Катанский
Катанский, Александр Львович – известный догматист, доктор богословия, заслуженный ординарный профессор. Сын священника г. Нижнего Новгорода, – среднее образование он получил в Нижегородской Духовной Семинарии, высшее в С.-Петербургской Духовной Академии, в которой окончил полный курс наук вторым магистром в 1863 г.; в том же году был назначен в Московскую Духовную Академию бакалавром по кафедре церковной археологии и гомилетики. Во время службы в московской Академии А.Л. Катанский дебютировал на литературном поприще, напечатав в славянофильской газете «День» И.С. Аксакова статьи: 1) «Какое значение имеет распространение просвещения в русском народе для будущности русского раскола?» (1864 г.) и 2) «О движении религиозной мысли образованного класса в России» (1865 г.), а в журнале «Православное Обозрение» (за 1865 г.): «Вопрос о соединении церквей, история попыток к его решению и будущая его судьба». С тех пор учено-литературная деятельность Александра Львовича не прекращается до настоящего времени.
В 1867 г. А.Л. Катанский был переведен в С.-Петербургскую Духовную Академию на кафедру догматического богословия, которую занимал (до 1896 года) в течение 20 лет; в 1869 г. он получил звание экстраординарного профессора; в 1877 г. публично защищал докторскую диссертацию под заглавием: «Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцов и учителей церкви до Оригена включительно; историко-догматпч. исследование» (Спб. 1877 г.), после чего был утвержден в степени доктора богословия и возведен в звание ординарного профессора. С 1877 г. А.Л. Катанский проходил должность помощника ректора академии по богословскому отделению до введения нового устава в 1884 г., когда был назначен членом академического правления. С 1881 по 1885 г. он состоял редактором журнала «Церковный Вестник», в котором ввел значительные преобразования и улучшения; в журнале были открыты новые отделы: постоянных передовых статей, мнений печати по церковным вопросам (с 42 №-а 1881 г.), церковной летописи (с 10 №-а 1882 г.), обозрения Епархиальных Ведомостей (с 37 №-a 1884 г.), обозрения светских журналов по вопросам церковным (с 42 №-а 1884 г.). В 1888 г. он получил звание заслуженного ординарного профессора; в 1896 г. оставил службу при Академии, непрерывно продолжая заниматься своей любимой наукой – догматическим богословием.
Многочисленные учено-литературные труды А.Л. Катанского можно разделить на четыре категории: 1) по догматическому богословию, 2) по церковной археологии и литургике, 3) по церковной истории и 4) духовная журналистика.
I) Труды по догматическому богословию:
1) Об историческом изложении догматов («Христианское Чтение» 1871 г.);
2) Об изучении библейского новозаветного периода в историко-догматическом отношении (ibid. 1872 г.);
3) Характеристика православия, римского католичества и протестантства (ibid. 1875 г.);
4) Догматическое учение о семи церковных таинствах, Спб. 1877 г., – докторская диссертация (отзыв об этом сочинении см. у проф. А.Д. Беляева в «Православном Обозрениии за 1877 г.);
5) Воскресение Христово («Церковный Вестник» 1882 г., № 14);
6) Воплощение Сына Божия (ibid. 1882 г., № 51–52);
7) Крестные страдания и смерть Спасителя (ibid. 1883 г., №№ 15–16);
8) Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (ibid. 1884 г., №№ 12–14);
9) Православное и римско-католическое понятие о церкви, – по поводу изд. загран. сочинения «О церкви» (ibid. 1885 г., №№ 7, 8);
10) Вопрос о времени учреждения иерархии и церкви (ibid. 1886 г., №№ 9, 10);
11) Новая иезуитская махинация, – по поводу издан. загран. сочинения «Об исхождении Св. Духа» (ibid. 1888 г., № 14);
12) Христос Спаситель – истинный Мессия (ibid. 1888 г., № 17);
13) Об исхождении Св. Духа – по поводу старокатолического вопроса («Христианское Чтение» 1893 г.);
14) О научно-богословских определениях церкви («Церковный Вестник» 1894 г., № 42);
15) О постановке трактата о церкви в науке догматического богословия (ibid. 1895 г., №№ 15–16);
16) О Главе церкви Иисусе Христе и Св. Духе Параклите (ibid. 1895 г., № 18);
17) Учение о благодати Божией в творениях древних св. отцов и учителей церкви до блаженного Августина: историко-догматическое исследование, Спб. 1902. Это солиднейшее сочинение А.Л. Катанского обратило на себя внимание ученого мира и было удостоено полной премии митроп. Макария. Прот. П.А. Смирнов, рецензировавший это сочинение, дает о нем следующий отзыв на страницах «Церковных Ведомостей»: «Только глубоко-ученый и опытный профессор, обстоятельно знакомый с святоотеческими творениями и с классическими языками древности, при горячей любви к специальности предмета, мог разобраться в множестве и разнообразии данных для предпринятого им исследования и совершить этот труд, по всей истине, капитальный. Многоценный вклад приобрела в нем наша богословская наука» (от 16 ноября 1902 г., № 46, стр. 1619).
II) Церковно-археологические и литургические сочинения А.Л. Катанского:
1) Очерк истории литургии нашей православной церкви («Христианское Чтение» 1868 г. и отдельно: Спб. 1868);
2) Очерк истории древних национальных литургий Запада («Христианское Чтение» 1869 и 1870 гг. и отдельно: Спб. 1870 г.);
3) Во введении к Собранию древних литургий восточных и западных, в переводе на русский язык: Предварительные сведения о цели и составе сборника (1874 г.);
4) Сказания о Нерукотворенном образе Спасителя восточные и западные («Христианское Чтение» 1874 г.);
5) К истории литургической стороны таинства брака (ibid. 1880 г.);
6) Очерк истории литургической стороны таинства елеосвящения (ibid. 1880 г.).
III) Церковно-исторические труды A.Л. Катанского:
1) Вопрос о соединении церквей, история попыток к его решению и будущая его судьба («Православное 0бозрение» 1865 г.);
2) История попыток к соединению церквей греческой и латинской за первые 4 века (XI-XV) по их разделении, Спб. 1868 г.;
3) Краткий очерк истории и характеристика попыток к соединению церквей греко-восточной и римско-католической за весь 8-вековый период разделения церквей (публичн. чт., в «Протоколах С.-Петербургского отделения Общества Любителей Духовного Просвещения», Спб. 1872 г.);
4) Кто искажает историческую истину? («Церковный Вестник» 1889 г., №№ 7 и 8 – по поводу издания загран. сочинения «О церкви»);
5) О систематической фальсификации учения о церкви у папистов (ibid. № 7);
6) О наших переводах отеческих творений (ibid. № 10);
7) Историческая справка к статье «О перемещениях в среде нашей церковной иерархии (ibid. 1888 г., № 5);
8) Обозрение евангельских повествований о предании Господа на крестную смерть (ibid. 1891 г., № 16).
IV) Духовная журналистика.
В период с 1881 по 1897 г. профессором А.Л. Катанским напечатано весьма большое количество статей в «Церковном Вестнике» по самым разнообразным, преимущественно церковно-общественным и отчасти богословским, вопросам. Из передовых статей, помещенных в «Церковном Вестнике» за четыре года его редакторства (1881–1884 гг.), А.Л. Катанскому принадлежит около половины. Назовем из них некоторые, характеризущие данное Александром Львовичем журналу направление и оживление:
1) По поводу газетных толков об устройстве приходов («Церк. Вестн.» 1881 г., № 4);
2) Наш светский образованный мир и духовенство (ibid. №№ 5–8 – проект богословского факульт. при университете);
3) По поводу книги «Белое духовенство» (ibid. №№ 9, 13–16);
4) Главный источник всех наших зол (ibid. № 11);
5) Об участии духовенства в народном образовании (ibid. № 17);
6) Подготовительная мера к поднятию религиозного образования нашего светского общества (ibid. № 18);
7) О сильной организации церкви и серьезном влиянии духовенства (ibid. № 27);
8) О нашей семинарской духовно-учебной системе и о нигилизме (ibid. №№ 32–34);
9) Истинный смысл забот светских либеральных журналов о нравственном влиянии духовенства на народ (ibid. № 38);
10) От чего зависит малоплодность нашего общественного и литературного движения, направленного к устроению нашей церковной жизни? (ibid. № 39);
11) Каким мировоззрением живут очень многие из образованных людей нашего времени? (ibid. № 42);
12) О религиозных элементах в нашей сельской школе и об участии в ней духовенства (ibid. № 44);
13) Внутренние причины ратования нашей светской либеральной печати за раскол и сектантство (ibid. № 45);
14) О современном составе нашей церкви и ее иерархии – по поводу статей «Руси», «Русского Вестника» и «Вестника Европы» (ibid. 1882 г., №№ 5–6);
15) О задачах законоучительства в нашей народной школе (ibid. № 7);
16) Церковь и школа (ibid. № 10);
17) О школах грамоты во всех приходах церк. (ibid. №№ 15–16);
17) Союз церкви с государством (ibid. №№ 19–21, по поводу издания Елагина [псевдоним Ширского, скончавшегося секретарем Грузино-Имеретинской Конторы в Тифлисе] «Чего надо желать нашей церкви»);
18) О способах борьбы с современным неверием (ibid. № 23);
19) О внебогослужебных собеседованиях (ibid. № 25); 20) Вопрос о сокращении приходов и причтов (ibid. №№ 26. 28);
21) О столкновении интересов монастырей и церквей (ibid. № 32);
22) Церковно-приходский вопрос (ibid. № 34);
23) От чего иногда зависит малоуспешность обращения инородцев в христианство? (ibid. № 33);
24) Недостатки нашего приходского духовенства (ibid. № 35);
25) Обвинительный акт «Русской Мысли» всему нашему духовенству (ibid. № 36);
26) Тревога среди либералов по поводу слуха о намерении правительства поддержать и усилить церковно-приходские школы (ibid. № 37);
27) По поводу взгляда газеты «Русь» на церковно-приходские школы (ibid. № 45);
28) Раскольнический вопрос (ibid. 1883 г., № 4);
29)Ненормальное отношение к духовному сану и званию некоторых членов духовенства (ibid. № 10);
30) Замечательные факты деятельности духовенства по народному образованию (ibid. № 12);
31) О псаломщиках, как помощниках священника (ibid. № 19);
32) Воскресные беседы священника с детьми или катехизация детей (ibid. №№ 23–24);
33) Что нужно иметь в виду священнику для борьбы с неприязненным отношением общества? (ibid. № 26);
34) О церковно-приходских школах (ibid. № 28 – по поводу циркуляра Министра Народного Просвещения);
35) Опыт исторического очерка церковно-приходских школ (ibid. № 31);
36) Систематичность в деятельности приходского пастыря (ibid. № 32);
37) К вопросу о спиритизме (ibid. № 34);
38) Еврейские замыслы против христианской церкви (ibid. № 46);
39) По поводу последних циркуляров Мин. Нар. Просв. об участии духовенства в народном образовании (ibid. № 48);
40) Проект организации церковно-приходской школы (ibid. 1884 г., № 6):
41) Восстановление истины (ibid. № 7 – относительно церк.-прих. школы);
42) О церковном обучении детей христианской вере (ibid. № 9);
43) Что нужно для нашего, приходского, сельского духовенства? (ibid. №№ 15–16);
44) Один из важных недостатков нашего духовенства (ibid. № 17);
45) О любви дух. воспитанников к духовно-учебным заведениям (ibid. № 23);
46) Организация надзора и руководства церковно-приход. школ (ibid. № 36);
47) О восстановлении причтов в прежнем составе (ibid. № 37);
48) Об особом приготовлении низших членов причта (ibid. № 40);
49) Об удешевлении религиозно-нравственных брошюр для народного чтения (ibid. № 41);
50) О распространении в народе книг Свящ. Писания на славянском и русском языках (ibid. № 50).
По оставлении редакторства проф. А.Л. Катанским были напечатаны следующие статьи:
51) Св. Синод в первые годы существования (ibid. 1885 г., № 7);
52) Газетные сетования на высшую церковную иерархию (ibid. № 9);
53) Существующий способ вознаграждения духовенства (ibid. № 21);
54) Религиозно-образовательные потребности нашей церкви (ibid. №№ 25–27);
55) О пенсиях по духовно-учебному ведомству (ibid. № 16);
56) О знаках ученых степеней (ibid. № 33);
57) Об основных началах церковного устройства (ibid. 1886 г., №№ 21–30 – по поводу 2 изд. Елагина: «Чего надо желать нашей церкви»);
58) О пенсиях по духовно-учебному ведомству (ibid. №№ 5, 8);
59) О перемещениях в нашей церковной иерархии (ibid. 1888 г., № 5);
60) Восточный вопрос, как вопрос о будущем торжестве православия над латинством и протестантством (ibid. № 12);
61) К истории духовного просвещения за последние 30 лет (ibid. 1889 г., № 38);
62) О междуцерковном единении православного Востока (ibid. № 17);
63) О представителях наших церковных интересов за границей (ibid. 1890 г., № 22);
64) Широкое понимание наших религиозно-образовательных потребностей (ibid. 1891 г., № 10);
65) О современном русском монашестве и его нуждах (ibid. №№ 19–20 – по поводу издания Елагина);
66) Старокатолический вопрос для православн. Востока (ibid. 1892 г., № 46);
67) Древнерусский приход (ibid. 1897 г., №№ 31–32);
68) Высокая церковь в англиканстве (ibid. 1898 г., №№ 19–22);
69) Трехчленная формула (православие, самодержавие и народность) в «Прибавлениях к Церк. Ведомостям» 1905 г., № 51;
70) К вопросу о самодержавии (ibid, 1906 г., № 7).
Кроме того, во время своего редакторства А.Л. Катанский большей частью сам вел отделы в «Церковном Вестнике» – «мнения печати» и «епархиальное обозрение», а также «обозрение светских журналов»; по оставлении же редакторства продолжал вести в журнале «обозрение светских журналов» с 1884 до 1888 г. и «обозрение духовных журналов» с 1888 до 1897 г.
Авторитетная оценка ученых и духовно-литературных трудов профессора А.Л. Катанского дана избранием его в почетные члены Духовными Академиями: С.-Петербургской (в 1896 г.), Казанской (в 1897 г.) и Московской (в 1904 г.). Последняя отметила, в частности, солидные ученые труды его по догматическому богословию.
Свящ. Н.В. П-в