«Толкование на пророка Исайю» (64 главы) написано около 381-386 гг. и, вероятно, является самым ранним экзегетическим произведением свт. Иоанна Златоуста. В предисловии святитель говорит о превосходстве пророка Исаии, отмечает его великую сострадательность, смелую речь и большую ясность пророчеств о Христе. В сочинении раскрываются, в частности, следующие темы:
1. Богодухновенность Священного Писания. Все библейские книги имеют божественное происхождение. Пророки ничего не говорили «от себя», но по внушению Святого Духа, в точности передавая слова Божии (Глава 1). Пророк Исаия, как и другие ветхозаветные пророки, пользовался своей рассудительностью и мудростью, чтобы в нужной форме донести до читателей Божественную мысль (Глава 5).
2. Библейская экзегеза. Свт. Иоанн полагал, что в первую очередь следует придерживаться исторического толкования библейских текстов как более точного (Главы 1,6). Святитель использует и аллегорическое толкование, которое сводит к прообразовательному. Так, на крестную жертву Христа указывают слова пророка Исаии о Христе как об агнце, ведомом на заклание (Ис.53:7) (Глава 53). По мнению свт. Иоанна, Святой Дух в Ветхом Завете под различными именами сокрыл пророчества о Христе и Церкви. Например, Иаков в своем благословении Иуды (Быт.49:8-12) сокрыл пророчество о Христе под «названием сына» (Глава 2). Святитель объясняет слушателям, что не следует понимать сказанное буквально, но надо видеть в этом тот или иной литературный прием. Так, объясняя слова пророка: «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия!» (Ис.1:21), он говорит: «Называя его здесь «блудницею», пророк разумел не разврат телесный, но неблагодарность к Богу, которая тяжелее блуда» (Глава 1).
Свт. Иоанн объяснял многие небуквальные образные выражения Священного Писания теорией «Божественного снисхождения», т. е. приспособления Богом Своего откровения к особенностям человеческой жизни и языка: «по снисхождению Бог являл Себя пророкам, то таким, то другим образом, принимая виды, соответственные различным временам» (Глава 6).
3. Непостижимость сущности Божией и божественные энергии. Свт. Иоанн Златоуст часто подчеркивает, что Бог непостижим не только для людей, но и для ангельских сил (Глава 6). Для человека невозможно познать бестелесную и беспредельную сущность Божию, но можно лишь ощутить присутствие ее энергии (Глава 4).
4. Эсхатология. Будущая жизнь праведных со Христом в Царстве Небесном свт. Иоанн Златоуст представлял как нескончаемое блаженство и богообщение. Святые будут наслаждаться непрестанным созерцанием Самого Бога. Однако и для них, как и для ангелов, будет невозможно познать Его по сущности (Глава 6).
Глава 47
1–5. «Сойди и сядь на прах» (Ис.47:1). А прочие говорят: «на землю». «Девица, дочь Вавилона». Смотри: пророк повелевает властно, чтобы научить нас великому. Это не пророчество, но повеление Божие. «Престола нет, дочь Халдеев, и вперед не будут называть тебя нежною и роскошною». Смотри: изнеженные женщины стали жалкими и изгнанными из царства. «Возьми жернова и мели муку» (Ис.47:2): они перешли от царства к жерновам, в невыносимый и весьма тяжелый плен. «Сними покрывало твое, открый седины» (слов «открый седины» в русском переводе нет). Ужели ты не пожалеешь и старости? Ужели ты не почтишь даже и седых волос? «Подбери подол, открой голени, переходи через реки: откроется нагота твоя, и даже виден будет стыд твой. Совершу мщение и не пощажу никого» (Ис.47:2, 3); а другие говорят: «совершится мщение, – Я отомщу за тебя».
6–15. «Я прогневался на народ Мой, уничижил наследие Мое и предал их в руки твои; а ты не оказала им милосердия, на старца налагала крайне тяжкое иго твое. И ты говорила: «вечно буду госпожею"» (Ис.47:6, 7). Видишь ли причину наказаний? Своею ли силою ты победила их? «Предал их в руки твои», а ты не пощадила, не пожалела даже старцев, – ты сказала, что будешь владычествовать над ними во веки веков. Видишь ли, что даже и тех, которых предает нам Бог, должно наказывать с милостью? «А не представляла того в уме твоем, не помышляла, что будет после». Нет ничего хуже человека, который забывает о своей природе. «Но ныне выслушай это, изнеженная, живущая беспечно, говорящая в сердце своем: «я, – и другой подобной мне нет..."» (Ис.47:8). Это пророк говорит, чтобы показать тебе, что человеческие перемены происходят не по мысли людей, так как, спустя немного дней, ты будешь схвачена, и внезапно будут воевать против тебя те, на которых ты надеялась. «Но внезапно, в один день, придет к тебе то и другое, потеря детей и вдовство» (Ис.47:9). Смотри: пророк показывает, что внезапно от Бога произойдет тот гнев и с неба наказание. «В полной мере придут они на тебя, несмотря на множество чародейств твоих и на великую силу волшебств твоих». Увы, велика же сила их! Они не только не могут познать предсказанного, но даже не могут противостоять познанным предсказаниям иных, и ничего не могут предпринять. Бороться против предсказанного есть не что иное, как сильно надеяться на свою доблесть и презирать слабость борющихся. О людях ли только я говорю это? Никак; но если подвигнутся и преисподние силы, то и они не смогут причинить никакого вреда.
«Я, и никто кроме меня» (Ис.47:10). Смотри: хотя бы то, что есть (само по себе) человеческое, было уготовано и хорошо расположено, тем не менее, если не приходит счастье с неба, то таковое приготовление не приносит никакой пользы, а делается даже бесчестием и срамом для приготовляющих. Поистине это служит признаком стыда, так как они надеются на тех, от которых не найдут никакой помощи. Так как, говорит, ты пребываешь гордою в своем уме, то «придет на тебя бедствие: ты не узнаешь, откуда оно поднимется; и нападет на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь» (Ис.47:11). Видишь ли, Он всегда показывает неожиданное? Удивительно же то, что Он гораздо раньше предсказывает и не совершает в действительности предсказания, так что люди думают, что Он не может совершить своих угроз; но потом Он исполняет предсказанное неожиданно и внезапно. Им всегда следовало ожидать. Но хотя Он и удерживал гнев, однако это не принесло никакой пользы. Пощадивший ниневитян мог пощадить и их. «Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей» (Ис.47:12). Ассириянин порицал иудеев, говоря: где есть Бог ваш, Который может помочь вам? Но он говорил так напрасно: Бог даровал им помощь и отомстил за них.
«Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе» (Ис.47:13). Акила говорит: «осветители неба»; а иные говорят: «наблюдатели небес, которые смотрят на небесные звезды». Чтобы кто-либо не сказал, что астрологи могут предсказывать будущее, пророк говорит: они не возвестили тебе ничего иного, кроме тоски, которой подвержены они сами, постоянно наблюдая звезды и будучи бессильны знать что-либо. «Вот они, как солома: огонь сожег их, – не избавили души своей от пламени» (Ис.47:14). Они не только будут бесполезны тебе, но даже и сами погибнут. «Такими стали для тебя те, с которыми ты трудилась, с которыми вела торговлю от юности твоей. Каждый побрел в свою сторону; никто не спасает тебя» (Ис.47:15). Каждый, говорит, будет наказан по грехам своим. Каким же образом ты сможешь освободиться от этого?