Трудник

Тру́дник. В эти­мо­ло­ги­че­ском отно­ше­нии слово «труд­ник» свя­зано со словом «труд»; его зна­че­ние сбли­жа­ется со зна­че­нием слова «тру­же­ник».

Между тем, в рамках пра­во­слав­ного-хри­сти­ан­ского упо­треб­ле­ния это слово, как пра­вило, исполь­зу­ется в особом зна­че­нии: вре­мен­ный работ­ник в пра­во­слав­ном мона­стыре, тру­дя­щийся «во славу Божию», на доб­ро­воль­ной неком­мер­че­ской основе.
В основе такой дея­тель­но­сти, как пра­вило (хотя и не всегда), лежит идея уго­жде­ния Богу, однако част­ные, мотивы у разных людей могут раз­ниться. Кто-то ста­но­вится труд­ни­ком ради лич­ного духов­ного подвига, кто-то – ради испол­не­ния епи­ти­мии, иной – в целях реше­ния тех или иных (кон­крет­ных) душев­ных (духов­ных) про­блем; кто-то рас­смат­ри­вает труд­ни­че­ство как шаг на пути к вступ­ле­нию в мона­ше­ство, нако­нец, кто-то просто на время «бежит» в мона­стырь от про­блем, и пр.

В более широ­ком смысле слова труд­ни­ком может назы­ваться и чело­век, без­воз­мездно тру­дя­щийся на благо того или иного при­хода (а не только при мона­стыре). Впро­чем, это слово может исполь­зо­ваться и для обо­зна­че­ния подвиж­ника, изну­ря­ю­щего свое тело тяж­кими тру­дами. Сино­ни­мич­ные поня­тия: тру­же­ник, труж­да­ю­щийся.

trudnik - Трудник

Довольно часто в отно­ше­нии труд­ни­ков без­воз­мезд­ность их труда имеет отно­си­тель­ный, а не абсо­лют­ный харак­тер. В част­но­сти, труд­ник в мона­стыре как пра­вило, полу­чает ночлег, регу­ляр­ное пита­ние, необ­хо­ди­мые быто­вые удоб­ства, иногда одежду, в редких слу­чаях кар­ман­ные деньги. Такая отно­си­тель­ная, частич­ная без­воз­мезд­ность свя­зана прежде всего со слож­но­стью осу­ществ­лять абсо­лютно без­воз­мезд­ный труд в тече­ние сколь-либо дол­гого вре­мени: не везде и не всякий жела­ю­щий без­воз­мездно потру­дится на благо того или иного при­хода или мона­стыря имеет воз­мож­ность взять на себя хло­поты и рас­ходы на пита­ние и про­жи­ва­ние вблизи отда­лен­ного от его основ­ного места житель­ства храма, оби­тели в тече­ние вре­мени труд­ни­че­ства.

К абсо­лютно без­воз­мезд­ной труд­ни­че­ской дея­тель­но­сти можно отне­сти крат­ко­вре­мен­ные тру­до­вые акции доб­ро­воль­цев, такие как рас­чистка тер­ри­то­рии перед рестав­ра­цией храма (этим, напри­мер, зани­ма­ются доб­ро­вольцы дви­же­ния «Рестав­росЪ»), или уборка храма перед тор­же­ствен­ным празд­нич­ным бого­слу­же­нием силами полом­ни­ков. Как пра­вило, такие тру­до­вые акции зани­мают немного вре­мени (часто в пре­де­лах одного дня), что и поз­во­ляет доб­ро­воль­цам не решать слож­ные вопросы орга­ни­за­ции соб­ствен­ного раз­ме­ще­ния, пита­ния и удо­вле­тво­ре­ния быто­вых нужд на дли­тель­ное время. Таким обра­зом подоб­ные акции могут быть без­воз­мезд­ными в абсо­лют­ном смысле слова.

Труд­ни­че­ство

Поня­тие «труд­ник» тесно свя­зано с поня­тием «труд­ни­че­ство». Труд­ни­че­ство как фено­мен цер­ков­ной жизни имеет три изме­ре­ния:

  • Труд­ни­че­ство как про­цесс осу­ществ­ле­ния без­воз­мезд­ной тру­до­вой дея­тель­но­сти на благо мона­стыря и/или при­хода;
  • Труд­ни­че­ство как особый путь духов­ного раз­ви­тия;
  • Труд­ни­че­ство как пред­ва­ря­ю­щая послуш­ни­че­ство и мона­ше­ский подвиг стадия вхож­де­ния в мона­ше­скую жизнь.

Первое изме­ре­ние было разо­брано выше.

Второе изме­ре­ние пред­по­ла­гает особый путь духов­ной жизни: труд­ник, рабо­тая в мона­стыре, духовно растет, участ­вует в сугу­бой молит­вен­ной жизни оби­тели и ее братии, но при этом не ста­но­вится ее частью в полной мере, сохра­няя за собой право в любой момент сво­бодно поки­нуть оби­тель. В духов­ном смысле слова труд­ни­че­ство — род пожерт­во­ва­ния, в рамках кото­рого жерт­ву­е­мым объ­ек­том / ресур­сом высту­пают не денеж­ные сред­ства, а время, силы и тру­до­вые навыки жерт­во­ва­теля.

Довольно часто труд­ни­че­ство ста­но­вится пред­ва­ри­тель­ной ста­дией для при­ня­тия мона­ше­ства. Труд­ник-миря­нин, про­жи­ва­ю­щий в мона­стыре, но не при­няв­ший мона­ше­ского или ино­че­ского пострига, а лишь гото­вя­щийся к вступ­ле­нию в братию мона­стыря в каче­стве послуш­ника в рус­ской тра­ди­ции назы­ва­ется «бель­цом» («белец»).

Совре­мен­ное состо­я­ние явле­ния

Труд­ни­че­ство весьма рас­про­стра­нено в совре­мен­ной России (суще­ствует список мона­сты­рей, куда можно поехать в каче­стве труд­ника).

В совре­мен­ной Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви труд­ни­че­ство суще­ствует и как пред­ва­ри­тель­ная стадия перед при­ня­тием мона­ше­ства / вступ­ле­ния в послуш­ни­че­ство, и как особая форма духов­ного подвига, своего рода пред­ва­ри­тель­ного (само)испытания. С одной сто­роны, пра­вила пове­де­ния для труд­ни­ков, часто не такие стро­гие, как для послуш­ни­ков или лиц уже при­няв­ших постриг, а с другой сто­роны, труд­ник выпол­няет прак­ти­че­ски те же послу­ша­ния внутри мона­стыря, что и послуш­ник. Все это делает этап труд­ни­че­ства хоро­шим пери­о­дом испы­та­ния себя и про­верки соб­ствен­ного жела­ния в даль­ней­шем при­нять постриг и всту­пить в братию кон­крет­ного мона­стыря.

Одно­вре­менно с этим труд­ни­че­ство можно рас­смат­ри­вать и как само­сто­я­тель­ное духов­ное дела­ние. В совре­мен­ной Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви сло­жи­лась тра­ди­ция труд­ни­че­ства (как крат­ко­вре­мен­ного, так и дол­го­вре­мен­ного) без даль­ней­шего при­ня­тия ино­че­ского или мона­ше­ского пострига. Труд­ник в этом смысле слова отча­сти всту­пает на мона­ше­ский путь духов­ного дела­ния, но делает это на какое-то время и не в полной мере, не при­нося, в част­но­сти, каких-либо цело­жиз­нен­ных обетов.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки