5 Ответов
Святой Тарасий Константинопольский предполагал, что была:
"Мы знаем и про Марию, что она прежде была блудницею, а потом соделалась целомудренною; однакоже она не была зачислена в диакониссы, хотя и соделалась святою и изъятою от всякаго постыднаго дела".
(Святитель Тарасий, патриарх Константинопольский. Послание Иоанну, пресвитеру и игумену).
Некоторые комментаторы Нового Завета, например, Климент Александрийский, Блаженный Иероним, Блаженный Августин отождествляют Марию Магдалину, с Марией сестрой Лазаря и с блудницей, которая помазала ноги Иисуса драгоценным миром во время трапезы в доме фарисея Симона (Лк.7:36-38). Такое мнение восходит к талмудическому методу толкования Священного Писания, согласно которому одержимость бесами означала многочисленные нравственные пороки человека. Именно на этом основании в Западной церкви возникает предание о том, что Мария Магдалина до обращения своего к Христу была блудницей.
Однако Предание Восточной Церкви, основываясь на мнении таких авторитетных отцов, как Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, Блаженный Феодорит, отвергает это мнение. Мария Магдалина почитается Православной Церковью в чине равноапостольных святых, а так же среди святых жен мироносиц. Память ее совершается 4 августа по новому стилю и в неделю святых жен-мироносиц (третье воскресенье Пасхи).
Скорее всего нет. В Евангелии от Марка есть только указание, что Христос изгнал из нее 7 бесов (Мк. 16:9), однако это - не указание на греховную жизнь, а скорее на ее душевную болезнь. У отдельных отцов были мнения относительно ее отождествления с той женщиной блудницей, которая помазала ноги Христа, но это очень редкие, единичные высказывания. В целом же святоотеческая традиция высоко ценит добродетели св. Марии Магдалины и в основном восхваляет ее.
Также стоит обратить внимание, что в богослужебных песнопениях (см. Минея, служба 22 июля по старому стилю) нет ни единого намека не ее именно такое греховное специфическое прошлое.
К сожалению, представление о Марии Магдалине как о блуднице распространилось на Западе в позднее средневековье. Помните, в романе А. Дюма "Сорок пять" король Генрих III рассматривал иллюстрации с изображением грехов Марии Магдалины? Я как раз из этого романа впервые познакомился с таким восприятием святой. Православной же традиции подобное мнение в целом чуждо.