Христианская живопись Третьяковской галереи

Христианская живопись Третьяковской галереи

  • Христианская живопись Третьяковской галереи 50

    Один из самых проникновенных и возвышенных образов в творчестве Кузьмы Петрова-Водкина и уникальный пример интерпретации иконографических канонов носит название…

    На представленной в Третьяковской галерее картине Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878–1939) «Богоматерь Умиление злых сердец» Богородица изображена фронтально с поднятыми вверх руками, что отсылает нас к одному из основных иконографических типов изображения Божией Матери — «Оранта». На заднем фоне полотна, в мерцающей космической синеве, видны образы Богоматери с младенцем Иисусом и Распятие — бытие Божественное и бытие космическое дано как единое целое. Сама Богоматерь, кажется, смотрит на земной мир, «истощенный в войнах и злобе». Ее взгляд проникает в самую глубь людской скорби. Молитвенно поднятые руки по-матерински умиряют, оберегают обратившихся к ней людей и одновременно словно взывают к тишине, к вслушиванию в иное, надмирное звучание жизни. Лицо Богоматери светится изнутри светом тихой красоты и кротости. Это тот Свет, что отделен от тьмы, Свет горнего мира. И вся земля, данная Петровым-Водкиным срезами, холмами, пересечениями сфер, пронизана этим неземным прозрачным свечением.

  • Христианская живопись Третьяковской галереи 52

    Автор знаменитой картины «Христос в пустыне» из собрания Государственной Третьяковской галереи.

    «Христос в пустыне» — одна из известнейших работ русского художника Ивана Николаевича Крамского (1837–1887), оконченная в 1872 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее. Художник рассматривает религиозный сюжет (Мф.4:1-11; Мк. 1:12-13; Лк. 4:1-13) с гуманистической, морально-философской точки зрения и предлагает психологически-жизненную интерпретацию размышлений и переживаний Христа.

  • Христианская живопись Третьяковской галереи 54

    В Третьяковской галерее находится картина Василия Поленова «Московский дворик». Какой храм виднеется за двориком и прилегающими к нему строениями?

    «Московский дворик» — пейзаж русского художника Василия Поленова (1844–1927), оконченный в 1878 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее. На картине изображён двор дома, расположенного на пересечении Дурновского и Трубниковского переулков, во флигеле которого Поленов снимал квартиру в 1877–1878 годах. За двориком и прилегающими к нему строениями находится храм Спаса Преображения на Песках, а в правой части полотна видны очертания церкви Николая Чудотворца в Плотниках.

  • Христианская живопись Третьяковской галереи 56

    Какой евангельский стих соотносятся с картиной Александра Иванова «Явление Христа народу», находящейся в собрании Государственной Третьяковской галереи?

    «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (См. Мф.3).

    Картина «Явление Христа народу» стала для Александра Андреевича Иванова (1806–1858) произведением всей его жизни. Он писал её в Италии на протяжении двадцати лет, с 1837 по 1857 год. Сам художник называл своё произведение «всемирным». Художественный критик Владимир Стасов отмечал, что в картине «Явление Христа народу» Александр Иванов «поднялся на громадную вышину» и создал произведение, подобного которому «никогда не представляло до тех пор русское искусство». Художник Илья Репин писал, что это «самая гениальная и самая народная русская картина», подчёркивая, что «живая выразительность её удивительна», а «по своей идее она близка сердцу каждого русского». При этом Репин особо выделял живость и разнообразность, с которыми воспроизведены «два колоссальных характера» — Иисус Христос и Иоанн Креститель.

  • Христианская живопись Третьяковской галереи 58

    Какой библейский сюжет изображён на картине Александра Иванова, представленной в Государственной Третьяковской галерее?

    Акварельный рисунок Александра Андреевича Иванова (1806–1858) «Жёны-мироносицы у гроба Спасителя» относится к следующему евангельскому стиху: «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Мф.28:2-6). В последнее десятилетие своей жизни, в 1849–1858 годы, Александр Иванов трудился над большой серией рисунков и акварелей, получивших название «Библейские эскизы». К этому циклу относится и его произведение «Жёны-мироносицы у гроба Спасителя».

  • Христианская живопись Третьяковской галереи 60

    На фото — картина Николая Ге «В Гефсиманском саду» из собрания Государственной Третьяковской галереи. Какие евангелисты рассказывают о пребывании Иисуса Христа в Гефсиманском саду накануне Его Крестных Страданий?

    О пребывании Иисуса Христа в Гефсиманском саду накануне Его Крестных Страданий рассказывают все евангелисты (см. Мф.26:36-46, Мк.14:32-42, Лк.22:39-46, Ин.18:1).

    Картина Николая Ге «В Гефсиманском саду» стала одним из главных творений великого мастера на евангельские темы. Это выдающееся полотно художник переписывал несколько раз в течение нескольких лет, и долго не был доволен результатом. Работа над полотном длилась 11 лет (с 1869 по 1880 г.). Но и после её окончания Ге не чувствовал удовлетворения. По его мнению, в картине не хватало глубинной правды, настоящей эмоции.

  • Христианская живопись Третьяковской галереи 62

    Эта картина стала событием и впервые заставила заговорить о Михаиле Нестерове как о состоявшемся художнике. Как она называется?

    «Пустынник» (1888 г.) — первая значительная картина, раскрывшая самобытность творчества русского живописца Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942). На полотне мы видим старца, согнутого под тяжестью прожитых лет. Он не спеша идёт по тропинке, опираясь на посох. Одет скромно, весь в чёрном. На ногах обуты лапти. Волосы у старца абсолютно седые и такая же седая борода. Его лицо спокойно и задумчиво. Художнику, чудесным образом, удалось передать святое умиротворение, которое царит, как в душе пустынника, так и в самой природе.

  • Христианская живопись Третьяковской галереи 64

    Над этой картиной, ныне находящейся в Государственной Третьяковской галерее, русский и советский художник Павел Корин работал в течение всей своей жизни. Как она называется?

    Главное произведение Павла Дмитриевича Корина (1892–1967) – «Реквием. Русь уходящая». Над ним художник работал в течение всей своей жизни. Однако, оно так и не было перенесено на холст. Произведение представлено в эскизах, которых насчитывается сегодня около четырех сотен. Для произведения были написаны художником ряд портретов, сделаны многочисленные наброски внутреннего убранства Успенского собора Кремля, композиционные эскизы. Произведение задумывалось на холсте площадью более сорока квадратных метров. Экспонирование работы виделось Павлу Корину под песнопение «Святый Боже…». На создание «Реквиема» художника вдохновило мощное впечатление, произведенное на него Богослужением в Донском монастыре — отпеванием патриарха Тихона.

  • Христианская живопись Третьяковской галереи 66

    В Государственной Третьяковской галерее представлена картина Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Какое имя в постриге примет отрок Варфоломей?

    В основе картины (1890 г.) Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942) лежит сюжет из жизнеописания преподобного Сергия Радонежского. Юный отрок Варфоломей, который отправился в поле за лошадьми по наказу отца, встретил Ангела в образе инока. Ангел совершал молитву под деревом. Мальчик терпеливо ждал. По окончанию молитвы, старец благословил Варфоломея и спросил, чего тот хочет попросить у Господа, на что мальчик ответил, что хочет стать грамотным. Ангел пообещал, что смиренный отрок познает грамоту, протянув тому часть просфоры.

  • Христианская живопись Третьяковской галереи 68

    Как называется представленная на фото картина русского живописца Николая Николаевича Ге?

    «“Что есть истина?” Христос и Пилат» — картина русского живописца Николая Николаевича Ге (1831—1894), написанная в 1890 году. Относится к поздним работам художника, является частью «Страстного цикла», созданного в 1880‑х — 1890‑х годах. В том же 1890 году картина приобретена П. М. Третьяковым, ныне находится в Третьяковской галерее.

  • Христианская живопись Третьяковской галереи 70

    Какой евангельский сюжет изображён на картине Василия Перова, представленной в Государственной Третьяковской галерее?

    Сюжет картины «Христос в Гефсиманском саду» (1878 г.) повествует о тяжёлом душевном томлении Спасителя накануне Крестных Страданий. В картине Василия Григорьевича Перова (1833–1882) нет изображения лица Иисуса Христа. Спаситель здесь изображен лежащим ничком, именно это Его положение во время молитвы описано в Евангелии: «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39). В этой молитве явилось великое смирение Иисуса перед волей Бога Отца.

  • Христианская живопись Третьяковской галереи 72

    Автор знаменитой картины «Моление о чаше» из собрания Государственной Третьяковской галереи.

    «Моление о чаше» является одним из ранних произведений (ок. 1860–1863 гг.) живописи Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) на евангельскую тематику. В Евангелии это событие описывают Матфей, Марк и Лука, практически одинаково повествуя о Гефсиманском молении Христа (Мф.26:36-42, Мк.14:35-39, Лк.22:41-44).

Вы правильно ответили на вопросов из . В этой викторине есть ещё 14 вопросов.


Выразить благодарность создателям сайта и этой викторины вы можете посредством публикации ссылки на неё в социальных сетях.
Спаси Бог!

К списку викторин

Комментировать