прот. Александр Мень

Источник

Жа́нры

Жа́нры литературные в Библии, исторически сложившиеся виды литературного творчества, использованные священными авторами Библии. Подход к Писанию как к книге Богочеловеческой предполагает исследование тех литературных принципов, на которых построены составные части Библии. Классификация и характеристика литературных Жанров относится к области *литературной критики библейской. Поскольку каждый Жанр имеет свои законы и свойства, их анализ необходим для экзегетики. Игнорирование особенностей литературных Жанров может привести к неадекватному толкованию текста, когда от произведения, написанного в определении Жанра, будут ожидать того, что для него нехарактерно. Например, в притче важна не документальная достоверность события, а его смысл, точно так же, как и библейская генеалогия, не претендуя на абсолютную точность, в первую очередь служит раскрытию богооткровенного учения.

В общем литературоведении художественные (поэтические и прозаические) произведения делятся на три рода: а) эпос, б) лирику и в) драму. В свою очередь эти роды распадаются на многочисленные Жанры, или виды. Они выделяются по совокупности признаков, присущих каждому Жанру. Не следует забывать, что термины род и вид в литературоведении нередко употребляются как тождественные.

Жанр литературный, КЛЭ, т.2 (там же дана библиография); Поспелов Г.Н., Теория литературы: Роды и Жанры литературы, М., 1964.

Впервые важность анализа литературных Жанров, характерных для Священного Писания, была отмечена в трудах *Гердера, *Якимова и особенно *Гункеля. Огромное значение им придавали богословы *«истории форм» школы. В католической библеистике проблема литературных Жанров была поставлена в конце 19 в. *Лагранжем, а позднее изучение ее санкционировалось энцикликой папы *Пия XII (1943). Анализ библейских Жанров строится на основе изучения Жанров, известных культурам *Древнего Востока и *античности, и тех, которые были выработаны в процессе создания самой священной письменности. Ниже приводится в алфавитном порядке перечень основных библейских Жанров с краткими их характеристиками.

1. Агада (евр. אגדה – сказание, повествование), назидательный комментарий к Писанию, иногда связанный с положениями *галахи, но и в этом случае не имеющий канонического характера. Агада имеет вид притчи, легенды, пословицы, изречения. По содержанию она имеет нравственно-назидательный характер и включает в себя богословские размышления, историософские сказания. Нередко агада передавала и древние представления о *природе. Христос Спаситель изредка прибегал к этой форме поучения (Мф.12:40–42; Мк.10:2–9; 12:28–31).

2. Апокалиптический Жанр, см. статью *Апокалиптическая литература.

3. Апология (греч. άπολογία – защитительная речь), Жанр, преследующий цель защиты веры с помощью определенных доводов. В Ветхом Завете образцом апологии служит Книга Премудрости Соломона. Из неканонических книг и *апокрифов к апологетической литературе относятся 4 Макк. и Послание Аристея к Филократу. Мотивы апологии встречаются и в Новом Завете (Деян.2:14–36; 7:2–53; Рим.1:18–8:39). Этот Жанр получил свое развитие у раннехристианских апологетов (мч. *Иустина Философа, свт. *Иринея Лионского и других).

4. Аретология (от греч. άρετή – доблесть, храбрость), сказания о подвигах праведника, прославляющие силу Божию и добродетель праведника. У языческих писателей аретология широко представлена в биографиях героев. Элементы ее есть у *Филона Александрийского. В Ветхом Завете аретологический характер носят сказания о Моисее и пророках (Илии и Елисее).

5. Басня, форма назидательного рассказа, где в качестве героев действуют животные, растения и неодушевленные предметы. Басня в жанровом отношении близка к притче и *аллегории. В Ветхом Завете содержатся две басни, в которых подразумеваются политические события (Суд.9:8–15; 4Цар.14:9). В обоих случаях действующими лицами являются деревья.

6. Биография и автобиография появились еще в древнем Египте. Их задача – изобразить жизнь какого-либо лица начиная с рождения. Элементы биографии содержатся в сказаниях о пророках (в доканонической форме они могли быть полнее) и в Евангелиях, которые, однако, не могут быть причислены к жанру биографии, т. к. преследуют иные цели. То же следует сказать и о Деяниях.

7. Благословения и проклятия, устойчивые формулы культового характера, впервые появившиеся на Древнем Востоке (например, египетские тексты проклятия врагам страны). В язычестве этот жанр был составной частью магических церемоний. В Ветхом Завете благословения и проклятия взаимосвязаны, часто следуют одно за другим и употребляются в форме условий-предостережений (напр., Втор.28:2–14; 15–68). Формулы этого Жанра встречаются и в Новом Завете (напр., Мф.5:3–12), причем проклятие, т. е. отлучение от Бога, произносится крайне редко (Мк.11:12–14 и парал.). Проклятие греха и смерти снимается с человечества смертью и Воскресением Иисуса Христа (Гал.3:13–14).

8. Богослужебный устав, руководство для совершения ветхозаветного культа (например, Книга Левит).

9. *Галаха.

10. Генеалогия (греч. – γενεαλογία, евр. תולדות, толедо́т – родословие, происхождение), перечень имен, призванный указать на родственную связь лиц, колен, племен и народов. Генеалогии наиболее характерны для Книги Бытия, в частности для текстов *Священнической традиции (см. статью *Четырех источников Пятикнижия теория). Цель этих генеалогий, по выражению *Тураева, утвердить идею «единства человечества» (ср. Деян.17:26). Источником их служили народные предания и документы Древнего Востока. Нередко в генеалогиях (например, Быт.10) под личными именами подразумеваются целые народы (блж.*Августин, О Граде Божием, XVI, 3; см. статью *Эпонимы библейские). Насыщены генеалогиями и книги, относящиеся к циклу *Хрониста (1–2 Пар., 1 Езд., Неем.). В них списки имен призваны показать непосредственную преемственность между ветхозаветной Церковью *допленного периода и Церковью *Второго Храма периода (*иудейством). Генеалогии в Мф.1:1–16 и Лк.3:23–38 также приведены не просто для объективной информации, а для выражения веры в мессианство Господа, Его происхождения от Давида. Богословский характер генеалогии Мф. подчеркнут тем, что в ней опущен ряд имен, чтобы получить условное число 14 (которое является суммой двух священных семерок – см. статью *Символические числа библейские – и в то же время соответствует цифровому значению еврейского написания имени Давид: Д-4, В-6, Д-4). Генеалогия Лк. восходит к Адаму в соответствии с универсалистским духом 3-го Евангелия.

11. Героический эпос, сказания о подвигах героев, которые заимствованы священными писателями из народных преданий. Этому Жанру свойственны *гиперболы и драматизм повествования. Наиболее характерным примером героического эпоса являются сказания о судьях.

12. Гимн, молитвенное песнопение, первоначально предназначавшееся для общественного богослужения; см. статью *Псалтирь.

13. Деяния (евр. מעשה, маасе́ – деяние), форма ветхозаветной учительной литературы, которая повествует об отдельных знаменательных событиях в жизни праведников. Как полагают, этот литературный Жанр был одним из прототипов жанра Евангелий, хотя маасе носили фрагментарный, эпизодический характер. Примерами такого рода деяний могут считаться рассказы о пророках.

14. Доксология (от греч. δόξα – слава), славословие и благословение, обращенные к Богу. Иногда доксологии заключали в себе молитвы (1Пар.16:8–36), а иногда молитвы ими начинались (Дан.2:20–23; Лк.1:68). Одной из форм доксологии является призыв славить Господа (Пс.28).

15. Евангелие, жанр, который не существовал в ветхозаветной литературе и возник в лоне христианской Церкви. Предшественниками Евангелий как литературного Жанра были биографии, деяния, аретологии, но писания евангелистов не тождественны ни одному из этих литературных видов; см. статью *Евангелия.

16. Завет. Под этим словом подразумеваются два литературных Жанра: а) формула заключения священного союза либо между равными по статусу партнерами (Быт.21:25–32), либо между сюзереном и вассалом (1Цар.11:1) или между Богом и людьми (Быт.15; 17:1–14; см. статьи: *Ветхий Завет; *Новый Завет); б) наставление какого-либо лица, кончающего свой земной путь (Быт.49; Тов.14). В Новом Завете эта форма встречается в Ин.13:31–35; 16:32–33 и в Деян.20:17–35. Достаточно характерна она для *апокрифов, как ветхозаветных (Завет двенадцати патриархов), так и новозаветных (Успение Блаженной Девы Марии).

17. Загадка (евр. חידה, хида́), иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания (Суд.14:14). Загадкам присущ оттенок иронии, они близки к Жанру басни и притчи. Однако загадки рассматривались не просто как игра, а как проверка силы разума. Соломон славился своим умением разгадывать загадки (3Цар.10:1–3). Как литературный Жанр загадки иногда использовались пророками (Иез.17:2 сл.).

18. *Закон.

19. Летопись, объективное, бесстрастное повествование об исторических событиях. В самой Библии нет летописей в прямом смысле слова, но некоторые разделы Ветхого Завета, вероятно, заимствованы из летописей (например, Ис.36–39). На летописи как на источники библейских книг есть указания в 3Цар.14:19 и 1–2.Пар.

20. *Логия.

21. *Макаризм.

22. Мидраш (евр. מדרש – комментарий), сказание или поучение, являющееся толкованием священного текста. Этот Жанр появился в *междузаветный период как плод размышления над Словом Божьим. Мидраш существовал в двух формах: как агада и как галаха (см. выше).

23. *Миф.

24. Песни, разнообразные по характеру произведения библейской поэзии. Нередко они сопровождались музыкой и танцем (Исх.15:20 сл.). Песни отличались широким диапазоном. Достаточно назвать трудовые песни (Числ.21:17–18), иронические (Числ.21:27–30), сторожевые (Ис.21:11–12), свадебные (отраженные в Песн.), траурные (Иер.9:17 сл.: Ам.5:16–18), победные песни (Суд.5). Классической надгробной песнью является песнь Давида на смерть Саула и Ионафана (2Цар.1:17–27).

25. Письмо, переписка между частными лицами. В Ветхом Завете примерами могут служить письмо Давида к Иоаву (2Цар.11:15) и письмо Иеремии (Иер.29:1–28). Эллинистические документы, изученные *Дайссманном, показали, что послания апостола Павла во многом приближаются к Жанру частной переписки. Обычно такая переписка шла по установившемуся шаблону: 1) имя отправителя и адресата (например, «Аминта приветствует Зенона»); 2) благодарение богам; 3) изложение просьб, наставления, предостережения, описание жизненных обстоятельств; 4) приветствия и добрые пожелания. Подобную же схему находим и у апостола Павла.

26. Послание (греч. έπτστολή – эпистола), Жанр, широко известный в греко-римском мире и характерный для Нового Завета. В отличие от частной корреспонденции эпистолы были «открытыми письмами», обращенными к целым общинам, и содержали вероучительные и нравственные наставления. Послания апостола Павла были одновременно и эпистолами и письмами, включая при этом элементы Жанра доксологий, молитв и гимнов. В античных и новозаветных эпистолах часто применялись литературные изобразительные средства (см. статью *Поэтика Библии).

27. Пословица, обычно краткое, устойчивое в речевом обиходе изречение. В библейском тексте пословицы имеют две формы. 1. Простая пословица посвящена одной теме, например: «Какова мать, такова и дочь» (Иез.16:44); «Врач! исцели самого себя» (Лк.4:23). 2. Сложная пословица, как правило, имеет две темы, связанные между собой, например: «Венец славы – седина, которая находится на пути правды» (Притч.16:31); «Пес возвращается на свою блевотину» и «вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Петр.2:22). Принято считать, что простые пословицы – чисто народного происхождения, а сложные – продукт литературного творчества (см. статью *Пословицы библейские).

28. Притча (евр. משל, маша́л – сравнение), небольшое назидательное изречение или рассказ. В Ветхом Завете под словом машал обычно подразумевается афоризм (характерный пример – Книга Притчей Соломона). Подобную же, но более сложную форму притчи мы находим и в Евангелии (напр., Мф.5:13). Там же впервые появляются притчи-рассказы как важнейший элемент проповеди (хотя притчи-рассказы не чужды и Ветхому Завету, например, 2Цар.12:1–6). Среднее положение между афоризмом и рассказом занимает притча-сравнение (например, Мф.11:16 сл., 13:44–50). По мнению некоторых современных экзегетов, притчи-рассказы в литературном отношении наиболее оригинальный евангельский Жанр, начало которому положил Сам Господь Иисус. Некоторые ветхозаветные мидраши (см. выше) имеют сходство с евангельскими притчами-рассказами. См. статью *Притчи евангельские.

29. Пророческие речения, произносившиеся первоначально обычно при Храме, а позднее собранные в книги. Для ранних пророческих речений характерна наглядность, эмоциональность, резкая смена образов, метафоричность. Речения эти начинаются формулой: «Так говорит Господь». Классическая форма этого Жанра ведет начало от проповеди пророка Амоса, хотя существовал он и раньше (Числ.24:15–24). Речения пророков облекались в поэтическую форму, удобную для запоминания, со свойственным древневосточной поэзии параллелизмом (см. статью *Поэтика Библии). Пророки вносили в речения элементы различных Жанров (песнь, загадка, притча), иллюстрируя пророчества символическими действиями. Некоторые проповеди Христа Спасителя по стилю близки к пророческим речениям (например, Мф.23), но знаменательно, что в них никогда не встречается формула «Так говорит Господь».

30. Сказание, повествование, восходящее к *устной традиции, которое изложено в свободной, недокументальной форме, но говорит о реальных событиях (ср. со скандинавской сагой). К Жанру сказаний относятся рассказы о праотцах, патриархах, Моисее, Иисусе Навине и судьях.

31. Указ, письменно зафиксированное официальное правительственное постановление (например, 1Езд.7:11–26). Многочисленные их образцы содержат памятники Древнего Востока и эллинистического времени.

Наличие в Библии разнообразных литературных Жанров обусловлено тем, что Слово Божие обращено к людям через посредство исторически сложившегося языка и литературных форм, свойственных той или иной эпохе. Понимание специфической природы конкретного литературного Жанра, присущего ему способа выражения мысли и изображения факта помогает наиболее адекватно понять смысл Священного Писания, ибо, по словам блж. Августина, «Писание имеет свой язык, а кто этого языка не знает, смущается» (Толкование на Ин.X,2).

Карманов Е.А., Рецензия на книгу: [Э.*Гальбиати, А.Пьяцца, Трудные страницы Библии (Ветхий Завет), Милан, 19523] БТ, сб.2, 1961; Жанр литературный, КЛЭ, т.2; Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературные, М.,1964; прот.*Шиваров Н., Литературните жанрове в Стария Завет, ГДА, т.23 (49), 1973–1974, София, 1976; NCE, v.8, p.803–909; Ohler A., Gattungen im Alten Testament, Bd.1–2, Düss., 1972–1973; RFIB, v.1; RGG, Bd.2, S.996; Stowers S.K., Letter Writing in Greco-Roman Antiquity, Lousville, 1986; Wilson R.R., Genealogy and History in the Biblical World, New Haven, 1977 (там же указана библиография). См. также труды *Гальбиати, *Гункеля, *Харрингтона и библиографию к статье *Исагогика.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle