Ака­фист­ник

***

Ака́фистникбого­слу­жеб­ная книга, содер­жа­щая по пре­иму­ще­ству ака­фи­сты Спа­си­телю, Божией Матери и отдель­ным празд­ни­кам в память собы­тий из земной жизни Гос­пода Иисуса Христа и Пре­свя­той Бого­ро­дицы (Стра­стям Хри­сто­вым, Успе­нию Бого­ро­дицы и т. д.), чудесно явлен­ным иконам (Вла­ди­мир­ской, Казан­ской и др. иконам Божией Матери), а также ака­фи­сты свя­ти­телю Нико­лаю Чудо­творцу, про­року Иоанну Пред­тече и другим святым. Число и Состав ака­фи­стов в разных изда­ниях может суще­ственно отли­чаться.

***

Когда появился ака­фист­ник?

Как тип про­из­ве­де­ний цер­ковно-лите­ра­тур­ного твор­че­ства ака­фист­ник офор­мился не раньше сере­дины XIV в., когда были напи­саны сед­мич­ные ака­фи­сты на все дни недели (сед­мицы). На сла­вян­ский язык эти ака­фи­сты, вхо­дя­щие в состав сед­мич­ных служб, в свою оче­редь вхо­дя­щих в вос­сле­до­ва­ния к Псал­тири, были пере­ве­дены не ранее второй поло­вины XIV в. (списки с XV в.), веро­ятно в Кон­стан­ти­но­поле или на Афоне.

Когда были напе­ча­таны первые ака­фист­ники?

Первое печат­ное изда­ние ака­фист­ника, содер­жа­щее сед­мич­ные ака­фи­сты, было осу­ществ­лено около 1522 г. в Вильне бело­рус­ским пер­во­пе­чат­ни­ком и про­све­ти­те­лем Фран­цис­ком Ско­ри­ной (вклю­чив­шим в него два своих ака­фи­ста с имен­ными акро­сти­хами: Пре­слад­кому имени Иису­сову и Иоанну Пред­тече) в составе «Малой подо­рож­ной кни­жицы» (Псал­тири с вос­сле­до­ва­нием). Это изда­ние послу­жило осно­вой для зна­чи­тель­ного числа руко­пис­ных ака­фист­ни­ков XVIXVII вв.; оно было про­то­ти­пом рус­ского Молит­во­слова XVIIIXX вв.

В XVIIXVIII вв. ака­фист­ники мно­го­кратно изда­ва­лись мало­рос­сий­скими (укра­ин­скими) и бело­рус­скими типо­гра­фи­ями, на мос­ков­ском Печат­ном дворе в XVII в. и в сино­даль­ных типо­гра­фиях Москвы и Петер­бурга в XVIII в. эта книга не печа­та­лась. Ака­фи­сты рус­ским святым и празд­ни­кам в состав печат­ных ака­фист­ни­ков, как пра­вило, не вклю­ча­лись. Многие изда­ния ака­фист­ни­ков, в осо­бен­но­сти с конца XVII в., пред­став­ляют высо­кие образцы кни­го­пе­чат­ного искус­ства, богато укра­шен­ные гра­вю­рами и орна­мен­ти­кой в стиле барокко.

Каковы отли­чия совре­мен­ных ака­фист­ни­ков от их пред­ше­ствен­ни­ков?

В XX в. и в насто­я­щее время ака­фист­ни­ками нередко назы­ва­лись и назы­ва­ются сбор­ники, состо­я­щие из одних ака­фи­стов, набор кото­рых про­из­во­лен в отли­чие от набора ака­фи­стов в ака­фист­ни­ках XVIXVIII вв.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки