Как обычно, много нравоучений по типу «
разве вы не знаете?», но
нет ответа на вопрос (#286), зачем Вы, Лазарь (Смиренный), привели слова Псалма 57 о радости праведников в раю от отмщения грешникам вечными страданиями на Суде Христовом. Вместо ответа на этот вопрос, да и вообще по существу темы, Вы ограничились стандартными утверждениями о ненависти Бога и святых к беззаконию и о необходимости достижения подобия Божьего. Но ведь из ненависти к беззаконию вовсе не следует, что надо ненавидеть грешников, желать отомстить им вечными страданиями и радоваться свершившему отмщению.
Месть это постоянная память о зле, это отсутствие покоя души, гнев, раздражение.
Месть это насилие и бессмысленное воздаяние страданиями за причиненные страдания, воздаяние злом за зло. Месть это деяние зла, а не добра.
В мести нет любви, которую можно найти в наказании для вразумления. Одно дело наказание, которое служит для вразумления грешника и обращения его к покаянию, а другое дело месть – бессмысленное наказание, которое уже бесполезно для спасения укорененных в грехе грешников.
Радость от мести это радость садиста, получающего удовольствие от причинения страданий другому. И такая радость не может быть свойственна Христу и святым.
Как я уже писал (
#286),
Христос на Суде Своем воздаст укорененным во зле грешникам не местью и не казнью, а тем, что по их богопротивным делам не пустит в Царствие Небесное (Матф.25:31-46). Суд Его будет состоять не в отмщении, а в обличении грешников, которые предпочитают делать свои богопротивные дела во тьме и не идут к свету (к Богу), чтобы покаяться и делать добро. А обличив грешников в делании злых дел (
Иоан.3:19-21), Христос оставит их во тьме, отделив от святых, устремленных к свету и достойных Царствия Небесного.
Поэтому снова спрашиваю Вас: – зачем Вы, Лазарь (Смиренный), привели слова Псалма 57 о радости праведников в раю от отмщения грешникам вечными страданиями на Суде Христовым и как можно говорить о радости отмщения святых родителей своим грешным детям за их непослушание и огорчение родителей?
***
Итак, у святых в раю не будет никакой радости от отмщения грешникам. Радость будет не от мести грешникам, а от собственного спасения и от спасения ближних. Смирение и вера в благость Божию позволят преодолеть страдания и забыть о них.
Не будет у святых в раю и ненависти к беззаконию, о которой Вы пишите. Зачем в раю чувство ненависти к греху? Ведь святые будут обожжены. Соответственно этому
не будет у них проблемы выбора поступать им по Божией воле или отступить от нее в греховное деяние. У них будет устремление только к добру. Желания согрешить у них просто не сможет возникнуть.
У святых в раю будет только одно желание – жить ради Бога и ближних, творить добро и умножать любовь, будучи проводниками воли Божией.
Вся душа их будет заполнена благодатью любви.
Все греховное и злое забудется, как ненужное для творения добра.
***
И еще я задавал вопрос, будет ли Христос страдать от того, что Ему не удалось спасти всех? Я думаю, что нет. Ведь Он сделает все, чтобы спасти всех. И если ничего больше невозможно сделать для отвращения от зла укорененных грешников, то значит дело создания Царства Небесного для тех, кто изберет жизнь с Христом, свершится и больше не о чем сожалеть и не о чем страдать. В конце времен будет завершено создание совершенного Творения, а остальное пойдет в мусор, о котором никто не вспомнит, любуясь этим Творением, развивая и украшая его.
Таким образом,
блаженная творческая жизнь святых в раю так захватит их ум и чувства, что за ненадобностью они даже не вспомнят ни о своих прежних грехах, ни о грешниках в геенне, отделенных от них пропастью забвения.
И об этом пишут некоторые святые отцы, рассуждая по вопросам данной темы.
Прп.
Паисий Святогорец: – «
Те, кто в Раю, не только не будут видеть тех, кто в аду – они даже не будут помнить, имели ли они брата, или отца, или мать, если и те не будут в Раю вместе с ними… И мало того: те, кто в Раю, будут думать о том, что других людей [кроме тех, кто находится в Раю] нет. Так же они не будут помнить и о тех грехах, которые совершили в жизни земной. Если они будут помнить о своих грехах, то от любочестия не смогут вынести мысль, что огорчили Бога» (
О смерти и будущей жизни,
https://kniga-online.org/books/reli...ushchei-zhizni-starec-paisii-svyatogorec.html), а также (
https://pravoslavie.ru/100489.html).
Архимандрит Софроний (Сахаров) Старец Силуан Афонский: – «
Один послушник у нас на Афоне, в Русском Пантелеимоновском Монастыре привык непрестанно молиться Богу, дабы простил ему грехи. И стал он рассуждать о Царствии Небесном, и думал: «Я, быть может, спасусь, если буду усердно просить Бога, чтобы простил Он мне грехи, но если в раю я не увижу своих родителей, то буду о них скорбеть, ибо я их люблю. Какой же это будет для меня рай, если я буду там скорбеть за своих родных, которые, быть может, находятся во аде?»
Сей грешный послушник думал о Царстве Небесном: «как на земле не весел бывает праздник, если нет родителей или родных, так и в раю, если не буду видеть родных, которых я люблю, то буду скорбеть».
Так думал он с полгода. И в один день, во время вечерни, послушник возвел глаза свои на икону Спасителя, и немного молился, пять слов:
«Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного», и видит икона стала живым Спасителем, и наполнилась душа и тело послушника неизреченной сладости, и душа Духом Святым познала Господа нашего Иисуса Христа, и Господь милостив, и красоты и кротости неизреченной, и вразумилась душа, что от любви Божией не может человек помнить ни про кого, и с тех пор горит душа его любовью ко Господу» (
https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/starets-siluan-afonskij/2).