3 Ответа
Христос называет Своё иго «благим» и «лёгким» не потому, что христианская жизнь — это путь без скорбей. Его легкость — в соработничестве с Самим Богом. Он не взваливает на нас непосильную ношу, а предлагает понести её вместе с Ним, даруя Свою благодатную помощь.
Иго Христово — это и есть сама жизнь в благодатном союзе с Ним, жизнь по Его заповедям. Именно это единение с Господом, а не просто внешнее исполнение правил, делает наш жизненный крест и борьбу с грехом посильными.
Настоящая тяжесть — нести бремя своих грехов и страстей в одиночку, ведь это мучительное рабство, истощающее душу. Жить без Бога — вот что по-настоящему тяжело.Спаситель предлагает нам взять на себя Его иго (Мф.11:29), именно Он и освобождает нас от тирании греха. Конечно, борьба с собой трудна, но мы не одни — с нами Христос, дающий подлинную свободу и внутренний мир.
Иго Христово - это то, что Он предлагает Своим последователям в качестве обязательных требований. Почему оно названо легким?
Закон Божий в Новом Завете содержит гораздо меньшее количество требований по сравнению с Ветхим Заветом. И, тем более, эти требования легче, чем «бремена неудобоносимые», которые накладывались на народ фарисеями (Мф.23:4). Как говорит прп. Анастасий Синаит,
Господь не предписал нам ни [сохранения] девства, ни удаления от всего мирского, ни воздержания от мяса и вина, но [заповедовал только] любить Бога и ближнего, не быть злопамятным, не осуждать [других], [стяжать] смиренномудрие, сочувствовать [людям] по мере [своих] сил, молиться в сердце [своем], терпеливо переносить скорби, быть кротким и мирным. А все это может делать и немощный, и старый, и лежащий на одре [болезни], и сочетавшийся в этом мире с женой. Осуществивший это будет, конечно, спасен, даже если он впадал в грехи известного царя Манассии.
Кроме того, Евангелие возвещает прощение кающимся грешникам, которым дается благодать исполнить все заповеди Божьи.
Тяжело то, что мы должны делать сами, без божественной помощи.
Легкость же ига заповедей Христовых весьма относительна и зависит именно от этой помощи, а также от нашей надежды на будущее воздаяние. Чем больше надежда, тем легче нести это иго.
Правильное понимание Мф.11:29-30 можно почитать по ссылке. Например, блж. Феофилакт Болгарский делает акцент на предрасположенности нашей природе к исполнению заповедей и будущей надежде:
Иго Христа − смирение и кротость. Поэтому кто смиряется пред всяким человеком, тот имеет покой, живя без смятения, тогда как любящий славу и горделивый постоянно находится в беспокойстве, не желая уступить кому-либо, но, рассчитывая, как бы сильнее прославиться, как бы победить врагов. Итак, иго Христа, разумею смирение, легко, потому что для нашей смиренной природы удобнее смиряться, чем гордиться. Но и все заповеди Христа называются игом, и они легки ввиду будущего воздаяния, хотя в настоящее время и кажутся тяжелыми.
А свт. Игнатий (Брянчанинов) подчеркивает изменение души в результате исполнения заповедей, а также содействие божественной благодати трудящемуся:
Иго и бремя Христово – «евангельские заповеди». Они требуют самоотвержения, и потому названы игом, но освобождают и оживляют душу, наполняют ее неизъяснимым спокойствием и наслаждением и потому названы игом благим и легким. Каждая из них благоухает кротостью и смирением, сообщает эти добродетели исполнителю заповеди. Навык к исполнению евангельских заповедей соделывает кротость и смирение свойством души. Тогда Божественная благодать вводит в душу духовную кротость и духовное смирение действием превышающего ум мира Христова.
Наконец, свт. Григорий Богослов, соглашаясь с трудностью заповедей для ветхого человека, особенное внимание уделяет именно христианской надежде, которая является вратами для самоисправления и входа божественной благодати:
Хотя новое «иго благо, и бремя легко», как слышишь, но оно таково по причине надежды и воздаяния, которое несравненно щедрее, нежели чего заслуживало бы здешнее злострадание. А без этого кто не сознается, что Евангелие гораздо труднее и тягостнее законных постановлений? Закон возбраняет совершение грехов, а нам обращаются в вину и причины, почти как действия. Закон говорит: «не прелюбодействуй» (Мф.5:27). А ты не имей и вожделения, не возжигай страсти любопытным и внимательным воззрением. В Законе сказано: «не убивай» (Мф.5:21). А ты не только не мсти за удар, но даже отдай себя в волю бьющему. Настолько последнее любомудреннее первого! Закон говорит: «не преступай клятвы» (Мф.5:33). А ты вовсе не клянись, ни мало, ни много, потому что клятва рождает клятвопреступление. Закон говорит: «не прибавляй дом к дому, и поле к полю» (Ис.5:8), «притесняя бедного» (Иез.22:29). А ты отдай с готовностью и приобретенное правдой, обнажи себя для нищих, чтобы с легкостью взять тебе крест и обогатиться невидимым.
Тяжело то, что совершается без Бога и Его помощи, хотя бы нам это казалось легким и приятным. Так, совершение греха ради наслаждения всегда ведет к последующему страданию - как минимум душевному (например, от «случайных» оскорблений, ниспосланных Богом для нашего смирения), а нередко и телесному.