святитель Феофан Затворник

(1815–1894)

«Einkehr» Герхарда Терстегена и «внутрь-пребывание» свт. Феофана Затворника: к вопросу о соотношении понятий свящ. Даниил Салищев 0

«Краткий очерк аскетики» как вклад свт. Феофана Затворника в русскую школу богословия иеродиак. Петр (Алексеенко) 0

«Митерикон» как перевод святителя Феофана: исследования и перспективы С. Старостенко 0

«Семя жизни»: таинства в деле воспитания человека иер. Андрей Кретов 0

Аксиологический смысл концепции христианского самоотречения в наследии святителя Феофана Затворника архим. Платон (Игумнов) 0

Амартология свт. Феофана Затворника и прот. Василия Зеньковского свящ. Даниил Салищев 0

Антропология святителя Феофана Затворника и зарождение первых персоналистических концепций в русском богословии прот. Павел Хондзинский 0

Библиографическая роспись публикаций свт. Феофана Затворника в Афонских листках В.В. Каширина 0

Библиография трудов святителя Феофана и литературы о нем Л.Н. Чернышева 0

Ближний круг святителя Феофана, новые сведения о П.С. Лукомской А.Е. Лукьянова 0

Богом явленный. Жизнеописание свт. Феофана Затворника 0

Богословские воззрения свт. Феофана Затворника на природу ангелов и человеческой души Дмитрий Рогожин 0

Богословское наследие епископа Феофана Затворника (1815-1894) архим. Георгий (Тертышников) 0

Божественная благодать и свобода человека архим. Георгий (Тертышников) 0

Взгляды святителя Феофана Затворника на науку и его влияние на развитие научной мысли архим. Зосима (Шевчук) 0

Волевые качества личности: их воспитание согласно святителю Феофану Затворнику в перспективе современной образовательной парадигмы иером. Кирилл (Зинковский) 0

Гносеологические и социальные предпосылки нравственного учения святителя Феофана Затворника А.В. Абрамов 0

Годы преподавания святителя Феофана (Говорова) в Санкт-Петербургской духовной академии митр. Климент (Капалин) 0

Две эпохи - два "Добротолюбия": преподобный Паисий Величковский и святитель Феофан Затворник Н.Н. Лисовой 0

Духовные центры и авторитеты в жизни и творчестве святителя Феофана Затворника митр. Климент (Капалин) 0

Душепопечительная и литературная деятельность святителя Феофана (Говорова) в период затвора в Вышенской пустыни архим. Георгий (Тертышников) 0

Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника архим. Георгий (Тертышников) 0

Жизнь и учение Преосвященного Феофана Вышенского затворника П.А. Смирнов 0

Житие и творения Святителя Феофана Затворника епископ Александр (Милеант) 0

Золотое правило нравственности и естественный нравственный закон в учении святителя Феофана Затворника А.В. Абрамов 0

Интертекстуальность в наследии святителя Феофана митр. Климент (Капалин) 0

Категория человеческого духа в сотериологии святителя Феофана Затворника иеродиак. Иоасаф (Устюжанинов) 0

Киевская богословская школа: святитель Феофан Затворник и П.Д. Юркевич прот. Павел Хондзинский 0

Книги из келейной библиотеки Феофана Затворника в ОР РГБ Д.А. Чудинов 0

Комментарий святителя Феофана Затворника на письма графа М.М. Сперанского к Ф. Цейеру прот. Павел Хондзинский 0

Критика мистицизма в «Письмах о духовной жизни» свт. Феофана Затворника Р.М. Конь 0

Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского (1815–1859). Том 1 0

Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского (1859–1863). Том 2 0

Молитвенная практика мирского человека в эпистолярном наследии святителя Феофана Затворника О.И. Исаков 0

Мысли о воспитании как о святом деле в учении святителя Феофана Затворника А.В. Абрамов, А.А. Доценко 0

Новозаветная экклесиология святителя Феофана Затворника прот. Павел Хондзинский 0

О духе, душе и теле. Сущность разногласий в учении епископов Феофана и Игнатия о духе, душе и теле архиеп. Пимен (Хмелевской) 0

О письмах святителя Феофана Затворника монахиня Игнатия (Петровская)

О пятом томе «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского» митр. Климент (Капалин) 0

Обзор третьего тома «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского» (Книга 2) А.В. Абрамов, А.А. Доценко 0

Отношение святителя Феофана к оккультным практикам на примере феномена спиритизма иер.Стефан Даниленко 0

Пастырское душепопечение по письмам епископа Феофана (Говорова) А. Ивановский 0

Передовые статьи святителя Феофана Затворника в журнале «Домашняя беседа» за 1872–1873 гг. Источниковедческий аспект В.В. Каширина 0

Письмо иеромонаха Серафима (Роуза) по поводу критики епископом Феофаном (Говоровым) учения епископа Игнатия (Брянчанинова) иером. Серафим (Роуз) 0

Письмо святителя Феофана, Затворника Вышенского, об обучении крестьянских девочек грамоте и развитие женского образования В.А. Курицина 0

Понятие времени в трудах святителя Феофана Затворника игумен Лука (Степанов) 0

Преосвященнейший епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский проф. Иван Корсунский 0

Преосвященный Феофан Затворник и его пастырская деятельность А.С. Ключарев 0

Преосвященный Феофан, Вышенский Затворник (по воспоминаниям его современников) архим. Клавдиан 0

Преподобный Варсонофий Оптинский о подвиге затвора святителя Феофана В.В. Каширина 0

Проблема духовного и идеального в отношениях Бога и человека (по творениям святителя Феофана Затворника) Е.В. Бухович 0

Проблема открытия нового знания в трудах свт. Феофана Затворника А.Б. Хохлова 0

Провозвестник кары Божией русскому народу святитель Феофан Затворник Вышенский архиеп. Аверкий (Таушев) 0

Проповеди святителя Феофана Затворника, произнесенные экспромтом иер. Евгений Игнатов 0

Процесс духовного христианского совершенствования по изображению епископа Феофана прот. Александр Никольский 0

Редакторская правка святителем Феофаном, Затворником Вышенским своих рукописей для издания в печать свящ. Захарий Савельев 0

Речь, сказанная при погребении еп. Феофана 12 января 1894 г. иерей С. Никольский 0

Свт. Феофан Затворник и антропология киевской духовной школы диак. Павел Каледа 0

Связь аскетики и общей эсхатологии в труде свт. Феофана «Путь ко спасению» игумен Игнатий (Молчанов) 0

Святитель Феофан Затворник и Афон. Пути творческого сотрудничества митр. Климент (Капалин) 0

Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие архим. Георгий (Тертышников) 0

Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении архим. Георгий (Тертышников) 0

Святитель Феофан Затворник и подвижник Вышенской пустыни И. Крутиков 0

Святитель Феофан Затворник и Русско-турецкая война 1877 года митр. Климент (Капалин) 0

Святитель Феофан Затворник и русское богословие XIX века архим. Зосима (Шевчук) 0

Святитель Феофан Затворник – ректор Санкт-Петербургской духовной академии Р. Катаев 0

Святое Причастие в житии и учении святителя Феофана, Затворника Вышенского игумен Лука (Степанов) 0

Священное Писание по творениям святителя Феофана Затворника архим. Георгий (Тертышников) 0

Сектоведческая тематика в трудах святителя Феофана Затворника Р.М. Конь

Сказание о житии преосвященного Феофана и его "затворе" прот. Михаил Хитров 0

Слово перед панихидой по епископе Феофане Затворнике, по случаю пятидесятилетия со дня его кончины: 1894–1944 свт. Серафим (Соболев)

Служение святителя Феофана инспектором Новгородской духовной семинарии митр. Климент (Капалин) 0

Сочинение аббата Мишона «Новое решение вопроса о местах святых» 1852 г. и его перевод на русский язык членами первой Русской духовной миссии в Иерусалиме И.А. Поляков, М.А. Смирнова 0

Тамбовский круг общения святителя Феофана Затворника митр. Феодосий (Васнев) 0

Тихон Задонский и «Начертание христианского нравоучения» святителя Феофана, Затворника Вышенского иер. Андрей Кретов 0

Толкование посланий апостола Павла в дореволюционной традиции Русской Православной Церкви иером. Ириней (Пиковский) 0

Толкование посланий святого апостола Павла святителем Феофаном Затворником иером. Ириней (Пиковский) 0

Указатель к письмам в Бозе почившего святителя Феофана 0

Учение о Церкви святителя Феофана Затворника в контексте святоотеческого предания и экклезиологической проблематики XIX - XXI веков Легеев М. В. 0

Учение об Иисусовой молитве по трудам святителя Феофана Затворника еп. Амвросий (Ермаков) 0

Учение святителя Феофана Затворника о христианском подвиге митр. Климент (Капалин) 0

Учение святителя Феофана Затворника о ценности духовной жизни как вызов времени Российскому обществу XIX в. М.А. Чесноков 0

Учение святителя Феофана о благодати и «чистой любви» в контексте идей блж. Августина прот. Павел Хондзинский 0

Ученик Феофана Затворника иеромонах Феодосий Карульский и его педагогические воззрения свящ. Николай Солодов 0

Феофан Затворник В. Титлинов 0

Феофан Затворник (Говоров Георгий Васильевич) Русские писатели-богословы

Феофан Затворник в Карелии В. Баданов 0

Феофан Затворник или Горский-Платонов прот. Николай Баринов 0

Феофан, епископ Тамбовский, как проповедник Гавриил Лобов 0

Феофановские чтения. Выпуск 10. Том 1 В.В. Каширина 0

Феофановские чтения. Выпуск 10. Том 2 В.В. Каширина 0

Феофановские чтения. Выпуск 9 В.В. Каширина 0

Христианское воспитание по учению св. Феофана Затворника иерей Вадим Никольский 0

Цель жизни христианина и пути его подвига по письмам святителя Феофана Затворника к мирянам В.В. Ремезов 0

Чин монашеского пострига: взгляд затворника иер. Андрей Кретов 0

Экзегетика и духовная жизнь: святитель Феофан как толкователь Псалмов Н.Ю. Сухова 0

Эпистолярное наследие святителя Феофана Затворника: нарратив и образ автора А.Г. Волкова 0

Догматическое богословие

Нравственно-аскетические труды

Патрология

Проповеди и слова

Священное Писание Ветхого Завета

Священное Писание Нового Завета

Сектоведение

Письма

Переводы

Сборники

Симфонии или указатели

Аудиокниги

Труды на иностранных языках

святитель Феофан Затворник
Феофан (Го́воров) епископ Тамбовский и Шацкий, Затворник Вышенский, святитель

Одним из самых влиятельных духовных писателей XIX века. Подвижник, богослов, духовный наставник, переводчик святоотеческих творений.

Биография

Дни памяти: 10(23) января , 16(29) июня (Перенесение мощей)


Детские, юношеские и молодые годы

В миру Говоров Георгий Васильевич, родился в семье православного священника, в селе Чернавка Орловской губернии, 10 января 1815 года.

Его отец, Василий Тимофеевич Говоров, служил во Владимирской церкви, располагавшейся в том же селе. Мать, Татьяна Ивановна, глубоко верующая женщина, происходила из священнической семьи. Первоначальное образование Георгий получил от родителей. Они же привили ему любовь к Богу. Отец часто брал сына в храм, и тот с радостью участвовал в богослужении, прислуживал в алтаре.

В 1823 году Георгия определили в Ливенское духовное училище. Через шесть лет он с успехом окончил его, а затем поступил в Орловскую духовною семинарию. Шел 1829 год. В семинарии Георгий был на хорошем счету. Рассказывают, что знания настолько привлекали его, что несмотря на успехи в учёбе, он сам выразил желание повторно пройти обучение в философском классе. По окончании семинарии Георгий, с благословения епископа Орловского Никодима, продолжил повышать свой образовательный уровень в Киевской духовной академии. Как лучший воспитанник семинарии, он был отправлен туда за казённый счёт.

В академии, как и в прежних образовательных учреждениях, он учился с большим прилежанием. Здесь в нём раскрылась способность к писательскому творчеству.

Он любил уединяться в тиши святынь Киево-Печерской обители и предаваться благоговейной молитве. Радостные впечатления от тех посещений сохранились в его памяти до конца земных дней. В этот период в нём созрело желание соединить свою жизнь с монашеским подвигом.

Приобщение к монашеству

В октябре 1840 года Георгий подал прошение руководству о пострижении в монашество. В феврале 1841 ректор академии, преосвященный Иеремия, совершил постриг. Тогда же Георгий получил новое имя, Феофан, в честь святого Феофана Исповедника.

В апреле 1841 года инок Феофан был посвящен в иеродиакона, а в июле — в иеромонаха. В 1841 году он закончил духовную академию, защитив диссертацию и получив степень магистра.

В том же году, в августе, отец Феофан получил назначение на должность ректора Киево-Софийского духовного училища и приступил к исполнению обязанностей. Помимо работы ректором он преподавал латинский язык. Кроме того в этот период он занимался углубленным изучением творчества святых отцов Церкви.

В 1842 году он получил новое назначение — в Новгородскую духовную семинарию. Там он исполнял обязанность инспектора, преподавал психологию и логику. Главной мыслью его как преподавателя семинарии, и об этом он постоянно напоминал своим воспитанникам, являлась та, что на первое место в их жизни должно поставляться богоугождение, а не сухая научность.

В 1844 году отец Феофан, по благословению церковного начальства, занял должность преподавателя по кафедре Нравственного и пастырского богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. А в 1845 году он стал помощником инспектора академии.

Служение в Иерусалиме. Дальнейшая деятельность

В 1846 году иеромонах Феофан вошел в состав членов формируемой тогда Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В октябре 1847 года Миссия выдвинулась на территорию Палестины, а в феврале прибыла в Иерусалим.

За время пребывания в Палестине отец Феофан отточил знание греческого и французского языка, основательно изучил вероисповедания ряда инославных конфессий: католичества, лютерантсва, армяно-григорианства и прочих. Здесь он имел широкие возможности знакомиться со святоотеческими произведениями, в том числе с ценными рукописями, читая их на языке оригинала.

Деятельность Русской Миссии в Иерусалиме была весьма плодотворной. Однако с началом Крымской войны, в 1853 году, её отозвали и её участники были вынуждены возвратиться на Родину.

По возвращении в Россию, в апреле 1855 года отца Феофана возвели в сан архимандрита. После этого он приступил к деятельности в Санкт-Петербургской духовной академии, на кафедре канонического права.

А через несколько месяцев, в соответствии с новым назначением, архимандрит Феофан занял пост ректора Олонецкой духовной семинарии. Исполняя обязанности ректора, он, помимо участия в образовательном процессе, занимался обустройством семинарии, в том числе организацией строительных работ.

В 1856 году архимандрит Феофан был отправлен церковным руководством в Константинополь на место настоятеля Русской посольской церкви.

В июне 1857 года он, приобретший к тому времени известность и уважение своей образованностью и аскетическим устроением духа, был вызван в Санкт-Петербург и получил предложение занять место ректора Санкт-Петербургской духовной академии. Предложение было принято, но Промыслом Божьим он занимал эту должность недолго. В тот период отец Феофан участвовал в деятельности академического журнала «Христианское чтение».

Епископское служение святого Феофана Затворника

В июне 1859 года архимандрит Феофан был рукоположен во епископа Тамбовского и Шацкого. За время его управления Тамбовской епархией было открыто множество школ и училищ, в том числе женское епархиальное. Кроме того при нём стали издаваться «Тамбовские епархиальные ведомости». Он исполнял обязанности епархиального архиерея ревностно и ответственно, однако всё больше и больше думал об уединенной молитве и богосозерцании.

В 1863 году церковное руководство переместило епископа Феофана на другую кафедру, во Владимир-на-Клязьме. Здесь, как и на месте предыдущего служения, он способствовал приумножению церковно-приходских школ и духовных училищ. С 1865 года, опять же, при его личной инициативе, стали выходить «Владимирские епархиальные ведомости». Он часто участвовал в храмовом богослужении, посещал разные области вверенной ему территории, много проповедовал, но сердцем, всё же, стремился к отшельничеству.

В 1866 году епископ Феофан подал прошение Святейшему Синоду. Просьба святителя показалась членам Синода необычной, ведь и по уровню знаний и духовного опыта, и по состоянию здоровья, и по организаторским способностям он удовлетворял требованиям архиерейского служения. Святителя выслушали, после чего, согласившись с его доводами, освободили от руководства епархией.

Тогда его назначили настоятелем в приглянувшуюся ему Вышенскую пустынь. Однако и должность настоятеля не вполне соответствовала стремлению его просветленного сердца. Как следствие, некоторое время спустя он подал прошение об освобождении от обязанностей настоятеля. И эта просьба была удовлетворена.

Затворничество

В 1872 году святитель фактически начал вести жизнь затворника. Он затворился в отдельном помещении. Круг его посетителей ограничился чрезвычайно малым количеством людей. В своих кельях он устроил маленькую домовую церковь, сам служил в ней Божественную Литургию: первое время — по воскресным и праздничным дням, а в последние годы своей земной жизни — ежедневно.

Помимо молитвы, существенную часть своего распорядка он посвящал чтению, разбору переписки и составлению ответных посланий, богословским трудам. Вместе с тем, руководствуясь аскетическими наставлениями, много внимания он уделял физическому труду: занимался иконописью, резьбой по дереву, шитьем одежды для себя.

6 января 1894 года святитель тихо отошёл ко Господу. Отпевание архипастыря состоялось 11 января при огромном стечении народа. Тело епископа погребли в Вышенской пустыни, в Казанском соборе.

Творческое наследие

Святитель Феофан Затворник оставил после себя множество выдающихся работ. В качестве пособия по нравственному богословию хорошо известен его труд: Начертание христианского нравоучения. Вместе с тем, этот ряд включает немало других сочинений, таких, например, как Внутренняя жизнь. Избранные поучения, Как начинается в нас христианская жизнь?, Как надобно молиться.

В качестве толкований к Священному Писанию Нового Завета им были составлены такие произведения как Толкование на первое послание к Коринфянам, Толкование на второе послание к Коринфянам, Толкование на первое послание к Тимофею, Толкование на второе послание к Тимофею, Толкование на первое послание к Фессалоникийцам, Толкование на второе послание к Фессалоникийцам, Толкование на послание к Галатам, Толкование на послание к Евреям и др.

Из сочинений догматической направленности можно выделить: Два слова о святом Таинстве Крещения, Душа и ангел, Воплощенное домостроительство, Опыт христианской психологии.

Среди писем обращают на себя внимание: Письма о духовной жизни, Письма о разных предметах веры и жизни, Письма о христианской жизни, Поучения, Собрание писем.

Кроме того, святитель Феофан собрал, перевел на русский язык и соединил в общий свод множество памятников святоотеческой литературы, получивших название "Добротолюбие".

Тропарь святителю Феофану, затворнику Вышенскому, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре, / писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси / и всем верным путь ко спасению указал еси, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Феофану, затворнику Вышенскому, глас 4

Богоявлению тезоименитый, / святителю Феофане, / ученьми Твоими многи люди просветил еси, / со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, // моли непрестанно о всех нас.