Ветхий Завет в живописи

  • 017a7b8b801c1662152c23379be84401

    Чечевичная похлёбка. Тиссо Джеймс.

  • ffd380c9f15390a4c28161536c519664 1

    Видение пророка Иезекииля. Рафаэль Санти (1483–1520). 1518. Флоренция. Galleria Palatina.

    Иезекииль был пророком и священ­ником. Свою молодость он провел в Иудее. Когда ему испол­нилось двадцать пять лет, он в 597 году, за одинна­дцать лет до разру­шения Иерусалима, был уведен в плен вавилонский вместе с царем Иоакимом и жил там среди пересе­ленцев при реке Ховаре. К проро­честву священник Иезекииль был призван на пятом году своего пребы­вания в вавилонском плену. При этом Господь показал Своему избраннику следующее видение.

    Иезекииль видел в светлом облаке нечто подобное четырем животным, у каждого из которых было по четыре крыла и по четыре лица: человека, льва, тельца и орла. Под каждым животным находилось по одному колесу с высокими ободьями, усеянными очами. Над их головами утвер­ждался кристальный свод, а на своде стоял престол. На престоле восседал Господь в образе человека. С этого престола Господь призвал Иезекииля к проро­че­скому служению и дал ему съесть свиток, на котором было написано: “плач, и стон, и горе”. Пророк съел этот свиток и почув­ствовал в устах своих сладость, как от меда. Эти слова, написанные на свитке, явились темой обличи­тельной проповеди пророка Иезекииля.. С этого времени из уст избранника Божия разда­вались проро­ческие слова, предска­зы­вающие о надви­га­ю­щемся горе и страданиях избранного народа. Такая участь постигнет избранный народ за то, что он забыл своего Бога и покло­няется чужим богам. Иезекииль подобно своему совре­меннику пророку Иеремии предска­зывал евреям о разру­шении Иерусалима и убеждал их покориться воле Божией. Из далекой страны плена он изображал взятие и разру­шение Иерусалима с такими подроб­но­стями, как будто все это он видел своими глазами. Но пророк не только обличает евреев, он утешает и ободряет пленных своих братьев. Он убеждает их в том, что еврейский народ, несмотря на тяжкое наказание Божие, все-таки останется избран­ником Божиим. Своими страда­ниями он должен очиститься от грехов, а затем выполнить возло­женную на него миссию, которая заклю­чается в распро­стра­нении среди языче­ского мира веры в Истинного Бога.

    Поскольку иудей­скому народу предстояло выполнить такую истори­ческую миссию, пророк предска­зывал гибель всех его угнета­телей и возвра­щение евреев из плена на родину. Однажды он рассказал верующим, что Господь перенес его в будущий, восста­нов­ленный Иерусалим. Какой-то таинственный муж водил его по городу и по двору заново отстро­енного храма, и Господь велел ему внима­тельно смотреть и запоминать, чтобы потом подробно рассказать своим землякам в Вавилоне. Таким образом Иезекииль поддер­живал дух изгнан­ников, предска­зывал, что они вернутся на землю отцов и их Царем станет Потомок Давида — Христос, Спаситель Мира (Иез. 40–47).

  • 016ac81301ff6d703b60d43ebe1905a5

    Пир Валтасара, Харменс ван Рейн Рембрандт: 1633–1634. Нацио­нальная галерея, Лондон.

    Согласно Библейской Книге Даниила, Валтасар был последним халдейским прави­телем Вавилона. Навухо­до­носор назван отцом Валтасара (Дан. 5:2).

    В ночь взятия Вавилона персами на устро­енном Валта­саром последнем пиру, он свято­тат­ственно исполь­зовал на нём для еды и напитков священные сосуды, вывезенные отцом из Иеруса­лим­ского храма. В разгар веселья на стене появились начер­танные таинственной рукой слова: «мене, мене, текел, упарсин». Пророк Даниил истол­ковал надпись, в переводе с арамей­ского означающую: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено» — и расшиф­ровал их как послание Бога Валтасару, предсказал скорую гибель ему и его царству. В ту же ночь Валтасар погиб (Дан. 5:1—31).

  • 9190766a6b537f0aedc18e9150f957cc

    Картина «Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший (1563). Музей истории искусств (Вена).

    Вавилонская башня — башня, о строи­тельстве которой повест­вуется в 11 главе книги Бытие (Быт. 11:1–9). После Всемирного потопа челове­чество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город названный Вавилоном и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя». Строи­тельство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строи­тельство города и башни и рассе­ялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.

  • a591338a8160352ad7483f70ee18c3c2

    «Сон Иакова, или Лестница Ангелов», 1660–1665. Бартоломе Эстебан Мурильо (Bartolome Esteban Murillo) (1617–1682) — знаме­нитый испанский живописец, глава севильской школы.Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Приоб­ретена посоль­ством России в Париже, 1811.

  • af244f644fb51b9e9a8e16ab843f5808

    «Благо­сло­вение Иакова Исааком». Никола Гая Бренет.

  • 7a6bbd814f2a3c6116d7300381bf2bca

    «Давид и Нафан», Роберт Лейнвебер (1845–1921)

    Библия 2 Цар. 11–12.

    Посто­янные успехи и слава Давида ослабили в нем смиренное упование на Бога, возбудили в его душе чувства самона­де­ян­ности и самовластия и привели царя к нравственному падению. Это случилось во время войны Израиля с аммони­тянами. Израильская армия во главе с Иоавом осаждала город Равву. Царь в это время находился в Иерусалиме. Взойдя однажды на крышу своего велико­лепного дворца, он увидел на соседнем дворе очень красивую купаю­щуюся женщину. Давид воспылал страстью к ней и послал узнать, кто она такая. Слуги доложили, что это Вирсавия, жена Урии — хетте­янина, одного из храбрейших воинов царя. Урия находился вместе с Иоавом в походе против аммонитян, и Давид, пользуясь отсут­ствием мужа, соблазнил его жену. Спустя некоторое время оказалось, что Вирсавия ждет ребенка. Тогда царь задумал гнусным образом избавиться от обиженного им супруга. Он вызвал Урию к себе с отчетом о ходе войны, а затем предо­ставил ему возмож­ность отдохнуть и провести несколько дней со своей молодой женой. Но Урия, как доблестный воин, не пожелал тешиться со своей женой в то время, когда его товарищи гибнут на поле сражения. Тогда Давид послал воина обратно к Иоаву и дал ему запеча­танное письмо, в котором, между прочим, писал: “Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер” (2 Цар. 11:15). Иоав послушно выполнил этот позорный приказ, и бедный Урия, покинутый всеми на поле боя, погиб одиноко у стен Раввы. Вирсавию, искренне горевавшую о гибели мужа, Давид взял в свой гарем, и она вскоре родила ему сына.

    Но гнусное преступ­ление царя не укрылось от право­судия всеви­дящего Бога. Чтобы обличить Давида в преступ­лении и призвать его к покаянию, Господь посылает к нему пророка Нафана. Царь встретил пророка со всеми почестями и приго­то­вился слушать поучи­тельные речи Божьего посланника. Тогда Нафан печальным голосом рассказал Давиду притчу о неспра­вед­ливом богаче: “В одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; у богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его… и была для него, как дочь; и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приго­товить [обед] для странника,… а взял овечку бедняка и приго­товил ее для человека, который пришел к нему”. Давид с возму­щением воскликнул, что богач заслу­живает смерти. В ответ на это возму­щение пророк, посмотрев в глаза царю, сказал: “Ты — тот человек… [который сделал это]”. И затем он добавил, что, так как “ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родив­шийся у тебя сын” (2 Цар.12:1- 4:7:14). Через несколько дней ребенок умер. Давид понял всю гнусность своего поступка и искренне раска­и­вался. Свое чувство раскаяния он излил в пламенном покаянном псалме: “Помилуй меня Боже…” (Пс. 50). Вирсавия и после смерти первенца оставалась любимой женой Давида. Год спустя она опять родила ему сына. Это был Соломон, будущий царь Израиля.

  • d17ac9c8e236066f7023880e8a2d8bb8 1

    Эсфирь обличает Амана. Эрнест Норманд (1859–1923).

    Эсфирь: женская история спасения, Андрей Десницкий

  • ffc5445957206ce5c5588e35abb1df96 1

    Самсон, связы­ваемый филистим­лянами по лишении волос. П.Д. Баскаков. 1849 г.  Государ­ственный Русский музей.

    Ветхий завет. Книга Судей, 16:19–20.  ветхо­за­ветный Судья-герой

    Самсон —  ветхо­за­ветных (Суд. 13–16), наделённый невиданной физической силой, просла­вив­шийся своими подвигами в борьбе с филистим­лянами; двена­дцатый из «судей израи­левых», сила которого кроется в волосах. Винов­ницей гибели Самсона стано­вится его возлюб­ленная — филистим­лянка Далила из долины Сорек. Подкуп­ленная «власти­телями филистим­скими» она после нескольких безуспешных попыток все-таки выведывает его секрет и остригает герою волосы, лишая силы.

  • 781fca6dcbe5a25df031cfa602c8220c

    Иосиф и жена Потифара. Музей Гетти (Калифорния, Лос-Анджелес). Рени Гвидо (1575 Кальвенцано — 1642 Болонья) ок.1630.

    Бытие. 39,40.

    Видя, что Бог помогает Иосифу во всех его делах, Потифар назначил Иосифа главным прави­телем своих имений и не вмеши­вался в его распо­ря­жения. С этих пор состояние Потифара росло, а сам он, освобож­денный от забот повсе­дневной жизни, мог спокойно исполнять служебные обязан­ности. Помимо умственных дарований, Иосиф, к тому же, был юноша статный и красивый. Жена Потифара воспылала к нему страстью и всячески старалась склонить его к прелю­бо­деянию. Однако, он отверг ее предло­жение, не желая отплатить своему господину низкой изменой за все его благо­деяния. К сожалению, похот­ливая женщина настойчиво добивалась своего. Восполь­зо­вавшись случаем, когда в доме не было ни мужа, ни слуг, а был только Иосиф, она ухватила его за одежду и хотела увлечь на свое ложе. Иосиф отчаянно сопро­тив­лялся и в конце концов убежал, оставив свою одежду в руках искуси­тельницы. Глубоко оскорб­ленная в своей женской гордости, отверг­нутая евреем — рабом, она не замедлила отомстить за свое положение. Сейчас же она подняла ужасный крик и, когда со всех сторон сбежались слуги, показала им одежду Иосифа как доказа­тельство его вины.

    Вернувшись домой, Потифар узнал обо всем случив­шемся и, поверив лицемерному возму­щению супруги, бросил Иосифа в темницу. Но и здесь Господь не оставил Иосифа без Своей помощи.

  • 33358a489135f8a1774de035ed9d1e95

    Самсон разрушает храм филистимлян. Джованни Бенедетто Касти­льоне (1609–1664).

  • 8367d696bb80061f9bf11a77ff633d1c

    Маккавеи, Войцех Статтлер. 1842 год. Краков, Нацио­нальный музей.

    В городе Модине жил ревностный священник Маттафия, у которого было пять взрослых сыновей: Иоанн, Симон, Иуда, Елеазар и Ионафан. В 168 году в этот город прибыл сирийский чиновник с целью склонить его жителей к идоло­слу­жению. Когда все жители городка были собраны к языче­скому жертвеннику, чиновник обратился к священнику Маттафии с просьбой, чтобы он первый принес жертву грече­скому богу. Но ревностный священник наотрез отказался. Тогда среди жителей города нашелся один еврей, который, соблаз­нившись обеща­ниями чиновника, подошел к жертвеннику, чтобы принести жертву идолу. “Увидев это, Маттафия возрев­новал, и затре­петала внутрен­ность его, и воспла­ме­нилась ярость его по законе, и он, подбежав, убил его при жертвеннике. И в то же время убил мужа царского, принуж­давшего приносить жертву, и разрушил жертвенник”. Затем, обращаясь к жителям города, он воскликнул: “Всякий, кто ревнует по законе и стоит в завете, да идет вслед за мною!” (1 Мак. 2:24- 25:27). Взяв своих сыновей, он с небольшим отрядом иудеев ушел в горы. Вскоре к Маттафии в горы собралось большое количество иудеев, из которых священник органи­зовал народную освобо­ди­тельную армию.

    Нанося одно поражение за другим, Маттафия начал мужественную борьбу с хорошо воору­женным и обученным отрядом войск сирийцев. Смерть прервала его благо­родный подвиг во имя свободы. Умирая, он завещал своим сыновьям и всем иудеям продолжать борьбу за спасение веры и отечества. После смерти Маттафии освобо­ди­тельное движение возглавил его сын Иуда, прозванный за свою храбрость Маккавеем, что значит молот. Смелый и отважный, он отвое­вывал у сирийцев город за городом. В 165 году Иуда освободил город Иерусалим. Осквер­ненный храм был очищен, обновлен и освящен. В память этого события евреи установили праздник Обнов­ление храма. Вскоре по всей Иудее пронеслась радостная весть: ненавистный евреям Антиох Епифан тяжело заболел и в ужасных мучениях скончался. Преемники Антиоха Епифана не хотели согла­ситься с тем, чтобы Иудея была свободным государ­ством. Они неодно­кратно предпри­нимали попытки подавить там освобо­ди­тельное движение, но всякий раз Иуда Маккавей мешал им осуще­ствить агрес­сивные планы. Но вот однажды храбрый вождь с отрядом в восемьсот человек попал в окружение много­чис­ленного сирий­ского отряда. Не желая сдаваться в плен. Иуда начал неравный бой. Битва с врагом продол­жалась целый день. В этом сражении пали смертью храбрых много славных иудейских воинов, в числе павших был Елеазар, сын Саварана (1 Мак. 6:42–46), к концу боя погиб и вождь иудей­ского народа Иуда Маккавей. Священный подвиг Иуды продолжили его братья, сначала Ионафан, а затем Симон.

Вы правильно ответили на вопросов из . В этой викторине есть ещё 12 вопросов.


Выразить благо­дар­ность созда­телям сайта и этой викторины вы можете посред­ством публи­кации ссылки на неё в социальных сетях. Спаси Бог!

К списку викторин

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки