Азбука веры Православная библиотека профессор Константин Ефимович Скурат Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования

Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования

Источник

Содержание

От редакции

Введение

Отдел I. Понятие о христианской молитве и краткое изъяснение молитвы Господней как образца всякого нашего моления Глава 1. Понятие о христианской молитве Глава 2. Краткое изъяснение молитвы Господней как образца всякого нашего моления Отдел II. Виды молитвы Глава 1. Молитва внутренняя и наружная 1. Понятие о внутренней молитве 2. Понятие о наружной молитве 3. О необходимости соединения молитвы внутренней и наружной Глава 2. Молитвы: хвалебная, просительная, покаянная и благодарственная 1. Понятие о хвалебной молитве 2. Определение просительной молитвы и наша обязанность возносить ее 3. Определение покаянной молитвы. Отличие ее от молитвы просительной. Ее необходимость 4. Определение благодарственной молитвы Глава 3. Молитва ходатайственная – молитва за других 1. О молитве за предержащие светские власти; за духовных руководителей; за членов семейства, сродников и благодетелей 2. О молитве за скорбящих, бедствующих и подверженных духовным недугам 3. О молитве за врагов своих 4. О молитве за всех людей 5. О молитве за всех усопших православных христиан 6. Вопрос о молитве за умерших без веры в Господа, повинных в смертном грехе, самоубийц и за скончавшихся вне ограды святой Православной Церкви Глава 4. Молитва: частная и общественная 1. Определение частной молитвы 2. Определение общественной молитвы Отдел III. Условия благоуспешной молитвы Глава 1. Приготовление к молитве 1. Примирение со всеми 2. Отрешение от всего земного и устремление своего ума и сердца в мир горний 3. Воспоминание Страшного Суда Божия и вечных мучений, уготованных грешникам 5. Молитвенное прошение ко Господу о том, чтобы Он ниспослал нам великий благодатный дар молитвы Глава 2. Условия, требуемые при совершении молитвы 1. Вера в Бога, в Его вездеприсутствие 2. Страх Божий и внимание 3. Сыновняя любовь к Небесному Отцу 4. Надежда на Бога 5. Смирение. Слезы. Пост. Возношение молитвы от чистого сердца 6. Совершение молитвы: во имя Господа нашего Иисуса Христа, призывание на помощь Божией Матери и всех святых 7. Неотступность при прошениях и терпение. Надлежит молиться так, чтобы не замечать течения времени 9. Внешнее оформление молитвы Отдел IV. Христианское учение о значении молитвы в деле нравственного совершенствования Глава 1. Значение молитвы в подвиге борьбы со грехом и страстями и духовной победе над ними 1. Молитва предохраняет человека от греха. Сообщает благодатную помощь в духовной борьбе с ним 2. После совершения греха молитва открывает человеку его виновность пред Богом за грех и служит целебным врачевством этой греховной язвы 3. Молитва избавляет человека от страстей, опасных и смертоносных по своему действию Глава 2. Значение молитвы для возрастания в христианских добродетелях. 1. Значение молитвы для возрастания, укрепления и усовершенствования христианина в любви к Богу, в вере и надежде на Него 2. Значение молитвы для усовершенствования добродетелей по отношению к ближним: любовь молитвенника к другим людям, его смирение, милосердие и прочие добродетели 3. Влияние молитвы на все силы и способности человека: ум, волю и сердце 4. Созерцание и экстаз, как высшие формы молитвенного состояния и нравственного совершенства Заключение Библиография 1. Источники: творения святых Отцов Церкви и сочинения церковных писателей 2. Литература Время жития святых, упоминаемых в работе  

 
От редакции

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, поздравляя Константина Ефимовича Скурата с 40-летием педагогической деятельности, обратился к нему с такими словами: «Вы – действительно труженик и подвижник нашей богословской науки. Ваши ученики несут архипастырское, пастырское, педагогическое служение Матери-Церкви – от края до края Руси, ближнего и дальнего зарубежья. Спасибо Вам за Ваш подвижнический, педагогический, богословский подвиг, который дал поколения тружеников нашей Святой Церкви, которым Вы передали свои богатые знания и воспитывали примером своей жизни».

В 1999 году автору этой книги профессору Московской Духовной Академии, Доктору Церковной Истории Константину Ефимовичу Скурату исполнилось 70 лет. С радостью поздравляем его с юбилеем.

Родился Константин Ефимович 29 августа 1929 года в крестьянской семье в селе Комайск Витебской области. Родители воспитывали трех своих сыновей в строго православном духе. Отец перед самой кончиной подозвал к себе Константина, благословил его крестным знамением и сказал: «Молись Богу, и Господь устроит твою жизнь». Мать (Татьяна) сопровождала всю жизнь сыновей молитвой и наставлением в святой православной вере и жизни.

Общеобразовательную школу Константин закончил с серебряной медалью. С отличием закончил Минскую Духовную Семинарию (в 1951 г.) и Московскую Духовную Академию (в 1955 г.). За труд, который читатель держит в своих руках, получил ученую степень кандидата богословия и был оставлен при Академии в качестве профессорского стипендиата по кафедре Истории Русской Церкви и преподавателя Московской Духовной Семинарии.

В 1979 г. защитил магистерскую диссертацию на тему «Сотериология святого Афанасия Великого» (после чего был удостоин звания профессора), а в 1978 г. – докторскую диссертацию на тему «Поместные Православные Церкви». Имеет многочисленные публикации.

За время 44-летней педагогической работы преподавал в Московской Духовной Семинарии Историю Русской Церкви и Общую Церковную Историю, а в Московской Духовной Академии – Историю Древней Церкви, Догматическое богословие и Греческий язык.

Побывал в служебных командировках в Греции, Болгарии, Румынии, Германии, Италии, Швейцарии, Финляндии, Великобритании, Ирландии, Израиле.

Награжден орденами и медалями Православных Церквей: Александийской, Иерусалимской, Русской, Румынской, Болгарской, а также Правительством Российской Федерации.

В настоящее время преподает Катехизис в Московской Духовной Семинарии, Патрологию – в Московской Духовной Академии и курс по Истории Поместных Православных Церквей в Аспирантуре при Московской Духовной Академии.

Константин Ефимович является членом богословской Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви и членом Редколлегии журнала «Богословские труды».

Женат. Имеет трех взрослых детей – двух сыновей (иерея Николая и Алексия) и дочь (Наталию).

ВВЕДЕНИЕ

Бдите и молитеся, да не внидите в напасть...

(Мф. 26, 41)

Молитва – священная царица добродетелей...

Прп. Иоанн Лествичник

Велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божьего и ее удобнее всего всякому исправлять...

Прп. Серафим Саровский

Молитва есть вместилище или поприще всей духовной жизни, или самая духовная жизнь в движении и действии...

Святитель Феофан

Человеческая немощь в подвиге приобретения истинного блага. Истинные блага дарует нам Господь. Молитва есть средство к испрошению этих благ и приготовление к достойному их принятию. Молитва возрождает человека. Сила молитвы

Человек – великое, дорогое существо у Бога, но это великое создание, после падения в грех, стало немощным, подвергающимся множеству слабостей. Греховный человек настолько слаб, что, несмотря на все свои естественные усилия, не может приобрести здесь на земле истинного блага, постоянного внутреннего мира и покоя в своем существе. Ему часто помогают в этом искании ближние, друзья, соседи. Но что могут дать человеку такие же смертные, как и он! И только Господь может послать ему благо и дар совершен. «Бог есть единый источник всех истинных благ», – читаем у святителя Игнатия (Брянчанинова)1. Он для человека все: сила сердца его и свет ума его; Он благую мысль дает ему, уничтожает уныние и оживляет дерзновение; Он покой и радость; Он его вера, надежда и любовь; Он пища его, питие, одежда; Он жизнь для человека, его дыхание и освящение. Как мать бывает всем для младенца, так и Господь всегда готов даровать человеку необходимое в достижении им спасения. Но чтобы стать достойным Божиих милостей, человеку нужно приготовить себя к этому.

Ведь и земледелец не бросает своих семян в твердую почву, а предварительно распахивает ее, делает рыхлой. Так и верующий для принятия Божественных даров должен расположить свою душу, должен сам искать этих даров, просить их у Господа.

Средством ко всему этому и служит молитва. «Она есть ключ к небесным сокровищам»2, «посредница между Богом и человеком, лестница, соединяющая небо с землею, творение с Творцом»3.

«Она перерождает душу, уготовляет ее к принятию благодати, приводит ее в общение с Богом, водворяет в ней мир»4. Она «есть канал, которым струя благословений с неба льется в томящееся сердце»5. Вся духовно-нравственная жизнь развивается в человеке при посредстве молитвы. Молитвою поддерживается и укрепляется в человеке ревность для борьбы с грехом и страстями; через молитву получаются от Бога благодатные силы на перенесение всякого рода жизненных испытаний и на преуспеяние в добродетели. С другой стороны, и все то, что относится к нашим телесным нуждам, может быть ниспослано от Бога только через посредство молитвы. Нет такой вещи, чтобы нельзя было испросить ее у Бога. Невозможное она делает возможным. То, что представляется для нас трудным, молитва делает легким. Бессильный человек с молитвою приобретает такую силу, пред которой не могут устоять никакие другие силы. Чистою молитвою он побеждает самую природу, переменяет ее законы. Так, по молитве великого вождя Богоизбранного народа разверзлись недра земные, в которые едва проникают все усилия людей, и поглотили нечестивых возмутителей (Числ. 16, 32, 33). Иисус Навин остановил молитвой солнце при сражении с хананеянами и продлил один день как два (Нав. 10, 12–14). Пророк Исаия – возвратил солнечную тень (3Цар. 20, 11; Ис. 38, 8).

Сильно и страшно бурное море, неудержимым потоком переливаются в нем воды, с неотразимою силою восстают под дыханием ветра его бурные волны, для которых человек со всею его мудростью – игрушка. Но и страшное море уступает силе молитвы (Исх. 14, 22). Ужасна стихия огня, но и ее преодолевает молитва (Дан. 3, 94). Неудержимы разрушительные движения воздуха. Нет силы, которая бы могла остановить страшные его течения, кроме одной только – силы молитвы (Мф. 8, 25, 27). Молитва побеждает и злобу хищных зверей (Дан. 6, 16–19), и истребляет страшные полчища врагов (Ис. 37, 14–20, 36). Молитва отражает и притоки болезней, поражающие тело человека и преодолевающие всякое искусство (Ис. 38, 1–5). По силе молитвы Сам Господь Бог нередко изменял определения Своей святой воли, удерживал Свою карающую руку, отвращал Свой гнев от преступного народа (Исх. 32, 10, 14). «Нет, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – подлинно нет ничего сильнее молитвы и даже ничего равного ей»6.

Господь наш Иисус Христос и святые апостолы признавали молитву главным делом. Заповедали ее и нам

Господь наш Иисус Христос, придя на землю для спасения человеческого рода, считал молитву главнейшей обязанностью Своего великого служения. Он не только Сам постоянно пребывал в молитвенном единении с Отцом7, но и нам заповедал молиться8 и оставил образец молитвы («Отче наш...»)9.

Точно также смотрели на молитву и святые апостолы. Вместе с проповедью слова Божия они признавали ее главным своим делом. Избирая семь диаконов, чтобы вверить им попечение о бедных, они сказали о себе: «Мы же в молитве и служении слова пребудем» (Деян. 6, 4). Нам они завещали со всем усердием молиться Богу, о чем святой апостол Павел неоднократно упоминает в своих посланиях10. Он заповедует даже «непрестанно молиться» (1Сол. 5, 17), то есть непрестанно иметь молитвенное настроение.

Святые отцы и учители Церкви признают молитву корнем всего доброго и святого

Тому же учат единогласно все святые отцы и учители Церкви как словом, так и собственным примером. Они признают молитву «священной и блаженной матерью всех добродетелей», «царицей их»11, «ликоначальницей»12, «главой всякой добродетели», «верхом добрых дел»13, «корнем, источником и матерью бесчисленных благ»14, пищей и светом души15, «пределом всех благ»16. В честь молитвы они составили целые панегирики, в которых указывают на ее великое значение и в нравственной жизни17.

Долг христианина – совершение молитвы

Естественно вытекает из сказанного необходимость для человека молитвы. Поскольку она заповедана Самим Спасителем и Его святыми апостолами и поскольку на ней созидается все доброе и великое, то она так же необходима христианину, как основание для каждого здания, как пища для тела, как воздух для дыхания и как вода для рыбы. Эта потребность вытекает не только из учения веры, но и из самой природы нашей души. Душа наша, будучи дыханием Божиим, постоянно стремится к Богу, как к источнику своего бытия, и свое стремление выражает посредством беседы с Ним, то есть молитвы.

Причина охлаждения христиан к молитве – незнание сущности христианской молитвы. Задача работы и ее трудность. План

Но отчего же между нами мало таких, которые считали бы молитву самым действенным средством к исправлению при нравственном падении, к отражению всех злоключений и напастей? Что значит, например, такое явление, когда христианину, при случившейся с ним какой-нибудь беде, подаешь совет помолиться Господу, он холодно принимает совет, как будто бы дело идет о давно испытанном и не оказавшем пользы средстве? Это значит только то, что между христианами все еще мало таких, которые знают существо христианской молитвы, умеют молиться как следует, а потому и не испытывают на себе всей спасительности молитвы. Молитва – великое и святое дело, благоуханный цвет духовной жизни. «Кто умеет молиться, – читаем у святителя Феофана (Говорова), – тот уже спасается»18. Поэтому, прежде чем давать свои заключения о молитве, надлежит раньше научиться ей, познать, какая молитва угодна Богу и как она содействует в нравственном совершенствовании человека. Правильное и спасительное решение этого вопроса дает нам православное христианское учение. Изложение его и является задачей данной работы.

Дать полное православное христианское учение о молитве – труд очень большой. Это объясняется, с одной стороны, чрезвычайной широтой рассматриваемой темы. «Молитва, – говорит святитель Феофан, – есть наука из наук»19, «она все: вера, благочестие, спасение. Следовательно, – делает вывод святитель, – о ней столь можно говорить, что и конца не будет»20. С другой стороны, – до сих пор этот обильный материал о молитве мало кем приводился в систему. Может быть причину сего надо видеть в том, что, по слову того же святителя Феофана, «учение о молитве не должно подлежать никакой системе, потому что духовное дело, подчиняясь системе, необходимо должно терпеть усечение, лишаться своей безграничной свободы, свойственной духу, находящемуся под действием и управлением Духа Божия, а не человеческого узаконения»21.

Настоящее сочинение построено по такому плану.

Вся работа разделена на четыре отдела. В первых трех – излагается христианское учение о молитве. Сюда входят вопросы о том, как понимает христианство молитву, о каких ее видах оно учит и каких требует условий, чтобы молитва была успешной. В четвертом же отделе рассматривается христианское учение о значении молитвы в деле нравственного совершенствования.

* * *

1

Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 140.

2

О терпении в молитве. «Прибавление к творениям святых отцов». 1855. Ч. 14. С. 398.

3

Булгаковский Д., священник Молитва – царица добродетелей. СПб., 1893. С. 4.

4

Остроумов С., протоиерей. Жить – любви служить. М., 1900. С. 53.

5

Размышление о молитве Господней. «Христиан-ское Чтение» (Дальше: «Хр. Чт.»). 1822. Ч. 6. С. 340.

6

Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против аномеев VII. СПб., 1895. С. 557.

11

Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 233.

12

Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 337

13

Там же. С. 349.

14

Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. Слово о молитве 1. СПб., 1896. С. 831.

15

Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу и истолкование молитвы Господней словами святых отцев. М., 1889. С. 149 (преподобный Иоанн Лествичник). (Дальше: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении); «Хр. Чт.» 1829. Ч. 34. С. 17 (святитель Иоанн Златоуст).

16

Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев V. СПб., 1895. С. 532.

17

Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев VII. СПб., 1895. С. 558. Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 3. Сл. 64. М., 1849. С. 285. Григорий Нисский, святитель. Творения. Ч. 1. О молитве. Слово 1. М., 1861. С. 384–385. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 232.

18

Письма о христианской жизни. СПб., 1880. С. 361.

19

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 57.

20

Письма о христианской жизни. Указ. изд. С. 361.

21

Цит. по книге: Схимонах Иларион. На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец чрез молитву Иисус Христову или духовная деятельность современных пустынников. Баталпашинск, 1910. С. 19.


Источник: Скурат К.Е. Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования // Богословские труды. 1997. Вып. 33. С. 5-62.

Комментарии для сайта Cackle