Труд, Тру­до­лю­бие

См. раздел: ХРИ­СТИ­АН­СКОЕ СОЦИ­АЛЬНО-ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКОЕ УЧЕНИЕ

***

Труд – 1) созна­тель­ная, целе­со­об­раз­ная дея­тель­ность, направ­лен­ная на улуч­ше­ние усло­вий жизни, физи­че­ское или духов­ное само­со­вер­шен­ство­ва­ние; 2) какая-либо дея­тель­ность, работа вообще, в том числе бес­смыс­лен­ная; 3) усилие, направ­лен­ное на дости­же­ние опре­де­лен­ного (жела­е­мого, пред­по­ла­га­е­мого, иско­мого, тре­бу­е­мого, задан­ного) резуль­тата.

Труд служит сред­ством про­пи­та­ния и мате­ри­аль­ного обес­пе­че­ния, мило­стыни, реа­ли­за­ции твор­че­ских спо­соб­но­стей чело­века, лекар­ством от лени и уныния, вос­пи­та­те­лем в доб­ро­де­те­лях.

Трудолю́биедоб­ро­де­тель, любовь к труду, жела­ние ста­ра­тельно и доб­ро­со­вестно тру­диться во благо себе и ближ­нему.

«Воз­люби труд: он, в соеди­не­нии с постом, молит­вой и бде­нием, осво­бо­дит тебя от всех скверн. Телес­ный труд достав­ляет сердцу чистоту; чистота сердца служит при­чи­ной того, что душа при­но­сит плод».
прп. Анто­ний Вели­кий.

Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник писал, что нужно каждое дело вос­при­ни­мать, как данное Богом, тогда уйдут сует­ли­вость, мно­го­за­бот­ли­вость и нера­де­ние о делах домаш­них и обще­ствен­ных.

***

При­но­сит ли пользу обще­ству мона­ше­ский труд?

На про­тя­же­нии исто­рии раз­ви­тия мона­ше­ства в адрес мона­хов со сто­роны мирян выска­зы­ва­лись раз­лич­ные мнения. В целом их можно объ­еди­нить и сгруп­пи­ро­вать по трём направ­ле­ниям.

Боль­шая часть Пра­во­слав­ных веру­ю­щих всегда питала и про­дол­жает питать к доб­ро­де­тель­ным, рев­ност­ным пред­ста­ви­те­лям мона­ше­ства искрен­нее ува­же­ние, как к рабам Божьим, оста­вив­шим всё и после­до­вав­шим за Хри­стом (ср.: слова апо­стола Петра, обра­щён­ные ко Христу: «вот, мы оста­вили всё и после­до­вали за Тобою» (Мф.19:27).

Другие отно­си­лись к мона­ше­ству более или менее ней­трально — мол, ну хочется им жить, так, как живут, да и пускай себе живут; разве они кому-нибудь мешают? Многие совре­мен­ные про­те­станты испы­ты­вают к мона­ше­ству­ю­щим именно эти чув­ства.

Нако­нец, в число пред­ста­ви­те­лей тре­тьего направ­ле­ния входят те, кто имеет остро-нега­тив­ное мнение о мона­хах и мона­сты­рях. Одним из цен­траль­ных пунк­тов недо­воль­ства мона­ше­ством служит ложное предубеж­де­ние, что якобы монахи живут обособ­лен­ной внут­рен­ней жизнью и никак не участ­вуют в раз­ви­тии обще­ства (а если и участ­вуют, то их роль мини­мальна).

В свое время Петр I, радея о госу­дар­ствен­ных инте­ре­сах, обязал мона­стыр­ское руко­вод­ство при­ни­мать боль­ных или уво­лен­ных со службы солдат, не спо­соб­ных к труду, а также — бед­ня­ков, пове­лел стро­ить лечеб­ницы. В прав­ле­ние Ели­за­веты оби­тели тоже исполь­зо­ва­лись для раз­ме­ще­ния отстав­ных воен­но­слу­жа­щих.

Кроме того, при Петре I была огра­ни­чена сама воз­мож­ность вступ­ле­ния в мона­ше­ство. Так, мужчин доз­во­ля­лось постри­гать не ранее дости­же­ния ими трид­ца­ти­лет­него воз­раста, а женщин — не ранее пяти­де­сяти-шести­де­ся­ти­лет­него. Воз­мож­ность стро­и­тель­ства новых оби­те­лей была постав­лена в зави­си­мость от про­из­во­ле­ния царя.

Нема­лый урон был нане­сен мона­ше­ству во вре­мена Совет­ской власти. Впро­чем, тогда это было свя­зано с общим отно­ше­нием госу­дар­ства к рели­гии.

Что можно отве­тить тем, кто и искренне пола­гает, что монахи не вносят вклад в обще­ствен­ную жизнь, а осо­бенно тем, кто счи­тает их туне­яд­цами и без­дель­ни­ками?

Во-первых, мона­ше­ская жизнь — тяже­лей­ший труд. Этот труд осно­ван на любви к Богу и к ближ­ним, ведь именно к этому при­зы­вал нас Хри­стос (Мф.22:37–39). Стало быть, испол­не­ние запо­веди о любви к ближ­ним стоит в числе важ­ней­ших мона­ше­ских при­о­ри­те­тов. Поскольку монах, следуя при­зыву Христа, с любо­вью отно­сится к ближ­ним, постольку с любо­вью и молится за них. В свою оче­редь Бог, отве­чая на эти молитвы, низ­во­дит бла­го­сло­ве­ния на людей, в обще­ство, в мир.

Во-вторых, дея­тель­ность мона­сты­рей отра­жа­ется в жизни обще­ства и в более зримых вещах. Так, в исто­ри­че­ском про­шлом ново­об­ра­зо­ван­ные мона­стыри ста­но­ви­лись цен­трами, вокруг кото­рых, впо­след­ствии, фор­ми­ро­ва­лись новые посе­ле­ния, обу­стра­и­ва­лись города. В эпоху мало­гра­мот­но­сти насе­ле­ния мона­ше­ские оби­тели нередко играли роль мест­ных обра­зо­ва­тель­ных цен­тров. В неуро­жай­ные годы мона­стыри помо­гали нуж­дав­шимся людям про­дук­тами и кровом, а во время наше­ствий врага — креп­кими сте­нами. В насто­я­щее время монахи, помимо про­чего, участ­вуют в про­све­ти­тель­ской и мис­си­о­нер­ской работе, чем, опять же, спо­соб­ствуют раз­ви­тию обще­ства.

Явля­ется ли труд изна­чаль­ным пред­ме­том Боже­ствен­ных бла­го­сло­ве­ний или он вошёл в чело­ве­че­скую жизнь вслед­ствие гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­лей?

Бла­го­сло­ве­ние Божье на труд было дано пра­ро­ди­те­лям ещё до того, как они согре­шили: тогда, когда они пре­бы­вали в состо­я­нии сча­стья и жили в Раю.

Одним из первых тру­до­вых зада­ний, пору­чен­ных Богом Адаму, было дать имена всем живот­ным (Быт.2:19); другим зада­нием было хра­нить и воз­де­лы­вать сад (Быт.2:15).

Кроме того, уже тогда Бог поста­вил перед чело­ве­ком и более важную, можно ска­зать, стра­те­ги­че­скую цель. Реа­ли­за­ция этой мас­штаб­ной задачи под­ра­зу­ме­вала необ­хо­ди­мость усилий со сто­роны пред­ста­ви­те­лей мно­же­ства поко­ле­ний. Она каса­лась осу­ществ­ле­ния хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти людей на земле, пре­об­ра­же­ния цар­ства при­роды: «пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь, и напол­няйте землю, и обла­дайте ею, и вла­ды­че­ствуйте над рыбами мор­скими [и над зве­рями,] и над пти­цами небес­ными, [и над всяким скотом, и над всей землею,] и над всяким живот­ным, пре­смы­ка­ю­щимся по земле» (Быт.1:28).

Разу­ме­ется, при­зы­вая пер­во­здан­ного чело­веку к труду, Бог не имел в виду лишить его радо­сти сво­бод­ного твор­че­ства. Замыс­лом Божьим пред­по­ла­га­лось, что труд, к кото­рому был при­зван чело­век, будет ему в радость. Но глав­ное, преду­смат­ри­ва­лось, что труд будет спо­соб­ство­вать рас­кры­тию твор­че­ского потен­ци­ала людей, слу­жить сред­ством для луч­шего рас­кры­тия в них черт образа Божьего.

Тяжким бре­ме­нем труд стал для чело­века лишь тогда, когда тот, пре­сту­пив Божью запо­ведь, отсту­пил от Созда­теля и был изгнан из Рая. До гре­хо­па­де­ния чело­век мог вдо­воль поль­зо­ваться и насла­ждаться пло­дами Рай­ских рас­те­ний. После же изгна­ния стал вынуж­ден добы­вать себе про­пи­та­ние еже­днев­ным скорб­ным трудом, «в поте лица» (Быт.3:17–19).

Помимо того, что при­об­щив­шись ко злу, чело­век был постав­лен в зави­си­мость от обре­ме­ни­тель­ного труда ради обес­пе­че­ния теку­щих жиз­нен­ных нужд, труд стал необ­хо­ди­мым усло­вием и для борьбы с грехом.

Если пер­во­здан­ный Адам, для того, чтобы жить вне греха, не имел необ­хо­ди­мо­сти ни в борьбе со стра­стями, ни в борьбе с гре­хов­ными помыс­лами, то все его потомки (исклю­че­ние — Гос­подь Иисус Хри­стос) были обу­слов­лены такой зави­си­мо­стью.

В насто­я­щее время труд тоже может быть в радость. Важно, чтобы он был направ­лен не на зло, но на добро.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки