Жестокость в Ветхом Завете

Что есть жизнь чело­ве­че­ская?

Дар Божий. Бог – един­ствен­ный источ­ник и пода­тель жизни и сама Жизнь.

Что есть смерть и убий­ство?

Не сле­дует путать смерть тела и полное уни­что­же­ние чело­века. Физи­че­ская смерть – лишь вре­мен­ное раз­лу­че­ние души и тела чело­века до все­об­щего вос­кре­се­ния мерт­вых и Страш­ного Суда.

Слово «убий­ство» обычно упо­треб­ля­ется с нега­тив­ным оттен­ком, в зна­че­нии бого­про­тив­ного, насиль­ствен­ного лише­ния кого-либо жизни. В ряде же слу­чаев пре­кра­ще­ние земной жизни бывает попу­щено Богом в благих про­мыс­ли­тель­ных целях для пре­се­че­ния зла (все­мир­ный потоп, уни­что­же­ние Содома и Гоморры). 

Почему убий­ство чело­века чело­ве­ком явля­ется грехом?

Одна из запо­ве­дей Бога – не убий.

Исполь­зо­ван­ный в ней глагол «רְצָח» «уби­вать» обо­зна­чает без­нрав­ствен­ное пред­на­ме­рен­ное убий­ство, в отли­чие от любого вообще убий­ства в резуль­тате несчаст­ного случая, в целях само­обо­роны, во время войны или по реше­нию суда (ана­ло­гично в англий­ском языке — kill — любое убий­ство и murder — неза­кон­ное). Так как сама Библия пред­пи­сы­вает смерт­ную казнь по реше­нию суда (в более чем 30 слу­чаях), этот глагол не может озна­чать убий­ство вообще, при любых обсто­я­тель­ствах. Т.е. водо­раз­дел – мотив убий­ства, его цель.

Т.о. шестой запо­ве­дью Бог запре­щает лишать жизни других людей, руко­вод­ству­ясь лич­ными моти­вами по злому или корыст­ному умыслу и уби­вать самого себя от отча­я­ния.

Почему Бог вправе уби­вать, а чело­век, будучи обра­зом Божьим, не вправе?

Бог, будучи Все­б­ла­гим и Пре­муд­рым, всегда дей­ствует из побуж­де­ний добра. Его дей­ствия в отно­ше­нии людей всегда соиз­ме­ря­ются с нрав­ствен­ной поль­зой. Здесь мы должны пора­жаться не Его суро­во­сти, а Его дол­го­тер­пе­нию. 

Бог иногда вынуж­ден дей­ство­вать как хирург, — ампу­ти­ро­вать зара­жён­ное место, чтобы инфек­ция не пошла дальше.

Что каса­ется чело­века, уби­ва­ю­щего вопреки воле Божьей, лишая ближ­него жизни, он отби­рает то, что ему не при­над­ле­жит. В ряде слу­чаев убий­ства лишают убитых воз­мож­но­сти пока­я­ния, воз­мож­но­сти совер­ше­ния бла­го­де­я­ний в буду­щем, что может отра­зиться на их участи в загроб­ной жизни.

Если мы вла­деем гости­ни­цей, жители одной из комнат кото­рой ведут себя недо­стойно, то разве мы не вправе их высе­лить их, чтобы не пре­вра­тить в ад жизнь их сосе­дей?

В чём состо­яла цель Бога, пове­ле­вав­шего, во Вре­мена Вет­хого Завета, истреб­лять целые народы?

Цель Бога в отно­ше­нии чело­века – при­ве­сти его ко спа­се­нию, осво­бо­див от власти греха. Спа­се­ние под­ра­зу­ме­вает при­об­ще­ние чело­века к Богу, и, как резуль­тат, насле­до­ва­ние им Цар­ства Небес­ного, вечное бла­жен­ство. Как известно, ко спа­се­нию при­званы все без исклю­че­ния люди.

Когда во вре­мена Вет­хого Завета Бог пове­ле­вал Изра­илю истреб­лять его врагов, помимо про­чего Он имел в виду — помощь еврей­скому народу осу­ществ­лять воз­ло­жен­ную на него миссию — быть хра­ни­те­лем истин­ной веры. Отме­тим, что в среде именно этого народа над­ле­жало родиться Спа­си­телю. Таким обра­зом, миссия Изра­иля, по замыслу Божьему, должна была бла­го­при­ятно отра­зиться на всех наро­дах вообще.

Достойно заме­ча­ния, что пале­стин­ские пле­мена того вре­мени отли­ча­лись край­ним нече­стием (жерт­во­при­но­ше­ния детей, «свя­щен­ная про­сти­ту­ция») и давно пере­пол­нили меру без­за­ко­ний, а значит — были достойны суро­вых Боже­ствен­ных кар (под­черк­нём, что целью Свя­щен­ного Писа­ния не явля­ется подроб­ное опи­са­ние всех мер­зо­стей язы­че­ских наро­дов, обсто­я­тель­ное рас­кры­тие, насколько они рас­че­ло­ве­чи­лись, насколько зве­ро­по­доб­ным был образ их повсе­днев­ной жизни; но если бы это было опи­сано детально, сомне­ний, что эти люди заслу­женно пре­тер­пели нака­за­ние, было бы меньше).

Можно не заме­чать так­тику, но, оче­видно, что стра­те­ги­че­ски дей­ствия Творца всегда при­во­дят ко благу. Напри­мер, можно воз­му­щаться как один чело­век без­жа­лостно резал тело дру­гого, а можно обра­тить вни­ма­ние на выздо­ро­вев­шего чело­века, кото­рому сде­лали опе­ра­цию по уда­ле­нию зло­ка­че­ствен­ной опу­холи.

Можно ли счи­тать, что мас­со­вое истреб­ле­ние пале­стин­ских або­ри­ге­нов ока­зало какую-то пользу им самим? Если бы жизнь чело­века огра­ни­чи­ва­лась пре­де­лами зем­ного бытия, такой вопрос казался бы осно­ва­тель­ным. Однако, жизнь про­дол­жа­ется и за гробом; загроб­ная же участь каж­дого чело­века зави­сит от сте­пени его личной гре­хов­но­сти (или пра­вед­но­сти).

Мы смот­рим на исто­рию через призму хри­сти­ан­ства, через призму Нового Завета. Но если бы мы посмот­рели на исто­рию через призму тех рели­гий, с кото­рыми вели войны изра­иль­тяне, то не счи­тали бы про­ис­хо­дя­щее ненор­маль­ным для чело­века.

Убий­ства нече­стив­цев, совер­шав­ши­еся по бла­го­сло­ве­нию Божьему, не поз­во­лили им впасть в ещё боль­шие без­за­ко­ния.

Многим, чита­ю­щим вет­хо­за­вет­ное повест­во­ва­ние об убий­ствах, ста­но­вится не по себе. Повто­рим, что духов­ное зло зна­чи­тельно пагуб­нее, чем физи­че­ское, ведь оно лишает чело­века сча­стья в веч­но­сти (в наше время уби­вают тер­ро­ри­стов, и «никто» против этого не воз­му­ща­ется; духов­ный же тер­ро­ризм, гро­зя­щий веч­ными муками как самим тер­ро­ри­стам, так и тем, кого они ото­рвут от обще­ния с Богом, зна­чи­тельно страш­нее).

Суще­ство­вало ли в то время поня­тие личной ответ­ствен­но­сти?

Поня­тие инди­ви­ду­аль­ной нрав­ствен­ной ответ­ствен­но­сти было свой­ственно даже пер­вому чело­веку, Адаму. Более того, и сам Адам, и его жена, Ева, опытно испы­тали на себе горечь ответ­ствен­но­сти за грех.

Во вре­мена Моисея поня­тие личной ответ­ствен­но­сти было про­пи­сано в Синай­ском законе. Что каса­ется пред­ста­ви­те­лей язы­че­ских племен, насе­ляв­ших тогда Пале­стину, идея личной нрав­ствен­ной ответ­ствен­но­сти часто засло­ня­лась идей кол­лек­тив­ной, пле­мен­ной. Чело­век живо ощущал себя членом общины. В своих нрав­ствен­ных (без­нрав­ствен­ных) дей­ствиях и поступ­ках он ста­рался не выхо­дить за рамки общепле­мен­ных норм пове­де­ния и морали. Многие грехи, прак­ти­ко­вав­ши­еся внутри тех или иных племен, носили не част­ный, а мас­со­вый харак­тер. Поэтому про­кля­тие, павшее на хана­неев, в виду их чудо­вищ­ных зло­де­я­ний, пало на целые пле­мена (заме­тим, что сами язы­че­ские кодексы под­ра­зу­ме­вали умест­ность кол­лек­тив­ной ответ­ствен­но­сти; так, Вави­лон­ский кодекс Хам­му­рапи пред­пи­сы­вает: если стро­и­тель так плохо построил дом, что тот рухнул и похо­ро­нил под облом­ками семью заказ­чика, то убить сле­дует – не стро­и­теля, а его семью).

Почему Бог не щадил и мла­ден­цев?

Бог стирал с лица земли те народы, кото­рые были духовно мертвы. Несколько допол­ни­тель­ных лет без­за­ко­ний только бы ухуд­шили нрав­ствен­ное состо­я­ние этих людей. Кем через пару десят­ков лет стали бы убитые мла­денцы? Такими же без­за­кон­ни­ками, какими были их матери и отцы, кои недавно сами были мла­ден­цами. 

Нака­зы­вал ли Бог избран­ный народ Изра­иля?

По отно­ше­нию к хана­неям изра­иль­тяне высту­пили как «бич Божий» – позд­нее другие народы (асси­рийцы, вави­ло­няне) сыг­рали такую же роль по отно­ше­нию к отсту­пив­шему от Бога Изра­илю.

Насколько мы можем судить, дало ли уни­что­же­ние язы­че­ских племён ожи­да­е­мые плоды?

Если бы не дало, то хри­сти­ан­ство не стало бы миро­вой рели­гией, а оста­лось уделом одного народа. Про­мысл Божий во вре­мена Вет­хого Завета был направ­лен на под­го­товку чело­ве­че­ства к При­ше­ствию Спа­си­теля. Пер­во­быт­ным язы­че­ским пле­ме­нам был неве­дом гума­низм, однако ко вре­мени При­ше­ствия Мессии ситу­а­ция в мире изме­ни­лась. Как известно, Цер­ковь первых веков при­росла мно­же­ством (бывших) языч­ни­ков.

Люди, кри­ти­ку­ю­щие Библию, часто впа­дают в про­ти­во­ре­чие — сна­чала видят зло­дей­ства (те же чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния) и воз­му­ща­ются “как же Гос­подь это допу­стил!”. Потом, когда читают о пре­се­че­нии зла на корню, опять воз­му­ща­ются: “Как жестоко обо­шлись с бед­ными хана­не­ями!”.

Жесто­ко­сти Вет­хого Завета по отно­ше­нию к жите­лям поко­ря­е­мого евре­ями Хана­ана, кон­чено же, кажутся ужа­са­ю­щими. Но сам факт того, что у широ­кой чита­тель­ской ауди­то­рии созда­ется именно такое впе­чат­ле­ние, сви­де­тель­ствует о том, что край­няя мера воз­дей­ствия на рас­че­ло­ве­чив­ши­еся народы возы­мела своё дей­ствие. Ведь для многих вет­хо­за­вет­ных людей войны и убий­ства счи­та­лись нормой, само собой разу­ме­ю­щимся.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки