Азбука верыПравославная библиотекаcвятитель Иоанн Тобольский (Максимович) » Илиотропион, или Сообразование с Божественной Волей
Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf Оригинал (djvu)
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


cвятитель Иоанн Тобольский (Максимович)

Илиотропион или cообразование с Божественной волей

Книга 1

   

Содержание

    Вместо Предисловия
Книга Первая. Познание воли Божьей Глава I. Сообразование с Божественной волей Начало всего учения Для нашего вразумления Господь попускает даже зло и беды По нашим грехам и несчастья наши Иногда праведные исправляются злыми Восставать на причину бедствия — не значит мешать Божьей воле Правое сердце ищет воли Божьей, а лукавое принимает злого духа Глава II. Почему Бог попускает то или другое Бог и злые дела иногда обращает во благо О попущении Божием Любое попущение Божье нужно принимать с покорностью Глава III. Как из непостижимых судов Божьих мы можем узнавать Его волю Познающий дела Божьи — исправляется Всем управляет воля Божия Если Серафимы смиряются пред Богом, то тем более надо смиряться нам Непостижимость судеб Божиих Глава IV. Как узнать волю Господню Заповедь Первая Заповедь Вторая Заповедь Третья Заповедь Четвертая Заповедь Пятая Заповедь Шестая Заповедь Седьмая Глава V. Как воля Божия проявлялась в Иисусе Христе Бог желает, чтобы мы со всеми имели мир Люди, противящиеся закону Божию не понимают, что Он всех ведет к спасению Если Сын Божий был послушен Своему Отцу, то тем более нам следует повиноваться Ему Книга Вторая. Сообразование человеческой воли с Божественной Глава I. Предание своей жизни в распоряжение воли Божественной Глава II. Какая человеческая воля преимущественно достойна быть соединения с волей Божьей? Хранить свою волю чистой от пороков Свою волю укреплять верой в Бога Подсолнечник — пример для нас Долготерпеливому легче подчиняться Богу Животворящая сила любви к Богу Надо всё лучшее направлять к Богу Глава III. Воля человеческая должна сообразоваться с Божественной Воля Твоя, Боже — моя воля Делать только то, что Он одобряет По промыслу Божьему происходит и приятное и противное нам Надо взирать на Бога очами веры Сверять свою волю с Божественной Предающий себя воле Божией уподобляется Сыну Божию Глава IV. Значение слов: «Да будет воля твоя» Как молиться Подобно избранникам Божьим надо искать ту любовь, которую принимает Бог Отсечение собственной воли Что Бог ждет от нас Послушные дети Небесного Отца Глава V. Признаки согласия нашей волей с Божественной Исполнение христианских обязанностей Мужество при исполнении христианских обязанностей Христианское смирение. Надежда на помощь Божью при бедствиях Терпение при нападках Мужество при трудах и опасностях Книга Третья. Полезные плоды следования воле Божьей Глава I. Духовное успокоение от согласия с Божественной волей Уподобление Ангелам Смиренный инок обретает Небо Противление Богу Стяжание рая в душе Глава II. Невозможно избежать скорбей Упование на Бога — крепкая скала Наказания Господни, как ни тяжелы — все к нашему благу Мир и счастье — в чистоте сердечной Никакое скорбное приключение не одолеет праведника Печаль врачует страсти Глава III. Благоприятная жертва Богу Отдай всего себя Богу Да будет воля Бога нашего в нас! Предание себя воле Божией — лучше жертвоприношений Глава IV. Что ведет к совершенствованию Сила смирения Воля Божья — указатель к достижению истинного добра Глава V. Сообразование с Божественной волей — великое благо Человеку должно быть благоприятно все то, что Богу благоугодно Много можно сделать доброго, когда нами управляет воля Божья Предание себя в волю Божью — первый шаг к святости Глава VI. Сообразность с Божественной волей — рай на земле Никакие бедствия не отнимут веселья сердца, преданного воле Божьей Предавший себя воле Божьей подобен Олимпу Путь к блаженству Книга Четвертая. Отклонение препятствий, мешающих сообразоваться в с волей Божьей Глава I. Что препятствует людям жить по воле Божьей Отречение от своеволия Добровольное перенесении укоров Благодушное перенесении болезней Бесстрашная встреча смерти Полное самоотвержение Глава II. Пагубность своеволия Корень зла Страдания допускаются ради нашей пользы Твари и стихии повинуются Божьей воле Бог — праведен Змея своеволия душит доброе Глава III. Способы покорности воле Божьей Беседа блаженного Августина Пример Спасителя Повелением Художника живёт Его творение Лучшее противодействие злу Никогда не следует роптать Глава IV. Поучительный пример Непослушание пророка Ионы Бог глух для своевольных Своевольники пост оскверняют тщеславием Глава V. Что утверждает в нас непокорность Богу Своевольного трудно исправить Сущность долготерпения Постоянство в добром приносит радость Глава VI. Следует быть готовыми покоряться воле Божией Любовью научить себя преданности воле Божьей Ничего нет лучше того, что предлагает нам Бог И перед смертью предавать себя в волю Божью Даже умирать следует тогда, когда это угодно Богу Покорность воле Божественной — главнее всех добрых дел Книга Пятая. Пособия к сообразованию с Божественной Волей Глава I. Роль надежды Упование на Бога — удел верных Твёрдая надежда на Бога — спасение в бедах Непогрешимым промыслом Бог всё устраивает к лучшему Мера упования нашего несоизмерима с благостью Бога Во всяком происшествии благодари Бога Глава II. В чем содержится упование на Господа? Истинное упование возвращается великой милостью свыше Молитва и долготерпение — признаки упования на Бога Молитва с покорностью воле Божьей будет услышана Глава III. Каким способом утверждать в себе упование на Бога при испытаниях Принимающий вразумление за бедствия — неугоден Богу Упование на Бога торжествует, даже когда всё вокруг трепещет Наставлений для одержания победы Упованию нужен навык долготерпения и покорности Глава IV. Упование Святых на Бога Невозвратное упование может изменить мир Уповающие на Бога достигают святости Никто из уповающих на Бога не остался в стыде Глава V. Бог щедро вознаграждает уповающих на Него Упование не посрамляет Упование ведет к счастью Глава VI. Упование на Бога слабеет от незнания путей Божиих Всё происходит по промыслу Божьему У Бога случайностей нет Причины допущения Богом бедствий и обид откроются в судный день Бог открывает праведным великие тайны Провидение как исправление закона Глава VII. Велико провидение Божье о нас Забота о себе без упования на Бога — напрасна Уповающим на Него Бог помогает во всякой нужде Господь не оставит тех, кто всё отдает ради Христа Промысл Божий распространяется на все Два источника Божьей милости Глава VIII. Провидение Божье о праведниках Праведные не страшатся врагов Бог достигает добра даже через демонов Как разбойники помогли основать обитель Во всём следует признавать провидение Божье Никто не может нам повредить, кроме нас самих Глава IX. Провидение Божье о друзьях и врагах Пути людей станут очевидными после смерти Без нашего желания Бог не поможет Все преступления наказываются Богом — рано или поздно Верный Богу переносит всё Уединившись с Богом, погрузимся в глубину провидения Его Глава X. Маловерие людей Господь наказывает самонадеянных Надеющийся на людей — не защищён Упование на человека подобно тени Маловерие искореняется наказанием Маловерие врачуется упованием Частичное понимание промысла Божия Истинное упование -защита от напастей Глава XI. От познания Божественного провидения крепнет упование на Бога Исполняя волю Божью, святые всецело повиновались ей Верящий в Божье провидение не обращает внимания на нападки людей Всё приписывать воле Божьей — святой обычай Воля Провидения — непреложный закон мира «Не моя воля, но Твоя будет.» Глава XII. Заключение и краткое перечисление затронутых тем Познание воли Божественной Сообразование с Божественной волей Полезные плоды повиновения воле Божией Встречающиеся препятствия Пособия к сообразованию с волей Божественной Посвящается памяти святителя Иоанна Максимовича, митрополита Тобольского и Его потомка святителя Иоанна Максимовича, архиепископа Сан-Францисского
Вместо Предисловия

Краткие биографические известия об авторе «Илиотропиона» архиепископе Черниговском, впоследствии митрополите Тобольском, Иоанне Максимовиче.

   Святитель Иоанн Максимович, преемник по черниговской кафедре святителя Феодосия Углицкого, был сыном шляхтича Максима Васильковского (по городу Василькову), который любил называть себя печерским в признательность за то, что арендуя мельницы и земли Киевопечерской Лавры, он нажил достаточное состояние. Шесть сыновей умного отца служили в звании хорунжих, сотников и войсковых писарей, а старший из них (Иоанн Максимович) пошел другой дорогой.
   Отец и его, Максимовича, предки, были уроженцами города Умани (Киевской губернии). Первый, занимаясь арендованием Лаврских имений, переселился в г. Нежин в окрестностях которого находились арендуемые угодья, и этот город был местом рождения будущего святителя в середине ХVII столетия. По словам высокопреосвященнейшего митрополита Киевского Евгения (Болховитина), будущий святитель Максимович получил свое образование в Киевской академии и был в ней преподавателем. Здесь же он посвящен был в монашество Киевопечерским игуменом Гизелем с именем Иоанна, получил звание проповедника академии, а потом вскоре был избран и экономом Лавры.
   В 1678 году, когда Турция угрожала нападением на Малороссию, иеромонах Иоанн Максимович избран был послан в Москву умолять царя о помощи инокам Лавры в случае нападения турок на г. Киев и просить у царя монастырь, где бы иноки могли укрыться. Царь, отправив сильное войско, предоставил Лавре Свенский монастырь (находящийся в 3-х верстах от г. Брянска) с тем, чтобы Иеромонах Максимович управлял монастырем в звании наместника. Так как святитель Феодосий Углицкий желал иметь в елецком архимандрите преемника своей святительской кафедры, а как наместник Свенского монастыря Максимович был известен ему еще в Киеве с лучшей стороны, то святитель Феодосий, по совещанию с властями, вызвал к себе Максимовича (в середине 1695 года) и посвятил его в архимандрита елецкого монастыря, которым дотоле сам управлял.
   Возмужавший в духовной жизни долгим подвижничеством святитель Феодосий скончался 5-го Февраля 1696 года. Смиренный архимандрит елецкий Иоанн Максимович был ревностным исполнителем воли и распоряжений своего владыки до последнего вздоха блаженного Феодосия Углицкого, который погребен был по правую сторону Борисо-Глебского черниговского храма в склепе, устроенном Иоанном Максимовичем. 24-го Ноября того же 1696 года в доме архиепископа собралась малороссийская рада (избирательное собрание) для избрания преемника почившему архипастырю, на которой присутствовали полномочные от Киевского митрополита, Гетмана и всего войска.
   Доверенными Гетмана были полковник черниговский Яков Лизогуб и генеральный бунчужный Скоропадский, а от мещанства черниговский войт. После различных разногласий и жалоб, по единогласному желанию всего мирского и монашествующего духовенства, избран был Иоанн Максимович и составлен акт об избрании за подписью первых мирских и духовных лиц.
   Отправляя в Москву Максимовича, гетман письменно просил царя за Максимовича, а также и патриарха о посвящении избранного. Посвящение совершено было 10-го января 1697 года. В ставленной грамоте подтверждено право служить в саккосе. Царь же своей грамотой подтвердил права кафедры на имения.
   Иоанн Максимович во всех отношениях был примерным архипастырем — жизнь его, по выражению преосвященнейшего Филарета, сияла высокими добродетелями, особенно же смирением и молитвой. Это ясно отразилось во многочисленных его творениях христианско-нравственного содержания. В языке произведений Максимовича много слов и оборотов латинских, польских, простонародных; стихи, как и у других южных его современников, силлабические; но по содержанию, они заслуживают полного внимания, дышат искренним благочестием, с мыслями назидательными и умными.
   Памятником любви преосвященнейшего Максимовича к духовному просвещению служит заведенная им в Чернигове Духовная семинария, носившая первоначально имя коллегиума, в котором получали образование не только дети духовных лиц, но и дети дворян, казаков и мещан. Подавая собой пример добродетельной жизни, святитель со всей ревностью неусыпного деятеля писал душеспасительные сочинения, предлагая их в том виде, в каком они могли нравиться в его время.
   Вот список названий их и время издания в свет:
   1. «Нравоучительное зерцало» (Чернигов, 1703 и 1707 г.).
   2. «Алфавит святых» (Стихотворение. Чернигов, 1705. г.).
   3. «Богородице Дево» (Тоже стихами. Чернигов, 1707 г.).
   4. «Толкование на 50-й псалом», посланное в 1708 году с письмом к царю вместе с двумя предыдущими сочинениями.
   5. «Размышление о молитве «Отче наш"" (Стихами. Чернигов, 1709 г.).
   6. «Осьмь евангельских блаженств» (Сочинение обширное стихами. Чернигов, 1709 г.).
   7. «Царский путь Креста» (Чернигов, 1709 г.).
   8. «Богомыслие» (Чернигов, 1710—1711 г.).
   9. «Илиотропион» (Чернигов, 1714 г).
   Не можем пройти молчанием о двух событиях в жизни архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича, произведших на него большое впечатление относительно совершенного предания себя в волю Божью. Из них последствием первого было открытие входа в гробницу блаженного Феодосия Углицкого, а последствием второго — спасение чести и жизни Максимовича от позорной казни за мнимую измену царю и отечеству.
   Первым событием была тяжкая долговременная болезнь святителя Максимовича, доведшая его до совершенного изнеможения продолжать жизнь. В последнюю ночь своего страдания обратился он мысленно к усопшему своему благодетелю блаженному Феодосию Углицкому, который немедленно явился болящему объявить милость Божью, дарующую ему чудное исцеление, говоря: «Не скорби, брат, Господь услышал молитву твою и дарует тебе здравие — встань с одра и приготовься к утру отслужить благодарственную литургию — это тебе знамение!» Болящий, очнувшись от чудного видения, встал с постели и позвал своего келейника, сказав: «Сходи к наместнику и скажи, что я сегодня буду служить литургию, чтоб было готово все к служению». Все изумились, полагая, что преосвященный говорит в горячечном бреду, пока на деле не уверились, что он в здравом уме и совершенной памяти.
   Второе. Пастырь-патриот едва не пострадал во время открытия (в 1708 году) измены Мазепы Петру I, по милости клеветы и злости.
   Мазепа, злясь на тех, кто не поступал по его надеждам и желая возбудить ропот против Петра, если бы он наказал невинных, обвиняемых ложно — послал казака менской сотни Пархоменка объявить, что он послан Мазепой с письмами к архиепископу Максимовичу, к глуховскому сотнику Туранскому, к князю Четвертинскому и к глуховскому атаману Карпеке, и что письмо к архиепископу передано через служителя его, а прочим лично. Казак, пойманный, объявил то же самое, даже в присутствии обвиняемых лиц, но Петр допытался правды, и невинность была подтверждена.
   Царь Петр Великий, желая более и более распространять просвещение святой веры между языческими инородцами Сибири, не находил более к тому способного архипастыря как только архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича, и в следствие этого 1712 года в марте месяце по указу Царского Величества Черниговской Епархии боголюбивый архиепископ Иоанн Максимович переведен на престол Сибирской митрополии.
   Сибирской паствой состарившийся святитель-подвижник управлял около трех лет и скончался 10-го июня 1715 года. Погребен в Тобольском кафедральном соборе Софии, Премудрости Божьей.
   Из младших братьев блаженного Иоанна Максимовича встречаются в Истории:
   а) Феодор Максимович, Командир Стародубского полка, он во время путешествия в 1744 году Императрицы Елисаветы Петровны в Киев, имел счастье проводить Ее Величество с полком своим от Тулиголова до Кролевца, затем до Алтыновки, а отсюда до переправы через реку Сейм перед Батурином. Далее проводил полк Прилуцкий с полковником Григорием Галаганом и так далее сменялись полки Полтавский, Черниговский, Нежинский, Лубенский, Миргородский, Киевский, Переяславский и Гадяцкий, каждый полк в составе 500 человек, под командой своего командира. (Календ. на 1888 год Черн. губерн. стр. 162-я).
   б) По духовному ведомству Тимофей Максимович, бывший три года наставником Черниговского Коллегиума и десять лет кафедральным писарем, наконец с 20 июня 1727 года Елецким Архимандритом. (Описание Черн. Епархии, том Ш, стр. 24-я).
    И. А. Максимович 1-го Мая 1888 года. Местечко Монастырище Черниговской губернии.


Книга 1