вия в Визан­тии

Исто­ри­че­ски Сино­дик в Неделю Пра­во­сла­вия возник как тор­же­ствен­ное литур­ги­че­ское про­воз­гла­ше­ние док­трины ико­но­по­чи­та­ния, утвер­жден­ной на соборе 843 года. Авто­ром первой редак­ции стал Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх Мефо­дий (843–847), кото­рый про­чи­тал текст на про­по­веди в первую неделю Вели­кого Поста 843 или 844 года.

Струк­тура текста сохра­ня­лась посто­ян­ной на всем пути его раз­ви­тия. Он вклю­чал в себя: ввод­ную часть; про­воз­гла­ше­ние вечной памяти испо­ве­ду­ю­щим опре­де­лён­ные веро­учи­тель­ные поло­же­ния; поимен­ное про­воз­гла­ше­ние вечной памяти их защит­ни­кам; ана­фемы на ере­ти­че­ские учения; поимен­ные ана­фемы ере­ти­кам, их выска­зы­вав­шим; диптихи усоп­ших импе­ра­то­ров и пат­ри­ар­хов.

Празд­но­ва­ние с чте­нием закре­пи­лось и впо­след­ствии при­об­рело все­объ­ем­лю­щей харак­тер победы над всеми ере­сями, вытес­нив чтение собор­ных опре­де­ле­ний-сино­ди­ков из литур­ги­че­ского вос­по­ми­на­ния других визан­тий­ских собо­ров1. Импе­ра­торы дина­стии Ком­ни­нов, извест­ные своей актив­ной цер­ков­ной-поли­ти­че­ской пози­цией, стали фик­си­ро­вать в Сино­дике все дог­ма­ти­че­ские споры своего вре­мени, рас­ши­ряя его веро­учи­тель­ные раз­делы.

            Помимо ико­но­бор­че­ской про­бле­ма­тики в текст Сино­дика вошли:

  1. Один­на­дцать статей против Иоанна Итала и его школы в связи с осуж­де­нием этого учения на собо­рах 1076–1077 г. и 1082 г. и одна статья против монаха Нила, осуж­ден­ного в 1087 году за учение, что «чело­ве­че­ство обо­жеств­лено по есте­ству». Этот раздел Сино­дика можно оха­рак­те­ри­зо­вать как «анти­фи­ло­соф­ский».
  2. Пять статей против бого­миль­ства, осуж­ден­ного на соборе 1111 г.
  3. Две статьи против учения архи­епи­скопа Никейского Евстра­тия «о ипо­стас­ном соеди­не­нии двух естеств во Христе», осуж­ден­ного собо­ром 1117 г.
  4. Статьи против заблуж­де­ний по вопросу «о жертве Христа в стра­сти и в Литур­гии», осуж­ден­ных собо­рами 1156 и 1157 гг.
  5. Статьи против заблуж­де­ний в тол­ко­ва­нии текста «Отец Мой больше Меня» (Ин.14:28), осуж­ден­ных на собо­рах 1166–1170 гг.
  6. При Палео­ло­гах были добав­лены поло­же­ния, каса­ю­щи­еся пала­мит­ских споров:
    1. Семь статей осуж­де­ния Вар­ла­ама и Акин­дина, вне­сен­ных в Сино­дик поста­нов­ле­нием собора 1352 г., и семь статей вечной памяти защит­ни­кам воз­зре­ний Гри­го­рия Паламы.
    2. Статьи против Ники­фора Гри­горы, Про­хора и Димит­рия Кидо­ни­сов.
    3. Статья против монаха Исаака Аргира в связи с осуж­де­нием его учения об энер­гиях св. Духа.

Хотя при первых встав­ках редак­тура текста Сино­дика была ситу­а­тив­ным и смелым реше­нием, впо­след­ствии эта про­це­дура при­об­рела авто­ма­ти­че­ский, регу­ляр­ный харак­тер.

Парал­лельно с раз­ви­тием дог­ма­ти­че­ских раз­де­лов росли и диптихи, кото­рые попол­ня­лись име­нами импе­ра­то­ров и пат­ри­ар­хов вплоть до паде­ния Визан­тий­ской импе­рии в 1453 году. Свою исто­рию имели и диптихи реги­о­наль­ных визан­тий­ских Сино­ди­ков. Совре­мен­ное кри­ти­че­ское (или, по выра­же­нию автора, «систе­ма­ти­че­ское») изда­ние текста на осно­ва­нии 42 извест­ных руко­пи­сей с пере­во­дом на фран­цуз­ский язык осу­ществ­лено в 1967 году Жаном Гуй­я­ром2. На рус­ский язык текст был пере­ве­дён Ф.И. Успен­ским3.

Помимо инфор­ма­тив­ного и молит­вен­ного, текст Сино­дика имеет и нор­ма­тив­ный харак­тер. В цер­ков­ном праве есть пре­це­денты исполь­зо­ва­ния этого текста как мате­ри­ала для обви­не­ния в ереси людей, не соглас­ных с изло­жен­ным в нём уче­нием4.

Свя­зу­ю­щей темой статей текста явля­ется хри­сто­ло­гия, все рас­смат­ри­ва­е­мые ереси – внут­рен­ние ереси Византийской Церкви. Его исто­ри­че­ское зна­че­ние зна­чи­тельно, поскольку он предо­став­ляет опре­де­ле­ния собо­ров, акты кото­рых утра­чены. Сами поводы и обсто­я­тель­ства редак­ции важны для пони­ма­ния вза­и­мо­от­но­ше­ний Церкви и госу­дар­ства в Визан­тии. По Сино­дику можно про­сле­жи­вать исто­рию позд­не­ви­зан­тий­ской бого­слов­ской мысли как по свое­об­раз­ной «исто­рии болезни» (выра­же­ние Ф.И. Успен­ского5).

Все­лен­ский сино­дик на Руси

Чин Тор­же­ства Пра­во­сла­вия был вос­при­нят в рус­ское бого­слу­же­ние одно­вре­менно с при­ня­тием Устава сту­дий­ского типа преп. Фео­до­сием Печер­ским в XI веке. по всей види­мо­сти, сна­чала он читался в церк­вях на гре­че­ском языке, а к нему добав­ля­лись отдель­ные ана­фе­мат­ство­ва­ния и воз­гла­ше­ния вечной памяти. Сла­вян­ский Сино­дик, в науч­ных иссле­до­ва­ниях назы­ва­е­мый Тро­иц­кой книгой, был офи­ци­ально введён в упо­треб­ле­ние свт. Саввой Серб­ским в 1221 году. Позд­нее был сделан и рус­ский пере­вод.

Согласно иссле­до­ва­нию В.В. Дер­га­чёва, текст стал раз­ви­ваться парал­лельно своему гре­че­скому про­то­типу. Попе­ре­менно со встав­кой в него новых статей, воз­ник­ших в связи с визан­тий­скими цер­ков­ными спо­рами, рус­ский текст попол­нялся ста­тьями, посвя­щен­ными дис­кус­сиям, шедшим на рус­ской почве. Так, были добав­лены ана­фемы бос­ний­ским ере­ти­кам, чер­не­цам Зосиме и Кор­ни­лию и другим. Также рас­ши­рялся отдел, посвя­щен­ный поми­но­ве­нию свя­щен­но­на­ча­лия и членов семей пра­вя­щих родов. К XVIII веку Сино­дик достиг зна­чи­тель­ных раз­ме­ров, а его версии в разных епар­хиях страны суще­ственно раз­ли­ча­лись.

По ука­за­нию импе­ра­трицы Ека­те­рины II Чин Тор­же­ства Пра­во­сла­вия и Сино­дик были пере­смот­рены и при­ве­дены к еди­ному образцу, в кото­ром были исклю­чены рус­ские вклю­че­ния в дог­ма­ти­че­ские раз­делы и обшир­ные поми­наль­ные списки. Редак­туру про­из­вёл архи­епи­скоп Санкт-Петер­бург­ский Гав­риил (Кре­ме­нец­кий). Обнов­лен­ные чины вошли в печат­ную Триодь 1767 года как обя­за­тель­ные для совер­ше­ния во всей Рус­ской Церкви при архи­ерей­ском слу­же­нии, чем и закон­чи­лась лите­ра­тур­ная исто­рия рус­ского Все­лен­ского Сино­дика6. Тем не менее, посте­пен­ное сокра­ще­ние Сино­дика в части ана­фе­мат­ству­е­мых лиц про­дол­жа­лось и далее. В 1869 году из текста были убраны послед­ние имена госу­дар­ствен­ных пре­ступ­ни­ков, содер­жав­шихся в нём: Гришки Отре­пьева и Ивана Мазепы. В совет­ское время чин совер­шался с опу­ще­нием ана­фе­мат­ство­ва­ний, но в совре­мен­ном архи­ерей­ском бого­слу­же­нии этот раздел вос­ста­нов­лен.

Помянник

Списки имён живых и усоп­ших пра­во­слав­ных хри­стиан для молит­вен­ного их вос­по­ми­на­ния также назы­ва­ются сино­ди­ками или помян­ни­ками. Помян­ники могут исполь­зо­ваться как в част­ном, так и в обще­ствен­ном цер­ков­ном бого­слу­же­нии. В храмах и мона­сты­рях такие списки назы­вают сино­ди­ками.

Хра­мо­вые и мона­стыр­ские сино­дики упо­треб­ля­ются за бого­слу­же­нием в раз­лич­ные моменты. Подроб­ный разбор всех видов обще­цер­ков­ной молитвы за усоп­ших, в том числе и с исполь­зо­ва­нием сино­ди­ков см. в труде свя­щен­но­исп. Афа­на­сия (Саха­рова)7. Клю­че­выми момен­тами такого поми­но­ве­ния явля­ются: вос­по­ми­на­ние на про­ско­ми­дии перед Боже­ствен­ной Литур­гией, во время роди­тель­ских суббот и на бого­слу­же­ниях, спе­ци­ально посвя­щен­ных молит­вам за усоп­ших. Вклю­че­ние в цер­ков­ные помян­ники мир­ских лиц обычно свя­зано с пожерт­во­ва­нием храму или оби­тели.

Домаш­нее чтение помян­ни­ков хри­сти­а­нами не регла­мен­ти­ро­вано, может соеди­няться с чте­нием утрен­него или вечер­него пра­вила или Псал­тири.

Литературный Синодик

Согласно И.В. Дер­га­чё­вой, первым памят­ни­ком этого типа сино­дик преп. Иосифа Волоц­кого 1479 года. Сам текст и его струк­тура ока­зали силь­ней­шее вли­я­ние на после­ду­ю­щие доку­менты этого типа, опре­де­лив их раз­ви­тие. Он содер­жал всту­пи­тель­ную часть из трех «слов», сам помян­ник, заклю­чи­тель­ную молитву и допол­ни­тель­ные «пре­ди­сло­вия». Первое слово учит о спа­си­тель­ной силе чтения сино­ди­ков, кото­рая может помочь усоп­шим хри­сти­а­нам на Страш­ном суде. Второе слово учит о пользе непре­ры­ва­ю­ще­гося из рода в род поми­но­ве­ния усоп­ших. Третье слово обра­щено к пас­ты­рям и при­зы­вает их к неустан­ному поми­но­ве­нию всех усоп­ших, вклю­чая тех, кто не оста­вил пожерт­во­ва­ния за помин своей души. Впо­след­ствии этот тип сино­ди­ков допол­нялся цер­ковно-поли­ти­че­скими трак­та­тами, про­слав­ля­ю­щими дея­тель­ность рус­ских князей8.

В сино­ди­ках XVII века нраво- и веро­учи­тель­ная части памят­ника начи­нают пре­ва­ли­ро­вать над соб­ственно помян­ни­ком. Эта редак­ция свя­зана с именем пат­ри­арха Иова (1589–1605), хотя его личное уча­стие в созда­нии такого рода тек­стов оста­ется хорошо обос­но­ван­ной гипо­те­зой9.

Третий этап раз­ви­тия памят­ни­ков связан с окон­ча­нием Смут­ного вре­мени. В это время при храмах и оби­те­лях активно стро­ятся тра­пез­ные, в кото­рых сино­дики исполь­зу­ются к нази­да­тель­ное и душе­по­лез­ное чтение. Одно­вре­менно с этим он ока­зы­ва­ется под­вер­жен общим лите­ра­тур­ным тен­ден­циям в рус­ской лите­ра­туре и под­вер­га­ется бел­ле­три­за­ции. По заме­ча­нию И.В. Дер­га­чё­вой, «теперь Сино­дик по праву можно назвать лите­ра­тур­ным сбор­ни­ком, в кото­ром помимо общего поми­но­ве­ния и Помян­ника, выпол­ня­ю­щих теперь вспо­мо­га­тель­ную функ­цию, пред­став­лены лите­ра­турно-учи­тель­ные, нази­да­тель­ные, дог­ма­ти­че­ские, апо­кри­фи­че­ские, агио­гра­фи­че­ские и даже научно-позна­ва­тель­ного харак­тера тексты раз­но­об­раз­ных жанров и стилей, объ­еди­нён­ные сино­дич­ной тема­ти­кой поми­но­ве­ния усоп­ших»10. Теперь поми­наль­ные списки – не основ­ная, а допол­ни­тель­ная и даже необя­за­тель­ная часть памят­ника.

Послед­ний этап раз­ви­тия памят­ника отно­сится к XVII–XVIII векам. Появ­ля­ются лице­вые сино­дики, иллю­стри­ро­ван­ные в разных худо­же­ствен­ных стилях, писа­ные как при­двор­ными худож­ни­ками, так и сель­скими масте­рами-само­уч­ками. Посте­пенно изоб­ра­же­ния ста­но­вятся основ­ным содер­жа­нием памят­ника, а сопро­вож­да­ю­щие тексты умень­ша­ются в раз­мере и утра­чи­вают своё зна­че­ние.


При­ме­ча­ния:

1 Мошин В.А, прот. Серб­ская редак­ция «Сино­дика в неделю Пра­во­сла­вия». Анализ тек­стов. / Визан­тий­ский Вре­мен­ник. Т. 16. 1959.
2 Gouillard J. Le Synodikon de l’Orthodoxie. Édition et commentaire // Travaux et mémoires, 1967.
3 Успен­ский Ф. И. Сино­дик в неделю Пра­во­сла­вия (состав и про­ис­хож­де­ние частей его) // Журнал Мини­стер­ства Народ­ного Про­све­ще­ния, 1891. 274. Апр. Отд. 2. 267–323.
4 См. напр. Petit L. Documents inédits sur le concile de 1166 et ses derniers adversaires. // BB Т.11, СПб.: 1904. Сс.465–493. P. 470. А также PG 151 695C-696A.
5 Успен­ский Ф.И. Очерки по исто­рии византийской обра­зо­ван­но­сти (No 3.86). * Отд. изд. (с доп.): Одесса 1893. 
6 Дер­га­чёв В. В. Все­лен­ский сино­дик в Древ­ней и Сред­не­ве­ко­вой России // Древ­няя Русь. Вопросы меди­е­ви­стики. — 2001. — № 1 (3). — С. 18–30.
7 свя­щен­но­исп. Афа­на­сий (Саха­ров). О поми­но­ве­нии усоп­ших по уставу Пра­во­слав­ной Церкви // Вест­ник Рус­ского Западно-Евро­пей­ского пат­ри­ар­шего экзар­хата. — 1969.
8 Дер­га­чёва И. В. Сино­дик с лите­ра­тур­ными пре­ди­сло­ви­ями: исто­рия воз­ник­но­ве­ния и быто­ва­ния на Руси // Древ­няя Русь. Вопросы меди­е­ви­стики. — 2001. — № 2 (4). — С. 89–96.
9 Там же.
10 Там же.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки