Источник

ЧАСТЬ 2
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО (25 декабря/7 января)

Тропарь (глас 4)

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе.

Кондак (глас 3)

Дева днесь Пресущественнаго раждает и земля вертеп Неприступному приносит, ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Господь наш Иисус Христос родился непреложно, непостижимо, несказанно от Пречистой Девы Марии в царствование Римского императора Августа в Вифлееме Иудейском. Император Август велел совершить всенародную перепись в Сирии и Палестине. И именно поэтому Пресвятая Дева Мария и праведный старец Иосиф, которому Пресвятая Дева была обручена, пришли из Назарета, где они жили, в Вифлеем. По случаю переписи в Вифлееме собралось множество народа, и не было места в гостиницах – старец Иосиф и Пресвятая Дева Мария смогли найти убежище лишь в пещере, куда на зиму загоняли скот. Здесь и родился Господь наш Иисус Христос, и положен Он был в яслях. Весть о Рождестве Христа Спасителя первыми услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился Спаситель, который есть Христос». В то же время явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 1–14).

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточной и Западной Церкви праздник Рождества Христова праздновался 6 января, именовался Богоявлением и относился, собственно, ко Крещению Спасителя.

Церковь установила празднование Богоявления по следующим причинам. Безусловно, главной из них явилось воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Но была и другая причина и цель установления праздника. И заключалась она в следующем: ранее, чем в Православной Церкви, празднование Крещения ввели у себя еретики-гностики (евиониты, докеты, василидиане), которые придавали самое большое значение в жизни Спасителя событию Его Крещения. Так, евиониты учили, что Иисус был сыном Иосифа и Пресвятой Девы Марии, а Христос соединился с Ним только при Крещении; докеты считали человеческую природу во Христе призрачной; наконец, василидиане не признавали воплощения и учили, что «Бог послал свой Ум – первое истечение Божества, и он, как голубь, сошел во Иордане на Иисуса, Который до того был простой человек, доступный греху» (свт. Климент Александрийский). Но ничто так не вовлекало христиан в ересь, как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен. Необходимо было гностическому празднику противопоставить свой. И вот Православная Церковь установила у себя торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая этим мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, предстал как Единый от Троицы, Сын Божий, Сын во плоти. Чтобы опровергнуть лжеумствования гностиков о Крещении Христовом, Церковь присоединила к воспоминанию Крещения воспоминание Рождения Христова. Так, к IV веку по всему Востоку Крещение и Рождество праздновались в один день – 6 января – под общим наименованием Богоявления.

Первоначально основанием для празднования Рождества Христова 6 января (как и Крещения Господа Иисуса Христа) служило не историческое соответствие именно этого числа дню Рождества Господа Христа (и в древности точно не известное), а таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом, между виновником греха и смерти – и Начальником жизни и спасения. Второй Адам – Христос, по таинственному созерцанию древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам: в шестой день, которому символически соответствовало 6 число первого месяца нового года, то есть 6 января.

Праздник Рождества Христова был впервые отделен от праздника Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века (при папе Юлии). Отнесением праздника на 25 декабря Церковь выказывала противостояние языческому празднику солнца. На 25 декабря у римлян приходился праздник в честь зимнего солнцеворота, называвшийся dies natalis solis invicli – «день (рождения) явления непобедимого солнца», солнца, которого не смогла одолеть зима. Праздник сопровождался разнузданным весельем в народе, был днем не всегда пристойных забав для рабов, детей и пр. Предосудительное отношение к этому дню было достаточным побуждением для Церкви облагородить его по смыслу возвышенного христианского воспоминания. Более того, Церковь сочла именно этот день наиболее подобающим для воспоминаний события Рождества Христова еще по той причине, что Солнцем Правды, Светом мира, Спасением людей, Победителем жизни и смерти Новый Завет называет Иисуса Христа. Таким образом, Древняя Церковь усвоила празднику Рождества Христова значение наглядного и выразительного отречения от языческих суеверий.

Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной: во 2 половине IV века. Впервые раздельное празднование Рождества Христова было введено в Константинопольской Церкви около 377 года по указанию императора Аркадия и благодаря энергии и силе красноречия святого Иоанна Златоуста. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку. Установление празднования Рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание. По мысли святых отцов и учителей Церкви III и IV вв. (святого Ипполлита Римского, Тертуллиана, святых Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, блаженного Августина), 25 число декабря месяца исторически в большей степени соответствует дню Рождества Господа Иисуса Христа.

ИСТОРИЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

Из существующих в современной службе Рождеству Христову стихир и тропарей наиболее древними, как можно предполагать, являются первая стихира на «Господи, воззвах», кондак и икос. Кондак и икос составлены в VI веке преподобным Романом Сладкопевцем. Им составлены были 24 икоса, из которых современная служба сохраняет лишь первые два (кондак и икос). Тропарь и светилен праздника также весьма древние. Уже в VII-VIII веках известны Минеи со службами Рождеству в полном виде. В X веке существуют уже службы предпразднства и попразднства. А в XI-XII веках на Востоке служба, посвященная Рождеству Христову, принимает в изменяющихся частях такой же вид, как и современная.

Составителями и поныне совершаемой службы Рождеству Христову являются, в основном, песнотворцы VI-IX веков: святой Роман Сладкопевец (кондак и икос), святой Андрей Критский (713 г. – стихиры на хвалитех), святой Герман, патриарх Константинопольский (740 г. – ряд стихир на «Господи, воззвах» и стихиры на литии), святой Иоанн Дамаскин (VIII век – многие стихиры вечерни, канон), святой Косма Маиумский (VIII в. – канон).

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ

Ни один из двунадесятых праздников не празднуется Церковью с таким торжеством, как праздник Рождества Христова. Считая Рождество Христово второй Пасхой (в древних Типиконах под 25 декабря читаем: «Пасха. Праздник тридневный»), церковный Устав назначает перед праздником пост (15/28 ноября), по продолжительности равный предпасхальному, то есть посту Святой Четыредесятницы Великого Поста: сорокадневный и называемый «малой четыредесятницей». Рождественский пост называется также Филипповым постом, потому что перед его началом празднуется память святого апостола Филиппа (14/27 ноября). По строгости Рождественский пост уступает Успенскому и приравнивается к Петрову посту (исключая последние дни). Подробные предписания относительно поста указаны в Типиконе под 14 ноября. Наиболее строгое воздержание, «сухоядение» (воздержание от вареной пищи) назначается в понедельник, среду и пяток во все седмицы поста, во вторник же и четверг этих седмиц разрешается вино и елей. Употребление рыбы разрешается в субботы и воскресенья поста, а также в остальные седмичные дни, если случится великий двунадесятый праздник или великий праздник святому, или храмовый праздник. В последние дни поста с 20 декабря/2 января по 24 декабря/6 января Устав усиливает строгость поста: в эти дни воспрещается вкушение рыбы даже в субботы и воскресенья.

Наиболее строгим воздержанием освящается последний день поста – 24 декабря/6 января, именуемый сочельником. Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что и «коливо» – вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво» или «коливо» положено в канун праздника после Литургии, которая соединяется с вечерней (т.е. после вечерни Рождественской, когда уже начался церковный день Рождества). Таким образом, часть сочельника 24 декабря/6 января проходит в полном неядении. Этого строгого поста не бывает, если сочельник приходится на субботу или воскресенье (тогда вкушение пищи разрешается ранее вечера – «по отпусте Литургии», которая служится с утра).

Есть глубокие основания для назначения такой своеобразной пищи в канун Рождества Христова. Если сочиво есть то же, что и коливо, то предложение употреблять его в пищу в последний день предпразднства Рождества Христова сближает этот день с теми днями, в которые положено вкушение колива: в дни памяти мучеников и других святых и в особые дни поминовения усопших. В рождественский сочельник, следовательно, сочиво или коливо вкушается в честь Того, в Ком волхвы прозревали явившегося Спасителя мира, Который пострадает и по смерти три дня пребудет Своим Пречистым телом во гробе и со славою воскреснет из мертвых. Спаситель пришел на землю, родился на ней, чтобы спасти людей Своими страданиями и крестной смертью. Поэтому в сочельник на некоторых церковных службах полагаются ирмосы, подобные ирмосам Великой Субботы: «Волною морскою». В связи с этим, иногда в рождественский сочельник (если он случится в субботу или воскресенье, и вечерня совершается отдельно от Литургии) на вечерне читается Евангельская притча о зерне горчичном. Спаситель сравнивал Себя с зерном, говоря о Своем пришествии на землю и о смерти на ней («аще зерно пшенично, пад на землю не умрет, то едино пребывает» (Ин. 12,24)). Такое евангельское чтение в рождественский сочельник также объясняет символику Уставного предписания об употреблении сочива.

НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ПРАОТЕЦ И НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ОТЕЦ

Только два последних воскресенья Рождественского (Филиппова) поста освящаются особой памятью – о праотцах и об отцах древности. Но для достойной подготовки к празднику уже через неделю после начала поста, начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (день «благоволения Божия предображения»), поется катавасия «Христос раждается, славите» – на всех воскресных и праздничных богослужениях, включая полиелейные и славословные службы.

Начиная с памяти дня памяти святого апостола Андрея Первозванного (30 ноября/13 декабря), кроме праздничных ирмосов «Христос раждается», в церковные службы включаются особые праздничные стихиры.

Основными в приготовлении к празднику являются службы двух последних Недель, посвященных воспоминанию прародителей Спасителя и всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия169. Одна из недель называется Неделей святых праотец, а другая – Неделей святых отец. Наименование «праотец» указывает только на то, что эта Неделя предшествует Неделе «отец».

В службе праотец и отец наибольшее внимание уделяется пророку Даниилу и трем отрокам как прообразовавшим в пещи огненной Рождество Христово, не опалившее «Утробу Девичу». В Неделю праотец положен отдельный канон праотцам. А в Неделю отец пророку Даниилу и трем отрокам посвящен тропарь. Им же посвящены в Недели праотец и отец кондак, икос и ипакои.

В обе Недели читаются на Литургии особые Апостол и Евангелие, и поется особый прокимен (воскресные Апостол, Евангелие и прокимен отменяются).

Неделя святых праотец приходится на промежуток с 11/24 до 17/30 декабря; Неделя святых отец – с 18/25 до 24 декабря/6 января. Последняя суббота перед праздником Рождества Христова называется Субботой перед Рождеством Христовым. Уставом положено читать в эту Субботу особые Апостол (Гал., зач. 205) и Евангелие (Лк., зач. 72), имеющие отношение к явлению в мир Христа Спасителя (рядовые Апостол и Евангелие читаются после указанных в обе Недели).

НРАВСТВЕННО-ДОГМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕСНОПЕНИЙ СЛУЖБ НЕДЕЛИ СВЯТЫХ ПРАОТЕЦ И НЕДЕЛИ СВЯТЫХ ОТЕЦ

После грехопадения всеродного Адама поток тления и греха разлился по земле. «Средостение греха» уносилось человеком в загробную жизнь. Души умерших нисходили в темницу (греч. – ад, евр. – шеол), как бы в заключение, будучи связаны еще в земной жизни узами греха и невольным рабством врагу рода человеческого – диаволу. «Узами греха» были связаны даже и праведно пожившие на земле, ибо и они не имели достаточно сил и чувств, необходимых для райской жизни: духовные силы их не были подготовлены к райскому Богообщению.

Человеку оставалась юдоль плача и воздыхания по Избавителю и Освободителю от рабства греха и диавола. «Простри руку Твою (Боже), – так, вероятно, взывал ветхозаветный человек, – не остави нас, да не пожрет нас смерть, жаждущая нас, и сатана, ненавидящий нас, но прииди и приближися нам, и пощади души наша»170.

Обещание, что придет Избавитель – Христос, данное Богом еще Адаму, сохранилось в предании его потомков. Но не скоро пришел на землю Христос Спаситель. Потребовались многие и многие века, чтобы подготовить человечество к Его принятию. И это понятно. Человек был создан существом свободно-разумным и мог быть спасен Богом не иначе, как при своем добровольном желании. Господь подготавливал человечество ко спасению: до Авраама – через праотцев, а после Авраама – через избранный народ Израильский.

О пришествии Спасителя многие «законнии образы и пророческие проречения яве предвозвещаху»171. Пророки народа Израильского, начиная от Моисея и кончая «печатью пророков» Малахией, пророчествовали о Христе Спасителе. «Образы неизреченного Твоего воплощения проявляя, Щедре, умножил еси видения и пророчествия вдохнул еси»172.

Бог, изрекая Свой суд Адаму и его потомству, предсказал и ту борьбу, которая будет происходить между семенем змия (диавола) и семенем жены. Если под первым понимаются все люди, которые через грех работают диаволу, то под вторым следует понимать лучших потомков Адама, праотцев и отцов древности, которые своей праведной жизнью противоборствовали «семени диавола» – греховной части человечества. Они жили непреложной, живой верой и ожиданием явления Божественного Посланника. Человечество могло принять Христа только верою. И первое, чего потребовал Христос от людей, была вера (Евр. 11). Задолго до Рождества Христова человечество в лице праотцев и отцов, которых воспевает Церковь в своих песнопениях перед праздником Рождества Христова, явило благие плоды веры. «Верою (греч. «в вере») Бог оправдал праотцев», – говорится в кондаке Недели праотцев. Поскольку многие из праотцев не принадлежали к избранному народу, Христос через них предобручил Себе язычников, чтобы впоследствии призвать языческие народы в Свою Церковь. Христос «возвеличил их (праотцев и отцов) во всех языцех»173, ибо от их рода происходила Пресвятая Дева Мария, Которая без семени родила Христа.

Спаситель должен был родиться на земле телесно. Насколько важно было телесное рождение, доказывается тем, что Евангелие начинается именно с родословия Христа. Хотя рождение Спасителя и было чудесным, безмужным, но оно произошло от Матери, и благословенная Дева и Матерь не могла не иметь Своих предков. «Закон наследственности, как и всякий закон, строгий и неумолимый, иногда бывает ужасен по своим последствиям. Человеку приходится страдать всю жизнь – с детства, с колыбели за грехи своих предков, мучиться от нажитых ими болезней, порочных наклонностей. Но этот же закон и весьма благодетелен для рода человеческого. Он закрепляет все хорошее, нажитое человеком, закрепляет в потомках – и не только закрепляет, но и развивает, совершенствует. Этот закон делает один род, один даже народ хорошим, честным, даже святым, другой – плохим, худшим, по крайней мере».174

Особенно ярко это видно в родословии Иисуса Христа, в праотцах и отцах древности, от которых по плоти произошел Христос, – все они отличались высокой и праведною жизнью. Вот восхваляется «первый Адам, рукою Зиждителя (через создание) почтенный», всех праотец175 сын его Авель, дары принесший «душою благороднейшею», «которые и принял всех Бог и Господь»176; «поется в мире Сифово к Зиждителю пламенное устремление, ибо в непорочном жительстве и душевной любви Тому истинно угоди»177. «Чудный Енос богомудренно положился в Духе на призывание устами, языком и сердцем Владыки всех и Бога»178. И Енох, «благоугодив Господу, преставился в славе, явился лучше смерти, Божий быв раб искреннейший»179. Бог, видя благородство и простоту нрава Ноя во всем совершенными, «соделал его главным вождем (родоначальником) второго мира»180. Отец верующих – Авраам181, образец кротости и покорности – Исаак182, пример терпения – Иаков183, покорности и целомудрия – Иосиф184, милосердный Вооз, преданная Руфь, мужественный Давид, премудрый Соломон, несчастный Ровоам, благочестивый Езекия, кающийся Манассия, праведный Иосия и многие другие ветхозаветные праведники. Так от одного праведника к другому передавалось благочестие на земле до Христа. От таких благочестивых предков произошла Пресвятая Дева Мария, достигшая высочайшей святости и непорочности и послужившая великой тайне спасительного Боговоплощения. К святости и высокому жребию Дева Мария была предуготована еще до Своего рождения подвигом праведной жизни предыдущих поколений ветхозаветных праведников, праотцев и отцов, ибо через них таинственно предвозвещалось явление в мир Христа, спасающего людей, «взывающа вся сущия в мире»185.

Чем ближе становилось время пришествия Христа, тем сильнее была вера и ожидание праведников Ветхого Завета. Три отрока, находившиеся в пламени, верою побеждают огненную стихию, думая только о Боге отцов своих. И пророк Даниил, будучи брошен в ров львиный, силою веры укрощал диких зверей. Христос явился ожиданием не только избранного народа Божия, но и «чаянием (всех) языков»186. Наконец, когда «оскуде князь от (племени) Иуды, время наста прочее (уже), в неже явится языков надежда (чаяние народов) Христос»187 – «пророческая проповедания, речения и видения конец прияша (начали осуществляться)»188.

«Се, время приближися спасения нашего, готовися вертепе, Дева приближается родити, Вифлееме, земле Иудова, красуйся и веселися, яко из тебе возсия Господь наш. Услышите горы и холмы, и окрестные страны Иудейския, яко грядет Христос, да спасет человека, егоже созда»189. «Ныне чаяние языков от Девы предгрядет»190, «Вифлееме, приими Христа, к Тебе бо Воплотивыйся приходит, Едем отверзая мне»191.

ПРЕДПРАЗДНСТВО РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства (20 декабря/2 января – 24 декабря/6 января) и шесть дней попразднства. Отдание бывает 31 декабря/13 января.

Обычно двунадесятые праздники имеют один день предпразднства. Исключение из этого правила Устав делает только для двух величайших после Пасхи праздников: Рождество Христово имеет 5 дней, а Крещение Господне – 4 дня предпразднства. Отличаясь такой продолжительностью, предпразднство Рождества Христова заметно выделяется среди других предпразднств еще одной особенностью. Считая Рождество Христово другой «Пасхой», церковный Устав отождествляет его предпразднство с предпасхальной Страстной седмицей, приближая службы этого предпразднства к страстным. На каждый день предпразднства на повечериях положены каноны, составленные по образцу канонов Страстной седмицы и исполняемые соответствующими напевами (припев к тропарям канонов тот же, что и на Страстной седмице: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»). Так, 20 декабря/2 января на повечерии положены 2 трипеснца, составленные по образцу трипеснцев Великого Понедельника и Вторника, 21 декабря/3 января – по образцу канона Великого Четверга «Сеченое сечется»; 23 декабря/5 января – по подобию трипеснца Великой Пятницы «К Тебе утренюю», 24 декабря/6 января – по образцу канона утрене Великой Субботы «Волною морскою».

Песнотворцы трипеснцев и канонов стремятся в своих творениях раскрыть глубину таинства Боговоплощения. Сын Божий воспринял образ раба, и пременил Свою Божественную славу на рабское уничижение. Воплощение явилось для Него своего рода крестом – первым крестом, может быть, не менее тяжелым, чем крест последний. Господь Иисус Христос принимает «перстность» человеческого естества, образ своего создания – человека. Это и есть внутренний крест. Но уже при самом рождении Его ждет и крест страданий, гонений и скорбей. Он только родился и уже находится в смертельной опасности от злобы Ирода, коварно замыслившего убить Богомладенца; далее – бегство в Египет, опасность пути, пребывание в чужой языческой стране и многие другие скорби. Эти догматические истины выражены в поэтической форме в трипеснцах и канонах предпразднства Рождества Христова. Приведем в качестве ирмосы некоторых трипеснцев: «К Тебе утренюю, благоутробия ради Себе истощившему непреложно и зрак раба от Девы носившему, Слове Божий. Мир подаждь ми, падшему, Человеколюбие»192, «Волною морскою Скрывшего древле гонителя мучителя – в яслех Сокрываемого (Христа Младенца), убити ищет Ирод, но мы с волхвы поим: Господеви воспоим, славно бо прославися»193.

Из утреннего богослужения предпразднства особенно выделяются стихиры на хвалитех, принадлежащие знаменитому песнотворцу преподобному Роману Сладкопевцу, – по 6 стихир на каждый день предпразднства, представляющих развернутую картину события.

Трипеснцы, каноны и стихиры предпразднства (читаемые на утрене, вечерне и повечерии) содержат вдохновенные, высокопоэтические, умилительные и глубокосодержательные песнопения. Приведем некоторые из них в русском переводе М. Скабаллановича.

«Господи Боже мой, рождественское пение и предпразднственную песнь воспою Тебе, дающему мне возрождение Твоим Божественным рождением и возводящему меня к изначальному благородству»194. «Творческая Премудрость ныне совершает выход («предгрядет»), пророческие облака раскрываются, благодать расцветает, истина засияла»195.

«Пойдите наперед, ангельские силы, приготовьте в Вифлееме ясли: Слово рождается, Мудрость происходит, Церковь принимает приветствие. На радость Богородицы скажем, люди: благословен Пришедший Бог наш»196.

«Небом мне кажется сегодня земля»197. «Творение! Сбрось ныне с себя все обветшание, видя Создателя созидающимся»198, ибо грядет поместиться в малой пещере Невместимый по природе, чтобы возвеличить человека, умалившегося преступлением199, обогатить обнищавшее человечество Своей неизреченной нищетой, удалить болезнь Адамову200.

«Земля подставляет свои плечи и принимает Зиждителя, получающего прославление от Ангелов, звезду от небес, от пастырей хваление, дары от волхвов, познание от всего мира»201.

«Тайноводствуя волхвов, Божия Мудрость созывает в лице их начаток из язычников»: к яслям спешат волхвы, путешествущие с дарами, предводимые светом звезды202. «Смирною – смерть, златом – царскую державу, а ладаном преимущества Божества указуют «цари народов» (волхвы), принося в дар начатки Христу, рожденному от неискусомужной Матери в Вифлеемском вертепе»203.

«Ирод же, неистовствуя прежде неистовства Пилатова, имеет жестокое намерение убить прежде времени Христа-Избавителя, грядущего ныне источить за мир Свою Кровь ради этого, с убийственной безжалостностью он заклал множество младенцев»204.

«О, слепотствущее скверноубийство, вседерзостный! Ты забыл, что Бога никто не убьет руками, распалившись же свыше меры яростью, ты, Ирод, свирепо закалаешь младенцев»205.

«Приди, жестокосердый Израиль, стряхни нависшее над твоею душою облако, познай Создателя, рождающегося в пещере. Он – ожидание народов. Он уничтожит праздники твои, ибо ты не согласен воскликнуть: Царь Израиля, Христос приходит»206. «Жезлом железным (поэтому) будешь пастись, иудей, ибо родившемуся Сыну Отец дает в наследство (языческие) народы и власть над всей землей; а тебя, осквернившегося убийствами, отстранит, так как ты не согласен воскликнуть: Царь Израиля, Христос приходит»207.

«Отринув всю скверну страстей, достойно целомудренным разумом восприимем пришествие Христово, ибо (Он) является, чтобы понести нескверно плоть и даровать всем Божественное обновление Духом»208. «Кто из вас друзья Христовы, бегите с отбегающими в Египет и, поклоняясь Ему, в добром расположении боголепно воскликните Ему и согласно прославьте Его»209.

«Вот приходит Христос к Своим; станем своими (близкими) Его благодатию»210, ибо воплощением «всего меня Он соделал Своим Отцу, творя и воссозидая»211. «Принесем Ему веру вместо золота, любовь – как смирну; как ладан, дела принесем Создателю»212.

«Взирая на смиряющегося Христа, возвысимся от низменных (слав. – «долеретных») страстей, добрым же старанием – не мудрствовать высоко о себе, – поучившись вере, смиримся духом, чтобы превознести Рождаемого делами»213. «Зная, что избавление священнодействуется от собственных наших недр и от источника слез, предочистившись исповеданием Христу, мы, верные, приступим к Родившемуся плотию в вертепе, взывая: все дела Господни, пойте Господа»214.

В Неделю святых отец перед Рождеством Христовым по Богослужебному Уставу могут быть различия в зависимости от того, какого «числа месяца» случится Неделя: до предпразднства или во время предпразднства (см. Типикон, последование под 18 декабря/31 декабря и последование под 20 декабря/2 января).

Если же Неделя святых отец случится 24 декабря/6 января (в Сочельник), то воскресные песнопения почти совершенно исключаются. Только на утрене поется воскресный тропарь, и в каноне Минеи первые два тропаря посвящены воскресению, но они не из Октоиха, а особые. В остальном вся служба – по Минее и посвящена отцам и предпразднству.

НАВЕЧЕРИЕ ПРАЗДНИКА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Канун праздника (24 декабря/6 января) называется также навечерием праздника.

Обычай совершать навечерие перед праздником Рождества Христова, безусловно, древний. Уже в IV веке было определено, как праздновать навечерие, если оно случится в воскресный день (Феофил, архиепископ Александрийский. Правило 1).

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ В НАВЕЧЕРИЕ ПРАЗДНИКА

Если навечерие случится в любой из седмичных дней (кроме субботы и воскресенья), то в такой день утром совершаются великие (или царские) часы, а днем – вечерня с Литургией святого Василия Великого. Если навечерие Рождества Христова случится в субботу или Неделю (самый праздник – в воскресенье или понедельник), то великие часы переносятся на пятницу, и Литургия в эту пятницу не совершается, а вечерня в пятницу служится вечером, в обычное время. В самый день навечерия, то есть в субботу или воскресенье, бывает Литургия святого Иоанна Златоуста – в свое время, и затем особо служится великая вечерня, относящаяся к празднику. Литургия святого Василия Великого переносится на самый день праздника.

ВЕЛИКИЕ ЧАСЫ

Великие часы представляют собой соединение всех четырех часов в одну службу с присоединением к ним чина изобразительных. Великие часы включают в себя прокимен, апостольское и евангельское чтения с паремией перед ними, а также особые тропари и по два псалма, приуроченных специально к празднику.

Основное содержание великих часов – тропари и чтения – было известно уже в IV веке. В IV веке были составлены чин последования и нынешние тропари, автором которых считают святого Софрония, патриарха Иерусалимского. В IX-X вв. это последование включалось в 3 час, а впоследствии было распределено между всеми часами.

Название «царских» великие часы получили только на Руси – в древних Типиконах они такого наименования не имеют. Это название «царские» часы получили потому, что по существовавшей традиции во время их совершения обязательно присутствовали: в древней Византии – императоры, а на Руси – цари. Более правильным и согласным с древними Типиконами является именование часов великими.

СОДЕРЖАНИЕ ВЕЛИКИХ ЧАСОВ

В 1 часе из обычных псалмов остается только 5-й. В особом 44 псалме изображается красота и величие Мессии, в 45 псалме – спасительное заступление Богом Его града. Стихиры изображают приготовление Вифлеема к великому событию, которое должно произойти в нем, и смущение праведного Иосифа при виде Пресвятой Девы непраздной. Прокимен 1 часа говорит о превечном усыновлении и облечении властью Мессии (Пс. 2, 7–8). Апостол повествует о величии и превосходстве Сына Божия перед Ангелами (Евр. 1,1–10), Евангелие – об обстоятельствах, непосредственно предшествовавших Рождеству Христову, и о самом событии Рождества (Мф. 1, 18–25).

В 3 часе к псалму 50-му присоединяется псалом 66, изображающий грядущее спасение всех познавших Бога, и псалом 86 – о славе Сиона, сообщенной ему явлением в нем Мессии. Первые две стихиры изображают уничижение, которое принял на Себя Сын Божий через Свое рождение на земле; в последней стихире, как продолжении стихир 1 часа, говорится о том, как праведный Иосиф верою преодолел свое недоумение относительно непразднства своей святой Обручницы. Прокимен говорит о самом рождении Мессии (Пс. 9, 6). Паремия возвещает пророчество о явлении Бога на земле (Вар. 3,36–39). Апостол повествует о пришествии веры, о усыновлении верою Богу и о соединении со Христом (Гал. 3,23–29). Евангелие содержит более подробное, чем на первом часе повествование о самом событии Рождества (Лк. 2, 1–9).

В 6 часе оставляется 90 псалом, к которому присоединяются следующие псалмы: 71 – изображающий Мессию как Превечного царя, Его царственное достоинство найдет признание со стороны языческих народов (пророчество о поклонении волхвов), и псалом 131, изображающий благоволение Божие к роду Давидову, которое выразится в сохранении за ним на веки Престола и в избрании Сиона для пребывания Божия. Стихиры призывают всю вселенную к достойному принятию грядущего Господа. Прокимен – о предвечном рождении Мессии и Его седении одесную Бога (Пс. 109,3). Паремия – пророчество Исайи о рождении Мессии от Девы (Ис. 7:10–16, 8:1–5, 8–10); Апостол – о предвечности бытия Сына Божия (Евр. 1,10–2,3). Евангелие продолжает описание обстоятельств рождения Спасителя, повествуя о поклонении волхвов (Мф. 2, 1–12).

В 9 часе к 85 псалму присоединяются псалмы 109 и 110. В первом из них изображается предвечное рождение Мессии, Его седение одесную Бога и священническое достоинство, в другом – избавление Богом верующих в Него людей Его и заключение Завета с ними.

В первой стихире описывается горе матерей после убиения Иродом младенцев; во второй – содержится ответ Пресвятой Девы Марии на недоумение Иосифа о Ее непраздности. В третьей заключительной стихире освещается событие Рождества в свете явленного в нем истощания Христова. Стихира заканчивается призывом к поклонению Рождеству и молитвой о грядущем Богоявлении. Прокимен указывает на духовное многочадие Сиона (Пс. 86,5). Паремия представляет всестороннюю картину служения Мессии, ибо оно определялось Его Богосыновством (Ис. 9, 6–7). Апостол повествует о главной цели вочеловечения Сына Божия – Его первосвященническом служении (Евр. 2, 11–18). Евангелие, как и Апостол, говорит об избиении младенцев, которое было предвозвещением крестного страдания и смерти «Младенца Мариина» (Мф. 2, 13–23).

СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ВЕЛИКИХ ЧАСОВ И ПОРЯДОК ИХ СЛУЖЕНИЯ

Каждый из Великих часов (1, 3, 6 и 9) имеет следующее построение:

1.  Три псалма. Из обычных для данного часа псалмов сохраняется только один, другие два заменяются специально посвященными празднуемому событию псалмами.

2. На обычном месте на «Славу» поется тропарь предпразднства «Написовашеся иногда со старцем Иосифом». На «И ныне» читается постоянный Богородичен часа.

3. Перед Трисвятым поются (по дважды) три стихиры, посвященные празднику. Затем читаются: прокимен, паремия, Апостол, Евангелие.

4. После Евангелия читается Трисвятое по «Отче наш» и прочее по порядку, как на обычных часах.

Великие часы оканчиваются чином изобразительных, которые могут совершаться вместо Литургии. Поэтому последование изобразительных, как бы изображающее своими молитвами и песнопениями Литургию, в богослужебных книгах также носит название «обедницы».

Чин изобразительных имеет на великих часах разное окончание, в зависимости от того, совершается ли в этот день Литургия или нет.

Если в этот день Литургия служится вместе с вечерней, то на изобразительных не читаются Символ веры, псалом 33 («Благословлю Господа на всякое время»), не поется «Буди Имя Господне», потому что все это бывает на Литургии.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ СХЕМА ЧИНА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ


Если нет Литургии: Чтец: после молитвы 9-го часа читает пс. 102: «Благослови, душе моя, Господа». «Слава» – пс. 145: «Хвали, душе моя, Господа». И ныне: «Единородный Сыне», «Во Царствии Твоем». Если есть Литургия: Чтец: То же.  
Чтец: «Лик Небесный». Чтец: То же.
«Слава»: то же. «И ныне»: Символ веры; «Ослаби, остави». По «Отче наш»: кондак предпразднства. Молитва: «Всесвятая Троице». Хор: «Буди имя Господне». Чтец: «Слава, и ныне». Символ веры не читается. Чтец: «И ныне»: «Ослаби, остави»: По «Отче наш»: кондак предпразднства. Молитва: «Всесвятая Троице» Не поется. Не читается.
Пс. 33: «Благословлю Господа на всякое время». Священник:   Премудрость. Хор: «Достойно есть» (до «и Матерь Бога нашего»). Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: заканчивает «Честнейшую Херувим». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже». И бывает отпуст дня малый   Священник:    Премудрость. Хор: «Достойно есть».   Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже». И бывает отпуст дня малый.

ПОРЯДОК ЧТЕНИЯ ЧАСОВ

Священник облачается в епитрахиль и поручи для изнесения святого Евангелия, затем – в фелонь; диакон облачается в стихарь. Заранее поставляется аналой посреди храма, напротив царских врат.

Священник в предшествии диакона выходит из алтаря царскими вратами, держа в руках святое Евангелие, диакон – кадило и свечу. Священник полагает святое Евангелие на аналой и творит начало по обычаю. Перед аналоем, на котором лежит Евангелие, ставится подсвечник с горящей свечой или лампадой.

Чтец на середине храма после возгласа священника начинает 1 час: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». После возгласа «Яко Твое есть Царство» священник в предшествии диакона со свечой совершает полное каждение: он кадит святое Евангелие, алтарь, иконостас, весь храм и народ.

На 3 и 6 часах диакон до чтения Евангелия совершает каждение вокруг аналоя, кадит иконостас, предстоятеля, духовенство и всех молящихся.

На 9 часе священник в предшествии диакона совершает полное каждение всего храма, как и на первом часе (по Уставу указано совершать каждение всего храма одному диакону).

По прочтении святого Евангелия на 9 часе священник в предшествии диакона со свечой уносит Евангелие в алтарь; диакон затворяет царские врата и закрывает их завесой до начала последования изобразительных. В конце изобразительных, при пении «Достойно есть» царские врата открываются, и священник творит отпуст (после отпуста царские врата снова закрываются).

ЧИН РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ВЕЧЕРНИ, СОВЕРШАЕМОЙ В НАВЕЧЕРИЕ ПРАЗДНИКА

Накануне (в навечерие) праздника Рождества Христова рождественская вечерня совершается днем и отдельно от утрени праздника, для того чтобы совершить ее наиболее торжественно. Для этой же цели рождественская вечеря обычно соединяется с продолжительной Литургией святого Василия Великого.

Если навечерие Рождества Христова приходится на субботу или воскресенье, то рождественская вечерня не соединяется с Литургией, а совершается днем самостоятельно. В этом случае Литургия святого Василия Великого переносится на самый день праздника, а великие часы переносятся на пятницу. В навечерие, случившееся в субботу или воскресенье, бывает Литургия святого Иоанна Златоуста – в свое время, и затем особо служится рождественская вечерня.

Начало вечерни бывает различным. Если вечерня служится без соединения с Литургией святого Василия Великого, то священник творит обычное начало вечерни: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь. Царю Небесный» по «Отче наш», «Господи, помилуй (12) «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся» и 103 псалом «Благослови, душе моя, Господа».

Если же вечерня соединяется с Литургией, то диакон на амвоне возглашает «Благослови, Владыко»; священник: «Благословено Царство»; хор: «Аминь»; чтец: «Царю Небесный» и проч.

После прочтения предначинательного псалма следует великая ектения. В навечерие, случившееся в субботу или воскресенье, поется «Блажен муж» (в субботу – вся кафизма, в воскресенье – первый антифон); в остальные дни, сразу после великой ектении, поются стихиры на «Господи, воззвах» (гл. 2). Диакон совершает каждение. «Иерей же творит проскомидию», если служится Литургия. Вход с Евангелием. Прокимен дня. И только в навечерие, случившееся в пятницу, вместо дневного поется великий прокимен «Кто Бог велий, яко Бог наш» (прокимен переносится на день праздника с вечерни, относящейся к 26 декабря/7 января).

Читается восемь паремий. После первых трех паремий открываются царские врата. Чтец читает тропарь «Тайно родился еси в вертепе» до конца. Хор: «С ними же помилуй нас». Затем чтец читает стихи, и на каждый стих хор поет то же окончание тропаря. И в заключение чтец вторично читает тропарь и сам припевает конец его. Так же возглашается второй тропарь после следующих трех паремий. Конец тропаря поется «Жизнодавче, слава Тебе». После окончания чтения паремии – малая ектения и возглас «Яко свят еси, Боже наш». Затем:

если нет Литургии: Хор: «Аминь». «Святый Боже» не поется, диакон: «Вонмем. Прокимен: Господь рече ко Мне: Сын мой еси Ты». После этого – чтение Апостола (Гал., зач. 207) и Евангелия (Мф., зач. 53). Затем ектения «Рцем вси», «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю молитву», после возгласа: «Премудрость» и проч. по обычаю и отпуст.

если есть Литургия: Хор: «Аминь». «Святый Боже» – и поряду Литургия святого Василия Великого. На Литургии читаются Апостол (Евр., зач. 303) и Евангелие (Лк., зач. 5), от личные от Апостола и Евангелия, читаемых на вечерне, совершаемой отдельно, без Литургии.

ЧИН СЛАВЛЕНИЯ ХРИСТА В НАВЕЧЕРИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

После отпуста вечерни или Литургии на середину храма выносится свеча. Перед ней священнослужители и певцы («клирицы») «велегласно» – громко и торжественно – поют тропарь и кондак праздника. Зажженная свеча здесь знаменует звезду, явившуюся в Вифлееме. На этом заканчивается богослужение навечерия праздника.

В Киево-Печерской Лавре чин «славления» совершается следующим образом: из алтаря выносится на середину храма икона праздника, совершается ее каждение и затем поклонение при пении тропаря и кондака.

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

Всенощное бдение праздника Рождества Христова состоит из великого повечерия, литии и утрени с 1 часом.

ВЕЛИКОЕ ПОВЕЧЕРИЕ

Великое повечерие состоит из трех частей. Каждая часть его заключается молитвой, в которой кратко излагаются моления данной части великого повечерия. Части повечерия разделяются между собой молитвой «Приидите, поклонимся».

Первая часть великого повечерия подобна той части утрени, которая начинается шестопсалмием, поются «Бог Господь», тропари и славословится Псалтирь с седальнами и ектениями.

К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия, по своему содержанию покаянная. Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Она подобна той части утрени, которая начинается пением канона.

Великое повечерие начинается следующим образом. Священник с диаконом, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, возглашает «Благослови, Владыко» и возвращается в алтарь. Священник возглашает «Благословен Бог наш», после чего совершается полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются.

Чтец читает великое повечерие: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный» и прочее по обычаю.

КРАТКАЯ СХЕМА ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ

1 часть. После обычного начала читаются шесть псалмов: 4, 6, 12, «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3) и 24, 30 и 90. Затем – «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3), «Слава, и ныне».

Хор: «С нами Бог».

Чтец читает прочие стихи до 20 стиха: «Отец будущаго века».

Хор припевает к каждому стиху «Яко с нами Бог», и конечный стих завершается пением «С нами Бог».

Чтец: «День прешед», «Верую». Стихи: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных». Трисвятое по «Отче наш». Хор: тропарь праздника (царские врата на время пения открываются). Чтец: «Господи, помилуй» (40 р.). «Честнейшую Херувим». И заключительная молитва святого Василия Великого «Господи, Господи, избавлей нас».

2 часть. Чтец: «Придите, поклонимся», псалмы 50,101 и молитва Манассии. Трисвятое по «Отче наш» (вместо тропарей «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» поется кондак). Хор: кондак праздника (царские врата на время пения открываются). Чтец: «Господи, помилуй» (40 р.). «Честнейшую Херувим». Заключительная молитва «Владыко Боже, Отче Вседержителю».

3 часть. Чтец: «Приидите, поклонимся», псалмы 69 и 142. Великое славословие (читается): «Слава в вышних Богу». После этого бывает выход на литию при пении стихир праздника. Обычное окончание великого повечерия здесь опускается. После литии – утреня, как на обычном праздничном всенощном бдении.

УТРЕНЯ

По полиелее – величание. Степенны – первый антифон 4 гласа «От юности моея». По 50 псалме вместо «Молитвами» поется: «Слава»: «Всяческая днесь радости исполняются, Христос родися от Девы». «И ныне»: то же. Стих «Помилуй мя, Боже» и стихира «Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем». Канонов – два: святого Космы Маиумского и святого Иоанна Дамаскина. Вместо «Честнейшую Херувим» – припев «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу». И ирмос «Таинство странное вижу и преславное». К тропарям канона припеваются свои припевы.

Катавасия на 9 песни – ирмос второго канона «Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание, любовию же, Дево, песни ткати спротяженно сложенныя, неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь».

В русском переводе (М. Скабаллановича): «Удобнее нам было бы по страху (из опасения, как бы не оскорбить Божию Матерь недостойными хвалами), предпочесть молчание, как дело безопасное; по любви же к Тебе, Дева, составлять стройно сложенные песни трудно, но и Ты, Матерь, дай силу (к песням) поскольку есть (у нас) усердие».

Этот ирмос второго канона «Любити убо нам» вместе с первым припевом 9 песни является задостойником на Литургии.

В конце утрени отпуст праздника (см. Служебник): «Иже в вертепе родивыйся, и в яслех возлегий, нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш», и прочее до конца.

ЛИТУРГИЯ

Если праздник случится в воскресенье или в понедельник, то совершается Литургия святого Василия Великого (то же – и в праздник Богоявления); в прочие дни седмицы – Литургия святого Иоанна Златоуста. На Литургии поются антифоны праздника: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем». Входный стих: «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову». После «входного» поются тропарь и кондак праздника. Вместо Трисвятого: «Елицы во Христа крестистеся» (то же и на Богоявление). Задостойник – ирмос «Любити убо нам» с припевом (поется на Литургии до отдания праздника). Причастен праздника. Антифоны, входное, «Елицы» поются только в день праздника.

ВЕЧЕРНЯ В ДЕНЬ ПРАЗДНИКА

На следующий день после праздника Рождества Христова, 26 декабря/8 января, празднуется Собор Пресвятой Богородицы.

На вечерне в день праздника (под 26 декабря) кафизмы не бывает (кроме воскресенья).Вход с кадилом. Великий прокимен «Кто Бог велий, яко Бог наш».

Если Рождество Христово случится в субботу, то вечером поется обычный воскресный великий прокимен «Господь воцарися», а великий прокимен праздника переносится на пятницу – поется в навечерии праздника.

ПОПРАЗДНСТВО И ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА

Попразднство продолжается 6 дней. Отдание совершается 31 декабря/13 января. Во все дни попразднства, наряду со стихирами и каноном святому Минеи, поются стихиры праздника, первым читается канон праздника, а на Литургии после входа поется «Приидите, поклонимся» с окончанием «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: Аллилуиа».

На отдание Рождества Христова (31 декабря/13 января), как и в дни отдания всех двунадесятых праздников (исключая Введение Пресвятой Богородицы во храм), поется вся служба праздника (служба рядового святого переносится на предыдущий день), но на вечерне не бывает входа и паремий, на утрене нет полиелея и антифонов. Служба совершается при будничном строе вечерни и праздничном – утрени (утреня «с великим славословием»). Канон поется с тропарями и катавасией только из первого канона праздника. Особенность праздника Рождества Христова в сравнении с Крещением и другими праздниками состоит в том, что при совпадении отдания праздника Рождества с воскресеньем на воскресной великой вечерне не поется догматик – вместо него поется стихира праздника: «Августу единоначальствующу». «Честнейшую Херувим» не поетсяна утрене 26 декабря/8 января и 31 декабря/13 января (на отдание праздника), а поются припевы и ирмос 9 песни канона праздника. Если эти дни приходятся на воскресенье, то поется «Честнейшую Херувим».

СУББОТА И НЕДЕЛЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ) ПО РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ

В субботу по Рождестве Христовом на Литургии полагаются особые Апостол (зач. 288,1Тим. 6, 11–16) и Евангелие (зач. 46, Мф. 12, 15–21). Неделя по Рождестве Христовом называется еще Неделей Богоотец. В эту Неделю совершается память родственников Христовых по плоти различных времен: праотца Христова царя и пророка Давида, святого праведного Иосифа Обручника и Иакова, брата Господня по плоти. «Со Иаковом, славным Богобратом, воспоим Давида Богоотца, Иосифа же божественнаго, Богородицы обручника» (светилен утрени).

Неделя имеет полную службу. Если эта Неделя случится в период между 26–31 декабря (по старому стилю), то служба Богоотец совершается в эти числа (см. Типикон, последование под 26 декабря). Но если Неделя случится по отдании праздника- 1/14 января (когда праздник Рождества Христова попадает на воскресенье), то служба Богоотец совершается 26 декабря/8 января.

* * *

169

Кроме праздника Рождества Христова по одной подготовительной Неделе имеют еще два двунадесятых праздника: Крещения Господня и Воздвижения Креста Господня.

170

Неделя святых Праотец пред Рождеством Христовым, утреня, канон, икос по 6 песне.

171

Октоих 7 гл. 3, утреня, канон воскресный, п. 6, 1, срав.: там же, п. 7,3.

172

Предпразднство Рождества Христова, повечерие, канон, п. 3, I.

173

Неделя св. Праотец, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах».

174

Скабалланович М., проф. (ред.) Христианские праздники. Кн. «4». Рождество Христово. Киев, 1916. С. 28.

175

Неделя св. Праотец, утреня, 2-й канон, п. 1,2.

176

Неделя св. Праотец, утреня, 2-й канон, п. 1,3.

177

Неделя св. Праотец, 2-й канон, п. 3, 1.

178

Неделя св. Праотец, утреня, 2-й канон, п. п. 3, 2, русский перевод М. Скабаллановича (также в п. 6–7).

179

Неделя св. Праотец, утреня, 2-й канон, п. 3, 3.

180

Неделя св. Праотец, утреня, 2-й канон, п. 4, 2.

181

Неделя св. Праотец, утреня, 2-й канон, п. 5, 3.

182

Неделя св. Праотец, утреня, 2-й канон, п. 6, 1.

183

Неделя св. Праотец, утреня, 2-й канон, п. 6, 2

184

Неделя св. Праотец, утреня, 2-й канон, п. 6, 3.

185

Неделя св. Отцев, утреня, седален по 1-м стихословии.

186

Неделя св. Праотец, 2-й канон, п. 3, Богородичен.

187

Благовещение, утреня, канон, п. 3, 1; срав.: 23 декабря, Предпразднство Рождества Христова, утреня, 2-й седален кафизмы.

188

Ср.: 21 декабря, предпразднство Рождества Христова, утреня, 2-я стихира на хвалитех. 23 декабря, предпразднство Рождества Христова, вечерня, 2-я стихира на «Господи, воззвах».

189

Неделя св. Отец. Предпразднство Рождества Христова, великая вечерня, стихира на «И ныне» на стиховне.

190

Неделя св. Праотец, утреня, 2 канон, п. 3. Богородичен.

191

24 декабря. Предпразднство Рождества Христова, утреня, 1-й канон, п.1, 2.

192

Предпразднство Рождества Христова, 23 декабря, повечерие, трипеснец, п. 5, ирмос.

193

Предпразднство Рождества Христова, 24 декабря, повечерие, канон, п. 1, ирмос.

194

24 декабря, утреня, канон, п. 1, 1.

195

21 декабря, утреня. 1-я стихира на хвалитех.

196

20 декабря, утреня, 1-я стихира на хвалитех.

197

24 декабря, утреня, канон, седален по п. 3.

198

24 декабря, утреня, канон, п. 4, 1.

199

23 декабря, повечерие, трипеснец, п. 5, 1.

200

21 декабря, утреня, канон, п. 4, 3.

201

24 декабря, повечерие, канон, п. 3, 2.

202

22 декабря, повечерие, канон, п. 1, 2.

203

24 декабря, повечерие, канон, п. 5, 2.

204

22 декабря, повечерие, канон, п. 3, 1.

205

21 декабря, повечерие, трипеснец, п. 9, 1.

206

20 декабря, утреня, 4-я стихира на хвалитех.

207

22 декабря, утреня, стихира на «Славу» на хвалитех.

208

20 декабря, повечерие, трипеснец, п. 9, 1.

209

22 декабря, повечерие, канон, п. 7, 2.

210

22 декабря, утреня, канон, п. 6, 1.

211

23 декабря, утреня, 2-я стихира на хвалитех.

212

23 декабря, утреня, 2 стихира на стиховне.

213

20 декабря, повечерие, трипеснец, п. 9, 2.

214

21 декабря, повечерие, трипеснец, п. 8, 3.


Источник: Литургика : Учеб. пособие для духов. семинарий / Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. - Москва : Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. - 350, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle