Источник

Церковь Гребневския Богоматери в Москве

Этот древний памятник церковного зодчества состоит из купы зданий, строенных в разное время и в различном стиле. В их массе нет ни симметрии, ни единства; но представляется разнообразие частей, кои одни к другим приставлены. Части сии; 1) главный храм Успения Богоматери, 2) прикладенное к юго-восточной его стороне колокольня, а в ней придел во имя Св. Димитрия Селунского, коего притвор упирается в алтарь трапезной церкви: 3) трапеза с двумя приделами, одним на cевер во имя Преподобного Сергия, другим на юго-запад в честь Св. Иоанна Белоградского. Все это здание с северной и западной стороны обнесено каменною оградой, примыкающею к домам, так что оно образует угол Мясницкой улицы, прежней Евпловки.

Ни предание, ни летописи, ни грамоты не говорят нам, были ли здесь селение и церковь в XIV веке, когда его загородное место, ныне составляющее часть Белого города, еще покрывал бор и болото, когда часть Лубянки примыкала к Кучкову полю, на нынешней Cpетенке.

Летопись, утвержденная и, по-видимому, составленная Митрополитом Стефаном Яворским, на основании древних записок и предании, повествует нам о начале церкви Гребневкая Богоматери. Повесть эта написана на двух деревянных досках и внесена в диптих, или синодик церковный, о коем скажем в последствии. Когда Великий Князь Димитрий Донской возвращался победителем с Куликова поля, тогда жители городка Гребня, на ycтье реки Чири, впадающей в Дон, поднесли ему св. икону Богоматери, ознаменованную чудесами. По прибытии своем в Москву, Донской поставил сию святыню в соборной церкви Успения Богоматери. Теперь уже не существует на устье Чири городка Гребня, от коего св. икона получила прозвание Гребневской, измененное в Гребенскую, Посему неправильно производят это прозвание от Гребенских козаков, которые сделались известными по своим разбоям только в царствование Иоанна Васильевича и жили на Терека, куда не доходил Донской. Гребенские козаки заимствовали свое название от Гребенных гор, где они, как видно из книги Большого чертежа, поселились в XVII столетии. (I)

Пред походом своим на крамольный Новгород, правнук Донского, Иоанн дал обет построить на этом мecте церковь. Обет его увенчался Шеломскою битвой 1472 года; он исполнил его сооружением в Московском посадe деревянной церкви в честь Успения Богоматери, тогда как большой Успенский Собор еще не был кончен строением. Неизвестно, по какому побуждению поставлен был в церковь, сооруженную на бору ближнего посада, образ Гребневская Богоматери, который Иоанн III украсил серебром и камением драгим; вместо чудес, велел написать на киоте у образа акафист Пресвятой Богородице в похвалу ее и в благодарение за дарование ему сына Василия. Но летопись умалчивает, когда и кем именно здесь построена каменная церковь, вместо деревянной. По чудесам, прославившим сию св. икону, с того времени и Успенская церковь стала именоваться Гребневскою, и вероятно, тогда, когда обветшала деревянная, подобно другим обетным церквам, обыденная, и построена каменная. Под именем Гребневской она уже встречается в грамотах конца XVI века, когда мимо ее имело шествие Кучумово семейство. (2) С этим св. образом Русские дружины отразили в 1612 г. Поляков на Сретенской улице; Филаретова рукопись говорит, (3) что от церкви Гребневская Богоматери Князь Д. Т. Трубецкой двинулся на освобождение Китая и Кремля от Польской сволочи и Русских изменников. В Ладанных 1619 г. и в приходных Патриарших книгах 1626 года упомянута: «Церковь Гребневския Богоматери у Никольских ворот с приделом Св. Димитрия Селунского». Из этого видно, что в начале XVII века, уже существовал Дмитриевский придел в колокольне; но трапезы с двумя приделами еще не было. В книгах Царского жалованья Московским церквам 1638 г. находим церковь св. Иоанна Белоградского, что у Пречистыя Богородицы Гребенская. Самое ж место храма, называемое Лубянкою, напоминает нам разводы или переселения Новгородцев в Москву и Новгородскую улицу Лубяницу или Лубяную, где также еще в 1354 году сооружена была каменная церковь во имя Св. Димитрия Селунскаго. Не намекает ли это на обстоятельство, (если нет другого), почему Иоанн III на этом месте поставил обетную церковь, как памятник усмирения крамольного Новгорода?

Про Царе Михаиле Феодоровиче царского жалованья, годовых в молебных денег в Дмитриевском приделе этой церкви было: попу 9 рублев 20 алтын, дьякону 7 руб. 5 алтын, дьячку 8 руб., просвирнице 3 руб. 32 алтына, 5 денег, пономарю рубль 14 алтын, двум сторожам по 28 алтын, предельному попу 5 руб. 8 алтын, дьячку 2 руб., пономарю рубль 14 алтын, просвирнице 19 алтын. В церковь Св. Ионна Белоградского 1638 г. попу 15 руб, дьячку 8 руб., пономарю 6 руб., сторожу 4 руб., (4) Из книги 1722 года видим, что причетники этой церкви получали от Государя ружное денежное в хлебное жалованье.

В пожар 1687 г. церковь Гребневския Богоматери вся объята была пламенем, так что не успели вынести и образа ее; но он чудесно сохранен, и по словам летописи, «внезапу обретеся на воздусе».

По писцовым книгам 1689 г. церковной и кладбищенской земли у храма Гребневская Богоматери было, длиннику 21 без 1/4 сажени, поперешнику 15 сажен. По указу Петра I, 1706 г., приписана к нему кладбищенская в церковная земля упраздненной Феодосиевской церкви.

Между тем в начале XVIII столетия церковь сия от древности своей обветшала и, как гласит ее летопись, «в землю углубилась «так что в дождливое время вода в ней стояла.» В таком положении церковь Гребневская сделала воззвание к доброхотным дателям, которое от ее имени писано прозой и стихами Святителем Стефаном и скреплено его рукой. Между вкладчиками читаем в книге имена Царевны Наталии Алексеевны, сестры Петра Великого и его любимца Князя А. Д. Менщикова. Царевна сия, украсив чудотворный образ от своих сокровищ, пешая сопровождала его из Преображенского села в церковь Успения Божия Матери на бору, и там совершив молебное пение, поставила святыню на свое место. Возобновлению сей церкви особенно содействовал Стефан Яворский из усердия к чудотворному образу и из любви к протопопу брату своему Стефану Ананьину. Им освящен возобновленный и украшенный дом Пресвятой Богородицы 1711 г. Ноября 21; им засвидетельствованы и чудеса, явленные от ее иконы, между коими заметим следующие: 1) В дому прихожанина стольника Феодора Степанова Салтыкова невидимая сила кидала в живущих камни, и там же была вдова, одержимая тяжкою болезнию. Когда поднят был св. образ в дом с молебствием, бесовское страхование прекратилось и больная выздоровела. 2) В дому девицы Арсеньевой 1712 г. одержимая бесом девица освобождена от него помощию Богоматери, к которой она приведена была. «Сии все чудеса», гласит летопись, «свидетельствованы Преосвященным Стефаном, Митрополитом Рязанским и Муромским; и в истинное уверение его Архиерейскою рукою подписано еще: сия вся известие испытавши, свидетельствую тако быша. Смиренный Стефан Митрополит Рязанский и Муромский. 1712 года. Марта 17 дня.» Близь этой церкви, на Рязанском подворье, 1722 г. Ноября 27, кончил деятельную жизнь свою Святитель Стефан, блюститель Патриаршего Престола, первый Протектор Московской Славяно-Греко-Латинской Академии; и колокол у Гребневской возвестил жителям Москвы, что не стало великого ревнителя Православия, сотрудника и друга Св. Димитрию Ростовскому. С подворья, 20 Декабря, Синодальные Архиереи и Архимандриты вынесли усопшего Святителя в церковь Гребневския Богоматери, где после литургии, отпевали его всем Синодом. (5)

В Троицын день 1737 г. когда Москва превратилась в огненное море, когда пламя лилось из юго-западной части Белого города через Кремль и Китай в северо-восточную и все истребляло в потоке своем: тогда у Гребневской сгорела кровля на трапезе, придел и алтарь; но внутренность церкви уцелела. (6)

В 1812 году пожар, свирепствовавшей в разных частях Москвы, миновал это место. Усердие Священника Никиты Петрова Цветкова и дьячка Дмитрия Петрова Розанова спасло чудотворную икону и драгоценные утвари в колодцах главы. Со вступлением неприятелей в Москву оставался один дьячек, который 64 года беспрерывно исправлял должность причетника. Тщетно неприятели вымучивали у него признание, где скрыты церковные сокровища: они били его прикладами ружей, рубили саблями; но верный своему дому причетник, при виде грозившей ему смерти, не открыл врагам своей тайны. Вся израненая грудь этого 90 летнего старца, служила почетным свидетельством его доблести; в прошлом году он кончил жизнь свою. Враги удовольствовались только расхищением оставшихся в церкви украшений.

В церковь сию доныне не престают стекаться Московские жители на поклонение чудотворной иконе; многие поднимают ее к себе на дом. С теплою верою не иссякает источник исцелений и утешений от святыни.

В квадрате главного храма изменен вид от перестроек его в начале XVIII столетия.

Кирпичные стены его толщиною в два аршина, с железными связями, разделены на северной стороне четырьмя лопатками, какие должны быть на южной и западной; но закрыты пристройками. На этом квадрате теперь крыша железная четырехскатная, вместо прежней черепичной или гонтовой. Над нею возвышается осмигранный фонарь или трибун с гранеными полуколоннами между окнами; при подножии его с четырех сторон четыре колодца или западни. Над грушеобразною главой трибуна возносится четверочастный крест на полумесяце. Теперь древние узкие и длинные окна в северной стене заменены широкими с прямыми перемычками. К ней пристроен крытый ход, ведущий к иконе Одигитрия Смоленской Богоматери, изображенной на западной стене церкви. Там прежде на кровельной площадке служивали молебны пред этим образом, коего чудеса начертаны в летописи церковной. В восточной части видно совершенное нарушение символической симметрии, вероятно, для особенных причин. Она состоит только из двух полукружий; но третье, южное занято колокольней, у которой низ круглый, средина осмигранная с пролетами, а верх шатровой; подобно другими древним звонницам, она ниже самой церкви. Глава ее увенчана таким точно древним крестом, какой был на Кремлевской Предтеченской церкви: вопреки запрещению Стоглавого собора гл. 41. на трех концах креста приделаны еще меньшие. Из этого можно предполагать существование этого креста до Стоглава, т. е. до 1551 года. В нижнем ярусе колокольни до 1812 года помещался Дмитриевский придел, напоминающий нам древние круглые церквицы. Большею частию, колокола литы в царствование Елисаветы Петровны; но на одном из них прочтете следующую надпись: «7190 (1682) году построен сей колокол к церкве Пресвятыя Богородице Гребневская по Володимере Ивановиче, по жене его Феодоре Батанове, Княгини Феодоры, дан колокол 200 рублев, лил сей колокол мастер Федор Моторин».

Внутреннее расположение главного храма показывает, что не колокольня к нему пристроена: но что он пристроен к колокольне, по-видимому, для того, чтобы не сдвинуть с места Дмитриевской церкви. Закладенная же в южной стене Успенской церкви арка, ведущая в придел, подтверждает такое предположение. Внутренность церкви освещается окнами сквозного трибуна и вновь пробитыми в северной и южной стенах.

Свод в этой церкви крестовой, а в алтаре коробовой. Там помост каменный – здесь из дубовых лещадей, возвышенный на две ступени. Алтарный иконостас с резьбой и позолотою, в пять поясов иконопись в нем относится ко времени поновления церкви в 1711 году. Верх осеняется резным из дерева Распятием. В первом поясе замечательны местные образа Спасителя, Богоматери Одигитрия, храмовой Успения Божия Матери, Гребневския Богоматери, ознаменованные греческим пошибом. Последняя блистает драгоценными украшениями: ее убрус и риза унизаны жемчугом; золотой венец с семью городками осыпан алмазами, изумрудами и яхонтами; поля ее покрыты позолоченым серебром с репьями из драгоценных камней. В 1711 году, как выше замечено, она возобновлена и украшена сестрою Петра 1, Царевной Наталиею Алексеевною. На древней пелене вышито шелками, серебром и золотом изображение сего явления Богоматери. Висящее пред иконостасом пяти ярусное медное паникадило относится к началу ХVIII столетия; на матице его корона. Оба крилоса стилем своим соответствуют алтарному иконостасу. Позади их на налоях выставлены ковчеги и кресты с св. мощами, также два древние тельника из самоцветных камней с серебряными переймами. На двух досках у западной стены прочтете вышеупомянутую нами летопись церкви.

В двухчастном алтаре около престола ступени, какие издревле устроивались в Византийских и Русских церквах по примеру Цареградского Софийского храма; там Юстиниан, по свидетельству Кодина, сделал вокруг престола золотые ступени, на кои восходят священники для целования священной трапезы и для священнодействия. Над престолом узорочная, едва ли не единственная в своем роде, сень. Она резная из дерева. Четыре точеные столбика поддерживают ее верх, осененный пятью большими и четырьмя малыми шатровыми куполами; они покрыты раскрашенною слюдой с наложенными на них медными травами и репейками. Сень представляет подобие древних деревянных церквей, а числом куполов соответствует числу Чинов Ангельских. В ней нельзя не удивляться замысловатости художника, искусству и отчетливости резьбы разнообразию и симметричности украшений. Тем и другим она превосходит надпрестольную сень в Чудовской церкви Архангела Михаила, вырезанную 1642 года Петром Ремезовым. По изустному преданию, первая вывезена из Новгорода. На горнем месте устроено святительское седалище, которое нередко занимали служившие здесь Патриархи и Блюститель их престола, Митрополит Резанский Стефан Яворский.

Из храма арка западной стены открывает вход в трапезу, где на северной стороне придел во имя Преподобного Сергия, а на южной во имя Св. Иоанна Белоградского. В восточной стене трапезы на камне вырезана вглубь надпись, показывающая, что здесь погребены в 1626 году жена и дети дьяка Гаврила Левонтьева. Имя Леонтьева, прихожанина этой церкви, вошло в область отечественной истории. Годунов посылал его с Нащокиным в Иверию условиться с Терекскими вельможами в мерах для ее защиты.

Трапеза с коробовыми сводами пристроена, как мы заметили, позднее половины XVII столетия. Для большего освещения окна в ней расширены, и разделаны две арки, ведущие в южный придел. В обоих приделах алтарные иконостасы не старее XVIII века; в южном приделе на зеркальном своде утверждено изваяние Ангела с трубою в одной руке, а другою держащего паникадило. У западной части придела пристройка с деревянным сводом и с хорами на деревянных столбах. В печюре южной стены вставлен камень с следующею надписью, в коей смешаны греческие слова с русскими: лета 7143. ЭК-ТНСЕ ЕККЛIСIА. ЕТУ ТН ТУ АГИОV МЕГАЛОV MAPTИPOV ИВАНУ ΔIAKOC ГАВРIЛОС TOV ЛЕΩΝТИОВ ТИΝ ПАСАΝ ЕКЛИСIАΝ АСТИКИС I СКЕВИΝ КЕ ТИС АϴЕНТИ ЕТИМОV. IЕРС КЕ КЛИРИКУ ТАS ЕКЛИШИЕS ΩПИΩС. И-С ЕТУ ЕКЛИШИΩΝ ИСТЕРОН ΩΔЕϴЕЛО. МЕТА ΔЕ. ТО МИНОС РЕϴIИ. ΔЫА ТIС ПАНДОН. ЕСПЕРIΩШИН. АϴТИН. ЭМСМШИ ТОV ГАВРIЛОВ, КЕ ТО ЭНОЗИ ТО. ТАМИ МНЕ ВЕТЕΩС ПУ ЭКЛИШИΩИ АϴТИΝ АТЕКЕ…

Из слов этой надписи, неправильно написанных и несовсем разобранных, можно понять, что вышеупомянутый дьяк Гаврило Леонтьев был вкладчиком церкви и соорудителем в ней престола в честь св. великомуч. Иоанна Белоградского. По-видимому, трапеза эта служила усыпальницей знаменитых фамилий, прихожан этой церкви. Как в стены, так и в помост вставлены надгробные камни – указатели имен и могил. На них читаем фамилии Князей Щербатовых и Урусовых, Графов Толстых, здесь погребены роды Волынских н Магницких, из которых известен первый сочинитель Арифметики, погребенный здесь 1739 года. (7) Некоторые камни еще в прошлом столетии обращены надписями вниз, как на пр. надгробный камень Г-жи Магницкой, возвещавший о кончине ее от радости, при нечаянной встрече с сыном своими которого она почитала умершим. (8)

Но, к счастию, сохранившаяся в церкви две рукописи: Синодик или Диптих и Вкладная книга, писанные 1711 и 12 года, дополняют историю церкви. Как не во многих церквах уцелели такие почтенные памятники, служащее источниками для истории и генеалогии: то сообщим здесь краткое известие о той и другой. Первая, писанная на александрийской бумаге четким уставом, в лист, и переплетенная в бархат с серебряным середником, на коем вырезано изображено Гребневская Богоматери. На первом листе читаете следующее заглавие: Диптих, сиречь помянник рабов Божиих и рабынь: храма Успенья Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, иже на бору: в нем же и чудотворный образ ея Пресвятыя Богородицы, яже порицается Гребневская. Преписашася родов имена с древняго ветхаго синодика сего храма, лета от сотворения мира 7163-го, от Рождества же по плоти Бога Слова 1712-го, Июния 4 дня. В предисловии сказано, что этот Синодик состоит из трех частей: в первой вписаны роды и вклады до Московского разоренья, т.е. до 1612 года; во второй, по Московскому разореньи, до 1705 года, а в третьей – до обновления и освящения церкви и впредь. К поминовению усопших приложены следующие статьи духовного содержания: 1) Увещание люботщательному православному читателю и о пособии мертвым, 2) статья из Минеи Четьи и Пролога, 3) выписка из Соборника, 4) из Потребника иноческого, 5) из Зерцала Великого, 6) из Цветникa духовного. Статьи сии, украшенные гравированными естампами того же времени, заключаются стихами, кажется, Стефана Яворского: Известие о смерти, где стихотворец излагает свои мысли в следующем порядке: «смерть судит право; смерть равнит; страшно есть время смерти; память смерти; смерти ждати; смерти забвение; ко смерти себе уготовление;» потом следуют стихи ко иереям служащим и молитва.

В помяннике Bcеpoссийские Митрополиты начинаются Михаилом, а оканчиваются последним из них Дионисием, Московские Патриархи Адрианом, Великие Князья от Ярослава до Василия, во иноцех Варлаама, Цари Московские от Иоанна до Петра I, которого имя приписано позднейшею рукой. Затем следуют имена Великих Княгинь, Цариц, Царевичей и Царевен. В Синодике до Московского разорения редактор замечает, что ему «за прехождением многих лет неизвестно, от которых лет начашася писати сии нижеписанные роды». В нем встречаем роды Князей Шедаковых, Черкасских, Палецких, Скопиных-Шуйских, Ноготковых, Квашниных, Трубецких и 3aсекиных. В род Кутузовых внесены: Андрей, благоверный Князь Василий, Царь Симеон, Царица Mapия. Затем следуют роды Сабуровых, к коим не причислена Великая Княгиня Саломия, Вельяминовых, Писемьских, Сафоновых и проч. Во вторую часть включены имена Епископов, Apxиепископов и Митрополитов Рязанских и Муромских, Епископов Коломенских и Каширских; за ними следуют роды Князей Шуйских, Шереметевых, в главе коих стоят Царевич Иоанн Иоаннович и Царица Леонида, роды Князя Владимира Тимофеевича Долгорукова с дочерью его Царицею Марию, первою супругой Царя Михаила Феодоровича, Князей Буйносовых, Голицыных, Куракиных, Львовых, Урусовых, бояр Волынских, Салтыковых, Хитровых. Здесь же вписаны имена пятидесяти воинов, убитых под Конотопом 1658 г. в приход Крымского Царя и изменника Ивана Выговского; на поминовение их дано Государево жалованье.

Другая книга вкладная скорописная, в лист, на тряпичной бумаге, переплетенная в бархат, с лицевым изображением Божией матери Гребневской. Она начинается воззванием к доброхотных дателям, к коему присоединено прошение ко всем моление Митрополита Стефана Яворского, подписанное им собственноручно:

и оканчивающееся следующими стихами, по-видимому, его же сочинения:

Кто же благоволит что по силе подати,

Той да изволит зде имя свое подписати:

Да поминаем за здравие будет выну,

Впишется же в животных книгах, в небеснем чину.

В числе вкладчиков находим здесь Царицу Прасковью Федоровну, Царевну Наталию Алексеевну и Императрицу Анну Ивановну, Светлейшего Князя А.Д. Меншикова с его семейством и многих других, которых исчисление заняло бы здесь довольно места. На концe книги вписана копия с купчей на лавку, данную вкладу Гребневской церкви гостем Филатовыми «7168 (1668) Февраля в 21 день, в, приказе большего приходу перед околничим перед Родионом Матфеевичем Стрешневым, да перед Томидою Истоминым, продавец Пречистыя Богородицы Стретенского монастыря игумен Дионисий сказал, что он гостю Остафью Иванову сыну Филатьеву лавку свою деревянную без четверти с прилавком, да скамейнное место, да лишнюю вымеренную землю, мерою сажень с десятью вершки, да подле той лавки четверть лавки деревянные, торгуют в ней конопляным маслом, продал и деньги взял, и такому купчую дал, и ся купчая в книги записана и пошлины по указу взяты. Дьяк Александр Дуров. Справил Яшка Севостьянов. 7196 (1688), Августа в 24, по сей купчей я гость Остафей Иванов сын Филатьев лавкою своею и с местом (на Ильинском крестце в хлебном и колачном ряду по конец Ветошного ряду) отдал вкладу в дом Пречистой Богородицы Гребневской священнику с причетники в вечной поминок родителей своих, и впредь мне Остафею до сей лавки и с лавочным местом и жене моей и детям и сродничем дела нет; владеть тою лавкою впредь церкви Пречистыя Богородицы священнику с причетники, и с лавочным местом. И подписал на сей купчей я Остафей Филатьев своею рукою».

Напрасно здесь ищете вы вкладов Димитрия Донского, Иоаннов III и IV, Царей Михаила, Алексия и Феодора, посещавших этот храм, прославленный чудотворениями от св. икон Богоматери. Все утвари, хотя и ценные, но не замечательны древностью своей и вкладчиками.

О Государевом сооружении этого храма между прочим свидетельствуют нам три герба в ограде, высеченные из белого камня. На них представляются по двуглавому распластанному орлу с распростертыми к верху крыльями; на головах у них две зубчатые короны, в когтях, вместо державы и скипетра, по цветку. (8) На груди у них еще нет всадника с драконом. Предание относит их ко временам Иоанна III, заимствовавшего в 1497 году такое гербовое клеймо от Византии, коей оно дано Константином Великим в ознаменование, что Империя, хотя разделенная на восточную и западную, не менее того составляет единое государственное тело. На столбах северных ворот в ограде выставлены мраморные плиты, на коих вырезана таже летопись церкви, какая изображена на деревянных досках. История скрыла от вас достопамятные события, соединенный с пятивековым существованием этого дома Божией Матери; но Голиков в Деяниях сохранил нам знак уважения Петра Великого к этому храму. При торжестве побед своих, 1704 г. Император выставил у стен его портрет своего родителя на пиедестале под балдахином и, проходя мимо его в триумфе с войском, как почтительный сын, отдал ему честь.


Источник: Русская старина в памятниках церковнаго и гражданскаго зодчества / Сост. А. Мартыновым ; текст Н. М. Снегирева. - Изд. 2-е с доп. - Москва : В типографии Ведом. Моск. Гор. Полиции, 1848-. / Год 3. - 1852. - 218 с., [15] л. факс.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle